Научная статья на тему 'Масонское движение в Германии в XVIII веке'

Масонское движение в Германии в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1874
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМЕЦКОЕ МАСОНСТВО / ПОЛИТИЧЕСКОЕ МАСОНСТВО / МАСОНСКАЯ КОНСПИРАЦИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ КОНСПИРАЦИЯ / GERMANY MASONRY / POLITICAL MASONRY / MASONIC CONSPIRACY / ENLIGHTENMENT CONSPIRACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киясов Сергей Евгеньевич

Статья посвящена актуальным вопросам истории масонского движения в Германии XVIII века. Основное внимание сосредоточено на деятельности политического масонства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASONRY MOVEMENT IN GERMANY OF THE 18TH CENTURY

The article studies the topical question of the masonry movement history in Germany of the 18th century. If particularly focuses on the activity of the political masonry

Текст научной работы на тему «Масонское движение в Германии в XVIII веке»

УДК 947(093)

МАСОНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГЕРМАНИИ В XVIII ВЕКЕ

С. Е. Киясов

Саратовский государственный университет E-mail: sergeykiyasov@mail.ru

Статья посвящена актуальным вопросам истории масонского движения в Германии XVIII века. Основное внимание сосредоточено на деятельности политического масонства. Ключевые слова: немецкое масонство, политическое масонство, масонская конспирация, просветительская конспирация.

Masonry Movement in Germany of the 18th Century

S. E. Kiyasov

The article studies the topical question of the masonry movement history in Germany of the 18th century. If particularly focuses on the activity of the political masonry

Key words: Germany masonry, political masonry, masonic conspiracy, enlightenment conspiracy.

Провозглашение Великой ложи Лондона (1717)1 и публикация книги масонских «Конституций» Джеймса Андерсона (1723)2 заложили прочные основы общеевропейской деятельности масонских структур. В короткое время новомодное интеллектуальное движение, перешагнув границы Великобритании, заявило о своём присутствии во Франции и Дании, в Испании и Голландии, в России и Польше. Весьма широкое распространение обновлённое масонство получило также на территории германских государств3.

Как установили специалисты, формирование масонских структур в Германии обладало особой спецификой. Нация философов и поэтов, не оставлявшая мечты о государственном единении, изобрела собственный путь развития Ордена «вольных каменщиков». В первую очередь, он предусматривал опору на мистицизм и религиозную экзальтацию, столь несвойственные европейским братьям-просветителям, но укоренившиеся в общественной жизни германских государств со времен Реформации. Идейное наследие популярных немецких писателей-мистиков - Валентина Андреэ, Якоба Беме, Иоганна Арндта, Валентина Вейгеля, Георга Фридриха Ретцеля, Иоганна Конрада Диппеля, Карла фон Эккартсгаузена - надолго подчинило себе местные масонские ложи4. Вместе с тем, зарождение регулярного масонского движения на территории Германии, в частности в Пруссии, было обусловлено английским влиянием. Заметим, что данное обстоятельство ставит под сомнение утверждение старшего поколения немецких историков, которые отстаивали при-

оритеты «своего» масонства, якобы связанного с эволюцией местных ремесленных союзов5.

Первым «спекулятивным» масоном Германии по праву признаётся граф Альбрехт Вольфганг Шаумбург-Липпе, инициация которого состоялась в Лондоне6. Однако сами масонские ложи на немецкой земле впервые появилась в Гамбурге, жители которого находились в тесных торговых отношениях с Лондоном. Начальные шаги в этом направлении были предприняты гроссмейстером лондонской Великой ложи графом Стрэтмуром (Б^аШтоге), который в 1733 г. выдал патент одиннадцати немецким масонам для основания «правильной» ложи в этом городе. В Великой ложе Англии новая дочерняя структура была зарегистрирована в официальном реестре7. Инсталляция гамбургской ложи состоялась значительно позже, в декабре 1737 г. Её осуществил Карл Людвиг Сарри (Баггу) - прусский чиновник и сын французского эмигранта-гугенота8. В 1740 г. ложу возглавил Матиас Альбрехт Лютманн, получивший статус Великого Провинциального мастера для Гамбурга и Верхней Саксонии. После этого данная масонская структура получила библейское имя «Абесалом»9.

Наиболее крупным успехом первых немецких «вольных каменщиков» стало привлечение в свои ряды и инсталляция наследника прусского престола. В этой роли выступил кронпринц и будущий король Фридрих II Великий (1712-1786). Правопреемник короны одного из крупнейших германских государств был посвящен 14 августа 1738 г. на заседании материнской Немецкой ложи в Брауншвейге. Вслед за этим Фридрих создал и возглавил собственную, частную ложу в замке Рейнсберг, открывшую историю масонства на территории самой Пруссии.

Причастность царственной особы к масонству обеспечила ложам большую популярность не только в Пруссии, но и в других немецких землях. Вслед за Фридрихом, который покровительствовал масонству, в ложи вступили многие короли, герцоги и курфюрсты разрозненной Германии. Со стороны тогдашних противников масонства, которых оказалось немало и в Пруссии, подобные пристрастия влиятельного монарха способствовали даже его причислению к разряду «ненавистников христианского закона»10.

В течение нескольких лет после появления масонской ложи в Гамбурге большинство немец-

© Киясов С. Е., 2014

ких земель также получили аналогичные структуры. В числе первых были открыты масонские ложи в Берлине, Альтенбурге, во Франкфурте-на-Майне и Франкфурте-на-Одере, в Марбурге, Лейпциге, Байрейте и Дрездене. Любопытно, что немецкие ложи испытывали немалое влияние со стороны французского Клермонского Капитула. Во всяком случае, историки отмечают наличие в Германии ранних масонских структур, которые назывались по-французски и вели свою работу на языке соседней страны. В качестве примера такой ориентации можно привести ложу «К Солнцу» («Au Soleil») в Байрейте11. Правда, в отличие от оригинального варианта, который насчитывал во Франции только шесть степеней посвящения, немецкая модификация Клермонского Обряда состояла уже из десяти градусов12.

В 40-х гг. XVIII в., то есть спустя десятилетие с момента начала своей успешной работы, немецкие масоны сумели приобрести значительную самостоятельность. В 1744 г. берлинская ложа « К трем Глобусам» (Zu den drei Weltkugeln), гроссмейстером которой был сам король Фридрих, приняла имя «Великой Материнской Королевской ложи». С этого времени в Германии появляются первые национальные масонские обряды, которые приобретают большое влияние не только на родине, но и за рубежом: во Франции, Австрии, Швеции, России. Поиск и раскрытие масонской тайны, культ послушания, появление в обрядовых церемониях рыцарских «высоких степеней», мистицизм - вот круг интересов немецких « вольных каменщиков».

В 1751 г. в Германии начинается эра масонского «строгого послушания», открытая деятельностью барона К. Г. фон Хунда (1722-1776). Он попытался продолжить дело шотландца М. Рэмси (1686-1743) и внедрить в ложах «вольных каменщиков» не только рыцарские традиции, но и практику обязательного «послушания» таинственным лидерам якобы воссозданного во Франции Ордена тамплиеров. Новый обряд пользовался большой популярностью среди немецких аристократов, которые преобладали в местных ложах. В частности, по этой системе с 1766 г. работала берлинская Великая ложа, которая получила новое название -Великая Материнская Национальная ложа. Ее гроссмейстером в 1772 г. стал герцог Фердинанд Брауншвейгский.

Основополагающие догматы Обряда « строгого послушания» были пересмотрены и отменены, как не соответствующие масонским традициям, только на конгрессе «вольных каменщиков» в Вильгельмсбаде (1782)13. Значительный удар по системе Хунда нанес также один из ее первоначальных лидеров - Иоганн Вильгельм Циннен-дорф (1731-1782). Бывший военный врач, посвятивший себя масонству, этот человек занимал в берлинской Великой ложе, принявшей Обряд «строгого послушания», пост мастера-казначея. Не сумев отчитаться по финансовым документам,

Циннендорф 6 мая 1767 г. был исключен из Ордена14. Оказавшись в опале, он подверг критике устои «тамплиерской легенды» Хунда и разработал собственный ритуал. В его основу легли положения хорошо знакомого в Германии Шведского Обряда15. В 1770 г. сторонники Циннендорфа создали независимую от «строгого послушания» структуру, объединенную под верховенством Почтенной Великой Национальной ложи Франкмасонов Германии16. Гроссмейстером новой Великой ложи стал принц Л. К. Гессен-Дармшдатский.

Действия Циннендорфа получили негласное одобрение короля Фридриха Великого, крайне недовольного возросшей таинственностью, а также чрезмерным разобщением прусского масонства. Существенная поддержка новой инициативе была оказана и со стороны Великой ложи Англии, которая, не обращая внимания на недавние «тамплиер-ские симпатии» Циннендорфа, согласилась выдать патент на открытие под его началом «правильной» Великой ложи в Берлине. Новый обряд получил известность не только в Пруссии и в Англии, но также в большинстве стран Центральной и Восточной Европы (Австрия, Польша, Россия). Очередной реформатор немецкого масонства скончался в зените славы в Берлине 6 июня 1792 г. во время заседания созданной им Великой ложи.

Помимо вышеперечисленных масонских обрядов, которые сыграли решающую роль в становлении движения «вольных каменщиков» в Германии, следует назвать и некоторые другие, менее известные. Например, в 1770 г. здесь открыл свою работу Возрожденный Египетский Обряд посвящения, известный как Сга1а Яероа (Божественное безмолвие). Он был создан усилиями поклонников древних мистерий, провинциальных дворян К. Ф. фон Кеппена и Й. В. фон Химмена. Претендовавший на оригинальность и древнее происхождение, этот Обряд состоял из семи степеней посвящения17. В 1787 г. в Лейпциге был образован Обряд Немецкого Союза, состоявший из шести степеней. Его основателем стал Карл Фридрих Бардт (1741-1792). Еще один масонский союз - Обряд Берлинского Совершенства - был основан И. Фесслером в 1798 г. В начале XIX в. его работа была перенесена на территорию Российской империи, захватив своим влиянием не только её столицу, но и некоторые провинциальные города18.

Однако самая значительная страница в истории германского масонства XVIII столетия, безусловно, связана с деятельностью Адама Вейсгаупта (1748-1830). Страстный поклонник материалистических, естественно-правовых и эгалитарных идей К. Гельвеция, Г. Б. де Мабли и Ж.-Ж. Руссо, он не без основания полагал, что философские концепции не в состоянии изменить существующего в обществе неравенства19. С целью практического преобразования мира в 1776 г. Вейсгаупт, будучи профессором университета в Ингольштадте (Бавария), создал тайное обще-

ство, известное как Орден иллюминатов. Осуществление возвышенных идеалов Просвещения предполагалось путем постепенного морального и нравственного перевоспитания людей. Идея политического переворота решительно отвергалась, так как свобода, по мнению Вейсгаупта - благо, которое народы не могут сразу освоить20. Достижению стратегических целей была подчинена организационная структура Ордена. Поначалу иллюминаты были разделены на три степени, которые должны были соответствовать их моральному росту: Послушник, Ученик Минервы или Минервал и Просветленный Минервал21. Со временем Орден иллюминатов претерпел заметные организационные изменения. Он все больше напоминал рыцарско-тамплиерскую систему М. Рэмси и К. Хунда, известную в Германии как «строгое послушание»22. В то же время « просветленные» выступали в качестве продолжателей традиций мистического иллюминизма, заложенных деятельностью масонского Ордена мартинистов во Франции. Во всяком случае, их лидеры явно симпатизировали проповедям таких популярных масонских мистиков XVIII в., как Ж. Б. Виллер-моз, М. Паскалли и Л. К. де Сен-Мартен.

Окончательные организационные параметры Орден иллюминатов приобрел в 1781 г. К этому времени Адам Вейсгаупт и его соратник Адольф Фрейхерр фон Книгге осуществили важные структурные реформы, превратившие иллюминатов в участников мощной конспиративной организа-ции23. Деятельность ее адептов была прикрыта не только строгой дисциплиной24, но и системой тайнописи. Специальный шифр кодировал не только буквы алфавита, но и цифры25. Иллюминатами был также принят особый календарь. Он состоял из двенадцати месяцев и начинал летоисчисление с 21 марта 630 года. Его начальными датами было признано правление персидского царя Ездгерда III (Jezdegard)26. Заметим, что принципы нового календаря, отвергавшие католические традиции, в точности соответствовали более позднему замыслу французских революционеров Сильвена Марешаля27 и Шарля Ромма28. Орден был разделен на три класса и двенадцать уровней посвящения. В первый класс были включены старые степени организации: Послушник, Минервал и Просветленный Минервал. Второй класс становился исключительно масонским - это был как бы промежуточный Орден. Он состоял из пяти степеней: Ученик, Подмастерье, Мастер, Шотландский рыцарь св. Андрея, Шотландский рыцарь Храма. В третьем классе реформаторы выделили два разряда мистерий, являвших собою руководящий Ареопаг. Малые мистерии состояли из степеней Просветленного Жреца и Просветленного Принца; высокие - включали в себя степени Мага-Философа и Повелителя (Homme Roi)29. Все ключевые участники организации получили тайные конспиративные имена, напоминающие о подвигах героев античной истории. Так, Вейс-

гаупт был известен как Спартак; его ближайший сподвижник Франц Ксавье Цвак принял имя известного римского республиканца Катона; Книгге выступал под маской иудейско-эллинистического философа Филона Александрийского (Philo)30.

Таким образом, инициатива Вейсгаупта-Книгге положила начало возникновению особой разновидности псевдомасонства, главной задачей которого стало прикрытие Ордена иллюминатов, а впоследствии - и других тайных политических организаций во многих странах Европы. Подобная особенность конспиративной тактики иллюминатов не ускользнула от внимания современников. Например, аббат О. Баррюэль, известный критическим восприятием революционных событий во Франции, подчеркивал в своих мемуарах, что сторонники Вейсгаупта «прикрывают себя завесою франкмасонства для того единственно, чтобы быть в безопасности»31. Такая оценка деятельности иллюминатов не является единственной. Некоторые исследователи, напротив, считали сторонников Вейсгаупта и Книгге самыми настоящими масонами, только особого, радикального направления. Именно такая характеристика ил-люминизма прозвучала на советско-итальянской конференции историков в 1966 г. В частности, её озвучил и поддержал известный отечественный специалист в области истории общественно-политической мысли В. М. Далин32.

В 1782 г., на масонском конгрессе в Вильгель-мсбаде, иллюминаты, вдохновляемые Адольфом фон Книгге, попытались подчинить себе ложи «строгого послушания», но потерпели неудачу. В 1784 г. указом герцога Карла Теодора Баварского, вынужденного вмешаться в развитие событий, Орден иллюминатов был запрещен, а его архивы захвачены и опубликованы. Сам Адам Вейсгаупт бежал за пределы Баварии. Он провёл остаток жизни в изгнании, в Готе, занимаясь литературным творчеством при дворе своего влиятельного покровителя и масона Эрнста Саксен-Готского33.

Раскрытие конспиративной деятельности иллюминатов стало ярким свидетельством несостоятельности радикально-заговорщической просветительской программы, ставившей во главу угла попытку осуществления политического переворота. Помимо всего прочего, эта неудача - еще одно подтверждение несправедливости обвинений масонов в подготовке каких бы то ни было революционных волнений. Совершенно очевидно, что регулярные ложи «вольные каменщики» никогда не являлись тайным обществом, преследующим политические цели. Как и в случае с иллюминатами в Баварии, а позже - с карбонариями («угольщиками») в Италии, а также декабристами в России, их структура служила лишь прикрытием заговорщической деятельности.

Весьма резкую оценку политическим усилиям иллюминатов дали сами регулярные масоны. Об этом свидетельствует текст «Циркуляра об иллюминатах в Германии», распространенный в

1787 г.34 Авторы документа характеризуют Орден иллюминатов в качестве «вредоносной секты», которая отвлекает истинный Орден от « чистой Христианской Религии»35. Столь же отрицательно были оценены стремления Вейсгаупта к «необузданной независимости от светской и духовной власти». Приверженцы иллюминатов названы «ложными просветителями» и даже «душеубийцами»36. Все истинные масоны призывались «противостоять врагу» и следовать собственной морали, которая предусматривала служение «Учению и образу Спасителя и Мастера нашего Иисуса Христа»37.

В отличие от Пруссии, в империи австрийских Габсбургов масонство так и не получило поддержки со стороны правящей элиты. Наиболее известным австрийским масоном был и остаётся В. А. Моцарт (1756-1791). Гениальный музыкант и композитор, он оставил после себя блестящие образцы так называемой «масонской» музыки, которые бережно сохраняются в современной мировой культуре. В классической опере «Волшебная флейта» Моцарт наполнил сказочный сюжет серьезными морально-философскими идеями, своими заветными мыслями. Под влиянием философии масонского просветительства композитор явно проникся идеалами равенства, братства людей, верой в изначальность добра, возможность нравственного совершенствования человека, в конечное торжество света и разума38.

Поначалу благожелательное отношение к масонству сформировалось также у молодого императора Иосифа II. Однако в 1784 г., напуганный возросшим политическим влиянием «вольных каменщиков», он распустил и запретил масонский Орден в пределах Священной Римской империи. После революционного взрыва во Франции, который изначально приписывался козням масонов и иллюминатов, тайные общества на территории империи были окончательно запрещены императором Францем39. По-видимому, свою роль в антимасонских настроениях сыграл также дуалистический характер Дунайской монархии, на территории которой ложи « вольных каменщиков» могли легко превратиться в собрания мятежных сепаратистов.

Вне всяких сомнений, масонское движение оказало глубочайшее влияние на общественно-политическую и культурную жизнь большинства германских государств. По-настоящему глубокий след идеология «вольных каменщиков» оставила на страницах сочинений блистательных представителей немецкой литературы и классической философской мысли рубежа XVIII-XIX столетий - Г. Э Лессинга (1726-1781), И. Г. Гердера (1741-1803), И. В. Гёте (1749-1832), И. Г. Фихте (1762-1814)40.

Примечания

1 CalvertA. F. The Grand Lodge of England. L., 1917.

2 The Constitutions of the Free-Masons. Containing the

History, Charges, Regulations, &c. of that most Ancient and Right Worshipful Fraternity. For the Use of the Lodges. L., 1723.

3 Традиции немецкой масонской историографии, сложившейся в XIX столетии, успешно развивают новейшие специалисты - см.: Reinalter H. Die Freimaurer. München, 2006 ; Kottmann K. Freimaurer und die katholische Kirche. Frankfurt am Main, 2009 ; Shreffer H. Der Papst und die Freimaurer. Insbruck, 2010 ; Digruber K. Die Freimaurer und ihr Ritual. Berlin, 2011 ; Gaspard J. Freimaurer und illuminaten. Berlin, 2011. etc.

4 Сочинения этих авторов были популярны в России -см.: Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 267. К. 8-14; Ф. 237. К. 22 и др.

5 Финдель И. Г. История франк-масонства от возникновения его до настоящего времени : в 2 т. / пер. со 2-го нем. изд. СПб., 1872-1874.

6 См.: Перцев В. Н. Немецкое масонство в XVIII веке // Масонство в его прошлом и настоящем : в 2 т. / под ред. С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова. М., 1914-1915. Т. 1. С. 66. Позднее этот прусский аристократ, наряду с бароном фон Обергом, сыграл решающую роль в привлечении в Орден юного и романтичного кронпринца Фридриха, будущего короля Пруссии.

7 Dictionnaire de la Franc-Maçonnerie publié sous la direction de D. Ligou. P., 1987. P. 30.

8 Naudon P. Histoire général de la Franc-Maçonnerie. P., 1987. P. 113.

9 Ibidem. В тексте третьего издания книги « Конституций» (1756) оговаривается, что под этим названием ложа в Гамбурге была зарегистрирована 23 октября 1740 г. См.: The Constitutions of the Antient and Honourable Fraternity Free and Accepted Masons. Containing their History, Charges, Regulations, etc. Collected and Digisted By Order ofthe Grand Lodge from their old Records, faitful Traditions and Lodge-Books, For the Use of the Lodges. By James Anderson, D. D. Carefully Revised, Continued and Enlarged, with many Additions, By John Entick. L., 1756. P. 337.

10 [Баррюэль О.] Вольтерианцы или история о якобинцах, открывающая все противу христианские злоумышления и таинства масонских лож, имеющих влияние на все европейские державы. С французского последнего исправленного и вновь умноженного издания : в 12 ч. ; пер. с фр. М., 1805-1809. Ч. I. С. XXVI (Предуведомление).

11 Naudon P. Histoire général de la Franc-Maçonnerie... P. 114. В Байрейте (Bayreith) действует один из крупнейших масонских музеев Германии. Не менее известен в этой стране масонский музей в Сент-Михаэлисдонне (St. Michaelisdonn).

12 См.: Уайт А. Э. Новая энциклопедия масонства (великого искусства каменщиков) и родственных таинств : их ритуалов, литературы и истории / пер. с англ. СПб., 2003. С. 102. Об этом влиянии свидетельствует текст немецкой книги «Конституций», который был частично скопирован с французского издания 1736 и 1741 гг. Жана Кюэнена. См.: [Quenen J.] Verordnungen, Geschichte, Gesetz, Pflichten der Bruderchaft Freinmaurer. Frankfurt und Leipzige, 1744. О «двуязычии» первых

немецких лож свидетельствуют размещенные здесь тексты французских масонских песен (S. 293-302).

13 Naudon P. Histoire général de la Franc-Maçonnerie... P. 114. Подробнее о конгрессе -см.: HammermayerL. La crise de la Franc-Maçonnerie Européenne et le convent de Wilhelmsbad (1782) // Dix-huitième siècle. La Franc-Maçonnerie / Revue annuelle publieé par la Société française dÉtude du XVIII siècle. № 19. P., 1987. P. 73-95.

14 См.: Уайт А. Э. Новая энциклопедия масонства. С. 75.

15 Шведский Обряд был известен и в России. Эта система утверждала свое прямое происхождение от Ордена рыцарей Храма и насчитывала десять степеней посвящения. В НИОР РГБ имеется описание Второго символического градуса этого Обряда на французском языке (Ф. 147. Ед. хр. 69. Л. 55-77).

16 Dictionnaire de la Franc-Maçonnerie. P. 1271.

17 См.: Уайт А. Э. Новая энциклопедия масонства.С. 6063. По-видимому, влияние немецких масонов позже испытал на себе создатель Египетского Обряда Калиостро. Книга под соответствующим названием была дважды выпущена ограниченным тиражом в России. См.: [Кеппен К. Ф.] Крата Репоа или Посвящение в древнее тайное общество египетских жрецов / пер. с нем. М., 1779 ; Он же. Crata Repoa, или Каким образом в древние времена происходило в таинственном обществе посвящение египетских жрецов / пер. с нем. СПб., 1779.

18 О масонской деятельности Фёсслера в России см.: Горбачев Д. В. И. А. Фесслер - немецкий мыслитель и общественный деятель // Новая и новейшая история. 2012. № 3. С. 217-224.

19 В письме от 29 марта 1778 года, адресованному иллюминату Цваку, Вейсгаупт говорит о мудрости Томаса Мора. В списке лучших авторов он также называл Т. Кампанеллу. См.: Die Korresponenz des Illuminatenordens. Band 1: 1776-1781. Herausgegeben von Reinhard Markner, Monika Neugelauer-Wölk und Hermann Shüttler. Tübingen, 2005. S. 4, 9, 55.

20 См.: Ланда С. С. Дух революционных преобразований. Из истории формирования идеологии и политической организации декабристов. 1816-1825. М., 1975. С. 264-265.

21 Dictionnaire de la Franc-Maçonnerie. P. 1022. В древнеримской мифологии Минерва - богиня мудрости, покровительница наук, искусств и ремесел; она отождествлялась с древнегреческой Афиной.

22 Подражая тамплиерам, А. Вейсгаупт в 1781 г. вынашивал идею создания в Вене собственной финансовой структуры - банка, который, по его мнению, помог бы заручиться «протекцией императора». См.: Die Korrespondenz des Illuminatenordens. S. 401.

23 Их детали изложены в совместном сочинении, раскрывающем степени посвящения и историю Ордена иллюминатов. См.: Weishaupt A., Knigge A. von. Die neuesten Arbeiten des Spartacus und Philo in dem Illuminaten-Orden jetzt zum erstemal gedruckt und zur Beherzigung bey gegenwärtigen Zeitlauffen herausgegeben. München, 1794.

24 Строгие правила не исключали разрыва отношений. В переписке Вейсгаупта сохранились письма иллюмината и выдающегося австрийского дипломата, графа Йохана

Людвига фон Кобенцля (Арриан), который обсуждал проблему выхода из Ордена - см.: Die Korrespondenz des Illuminatenordens. S. 349-350.

25 Ibid. S. 75.

26 Die Korrespondenz des Illuminatenordens. S. 444. На самом деле, этот последний представитель династии Сасанидов (226-651 гг.) находился у власти с 632 по 651 г. После смерти царя Хосрова II (591-628) территория древнего Ирана переживала очередную смуту, в результате которой на троне побывали около десятка правителей. См.: История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века / под ред. акад. В. В. Струве. Л., 1958. С. 69.

27 Этот радикально настроенный писатель и масон одним из первых в революционной Франции развенчал воскресенье и другие церковные праздники, призывая заменить их именами философов и революционеров. См.: Maréchal S. Almanach des républicains, pour servir à l'instruction publique. A Paris, 1793, № 4. P. I-XII. В его «святцах», первый вариант которых был опубликован в 1788 г., упоминаются Пифагор, Мор, Гус, Данте, Локк, Гоббс, Монтень, Вольтер, Руссо и многие другие выдающиеся мыслители-реформаторы.

28 Проект французского революционного календаря был рассмотрен и утвержден Конвентом 5 и 24 октября 1793 г. Его первый день - 22 сентября 1792 г. - совпал с провозглашением Республики. Каждый месяц делился на три декады и получил новые поэтические названия.

29 Dictionnaire de la Franc-Maçonnerie. P. 1022. Сам Вейсгаупт, как знаменитый иезуит Лойола, носил титул Генерала ордена. См.: Die Korrespondenz des Illuminatenordens. S. 401.

30 Имена античных героев и философов (Брут, Пифагор, Анаксагор, Платон, Аристотель) неизменно пользовались большой популярностью в среде европейских интеллектуалов со времен Возрождения. Зачастую они использовались в текстах литературных мистификаций, в которых проповедовались самые радикальные теории.

31 [Баррюэль О.] Вольтерианцы. Ч. VI. С. 53-55. Детальному рассмотрению заговорщических действий иллюминатов посвящена треть сочинения аббата-контрреволюционера.

32 Проблемы советско-итальянской историографии (материалы советско-итальянской конференции историков. 12-14 октября 1964 г.). М., 1966. С. 250-251. Виктор Моисеевич Далин высказал не менее интересное предположение о связях с иллюминатами участников «Социального кружка» К. Фоше и Н. Бонвилля, который действовал в годы Великой революции в Париже.

33 Weishaupt A. Über die Schrecken des Todes. Eine philosophische Rede. Nüurnberg, 1786; Idem. Über Wanrheit und sittliche Vollkommenheit. Bd. 2. Regensbourg, 1794. Исследователи склоняются к мнению, что последователями конспиративной тактики иллюминатов был создан знаменитый Тугендбунд - тайное общество, которое внесло значительный вклад в освобождение Пруссии от наполеоновской оккупации в 1813 г. См.: Берти Д. Демократы и социалисты в период Рисор-джименто / пер. с итал. М., 1965. С. 137. В 1793 г. о своем присоединении к иллюминатам объявил один

С. О. Буранок. Кризисы 1930-х годов в оценках общества США

из лидеров немецких масонов «строгого послушания» Й. К. Боде.

34 НИОР РГБ. Ф. 14 (Арсеньев В. С.). Ед. хр. 458. Л. 1-4.

35 Там же. Л. 2-3.

36 Там же. Л. 3.

37 Там же. Л. 4.

38 Другие образцы «масонской составляющей» творчества Моцарта - «Маленькая немецкая кантата», «Maurerische trauermusik», «Zum Schluss der Freimaurerloge».

УДК 94 (73)

КРИЗИСЫ 1930-Х ГОДОВ В ОЦЕНКАХ ОБЩЕСТВА США

С. О. Буранок

Московский государственный технический университет имени М. А. Шолохова E-mail: witch-king-1@mail.ru

В статье рассмотрена реакция общества США на кризисные моменты международных отношений 1931-1939 гг. Проанализированы оценки прессой и лидерами США агрессии Германии в Европе и Японии в Азии.

Ключевые слова: США, Вторая мировая война, Германия, Япония, Тихий океан, общественное мнение.

Crises of the 1930s in the Estimates of U. S. Society

S. O. Buranok

The article describes reaction of U. S. society to the crisis moments of international Affairs 1931-1939. U.S. media estimates analyzed the Germany's aggression in Europe and Japanese aggression in Asia. Key words: USA, World War II, Germany, Japan, Pacific Ocean, public opinion.

В 1930-х гг. на процесс формирования в американском обществе образов, мифов и стереотипов восприятия как ситуации в своей стране, так и в мире в целом, оказывали влияние и ухудшающаяся международная обстановка и напряжённая ситуация во внутренней политике. Если в отношении к внутренним кризисам, таким как Великая депрессия, экономическая стагнация, «криминальная война» на Среднем Западе, позиция общественности была в общем стабильна, то в ситуации с восприятием внешней политики США наблюдается более сложная картина. В американском обществе 1930-х гг. по такой проблеме, как осознание угрозы войны, боролись две тенденции, выраженные «изоляционистами», с одной стороны, и «интернационалистами» - с другой. В данной ситуации особое влияние получала фигура президента США Франклина Рузвельта, который с большим вниманием относился как к европейским, так и дальневосточным делам.

Именно позиция президента определила общественные настроения и отношение к первому

39 Последний император Священной Римской империи (1792-1806); наследный император Австрии. См.: Reinalter H. La Maçonnerie en Autriche // Dix-huitième siècle. La Franc-Maçonnerie... P. 43-57. История австрийского масонства запечатлена в экспозиции музея в Цветтле.

40 Batley E. M. Lessing's Templars and the Reform of German Freemasonry // German Life and Letters. Juli, 1999. P. 297-313.

серьёзному внешнеполитическому кризису 1930-х годов - «Маньчжурскому инциденту», в котором Рузвельт и близкие ему политические деятели США увидели уникальную возможность попытаться переориентировать с Китая на Советский Союз направление начавшейся японской агрессии. Важнейшим шагом здесь стала официальная позиция Госдепартамента США, которую чётко выразил государственный секретарь Г. Стим-сон - в американской прессе не должно быть критики действий Японии и никаких угроз1. Поэтому, как пишет Г. Ф. Захарова, «правительство США не прибегало ни к чему такому, что хоть бы отдалённо напоминала угрозу или открытую критику»2. Кроме того, после начала конфликта Лига Наций направляет японскому и китайскому правительствам телеграммы с предложением прекратить военные действия, а Японии вывести войска из Маньчжурии, т. е. были получены лишь «одинаковые предостережения»3. Ведущие газеты США точно исполнили просьбу. С самых первых сообщений о «Маньчжурском инциденте» симпатии были на стороне Японии: «Китайские войска атаковали японские части, и последние были вынуждены защищаться»4. В последующие дни развития конфликта (21-23 сентября) американская пресса даже советовала Японии начинать контрнаступление.

Подобные мысли озвучены на страницах «Washington Post», «New York Times»5. Сомнений в вине китайской стороны не было. Официальные заявления американских политиков также были благоприятны лишь для Японской империи - высказывалась надежда на разрешение конфликта силами японского и китайского правительств без вмешательства других стран6. В разгар японо-китайской борьбы (15 декабря 1931 г.) «Washington Post» снова публикует статью с «советами япон-

© Буранок С. О., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.