Научная статья на тему 'ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОМБУДСМЕНА В РОССИИ, ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕГО СТАТУСА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОМБУДСМЕНА В РОССИИ, ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕГО СТАТУСА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМБУДСМЕН / ПРАВА РЕБЕНКА / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ / ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Муляр Е.Н.

В статье автор рассматривает историю возникновения и развития в Российской Федерации Омбудсмена (уполномоченного по правам человека), проведен анализ основных проблем его правого регулирования. Раскрывается статус омбудсмена в системе органов государственной власти Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОМБУДСМЕНА В РОССИИ, ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕГО СТАТУСА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

принятия решений / А.В. Мишин. - Воронеж: Изд-во Воронежского института МВД России, 2003. - 116 с.

2. Мишин А.В. Построение когнитивных моделей принятия решений / А.В. Мишин, С.А. Мишин // Автоматизация и современные технологии. -2004. - № 9. - С. 6-13.

3. Мишин А.В. Аксиоматическое представление знаний о сложных предметных областях / А.В. Мишин // Исследования по математическому анализу, математическому моделированию и информатике. - Владикавказ: Владикавказский научный центр РАН и РСО-А, 2007. - С. 287-293.

4. Биркгоф Г. Теория решёток / Г. Биркгоф. - М.: Наука, 1984. - 566 с.

5. Букур Н., Деляну А. Введение в теорию категорий и функторов / Н. Букур, А. Деляну. - М.: Мир, 1972. - 259 с.

6. Голдблатт Р. Топосы: Категорный анализ логики / Р. Голдблатт. - M: Мир, 1983. - 486 с.

7. Расёва Е. Математика метаматематики / Е. Расёва, Р. Сикорский. - М.: Наука, 1972. - 591 с.

Муляр Е.Н. магистрант 1 года обучения направление «Педагогическое образование»

профиль «История» преподаватель

кафедра социально-экономических дисциплин

ФГБОУВПО «КубГУ» филиал в г. Славянске-на-Кубани Россия, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОМБУДСМЕНА В РОССИИ, ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕГО СТАТУСА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Аннотация: в статье автор рассматривает историю возникновения и развития в Российской Федерации Омбудсмена (уполномоченного по правам человека), проведен анализ основных проблем его правого регулирования. Раскрывается статус омбудсмена в системе органов государственной власти Российской Федерации.

Ключевые слова: омбудсмен, права ребенка, уполномоченный по правам, декларация прав человека.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что положение дел с правами человека в стране продолжает оставаться сложным. По-прежнему происходят серьёзные нарушения прав и свобод граждан. Проблема прав человека пока ещё не воспринята большинством населения как приоритетная.

Целью работы является исследование нового для России института

Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена).

Решению такой сложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, могло бы способствовать создание и развитие института Уполномоченного по правам человека, который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным каналом обратной связи.

Задачей Омбудсмена по Конституции РФ 1993 г. является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений. Данный институт призван способствовать установлению в обществе такой системы ценностей, когда права личности, права человека оказываются приоритетными при решении всего комплекса социальных проблем. Этот ценностный приоритет сегодня ещё весьма слаб и по большей степени декларативен - по сравнению с традиционными для России коллективными ценностями и представлениями о государственной целесообразности, которыми по-прежнему руководствуются представители власти. Таким образом, выбранная тема настоящей работы представляется весьма актуальной.

Конституционно-правовой институт народного защитника впервые появился в Швеции в 1809 г. Во многих государствах институт Омбудсмена стал неотъемлемой частью юридической системы, так как он выражает точку зрения гражданского общества и доводит ей до сведения исполнительных и законодательных органов. Учреждение в России должности Уполномоченного по правам человека закреплено в ст. 103 Конституции РФ, в соответствии с которой к ведению Государственной Думы Федерального Собрания РФ относится назначение на должность Уполномоченного по правам человека, т.е. упоминание о нём дано через призму компетенции ГД. Постановлением ГД ФС РФ от 13 февраля 2004 г. на должность Уполномоченного по правам человека в РФ назначен Лукин Владимир Петрович.

Уполномоченный должен собственными средствами способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод граждан. В этой связи введение в России подобного института как дополнительного средства защиты гражданских прав не связано с отменой или пересмотром компетенции других государственных органов, обеспечивающих эту защиту. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в РФ как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно.

До первой мировой войны институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные

международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 г. - Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека.

Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.

После появления института омбудсмена в государствах Восточной и Центральной Европы в конце 80-х - начале 90-х гг. стали поступать предложения ученых (Э.М. Аметистов, В. Кикоть, Н.Ю. Хаманева) об учреждении в нашей стране должности Уполномоченного по правам человека. В основном до недавнего времени институт омбудсмена исследовался учеными (Ю.С. Шемшученко, Г.А. Мурашин, В.А. Туманов, В.В. Маклаков, В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова) в рамках административного и конституционного права зарубежных стран. Исследованиями этой проблемы плодотворно занимались А.С. Автономов, Т.А. Васильева, И.С. Власов, О.В. Воробьев, В. Гладышев, Н.М. Касаткина, Н.С. Колесова, И.А. Ледях, Е.А. Лукашева, И.А. Мелик-Дадаев, М.А. Никифирова, Н.Ю. Трещетенкова. В этот период появляется ряд интересных и глубоких работ п о формированию института омбудсмена в России, защите прав граждан в различных сферах, анализируется зарубежный опыт. В 1997 г. Институт государства и права выпустил сборник "Защита прав человека" (под ред. члена - корреспондента РАН Е. А. Лукашевой).

Важной вехой стало принятие в ноябре 1991 г. Верховным Советом Декларации прав человека и гражданских свобод, в которой декларировалась необходимость парламентского Уполномоченного по правам человека. Тем самым была создана правовая основа для дальнейшей работы по конституционной регламентации этого независимого института.

При подготовке конституционных проектов институт Уполномоченного по правам человека оказался в сфере повышенного внимания политиков и законодателей. В Конституции РФ (п. «д» ч. 1 ст. 103) были заложены нормы, согласно которым к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом. Правозащитному институту был придан статус конституционного.

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Предполагается, что его деятельность поможет решать весьма важные проблемы, активно пресекать

факты нарушения прав человека, бороться c бюрократией.

С учетом федеративного устройства нашего государства должность Уполномоченного по правам человека учреждается также в субъекте РФ в соответствии c уставом, законом субъекта РФ. Во многих субъектах России действуют уполномоченные по правам человека, а в большинстве из них пошли по пути создания комиссий по правам человека. Уполномоченный защищает гражданские права независимо от места проживания гражданина России, поскольку они не могут быть различными в зависимости от субъекта Федерации.

Основной функцией института Омбудсмена можно назвать функцию «моста между обществом и властью», функцию посредника, восстанавливающего связность социальной системы, разрывы между простым человеком и государственной машиной. Институт омбудсмена становится своеобразным «дружелюбным интерфейсом» государственного механизма. Эта функция получила отражение в названии института омбудсмена во Франции - институт Медиатора (посредника).

Наконец, институт омбудсмена берет на себя функции внесудебного рассмотрения дел, осуществляя свой деятельностью своеобразный «туннельный эффект» в условиях все усложняющейся и все более дорогой судебной власти. И здесь деятельность омбудсмена приближается, по сути, к функциям восстановительного правосудия, к функции «восстановления мира в общине».

На сегодняшний день можно констатировать, что институт Уполномоченного по правам человека пока все еще находится в начальной стадии своего становления. В дальнейшем законодательство о нем, вероятно, будет совершенствоваться. Основываясь на опыте других стран, можно предполагать и надеяться, что он сможет стать эффективным инструментом контроля за деятельностью государственных органов и их должностных лиц, государственных служащих, контроля за соблюдением ими прав и свобод граждан.

Такой инструмент контроля крайне необходим, поскольку нарушения прав человека со стороны государственных структур и их служащих (в особенности это касается правоохранительных органов, которые, казалось бы, должны стоять на страже закона и прав и свобод граждан) происходят повсеместно. Существующие же механизмы защиты от этого произвола слишком слабы и неэффективны.

Развитие института Уполномоченного по правам человека может стать важным шагом в этом направлении. При этом существенным фактором, от которого во многом зависит эффективность его деятельности, является его опора в основном на институты негосударственной правозащиты, тесное взаимодействие c общественными правозащитными организациями. Омбудсмен должен объединить и консолидировать вокруг себя общественные институты, стать представителем гражданского общества во взаимоотношениях c государством. Только тогда он сможет стать

действенным контролирующим органом, противодействующим нарушениям прав человека со стороны государства и его служащих.

Первые итоги работы института Уполномоченного свидетельствуют, что защита прав граждан нуждается в шумных показательных акциях, для привлечения внимания к той или иной проблеме. Требуется ежедневный, кропотливый труд специалистов-профессионалов и, конечно же, повышение уровня правового сознания граждан, начиная с детского возраста, ведь именно дети являются нашим будущим, и именно они будут решать судьбы миллионов людей и, конечно же, степень положительности их поступков будет зависеть именно от уровня их правового сознания или отсутствия такого вообще.

Использованные источники:

1. Лукашева, Е. А. Общая теория прав человека. / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук Е.А. Лукашева. - М. : Издательство НОРМА, 1996.

2. Хаманева, Н. Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан. // Н. Ю. Хаманева, М.: Институт государства и права РАН, 1998.

3. Лебедев, А. И. В аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. // А. И. Лебедев, - Московский журнал международного права, №1/2000/37, январь-март.

Наймарк Е.А. заместитель директора ЧОУ ДПО «Учитель-про» РОЛЬ ШКОЛЫ-ГИМНАЗИИ № 80 В ИСТОРИИ ПЕТРОГРАДСКОЙ СТОРОНЫ. ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМАТИЧЕСКИХ КОНСПЕКТОВ

ЛЕКЦИЙ

С точки зрения исторических и культурологических наук (краеведения, мировой художественной культуры, истории Отечества, эволюции образования и педагогики) архитектурный ансамбль здания школы № 80 с углубленным изучением английского языка (строился как Учищный дом имени А.С. Пушкина) представляет поистине выдающееся культурное значение, ввиду строгости и лаконичности форм в стиле классицизма начала XX века. В данной работе будет в общих словах поставлен вопрос о научном анализе истории гимназии № 80 (ул. Мира, 18). С 1995 по 1999 годы школа имела статус школа-гимназия.

Архитектором здания Училищного дома стал И.И. Яковлев, построивший его в 1907 году. Интересно, что система образования училищных домов стала оптимальным предреволюционным компромиссом, когда учиться могли в сложной классической манере обучения с экзаменами широкие массы мещан, клерков и даже рабочих, приезжей деревенской бедноты при известных квотах, ограничениях. В известной среди выпускников книге Н.В. Мозженко, «Окно в колодец» (Спб.: ООО «Р-КОПИ», 2014) выпускница 1967 года, Татьяна Матвеева, «думаю, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.