ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ
Гаджиахмедова Л.М., Гаспарян Е.В.
ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент
Аннотация: в данной статье рассматриваются причины возникновения конфликтов у подростков, особенности их поведения в конфликтных ситуациях.
Ключевые слова: подростковый возраст, подросток, конфликт, конфликтное поведение.
FEATURES OF CONFLICTS IN ADOLESCENTS
Gadjiakhmedova L.M., Gasparyan E.V.
PEI HE"Socio-pedagogical institute, Derbent
Abstract: this article discusses the causes of conflicts among adolescents, the peculiarities of their behavior in conflict situations.
Keywords: adolescence, teenager, conflict, conflict behavior.
Подростковый возраст - период с 12-ти до 17 лет, который связан с взрослением, половым созреванием и переходом из детства во взрослую жизнь. Изменения в организме и психике, смена приоритетов и жизненных ценностей вызывают трудности и у самого подростка, и у его родителей.
С особенностями подросткового возраста сталкиваются все мальчики и девочки (у девочек этот период начинается на 1-2 года раньше). В зависимости от индивидуальных особенностей и воспитания переходный возраст может протекать относительно гладко или сопровождаться многочисленными конфликтами. В последнем случае говорят, что наступил кризис подросткового возраста.
Кризис подросткового возраста - это сложности и конфликты, возникающие в процессе становления личности подростка и борьбы за независимость. Кризис возникает, когда ребенка ущемляют в семье или коллективе, и ему приходится отвоевывать свою самостоятельность, бороться за статус в группе.
Проблема конфликтного поведения в подростковом возрасте в настоящее время становится все более значимой и актуальной. Напряженный характер современной ситуации развития общества, увеличение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на подростков в образовательном процессе, пагубное влияние Интернета и компьютерных игр, высокий уровень социальной агрессии выступают факторами неадекватного решения подростками собственных проблем.
Подростковый возраст носит критический, переходный характер, когда коренным образом перестраиваются ранее сформированные психологические структуры, а также возникают новообразования и закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа характерно интенсивное половое созревание и развитие, появление «чувства взрослости», дисгармоничность в строении личности, эмоциональная неустойчивость, протестующий характер поведения по отно-
шению к окружающим, негативизм, упрямство, повышенная тревожность, стремление стать самостоятельным и независимым. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой.
Если вовремя не регулировать поведение подростков в конфликте, то оно может перерасти в агрессивное, а затем и в девиантное поведение, которое поддается коррекции гораздо труднее. Соответственно, формирование адекватного конфликтного поведения в подростковом возрасте является одним из важнейших условий целостного развития его личности.
Прежде всего, следует выяснить, что подразумевается под словом «конфликт» и «конфликтное поведение». Толковый словарь С. И. Ожегова предлагает нам общепринятое определения конфликта: «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [4].
Конфликтолог А.Я. Анцупов определяет конфликт как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий (внутренних и внешних) между обществом, микросредой и личностью, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [1].
Для обозначения понятия «конфликтное поведение» мы рассмотрим позицию Л.А. Петровской. Психолог определяет данный феномен следующим образом -«действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений» [5], т.е. поведение, провоцирующее конфликт. Конфликтное поведение порождает восприятие, понимание реальности как конфликтной.
В подростковом возрасте на становление конфликтного поведения оказывают влияние такие факторы, как положение в группе сверстников, окружающая среда и личностные особенности. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Для подростка характерно стремление самоутвердиться в своей компании, в классе, занять удовлетворяющее его социальное положение. Это может толкнуть его на необдуманные поступки - примыкание к агрессивной компании, унижение других, драки, формирование зависимостей. Часто именно невозможность достичь желаемого статуса является причиной возникновения неадекватного конфликтного поведения. Как подчеркивает А.А. Бодалев - низкий социометрический статус ребенка в среде референтной группы содействует формированию внутренней конфликтности, а также негативного самоотношения.
Огромное влияние на становление личности подростка оказывает окружающая среда. В первую очередь, это - семья. В проявлении конфликтности ребёнка не последняя роль отводится особенностям взаимоотношений с близкими, семейная сплочённость, близость между детьми и родителями, братьями и сестрами, стиль семейного воспитания. К сожалению, среда в большей степени оказывает негативное влияние на растущих детей, нежели позитивное. Все чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, применяются физические наказания, имеет место чрезмерная опека и принуждение к послушанию, вседозволенность, не принятие мнения детей и т.д. Отрицательный микроклимат во многих семьях ведёт к воз-
никновению таких негативных проявлений, как высокая конфликтность, нарушение поведения, грубость, отчуждённость, неприязнь к другим подросткам по различным причинам, желание делать что-то назло другим, вопреки воле окружающих. Всё это ведет к агрессивности, приводящей к конфликтам с учителями, сверстниками, друзьями, тормозит их социализацию.
Кроме отношений с окружающими, на особенности конфликтного поведения подростка оказывают влияние его личностные особенности: темперамент, характер, неадекватная самооценка, высокая тревожность, личностная нестабильность (частые смены настроения, «взрывчатость», связанные с физиологическими перестройками в организме) и т.д.
Подросток испытывает противоречия в самом себе, т.к. именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания и критического мышления. Это служит основой для изменения представления о себе и выражается в резком недовольстве собой, а также в сочетании таких противоположных качеств, как самонадеянность и неуверенность, черствость и повышенная чувствительность, развязность и робость.
Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, которая связана со спецификой протекания данного возрастного периода.
Подростки обладают повышенным уровнем агрессивности и конфликтности, большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. Поэтому в школе в учебно-воспитательный процесс при работе с подростками необходимо внедрять мероприятия по предотвращению, профилактике и урегулировании конфликтов. Разрешить свой конфликт самостоятельно способны далеко не все. В таком случае большинство подростков нуждается во внимательном и добром учителе, друге, а возможно, и в психотерапевте и психологе.
В рамках изучения конфликтного поведения в школе можно выделить несколько типов конфликта: конфликты в процессе взаимодействия учителя с учеником, между подростком и родителями, между подростками, между подростком и группой, между группами (классами), внутриличностный конфликт. Рассмотрим каждый из них.
Конфликт в процессе взаимодействия учителя с учеником возникает чаще всего игнорирования возрастных особенностей ребенка и индивидуальности, самостоятельности, способностей подростка. Преподаватели зачастую применяют авторитарный стиль общения, не давая ребенку проявить себя и не желая понять его точку зрения — это часто приводит к обидам со стороны подростка, тем самым перерастая в конфликт.
Конфликт между подростком и родителями, является одним из самых серьёзных столкновений в жизни ребенка, так как отец и мать самые родные и близкие люди. Этот спор приносит не только душевное истощение, но может привести к серьезным последствиям в поведении детей и взаимопониманиям в семье. Некоторые исследователи (О. В. Кербиков А. Е. Личко, Г. Е. Сухарева, Я. А. Лупьян) считают, что это зависит от неправильного выбора типа воспитания: воспитание по
типу Золушки, потворствующая гиперопека, гипоопека, подавляющая гиперопека [1].
Конфликт между подростками, подразумевает отстаивание интересов своему оппоненту. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками играют огромную роль в подростковом периоде, ведь дружба — «дорогая жизни» для ребенка.
Конфликт между подростком и группой и между группами подростков — это разногласия между сверстниками, отстаивающими свою точку зрения либо одному человеку, либо группе, это приводит к непониманию, нарушению коллектива и отношений в нем.
Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом.
Работа педагога-психолога по оптимизации конфликтного поведения подростков происходит по следующим направлениям: организационная работа — сбор информации, условиях жизнедеятельности ребенка. Диагностическая работа — проведение психодиагностики для выявления различных сторон личности подростков, способных повлиять на ход конфликта, выявление общей конфликтности подростков. В ходе осуществления деятельности по преодолению конфликтного поведения подростков педагог-психолог может столкнуться непосредственно с ситуацией конфликта. Тогда кроме проведения тренингов и консультаций ему, возможно, придется взять на себя роль медиатора (посредника) в разрешении конфликта. Такая деятельность требует специальной подготовки, но ее правильное проведение оказывает существенное влияние на развитие навыков решения конфликта, так как подростки наглядно знакомятся со стратегией поведения в конфликте [7].
В заключении хочется отметить, что конфликтность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, из которых главная — это признание взрослых и сверстников. Ведь подросток это уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мыслит, как взрослый, а поступает, как ребенок, поэтому ему нужно помочь: развить умение предупреждать конфликт, создавать такие условия, когда поводы для противоборств не будут возникать в образовательной среде и семье.
Литература:
1. Анцупов. А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография / А.Я. Ан-цупов, А.И. Шипилов - М.: Юнити, 2010 - 378 с.
2. Бочарова Е. Е. Конфликтология. - Саратов.: ИЦ «Наука», 2011 - 110 с.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008 - 544с.
4. Ожегов С. И. «Словарь русского языка — М.: Мир и Образование, 2015
5. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. - М.: «Смысл», 2017 - 687 с.
6. Психология современного подростка [Текст]/ Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.: Педагогика, 1987.- 240 с.
7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. — М.: Вла-
дос, 2013. — Кн. 1. — 384 а
8. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2009 -544 с.
References:
1. Antsupov. A.Ya. Conflictology: theory, history, bibliography / A.Ya. Antsupov, A.I. Shipilov - M.: Unity, 2010 - 378 p
2. Bocharova E. E. Conflictology. - Saratov.: IC "Science", 2011 - 110 p.
3. Grishina N. V. Psychology of conflict. - St. Petersburg: Peter, 2008 - 544p.
4. Ozhegov S. I. "Dictionary of the Russian language - M.: World and Education,
2015
5. Petrovskaya L.A. Communication - competence - training.- M: "Sense", 2017 -687 p.
6. Psychology of the modern teenager [Text]/ Edited by D.I.Feldstein.- M.: Pedagogy, 1987.- 240 p.
7. Rogov E. I. The handbook of a practical psychologist: In 2 books - Moscow: Vlados, 2013. - Book 1. - 384 p.
8. Stolyarenko L.D. Pedagogical psychology. - Rostov n/A: Phoenix, 2009 - 544 p.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Асадуллаева С.Д., Раджабова Л.Г.
ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент
Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния проблемного обучения на активизацию познавательной деятельности учащихся. Главным условием решения проблемы является использование проблемных методов обучения на занятиях.
Ключевые слова: проблемное обучение, познавательная деятельность.
PROBLEM-BASED LEARNING AS A MEANS OF ACTIVATING COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS
Asadullayeva S.D., Radzhabova L.G.
PEI HE"Socio-pedagogical institute, Derbent
Annotation. The article deals with the problem of the influence of problem-based learning on the activation of cognitive activity of students. The main condition for solving the problem is the use of problematic teaching methods in the classroom.
Keywords: problem-based learning, cognitive activity.
Обязательной особенностью современного урока является проблемное обучение - способ развития творческого мышления учащихся. Психологи и педагоги