Научная статья на тему 'Возникновение представлений о «Масонском заговоре» в США в конце XVIII - начале XIX вв'

Возникновение представлений о «Масонском заговоре» в США в конце XVIII - начале XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
402
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ МАСОНСКОГО ЗАГОВОРА / ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В США В КОНЦЕ XVIII НАЧАЛЕ XIX ВВ / THE IDEA OF A MASONIC CONSPIRACY / THE PROTEST MOVEMENT / POLITICAL STRUGGLE IN THE USA IN THE LATE 18-TH EARLY 19-TH CENTURIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прилуцкий В. В.

В статье охарактеризовано возникновение представлений о заговоре франкмасонов и его распространение в США в конце XVIII начале XIX вв. Федералисты пытались использовать масонский вопрос в борьбе против политической оппозиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCE OF IDEAS ABOUT THE «MASONIC CONSPIRACY» IN THE USA IN THE LATE 18TH - EARLY 19TH CENTURIES

The article describes the emergence of ideas about the Freemason conspiracy and its distribution in the United States in the late XVIII early XIX centuries. Federalists tried to use the issue of Masons in the struggle against the political opposition.

Текст научной работы на тему «Возникновение представлений о «Масонском заговоре» в США в конце XVIII - начале XIX вв»

лагерях и регламентировались приказами начальника лагеря. Для ОК выделялись лучшие помещения, температура воздуха в которых в зимний период была не ниже 18° с регулярным проветриванием. Поступившие военнопленные должны были быть вымыты, пострижены, побриты и переодеты в чистое белье и одежду. Питание было усилено на 25% по жирам, сахару, овощам и хлебу, которого выдавалось не менее 750 г в сутки. Горячая пища готовилась 3 раза в день по специальному меню [3, Д.14. Л.238].

Зачисление в ОК проводилось врачебной комиссией два раза в месяц и утверждалось начальником лагерного отделения. Срок пребывания в ОК был от двух недель до месяца, он увеличивался в особых случаях. Находящихся в ОК военнопленных разрешалось привлекать только к легким работам [3, Д.14. Л.238 об.].

Акты обследования санитарного состояния лагеря и другая документация показывают, что в первые месяцы его существования санитарное состояние и медицинское обслуживание было на относительно низком уровне. Это связано, в первую очередь, с тяжелыми условиями военного времени, нехваткой медперсонала, продуктов питания, подготовленных к приему большого контингента помещений. Однако с течением времени, лагерь становился полноценной производственной единицей, с достаточно качественными условиями содержания военнопленных [2, с. 26-30]. Об этом свидетельствуют и стенограммы совещаний лагерного руководства. Санитарное состояние и медицинское обслуживание находилось под его пристальным вниманием. Эти вопросы постоянно поднимались на планерках и совещаниях. Выявленные недостатки и нарушения оперативно устранялись. Регулярно проводились лечебно-санитарные профилактические работы. Это приводило к снижению заболеваемости и смертности среди контингента. В итоге, можно отметить, что при всей тяжести военного и послевоенного времени военнопленные в советских лагерях содержались в нормальных медико-санитарных условиях, которые позволяли жить и работать на восстановление народного хозяйства СССР. И конечно, не подлежат никакому сравнению условия содержания военнопленных в советских лагерях с положением пленных красноармейцев в немецких лагерях смерти, в которых проводилась целенаправленная деятельность, направленная на уничтожение пленных советских солдат.

The article deals the sanitation condition, functioning of the health services in the prisoner war camps in the Bryansk region after the Great Patriotic War.

Keyword: special squads,prisoner of war, sanitation condition, health services,prisoner war camps.

Списоклитературы

1. Барынкин В.П., Новожеев Р.В., Иванчогло И.С. К вопросу об организации и деятельности лагерей для военнопленных и интернированных на Брянщине во второй половине 40-х годов ХХ века // Studia internationalia Материалы IV международной научной конференции «Западный регион России в международных отношениях XXX вв.». Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского. Брянск, 2015. С.303-306.

2. Барынкин В.П., Новожеев Р.В., Иванчогло И.С. К вопросу об организации финансово-производственной деятельности лагерей для военнопленных и интернированных на Брянщине во второй половине 40-х годов ХХ века. // Вестник Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. №4(2015). С. 26-30.

3. ГАБО (Государственный архив Брянской области). Ф.1774.Оп.2.

4. Новожеев Р.В., Барынкин В.П., Иванчогло И.С.Межнациональные отношения между немцами и их союзниками в годы второй мировой войны и в советском плену. К вопросу о «единой Европе» // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал. №9 (18). 2015. Часть 4. С.31-34.

Об авторах

Новожеев Р.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, истории и педагогикиБрян-ского государственного аграрного университета, novrom@bk.ru

Барынкин В.П. - кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, истории и педагогики Брянского государственного аграрного университета.,barinvova@yandex. ru

Иванчогло И.С. - студент факультета энергетики и природопользования Брянского государственного аграрного университета, ivancioglo1992@gmail.com

УДК94(73)"1790/1814"

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О «МАСОНСКОМ ЗАГОВОРЕ» В США В КОНЦЕ XVIII -

НАЧАЛЕ XIX ВВ.

В.В. Прилуцкий

В статье охарактеризовано возникновение представлений о заговоре франкмасонов и его распространение в США в конце XVIII - начале XIX вв. Федералисты пытались использовать масонский вопрос в борьбе против политической оппозиции. Ключевые слова: идея масонского заговора, протестное движение, политическая борьба в США в конце XVIII - начале XIXвв.

Масоны сыграли заметную роль в истории США и оставили значимый след в американской культуре. К тайной организации принадлежали известные американские государственные деятели и президенты, в частности: Б. Франклин, Дж. Вашингтон, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Дж. Монро, С. Хьюстон, Г. Клей, Дж. Бьюке-нен, Дж.Н. Полк [5]. В центре столицы США возвышается мемориал Джорджа Вашингтона - Египетский обелиск. Франкмасонским памятником первому президенту является и семиступенчатая башня-пирамида в Вирджинии, окруженная колоннами. Сторонники теории заговоров указывают на подозрительные, идеально параллельные улицы г. Вашингтон, пересеченные диагональными проспектами. По их мнению, они образуют масонские символы: угольник, циркуль и пентаграмму. Западные мистики и оккультисты были убеждены, что столицу США для связи с Космосом и звездами построили масоны (хотя документально установлено, что в числе главных городских архитекторов в конце ХУШ - начале XIX вв. они не числились) [1, с. 19, 27, 134-141].

Для вступления в ложу нужны были рекомендации ее действительных членов. Страшные клятвы, произносившиеся в ритуале инициации, для противников масонства свидетельствовали в пользу теории заговора. Каковы же были численность и степень влияния американских франкмасонов в конце ХУШ - начале XIX вв.? Согласно подсчетам противников тайного ордена в США в первой трети XIX в. проживали 1,11 млн. масонов. Это сильно завышенная, фантастическая цифра, составлявшая 9% населения Америки того времени. Ежегодные членские взносы и плата за посвящения в степени якобы составляли 11,25 млн. долл. Лишь ничтожная часть этой огромной суммы, по мнению антимасонов, тратилась на благотворительность. Остальные деньги шли на возведение новых масонских храмов, проведение обрядов в ложах, оседали в карманах узкой руководящей группы или же направлялись на «преступную» деятельность [3, р. 88-89].

Вольные каменщики не скрывали, что в орден входят «талантливые, влиятельные и весьма обеспеченные люди». К «достопочтенному древнему братству» относилась также и немаловажная часть представителей среднего класса. Масоны признавали, что ложи обладают солидным капиталом, но, по их оценке, ежегодные доходы ордена в США не превышали четверти миллиона долларов. Они гордились тем, что масонство - уникальное учреждение, в котором «соединились энергия, мистерия, талант и деньги». Орден, «очаровывающий молодежь, объединяющий людей замечательных профессий с большими заслугами, не может не привлечь внимание государственных деятелей и философов-моралистов» [4, р. ix]. Масоны оперировали с неполными и противоречивыми данными по 24 штатам. Они указывали, что точная информация о численности членов организации и количестве лож отсутствует. По примерным оценкам масонов в братстве в 1826 г. состояли около 100 тыс. чел., объединенных в 2 тыс. лож. Нью-йоркский губернатор франкмасон Де Витт Клинтон (1769-1828) в 1825 г. утверждал, что только в штате Нью-Йорк «около 500 лож и более 100 капитулов» [4, р. уп-уш.]. Другие масонские авторы свидетельствовали о существовании в то время в США 6 или 8 тыс. лож, разного рода советов, святилищ, рыцарских станов, приоратов, капитулов Королевской Арки и т.п.

Современная история разоблачения секретного братства началась в 1730 г., когда бывший английский масон Сэмюэль Причард издал книгу «Вскрытое масонство» [7]. В ней он сделал достоянием публики в мельчайших подробностях внутренние ритуалы и церемонии трех степеней Цеха. Тогда же начинают выходить в свет многочисленные антимасонские и ответные промасонские памфлеты и публикации, намекающие на контакты братьев с представителями элиты, на их влияние в высших сферах. В Северной Америке первые антимасонские публикации в колониальных газетах появились в 1737 г. В период Великой французской революции в Европе были сформулированы классические теории заговора. Они нашли отражение в антимасонских публикациях таких реакционеров, как католический священник Жак-Франсуа Лефранс (1739-1792), бывший иезуит аббат Огю-стен Баррюэль (1741-1820) и шотландский экс-масон и профессор натурфилософииЭдинбургского университета Джон Робисон (1739-1805). Лефранс был автором пространного контрреволюционного сочинения «Завеса, приподнимаемая для любопытствующих, или тайна революции, раскрытая при помощи франкмасонства» (1792 г.) [6]. Баррюэль написал четырехтомные «Мемуары по истории якобинизма» (1797-1798 гг.) [2], а Робисон - «Доказательства тайного заговора против всех религий и правительств Европы» (1797 г.) [8].

Заговор идей сложно подтвердить, но и опровергнуть было также проблематично. В работах аббата Баррюэля и Робисона можно проследить основные черты теорий заговора нового и новейшего времени: наличие законспирированной организации, существование у заговорщиков особого тайного языка («новояз»), присутствие вождей с разного рода дефектами и деструктивными устремлениями и т.п. В дальнейшем идея о «просве-тительско-иллюминатско-масонском» заговоре трансформировалась в представления о масонско-еврейском, иудейском или сионистском заговоре («Протоколы сионских мудрецов»), несмотря на то, что ценности ортодоксального иудаизма и космополитического масонстваявляются взаимно противоположными. Некоторые конспи-рологи - представители теории заговора и сторонники идеи о существовании «Великого Незримого Правительства» готовы были видеть даже в Конституции Соединенных Штатов гностический или оккультный документ, оформивший американский политический строй в соответствии с масонскими и иллюминатскими идеалами. Статью Конституции, где говорится о том, что «все люди созданы равными», например, следует понимать не буквально, а в духовном смысле - с точки зрения представлений о человеческом сознании как о «монаде». Усеченная пирамида с глазом в треугольнике (Лучезарной Дельтой) и двуглавый орел неслучайно изображены на Большой государственной печати США (с 1782 г.) и на оборотной стороне купюры в один доллар. Как известно,

двуглавый Имперский Орел с мечом, пересекающим земной шар, являлся символом 32-й и 33-й степеней Шотландского Обряда и указывал одновременно на «близнецовость» вещества алхимиков. Созвездие из 13 звезд в облаке над его головой указывало на племена Израиля. Оливковая ветвь в лапах птицы могла ассоциироваться с царем Соломоном, а стрелы - с Давидом, его отцом. Впрочем, есть и более прозаическое толкование знаков, размещенных на первой американской печати и долларовой банкноте, которые могут иметь вполне логичное объяснение и без масонов. Так, 13 ступеней пирамиды обозначали 13 первоначальных американских штатов, объявивших о своей независимости от Англии. Белоголовый орлан (лысый орел) - гордая и сильная хищная птица, символизировавшая независимость Америки, добытую в кровавой восьмилетней войне. Оливковая ветвь - эмблема мира, пучок стрел - решимость отстаивать свободу любой ценой. По мысли создателей печати пирамида, западная часть которой выкрашена в темный цвет, означающий загадочность и неисследованность, была незавершенной вполне сознательно, поскольку все ждали присоединения Канады и новых штатов на Западе. Треугольник с глазом как нельзя лучше завершал эту конструкцию [10, р. 8, 12]. Согласно же официальному толкованию масонских, философских или просветительских символов на печати, утвержденному Континентальным Конгрессом 20 июня 1782 г., «пирамида означает силу и долговечность, а глаз поверх нее и девиз указывают на многочисленные выдающиеся объяснения действий Провидения в пользу Дела Америки» [10, р. 5-6, 19-21].

В США в борьбе вокруг масонского вопроса столкнулись две главные партии страны - федералисты и антифедералисты (джефферсоновские республиканцы). Федералисты занялись поиском тайных врагов-масонов в рядах оппозиции. В 1798-1799 гг. федералисты пытались преследовать «конституционные клубы», «демократические общества» и другие политические организации, сочувствовавшие французской революции. Поддерживавший партию федералистов доктор Джедедия Морзе (1761-1826) из Чарльстона (Массачусетс) утверждал, что в Соединенных Штатах ложи иллюминатов якобы появились в 1786 г. и у него имеется поименный список их членов в количестве ста человек. «Общество иллюминатов» было учреждено через ложу «Союз» «Великим Востоком Франции» в Вирджинии и состояло преимущественно из иммигрантов-французов и выходцев с острова Санто-Доминго [9, р. 254, 292]. Американцев было только несколько человек, основную массу составляли переселенцы из стран Европы. Главными лозунгами иллюминатов являлись: «Бдительность, союз и деятельность» и «Опустошение, разрушение и захват добычи - в этом наша сила». Злоумышленники планировали распространить свою деятельность в Нью-Йорке (где образовался «Великий Восток Нью-Йорка») и еще 14 районах страны. Французская колония Санто-Доминго в Вест-Индии была, по мнению Морзе, одним из центров заговора с целью уничтожения рабства в южных штатах [9, р. 293-300]. В этих конспиративистских построениях выразились страхи американских плантаторов, опасавшихся восстания невольников. Как известно, победоносная негритянская революция 1791-1804 гг., явившаяся прямым следствием великих социальных потрясений в метрополии, ликвидировала рабовладение на острове Гаити.

Близкие к федералистам преподобный Дэвид Таппан, профессор теологии Гарвардского колледжа, иные прославленные ученые и даже лично масон Джордж Вашингтон боялись иллюминатов. Опасались, прежде всего, влияния «спекулятивных принципов», «ложных доктрин», «ниспровергающих христианство и мораль», на молодежь. Федералистские газеты искали иллюминатов и находили их в Якобинском клубе в Париже, в тайной революционной организации «Объединенные ирландцы» и в «профранцузской партии» в Америке. С их страниц звучали призывы к американским гражданам противостоять ирландским революционерам и превратить Соединенные Штаты в своеобразный бастион против политического экстремизма, де-факто солидаризировавшись с Англией. Некоторые журналисты прямо отождествляли «Объединенных ирландцев», ведших в 1790-е гг. вооруженную борьбу с британцами, и «партию франкофилов» (т.е. джефферсоновцев), считая их неким единым целым [9, р. 272]. Происходило это в условиях возникновения и обострения конфликта с Францией, с которой едва не началась война.

Антифедералисты отрицали связи с секретными обществами и отвечали на обвинения в своем собственном заговоре против США. Любопытна контрпропаганда джефферсоновской партии. В анонимных сочинениях, изданных в 1799 г., демократы утверждали, что крайние федералисты и сочувствующие им духовные лица и есть настоящие заговорщики-иллюминаты. Французская революция ниспровергла Римскую церковь, которая была на самом деле «Антихристом», нанесла удар по папе, в действительности являвшемся «Зверем Апокалипсиса», и подготовила почву для наступления «золотого века». Федералисты же, опираясь на клерикалов, на протестантское духовенство штатов Новой Англии, на преподавателей, руководителей колледжей и школ, развернули агитацию против Франции и революции. Проводились ежемесячные встречи и создавались тайные клубы иллюминатов, возглавлявшиеся церковниками. Йель и Гарвард превратились в оплот антилиберализма, «вражды к свободе», и оказались под духовным контролем иллюминатов. «Церковно-политические общества» вынашивали идеи распространения влияния на правительство, клерикализации общества, слияния государства и церкви. Истинной целью этих людей, по мнению антифедералистов, было завоевание власти. Тогда наступит ситуация, при которой «деньги и свободы всех граждан лягут к ногам колледжей и иллюминатских клубов» [9, р. 348-353].

Всего за первое столетие существования Соединенных Штатов в стране имели место три волны антимасонского движения. Можно выделить следующие всплески протестной активности: 1798-1814 гг., 1826-1836 гг. и 1860-1890-е гг. В данной статье были рассмотрены основные вехи истории появления и распространения масонского заговора в США. В Америке период конца ХУШ - начала XIX вв. характеризовался нарастанием уровня социальной тревожности. Массовые настроения в обществе выразились в возникновении своеобразного

«параноидного коллапса». Он нашел отражение в «заговоре иллюминатов», деле «X-Y-Z», законах о чужестранцах и подстрекательстве, принятых перед началом необъявленной морской войны с Францией в 1799 г., а также проявился в «военной лихорадке» накануне и в ходе войны 1812 г. с Англией. Значимое место в этих процессах занимала масонская проблема. Вопрос о заговоре масонов (иллюминатов) стал актуальным в политической борьбе в стране и превратился в один из факторов внутренней политики.

The article describes the emergence of ideas about the Freemason conspiracy and its distribution in the United States in the late XVIII - early XIX centuries. Federalists tried to use the issue of Masons in the struggle against the political opposition. Keywords: the idea of a Masonic conspiracy, the protest movement, political struggle in the USA in the late 18-th - early 19-th centuries.

Списоклитературы

1. Морган П. Секреты масонов. М.: РИПОЛ классик, 2008. 192 с.

2. Abbé Augustin Barruel. Memoirs Illustrating the History of Jacobinism. In 4 parts. L., 1797-1799 (Barruel A. Mémoires pour servir à l'histoire du jacobinisme).

3. Bernard D. Light on masonry: a collection of all the most important documents on the subject of Speculative Free Masonry. Utica: W. Williams, 1829 (reprint: 1993). 588 p.

4. Free masonry. N.Y., 1828. 399 р.

5. Grand Lodge of British Columbia & Yukon Website Index. URL: http://freemasonry.bcy.ca/sitemap.html (дата обращения 27.01.2015).

6. Jacques-François Lefranc. Le voile levé pour les curieux, ou Le secret de la Révolution de France révéle, à l'aide de la Franc-Maçonnerie. Paris: Crapart, 1792. 104 p.

7. Masonry Dissected... By S. Prichard, late member of a Constituted Lodge. L.: T. Cooper, at the Globe in PaterNoster-Row., 1737 (reprint: Bloomington, 1977). 32 р.

8. Proofs of a Conspiracy Against all the Governments of Europe, carried on in the secret meetings of Free Masons, Illuminati, and Reading Societies. Collected by J.M. Robison. Edinburgh-L.: Printed for T. Cadell, 1798. 547 p.

9. Stauffer V.L. New England and the Bavarian Illuminati. N.Y., 1918. 375 р.

10. The Great Seal ofthe United States. Washington (D.C.).: U.S. Dept. of State, Bureau of Public Affairs, 1996. 21 р.

Об авторе

Прилуцкий В.В. - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, vitaliypr@ya.ru

УДК 956.91

СТРУКТУРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ИДЕОЛОГИЯ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА ИРАКА И ЛЕВАНТА

В.П. Ранчинский

В статье рассматривается процегс формирования вооруженных сил ИГИЛ, а такжеконцепции джихада Абу Мусаба аз-Зар-кави, ставшей официальной доктриной ИГИЛ.

Ключевые слова: Ирак, Сирия, ислам, джихад, ИГИЛ, «Аль-Каида», Ближний Восток.

В 2006 г. в среде вооруженной исламской оппозиции, сражавшейся с оккупационными американскими войсками в Ираке и созданным ими в Багдаде режимом, было объявлено о создании «Ад-Дауля аль-Ирак аль-исламийя (Исламского государства Ирак). Внешний мир отреагировал на это индифферентно, так как в то время казалось, что события в Ираке имеют локальный характер и не затрагивают интересы других держав, кроме сопредельных с ним. Однако в июле 2014 г. неожиданно никем не признанным актором мировой политики стало «Ад-Дауля аль-исламийя аль-Ирак ва-аш-Шам» (ДАИШ) или Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ)*. Притом это новоявленное государство позиционирует себя перед внешним миром как «исламский халифат», рассмотрению структуры вооружённых сил и процесса формирования идеологии которого и посвящена данная статья.

Объявление о создании «исламского халифата» вызвало, с одной стороны, восторг фундаменталистски настроенной части мусульман мира, а с другой, недоумение остальной части мира, посчитавшей это заявление мифом.Как всякий миф, являющийся способом находчиво и понятно рассказать о невыразимом имеющемся в расположении языковыми средствами, так и заявление о создании «исламского халифата» под названием ИГИЛ рассматривалось европейцами как попытка выдать желаемое за действительное. Однако средства массовой информации печатные и электронные, в том числе и российские вскоре начали приносить известия о появлении некоего террористического монстра, перед образом которого блекли привычные уже «Аль-Каида» и «Талибан».

* Решением Верховного Суда Российской Федерации оно признано террористической организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.