В. В. Котов (Москва)
Возникновение сокольского движения (1861-1862 гг.)
В статье рассматривается зарождение сокольского движения в 1861-1862 гг. в чешских землях монархии Габсбургов, выявляются причины и предпосылки его возникновения, описывается начало деятельности соколов.
Ключевые слова: сокольство, чешские земли, Турнферайн, Мирослав Тырш, Йиндржих Фигнер.
150 лет назад в конце 1861 — начале 1862 г. в чешских землях возникло сокольское движение, основной сферой деятельности которого был спорт. Кроме того Движение ставило своей целью защиту чешских национальных интересов, а также в его программу с самого начала были включены идеи славянской взаимности.
Сокольство появилось не на пустом месте. Ему предшествовало создание в Праге нескольких гимнастических школ. Первую из них в 1843 г. основал Рудольф Стефанни из Пруссии1, с 1845 по 1855 г. ее возглавлял соотечественник Стефанни, Густав Штегмайер, а затем — чех Ян Малипетр2. Другой школой руководил доктор медицины Зе-ген, а затем с 1849 г. — юрист Фердинанд Шмидт3. Обе эти школы проводили свои гимнастические занятия по системе, практикуемой в немецких обществах «Турнферайн», получившей широкое распространение в германских землях в первой половине XIX в. Главным создателем этой системы был Фридрих Людвиг Ян (1778-1852).
В 1847 г. в помещении школы Зегена начало действовать чешско-немецкое «Академическое гимнастическое общество», где, как и в будущем «Соколе», практиковались туристические поездки и совместное проведение досуга, но в бурном 1848 г. оно было закрыто4. Позднее эта организация студентов не восстановила свою деятельность, что неудивительно, так как отношения государства и общества в следующее десятилетие характеризовалось ужесточением режима, получившего в историографии название «неоабсолютизм»5. О необходимости более активного распространения гимнастики говорили в этот период лишь ученые, например Ян Эвангелиста Пуркине6 и Йозеф Чейка7.
В начале 1860-х гг. существенным образом изменился политический фон в стране. Экономические и внешнеполитические неудачи монархии Габсбургов привели к реформам во внутренней политике и к серии конституционных экспериментов, на что чехи отреагировали созданием «Национальной партии», изданием «Национальной газеты» и общим оживлением политической жизни.
Инициированные Веной преобразования побуждали чешских общественных деятелей к активной работе в национальном ключе, своими финансами их поддерживала аристократия и окрепшие промышленные круги. Ярким отражением общественных сдвигов стало образование многочисленных обществ, союзов и объединений: театральных, певческих, студенческих, учительских, научных, читательских, туристических, пожарных, благотворительных и т. д.8. Они появлялись и раньше, но начиная с 1860-х гг. их численность и активность резко возросли.
Как отмечал спустя 10 лет после появления движения известный чешский политик, журналист и сокольский деятель Эдуард Грегр: «Это произошло в тот знаменательный момент, когда после многих лет угнетения был проломлен толстый лед абсолютизма, когда были разбиты кандалы жестокого самовластья, когда на темном горизонте политической неволи вспыхнула утренняя звезда гражданских свобод и народы Австрии начали предаваться надежде, что им вернут то, что принадлежало им по закону Божьему, согласно правам человека и по их естественному праву»9.
В начале 1860-х гг. гимнастическая школа Шмидта стала испытывать финансовые трудности и была вынуждена переехать в менее удобное помещение, в результате чего часть ее инструкторов и учеников перешли в школу Малипетра10. В качестве рабочего языка в ней использовался преимущественно чешский11.
Затем возникла идея создать в Праге новое спортивное общество. Предлагалось использовать в качестве рабочего языка немецкий, взять устав какого-либо из аналогичных обществ Германии и назвать его «Prager Männerturnverein» («Пражское мужское гимнастическое общество»)12.
Однако чехи уговорили немцев сделать общество двуязычным, начался сбор подписей. Между тем, согласно чешской версии собы-тий13, один из так называемых будущих «членов-меценатов», который, как предполагалось, должен был стать главным «спонсором», глава Пражского филиала Венской кредитной компании Карл Фридрих Зойттер фон Лётцен, заявил, что готов финансировать новое
общество только в том случае, если оно будет полностью немецким. Немцы согласились на эти условия, тогда как чехи отозвали свои подписи и решили учредить свое общество14.
Активнейшим образом в тот момент проявил себя Мирослав Тырш, которого тогда называли Бедржих15. Об этом свидетельствует заявление16 секретаря Пражского гимнастического общества Э. Гре-гра на сессии Общего собрания этой организации 19 июля 1862 г. Будущий старший инструктор общества, создатель сокольской гимнастической системы и идеологии, вскоре ставший символом «Сокола», был в тот момент мало кому известным выпускником юридического факультета Пражского университета, работавшим в гимнастической школе Малипетра, а ранее — у Шмидта. Согласно свидетельству одного из очевидцев событий 1861-1862 гг., до этого фигура Тырша еще не выделалась столь ярко на общем фоне17.
Слухи о подготовке нового общества стали появляться еще в сентябре 1861 г18. Первая встреча будущих основателей «Сокола», на которую собралось около 40 человек, состоялась в ноябре в школе Малипетра19, хотя он сам в начале был негативно настроен по отношению к этому проекту20. На встречах, которые становились все многочисленнее, обсуждались различные организационные вопросы и, в первую очередь, вышеупомянутый Устав21.
Документ был подан на рассмотрение в Высшее Императорское Королевское наместничество 17 декабря 1861 г. В основу текста был положен перевод, сделанный М. Тыршем с немецкого языка для так и не появившегося на свет совместного чешско-немецкого гимнастического общества и переработанный при участии братьев Эдуарда и Юлиуса Грегров22.
Устав был одобрен 3 января 1862 г23, однако по требованию властей в него пришлось еще внести отдельные поправки24. Уже 4 января было опубликовано приглашение вступать в общество, создание которого обосновывалось опытом древних греков, а также «самых лучших педагогов, представляющих все просвещенные народы», и необходимостью бороться с малоподвижным образом жизни25.
Окончательно Устав общества был утвержден в конце января 1862 г.26 и вскоре опубликован в газете «Кш^ш listy»27. Общество состояло из учредителей, действительных членов и учеников. Первые отличались от вторых размером взносов, а третьи — от остальных — возрастом и правами. Руководство обществом осуществляли в период проведения сессий Общее собрание, а между ними — Правление, избираемое первым из упомянутых органов. Очередные
сессии Общего собрания должны были проходить раз в полгода. В Правление входили староста, его заместитель и еще 10 членов, включая секретаря, казначея, делопроизводителя и интенданта. На сессиях Общего собрания избирались также инспекторы и ревизоры, в ведении которых находились финансы.
Слово «Сокол» тогда отсутствовало в названии общества, однако в Уставе есть следующий пункт: «Эмблема общества — „парящий сокол". Эта эмблема изображена на печати и на знамени»28. Использовать это слово в память о югославянских героях борьбы против «османского ига» предложил журналист и ученый Эммануэль Тон-нер, позднее один из членов Правления. Официально оно стало названием лишь в 1864 г.29.
Несмотря на то, что по Уставу в оформлении документов должен был использоваться лишь чешский язык и существовала определенная напряженность в отношениях с возникшим чуть позднее «Немецким гимнастическим обществом» («Deutscher Turnverein»), новое общество старалось действовать осторожно и не выдвигало каких-либо резких радикальных национальных лозунгов. В его Уставе указывалось, что «согласно действующему законодательству, над обществом осуществляется административный надзор со стороны соответствующих органов власти, с которыми должны быть согласованы все изменения», вносимые в этот документ30.
16 февраля 1862 г. в гимнастической школе Я. Малипетра состоялась первая сессия Общего собрания Пражского гимнастического общества31. На ней был избран состав Правления32: старостой общества стал Йиндржих Фигнер, глава отделения триестского Нового страхового общества для Богемии33 и одновременно председатель Пражского союза стенографистов34, а его заместителем — Тырш. В Правление вошли также: граф Рудольф Турн-Таксис, профессор Рудольф Скугерский, Фердинанд Фингергут, Карел Штеффек (казначей), Франтишек Писаржович (интендант), Эммануэль Тоннер, Эдуард (секретарь) и Юлиус Грегры, Ян Криспин и Томаш Черны (делопроизводитель)35. В отличие от последующих выборов, тогда не образовалось никаких «партий» и единственным предметом дискуссии была кандидатура старосты — Фигнер или Турн-Таксис (однако Э. Грегр и М. Тырш убедили всех голосовать за первого, так как Турн-Таксис уже возглавлял певческое общество «Глагол», да и сам он отказывался от руководства обществом при любом результате выборов)36. Организационный уровень в тот момент был далек от совершенства: список кандидатов был напи-
сан от руки, а большинство участников были вынуждены стоять во
37
время мероприятия37.
Р. Турн-Таксис, представитель древнего европейского аристократического рода, был заметной политической фигурой тех лет, разделял довольно радикальные политические взгляды, однако авторитета в «Соколе» он, несмотря на ряд попыток, добиться не сумел, проиграв борьбу противостоявшей ему группе сторонников братьев Грегров38.
Выбор Фигнера старостой был весьма знаменательным событием. Заслуга в привлечении Фигнера к сокольскому делу принадлежала Тыршу, который познакомился с ним летом 1861 г. через промышленника Бартелмуса, с детьми которого он в тот момент занимался39. Важными были как управленческие способности Фигнера как опытного предпринимателя, так и еще в большей степени его значительные денежные средства40. О последнем факторе членам общества долгое время не сообщалось, и объяснение источников финансирования было дано позднее в «закрытом формате»41. До этого члены общества довольствовались лишь слухами, о чем свидетельствуют воспоминания одного из его основателей Вацлава Червинки:
«Я уже упоминал, что нас невероятно удивило помещение общества... Это все казалось нам каким-то чудом, словно вызванным взмахом волшебной палочки. И, конечно, у всех естественным образом рождался вопрос, который часто задавался в обществе: откуда взялись эти деньги? Ведь было очевидным, что месячных взносов с приблизительно ста действительных членов и того, что внесли немногочисленные члены-учредители, было недостаточно для приоб-
42
ретения всего этого»42.
Следующая сессия Общего собрания состоялась 23 февраля 1862 г.43, а затем — 2 марта44. На последней был предложен и утвержден ряд изменений в Уставе, включая появление нового типа членов — «членов-меценатов», платящих меньше, чем «члены-учредители», но также, в отличие от действительных членов, не обязанных принимать участие в занятиях. Однако это изменение не было одобрено властями, на что была подана апелляция45. Четвертая сессия была созвана 10 апреля46.
11 мая состоялся первый «вылет» или поездка «соколов». Речь шла о первом появлении «соколов» на публике. Полиция запретила им использовать барабаны и в черте города — рожки47. Среди пражан ходили слухи о создании из соколов «будущей национальной армии»48. Большое впечатление толпа из двухсот человек в красных рубашках произвела на сельских жителей49.
Важным событием с точки зрения формирования идеологии «Сокола» и внутренней борьбы в нем стали торжества, посвященные вручению знамени, прошедшие 1 июня 1862 г.50. Это знамя создал известный художник Йозеф Манес, а соткали его жены и дочери ряда видных деятелей сокольского движения и чешской общественной жизни (в том числе, Фигнера, Турн-Таксиса, Палацкого, Ригера), а также известная чешская писательница Каролина Светла.
За распространение билетов на это мероприятие отвечал Й. Фигнер, который, вместе с М. Тыршем, в отличие от братьев Грегров, Турн-Таксиса, Тоннера, Скугерского и Барака, выступал за то, чтобы общество в большей степени занималось спортом, а не участвовало в политических играх, которые могли поставить под вопрос само его существование51. Фигнер постарался, чтобы на этом важнейшем событии присутствовало как можно меньше представителей «неспортивного» направления52.
В связи с этим праздником в газете «Кш^ш ^1у» приводилось описание костюма сокола, основными элементами которого были тогда: красная рубашка, незастегнутый пиджак и шляпа с пером53. О том, как должен выглядеть сокольский костюм, споры продолжались вплоть до 1873 г., а о его отдельных элементах — еще дольше.
Вскоре среди соколов вошло в обычай обращение «Брат!» или «Братья!», а изначально в качестве приветствия планировалось употреблять шахтерское «Zdaf ВиЫ» («В добрый час!»). Последнее, по предложению Э. Тоннера, было заменено на «К zdar!» («Привет!»), а автором утвердившегося обращения стал Й. Барак. При приветствии перестали также снимать головной убор54.
Использовать девиз «Тигте se», который дословно переводился как «Закаляйся!», а на деле означал призыв не только к физическому, но и к духовному самосовершенствованию, М. Тырш предложил еще на заседании Правления 20 апреля 1862 г. Постепенно этот девиз становится неотъемлемой частью жизни сокольства, хотя первоначально альтернативным вариантом, автором которого выступил Э. Грегр, было «Добьемся свободы силой»55.
На торжествах по вручению знамени произносилось множество речей, а также прозвучала клятва, в которой основными ценностями общества провозглашались «любовь к Родине... человечность, братство, единодушие, решительность, неустрашимость, упорство, умеренность, честность, активность, честь и слава»56 и дважды «свобода». Позже эти заявления по-разному трактовались разными противоборствующими группами внутри движения, но и использовались
практически для оформления обложки журнала «Сокол», начавшего выходить с 1871 г.57.
Несмотря на соперничество чехов и немцев, на празднике 1 июня присутствовали 4 представителя «Немецкого гимнастического общества», что говорит о сложности взаимоотношений гимнастов двух наиболее многочисленных наций, проживавших на чешских землях.
В тот же день состоялось первое публичное выступление «соколов», которое рядовыми членами воспринималось как гораздо более важное событие, чем многочисленные «речи»58. Под впечатлением от этого выступления многие зрители решили затем вступить в ряды общества59.
После этого была организована традиционная поездка за город, на которой Турн-Таксис потерпел публичное фиаско. В начале мероприятия ему не предоставили слова. А когда он собрался произнести большую патриотическую речь во время всеобщего отдыха, ему не удалось перекричать шумную веселую кампанию, распевавшую патриотические песни о революции 1848-1849 гг.60 В отличие от братьев Грегров, которые происходили из многодетной семьи лесника и поднялись наверх благодаря университетскому образованию, ему не хватало навыков общения с простыми людьми.
Этому празднику сами «соколы» придавали большое значение. Спустя 8 с лишним лет после него в связи с похоронами одной из его участниц Марии Махачковой61 газеты вновь вспоминали об этих торжествах. Одно издательство выпустило даже схему, на которой детально изображалось, где именно стояли 32 известных деятеля в момент вручения знамени62.
Праздником 1 июня 1862 г. завершился начальный этап истории сокольства. Сокольское движение представляется весьма интересным объектом исторического исследования. Равенство членов сокольских организаций и выборность должностных лиц свидетельствовали о демократизме и повышали общий уровень чешской политической культуры. Не ограничиваясь одним спортом, сокольство поддерживало любые действия, полезные с национальной точки зрения в сфере образования, искусства, науки, благотворительности или, скажем, пожарной безопасности.
Вскоре по образцу «Пражского „Сокола"» подобные общества стали возникать и в других чешских городах63. Все они ориентировались на Прагу, однако лишь через много лет «соколы» смогли добиться организационного объединения в пределах Богемии, а затем
и всех чешских земель. С самого начала движение быстро ширилось и проникало за рубеж. Еще в 1862 г. начался процесс утверждения устава «Сокола» в Любляне64, затем постепенно движение распространилось на территории почти всех современных славянских стран, а также стало популярным среди многочисленных чешских эмигрантов по всему миру.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Pamatnik vydany na oslavu dvacetileteho trvani telocvicne jednoty Sokola Prazskeho. Praha, 1883. S. 33.
2 Narodni listy. 4.I.1862; Pamatnik vydany na oslavu dvacetileteho trvani telocvicne jednoty Sokola Prazskeho. Praha, 1883. S. 33.
3 Ibid. S. 15, 34, 41-43.
4 Ibid. S. 345.
5 Dejiny ceskych zemi (Panek J., Tüma O. a kolektiv). Praha, 2008. S. 251-253.
6 Marek J. Dejiny Ceskoslovenske telesne kultury (od roku 1848 do sou-casnosti). Praha, 1983. S. 4-5.
7 Cejka J. Nekolik slov pred wyitim «Domaciho lekare» od Paulickeho // Casopis ceskeho Museum. Praha, 1850. № 2. S. 269-285.
8 Nacionalizace spolecnosti v Cechach. 1848-1914. Usti nad Labem, 2008. S. 57-60, 339-355.
9 Narodni listy. 19.III.1872.
10 Müller J. Vznik a zalozeni Prazske telocvicne jednoty Sokola // Pamatnik vydany na oslavu dvacetileteho trvani telocvicne jednoty Sokola Prazskeho. S. 44-47.
11 Cervinka V. U kolebky Sokola. Praha, 1920. S. 10.
12 Pamatnik vydany na oslavu dvacetileteho trvani telocvicne jednoty Sokola Prazskeho. S. 45.
13 Тогда как немецкие источники отвергают такую трактовку событий (Nolte C. E. The Sokol in the Czech Lands to 1914: Training for the Nation. Basingstoke, 2003. P. 196).
14 Pamatnik vydany na oslavu dvacetileteho trvani telocvicne jednoty Sokola Prazskeho. S. 45.
15 Эта трансформация произошла в 1865 г. (Narodni listy. 8.X.1865). При рождении Тырш был назван Фридрихом Эммануэлем Тиршом, имя Бедржих он начал нерегулярно использовать в 1850 г. (Oddele-ni dejin telesne vychovy a sportu Narodniho muzea (далее — ODTVS NM), fond Miroslav Tyrs, karton 1. № 1, 5).
16 Narodni listy. 20.VII.1862.
17 Cervinka V. U kolebky Sokola. S. 25.
18 Ibid. S. 9.
19 Ibid. S. 11.
20 Ibid. S. 10.
21 Ibid. S. 17.
22 Narodni listy. 20.VII.1862; Pamatnik vydany na oslavu dvacetileteho trvani telocvicne jednoty Sokola Prazskeho. S. 45.
23 Narodni listy. 20.VII.1862.
24 Ibid. 2.I.1862.
25 Ibid. 4.I.1862.
26 Ibid. 31.I.1862.
27 Ibid. 10.II.1862.
28 Ibid.
29 Pamatnik vydany na oslavu dvacetileteho trvani telocvicne jednoty Sokola Prazskeho. S. 46.
30 Narodni listy. 10.II.1862.
31 Ibid. 14.II.1862, 16.II.1862.
32 Ibid. 17.II.1862.
33 Ibid. 1.I.1861.
34 Ibid. 4.I.1861.
35 Ibid. 20.VII.1862.
36 Cervinka V. U kolebky Sokola. S. 33.
37 Pamatnik vydany na oslavu dvacetileteho trvani telocvicne jednoty Sokola Prazskeho. S. 46.
38 Cervinka V. U kolebky Sokola. S. 59-63.
39 Pamatnik vydany na oslavu dvacetileteho trvani telocvicne jednoty Sokola Prazskeho. S. 44.
40 Cervinka V. U kolebky Sokola. S. 33.
41 Ibid. S. 32.
42 Ibid. S. 31.
43 Narodni listy. 23. II. 1862.
44 Ibid. 1.III.1862.
45 Ibid. 20.VII.1862.
46 Ibid. 9.IV.1862, 10.IV.1862. В последней заметке впервые слово «Сокол» выносится в название общества, затем это станет общепринятым.
47 Cervinka V. U kolebky Sokola. S. 45.
48 Ibid. S. 38.
49 Ibid. S. 38-54.
50 Narodni listy. 2.VI.1862.
51 Nolte C. E. The Sokol in the Czech Lands to 1914... P. 50-51.
52 Ibid. P. 53.
53 Narodni listy. 2.VI.1862.
54 Pamatnik vydany na oslavu dvacetileteho trvani telocvicne jednoty Sokola Prazskeho. S. 51.
55 Ibid.
56 Ibid. S. 63.
57 Sokol. 1871. № 1.
58 Pamatnik vydany na oslavu dvacetileteho trvani telocvicne jednoty Sokola Prazskeho. S. 55.
59 Ibid. S. 58.
60 Cervinka V. U kolebky Sokola. Praha. 1920. S. 73-75.
61 Narodni listy. 4.X.1870.
62 ODTVS NM, fond Sokol, karton 21, № 268.
63 Единственное чешское спортивное общество, возникшее до «Пражского „Сокола"», появилось в 1861 г. в Брно, в 1864 оно стало сокольским, в 1866 прекратило свою деятельность в ходе Австро-прусской войны, а в 1868 снова заработало (Narodni listy. 5.X.1869; Scheiner J. Dejiny sokolstva v prvem jeho petadvacetileti. Praha. 1887. S. 26, 41, 65).
64 Statisticko-historicky prehled jednot sokolskych pro rok 1865. Praha. 1866. S. 106-107.
Kotov V. V.
Shaping of the Sokol Movement (1861-1862)
The article deals with the origin of the Sokol movement in the years 1861-1862 in the Czech lands of the Habsburg monarchy, reveals direct and indirect causes of its emergence and describes the beginning of Sokols' activity.
Key words: Sokol movement, Czech lands, Turnverein movement, Miroslav Tyrs, Jindrich Fügner.