УДК 94(470.44)"1950/1970" М.Ю. СуШКО
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАБОЧИХ ПОСЕЛКОВ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ в 1950 - 1970-е годы
В статье исследуется процесс реализации государственной программы по реконструкции села на территории Саратовской области в 1950 - 1970-е гг. Привлечен обширный архивный материал, публикуемый впервые. В рамках изучения процесса анализируются основные тенденции изменения системы расселения, связанные с укрупнением и сселением сельских населенных пунктов. Исторически детально прослеживается процесс становления рабочих поселков, изменение их социально-экономических показателей развития и, как следствие, повышение административного статуса до уровня городов районного подчинения. Автор отмечает, что процесс преобразования населенных пунктов, отраженный в решениях местных властей, свидетельствовал об отсутствии учета традиционного характера сельской поселенческой структуры области, что явилось одной из причин аграрного кризиса.
Ключевые слова: рабочий поселок, город, село, сельский совет, производство, социальная инфраструктура , численность населения.
M.Yu. Sushko
FOUNDATION AND DEVELOPMENT OF WORKING SETTLEMENTS IN THE SARATOV REGION in 1950 - 1970
The paper deals with the implementation of the state program for reconstruction of rural communities in the Saratov region in 1950 - 1970. The author studied extensive archives which are published here for the first time. The analysis of major tendencies in population settlement patterns affected by merger of settlements is given. The development of working settlements, changes in their social and economic dynamics and as a result the advancement of their administrative status to towns under district administration are examined in detail. The author states that the process of reorganisation of settlements as it is reflected in decisions of local authorities shows that they ignored the traditional character of rural communities in the region and it became one of the reasons of agricultural crisis.
The Key words: working settlement, city, village, village council, manufacturing, social infrastructure, population.
К началу 1960-х гг. советским руководством была сформирована определенная концепция преобразо -вания сельских поселений. В основу реализации будущей программы были положены принципы индустриального строительства на селе. Специфика сельской местности учитывалась слабо. В качестве приоритетов выделялась сначала задача «упорядочения» системы расселения и только затем - постепенное благоустройство сельской местности. Упорядочение системы расселения предполагалось осуществлять на основе реализации проектов районной планировки [3, с. 30].
Одной из центральных задач районной планировки было выделение перспективных поселений, которые подлежали дальнейшему развитию и застройке. Перспективными считались прежде всего центральные усадьбы колхозов и совхозов, остальные поселения -отделения и бригады - попадали в категорию неперспективных. Капитальное строительство в неперспективных поселениях планировалось свести к минимуму, а школы, клубы, магазины - закрыть. В результате население было вынуждено уходить на центральные усадь -бы или уезжать в города. В неперспективных поселениях оставались, как правило, люди пожилого возраста и старики, что вело в конечном счете к их ликвидации. Каждый населенный пункт оценивался в соответствии с разработанной шкалой, основное значение имел показатель «людности». Предварительные списки перспективных поселений подлежали утверждению районными и областными органами власти.
Возможным путем сохранения неперспективных сельских поселений становилось либо слияние с бо -
лее крупными близлежащими населенными пунктами, либо изменение их статуса - перевод в категорию «рабочие поселки». В начале 1960-х гг. в одной Башкирии 220 сельских населенных пункта были слиты с более крупными, а 71 сельское поселение прекратило свое существование в связи с выездом из него всего населения [2, с. 31]. Подобные процессы были характерны и для других регионов страны, в том числе и для Саратовской области. Так, к примеру, в 1959 г. произошло расширение границ Саратова за счет присоединения сел Углевка, Муравьевка, Рокотовка, Новая Стрелковка, Верхняя Стрелковка, Козловка, Кривоносовка, Запла-тиновка [1. Л. 39]. В 1971 г. облисполком разрешил Эн-гельсскому райисполкому передать в черту города Энгельса земли Волжского НИИ гидротехники и мелио -рации общей площадью 538 га и часть земель совхоза «Энгельсский» поселка Мирный площадью 41 га [1. Д.472. Л. 22].
Еще одним способом сохранения и развития поселений являлась смена административной принадлежности. Примеров тяготения к городу и неоднократного обращения жителей населенных пунктов с просьбой об изменении границ и административной подчиненности было немало. Например, в 1960 г жители села Сокур добились присоединения своего села к Саратовскому району. До июня 1959 г. село находилось в административном подчинении Вязовского района. После реорганизации Вязовского района село присоединили к Ново-Бурасскому району. В своем официальном письме они характеризовали сложившуюся ситуацию: «Бывший райцентр с. Вязовка организовывался
годами, это старый и благоустроенный административ -ный район, сложившийся исторически. Народ был связан жизнью с Саратовом. В Бурасах отсутствует телефонная связь, не налажено почтовое сообщение. Весь народ бывшего Вязовского района возмущен. Мы, жители Сокура, просим приехать или командировать работника Совета Министров РСФСР и поговорить с народом. Характерно то, что все руководящие работники знают, что сделали неправильно, ошиблись с этим присоединением, но они боятся поднять этот вопрос» [1. Д. 7. Л. 121, 121а].
В первой половине 1950-х гг. наметилась тенденция к преобразованию населенных пунктов в рабочие поселки. В РСФСР подобный опыт имелся: в 1930 - 1960-е гг. в поселки городского типа были преобразованы свыше
2 тыс. крупных сел [4, с. 244]. Не последнюю роль в данном процессе сыграл начавшийся процесс укрупнения колхозов в области. В 1951 г статус поселка городского типа был присвоен селу Красный Октябрь Саратовского района [5, с. 36]. В 1954 г. рабочие и служащие ПЖД, проживавшие на станции Карамыш и в селе Усть-Золи-ха, обратились с просьбой к Председателю Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову о признании их станции рабочим поселком и выделении для него соответствующих угодий. В селе Усть-Золиха находилось 211 дворов. Общая площадь земли равнялась 9 312 га, пашни -8 095 га, огородов - 191 га. На станции Карамыш располагалось 171 хозяйство железнодорожников. Помимо этого, при станции располагался самовольно возникший в 1945 г поселок железнодорожных рабочих, который на площади 9,63 га насчитывал 124 двора [Д. 5. Л. 62, 63]. В 1953 г для административного обслуживания этих поселений был создан сельский совет. Однако это не помогло разрешить многочисленные административные и хозяйственные нужды рабочих и служащих железной дороги. Просьба жителей о преобразовании их населенных пунктов в рабочий поселок была также отклонена.
В 1950-е гг определяющими факторами получения населенным пунктом статуса рабочего поселка являлись его месторасположение, перспектива строительства промышленного предприятия рядом с данным населенным пунктом, близость транспортных путей, численность населения. Законодательно процесс создания рабочих поселков регулировался указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 г. «О порядке отнесения населенных пунктов к категории городов, рабочих и курортных поселков». Согласно указу к категории рабочих поселков могли быть отнесены населенные пункты при крупных заводах, фабриках, шахтах, рудниках, электростанциях, железнодорожных станциях и прочих экономически важных объектах. Население рабочего поселка должно было быть не менее 3 тыс. человек, причем рабочие и члены их семей должны были составлять не менее 85% от этого числа жителей [1. Л. 108]. Тогда же поселок Сенной Вольского района обрел статус рабочего.
В 1958 г еще три населенных пункта стали рабочими поселками. Первой подобному преобразованию подверглась железнодорожная станция Возрождение Хвалынского района. К этому времени в окрестностях станции развернулось строительство заводов электротехнической промышленности и ЖБК. На территории станции уже проживало свыше 3 000 человек. Жилой
фонд на тот момент составлял около 20 тыс. кв. м. Действовали средняя школа, клуб, детский сад, почта, радиоузел. Для дальнейшего развития социальной инфраструктуры начали возводить дворец культуры, кинотеатр, поликлинику [Д. 5. Л. 62 - 63]. В рабочий поселок было преобразовано также село Екатериновка (одноименного района) и прилегавшая к нему железнодорожная станция. В селе существовало 22 предприятия, из них 17 предприятий с численностью 15 - 350 человек. Население села достигло 5 000 человек [Д. 5. Л. 79, 81]. Существовала сеть социально-культурных учреждений. Преобразование села в рабочий поселок ускорило строительство электростанции, бани, водопровода, а жилой фонд за короткое время увеличился до
1 722 домов [Д. 5. Л. 79, 81].
В 1958 г. в соответствии с указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочим поселком стало село Отрогово Советского района. Ему было присвоено новое название - Степное. Появление этого рабочего поселка было связано с открытием крупного месторождения природного газа и нефти «Степновское». На этой территории развернулось строительство промышленных объектов. Был создан строительный трест, позволивший увеличить объемы строительства в два раза. В 1957 г. было построено и сдано в эксплуатацию более 5 000 кв. м жилья. К 1 января 1958 г. в селе проживали
3 050 человек, из них 81% рабочих и служащих. 75% рабочих и служащих были заняты в газовой и нефтяной промышленности. Функционирование промышленного объекта обеспечивало строительство культурно-бытовых учреждений: клуба, бани, прачечной. Привлечению молодых семей в поселок способствовало открытие школы. Одним из первых в Саратовской области поселок был газифицирован [1. Д. 5. Л. 60].
Жители села Рыбное неоднократно обращались к областным властям с требованием присоединить их к городу Вольску или образовать на базе села рабочий поселок. В селе располагалось 580 хозяйств рабочих, служащих цементной и известковой промышленности. Недовольство жителей вызывало прежде всего отсутствие регулярного транспортного сообщения с другими населенными пунктами. Слабое оснащение сельскохозяйственной техникой служило основной причиной невыполнения плана по сдаче сельхозпродукции и уплате сельскохозяйственного налога. Жители села апеллировали к районным и областным органам власти: «В силу принадлежности нас к сельскому району наши рабочие цементной промышленности не обеспечиваются хлебом, крупой, кондитерскими изделиями, что создает недовольство. Имеющаяся пекарня может обеспечить лишь работников учреждений села и детские учреждения, а рабочий не может купить хлеба и вынужден его тащить на себе. Получается, градация между служащими села и работниками промышленности налицо, а отсюда недовольство, скандалы и недопустимое деление на имеющих право на хлеб и « не имеющих право на хлеб», что аполитично» [1. Л. 310]. В 1959 г. село Рыбное было преобразовано в рабочий поселок.
К вопросу о преобразовании населенных пунктов в рабочие поселки относились осторожно и дифференцированно. Так, в 1959 г. было отклонено ходатайство жителей районного центра Дергачи о придании ему статуса рабочего поселка. По численности населения (в Дергачах проживало 6 141 человек) райцентр соответ-
ствовал сентябрьскому 1957 г указу. Однако 87% рабочих, служащих и членов их семей, работающих в государственных, партийных и общественных учреждениях, были непосредственно связаны с сельским хозяйством. В Дергачах находился пищевой комбинат с общей численностью 20 человек, среди которых было 9 рабочих. Функционировал также районный промышленный комбинат, насчитывавший 114 человек (рабочих среди них - 77) [1. Л. 310]. В Облисполкоме были уверены, что «перспектив к развитию экономически важных объектов не имеется» [1. Л. 310]. Статус поселка городского типа селу Дергачи был присвоен лишь спустя несколь -ко лет (решение облисполкома было принято 19 января 1965 г). В эти годы Дергачевский район входил в число районов обязательного размещения переселенцев, сюда направлялись средства для обустройства переселенцев, строительства жилых домов. Через территорию района пролегала оросительная системы Завол -жья. Это способствовало притоку населения, численность районного центра возросла до 8,9 тыс. человек [1. Д.196. Л. 196].
В 1960-е гг. процесс утверждения населенных пунктов в новом для них статусе рабочих поселков происходил более интенсивно. За эти годы в Саратовской области появилось еще 13 рабочих поселков. Из них 6 в Левобережье и 7 на правом берегу Волги. К их числу относились: Советский (1960), Лысые Горы (1962), Пине-ровка (1963), Дергачи, Татищево (1965), Духовницкое, Турки (1966), Александров Гай, Мокроус, Самойловка, Черкасское (1967), Новые Бурасы, Пушкино (1968) [5, с. 36].
В 1960-е гг основными критериями получения статуса рабочего поселка продолжали оставаться соответствующие экономические показатели. Показателен пример районного центра Турки. В 1966 г. при обретении статуса рабочего поселка райцентр имел высокие показатели. Общая численность населения достигала 8 013 человек, из которых 7 020 (87,7%) являлись рабочими и служащими. Турки находились на расстоянии 278 км от областного центра. Жилой фонд насчитывал
2 591 дом (более 77 тыс.кв. м). Имелся полный комплекс подведенных коммуникаций. Промышленную базу составляли 2 завода и типография. На достаточно высоком уровне развития находилась сфера бытового обслуживания населения [1. Д.23. Л.18].
В 1972 г. решением облисполкома было принято предложение Ровенского райкома КПСС и исполкома районного совета об отнесении райцентра села Ровное к категории рабочих поселков [1. Д.611. Л. 13].
С конца 1960-х гг основное внимание стало уделять -ся жилищно-бытовому обустройству рабочих поселков. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 сентября 1968 г проектным институтам было дано задание разработать до 1975 г. проекты планировки и застройки всех рабочих поселков. В Саратовской области разработкой проектов планировки и застройки занимались 4 института: «Сара-товпромпроект», «Саратовгражданпроект», «Гипро -промсельстрой», «Саратовоблколхозпроект». К 1972 г. лишь три поселка имели утвержденные проекты планировки: Алексеевка Хвалынского района, Шиханы Вольского района, Пинеровка Балашовского района [1. Д. 479. Л. 96].
Из-за недостаточности ассигнований проектирование рабочих поселков затягивалось. При ежегодной потребности средств в сумме 250 - 260 тыс. руб. отделам выделялось 140 - 150 тыс. руб. В 1972 г Госстроем РСФСР на проектные работы по рабочим поселкам Турки, Красный Октябрь, Александров Гай было выделено всего лишь 10 тыс. руб. [1. Д. 479. Л. 97].
В связи с этим генеральные планы рабочих посел -ков Татищево, Новые Бурасы, Екатериновка, Степное разрабатывались институтами за счет средств местных советов. Зачастую проектные институты растягивали сроки проектирования на несколько лет. Параллельно в области проводилась работа по внедрению плановых начал в размещение объектов сельского строительства, преобразованию сел и деревень в современные благоустроенные колхозные и совхозные поселки.
Успешное развитие отдельных рабочих поселков позволяло им повысить свой административный статус до уровня городов районного подчинения. Основными критериями присвоения статуса являлись высокая доля (не менее 85%) рабочих и служащих от общей численности населения, наличие жилого фонда, крупных перспективно развивающихся промышленных предприятий. Процесс этот намечался еще в конце 1950-х гг. Так, в 1957 г была отклонена просьба Базарно-Карабулак-ского райкома КПСС о преобразовании рабочего по -селка в город. Уже на тот момент в рабочем поселке Базарный Карабулак и рабочем поселке Свободный проживало 15 000 человек, в том числе 4 000 рабочих и служащих [1. Д. 4. Л. 34 - 35]. На территории рабочего поселка имелась развитая государственная местная промышленность (промкомбинат, кирпичный завод, кожевенный завод). Объем выпускаемой продукции составлял 44 млн руб. Жители расположенного по соседству села Лесная Нееловка работали в поселке Базарный Карабулак. Аргументы, по которым просьба была отклонена, звучали следующим образом: «Если жители р. п. Свободный в настоящее время все вопросы решают на месте, то при образовании города они будут вынуждены ходить за справками в горсовет за 8 км пешком, т.к. отсутствуют регулярные транспортные связи. В ближайшие годы перспективного развития данной территории не планируется» [1. Д. 4. Л. 30]. Действительно, в последующие годы наблюдался отток населения из этих поселков. К 1 января 1964 г численность населения в двух поселках составляла уже 11 тыс. человек [1. Д. 13. Л. 5].
В 1962 г. статусом городов районного подчинения стали обладать Аркадак, Ершов и Баланда (переименован в г. Калининск указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 июня 1962 г). Наилучшие показатели имел в то время город Ершов: общая численность населения в нем составляла 20 800 человек, из них
18 100 (87%) рабочих и служащих, а жилой фонд достигал 93 909 кв.м [1. Д. 13. Л. 51 - 52, 59].
В 1966 г. в город районного подчинения был преобразован рабочий поселок Красный Кут [1. Д. 23. Л. 10]. Население в Красном Куте составляло 16 805 человек, из них 15 960 (95%) рабочих и служащих. Жилой фонд равнялся 96 тыс. кв. м. Город имел транспортное сообщение, 8 промышленных предприятий, 4 строительные организации, 2 среднеспециальных учебных заведения [1. Д. 23. Л. 28]. Село Татищево начало расти у железно-
дорожной станции в начале 1930-х гг. Быстрому росту численности населения, развитию экономики села Та-тищево благоприятствовала его выгодная географическая удаленность от областного центра. В октябре 1965 г. село Татищево с населением 4,5 тыс. человек было отнесено к категории рабочих поселков. Когда в 1971 г. численность населения возросла до 15 701 человек райцентр был преобразован в город районного подчинения [1. Д.472. Л. 46]. Жилой фонд к этому времени уже достиг 109,7 тыс.кв.м [1. Д.472. Л. 50]. К 1979 г. по области насчитывалось 30 рабочих поселков.
За 20 лет статус рабочих поселков в области обрели
19 населенных пунктов, 5 рабочих поселков выросли до уровня городов районного подчинения. Повышение административного статуса обеспечивалось соблюдением основных критериев, в частности строительством промышленных или агропромышленных предприятий, и, как следствие, ростом численности рабочих и служащих до 85% от общей численности населения, развитием социальной инфраструктуры территории. Получение нового статуса гарантировало жителям сохранение права проживания, возможность развития инфраструктуры местности. Однако процесс преобразования населенных пунктов, отраженный в решениях местных влас-
тей, свидетельствовал об игнорировании традиционно сложившейся сельской поселенческой структуры области, что, в свою очередь, явилось одной из причин аграрного кризиса.
В настоящее время в Саратовской области насчитывается 18 городов и 30 поселков городского типа. Населенные пункты, получившие статус городов в 1950 -1970-е гг., сохранили его (в их числе Ершов, Красный Кут, Аркадак, Калининск (Баланда), Татищево). Шиханы получили статус города. Александров Гай в настоящее время имеет статус села.
1. Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. Р - 1738. Оп. 8. Д.6.
2. Мазур Л. Н. Политика реконструкции российской деревни (конец 50-х - 1980-е гг.) // Отечественная история. 2005. № 3.
3. Переустройство сельских населенных мест: мат. совещания-семинара (июль 1968 г., Минск) М., 1969.
4. Постановление ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 18 июня 1960 года № 917 «О мерах по улучшению сельского строительства» // КПСС в резолюциях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1986. Т. 14.
5. Численность российских поселков городского типа 1959 -1994 гг.: справочник. Ярославль, 1996.