ал в районе Южного Кенгсингтона. В Британский музей поступили памятники археологии, истории и часть этнографического материала.
Саут-Кенгсингтонскому музею были переданы разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства: ткани, ковры, мебель, оружие, коллекции керамики, фарфора, стекла, а также украшения и произведения мелкой пластики, представляющие индуистских и буддийских божеств. Туда же поступили и некоторые этнографические коллекции. Уже к февралю 1880 г. строго для внутреннего пользования в музее был составлен «Инвентарь коллекции произведений индийских мастеров и предметов, переданных в Саут-Кенгсингтонский музей». В инвентаре значилось почти 20 000 экспонатов.
Таким образом, расформирование собрания Индийского музея не только было связано с конкретными явлениями в политической и культурной жизни Великобритании и Индии, но и отразило закономерный процесс развития музейного дела второй половины XIX в.
Е. Н. Мастеница
Возникновение и развитие негосударственных музеев Великобритании
В настоящее время во всем мире наблюдается новый всплеск интереса к музеям, которые интенсивно развиваются, испытывая количественный рост и качественные изменения. Все чаще создатели музеев отходят от традиционного типа музеев и отдают предпочтение музеям комплексным, многопрофильным, открытого типа. Глобальная тенденция современного музейного развития проявляется в расширении границ музейной деятельности, стремлении музеев служить обществу и преодолению локальности в пространстве. Экспозиции современных музеев создаются на площадях, зачастую превышающих размеры помещения, а характер деятельности направлен на приближение музея к людям, их потребностям и интересам. Многие зарубежные и отечественные музеи выступают региональными центрами культуры, активно участвуют в жизни местного населения. Подтверждением этому может стать пример возникновения и развития Музея Британской школы в городе Хитчин, посвященного истории становления национальной образовательной системы в Великобритании.
Хитчин - это оживленный торговый город, находящийся в точке пересечения границ графств Северный Хертфордшир и Южный Бедфордшир. Древнейшее прошлое города связано с пребыванием римлян, расселением саксов, возникновением административного и религиозного центра в IX в. Современный город, население которого составляет 30 с поло-98
виной тысяч человек, известен музыкальными фестивалями и спортивными зрелищами, единственным музеем региональной истории137. Однако с конца XX в. город обретает новый интересный объект - Музей британской школы, наиболее полно представляющий систему образования в Великобритании с 1810 по 1969 г. Каковы же причины его возникновения и в чем залог успешного развития? Поиск ответа на эти вопросы и является целью данной публикации.
Основой создания музея послужила коллекция жительницы города Хитчина Джил Грей, явившаяся результатом увлеченной и настойчивой исследовательской и собирательской работы в области истории детской книги и истории начального образования в Англии в течение тридцати лет. Начало формированию коллекции было положено в 1962 г., а за долгие годы было собрано 17 416 книг, 10 000 фотографий и открыток, 2500 тысячи предметов, включая предметы одежды и костюмы. Эти предметы были тщательно изучены, каталогизированы и описаны добровольной помощницей Джил Грей, исследовательницей Фионой Додвелл.
Джил Грей всегда мечтала о создании музея, однако только через 15 лет, в 1977 г. Городской совет Хитчина выделил ей одну комнату в историческом здании Британской школы для демонстрации части коллекции. Глубокие знания, страстный энтузиазм собирательницы вдохновляли посетителей, детей, студентов, учителей местных школ и музейных коллег. Сама Джил Грей писала статьи и предоставляла материалы для буклетов и изданий, которые стали выпускаться на основе изучения и использования ее богатой коллекции. Сегодня трудно представить, что несколько десятилетий назад она была почти единственной или одной из немногих, кто понимал образовательное значение посещения сохранившихся зданий школы, кто мог раскрыть и показать историческое значение коллекции, кто глубоко осознавал национальную значимость проблем истории образования и воспитательные возможности музея в данной области.
Постепенно Джил Грей обретала все больше единомышленников, идея создания полноценного музея прорастала в сознании местного сообщества, жителей города Хитчин и городских властей. Наконец, в 1990 г. был организован Траст Британской школы в Хитчине, который объединил усилия профессионалов и любителей, консультантов и волонтеров общим делом создания полноценного музея истории образования. Усилиями Траста - достаточно большой группы специалистов историков, архитекторов, психологов и педагогов, объединенных вокруг идеи создания музея Британской школы, были обследованы сохранившиеся истори-
137 НйсЫп То'Л'п Ош<!е. НйсЫп, 2006.
ческие здания,138 найдены спонсоры и собраны средства на их реставрацию, после окончания которой, в апреле 1996 г. в Хитчине был, наконец, открыт Музей Британской школы.
Сегодня он включает в себя Ланкастерский класс 1837 г. Это единственная сохранившаяся в мире классная комната, спроектированная по замыслу Джозефа Ланкастера, способная вместить 330 учеников для одновременного обучения. Экспозиция наглядно демонстрирует сущность ланкастерской системы обучения, получившей столь широкое распространение во многих странах, в том числе и в России. К этому классу примыкает отдельная комната, посвященная биографии и деятельности самого основателя всемирно известной системы ланкастерских школ или школ взаимного обучения Дж. Ланкастеру (1778-1833)139.
Еще один интересный отдел - это так называемая «Музейная комната», посвященная повседневной жизни в столь любимую англичанами Викторианскую эпоху. По сути - это специально созданное интерактивное пространство, в котором посетители всех возрастов могут играть со старыми игрушками и играми, узнать больше о королеве Виктории и ее семье.
В едином комплексе построек посетитель может увидеть Дом Директора (1856), принадлежавший выдающемуся английскому педагогу Вильяму Джону Фитчу, директору Британской школы для мальчиков в Хитчине с 1854 по 1899 г. Викторианская вилла с открывающимися ставнями на окнах демонстрирует внутреннее убранство дома и мебель, относящиеся к периоду 1880-1890-х гг.
Следующий объект показа - Классная Галерея (1853). Подобная подлинная галерея сегодня практически нигде не сохранилась. В ней представлена школьная мебель 1880-х гг. Посетители могут писать перьями, окуная их в чернильницы, и пользоваться бумагой для промокания.
Семейной аудитории, то есть родителям с детьми с дошкольного возраста, предназначена Комната начальных классов. Ее посещение составляет целый ритуал, во время которого следует надеть передники, вымыть руки, сесть за парты и вместе с родителями узнать, с чего и как начиналось школьное обучение в 1880-е гг.
Классная комната эпохи короля Эдуарда (восстановлена на 1905 г.) предоставляет возможность увидеть оборудование классов - парты периода от начала XX в. до Второй мировой войны, а также фотографии учеников того времени и школьные тетради детей. Совсем недавно, в 2005 г. членами Общества друзей музея были найдены шесть досок с именами учеников, с отличием окончивших школу в период с 1911 по
138 Dodwell F. Hitchin British Schools: A History of the Buildings. Hitchin, 1999.
139 Taylor J. Josef Lancaster and his Lancasterian Monitorial Schools. Hitchin, 1998
1930 г. Следует отметить, что возникшее почти одновременно с Трастом Общество друзей музея Британской школы осуществляет не только волонтерские функции и финансовую поддержку, но и формирует вокруг музея необходимую среду его сторонников, которая, с одной стороны, выступает как значимый фактор стабильности музейного развития, а, с другой, обеспечивает музею адекватный имидж. Общество друзей музея регулярно выпускает Информационный бюллетень, на страницах которого рассказывается о текущих событиях из жизни музея, размещаются анонсы предстоящих акций, объявления о праздниках, публикуются интервью с членами Траста и Общества и их фотографии, краткие отчеты о развитии, благодарности дарителям и даже некрологи140.
За десять лет существования Музей Британской школы в Хитчине стал настоящим образовательно-воспитательным центром, который принимает не только местных жителей, но и группы школьников из других городов Англии, а также туристов. Основная форма работы с посетителями - это экскурсии, для школьников чаще с использованием элементов театрализации. Экскурсии проводятся по историческим зданиям и комнатам опытным экскурсоводом, но иногда гидами выступают и волонтеры. Ими в основном являются пожилые люди, многие из них - вышедшие на пенсию учителя, преподававшие в школах Хитчина. Все они добровольно участвуют в разнообразной деятельности музея: помогают открывать временные выставки, организовывать праздники, встречи с выпускниками Британской школы в Хитчине. Очень тепло и по-семейному уютно проходят в музее чаепития с угощением домашней выпечкой. Именно волонтеры помогают посетителям совершить семейный маршрут в костюмах Викторианской эпохи, вспоминая свои собственные школьные годы, позволяя посетителям музея посидеть за старыми партами и познакомиться с их устройством. Подлинные историко-культурные объекты в сочетании с продуманным и эмоциональным рассказом экскурсовода помогают представить историю Британских школ, начиная с 1810 г., узнать подробнее о Джозефе Ланкастере, основоположнике современного образования в Англии, узнать о системе обучения детей из бедных семей, познакомиться с системой домашнего воспитания.
Молодые волонтеры помогают экскурсантам осмотреть временные выставки и посетить специальные мероприятия в выходные дни. Регулярно в музее отмечается Рождество, День национального наследия, а также день окончания Второй мировой войны. Гости музея всегда могут самостоятельно подкрепиться в кафе и посетить магазин сувениров и подарков.
140 См. например: The British School Museum, Hitchin. The Friends Newsletter. 2006. № 42, May.
Сегодня уже очевидно, что выполнение культурно-образовательной функции музея не может ограничиваться экспозицией и выставками, а также традиционным арсеналом музейно-педагогических форм. Полноценными продуктами музея являются также научные издания, книги, сборники, каталоги, так и научно популярные путеводители, видеофильмы, СБ-диски и др. Одним из перспективных и эффективных способов интерпретации исторического материала является использование электронных и мультимедийных технологий. Реализация этой продукции одно из важных условий востребованности музея и его включения в социальную жизнь города и горожан новых поколений.
В заключении отметим, что каждый музей вне зависимости от масштаба и содержания на основе имеющихся в его собраниях предметов и памятников создает новую реальность. Факты и события прошлого интерпретируются в настоящем и, как результат этой интерпретации, музейная экспозиция или выставка, экскурсия или праздник становятся явлениями настоящего. Музей хранит культуру и одновременно бытует в ней, осуществляя диалог культур во времени и в пространстве, транслирует прошлое через настоящее. Он является элементом современности, частью актуальной культуры, но в то же время и хранилищем социальной памяти, в нем происходит процесс взаимопроникновения прошлого в настоящее, что приводит к обогащению настоящего опытом и смыслами прошлого. Деятельность любого музея тогда эффективна, когда в его пространстве происходит «диффузия времен», идет трансляция ценностей и смыслов. Поэтому музей можно считать пространством диффузии времен. Это проникновение идет от культуры к культуре, от поколения к поколению, от человека к человеку.
Освоение культурного опыта - это способ вхождения в целостное бытие культуры, постижение и осуществление индивидом родовых и видовых смыслов жизни. Мир смыслов - это своего рода «вторая Вселенная», создавая и развивая которую, человек создает и развивает себя. Чтобы расшифровать смыслы артефактов, каждому новому поколению необходимы посредники, ими и выступают музеи, дающие установку на освоение культурного наследия и включение его в контекст собственной жизни.