Научная статья на тему 'ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРЕЕВЕДЕНИЯ В США'

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРЕЕВЕДЕНИЯ В США Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕЕВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ КОРЕИ / США

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мартынов Дмитрий Евгеньевич, Мартынова Юлия Александровна

В статье приводится обзор развития американского корееведения от его создания в 1880-е годы. Историк Ч. Армстронг выделял в американском корееведении четыре этапа: миссионерский, военный, «корпуса мира» и современный. Самостоятельные структуры, которые осуществляют преподавание корейского языка и литературы, в университетах США стали оформляться только в 1970-е годы, а качественный скачок произошёл только после 1991 г., когда активным лоббированием и финансированием данных структур стала заниматься Международная Академия корееведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RISE AND DEVELOPMENT OF KOREAN STUDIES IN THE USA

The article provides an overview of the development of Korean studies in USA from its inception in the 1880s. Historian Charles K. Armstrong stands out four stages in American Korean studies: missionary, military, “peace corps” and modern. Independent structures that teach the Korean language and literature in US universities began to take shape only in the 1970s, and a qualitative leap took place only after 1991, when the International Academy of Korean Studies began to actively lobby and finance these structures.

Текст научной работы на тему «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРЕЕВЕДЕНИЯ В США»

6. «Mutual Defense Treaty Between the United States and the Republic of Korea; October 1, 1953» //Lillian Goldman Law Library, - [Электронный ресурс], - URL: https://avalon.law.yale.edu/20th_century/kor001.asp (дата обращения 20.10.2021)

7. Johannes Nordin «Taking Back Control: South Korea and the Politics of OPCON Transfer», - текст электронный // The Institute for Security and Development Policy, - [Электронный ресурс], - URL: https://www.isdp.eu/ publication/taking-back-control-south-korea-and-the-politics-of-opcon-transfer/ (дата обращения 20.10.21)

8. David E. Sanger «U.S. Designs a Korea Response Proportional to the Provocation», - текст электронный // The New York Times, - [Электронный ресурс], - URL: https://www.nytimes.com/2013/04/08/world/asia/us-and-south-korea-devise-plan-to-counter-north.html (дата обращения 20.10.21)

9. Kathryn Botto «Why Doesn't South Korea Have Full Control Over Its Military?», - текст электронный // Carnegie Endowment for International Peace, - [Электронный ресурс], - URL: https://carnegieendowment. org/2019/08/21/why-doesn-t-south-korea-have-full-control-over-its-military-pub-79702; (дата обращения 25.10.21)

10. 2.0 - текст электронный // - [Электронный ресурс], - URL: https://www.mnd. go.kr/user/newsInUserRecord.action?siteId=mnd&page=5&newsId=I_669&newsSeq=I_11131&command=view&id =mnd_020500000000&findStartDate=&findEndDate=&findType=title&findWord=&findOrganSeq= (дата обращения 25.10.21)

Дата поступления /Received 20.12.2021 Дата принятия в печать/Accepted 24.01.2022г

© Белов С.В., 2022, © Belov S.V., 2022.

С.В. Белов, Р.Р. Хайрутдинов. КОРЕЙСКО-АМЕРИКАНСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПО ВОПРОСУ ПЕРЕДАЧИ ОПЕРАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЁННЫМИ СИЛАМИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

УДК 378

Д.Е. МАРТЫНОВ, Ю.А. МАРТЫНОВА

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРЕЕВЕДЕНИЯ В США

Мартынов Дмитрий Евгеньевич, доктор ист. наук, профессор, Кафедра алтаистики и китаеведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет Мартынова Юлия Александровна, канд. ист. наук, доцент, Кафедра алтаистики и китаеведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет E-mail: dmitrymartynov80@mail.ru E-mail: juliemartynova82@gmail.com

Аннотация. В статье приводится обзор развития американского корееведения от его создания в 1880-е годы. Историк Ч. Армстронг выделял в американском корееведении четыре этапа: миссионерский, военный, «корпуса мира» и современный. Самостоятельные структуры, которые осуществляют преподавание корейского языка и литературы, в университетах США стали оформляться только в 1970-е годы, а качественный скачок произошёл только после 1991 г., когда активным лоббированием и финансированием данных структур стала заниматься Международная Академия корееведения.

Ключевые слова и фразы: Корееведение, История Кореи, США.

Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Базовой университетской программы исследований Кореи через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (А^-2019^и-2250001).

Для цитирования: Мартынов Д.Е., Мартынова Ю.А. Возникновение и развитие корееведения в США // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 3. № 1. С. 117-122.

D.E. MARTYNOV, YU.A. MARTYNOVA

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

THE RISE AND DEVELOPMENT OF KOREAN STUDIES IN THE USA

Dmitry E. Martynov, Dr. Sci., professor, Department of Altaic and Chinese Studies, Kazan (Volga region) Federal University Yulia A. Martynova, Cand. Hist., Associate Professor, Department of Altaic and Chinese Studies, Kazan (Volga region) Federal University E-mail:dmitrymartynov80@mail.ru E-mail:juliemartynova82@gmail.com

Abstract. The article provides an overview of the development of Korean studies in USA from its inception in the 1880s. Historian Charles K. Armstrong stands out four stages in American Korean studies: missionary, military, "peace corps" and modern. Independent structures that teach the Korean language and literature in US universities began to take shape only in the 1970s, and a qualitative leap took place only after 1991, when the International Academy of Korean Studies began to actively lobby and finance these structures.

Keywords and phrases: Korean Studies, History of Korea, USA.

Acknowledgment: This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-OLU-2250001).

For citation: Martynov D.E., Martynova Yu.A. The rise and development of korean studies in the USA // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 3, № 1. P. 117-122.

Введение

Корееведение как особая отрасль востоковедения, точнее, его бранча, именуемого по-английски Far Eastern Studies, приобрело статус автономной научной дисциплины около полувека назад [2]. Это не означало полного отсутствия публикаций об истории и культуры Кореи на европейских языках, однако отделение предмета корееведения от китаеведения и японистики чрезмерно затянулось, в первую очередь, по политическим причинам. Данная публикация носит практический характер в русле общего курса «Введение в востоковедение». На основе обзора Чарльза Армстронга, мы представляем молодым читателям краткое изложение процесса становления и развития корееведения в США.

Результаты исследования

Как справедливо утверждал Ч. Армстронг, как самостоятельная академическая дисциплина корееведение отсутствует в США, и значительная часть специалистов по Корее старшего поколения по базовому образованию являются китаистами или японистами. Ситуация стала меняться в 1990-е гг. после начала массированной деятельности Корейского фонда, который стал финансировать деятельность образовательных и академических структур, специализируемых по Корее [1, pp. 36-37]. Условно исследователь выделил три волны в развитии американского корееведения: миссионерскую, военную и университетскую. Данная ситуация обусловлена исторически.

Этапные даты для взаимодействия США со странами Дальнего Востока, это 1784 г. - первое американское судно в Кантоне, единственном открытом для европейцев порту Цинской империи, и 1854 г. - появление эскадры М. Пе-рии в Заливе Эдо. Соответственно, после 1860-х гг., в США стали образовываться этнические сообщества и землячества китайцев и японцев, насчитывающих десятки тысяч человек. Корея, несмотря на инцидент с судном «Генерал Шер-ман» (1866 г.), оставалась мало известной в Новом Свете, и единичные примеры успешной адаптации эмигрантов, наподобие Со Чжэпхиля [4, с. 196], не сделали эту страну более или ме-

нее известной для американского общественного мнения. Более или менее масштабная корейская эмиграция началась в 1903 г. на Гавайские острова, которые юридически не были частью США того времени. Миграция оказалась крайне непродолжительной и почти сошла нет после японской аннексии в 1910 г. В свою очередь, американское миссионерское сообщество в Корее по численности и влиятельности существенно уступало персоналу миссий в Китае и Японии, отчасти, это диктовалось и приоритетом отношений США с этими дальневосточными империями [4, с. 186— 187]. Тем не менее, группа влиятельных американских политиков посетила Корею в 1880-е гг., чему способствовало налаживание дипломатических отношений и попытка государственного переворота в 1884 г. [3].

Неудивительно, что первыми специалистами по Корее оказались именно миссионеры: американцы Генри Аппенцеллер (1858-1902), Гораций Андервуд (1859-1916), Гомер Халберт (18631949) и канадец Джеймс Скарт Гейл (1863-1937). Гейл, сын шотландского эмигранта и голландки из Пенсильвании, родился в Онтарио, и получил образование в Канаде и Франции. Впечатлив-шийся перспективами работы в Корее, он принял сан в 1888 г. добрался до Пусана и Инчхона. Кроме посещения Сеула и Хванхэ, в основном Гейл работал в Вонсане. Все перечисленные выше миссионеры с 1892 г. образовали группу для официального перевода Библии на корейский язык. Приняв пресвитерианский сан в США в 1897 г., Гейл вернулся в Сеул, где стоял у истоков мужской и женской школ Консин и Чонсин, а также основал Корейское музыкальное общество. В 1927 г. Гейл покинул Корею, и остаток своих дней провёл в Великобритании. Он известен, главным образом, тем, что в 1922 г. впервые перевёл памятник корейской литературы «Облачный сон девяти» на английский язык.

Генри Аппенцеллер был потомком швейцарских меннонитов, и его родным языком был немецкий, хотя родился он в Пенсильвании. Получив образование филолога-классика, в 21-летнем возрасте он стал методистским проповедником. В апреле 1885 г. он на Пасху прибыл в Сеул, где

первое время был вынужден работать тайно. В 1887 г. он основал первую в Корее школу для мальчиков Пэчжэ хактан, на базе которой затем возник университет. Его заслугой был перевод всего Нового Завета на корейский язык. В 1902 г. он утонул в Мокпхо, пытаясь спасти корейскую девушку, упавшую в море.

Гораций Андервуд был урождённым британцем и в 12-летнем возрасте был привезен родителями в США, где окончил университет и духовную семинарию. Его старший брат всемирно прославился как производитель пишущих машинок (в России этот бренд известен как «Ун-дервуд»). После прибытия вместе с Аппенцел-лером в Сеул, он основал первую современную больницу в Сеуле и во всей Корее, при которой действовали курсы естественных наук. Работал он ив комитете по переводу Библии, полный текст которой на корейском языке был опубликован в 1910 г. Андервуд и Гейл в 1900 г. основали в Сеуле Христианский союз молодых людей (YMCA) - очень влиятельную организацию. В 1912 г. врач стал главой университета Пёнтхэк и Чосонского колледжа (ныне это университет Ёнсе), скончался в США, куда выехал на лечение.

Гомер Халберт известен борьбой за независимость Кореи, а также как автор первой объёмной истории этой страны на европейском языке («The history of Korea», 1905). По материнской линии он был правнуком основателя Дартмутского колледжа. В 1886 г. он был законтрактован как учитель английского языка в Королевской школе в Сеуле, одним из его учеников был Ли Сынман. Халберт был известен также как журналист, поддерживал Со Чжэпхиля, и основал журнал «The Korea Review» (1901). До провозглашения Кореи японским протекторатом он проводил в своих статьях прояпонскую линию, считая Японию для Кореи лучшим образцом для реформ, и занимал резко антироссийскую позицию. В 1905 г. он принял предложение императора Кочжона и стал его личным эмиссаром в США, пытаясь донести до руководства страны протест против японского империализма. Халберт был участником тайной миссии Кочжона на Гаагской конференции 1907 г., которая не была допущена до выражения своей позиции. После этого, японский генеральный резидент объявил миссионера персоной нон-грата. Ли Сынман после избрания президентом Республики Корея в 1948 г., пригласил Халберта в Сеул, во время поездки 1949 г.

он скончался и был погребён в столице Кореи. Памятник миссионеру в Сеуле - единственный в своём роде.

Следующее поколение американских коре-еведов стали заниматься этой страной в результате Второй Мировой войны [1, p. 38]. Первым профессором-корееведом США стал Эдвард Уи-ллетт Вагнер (1924-2001), который ещё перед войной поступил в Гарвардский университет и со студенческой скамьи был мобилизован, разделив судьбу многих американских востоковедов. В 1945-1948 гг. он служил в американской администрации в Корее, и глубоко заинтересовался делами этой страны. Продолжив образование в Гарварде, в 1959 г. он защитил докторскую диссертацию (по корейской общине в Японии), и работал в университете до 1993 г. Именно он был основателем и первым директором Института Кореи (в 1981 - 1993 гг.). По замечанию Ч. Армстронга, Вагнер не был плодовитым ученым, опубликовав всего две монографии - одну на основе диссертации, а вторая была посвящена экзаменационной системе династии Чосон («The Literati Purges: Political Conflict in Early Yi Korea», 1974), но воспитал следующее поколение корееведов.

Из армии пришёл к изучению Кореи и Джеймс Пале (1934-2006). Окончив Гарвардский университет как специалист по истории Америки, он заинтересовался Кореей и Японией. Отслужив в армии США, он защитил магистерскую диссертацию по истории Японии в Йельском университете, а в 1963 - 1965 гг. обучался в Университете Сонгюгван и защитил диссертацию о реформах Тэвонгуна. Он был ближайшим коллегой Э. Вагнера, но с 1968 г. работал в Вашингтонском университете, где прославился огромным исследованием жизни и карьеры Ли Хёнвона. Учениками Дж. Пале были крупнейшие американские корееведы, занимавшие кафедры в университетах Индианы, Калифорнии, и т. д. Его проектом была и «Кембриджская история Кореи», издание которой было прервано эпидемией короновиру-са, COVID-19.

Гари Ледьярд, родившийся в 1932 г., также прославился как лингвист. После призыва в армию он был направлен на изучение русского языка, с которого перешёл на корейский. В 1955 г. он был командирован на Дальний Восток, в Сеуле занимался преподавательской деятельностью. После возвращения в США он занимался в Ка-

лифорнийском университете в Беркли китаеведением, поскольку ни одной корееведческой программы не существовало. В 1966 г. он защитил докторскую диссертацию по истории создания хангыля, и в 1977-2001 гг. был профессором Колумбийского ун-та. Его докторская диссертация в 1998 г. была переведена на корейский язык и издана в Сеуле.

По мнению Ч. Армстронга, главной кузницей кадров третьего поколения корееведов США был Корпус мира, который до начала 1980-х гг. был широко представлен в Республике Корея. Его сотрудники были студентами Дж. Пале и Э. Вагнера [1, p. 39].

Американское корееведение вышло на принципиально новый уровень после начала продвижения этой дисциплины властями Южной Кореи. Первым был создан Центр корееведения Гавайского университета (1972), за которым последовал аналогичный центр в Беркли (1979) и Институт Кореи Гарвардского ун-та (1981). Колумбийский университет открыл Корейский центр в 1988 г., и в течение 1993 г. были созданы корейские центры в Лос-Анджелесе и канадском Университете Британской Колумбии. Процесс продолжился в 2000-е гг.: Центры корееведения возникли в Университете Торонто (2006), Университете Мичигана (2007), Бингемтонском унте (2010), и т. д. Единственный в Америке центр корейских правовых исследований существует в Колумбийском ун-те. Преимущественно они финансируются Корейским фондом, который создает профессорские должности и предлагает на конкурсной основе стипендии. Помимо этого, в США действуют Корейский исследовательский фонд (KRF) и Академия корееведения (AKS) [1, p. 39-40].

По мнению Ч. Армстронга, наиболее быстрорастущей отраслью является лингвистическое ко-рееведение, которое связано с интересом к практическому изучению языка. Огромный прогресс в интересе к корейской культуре вызвал феномен «корейской волны» в поп-культуре. Собственно, по оценке Ч. Армстронга, корееведение привлекает новые поколения американских студентов именно через «корейскую волну» и связанную с нею медиаиндустрию, либо через негативное представление о КНДР в американских СМИ. Это приводит к недоразвитости классических отраслей корееведения, которые сильно отстают от китаеведения и японистики. На ежегодном съез-

де Ассоциации азиатских исследований (AAS) 2014 г. специально поднимался вопрос о ликвидации дисбаланса и преподавании древней и средневековой истории Кореи [1, p. 41]. Неудивительно, что крупнейшим из ныне активно работающих специалистов по истории Кореи до эры модерна является швейцарка Мартина Дёйхлер. Формирование её как ученого связано с Гарвардским центром Восточноазиатских исследований им. Джона Фэрбэнка [1, p. 42].

Мартина Дёйхлер родилась в 1935 г. в Цюрихе, и училась в крупнейших востоковедческих центрах Лейдена, Оксфорда и Гарварда, и была по базовой специальности синологом и японистом. Её крупнейшие работы публиковались после 1970-х гг., в 1977 г. при поддержке Швейцарского национального научного фонда учредила Европейскую ассоциацию корееведов. В 1988-2001 гг. она была профессором Высшей школы востоковедения и африканистики Лондонского ун-та.

Корееведы четвертой волны в США в значительной степени являются американцами корейского происхождения (Ли Намхи, Майкл Син, Ю Чжун, Пак Ючжин, и другие). Постепенно формируются научные школы, которые обозначаются Ч. Армстронгом как «эмпирическая» и «теоретическая». Первая базируется на учебно-научных центрах Гарвардского и Вашингтонского ун-тов, вторая - Колумбийского и Чикагского ун-тов. Наиболее динамично развивается литературоведение, активно финансируемое из Сеула. В целом тенденция к синтезу корейского и американского корееведения вполне очевидна и взаимовыгодна: корейская сторона располагает источниками, американская - методами их изучения [1, p. 44-46].

Выводы

Сопоставление развития корееведения в России и СССР и США по-своему поучительно. Общим является тесная связь (как в плане методологии, так и организационной структуры) изучения Кореи с китаеведением и японистикой, однако в России университетские и академические структуры, связанные с изучением и преподаванием истории и языка Кореи существовали на всем протяжении XX в. Корееведение в России носило почти исключительно светский характер, кроме того, с самого начала в науке было представлено известное число исследователей -этнических корейцев. Американское корееведе-ние, как было показано Ч. Армстронгом, прошло

четыре больших этапа развития, два из которых были дискретны, главным образом, по политическим причинам. На современном этапе происходит активное сращивание академических структур США и Южной Кореи, при том, что многие проекты, финансируемые Академией Корееведе-ния и правительством РК, сразу осуществляются на английском языке. Возрастает и число американских корееведов корейского происхождения.

Примечание: о судьбе Ч. Армстронга

В основу данного обзора положена работа американского историка-корееведа Чарльза Кинга Армстронга (род. 1962). В 2005-2020 гг. он занимал должность профессора Колумбийского ун-та (Нью-Йорк, США), и в 2013 г. был удостоен премии им. Джона Фэрбэнка, с присуждением которой была связана скандальная история. Являясь по образованию китаистом, Ч. Армстронг в 1984 г. получил степень бакалавра Йельского университета, далее окончив курсы корейского языка Университета Ёнсе (Сеул), степени магистра удостоился в Лондонской школе экономики (1988). Докторскую диссертацию по исто-

рии Кореи защитил в Чикагском ун-те (1994). В 1996-2020 гг. работал в Колумбийском ун-те, читая курсы по истории Кореи, американо-вос-точноазиатским отношениям, войне во Вьетнаме и методологии международной и глобальной истории. В 2008 г. приглашался профессором в Высшую школу международных исследований Сеульского национального университета. Его монография «Тирания слабых» (Tyranny of the Weak: North Korea and the World, 1950-1992), посвящён-ная истории КНДР, вызвала серьезную критику восточноевропейских корееведов, в том числе А.Н. Ланькова, Ф.К. Тертицкого и Балаша Салон-таи, которые уличили Армстронга в цитировании несуществующих документов, а также в неправомерном использовании материалов биографии Ким Ирсена, написанной Б. Салонтаи на основе архивных документов из России, которые он цитировал как лично им изученные. В результате проведенного расследования, Армстронг в 2020 г. был вынужден подать в отставку. Его судьба является весьма поучительной для любого начинающего исследователя.

Список литературы

1. Hulbert H.B. The History of Korea (vol. 1 of 2). [Электронный ресурс]: https://www.gutenberg.org/ files/52127/52127-h/52127-h.htm (дата обращения: 24.10.2021). - Текст: электронный.

2. Jeon Han. Loving Korea More than Koreans - Homer B. Hulbert // Ministry of Culture, Sports and Tourism and Korean Culture and Information Service. [Электронный ресурс]: https://www.korea.net/NewsFocus/History/ view?articleId=175882 (дата обращения: 24.10.2021). - Текст: электронный.

3. Charles K. Armstrong. The Korea Foundation Professor of Korean Studies in the Social Sciences. Columbia University. History // [Электронный ресурс]: http://www.columbia.edu/cu/history/fac-bios/Armstrong/faculty.html (дата обращения: 24.10.2021). - Текст: электронный.

4. Columbia historian stepping down after plagiarism finding // [Электронный ресурс]: https://retractionwatch. com/2019/09/17/columbia-historian-stepping-down-after-plagiarism-finding/ (дата обращения: 24.10.2021). - Текст: электронный.

5. Armstrong C.K. Development and directions of Korean Studies in the United States // Journal of Contemporary Korean Studies. 2014. Vol. 1, no 1. Pp. 35-48. - Текст: непосредственный.

6. Schwekendiek D.J. Trends in Korean studies: A content analysis of Korea-related articles published in the Arts & Humanities Citation Index, 1990-2015 // International Area Studies Review. 2020. Vol 23, no 2. DOI: 10.1177/2233865920934954. - Текст: непосредственный.

7. Мартынов Д.Е. Персиваль Лоуэлл (1855-1916) как исследователь Кореи // Материалы второго международного семинара по корееведению «Россия-Корея: настоящее и будущее российского корееведения» 2 октября 2017 года. Казань, 2017. С. 17-21. - Текст: непосредственный.

8. Мартынов Д.Е. История Кореи: с древнейших времен до наших дней [учебное пособие]. / Мартынов Д.Е., Чо Иок, Ко Ен Чоль. - Казань: Изд. Казан. ун-та, 2020. 328 с. - Текст: непосредственный.

References

1. Hulbert H.B. The History of Korea (vol. 1 of 2). [Elektronnyy resurs]: https://www.gutenberg.org/ files/52127/52127-h/52127-h.htm (data obrashcheniya: 24.10.2021). - Tekst: elektronnyj.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.