Научная статья на тему 'ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
483
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / СТАРШЕКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ниткина А.Н.

Данная статья посвящена вопросу возникновения конфликтов в старших классах школы. Были рассмотрены психологические особенности подросткового возраста, а также причины конфликтов в данный возрастной период и их взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMERGENCE OF THE CONFLICTS OF SENIORS

This article is devoted to the issue of conflict in the senior classes of the school. The psychological features of adolescence, as well as the causes of conflicts in a given age period and their interrelationships were considered.

Текст научной работы на тему «ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 1

Ниткина А.Н. студент магистратуры Московский государственный психолого-педагогический университет

Россия, г. Москва ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация: данная статья посвящена вопросу возникновения конфликтов в старших классах школы. Были рассмотрены психологические особенности подросткового возраста, а также причины конфликтов в данный возрастной период и их взаимосвязь.

Ключевые слова: конфликт, возникновение конфликтов, старшеклассники.

UDC 1

Nitkina A.N.

Student of a magistracy Moscow state psychology and pedagogical university

Russia, Moscow EMERGENCE OF THE CONFLICTS OF SENIORS

Abstract: This article is devoted to the issue of conflict in the senior classes of the school. The psychological features of adolescence, as well as the causes of conflicts in a given age period and their interrelationships were considered.

Key words: conflict, conflict, senior pupils.

Конфликты сопровождают нас в течение всей жизни. Источником конфликтов являются противоречие, которое влечет за собой конструктивные или деструктивные последствия. Из этого следует, что способ разрешения конфликтов условно разделяет конфликты на конструктивные, имеющие позитивный знак, такие как, уступки, юмор, компромисс, сотрудничество, и деструктивные, имеющие негативный знак - угрозы, переход на личности, насилие, унижение, грубость, уход от решения проблем и полный разрыв отношений.

Конфликты в подростковом возрасте обусловлены сложностями взросления. В каждом возрастном периоде имеются свои психологические особенности. В старших классах учатся подростки 15-18 лет. Данному возрастному периоду присущи такие особенности, как стремление занять подростком позицию взрослого, обостренное чувство справедливости и завышенные требования к профессионализму педагогического коллектива. Проблема может возникнуть в ситуациях, где учитель применяет одинаковую психологическую позицию с разными возрастными группами учащихся. Например, психологическая позиция "сверху", наиболее подходящая к взаимодействию с младшими школьниками, никак не подойдет при взаимодействии со старшеклассниками, так как данная позиция

подразумевает под собой более опекающий стиль поведения учителя [5].

В юношеском возрасте активно формируется Я-концепция. Иными словами, в данном периоде подростки формируют образ самого себя. Также нужно учитывать, что "Я-концепция" является динамичным психологическим образованием. На формирование данной концепции влияет множество факторов, как внутренних, так и внешних. К внешним факторам можно отнести все социальное окружение подростка, а именно, семью, друзей, школьное окружение, референтные группы. Так совокупность данных факторов дает понять, каким видит себя подросток в данный момент.

Можно выделить реальную и идеальную "Я-концепцию". Под идеальной "Я-концепцией" подразумевается идеальный образ самого себя, индивид выстраивает представления о себе в аналогии со своими желаниями («каким я хочу быть»). Под реальной "Я-концепцией" подразумевается видение индивидом себя таким, каков он есть («какой я») [2].

Влечение к самоутверждению в юношеском возрастном периоде подвергается изменениям. Изначально в подростковом возрастном периоде самоутверждение подразумевает желание иметь сходство со взрослым. А в юношеском возрасте самоутверждение подразумевает стремление к осознанию своей личной оригинальности.

Отсюда следует, что для данного возрастного периода свойственно акцентирование своей персональной индивидуальности. Следует не забывать о том, что юноши и девушки в подростковом возрасте нередко приукрашивают свою уникальность.

Большое значение для формирования самооценки подростка имеет внешняя среда, так как она по сравнению с отношением подростка к самому себе является уже сформированной. К важнейшим образованиям личности можно отнести самооценку, которая также взаимосвязана с дезадаптацией\адаптацией личности к социальной среде. В конфликтных ситуациях учителю особенно важно понимать, что переход "переход на личности" может отрицательно сказаться на личности учащихся. Доказательством тому служат большое количество исследований по взаимосвязи неадекватной самооценки с асоциальным и делинквентным поведением в юношеском возрасте. Данные исследования подтверждают то, что у большинства подростков самооценка имеет негативную окраску.

Изначально при оценивании себя подростки демонстрируют эгоизм, грубость, вспыльчивость. А вот позитивная самооценка у подростков обладает положительными социально-коммуникативными качествами, а именно, надежностью, верностью и отзывчивостью. Также можно заметить, что в юношеском возрасте устанавливаются личные взгляды и убеждения, формируется мировоззрение, появляется потребность в поиске смысла и своего места в жизни. Говоря иными словами, в юношеском возрасте самостоятельность проявляется в свободе выражения своих взглядов и мировоззрений, а в подростковом возрасте в свободе действий и поступков.

Сферы личности человека в юношеском возрасте претерпевают

изменения. Так, например, в соответствии с исследованиями, эмоциональная сфера в данном возрастном периоде обладает повышенной активностью и возбудимостью. Проявляться это может в повышенной раздражимости, неуравновешенности, и резких скачков настроения.

Взаимоотношения внутри юношеского коллектива развиваются аналогично законам, присущим взрослому обществу, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом юношеском коллективе неизбежно выстраивается своя иерархия, возникают лидеры и «отверженные». Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

Конфликт (от лат. сопШ^ш - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Основой любого конфликта служит отсутствие согласия, будь то скрытый или явный конфликт. Следовательно, конфликт может определяться как наличие несогласия между двумя или более сторонами - лицами или группами [4].

Можно заметить, что по данным исследований 80% конфликтов возникает вне желания их участников. Причиной этому служат особенности нашей психики, а также незнание большинством людей этих особенностей, либо недостаточная оценка степени их значения.

Выделяя причины конфликтов типа «ученик-ученик», необходимо учитывать возрастные особенности участников конфликтов, поскольку они во многом определяют повод для противоречий.

Н. Самоукина считает конфликты лидерства наиболее распространенными среди учащихся. В старших классах, по ее наблюдениям, часто конфликтуют группа юношей и группа девушек [5, с.71].

Г.Л. Воронин среди основных поводов для конфликтов между учениками видит грубость, хамство, жестокость, озлобленность [1, с.95]. В соответствии с результатами опроса, проводившегося Г.Е. Гигорьевой, среди учащихся в возрасте 12-13 лет в основании конфликтов между учениками класса подростки наблюдают агрессивность и невоспитанность, свое нежелание общаться с определенными учениками из класса, несамостоятельность одноклассников, слабые черты своего характера, частую смену своего настроения и т. д. [2, с.51].

Наиболее часто конфликтные ситуации возникают в переходном возрасте в старших классах. Причиной тому служит желание доказать свою значимость и повышенная агрессивность.

Конфликтные ситуации в системе ученик-ученик, могут быть как внутривозрастные, так и межвозрастные. Учитель в данной ситуации выступает как наблюдатель, он может предупредить конфликт или помочь в разрешении спорной ситуации.

Старшеклассники нередко пытаются самоутвердиться за счет сверстников. Поэтому те юноши и девушки, которые могут выразить себя в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби - спокойнее

переживают этот период.

Нередко конфликты возникают между друзьями. Например, трудно найти общий язык между друзьями, когда один из них успешный, а другой нет. Успешные подростки пытаются помочь своим менее успешным друзьям. Не получив результата, они сталкиваются с осуждением, вместо благодарности от друга.

Также нужно упомянуть о такой группе конфликтов, как социальные. В данной группе в зоне риска оказываются подростки из неблагополучных или из неполных семей. Вследствие социальных конфликтов подросток может либо проявить агрессию, либо замкнуться в себе. В подобных ситуациях важно вовремя выявить и предупредить подобную ситуацию. Иначе, подросток будет испытывать комплексы по поводу своего социального статуса. Также нередки этнические конфликты, когда в классе обучаются представители различных этнических групп.

В психологическом плане наиболее конструктивным служит дифференцированный подход к межличностным конфликтам, оценка с точки зрения повлекших причин, характера последствий, тех функций, которые они выполняют, форм их протекания, вероятностей их разрешения.

В эмпирических исследованиях можно заметить, что характер и частота конфликтов напрямую зависят от социально-психологического развития педагогического коллектива, ученической группы. Чем выше уровень социально-психологического развития группы, тем реже в ней возникают конфликтные ситуации, в основании которых лежат индивидуалистические тенденции членов группы. Возникающие здесь по преимуществу деловые конфликты порождены объективными, предметно-деловыми противоречиями совместной деятельности и имеют, как правило, конструктивную направленность, выполняя положительные функции определения оптимальных путей достижения общегрупповой цели [1].

В межличностном конфликте нельзя исключать эмоциональную насыщенность, резко выраженную и четко проявляемого каждым из его участников своего личного отношения к объекту разногласий. В дальнейшем, когда найдено конструктивное решение вопроса, повлекшего за собой конфликт, взаимоотношения участников конфликта приходят в норму.

Конфликтные ситуации неизбежны. Тем не менее, из каждой конфликтной ситуации можно получить как положительные, так и отрицательные результаты. Все зависит от того, насколько верно проанализированы причины конфликта, и к каким выводам пришли конфликтующие стороны. В каждом случае возможен конструктивный и деструктивный способ разрешения конфликта. В случае наличия у специалиста определенных личностных качеств, знаний и умений, возможно понимание причин возникновения конфликтов и успешное управление ими.

Использованные источники: 1. Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. -1994. - № 3. - 94-98 с.

2. Григорьева Г.Е. Предупреждение и разрешение конфликтов в подростковом коллективе средней общеобразовательной школы: Дис...канд. педагог. наук. - Пермь, 2003. - 51-56 с.

3. Козырев Г.И. Конфликтология. Конфликты в социально - педагогическом процессе // Социально - гуманитарные знания. - 2000. - № 2. - 118 - 135 с.

4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возрастаю - СПб: Питер,2000.

5. Самоукина Н. Педагогический конфликт // Народное образование. - 1993. - № 4 - 71 - 75 с.

УДК 338.001.36

Ниянина М.Д. студент 2 курса направление «Экономика» научный руководитель: Колодяжная А.Ю.

старший преподаватель кафедра финансов и кредита Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Россия, г. Оренбург ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НАЗНАЧЕНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Пенсионный фонд Российской Федерации имеет большое значение, как для социальной, так и для экономической сферы жизни граждан нашего государства. В статье подробно рассматриваются выполняемые данным Фондом социально значимые функции. Приводится ряд проблем, препятствующих его эффективной деятельности и пути их решения. Анализируется динамика и структура доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации и его бюджет в целом. Формулируются перспективы развития пенсионной системы в целом и в частности самого Фонда.

Ключевые слова: Пенсионный фонд Российской Федерации, дефицит бюджета Пенсионного фонда России, пенсионный возраст

Niyanina M.D. 2nd year student, Economics Orenburg branch of "REUthem. G. V. Plekhanova"

Supervisor: Kolodyazhnaya A. Y. senior lecturer of Finance and credit Orenburg branch of "REUthem. G. V. Plekhanova" PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION: PURPOSE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT Pension Fund of the Russian Federation is ofgreat importance for both social and economic spheres of life of the citizens of our state. The article describes in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.