Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2546
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТОК / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гаджиахмедова Л.М., Гаспарян Е.В.

В данной статье рассматриваются причины возникновения конфликтов у подростков, особенности их поведения в конфликтных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CONFLICTS IN ADOLESCENTS

This article discusses the causes of conflicts among adolescents, the peculiarities of their behavior in conflict situations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ»

ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ У ПОДРОСТКОВ

Гаджиахмедова Л.М., Гаспарян Е.В.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация: в данной статье рассматриваются причины возникновения конфликтов у подростков, особенности их поведения в конфликтных ситуациях.

Ключевые слова: подростковый возраст, подросток, конфликт, конфликтное поведение.

FEATURES OF CONFLICTS IN ADOLESCENTS

Gadjiakhmedova L.M., Gasparyan E.V.

PEI HE"Socio-pedagogical institute, Derbent

Abstract: this article discusses the causes of conflicts among adolescents, the peculiarities of their behavior in conflict situations.

Keywords: adolescence, teenager, conflict, conflict behavior.

Подростковый возраст - период с 12-ти до 17 лет, который связан с взрослением, половым созреванием и переходом из детства во взрослую жизнь. Изменения в организме и психике, смена приоритетов и жизненных ценностей вызывают трудности и у самого подростка, и у его родителей.

С особенностями подросткового возраста сталкиваются все мальчики и девочки (у девочек этот период начинается на 1-2 года раньше). В зависимости от индивидуальных особенностей и воспитания переходный возраст может протекать относительно гладко или сопровождаться многочисленными конфликтами. В последнем случае говорят, что наступил кризис подросткового возраста.

Кризис подросткового возраста - это сложности и конфликты, возникающие в процессе становления личности подростка и борьбы за независимость. Кризис возникает, когда ребенка ущемляют в семье или коллективе, и ему приходится отвоевывать свою самостоятельность, бороться за статус в группе.

Проблема конфликтного поведения в подростковом возрасте в настоящее время становится все более значимой и актуальной. Напряженный характер современной ситуации развития общества, увеличение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на подростков в образовательном процессе, пагубное влияние Интернета и компьютерных игр, высокий уровень социальной агрессии выступают факторами неадекватного решения подростками собственных проблем.

Подростковый возраст носит критический, переходный характер, когда коренным образом перестраиваются ранее сформированные психологические структуры, а также возникают новообразования и закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа характерно интенсивное половое созревание и развитие, появление «чувства взрослости», дисгармоничность в строении личности, эмоциональная неустойчивость, протестующий характер поведения по отно-

шению к окружающим, негативизм, упрямство, повышенная тревожность, стремление стать самостоятельным и независимым. Эти кардинальные изменения порождают неизбежные конфликты развивающейся личности, как с другими людьми, так и с самим собой.

Если вовремя не регулировать поведение подростков в конфликте, то оно может перерасти в агрессивное, а затем и в девиантное поведение, которое поддается коррекции гораздо труднее. Соответственно, формирование адекватного конфликтного поведения в подростковом возрасте является одним из важнейших условий целостного развития его личности.

Прежде всего, следует выяснить, что подразумевается под словом «конфликт» и «конфликтное поведение». Толковый словарь С. И. Ожегова предлагает нам общепринятое определения конфликта: «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [4].

Конфликтолог А.Я. Анцупов определяет конфликт как «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий (внутренних и внешних) между обществом, микросредой и личностью, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [1].

Для обозначения понятия «конфликтное поведение» мы рассмотрим позицию Л.А. Петровской. Психолог определяет данный феномен следующим образом -«действие, направленное на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений» [5], т.е. поведение, провоцирующее конфликт. Конфликтное поведение порождает восприятие, понимание реальности как конфликтной.

В подростковом возрасте на становление конфликтного поведения оказывают влияние такие факторы, как положение в группе сверстников, окружающая среда и личностные особенности. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Для подростка характерно стремление самоутвердиться в своей компании, в классе, занять удовлетворяющее его социальное положение. Это может толкнуть его на необдуманные поступки - примыкание к агрессивной компании, унижение других, драки, формирование зависимостей. Часто именно невозможность достичь желаемого статуса является причиной возникновения неадекватного конфликтного поведения. Как подчеркивает А.А. Бодалев - низкий социометрический статус ребенка в среде референтной группы содействует формированию внутренней конфликтности, а также негативного самоотношения.

Огромное влияние на становление личности подростка оказывает окружающая среда. В первую очередь, это - семья. В проявлении конфликтности ребёнка не последняя роль отводится особенностям взаимоотношений с близкими, семейная сплочённость, близость между детьми и родителями, братьями и сестрами, стиль семейного воспитания. К сожалению, среда в большей степени оказывает негативное влияние на растущих детей, нежели позитивное. Все чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, применяются физические наказания, имеет место чрезмерная опека и принуждение к послушанию, вседозволенность, не принятие мнения детей и т.д. Отрицательный микроклимат во многих семьях ведёт к воз-

никновению таких негативных проявлений, как высокая конфликтность, нарушение поведения, грубость, отчуждённость, неприязнь к другим подросткам по различным причинам, желание делать что-то назло другим, вопреки воле окружающих. Всё это ведет к агрессивности, приводящей к конфликтам с учителями, сверстниками, друзьями, тормозит их социализацию.

Кроме отношений с окружающими, на особенности конфликтного поведения подростка оказывают влияние его личностные особенности: темперамент, характер, неадекватная самооценка, высокая тревожность, личностная нестабильность (частые смены настроения, «взрывчатость», связанные с физиологическими перестройками в организме) и т.д.

Подросток испытывает противоречия в самом себе, т.к. именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания и критического мышления. Это служит основой для изменения представления о себе и выражается в резком недовольстве собой, а также в сочетании таких противоположных качеств, как самонадеянность и неуверенность, черствость и повышенная чувствительность, развязность и робость.

Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, которая связана со спецификой протекания данного возрастного периода.

Подростки обладают повышенным уровнем агрессивности и конфликтности, большая часть из них не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. Поэтому в школе в учебно-воспитательный процесс при работе с подростками необходимо внедрять мероприятия по предотвращению, профилактике и урегулировании конфликтов. Разрешить свой конфликт самостоятельно способны далеко не все. В таком случае большинство подростков нуждается во внимательном и добром учителе, друге, а возможно, и в психотерапевте и психологе.

В рамках изучения конфликтного поведения в школе можно выделить несколько типов конфликта: конфликты в процессе взаимодействия учителя с учеником, между подростком и родителями, между подростками, между подростком и группой, между группами (классами), внутриличностный конфликт. Рассмотрим каждый из них.

Конфликт в процессе взаимодействия учителя с учеником возникает чаще всего игнорирования возрастных особенностей ребенка и индивидуальности, самостоятельности, способностей подростка. Преподаватели зачастую применяют авторитарный стиль общения, не давая ребенку проявить себя и не желая понять его точку зрения — это часто приводит к обидам со стороны подростка, тем самым перерастая в конфликт.

Конфликт между подростком и родителями, является одним из самых серьёзных столкновений в жизни ребенка, так как отец и мать самые родные и близкие люди. Этот спор приносит не только душевное истощение, но может привести к серьезным последствиям в поведении детей и взаимопониманиям в семье. Некоторые исследователи (О. В. Кербиков А. Е. Личко, Г. Е. Сухарева, Я. А. Лупьян) считают, что это зависит от неправильного выбора типа воспитания: воспитание по

типу Золушки, потворствующая гиперопека, гипоопека, подавляющая гиперопека [1].

Конфликт между подростками, подразумевает отстаивание интересов своему оппоненту. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками играют огромную роль в подростковом периоде, ведь дружба — «дорогая жизни» для ребенка.

Конфликт между подростком и группой и между группами подростков — это разногласия между сверстниками, отстаивающими свою точку зрения либо одному человеку, либо группе, это приводит к непониманию, нарушению коллектива и отношений в нем.

Внутриличностный конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом.

Работа педагога-психолога по оптимизации конфликтного поведения подростков происходит по следующим направлениям: организационная работа — сбор информации, условиях жизнедеятельности ребенка. Диагностическая работа — проведение психодиагностики для выявления различных сторон личности подростков, способных повлиять на ход конфликта, выявление общей конфликтности подростков. В ходе осуществления деятельности по преодолению конфликтного поведения подростков педагог-психолог может столкнуться непосредственно с ситуацией конфликта. Тогда кроме проведения тренингов и консультаций ему, возможно, придется взять на себя роль медиатора (посредника) в разрешении конфликта. Такая деятельность требует специальной подготовки, но ее правильное проведение оказывает существенное влияние на развитие навыков решения конфликта, так как подростки наглядно знакомятся со стратегией поведения в конфликте [7].

В заключении хочется отметить, что конфликтность подростка часто вызвана стремлением удовлетворить свои потребности, из которых главная — это признание взрослых и сверстников. Ведь подросток это уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мыслит, как взрослый, а поступает, как ребенок, поэтому ему нужно помочь: развить умение предупреждать конфликт, создавать такие условия, когда поводы для противоборств не будут возникать в образовательной среде и семье.

Литература:

1. Анцупов. А.Я. Конфликтология: теория, история, библиография / А.Я. Ан-цупов, А.И. Шипилов - М.: Юнити, 2010 - 378 с.

2. Бочарова Е. Е. Конфликтология. - Саратов.: ИЦ «Наука», 2011 - 110 с.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2008 - 544с.

4. Ожегов С. И. «Словарь русского языка — М.: Мир и Образование, 2015

5. Петровская Л.А. Общение - компетентность - тренинг. - М.: «Смысл», 2017 - 687 с.

6. Психология современного подростка [Текст]/ Под ред. Д.И.Фельдштейна.-М.: Педагогика, 1987.- 240 с.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн. — М.: Вла-

дос, 2013. — Кн. 1. — 384 а

8. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 2009 -544 с.

References:

1. Antsupov. A.Ya. Conflictology: theory, history, bibliography / A.Ya. Antsupov, A.I. Shipilov - M.: Unity, 2010 - 378 p

2. Bocharova E. E. Conflictology. - Saratov.: IC "Science", 2011 - 110 p.

3. Grishina N. V. Psychology of conflict. - St. Petersburg: Peter, 2008 - 544p.

4. Ozhegov S. I. "Dictionary of the Russian language - M.: World and Education,

2015

5. Petrovskaya L.A. Communication - competence - training.- M: "Sense", 2017 -687 p.

6. Psychology of the modern teenager [Text]/ Edited by D.I.Feldstein.- M.: Pedagogy, 1987.- 240 p.

7. Rogov E. I. The handbook of a practical psychologist: In 2 books - Moscow: Vlados, 2013. - Book 1. - 384 p.

8. Stolyarenko L.D. Pedagogical psychology. - Rostov n/A: Phoenix, 2009 - 544 p.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Асадуллаева С.Д., Раджабова Л.Г.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния проблемного обучения на активизацию познавательной деятельности учащихся. Главным условием решения проблемы является использование проблемных методов обучения на занятиях.

Ключевые слова: проблемное обучение, познавательная деятельность.

PROBLEM-BASED LEARNING AS A MEANS OF ACTIVATING COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Asadullayeva S.D., Radzhabova L.G.

PEI HE"Socio-pedagogical institute, Derbent

Annotation. The article deals with the problem of the influence of problem-based learning on the activation of cognitive activity of students. The main condition for solving the problem is the use of problematic teaching methods in the classroom.

Keywords: problem-based learning, cognitive activity.

Обязательной особенностью современного урока является проблемное обучение - способ развития творческого мышления учащихся. Психологи и педагоги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.