УДК - 94(73)"1798/1814"
«МАСОНСКИЙ ЗАГОВОР» В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ В США В
КОНЦЕ
XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВВ.: ПЕРВАЯ АТАКА НА ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО
В.В. Прилуцкий
В статье рассмотрена проблема заговора масонов (иллюминатов), ставшая актуальной в политической борьбе в США в конце XVIII - начале XIX вв. Раннее антимасонское движение, связанное с федералистами, было направлено, прежде всего, против левых политиков и демократов, ассоциируемых с республиканской партией Томаса Джефферсона. Первые атаки антимасонов на секретное общество, сопровождавшиеся публикацией значительного объема разоблачающей и обличающей литературы, не принесли в конечном итоге желаемых результатов. Джефферсоновцы начали с 1800 г. неизменно побеждать на президентских выборах. Франкмасоны же неуклонно увеличивали свою численность и влияние в стране.
Ключевые слова: масонский заговор, политическая борьба в США в конце XVIII - начале XIXвв., раннее антимасонское движение, федералисты, джефферсоновскиереспубликанцы.
За первое столетие существования Соединенных Штатов в стране имели место три волны антимасонского движения. Можно выделить следующие всплески протестной активности: 1798-
1814 гг., 1826-1836 гг. и 1860-1890-е гг. Данная работа посвящается анализу первого этапа движения. Раннее антимасонство остается малоисследованной темой не только в отечественной, но и в зарубежной (преимущественно американской) историографии. Пожалуй, единственным специальным научным трудом по истории разоблачения «заговора иллюминатов» в Америке остается книга Вернона Стауффера 1918 г. (переиздана в 2005 г.) [1]. В ней изучены политические события и идеологическая борьба с франкмасонами в штатах Новой Англии в конце XVIII -начале XIX вв. Значимые документы по исследуемой проблематике представлены на сайте Великой Ложи Британской Колумбии и Юкона [2].
Первая атака противников вольных каменщиков на тайное братство в США была предпринята в 1798-1814 гг. Следует выделить два пика активности врагов тайного ордена в данный период: 1798-1799 гг. и 1812 г. Кампания, в ходе которой впервые заговорили об «антимасонской партии», была организована федералистами. Она явилась предшественницей последующих антимасонских кампаний, наиболее значимая из которых имела место в 1826-1840 гг-.
Необходимо учитывать тот факт, что масонство глубоко укоренилось в Северной Америке. Масоны принимали активное участие в борьбе за независимость. Достаточно указать хотя бы на факт участия членов ложи Святого Андрея в знаменитом бостонском «чаепитии» в декабре 1773 г. Помещение ложи в таверне «Зеленого Дракона» превратилось в своеобразный штаб патриотов -«сынов свободы». С началом войны с Англией многие ложи перестали собираться, поскольку их члены оказались слишком поглощены политикой. Из 56 представителей восставших колоний, подписавших Декларацию независимости, от семи до семнадцати являлись франкмасонами. Многие генералы революционной американской армии, «отцы-основатели» США и участники Конституционного конвента 1787 г. также были масонами [3].
Вольные каменщики искренне считали себя настоящими христианами и протестантами -ведь масонские мистерии и учения в основном базировались на библейском, иудеохристианском материале. Но надо помнить, что немаловажной была и примесь оккультизма, теорий герметизма, эзотерических учений, каббалы, неоязыческих элементов, почерпнутых из религий Древнего Египта, Греции и Рима. Вопрос о христианскости франкмасонства дискуссионен. В ранних документах и конституциях ордена явственно прослеживается влияние деизма философов-просветителей. Кроме того, некоторые масоны были склонны рассматривать себя в качестве оккультных мистиков, не обязательно связанных с религией Христа. В то же время, значительная часть братьев считала и продолжает считать до сего времени тайную организацию абсолютно христианской по учению. Они заявляют о своей принадлежности к «старейшей кафолической религии». Но на самом деле подобное мнение противоречит масонскому универсализму, культу Великого Архитектора Вселенной и желанию принимать в ложи представителей всех
монотеистических вероисповеданий. Объективно с течением времени в масонстве происходили также процессы дехристианизации и даже секуляризации. В наибольшей степени эти тенденции проявились в «Великом Востоке Франции», основанном в 1773-1786 гг.
В отличие от европейского в американском масонстве возобладала тенденция к автономизации, локальному раздроблению организации. Британское масонство носило централизованный характер и было сосредоточено преимущественно в крупных городах. В США же оно пользовалось успехом не только в мегаполисах, но и в сельской местности - в небольших поселках и городках деревенского типа, разбросанных в глубинке. При этом в провинции происходили процессы замещения, подмены масонами властных органов или создания новых центров власти, альтернативных, параллельных официальным. В качестве примера можно привести северную и западную части штата Нью-Йорк, где действовали многочисленные ложи [4]. В данном районе в наиболее яркой форме наблюдалось постепенное сращивание тайного общества с государственными структурами.
В Америке первая антимасонская кампания развивалась в условиях прогрессировавшего разделения, углублявшегося раскола политического сообщества на федералистов и республиканцев. Начался этот процесс, как известно, в 1789-1790 гг. Джефферсоновская республиканская партия поддерживала права штатов, идею «дешевого правительства» и ориентировалась преимущественно на интересы многочисленного фермерства. Партия федералистов, опиравшаяся на крупных собственников Новой Англии и северных штатов -мануфактуристов, торговцев и банкиров, выступала за сильное централизованное государство.
Федералисты называли республиканцев «демократической партией» или «демократами», рассматривая эти понятия как синонимы слова «якобинцы». Федералисты утверждали, что по принципам и практике республиканская партия схожа с якобинскими клубами во Франции [5]. Обвинения в якобинизме в то время были весьма характерными в США. Федералистская пресса стремилась представить Томаса Джефферсона в качестве человека аморального, якобинца, «врага христианской религии», разрушителя нравственности, атеиста, деиста, скрытого римского католика, сектанта и т.п. Джефферсоновцы, в свою очередь, связывали федералистов исключительно с «британским фактором» и именовали их не иначе как «англофедералистами Соединенных Штатов», «британской фракцией» или «фракцией тори». Себя республиканцы связывали с борьбой за «свободу» и «равенство прав». Антифедералисты видели в противоположной партии только «аристократов», ориентированных на идеи монархизма, погрязших в «религиозном фанатизме», новоанглийскую «Эссекскую хунту», пытавшуюся узурпировать власть в стране [6]. В этих взаимных обвинениях все же содержалось зерно истины. Действительно, сторонники Джефферсона были «левой», более демократической и даже радикальной партией «контрэлиты», а их оппоненты - «правой», консервативной политической группировкой, тесно связанной с элитными группами и устоявшейся системой. Тем не менее, в вопросе о масонах интеллектуалы-федералисты, представлявшие интересы элитарных кругов, оказались парадоксальным образом связанными с популистскими настроениями, с антимасонским «народным импульсом».
История разоблачения секретов тайного братства берет свои истоки около 1730 г. В это время бывший масон лондонец Сэмюэль Причард издал книгу «Вскрытое масонство» [7]. В ней он сделал достоянием публики в мельчайших подробностях внутренние ритуалы и церемонии трех степеней Цеха [8]. Важное значение для историков имеет описание градуса Мастера Масона, пожалуй, наиболее раннее из известных науке. Недостатком сочинения, ставшего популярным (в течение года было несколько переизданий), являлось отсутствие толкования эзотерического символизма Ремесла. Давалось только его детальное внешнее (экзотерическое) описание. Тогда же начинают выходить в свет многочисленные антимасонские и ответные промасонские памфлеты и публикации, намекающие на контакты братьев с представителями элиты, на их влияние в высших сферах. Как правило, обличениями, раскрытием орденских тайн занимались разочаровавшиеся или обиженные члены общества. В 1724-1731 гг. произошла и первая открытая атака на вольных каменщиков в форме учреждения в Англии парадировавшего, сатирически высмеивавшего их обряды «Общества Гормогонов». Вплоть до 1797 г. встречаются упоминания о деятельности этой организации.
Имели место и другие антимасонские выпады. Примерно с 1739 г. сначала в Лондоне, а потом и в других европейских городах стали распространяться упорные слухи о том, что евреи доминируют в масонстве. Ложи становятся якобы все более иудейскими по характеру, впитывая каббалу и иудаизм. Так создавались элементы знаменитой теории «еврейско-масонского заговора»,
оказавшейся живучей до сих пор. В действительности же процент иудеев-масонов в 1740-е-1750-е годы оставался небольшим. Следует учитывать и то обстоятельство, что евреи не создавали отдельные ложи по этническому признаку, в отличие, например, от проживавших в Британии немцев или голландцев. Но среди них были выдающиеся ораторы, отличившиеся в дружественных диспутах на религиозные темы в «старых» лондонских ложах [9]. Масонство объективно способствовало ассимиляции иудеев, их интеграции в британское общество.
Время от времени, начиная с 1737 г., в североамериканской периодике публиковались материалы, обличавшие «вольных каменщиков». В Новом Свете выходили и антимасонские книги, особенно после нашумевшего в Европе в 1784-1785 гг. «дела баварских иллюминатов», готовивших революционный переворот. Масонство осуждалось почти всеми христианскими организациями. Верующим запрещалось вступать в ложи. Католики и протестанты в равной степени видели в ордене антихристианскую, подрывную и даже революционную организацию. В качестве примера религиозной оппозиции масонству можно привести суждения баптистской общины и ее газет, обвинявших братьев в «имморализме», «коррупции» и т.п. Американских баптистов возмущал сам факт пребывания некого тайного союза со скрытыми для общественности целями в свободном государстве, «стране свободы слова и свободной прессы» [10].
Внезапные загадочные исчезновения франкмасонов вызывали подозрения. Тем более гибель любого члена секретного братства, несмотря на то, что она могла быть вполне логично, рационально объяснена, бросала тень на все масонское сообщество. Возникали мысли о не случайности произошедшего. Зарождались суждения о кровожадности вольных каменщиков, об их желании тайно расправляться с неугодными, инакомыслящими, «отступниками» в собственных рядах. Следовательно, напрашивались выводы не только о неясности, туманности целей ордена, но и о преступности его замыслов, об их опасности для общества.
Муссировались слухи о многочисленных смертях противников тайного союза. До двадцати человек достигал список наиболее известных предполагаемых жертв в Великобритании и США за столетие. Утверждалось, что масоны убили иностранных правителей: великого герцога
Тосканского в 1737 г., обрушившегося с репрессиями на братство, и российского императора Александра I, запретившего, как известно, орден в 1822 г. «Мучениками», погибшими от рук вольных каменщиков, антимасоны считали уже упоминавшегося Причарда и помогавшего ему в публикации священника. На самом же деле судьба Причарда неясна и далеко не факт, что он умер от рук масонов. Здесь следует иметь в виду, что иррационализм, необоснованные предположения, подозрительность остаются важнейшими чертами конспиративистского менталитета радикалов [11].
Накануне Великой французской революции XVIII в. в Европе получило «дело иллюминатов Баварии», которое в дальнейшем дало обильную пищу для сторонников теорий мирового масонского заговора. В 1776 г. профессор Ингольштадтского университета Адам Вейсгаупт (1748-1830) учредил Орден Иллюминатов в Южной Германии. Вскоре к нему присоединился барон Адольф Франц Фридрих Людвиг фон Книгге (1752-1796), стремившийся реформировать масонство. Организация ставила перед собой две главные цели: 1) установить контроль над масонскими сообществами страны и в перспективе - континента и 2) осуществить политический переворот. Барон Книгге разрабатывал ритуалы и обряды. Организатором, непосредственным руководителем и последовательным сторонником вмешательства в политические дела с целью возможного захвата власти был Вейсгаупт. Иллюминаты проповедовали деизм («естественную религию») и антимонархические идеи.
Орден распространился не только в Баварии, но и в Северной Германии и Скандинавии, нашел своих приверженцев даже в России. Иллюминаты оказались популярны не только в рядах интеллектуалов - университетских профессоров, но и в среде высшей аристократии. В организацию вошли, не подозревая об истинных целях Вейсгаупта, даже некоторые европейские князья, епископы, министры. Однако в 1784 г. правитель Баварии издал указ о запрещении всех тайных обществ. Началась мощная антииллюминатская кампания. Членов ордена обвиняли в атеизме и сатанизме, в организации заговора с целью осуществления революции. Одних иллюминатов посадили в тюрьмы, других изгнали из страны. Вейсгаупт умер в изгнании, прожив 44 года в городе Гота под покровительством местного курфюрста. Но его имя продолжало наводить ужас на впечатлительных людей.
Великая французская революция 1789-1799 гг. еще больше взбудоражила консерваторов и реакционеров. Британский парламент принял закон, воспрещавший присвоение более чем трех степеней в ложах на территории королевства. Особый статут предусматривал запрет на
принесение присяги вне зала суда [12]. Появились классические теории заговора, нашедшие отражение в антимасонских публикациях Ж.Ф. Лефранса [13], аббата Огюстена Баррюэля [14] и Джона Робисона [15]. Среди антимасонов эти произведения пользовались и пользуются до сих пор неизменным успехом. Принимаются на веру все их утверждения, несмотря на искусственность многих построений и часто абсурдный характер некоторых высказываний. Причину революции названные авторы видели в заговорщической деятельности «оккультных масонских лож», раскинувшихся по всей Европе. Масонский заговор, по мнению Баррюэля и Робисона, имеет три составляющих: против христианства, против монархии, против общества. Во второй половине XVIII в. были четыре вождя заговора: прусский король Фридрих Великий, философы Вольтер, д’Аламбер и Дидро. По мнению Баррюэля, около 1752 г. Вольтер замыслил заговор против христианства, в который вовлек оккультные масонские ложи, «секты софистов безбожия» (философов-просветителей), Руссо, деистов, атеистов вроде Гольбаха и Гельвеция. Разрушение христианства во всех странах Европы началось с преследований иезуитов. Конспирологи прослеживали историческую линию: катары-альбигойцы-тамплиеры-масоны-французские
революционеры - якобинцы. «Якобинизированное» масонство во главе с Робеспьером в итоге ниспровергло институт частной собственности, государство и церковь.Используя прессу и деньги, адепты заговора - иллюминаты и масоны в конце XVIII в. склонили на свою сторону простой народ, подготовили восстания в Ирландии, Польше, вели подрывную работу в Австрии, Германии, Англии и других европейских странах. По этой логике любой демократ, просветитель, республиканец или масон автоматически зачислялся в революционеры и враги-заговорщики, опасные для алтаря, трона и общества. При этом не учитывались реальные социальные и экономические проблемы, породившие революции.
Американские антимасоны утверждали на Первом национальном конвенте в 1830 г., что их движение имеет в Соединенных Штатах более чем тридцатилетнюю историю. Эти суждения справедливы в том смысле, что на рубеже XVIII и XIX вв. действительно имела место антимасонская кампания. Осуществлялась она в трех следующих основных формах: 1) издание и широкое распространение антимасонских произведений; 2) полемические выступления в прессе; 3) попытки административного и судебного давления на масонов и сочувствующих им джефферсоновских республиканцев со стороны высших государственных органов, находившихся под контролем федералистов. При этом самостоятельной политической партии в тот исторический период противники масонства не создали.
В США возмущение первоначально вызывал не столько религиозный аспект франкмасонства, сколько его социально-политическая составляющая. Правящая в 1790-е годы федералистская партия, несмотря на англофильство и симпатию к британским конституционным институтам, ориентировалась на доктрину национализма. Она отстаивала также и необходимость централизации власти в стране. Франкмасонство же имело иностранное, «неамериканское» -британское происхождение. Следовательно, оно вполне могло рассматриваться как «чуждая организация». В Америке масонство было связано с английскими братьями (тесное сотрудничество сохранялось вплоть до войны 1812-1814 гг.) и отличалось тенденций к демократизму и децентрализации. Эти обстоятельства вызывали раздражение федералистов, инициировавших принятие в июне-июле 1798 г. антидемократических законов об иностранцах и подстрекательстве к мятежу. Акты о негражданах, о натурализации иммигрантов и об антиправительственной агитации способствовали поляризации общественного мнения, возникновению ожесточенной борьбы между партиями, завершившейся в итоге победой джефферсоновцев. Законы привели к аресту двадцати четырех редакторов и издателей республиканских газет. Десять из этих активных сторонников Джефферсона были осуждены и оказались в тюрьме. Преследовались «конституционные клубы» и другие демократические организации, сочувствовавшие французской революции.
В рамках начавшейся кампании против оппозиции предпринимались попытки политических и журналистских расследований возможного масонского заговора и судебных разбирательств. Наиболее известным было «дело Джозефа Пристли». Президент Адамс рассматривал возможность уголовного преследования и возбуждения судебного иска против недавно иммигрировавшего в Соединенные Штаты британского мыслителя Пристли. Последний был ученым, теологом, философом-деистом, проповедником научного рационализма, «естественной религии», сторонником последовательного антиклерикализма. Поэтому он казался консервативным федералистам опасным иностранным вольнодумцем, связанным с масонами. Обвинялся в прямой принадлежности к франкмасонскому братству и сам Джефферсон,
увлекавшийся, как известно, эзотерикой. Но политик отрицал причастность к тайному обществу и возможность масонского заговора, считая эту идею порождением церковников, аристократов и монархистов. Джефферсон склонен был видеть в Вейсгаупте «энтузиаста-филантропа» [16].
Книга Робисона «Доказательства тайного заговора против всех религий и правительств Европы» взбудоражила Америку. Даже в современных версиях теории масонского заговора в США козни иллюминатов остаются центральной темой. Братство иллюминатов нашло отражение и в художественной литературе, например, в бестселлере Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Масоны безуспешно пытались противодействовать публикации книг о заговорах, задействовав подконтрольную или сочувствующую им прессу, в которой публиковались критические высказывания об авторах и содержании подобных сочинений. Острая политической борьба в форме газетной пропаганды и контрпропаганды наблюдалась на страницах массачусетской и коннектикутской периодической печати. Она происходила с лета 1798 г. до осени 1799 г. включительно. Обе стороны обвиняли друг друга в «беспринципности» и причастности к политическим заговорам. Имела место своеобразная «война памфлетов», весьма характерное для нового времени явление. Примерами могут служить изданные в 1798 г. отдельными книжками «Ответ Сэмюэля Декстера Джосии Бартлетту, Великому Мастеру Великой Ложи Массачусетса» и «Письмо Декстера о масонстве» [17].
В 1798-1799 гг. с разоблачениями выступил сторонник федералистов конгрегационистский священник, известный ученый, основатель американской географической науки доктор Джедедия Морзе (1761-1826) из Чарльстона (Массачусетс). Морзе написал серию статей и писем, а также произнес и опубликовал три проповеди. В них он указал на «серьезную опасность иллюминатства» для молодой республики, быстрый рост его враждебного влияния в стране. Иллюминаты проникли в страну, используя связи с ирландцами и сторонниками Джефферсона. Американский народ, по его мнению, должен «открыть глаза» и «увидеть угрозы недругов [18]. Морзе уверял, что масонские заговорщики планировали захватить власть над американским континентом, используя джефферсоновскую партию. В проповедях рекомендовалось внимательное прочтение работы Робисона [19]. Эти заявления нанесли «великую обиду» тайному братству, которое начало мстить, используя «клевету» и «оскорбления». По мнению антимасонов, преследования в конечном итоге и свели Морзе в могилу.
Другие федералисты и близкие к ним деятели, среди которых были прославленные ученые и даже лично масон Джордж Вашингтон, разделили тревогу Морзе. Уважаемый, «осторожный и благоразумный» президент старейшего в США Йельского университета (Нью-Хейвен) профессор Тимоти Двайт подготовил краткое изложение сочинения Баррюэля «Памятные записки по истории якобинизма». Он собрался опубликовать этот материал в газете «Connecticut Courant», издававшейся в Хартфорде. Фрагменты из разоблачающей секретные общества книги в 1798 г. были помещены в восьми номерах. Но затем «под масонским влиянием» газета отказала профессору в дальнейшем сотрудничестве. Оставшаяся часть выдержек из произведений знаменитого аббата была напечатана в Бостоне на страницах «American Mercury». При этом Двайт не осуждал огульно всех франкмасонов. Он предостерегал только против «иллюминатизированного масонства» («Illuminated Masonry») [20].
Антифедералисты отрицали связи с секретными обществами и отвечали на обвинения в своем собственном заговоре против США. В 1802 г., уже после победы Джефферсона на президентских выборах, Абрахам Бишоп напечатал книгу «Доказательства заговора против христианства и правительства Соединенных Штатов». Он обвинил конспиролога Робисона в роялистских симпатиях, а его последователей - в «фанатизме» и попытках подорвать американскую демократию [21]. Республиканцы полагали, что Морзе содействовал публикации сфальсифицированных писем и бумаг, посвященных иллюминатам. Они указывали на то, что ему как духовному лицу, проповеднику «евангелия мира» следовало бы заниматься своими прямыми обязанностями - спасением душ, а не поиском скрытых врагов [22].
С опровержениями «измышлений» и «лжи» в отношении ордена в прессе выступили видные масоны, в том числе Великий Мастер Великой Ложи Массачусетса Дж. Бартлетт. Франкмасоны дали резко отрицательную характеристику не только «недружественных», «чудовищных» произведений Баррюэля, Робисона и Морзе, но и самих авторов, обвиняя их в аморальном образе жизни и неблаговидных поступках. Они привели многочисленные аргументы в защиту масонского учения. Некоторые из вольных каменщиков даже пытались представить иллюминатов в качестве «истинных философов». Утверждали, что сочинения брата Адама Вейсгаупта составляют «гордость его времени и страны» [23].
К концу 1799 г. антимасонская волна в основном схлынула. Немаловажную роль в этом процессе сыграли не только усилия самих масонов по разоблачению ложности всех обвинений против ордена, но и возрастающее давление прессы джефферсонианцев. Накал обличений стал меньше, но подозрительность не исчезла. По-прежнему масонов считали виновниками жутких убийств, а тайное братство - крайне опасным институтом. В активном обращении в антимасонских кругах США в конце XVIII - начале XIX вв. находилась работа «Яхин и Боаз» («Jachin and Boaz»). Считается, что впервые на книжных полках Америки она появилась в 1793 г. и с тех пор неоднократно (примерно двадцать восемь раз) переиздавалась вплоть до 1827 г. Работа имела подзаголовок на титульном листе, означавший, что она предназначена для «новообращенного масона» и «всех тех, кто намеревается вступить в братство». Непонятно, когда же впервые была издана эта книга. Обычно называется временной промежуток между 1762 г. и 1780 г. В сочинении раскрываются все секреты, разоблачаются тайные слова, пароли, жесты и символы первых степеней посвящения. Якобы эти церемонии были утверждены конвентом английских масонов в Йорке еще в 926 г. и публиковались до конца XVII в. На самом деле одно из первых известных изданий вышло в свет в Лондоне в 1795 г. под названием «Три отчетливых стука или подлинный ключ к двери франкмасонства» [24]. В Америке «Яхин и Боаз» в 1812 г. издавалась с дополнением, состоявшим из обличений аббата Баррюэля в отношении масонства, иллюминатства и других секретных обществ. Вокруг этой книги завязалась борьба между масонами и антимасонами. Масонские публицисты уверяли, что никаких сокровенных таинств, ранее неведомых широкой публике, неизвестный автор произведения не раскрыл. Он, по их мнению, опирался на бумаги покойного друга-франкмасона [25]. Антимасоны настаивали на том, что автор «Яхин и Боаз» после выхода работы внезапно таинственным образом исчез. Позже в ходу был даже памфлет, утверждавший, что писатель был убит на лондонских улицах ритуальным масонским способом. Ему якобы от уха до уха перерезали горло.
Противники ордена приводили и другие факты трагической гибели граждан, причастных к публикации книги. Так, Hoax Смит, франкмасон из Манчестера, Вермонт, переиздал «Яхин и Боаз», вследствие чего до такой степени подвергался нападкам «братьев», что вынужден был продать собственность и уехать в Кентукки. Однако по дороге в этот штат в 1798 г. он был убит. Антимасоны писали о том, что после того как Смит выехал, один из высокопоставленных вольных каменщиков якобы заявил: «Запомните мои слова - он никогда не достигнет Кентукки !» [26]. Некий Ливингстон, уроженец штата Нью-Йорк, не знал, что публикация книги «Яхин и Боаз» раскрывает истинную суть орденского учения. Он был вызван на разбирательство в ложу, но добраться до нее не сумел: пропал без вести. Другой «неблагонадежный» масон ньюйоркец капитан Ариэль Мэрдок покинул дом в городке Ренселервилль в октябре 1803 г. Он вышел в сопровождении компании друзей-членов братства. На следующий день капитан был найден в лесу мертвым со «страшно искромсанным», изрезанным горлом. А все дело в том, что жена Мэрдока приобрела экземпляр злополучной книги и зачитывала выдержки из нее ради забавы подругам. Странная смерть Лорина Симондса в 1809 г. в районе Олбани также зародила подозрения в кознях тайного союза. В убийстве обвинялись один или несколько его товарищей-масонов. Но сами франкмасоны и спустя два десятилетия отрицали какую-либо причастность к преступлению. Интересен случай гибели в окрестностях Филадельфии Уильяма Миченера, якобы пытавшегося разгласить секреты ордена. По словам антимасонов, у него были вырваны внутренности, вырезано и вложено в руку сердце, а нож воткнут в тело. Несмотря на эти обстоятельства, жюри вынесло вердикт о суициде. Антимасоны уверяли, что расправы происходили в это время и в других странах. Например, 4 июня 1813 г. в столице Северной Ирландии Белфасте был убит масон Королевской Арки Уильям Миллер. Он якобы нарушил масонскую клятву, заявив, что «Яхин и Боаз» является правдивой книгой [27].
Новые обличения масонов наблюдались в ходе второй англо-американской войны 1812-
1815 гг., известной также как «вторая война за независимость США». Известно, что в XVIII-XIX вв. канадцы поддерживали тесное взаимодействие с франкмасонами Америки. Масонство в Канаду пришло с территории США. В свою очередь Великие Ложи Канады учреждали «цеховые мастерские» (ложи) в пограничных американских штатах. Во время войны масонов обвиняли, прежде всего, в предательских связях с британцами и канадцами. Отношения между масонскими сообществами подверглись серьезным испытаниям. Под давлением общественности произошел почти полный разрыв американского братства с английским и канадским масонством. Орден несколько ослабел и даже раскололся. В 1812-1813 гг. на Юге сепаратистами была учреждена Суверенная Великая Консистория Соединенных Штатов во главе с Жозефом Керно. Однако после
войны на целое десятилетие масонская тема потеряла актуальность, уступив место другим проблемам (демократизация, Национальный банк, «внутренние улучшения», рабство, тарифы и т.п.).
Исследователи справедливо отмечают, что ключ к пониманию популярности теорий заговора находится в глубинных социально-психологических потребностях человека. Основополагающая функция теорий заговора схожа с функцией стереотипа, который дает упрощенную картину отдельного феномена. Формируется особый конспиративистский менталитет. Пик популярности теорий заговора, как правило, совпадает с периодами экономической или политической нестабильности, кризиса. В таком случае нежелание широких масс общества прилагать усилия к пониманию структурных, объективных причин проблемы выливается в поиск простых её решений. В конечном счете - в отыскивание врагов, то есть персонально ответственных лиц, ликвидация которых должна привести и к устранению проблемы. В результате концепции заговора дают выход хаотичной деструктивной социальной энергии. В Америке «параноидный коллапс» нашел отражение в «заговоре иллюминатов», деле «X-Y-Z», законах о чужестранцах и о подстрекательстве, принятых перед началом необъявленной морской войны с Францией в 1799 г., а также проявился в «военной лихорадке» накануне и в ходе войны 1812 г.
Таким образом, в данной статье были рассмотрены основные вехи борьбы в Америке вокруг масонства в конце XVIII - начале XIX вв. Всплеск антимасонских настроений справедливо рассматривать как одну из составляющих в общем контексте политической кампании против оппонентов, затеянной федералистами в 1798-1799 гг. Кампания была направлена на разжигание националистических настроений, ксенофобии, неприязни к иностранцам - носителям чуждых для Америки идей и сочувствующим им джефферсоновским республиканцам-демократам. Неприятие вызывали иностранное происхождение масонского ордена, его «британскость», универсалистская направленность, космополитизм, децентрализованный характер, противоречивший
централизаторским усилиям федералистов, а также сотрудничество масонов с джефферсоновцами. Антимасонский кризис, имевший место во время войны 1812-1815 гг., носил гораздо менее выраженный характер и проходил в условиях политического господства республиканской партии.
Джефферсоновсие республиканцы, несмотря на критику оппонентов, значительно увеличили свое политическое влияние в стране. Они неизменно побеждали на президентских выборах в течение четверти века, начиная с 1800 г. Популярность федералистов же постоянно снижалась, что привело к окончательному распаду этой партии в 1824 г. Масонский орден сумел отразить все нападки врагов, временно упрочить положении в обществе и даже существенно увеличить численность своих рядов. В настоящее время в Соединенных Штатах превалирует взвешенное отношение к масонству, с которым неразрывно связана история борьбы за независимость и традиционно ассоциируется часть элиты.
The article deals with the problem of the Freemason (Illuminati) conspiracy, which advanced the political struggle in the USA in the late 18th - early 19th centuries. The first Anti-Masonic movement, related to the Federalists, aimed mainly against the Left and the Democrats, associated with Thomas Jefferson’s Republican Party. Provided with considerable volume of revelatory publications the initial anti-Freemasons’ assaults on the secret society resulted in noting eventually. Since 1800 the Jeffersonians began constantly winning presidential elections. The Freemasons were increasing their number and influence in the country at the same time.
The key words: freemason conspiracy, political struggle in the USA in the late 18th - early 19th centuries, the first Anti-Masonic movement, Federalists, Jeffersonian Republicans.
Список литературы
1. Stauffer V.L. New England and the Bavarian Illuminati. N.Y., 1918. 375 p.
2. Grand Lodge of British Columbia & Yukon Website Index. URL:
http://freemasonry.bcy.ca/sitemap.html (дата обращения 27.01.2011).
3. Большая Энциклопедия. Масоны. М., 2010. С. 640-647.
4. Hardie J. The new freemason’s monitor; or Masonic Guide. N.Y, 1818. P. 328-333.
5. Hammond J.D. The history of political parties in the state of New-York, from the ratification of the federal Constitution to December, 1840. In 2 vols. Cooperstown, 1846 (4-th ed., 1st publ. 1842). Vol. 1. P. 586.
6. Constitutional republicanism, in opposition to fallacious federalism; as published
occasionally in the Independent Chronicle, under the signature of Old-South. By B. Austin, J. Boston, iSG3. P. 54, 5S-64, 73, І93, 2GG, 259.
7. Masonry Dissected: being a Universal and Genuine Description of all its Branches from the original to the present Time, as it is deliver’d in the Constituted Regular Lodges both in City and Country ... to which is added, the Author’s Vindication of himself. By S. Prichard, late member of a Constituted Lodge. L.: S. Prichard, i73G (современное издание: Samuel Prichard’s Masonry Dissected i73G: An Analysis and Commentary.- Bloomington, IN: Masonic Book Club, І977).
S. The Anti-Masonic Review and Magazine (N.Y.). iS2S-iS3G. Vol. I. №S. P. 246.
9. Пятигорский А. Кто боится вольных каменщиков? Феномен масонства. М., 2GG9. С. І55-І59.
iG. Politics and Religion. Baptist church and Masonry // The Masonic Review. By C. Moore. Vol. XVI. Cincinnati, iS57. P. i5-iS.
11. Эпперсон P. Невидимая рука или Введение во взгляд на Историю как на Заговор. СПб., І996. С. iG-i3; Немировский В.Г. Тайные общества и заговорщики. СПб., 2GG7. С. І4-І6, 2І-25.
12. The proceedings of the United States Anti-Masonic Convention, Held at Philadelphia, September ii, iS3G. Philadelphia- N.Y.- Boston, iS3G. P. 66.
13. Jacques Francois Lefranc. Le voile leve pour les curieux, ou Le secret de la Revolution de France revele, a l'aide de la Franc-Ma^onnerie. Paris, І792 (см.: переиздание на англ. яз. Kessinger Publishing Co. (Whitefish, Montana), 2GG9).
14. Memoirs Illustrating the History of Jacobinism, Written in French by the Abbe Barruel, and translated into English by the Hon. Robert Clifford, F.R.S. & A.S. "Princes and Nations shall disappear from the face of the Earth ... and this revolution shall be the work of secret societies". Weishaupt’s Discourse for the Mysteries. Second Edition, revised and corrected. In 4 parts. L., i79S.
15. Proofs of a Conspiracy Against all the Governments of Europe, carried on in the secret meetings of Free Masons, Illuminati, and Reading Societies. Collected from good authorities by John M. Robison, A.M. Professor of Natural Philosophy, and Secretary to the Royal Society of Edinburgh. "Nam tua res agitur paries cum proximus ardet". Edinburgh- L., І797 (американское издание - N.Y., i79S).
16. Jefferson on Weishaupt. To Bishop James Madison. Philadelphia, January 3І, iSGG. URL: http://freemasonry.bcy.ca/anti-masonry/jefferson.html (дата обращения 27.Gi.2Gii).
17. Catalogue of books on the Masonic institution, in public libraries of twenty-eight states of the Union, antimasonic in arguments and conclusions. Boston, iS52. P. i2S, 2GG.
iS. Stauffer VL. Op. cit. P. 229-36G.
І9. Constitutional republicanism... P. 74-79, i9G.
2G. Conspiracy theories in American history: an encyclopedia. In 2 vols. / Ed by P. Knight. Santa Barbara (California), 2GG3. P. 272.
21. Conspiracy theories in American history... P. 273.
22. Constitutional republicanism... P. ІІ6-І2І.
23. The proceedings of the United States Anti-Masonic Convention, Held at Philadelphia... P.
66-6S.
24. Three Distinct Knocks, or an Authentic Key to the Door of Freemasonry. L.: Monegan, І795 (современное издание: Three Distinct Knocks and Jachin and Boaz: With an Introduction and Commentary by Harry Carr. Bloomington, IN: Masonic Book Club, i9Si).
25. Mitchell J.W.S. The history of freemasonry and masonic digest. Marietta (Geo.), iS59. Vol.
II. P. 2G7.
26. Catalogue of books on the Masonic institution... P. 4.
27. Catalogue of books on the Masonic institution... P. 2-5.
Об авторе
Прилуцкий В.В. - кандидат исторических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].