Научная статья на тему 'Возникновение и роль церковно-монастырской системы благотворительности в России в период X-XVII вв'

Возникновение и роль церковно-монастырской системы благотворительности в России в период X-XVII вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2239
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / МОНАСТЫРЬ / ПРИХОД / ПОМОЩЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СТАРИКИ / ДЕТИ / ЖЕНЩИНЫ / ПОДДЕРЖКА СИРОТСТВА / CHURCH / MONASTERY / PARISH / HELP / CHARITY / OLD PEOPLE / CHILDREN / WOMEN / SUPPORT OF ORPHANHOOD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чеснокова Юлия Вячеславовна

Актуальность темы исследования заключается в том, что потребность в социальной помощи и защите человека зародилась достаточно давно. В рамках данного исследования рассмотрена эволюция основных социальных мероприятий, проводимых Русской православной церковью в период X-XVII вв. Автор выделяет определенные формы оказания социальной помощи для защиты человека в различных ситуациях в представленный период. В статье автор делает вывод о том, что в период Древней Руси больные и нищие в соответствии с христианскими представлениями о милосердии рассматривались как богоугодные люди. В связи с этим нищенство считалось основным средством нравственного воспитания народа, а не экономическим бременем. Государственная власть ощущала ответственность перед нуждающимися, в связи с чем, деятельность монастырей и церквей получала поддержку со стороны властей. Механизм реализации мер по оказанию социальной помощи нуждающимся осуществлялся через монастыри, церковно-приходские общины. Финансировалась данная работа из взносов прихожан, средств монастырей и церквей, частично из средств княжеской, царской казны. Однако, не смотря на это, более гармоничная система в данной сфере деятельности создана не была. Это явилось основанием для возникновения новой системы государственного призрения, которая получила свое дальнейшее продолжение в императорской России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMERGENCE AND ROLE OF CHURCH-MONASTIC SYSTEM OF CHARITY IN RUSSIA IN THE X-XVII CENTURIES

The relevance of the research topic is that the need for social assistance and human protection was born long ago. In this study, we have considered the evolution of the main social events held by the Russian Orthodox Church in the period of the X-XVII centuries. The Author identifies certain forms of social assistance to protect people in different situations in the presented period. In the article the author concludes that in the period of Ancient Russia the sick and the poor were considered as God-pleasing people in accordance with Christian ideas about mercy. In this regard, poverty was considered to be the main means of moral education of the people, not an economic burden. The state authorities felt responsibility to the needy, and therefore, the activity of monasteries and churches received support from the authorities. The mechanism of implementation of measures to provide social assistance to the needy was carried out through monasteries, parish communities. This work was financed from the contributions of parishioners, monasteries and churches, partly from the funds of the princely, Royal Treasury. However, despite this, a more harmonious system in this area of activity has not been created. This was the basis for the emergence of a new system of state charity, which was further continued in Imperial Russia.

Текст научной работы на тему «Возникновение и роль церковно-монастырской системы благотворительности в России в период X-XVII вв»

юридические науки

Чеснокова Юлия Вячеславовна ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РОЛЬ ...

УДК 347.64

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РОЛЬ ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКОЙ СИСТЕМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ В ПЕРИОД X-XVII ВВ

© 2018

Чеснокова Юлия Вячеславовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры

«Частное и публичное право» Пензенский государственный университет (440026, Россия, Пенза, улица Красная, 40, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуальность темы исследования заключается в том, что потребность в социальной помощи и защите человека зародилась достаточно давно. В рамках данного исследования рассмотрена эволюция основных социальных мероприятий, проводимых Русской православной церковью в период X-XVII вв. Автор выделяет определенные формы оказания социальной помощи для защиты человека в различных ситуациях в представленный период. В статье автор делает вывод о том, что в период Древней Руси больные и нищие в соответствии с христианскими представлениями о милосердии рассматривались как богоугодные люди. В связи с этим нищенство считалось основным средством нравственного воспитания народа, а не экономическим бременем. Государственная власть ощущала ответственность перед нуждающимися, в связи с чем, деятельность монастырей и церквей получала поддержку со стороны властей. Механизм реализации мер по оказанию социальной помощи нуждающимся осуществлялся через монастыри, церковно-приходские общины. Финансировалась данная работа из взносов прихожан, средств монастырей и церквей, частично из средств княжеской, царской казны. Однако, не смотря на это, более гармоничная система в данной сфере деятельности создана не была. Это явилось основанием для возникновения новой системы государственного призрения, которая получила свое дальнейшее продолжение в императорской России.

Ключевые слова: церковь, монастырь, приход, помощь, благотворительность, старики, дети, женщины, поддержка сиротства.

THE EMERGENCE AND ROLE OF CHURCH-MONASTIC SYSTEM OF CHARITY IN RUSSIA IN THE X-XVII CENTURIES

© 2018

Chesnokova Julia Vyacheslavovna, candidate of legal Sciences, associate Professor of the Department of Private and public law Penza State University (440026, Russia, Penza, Krasnaya street, 40, e-mail: [email protected])

Abstract. The relevance of the research topic is that the need for social assistance and human protection was born long ago. In this study, we have considered the evolution of the main social events held by the Russian Orthodox Church in the period of the X-XVII centuries. The Author identifies certain forms of social assistance to protect people in different situations in the presented period. In the article the author concludes that in the period of Ancient Russia the sick and the poor were considered as God-pleasing people in accordance with Christian ideas about mercy. In this regard, poverty was considered to be the main means of moral education of the people, not an economic burden. The state authorities felt responsibility to the needy, and therefore, the activity of monasteries and churches received support from the authorities. The mechanism of implementation of measures to provide social assistance to the needy was carried out through monasteries, parish communities. This work was financed from the contributions of parishioners, monasteries and churches, partly from the funds of the princely, Royal Treasury. However, despite this, a more harmonious system in this area of activity has not been created. This was the basis for the emergence of a new system of state charity, which was further continued in Imperial Russia.

Keywords: Church, monastery, parish, help, charity, old people, children, women, support of orphanhood.

С принятием христианства православная вера, характеризующаяся становлением моральных устоев, проявлявшихся через человеколюбие, стала распространяться на древнерусские земли. Система церковно-монастыр-ской помощи только начинала развиваться. На тот период времени православие еще не имело своих институтов, ни системы финансирования, ни священников. Княжеская власть начинает строить монастыри и храмы, занимается подготовкой кандидатов в священники.

Первые церкви ставили на места, где ранее находились языческие молельни с идолами. Соборы и монастыри возводились в городах или около них. Количеством возведенных церквей и соборов славился город Киев.

Князья, исходя из своих нравственно-религиозных мировоззрений, ставили благотворительность под покровительство церкви и поручали ее осуществление духовенству. В связи с этим духовенство активно занималось осуществлением помощи нуждающимся. Формируется церковно-монастырская система благотворительности.

В эпоху Древней Руси активно началось строительство монастырей. В 1051 г. был основан Киево-Печерский монастырь, являвшийся центром православной духовности и милосердия. К концу XIII в. в Древнерусском государстве было возведено более 100 монастырей. На церкви и монастыри возлагалась социальная функция общественного призрения. Феодосий Печерский, основатель Киевско-Печерской лавры рядом с монастырем выстроил дом для больных и обездоленных людей.

Частные лица так же могли осуществить отчисления на церковь и благотворительность. В Древней Руси была заложена традиция составлять завещание в пользу церкви, которая сохранялась до XV века.

Были и другие источники финансирования, например, доходы от хозяйственной деятельности монастырей. Само духовенство освобождалось от платежей и сборов, даже в годы монголо-татарских завоеваний. Во времена монгольско-татарского ига митрополиты получали от монгольских ханов специальные грамоты, освобождавшие православные церкви и монастыри от дани и поборов.

Можно отметить, церковь обладала определенным богатством и достатком для оказания помощи неимущим. Учения православной Церкви запрещали задавать вопросы по поводу нищенства при оказании благотворительной помощи нуждающимся. Например, Святой Иоанн Златоуст был заступником нищих, обездоленных людей, он призывал не расспрашивать бедных, что они за люди, а помогать им, принимать их во имя Христа.

Народ прислушивался к словам святых, считал, что не имеет право рассуждать о нищенствующих и бездомных, поэтому оказывал помощь всем просящим, следуя указанию духовенства - «просящему - дай». В основном оказание помощи осуществлялось в виде раздачи необходимых продуктов для жизнеобеспечения.

Поскольку расследование в потребности просящего, тех или иных вещей не осуществлялась, подаяние достигало своей цели. Помощь была разнообразна, могла выражаться в постройке жилища, обучении ремеслам, и

Chesnokova Julia Vyacheslavovna juridical

THE EMERGENCE AND ROLE ... science

часто соответствовала потребностям просящего.

Больницы и богадельни, учреждались в религиозных целях, оказывали помощь нуждающимся, и также следовали евангельскому учению «просящему - дай». В 1091 г. киевский митрополит Ефрем создал первые лечебные учреждения на Руси.

Такая форма социальной помощи, скорее всего, преследовала цель собственного духовного совершенствования, а не общественного благоустройства. Тем не менее, для общества того периода времени, глубоко проникшегося заповедью о любви к ближнему она имела нравственно-воспитательное значение.

На протяжении многих веков церковь и монастыри представляли помощь нуждающимся в виде: кормление нищих; раздача бедным людям одежды, денег; создание сиротских приютов, учреждение образовательных учреждений для детей из бедных семей, где их обучали грамоте; устройство лечебниц для бедных и нищих и др.

Благотворительность церквей и монастырей, оказываемая нищим, убогим и больным способствовала возникновению сострадания у населения. Наряду с молитвой и постом, раздача милостыни служила христианским долгом милосердия.

«Как в клинике, - писал историк В.О. Ключевский, - необходим больной, чтобы научиться лечить болезни, так в древнерусском обществе необходим был сирый и убогий, чтобы воспитывать уменье и навык любить человека. Милостыня была дополнительным актом церковного богослужения, практическим требованием правила, что вера без дел мертва» [1, с. 79].

Таким образом, в период Древней Руси больные и нищие в соответствии с христианскими представлениями о милосердии рассматривались как богоугодные люди. В связи с этим нищенство считалось основным средством нравственного воспитания народа, а не экономическим бременем.

Поскольку при церковных учреждениях было много нищих, для их содержания требовались определенные средства. Так в церковном уставе 996 г. князем Владимиром Святославовичем благотворительная деятельность была поручена духовенству, все лечебные учреждения были отнесены к церковным, а врачи подчинялись епископу [2, с. 148]. Данный правовой акт предоставлял право церквям получать особую плату - десятую часть княжеских доходов на содержание церквей, монастырей, больниц.

Таким образом, церковь при выполнении благотворительных функций распоряжалась частью государственных обязательных платежей, что возвышало ее роль в обществе.

Как справедливо отмечает И.А.Тарасова: «К моменту становления Московского государства церковь обладала достаточно мощной экономической базой, что позволило ей осуществлять часть своих функций без обращения к финансово-экономической поддержке государства. Особую роль в этом играли монастыри, которые являлись не только центрами духовно-просветительской деятельности, но и достаточно успешно функционирующими субъектами экономической деятельности» [3, с. 80].

В эпоху Московской Руси получили развитие формы оказания помощи нуждающимся, возникшие во времена Древней Руси: бесплатное кормление нищих, раздача им хлеба; открытие богаделен и церковных больниц для немощных, странствующих, больных; содержание сиротских приютов, школ и церковных училищ; выдача бедным людям церковно приходских пособий, беспроцентных ссуд и др.

В рассматриваемый период неурожай был частым явлением. От голода массово погибали люди. Многие оставались в живых благодаря помощи церквей и монастырей, в стенах которых они получали скромное питание.

«Так, во времена голода в северных землях на рубе-366

же XV - XVI веков в обителях Михаила Можайского, Кирилла Белозерского и Дионисия Глушицкого по распоряжению самих основателей выдавали хлеб народу» [4, с. 115].

«Преподобный Панфутий со своей обителью прокормил однажды во время голода окрестных жителей, стекавшихся в нее ежедневно до тысячи человек, потратив на них весь запас хлеба. Преподобный Дионисий Переяславский во время голода средствами своей обители кормил всех приходивших в нее в течение восьми месяцев до новой жатвы» [5, с. 74].

В период средневековья на монастырских землях работало большое количество крестьян. Часть урожая регулярно раздавалась нуждающимся.

К следующей форме благотворительности относится раздача денежных средств церквями и монастырями нуждающимся. « Патриарх Никон, кода еще был новгородским настоятелем, велел всем бедным людям, приходившим к его церковной резиденции, каждое утро раздавать хлеб, а каждую неделю - небольшие деньги (престарелым - по две деньги, взрослым - по одной, детям - по полуденьги)» [6, с. 296-297].

В XIV веке во многих городах при монастырях открывались богадельни. На территории Кремля был открыт Вознесенский стародевичий монастырь, который стал одним из богатейших обителей Московского царства. Во времена правления царя Ивана IV Грозного Судебником 1550 г. была официально закреплена обязанность монастырей устраивать богадельни: «А на монастырях жить нищим, которые питаются милостынею о Церкви Божей» [7, с. 80].

В XVII в. монастыри продолжают содействовать открытию в российских городах лечебниц, богаделен для немощных, больных и вдов. Для распространения грамотности при монастырях открывались школы для сирот и бедных детей, где представители монастырского духовенства обучали учащихся письму и счету, давали начальную подготовку. При монастырях так же создавались и специальные епархиальные училища.

В 1706 г. Новгородский митрополит Иов построил за собственные средства в Холмово-Успенском монастыре «ситропитательницу» для «зазарных» младенцев [8, с. 14]. Таким образом, он стал основоположником подобного рода заведений, к помощи которых прибегали и намного позже.

Единовременное денежное пособие, выделяемое бедным, в крупных городах выдавалось к большим праздникам, а в сельской местности оно стало выдаваться со временем в виде продуктов питания и одежды.

Одной из форм приходской помощи являлась выдача церковным старостой ссуд нуждающимся из церковной казны. Денежные средства выдавались как обедневшим крестьянам, так и отдельной сельской общине на уплату государственных податей, ликвидацию последствий стихийных бедствий, на постройку церкви и др.

С.В. Юшков утверждал, что «... русский приход до XVIII в. был больше чем приходом: он был мелкой земской единицей, иногда - миром, он имел не только церковное значение, но и государственное: функции земского самоуправления и удовлетворения религиозных потребностей переплетались в приходе» [9, с. 3]. Следует согласиться с его мнением, что действительно церковно-приходская благотворительность при ее определенной организации имела преимущества перед другими формами призрения.

Некоторые приходы создавали богадельни, которые содержались за счет прихожан. Трудоспособному человеку в такой приход попасть было невозможно. Прихожанам той или иной церкви было известно не только о материальном состоянии человека, посещающего приход, но и о его нравственных качествах. Таким образом, приходы оказывали помощь действительно тем, кто в силу определенных обстоятельств нуждался в помощи. Однако церковно-приходская помощь данны-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

юридические науки

Чеснокова Юлия Вячеславовна ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РОЛЬ ...

ми формами не ограничивалась. За поддержкой в приход могли обратиться любые несправедливо обиженные люди.

Подводя итог, следует отметить, что русская церковь всегда заботилась о бедных и нуждающихся. Церковь носила не только религиозно-нравственный характер, но и располагала необходимыми материальными возможностями для оказания помощи. Как справедливо отметила Т.Е. Покатилова, « в этот период церковь была не только носителем философии помощи, основанной на христианских канонах любви и милосердия, но и внедряла эту философию в сознание и жизнь общества» [10 с. 80]. Государственная власть ощущала ответственность перед нуждающимися, в связи с чем, деятельность монастырей и церквей получала поддержку со стороны властей.

Механизм реализации мер по оказанию социальной помощи нуждающимся осуществлялся через монастыри, церковно-приходские общины. Финансировалась данная работа из взносов прихожан, средств монастырей и церквей, частично из средств княжеской, царской казны. Однако, не смотря на это, более гармоничная система в данной сфере деятельности создана не была. Это явилось основанием для возникновения новой системы государственного призрения, которая получила свое дальнейшее продолжение в императорской России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1991. 624 с.

2. Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных 996 г. // Российское законодательство Х-ХХ веков. М.: Юрид. лит., 1984. Т. 1. С. 148-152.

3. Тарасова И.А. От Древней Руси к Российской империи: эволюция социальной деятельности учреждений Русской православной церкви. Евразийское Научное Объединение. Москва, 2015. Т. 1. № 4 (4). С. 79-83.

4. Покотилова Т.Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России: мировоззрение и исторический опыт: Дис. ... докт. истор. наук. Ставрополь, 1998. 443 с.

5. Феодор ван дер Воорт, протоиерей. Практика и богословие благотворительности в Русской Православной Церкви. // Путь православия. Москва, 1993. № 2. С. 6788.

6. Циткилов П.Я. История социальной работы. -Учебное пособие для студентов вузов / П.Я.Циткилов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 448 с.

7. Тарасова И.А. От Древней Руси к Российской империи: эволюция социальной деятельности учреждений Русской православной церкви. //Евразийское Научное Объединение. Москва, 2015. Т. 1. № 4 (4). С. 79-83.

8. Яковлева Н.В. Конституционно-правовой режим социального сиротства в России: Дис. .канд. юрид. наук. Москва, 2007. 205 с.

9. Юшков С.В. Очерки по истории приходской жизни на Севере России в XV-XVП вв. СПб., 1913. 134 с.

10. Тарасова И.А. От Древней Руси к Российской империи: эволюция социальной деятельности учреждений русской православной церкви //Евразийское научное объединение. 2015. Том 1. № 4 (4). С. 79-83.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследования в рамках гранта «Эволюция правового регулирования оказания социальной помощи малоимущим и преодоления бедности в России: история и современность» (проект № 18-011-00202).

Статья поступила в редакцию 17.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.