Научная статья на тему 'Объединенная Великая ложа Англии: история создания'

Объединенная Великая ложа Англии: история создания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1188
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСОНСТВО / АНГЛИЙСКОЕ МАСОНСТВО / СПЕКУЛЯТИВНОЕ МАСОНСТВО / ОБЪЕДИНЕННАЯ ВЕЛИКАЯ ЛОЖА АНГЛИИ / MASONRY / ENGLAND'S MASONRY / SPECULATIVE MASONRY / UNITED GRAND LODGE OF ENGLAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киясов Сергей Евгеньевич

Статья посвящена актуальным вопросам истории масонского движения в Англии XVIII века. Основное внимание сосредоточено на происхождении Великой ложи Англии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The United Grand Lodge of England: the History of Creation

The article studies the topical question of the history of the masonry movement of the 18th century England. If particularly focuses on the origins of the Grand Lodge of England.

Текст научной работы на тему «Объединенная Великая ложа Англии: история создания»

УДК 9 (410.III) «13/15»

ОБЪЕДИНЕННАЯ ВЕЛИКАЯ ЛОЖА АНГ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

С. Е. Киясов

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: sergeykiyasov@ mail.ru

Статья посвящена актуальным вопросам истории масонского движения в Англии XVIII века. Основное внимание сосредоточено на происхождении Великой ложи Англии. Ключевые слова: масонство, английское масонство, спекулятивное масонство, Объединенная Великая ложа Англии.

The United Grand Lodge of England: the History of Creation

S. E. Kiyasov

The article studies the topical question of the history of the masonry movement of the 18th century England. If particularly focuses on the origins of the Grand Lodge of England.

Key words: masonry, England's masonry, speculative masonry, United Grand Lodge of England.

DOI: 10.18500/1819-4907-2017-17-3-348-352

История регулярного (символического) масонского движения насчитывает более трёх столетий. Его родина - Великобритания эпохи Нового времени. Именно здесь, в Шотландии, Англии и Ирландии, интеллектуалы-просветители открыли работу первых спекулятивных (философских) лож, которые унаследовали эзотерические традиции средневековых ремесленно-строительных цехов1. 24 июня 1717 г. в Лондоне была провозглашена «материнская» Великая ложа, быстро перешагнувшая в своей деятельности национальные границы2.

Основатели вселенского масонского братства - Джон Теофил Дезагюлье (1683-1744), Джеймс Андерсон (1679-1739), Джордж Пейн (1685-1757) - были искренне убеждены в возможности мирного, нравственно-этического воспитания нового человека, достигаемого, по их мнению, усилиями клана «посвященных». Другой целью задуманного просветительского конспиративного проекта провозглашалось создание идеального общества, в котором предполагалось отсутствие религиозных, расовых, социальных и политических противоречий3. Впрочем, подобные, во многом утопические убеждения и надежды разделяли отнюдь не все участники быстро набиравшего силу интеллектуального движения. В самой Великобритании, оказавшейся в эпицентре его развития, на целое столетие утвердилось раздельное существование «старых» (мистических, якобитских4) и «новых» (просветительских)

масонских структур. Если первые опирались исключительно на внутренние, восходящие к Античности и Средневековью эзотерические традиции, и не помышляли об идейной экспансии, то масоны-философы, напротив, ставили перед собой задачи самой активной и максимально широкой внешней популяризации. Их действия были достаточно мотивированы: результаты начатых в Англии революционных преобразований нуждались в скорейшем распространении и максимальной поддержке. Тем самым «новые» масоны были призваны сыграть роль адептов не столько собственного культа, сколько завоеваний победившей в их стране пуританской революции, а также идеалов зарождающейся культуры Просвещения. В наши дни факт взаимовлияния и даже тесного соединения двух мощных течений либеральной европейской общественно-политической мысли XVIII в. - масонского и интеллектуально-просветительского - уже не вызывает сомнений. Убедительное тому подтверждение - биографии участников описываемых событий. Так, Дезагюлье, один из отцов-основателей Великой ложи Лондона, был активным членом научного Королевского общества. Адептами масонского Ордена были и многие другие представители этого учёного сообщества5.

Вскоре масоно-просветительский альянс распространил своё влияние на континентальную Европу. В 1730 г. в лондонской масонской ложе «Старый рог» состоялась инициация прославленного французского философа-просветителя Ш.-Л. Монтескье6. Известно также о встрече Монтескье и Дезагюлье в Париже, куда англичанин прибыл в июле 1735 г. с целью открытия масонских регулярных лож во Франции7.

Сходные тенденции наблюдались и в Новом Свете. К примеру, большие симпатии к идеям и деятельности «вольных каменщиков» проявил известный американский просветитель и ученый Б. Франклин. В самом начале своей яркой научной и политической карьеры он приехал в Англию, где работал в типографии, а также изучал литературу, классическую политэкономию, историю и философию. Здесь же состоялось его знакомство с обновленным масонством. После возвращения в родную Пенсильванию им было основано просветительское общество - «Клуб кожаного передника». С февраля 1731 г. Франклин - масон и активный популяризатор движения «вольных каменщиков». В 1734 г. будущий борец за неза-

© Киясов С. Е., 2017

С Е. Киясов. Объединенная Великая ложа Англии: история создания

висимость Североамериканских колоний Англии был избран на пост гроссмейстера Великой ложи Пенсильвании. В этом качестве он содействовал переизданию легендарной книги масонских « Конституций» Джеймса Андерсона. Позднее уже во Франции, где Б. Франклин находился в качестве представителя американского Конгресса, состоялась его принятие в парижскую просветительскую ложу «Девяти сестер». На одном из её заседаний американец стал участником инициации (посвящения в масоны) великого философа-просветителя Ф. Вольтера8.

К концу революционного XVIII столетия количество представителей западноевропейской просветительской элиты в масонском братстве достигло своего пика. В историю духовного Ордена были вписаны имена И. Гёте, В. Моцарта, И. Фихте, Г. Лессинга и многих других прославленных европейских интеллектуалов. Впрочем, отмечая столь важную составляющую пополнения рядов регулярного масонства, следует видеть не только количественную, но и содержательную компоненту отмеченного идейного сотрудничества. Безусловно, в данном случае речь следует вести о феномене зарождения и последующей универсализации принципов либерализма, которые начали своё формирование в век Просвещения при участии и поддержке масонских структур. Добавим к сказанному, что и последующие столетия отмечены доминированием этого направления общественно-политической и философской мысли.

Можно утверждать, что успех обновленного масонского движения в Великобритании и за её пределами основывался вовсе не на древних эзотерических традициях. Не имел он особого отношения и к тому духовному багажу, который был вынесен «вольными каменщиками» якобы из предыдущего, профессионального этапа их деятельности. Всплеск популярности спекулятивного масонства может быть объяснен, прежде всего, тем революционным умонастроением, которое преобладало среди просвещенных и образованных представителей тогдашнего европейского общества. Именно эти люди, ставшие «возмутителями спокойствия» в Англии, Франции, Германии и в новом, Североамериканском государстве, выступали одновременно и просветителями, и масонами, и политиками, главной целью которых было преобразование несовершенного человека и окружающей его действительности. Только подобная интерпретация событий масонского Ренессанса объясняет не только его успехи, но и затруднения. К их числу следует, в частности, отнести непрекращающиеся конфликты - организационные, идейные - внутри самого масонского Ордена. Впрочем, проблемы «роста» не повлияли на международные успехи движения. К середине XVIII столетия Великие ложи были образованы в Мадриде, Париже, Гамбурге, Лиссабоне, Лозанне и в Филадельфии.

В самой Великобритании наиболее остро встал вопрос об организационном единстве

регулярных масонских структур. Отсутствие необходимого согласия и возможность раскола наблюдались даже в рядах Великой ложи Лондона. Особенно остро противоречия проявились после избрания на пост Великого мастера герцога Филиппа Уортона, который, неожиданно для многих братьев, оказался креатурой оппозиционной, яко-битской ветви движения «вольных каменщиков». Как свидетельствует исторический очерк книги «Конституций» Джона Интейка, 24 июня 1722 г. герцог был утвержден в должности Великого мастера9. После этого, 17 января 1723 г., с очевидным нарушением регламента он был провозглашен Великим мастером всех английских масонов («старых» и «новых»). Незадолго до этого, 27 декабря

1722 г., столичная ложа - и вновь стараниями Уортона - получила новых должностных лиц, Великих офицеров (Grand Officers). Они должны были заменить назначенных ранее Великих смотрителей (Grand Wardens)10. Однако переворот в масонском обновленческом руководстве, задуманный Филиппом Уортоном явно в целях возврата к архаичным, дореформенным традициям, осуществить до конца не удалось. Уже 25 апреля

1723 г. герцога-якобита сместили с занимаемого поста. Внеочередным Великим мастером столичной ложи стал сторонник масонов-реформаторов Фрэнсис Скотт, граф Дэлкейт11.

В одержанной победе большую роль сыграла книга «Конституций» Джеймса Андерсона, активного сторонника и пропагандиста регулярного масонства. Важно отметить, что написанная им «масонская Библия» увидела свет в разгар конфликта, потрясшего Великую ложу. После возвращения на позиции status quo усилия руководства Великой ложи Лондона были направлены на вынужденную перерегистрацию действующих регулярных лож. По её итогам последовало заявление о непризнании тех масонских структур, которые не проводили обязательных (не реже одного раза в неделю) ежемесячных собраний. Сама «материнская» ложа объявила свои заседания постоянными уже с июня 1721 г., когда пост ее гроссмейстера занял герцог Джон Монтегю. В ноябре 1725 г. в целях упрочения своих позиций сохранившие своё место в официальном реестре регулярные ложи были наделены правом посвящения в высокие степени Подмастерья и Мастера12.

Разногласия в среде «новых» масонов Англии были окончательно преодолены в 1728 г. Этому способствовало признание структурами обновленного масонства обязательных положений (идейных и регламентных) книги «Конституций» 13. После этого, в 1729 г., Великая ложа Лондона была преобразована в Великую ложу Англии (Grand Lodge of England). В апреле 1736 г. в регулярных масонских ложах Великобритании был также установлен единый порядок делопроизводства, который, в частности, предусматривал протоколирование каждого рабочего заседания14. По итогам состоявшихся организационных меро-

приятий, их список стабилизировался и был взят под жёсткий контроль Великой ложей Англии. В 1729 г. она патронировала пятьдесят четыре ложи, сорок две из которых находились в Лондоне, одиннадцать в провинции и одна в Мадриде15.

Несмотря на успехи, достигнутые масонами-реформаторами, конкуренция со стороны альтернативных, «старых» структур «вольных каменщиков» не ослабевала. Вначале их интересы представляла Ложа Йорка (Lodge of York). В декабре 1725 г. она провозгласила себя Великой ложей всей Англии (Grand Lodge of all England)16. В 1752 г. открыл работу Верховный Орден св. Королевской Арки (Supreme Order of the Holy Royal Arch), претендовавший на исключительное право присваивать высокие степени. По мнению американского историка А. Уайта, данные системы объединяли «старых» масонов Англии, Ирландии и Шотландии, действовавших в соответствии с древними традициями братства «вольных каменщиков»17. Их лидером стал ирландец Лоуренс Дермотт (1720-1791). «Старые» масоны руководствовались собственными уставными документами, не признавая идейно-организационных принципов, содержавшихся в книге «Конституций» Андерсона. 17 июня 1751 г. в Лондоне каменщики-оппозиционеры объединили усилия, провозгласив Великую ложу Древних масонов (Grand Lodge of Antients Masons)18. В процессе организационной консолидации «старых» масонов сторонники Великой ложи Англии были окончательно представлены в качестве «новых» масонов, которых не признавали и критиковали за искажение древних ритуалов, а также за нигилизм по отношению к христианству.

В 1756 г., углубляя раскол в масонстве, Л. Дермотт, признанный лидер и теоретик «старых» каменщиков, опубликовал собственную книгу «Конституций», получившую название «Ахиман Резон» («Ahiman Rezon»), которая отвергала текст «Конституций» Андерсона. Данное сочинение не содержало исторического очерка, а в области описания ритуалов опиралось на традиции религиозного мистицизма. Впрочем, как утверждает французский историк Поль Нодон, это не помешало автору наполнить свое сочинение «духом деизма»19.

Большое напряжение в отношения двух альтернативных масонских структур Великобритании вносил и социальный фактор. Важно отметить, что в среде масонов-обновленцев влияние достаточно быстро перешло из рук интеллектуальной элиты к представителям правящих, аристократических кругов, являвшихся приверженцами Ганноверской династии. Со своей стороны руководство «старых» масонских лож пыталось сохранить традиционный, демократический состав. Их политика наиболее активно проявила себя в Североамериканских колониях Англии. Этому способствовала ситуация, сложившаяся на периферии, вдали от консервативной имперской

столицы. Местные ложи, в которых поначалу объединились лоялисты (сторонники метрополии) и патриоты (сторонники независимости), оказались неустойчивы и недолговечны. В конечном итоге, после неизбежного - по причине политического размежевания - раскола, одни (первые) предпочли участие в аполитичных масонских структурах, которые признавали верховенство Великой ложи Англии. Другие же стали членами «шотландских», «йоркских» и прочих оппозиционно-демократических - по составу и руководству - лож, настроенных предельно радикально.

В свою очередь, противники и конкуренты «старых» масонов, которые пользовались возрастающей поддержкой в высших, аристократических слоях британского общества, стремились укрепить собственную организационную систему. К этому их побуждала необходимость выхода за пределы Лондона и превращения столичной Великой ложи в одно из звеньев транснационального масонского братства. В этих целях были предприняты усилия по созданию сети лояльных структур в провинции. Первая из «новых» Великих лож вне стен Лондона была провозглашена в 1725 г. в ирландском Дублине20. Десятилетие спустя состоялось рождение Великой ложи Шотландии21. Её первым Великим мастером в 1736 г. стал потомок семейства Сен-Клеров (Синклеров), которое традиционно патронировало местных ремесленников-строителей. Обе структуры установили прочные рабочие контакты с Великой ложей, расположенной в Лондоне, что свидетельствовало о дальнейшем упрочении положения последней в масонской иерархии.

Разумеется, доминирующую роль Лондона в контексте выстраивания внутрибританской масонской системы не следует абсолютизировать. Известно, что политика Центра, традиционно нацеленная на территориальную, культурную и экономическую консолидацию Британии, во все времена вызывала негативное восприятие жителей окраин, а иногда и провоцировала их ожесточённое сопротивление22. Данная тенденция достаточно акцентировано проявила себя и в истории британского масонства. Например, военные ложи «вольных каменщиков», число которых к 1755 г. достигало трех десятков, как правило, не подчинялись столичной Великой ложе23. Они получали свои патенты из Дублина, от имени Великой ложи Ирландии, которая всё-таки продолжала тяготеть к яюбит-ской системе масонства и к «старой» Ложе Йорка. По этой причине деятельность масонов-военных, которые могли оказаться в самых отдаленных уголках Британской колониальной империи, следует рассматривать в качестве самостоятельного фактора истории британских «вольных каменщиков». Важно также отметить, что английские военные ложи оказали заметное влияние на становление и эволюцию структур «вольных каменщиков» в Североамериканских колониях, сыгравших заметную роль в последующих революционных событиях24.

С. Е. Киясов. Объединенная Великая ложа Англии: история создания

Сепаратизм «старых» масонов Англии был сглажен и преодолен лишь в начале следующего столетия. Решающую роль в этом процессе, несомненно, сыграло утвердившееся в английском масонстве преобладание просветительской, либеральной идеологии. Тяготение к мистицизму, возобладавшее в среде «старого» масонства, существенно сужало возможности его влияния в обществе, формируя малопривлекательный и опасный образ заговорщиков-отшельников. Раскол в английском масонстве смягчило также консолидирующее вмешательство правящей Ганноверской династии. Её представители - короли и наследственные принцы - предпочитали, не придавая значения слухам о революционных и заговорщических наклонностях «вольных каменщиков», рассматривать их в качестве лояльных подданных и опоры собственных имперских амбиций. По этой причине в Великобритании масонские ложи никогда не подвергались гонениям и преследованию. Именно британские монархи и «принцы крови» своим участием в работе структур «вольных каменщиков» положили начало увлечению масонством при дворах большинства просвещенных правителей заграничной, континентальной Европы. Первым представителем английского королевского семейства в рядах масонства - причём «нового» - стал Фредерик Людвиг, принц Уэльский, принятый в ложу в ноябре 1737 г. Вовлечение в масонство одного из претендентов на престол привело к повышенному интересу к разобщённым и ещё мало популярным ложам. В итоге в структуры, подконтрольные как Великой ложе Англии, так и Великой ложе Древних масонов Англии25 стали активно вступать представители столичного высшего света: аристократы, военные, чиновники. Немаловажно отметить, что масоны пользовались покровительством не только правящей династии, но и протестантской Англиканской церкви, главой которой традиционно являлись британские монархи.

Ситуация наметившегося, а с 1809 г. явно активизировавшегося, примирения и сближения конкурирующих масонских организаций Великобритании ускорила их организационное слияние. 25 ноября 1813 г. в Лондоне был подписан «Акт Союза», который юридически оформил объединение «старых» и «новых» масонов Соединенного Королевства. Вслед за этим, 27 декабря 1813 г., в Freemasons Hall - главном масонском храме Лондона - состоялось провозглашение Объединенной Великой ложи Древних Франкмасонов Англии (United Grand Lodge of Ancient Freemasons of England). По предложению принца Эдуарда, герцога Кентского, представлявшего интересы «старых» масонов, младший сын короля Георга III, Август Фредерик, герцог Суссекский был избран первым Великим мастером новой Великой ложи. К ней, сохранив свою прежнюю автономию, примкнули Великие ложи Ирландии и Шотландии. Процесс консолидации масонского движения

Великобритании завершило утверждение единого обрядового культа - Йоркского ритуала. Помимо трёх классических степеней посвящения (Ученик, Подмастерье, Мастер), он предусматривал использование дополнительных, «высоких градусов», но лишь в элитарных, аристократических структурах Священной Королевской Арки и Совета Королевских избранных мастеров. В 1815 г. объединившиеся «вольные каменщики» Англии получили текст новой «Конституции», в первой статье которой, как и столетие назад, говорилось

0 необходимости веры в Бога26.

Завершение длительного процесса унификации и централизации масонского движения на территории Великобритании придало ему дополнительную устойчивость и влияние. Провозглашение Объединенной Великой ложи Англии по сути превратило структуры «вольных каменщиков» Соединенного Королевства в государственный институт. Важно отметить, что с первых дней существования его деятельность была подконтрольна правящей династии и в первую очередь нацелена на неформальное обсуждение приоритетных национальных задач27. Заметим, что британский опыт реформирования масонства, а также использование его интеллектуального потенциала в государственных интересах были не менее успешно повторены в Империи Наполеона Бонапарта28.

Примечания

1 См., например: Lomas R. The invisible colledge : the Royal Society, freemasonry and the birth of Modern science. L. : Headline Book Publishing, 2002 ; PiatigorskyA. Freemasonry. The Study of a Phenomenon. L. : The Harvill Press, 1997 ; Hamill J. The History of English Freemasonry. Addlestone : Lewis Masonic Books, 1994 ; Брэдли М. Секреты масонов / пер. с англ. М. : Никола-Пресс, 2008 ; Кинни Д. Подлинная история масонов / пер. с англ. М. : Книжный клуб, 2011 ; Гулд Р. Краткая история масонства / пер. с англ. М. : Центрполиграф, 2011 ; Киясов С. Е. Очерки по истории масонства XVII-XX вв. Саарбрюккен : Lambert Academic Publishing, 2016.

2 См.: Calvert A. F. The Grand Lodge of England. L. : Herbert Jenkins Limited, 1917.

3 См.: The Constitutions of the Free-Masons. Containing the History, Charges, Regulations, &c. ofthat most Ancient and Right Worshipful Fraternity. For the Use of the Lodges. L. : Printed by William Hunter, for John Senex at the Globe, and John Hooke at the Flower-de-luce over-against St. Dunstan's Church, in Fleet-street, 1723.

4 Якобиты - сторонники королевской династии Стюартов, свергнутой в Англии в ходе « Славной революции» 1688 г.

5 Полное название данного научного учреждения, открытого по распоряжению Карла II Стюарта в 1662 г., -Королевское общество в Лондоне для дальнейшего распространения естественных знаний. На официальном сайте Объединенной Великой ложи Англии был размещён список членов Королевского общества

(8.000 фамилий), вступивших в масонские ложи в период с 1660 по 2007 гг. Alphabetical List of Fellows of the Royal Society who were Freemasons. URL: http: // www.ugle.org.uk (дата обращения: 05.04.2015).

6 См.: Dictionnaire de la Franc-Maçonnerie publié sous la direction de D. Ligou. P. : Presses Universitaires de France (PUF), 1987. P. 814. Членом этой ложи был также Джеймс Андерсон - автор масонских «Конституций».

7 Ibidem.

8 В ходе церемонии прославленный философ опирался на руки масонов Б. Франклина и К. де Гебелина - см.: Хэнкок Г., Бъювэл Р. Власть Талисмана. Тайны посвященных : от египетских жрицов до виновников трагедии 11 сентября / пер. с англ. М. : Эксмо, 2006. С. 23.

9 The Constitutions of the Antient and Honourable Fraternity Free and Accepted Masons. Containing their History, Charges, Regulations, etc. Collected and Digisted By Order of the Grand Lodge from their old Records, faitful Traditions and Lodge-Books, For the Use of the Lodges. By James Anderson, D. D. Carefully Revised, Continued and Enlarged, with many Additions, By John Entick. L. : Black Swan, 1756. P. 196.

10 Ibid. P. 194-195.

11 Ibid. P. 196. Порядок в «масонском хозяйстве» Лондона был наведен с участием Д. Т. Дезагюлье, который в январе 1723 г. занял пост Представителя (Deputy) герцога Вартона. Его коллега, Джеймс Андерсон, один из авторов уже подготовленной к изданию книги «Конституций», сохранил за собой место Смотрителя Великой ложи.

12 См.: Финдель И. Г. История франк-масонства от возникновения его до настоящего времени : в 2 т. / пер. со 2-го нем. изд. Т. 1. СПб. : Типография Н. Скарятина, 1872-1874. С. 123.

13 См.: Уайт А. Э. Новая энциклопедия масонства (великого искусства каменщиков) и родственных таинств : их ритуалов, литературы и истории / пер. с англ. СПб. : Лань, 2003. С. 179.

14 Там же. С. 130.

15 Там же. С. 157.

16 Под изменённым в 1779 г. названием (Grand Lodge of England South of the River Trent) эта Великая ложа действовала до 1792 г.

17 См.: Уайт А. Э. Указ. соч. С. 157.

18 См.: Naudon P. Histoire général de la Franc-Maçonnerie. P. : Office du Livre, 1987. P. 40.

19 Ibidem. По мнению французского историка, название книги составлено из трех древнееврейских слов : «ahim» (братья), «manah» (выбирать) и «raizon» (закон), что позволяет толковать его перевод как «Закон

избранных братьев». Как сообщает А. Уайт, в США появилось как минимум два подобных дополнительных изданий. В 1807 г. «Ахиман Резон» собственного сочинения выпустил в свет известный масон-реформатор Ф. Дальхо из Чарльтона (Южная Каролина). В 1859 г., в соответствии с разрешением местной Великой ложи, книга с аналогичным названием была опубликована в штате Джорджия (США). Ее автором был местный гроссмейстер У С. Рокуэлл - см.: Уайт А. Э. Указ. соч. С. 82, 102.

20 К концу столетия она насчитывала 227 лож - см.: Palou J. La Franc-Maçonnerie. P. : Éditions Payot, 1964. P. 345.

21 Рождение Великой ложи Шотландии и появление Шотландского Обряда не привели к новому системному конфликту. Масоны Эдинбурга, сохраняя автономию, признавали верховенство Великой ложи Англии и на своих обрядовых церемониях рядом с Алтарем и Библией размещали «все акты иоанновских лож» // Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки (НИОР РГБ). Ф. 14. Ед. хр. 94. Л. 3.

22 См.:МалкинС.Г. Лаборатория империи : мятеж и колониальное знание в Великобритании в век Просвещения. М. : Новое лит. обозрение, 2016.

23 См.: Бейджент М., Ли Р. Храм и ложа. От тамплиеров до масонов / пер. с англ. М. : Эксмо, 2003. С. 266-267.

24 См.: BullockS. C. Revolutionary Brotherhood. Freemasonry and the Transformation of the American Social Order, 1730-1840. Chapel Hill and L. : University of North Carolina Press, 1996.

25 Её сторонники, после многочисленных расколов, образовали Древнюю Великую ложу Англии (Ancient Grand Lodge of England). Их последним гроссмейстером стал принц Эдуард, герцог Кентский, одновременно - Великий Провинциальный Мастер Канады, сторонник и активный участник объединения «старых» и «новых» масонов Великобритании.

26 См.: Mary R. L. La Franc-Maçonnerie dans le monde. P. : Editions de Vecchi, 1993. P. 37.

27 В наши дни, наряду с Объединенной Великой ложей, в Великобритании действуют ассоциированные (Орден Красного Креста Константина, Орден Святого Павла, Орден Храма) и автономные (Орден тайного наставника, Королевский Орден Шотландии) структуры «вольных каменщиков». С 1968 г. Великим мастером главной ложи страны является Эдуард, герцог Кентский - правнук королевы Виктории, двоюродный брат правящей королевы Елизаветы II.

28 См.: Naudon P. Op. cit. Р. 95-98.

Образец для цитирования:

Киясов С. Е. Объединенная Великая ложа Англии: история создания // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 348-352. DOI: 10.18500/1819-4907-2017-17-3-348-352.

Cite this article as:

Kiyasov S. E. The United Grand Lodge of England: the History of Creation. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2017, vol. 17, iss. 3, рр. 348-352 (in Russian). DOI: 10.18500/1819-4907-2017-17-3-348-352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.