Научная статья на тему 'История и перспективы развития корееведения в Российской Федерации'

История и перспективы развития корееведения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1706
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская Федерация / Республика Корея / корееведение / продвижение корееведения / Корейский научно-исследовательский институт / Казанский федеральный университет / Корея / Russian Federation / Republic of Korea / Korean Studies / Korean Studies Promotion / Korea Institute of Studies / Kazan Federal University

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ко Ен Чоль

Исторические и политические отношения между Кореей и Россией, а также современные экономические отношения являются основой для развития двусторонних отношений между Россией и Кореей. Для развития дружественных и экономических взаимоотношений обе страны должны сотрудничать. Взаимное сотрудничество требует знания истории, культуры, общества и этнической принадлежности друг друга. Другими словами, сотрудничество должно укрепляться благодаря четкому пониманию друг друга. Корее необходимо углубленно изучить Россию, а России основательно исследовать Корею, чтобы правильно понять страну и ее жителей. Цель данного исследования предоставить обзор истории и содержания корееведения в различных регионах России и объяснить планы развития корееведения в центральной и южной частях России. В связи с этим я хотел бы взглянуть на текущую ситуацию с корееведением в Российской Федерации и получить возможность пообещать достижение целей Программы продвижения корееведения, которая началась в июне 2019 года в Казанском федеральном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND PROSPECTS OF THE HISTORY OF KOREAN STUDIES IN RUSSIAN FEDERATION

Korea-Russia's historical and political relations and modern economic relations are the basis for the development of bilateral relations between Russia and South Korea. For the development of friendly and economic relations between two countries that should cooperate. Cooperation requires knowing each other's history, culture, society and ethnicity. In other words, cooperation will be further enhanced through a clear understanding of each other. Understanding each other will be necessary for Korea to have an in-depth study of Russia and Korea. Eventually, the next generation of the Russian Federation will have a task that requires a fundamental study of Korea in order to understand Korea and Koreans correctly. The purpose of this study is to provide an overview of the history and content of Korean studies in various regions of Russia and to explain plans for the development of Korean studies in central and southern Russia. Through this, I would like to face the current situation of Korean studies in Russia and can pledge to achieve the goals of the Korean Studies Promotion Program, which began in June 2019 at Kazan Federal University.

Текст научной работы на тему «История и перспективы развития корееведения в Российской Федерации»

УДК 378

ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОРЕЕВЕДЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ко Ен Чоль

[email protected]

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Исторические и политические отношения между Кореей и Россией, а также современные экономические отношения являются основой для развития двусторонних отношений между Россией и Кореей. Для развития дружественных и экономических взаимоотношений обе страны, должны сотрудничать. Взаимное сотрудничество требует знания истории, культуры, общества и этнической принадлежности друг друга. Другими словами, сотрудничество должно укрепляться благодаря четкому пониманию друг друга. Корее необходимо углубленно изучить Россию, а России основательно исследовать Корею, чтобы правильно понять страну и ее жителей. Цель данного исследования - предоставить обзор истории и содержания корееведения в различных регионах России и объяснить планы развития корееведения в центральной и южной частях России. В связи с этим я хотел бы взглянуть на текущую ситуацию с корееведением в Российской Федерации и получить возможность пообещать достижение целей Программы продвижения корееведения, которая началась в июне 2019 года в Казанском федеральном университете.

Ключевые слова: Российская Федерация, Республика Корея, корееведение, продвижение корееведения, Корейский научно-исследовательский институт, Казанский федеральный университет, Корея.

Благодарности: Данная работа осуществлялась при поддержке Базовой университетской программы исследований Кореи через Министерство образования Республики Корея и Службы содействия развитию корееведения Академии корееведения (AKS-2019-OLU-2250001).

Введение

Отношения между Россией и Кореей непосредственно начались, когда Российская империя захватила северную часть реки Хэйлун по договору Айхун (1858) с династией Цин и получила провинцию Енхэ по Пекинскому договору, подписанному с императором Гончин династии Цин и Николаем Павловичем Игнатьевым, представителем Российской империи, 18 октября 1860 года.

И начиная с 1860 года Россия стала частью истории Республики Корея, которая имела общие границы и была тесно связана с ней. С 1963 года корейцы начали мигрировать в Приморье, 25 июня 1884 был заключён торговый договор между Кореей и Россией, а с 11 февраля 1896 года по 25 февраля 1897 года Российская империя заключила сговор с целью тайно поддержать короля Коджона. После победы Японии над Россией в Маньчжурии, война, которая началась 8 февраля 1904 года и закончилась 5 сентября 1905 года, две страны подписали Портсмутский договор в Портсмуте, штат Нью-Гэмпшир, в котором Япония утвердила своё господство над Кореей. Крупнейшее движение за независимость корейского народа, проходило в течение нескольких месяцев с 1 марта 1919 года против принудительной колониальной политики Японии в отношении Кореи, на которую повлияло заявление Ленина В.И. после русской революции о поддержке более слабых народов, страдающих от империалистической агрессии. Лидеры Союзной державы: Соединенных Штатов -Рузвельт, Англии -Черчиль и Советского союза -Сталин с 4 по 11 февраля 1945 года провели Ялтинскую конференцию в Ялте для обсуждения окончательного разгрома и оккупации нацистской Германии, которая стала основой для разделения Республики

Корея на Южную и Северную Корею. Что насчет корейской войны 25 июня 1950 года, то после нормализации дипломатических отношений между Южной Кореей и СССР 30 сентября 1990 года, страны поддерживают дружеские отношения в сфере экономики, культуры, экономики, спорта и космических технологий.

Исторические, политические и экономические отношения между Кореей и Россией являются основой для развития двусторонних отношений между странами. Обе страны должны продолжить сотрудничество друг с другом, для еще больших плодотворных отношений. Сотрудничество требует познания истории, культуры, общества и этнической принадлежности друг друга. Другими словами, сотрудничество будет еще более укреплено благодаря четкому пониманию друг друга. Чтобы понять друг друга, двум странам необходимо будет углубленно изучать Россию и Корею.

В частности, поскольку следующее поколение несет ответственность за будущее обеих стран, считается, что изучение истории, политических отношений и современных экономических отношений обеих стран является очень важным.

В результате данного вывода, Казанский федеральный университет заложил основу для исследований и образования в области корееведения в Центральной и Южной России, проведя с июня 2016 года по май 2019 года проект по корееведению, организованный Министерством образования Республики Корея [1-4]. Кроме того, с 1 июня 2019 года НОЦ Центр исследований Кореи «Корееведение» представил новый проект, предназначенный для реализации программы «Продвижение корееведения в Республике Татарстан, центральных и южных регионах России».

Многие ученые утверждают, что изучение Кореи в России началось с 1600 годов, но без доказательств это считается слабым аргументом. Тем не менее, это вполне соответствует истории изучения Кореи во многих европейских странах. Самыми важными исследованиями в то время являлись исследования проведенные в географических и политических сферах. Поэтому в данном исследовании, как и в позиции предшествующего исследования, мы сначала рассмотрим историческое содержание исследований Корейского полуострова, проводимых в России. Основываясь на результатах, полученных в результате данного исследования, мы собираемся определить, какие исследования необходимы для обучения будущего поколения. Для того, чтобы следующее поколение России могло понимать Корею и его население, основная задача будет состоять в том, чтобы изучить фундаментальную сущность страны.

Целью данного исследования является толкование истории корееведения, а также определение планов развития корееведения в центральной и южной частях России. В связи с этим нам хотелось бы рассказать о текущей ситуации в области изучения корейского языка в России и предложить некоторые предложения для достижения цели программы по продвижению корееведения, которая начала свою работу 1 июня 2019 года в Казанском федеральном университете.

Данное исследование состоит из 4 частей. Первая глава представляет отношения Кореи с Россией, вторая глава посвящена истории и содержанию корееведения в России, третья глава посвящена изучению корееведения в центральной и южной частях России, а четвертая глава завершает историю корееведения в России и содержит предложения по дальнейшему развитию.

История корееведения в России

Корееведение в России запаздывает из-за поздних отношений с Кореей по сравнению с корееведением в Китае или Японии. Исследования корейского полуострова в России более примечательны, чем исследования России в Корее.

1. Ключевые задачи при изучении корееведения

в Казанском федеральном университете

Мы рассмотрим проделанные исследования в России, а также следующие темы исследований для формирования будущих направлений.

1. Когда именно началось изучение корееведения и корейского языка в России, каковы основные проблемы и содержание изучения корееведения?

2. Кто основные ученые, специализирующиеся в корееведении, и каковы их достижения?

3. Какова движущая сила развития корееведения, почему оно не развивалось и каковы программы по его развитию?

4. Какова последняя тенденция в корееведении?

5. Какова роль университета Востоковедения при правительстве РФ и Дальневосточного университета?

6. Какова история корееведения, проблемы исследований и направления деятельности в Казанском федеральном университете после 1804, 1901, 1902, 1904 и 2016 годов?

- Исследование корееведения после того, как основания университета в 1804 году.

- Исследование двух основных русских учебников для корейцев на Дальнем Востоке, изданные в 1901 и 1902 годах.

- Был разработан русско-корейский словарь, изданный в 1904 году, а также изучение социально-экономического положения Кореи и состояния диалекта в провинции Хамгён.

- Приезжал ли Ан Чхан Хо в Казань? В 1897 году он вступил в «Ассоциация независимости», в 1910 году настаивал на сельскохозяйственной реформе вместе с Ли Гапом, как с подвижником движения за независимость, в 1911 году поехал во Владивосток и завязал отношения с корейской общиной. Посетил ли он Казань в 1912 году? Пытался ли он выяснить текущее состояние учебников по корейскому и преподавание корейского языка?

2. Тенденции российского корееведения

Мнения о корееведении в России и регионе СНГ

Преподаватель Казахстанского КазНУ им. альФараби Ким Герман говорил: «Корейские исследования делятся на две категории [10].

Прежде всего, корееведение-это отдельная область от востоковедения. Во-вторых, это комплекс лингвистических методов исследования, включающий корейский язык, историческую литературу и географию Кореи. Поэтому, когда мы говорим о корееведении, мы должны помнить о том, что все академические и образовательные методы, связанны с исследованием и изучением Кореи и корейцев, в том числе этнических корейцев в зарубежных странах. Исследования в области корееве-дения как образования и академической науки- это система взаимосвязанных и многомерных систем, которые должны тесно пересекаться и развиваться самостоятельно.

Российская энциклопедия гласит: «Корееведение - комплексное изучение истории, экономики, политики, философии, языка, литературы и культуры Кореи с древних времен до наших дней» [18].

Ванин Ю.В. говорил, что корееведение - это Корея, которая представляет собой географический, экономический и политический контекст прошлого и настоящего, национальную культуру, язык, жизнь и традиции [19].

Есть необходимое условие для того, чтобы корееведение в России стало академическим. Чон Бом Мо [23] и Ким Дже Ун [20] имеют концепцию и метод исследования, которые ученые в данной области обнаружили и накопили до этого момента, сейчас же современные ученые используют концепции и методы исследования, чтобы понять связанные явления [22]. Во-первых, должны быть обеспечены темы исследования, которые корееведение намеревается исследовать, то есть независимые темы исследования никем не затронутые ранее. Далее, корееведению необходимо создать независимый метод исследования, который будет направлен на выявления основных вопросов.

Пак Чан Сын в своей работе «Дискуссии о парадигме корееведения». Упор на теорию внутреннего развития» отметил: «Две основные парадигмы, доминировавшие в корееведении с 1960 годов, были «националистическая идеологическая направленность» и «теория внутреннего развития». Начиная с 1990 года, она подвергается интенсивным нападкам со стороны научного сообщества в стране и за рубежом как в эмпирическом, так и в теоретическом плане. Далее корееведение сталкивается с переломным этапом. Теория «Внутреннего развития» заключается в том, что корейская история - это не история, на которую повлияли принудительно, а история, которая шла свои чередом. Но на данный момент мы не собираемся отказываться от теории внутреннего развития, но нужно основываться не только на внутренних факторах, но также должны обратить взор и на внешние факторы» [21].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что в России и СНГ до сих пор существует нечеткое определение корееведения и нет конкретных деталей и методов исследования. Поэтому в будущем должны быть подготовлены исследователи, специализирующиеся на корееведении, которые будут знать исторический обзор корее-ведения в российских книгах, академических определений, основанных на философской эпистемологии, объема исследования, содержания и методов исследования.

История российского корееведения

Изучение корееведения в России постоянно проводятся в различных областях в зависимости от области и целей исследований с конца XIX века, когда обе страны открыли свои двери.

Бывший профессор по истории корееведения МГУ Мазур Ю.М., который начал свою деятельность с 19 лет, выделяет два этапа корееведения в России: до 1945 и после 1945 года [4]. Конечно, многие исследователи в Московском университете востоковедения, как Концевич Л.Б и другие имеют разное мнение.

Хоть информация о Корее была известна в России примерно с конца XVII века, начала XVIII века, однако Россия и Корея были географически разъединены до конца XIX века. 18 октября 1860 года, после Пекинского договора, по которому Россия получила Приморскую провинцию от династии Цин, общей территориальной границей между Россией и Кореей стала Туманная река, отношения между двумя странами начались с договора по торговле в 1884 году.

В России информация о Корее начала появляться после того, как российский писатель Гончаров И.А. посетил Корею в 1854 году, а в 1874 году Пуцилло М.П. составил образец русско-корейского словаря [1]. В 1874 году Санкт-Петербургский миссионер Пьянков В.Г. издал учебник для корейских школ [5].

Обучение корейскому языку в университете началось в 1897 году Мин Кён Сик и Ким Бён Ок в Санкт-Петербурге, а в 1900 году Министерство финансов России опубликовало три тома «Корейский журнал», которые послужили основой первой энциклопедии о Корее в России.

Подставин Г.В. был основоположником корееведения в России. Основанный в 1899 году в Дальневосточном университете, он работал профессором корейского языка и литературы с сентября 1900 года и ректором Дальневосточного Национального университета с 1920-1922 годов. Он изучал корейский язык и обычаи в течение одного года в Корее (1899-1900 гг.) и собирал данные для изучения корейского фольклора, когда он прошел путь из Сеула до границы с Россией [4]. Кроме того, он опубликовал «Лекции о политических организациях современной Кореи», «Обзор политических реформ в Корее» и «Политическая организация и современная история Кореи».

Поливанов Е.Д. опубликовал статью под названием «Корейские гласные» в 1916 году, а в 1924 году в статье «О музыкальных акцентах в Японии» была опубликована статья о том, что корейский язык принадлежит к алтайской группе [6].

Холодович А.А. начал преподавать корейский язык в Ленинградском университете на кафедре исторических языков в 1934 году и опубликовал следующие статьи «Корейская грамматика» в 1937 году [7] и «Структура корейского языка» в 1938 году [9]. После восстановления кафедры востоковедения в Ленинградском университете (ныне Санкт-Петербургский государственный университет) в 1947 году и тогда он начал преподавать корееведение. С тех пор он составлял лекции для студентов, выпустил «Русско -корейский словарь» в 1951 году и «Корейский язык XV века» в 1986 году. Также он один из первых, кто начал изучать литературу Кореи. Им были проанализированы «Хунмин чоным», «Ода о драконах, летящих к небу», «Уорин Сокбо», «Алмазная сутра» и так далее. Только после этого в Ленинградском университете появились такие специалисты по изучению корейского языка как Троцевич А.Ф. и Никитина Х.И.

Можно сказать, что корееведение в России начало развиваться после 1945 года. Культурное и научное сотрудничество между Россией и Северной Кореей положило начало изучению корееведения в 1950 году, а также важными переломными моментами в изучении корееведения в Советском Союзе являлись Московский восточный университет РАН в 1954 году, Московский государственный университет в 1956 году, Московский университет международных отношений, Ленинградский государственный университет, XX съезд Коммунистической партии в Москве в феврале 1956 года. Для начала исследований в области корееведения в Московском и Ленинградском филиале Института востоковедения РАН СССР была создана кафедра японских и корейских исследований [8].

С другой стороны, данные о Корее в России были собраны российскими дипломатами, географами и учеными с конца XIX века. Документы, которые были составлены в 1478 году Со Ко Джоном, ученым и литературоведом, были опубликованы в «Донмунсон», который является сборником исторических стихов страны, в 1613 году была опубликована «История Корё» (на 5 году правления Кван Хэ Гуна), в 1666 году было написано «Учитель И Ен Пхён» и в 1667 году «Ёсачеган» и «Сури» с XVII века до современности хранятся в архивах Санкт-Петербургского Восточного института и Санкт-Петербургского государственного университета.

Пак Михаил (21 июня 1918 - 16 апреля 2009) получил докторскую степень за свою работу «Политическая история Кореи в конце XIX века», также публиковал статьи о социально-экономических отношениях двух стран, учебники по истории

13

Кореи в 1974 году, перевод «Самгука Саги» в 2001 году и впервые стал первым членом Российской академии наук в 1994 году.

Юрий Мазур (24 ноября 1924 - 1 сентября 1999) получил докторскую степень в 1953 году по работе «Падежи и послелоги в корейском языке», работал в Московском государственном университете с 1956 года. Был деканом факультета в 1962-1981 годах, деканом университета в 1965-1974 годах, и в 1960 году ушёл в отставку. В 1963 году он издал учебник «Корейская грамматика», в 1951 году выпустил русско-корейский словарь с 30000 словами.

Лев Концевич, ведущий научный сотрудник Московского института востоковедения, интересовался историей корееведения в России и опубликовал несколько статей по данной теме. Он начал со списка статей о литературе Кореи в 1958 году, а в 1976 и 1993 годах были изданы исследования о Подставине Г.В., в 1994, 1999 и 2003 годах он систематизировал историю корейского языка и корееведения. В частности, он был первым европейским ученым, изучавшим «Хунмин чоным», в 1965, 1973, 1979, и 2000 годах он опубликовал статью об этом [16]. В 2007 году он составил подборку литературных ссылок на Корею на русском и западноевропейских языках [15]. В 2018 году он составил словарь географических названий Кореи [15].

История крупнейших национальных исследовательских институтов,

изучающих корееведение в России

1. Институт Дальнего Востока Российской академии наук был основан в 1966 году, а Корейский исследовательский центр был открыт 23 декабря 1994 года. Сайт http://www.orun.ru/.

Исследователи, которые в настоящее время занимаются исследованиями: Же-бин Александр Захарович, Асмолов Константин Валерианович, Захарова Людмила Владимировна, Ким Ен Ун, Осетрова Мария Евгеньевна, Поленова Анна Львовна Самсонова Виктория Георгиевна, Суслина Светлана Серафимовна.

Список основных опубликованных исследований:

1) Ким Ен Ун. Дипломатические отношения между Россией и королевской Кореей, КНДР и РК: цели установления и результаты / Россия и государства Корейского полуострова: становление отношений и перспективы взаимодействия: материалы международного научно-практической конференции (28-29 октября 2016 г.): сборник научных статей/сост.: Э.Х. Лим, Корнеева И.Е, И.Е. Че. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2016. с. 109-113. ISBN 968-5-88811-537-4

2) ХХ научная конференция корееведов России и стран СНГ// Проблемы Дальнего Востока, 2016, № 4, с. 169-175 (в соавт. с М. Е. Осетровой, В. Г. Самсоновой).

3) Russia's View on the Future of the Inter-Korean Relations/Tasks of the New Governments of Russia and Korea for Further Development of their Partnership. APRC: Proceeding Series1 2012-3 ho, Seoul, 2012, pp. 120-133

4) Об образе России в Корее и Кореи в России//Энергетическое сотрудничество между Россией и Республикой Корея. 1Х Российско-Корейский форум = Russia and Korea: prospects of energetic cooperation/ Под ред. А.Н. Панова. М.: Восток-Запад, 2009, с. 199-203.

5) События в Корее: взгляд из России // Россия и Корея в меняющемся мире. М.; ИДВ РАН, 2014. С. 19-29.

6) Суслина С.С. 25 лет российско-южнокорейского сотрудничества: новые измерения. // (Ханро сугё 25 чжунен: сонгва ва квачже). Серия российских и евразийских

исследований 16/24. 25-я годовщина установления дипломатических отношений между Республикой Корея и Россией: результаты и вызовы. Сеул, Центр исследований АТР, Институт Дальнего Востока РАН, 2016. ISBN 979-11- 957279-1-9. С. 129-147.

Список основной литературы:

1) Захарова Л.В. Межкорейские экономические отношения: от истоков до современности. М.: ИДВ РАН, 2014. 250 с.

2) Корейский полуостров: накануне перемен. Доклады, представленные на XVI научной конференции корееведов России и стран СНГ. Москва, 29-30 марта 2012 г. М.: ИДВ РАН, 2012. 352 с.

3) Россия и Корея в меняющемся мире. М.: ИДВ РАН, 2014. 290 с.

4) Суслина С.С. Корейский полуостров в эпоху перемен // С.С. Суслина, В.Г. Самсонова, М.Е. Осетрова, Ким Ен Ун, Л.В. Захарова, А.З. Жебин, К.В. Асмо-лов, др. М.: ИДВ РАН, 2016. 416 с. ISBN 978-5-8381-0312-3. Тираж 500 экз. (1-й завод - 150 экз.)

5) Асмолов К.В. Корея перед новыми вызовами // К.В.Асмолов, А.З.Жебин, Л.В. Захарова, Ким Ен Ун, М.Е. Осетрова, В.Г. Самсонова, С.С. Суслин, д.р. М.: ИДВ РАН, 2017. 448 с. ISBN 978-5-8381-0326-0. Тираж 500 экз. (1-й завод - 150 экз.)

6) Жебин А.З. Корея: на пороге перемен // А.З. Жебин, К.В. Асмолов, Ким Ен Ун, С.С. Суслина, В.Г. Самсонова, В.А. Гринюк, др. М.: ИДВ РАН, 2017. 448 с. ISBN 978-5-8381-0146-4.

7) Захарова Л.В. Межкорейские экономические отношения: от истоков до современности. М.: ИДВ РАН, 2014. 250 с.

8) Суслина С.С. Корея: уроки истории и вызовы современности // С.С. Сусли-на, В.Г. Самсонова, С.Г. Лузянин, Ким Ен Ун, Л.В. Захарова, А.З. Жебин, К.В. Асмолов, др. М.: ИДВ РАН, 2013. 456 с. ISBN 978-5-8381-0242-3.

9) Белая книга о депортации корейского населения России в 30 -40-х годах. Сб. документов. Книга первая. М.: «Интерпракс», 1992. С. 205 (в соавторстве с Ли У Хе (Ли В.Ф.)).

10) Асмолов К.В. Корейский полуостров и вызовы XXI века // К.В. Асмолов, А.З. Жебин, С.С. Суслина, М.Л. Титаренко, др. М.: ИДВ РАН, 2003. 192 с.

2. Институт Востоковедения Российской академии наук был основан в ноябре 1818 года, а корейский и монгольский отделения были открыты в 1992 году. Сайт https://www.ivran.ru/.

Исследователи, которые в настоящее время занимаются исследованиями: Воронцов Александр Валентинович, Бойкова Елена Владимировна, Казарьян Рубен Левонович, Пак Александр Вадимович, Пак Бэлла Борисовна, Шарафетдинова Алина Исмаиловна.

Список основных опубликованных исследований:

1) Казарьян Р.Л. Новые направления российско-корейского сотрудничества и расширение исследований нового поколения экспертов по Корее // РАН. Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2017. № 2. С. 184-186.

2) Пак А.В. Россия и Корея: проблемы становления и развития отношений // РАН. Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2017. № 6. С. 161-163.

3) Российская дипломатия в Корее в период перемещения центра дальневосточной политики России из Кореи в Маньчжурию // Россия и мир в конце XIX - первой половине ХХ в. Сборник к 85-летию Бориса Васильевича Ананьича. Санкт-Петербургский институт истории РАН, Институт Российской истории РАН, Научный Совет РАН по

экономической истории, объединенный научный Совет по общественным и гуманитарным наукам СПбНЦ РАН. Санкт-Петербург: Лики России, 2017. С. 93-124.

4) Борис Дмитриевич Пак - основоположник изучения истории российско-корейских отношений. К 80-летию со дня рождения // Вестник Центра корейского языка и культуры. Вып. 13. Изд-во СПбГУ, СПб. 2011. С. 48-61.

5) Новые достижения и перспективы исследований истории российско-корейских отношений // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. М.: ИВ РАН, 2018. № 2. С. 180-181.

Список основной литературы:

1) Ванин Ю.В. Советский Союз и Северная Корея, 1945-1948. М.: ИВ РАН, 2016. 225 с.

2) Ванин Ю.Ю. Южная Корея 1945-1948 гг. Политическая история // Ю.Ю. Ванин, Н.Н. Ким. М.: ИВ РАН, 2015. 453 с.

3) Пак Борис Дмитриевич». М.: ИВ РАН, 2017. Отв. ред. Ванин Ю.В. Отв. ред. и составитель Пак Б.Б. 500 с.: ил. Сер. «Российские корейцы».

4) Корейская дипломатическая миссия в России в 1901-1905 гг. К вопросу о точном местоположении». М.: ИВРАН, 2017. - 148 с.

5) Российский дипломат К.И. Вебер и Корея. Серия «Российские дипломаты в странах Востока». М.: ИВРАН, 2013. 409 с.

6) Первые известия о Корее в России (1675-1884). М., 2010. Серия «Российское корееведение в прошлом и настоящем». Т.УН. Сост. Ю.В. Ванин, Б.Д. Пак, Б.Б. Пак. Отв. ред. и автор предисловия Ю.В. Ванин. ИВРАН. Региональная общественная организация «Первое марта». 2010.

7) Российская дипломатия и Корея. 1888-1897. М., ИВРАН. 2004. 272 с.

8) Российская дипломатия и Корея. 1860-1888. М.-СПб. Иркутск, 1998. 245 с.

Основные исследования, найденные в интернете

по запросу «корееведение» в России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Исследования о корееведение, проведенные в России

1) Изучение Кореи в СССР // Записки Ун-та Ёнсе (Сеул), 1990. № 9 (на кор. яз.).

2) Современное корееведение в России (1945-1995) // Изучение истории движения за объединение Кореи. Чхонан: Зал Независимости, Корейский исследовательский институт независимого движения, 1995. 325-341 (на кор.яз.)

3) Концевич Л.Р. Российское корееведение на современном этапе // Российское корееведение. Альманах. Вып. 3. М., 2003. С. 10.

4) Современное состояние и перспективы развития корееведения в России (на примере СПбГУ) // Перспективы развития корееведения в странах СНГ. Материалы междунар. конф. 2001. Сеул, 2001. 31-39. (на кор.яз.)

5) Развитие корееведческого образования в Дальневосточном государственном университете // Вестник ЦКИ ДВГУ. № 1 (2). История рос-кор. отношений на Дальнем Востоке. Владивосток, 2001. С. 190-195. (совм. с И. Толстокулаковым)

6) Толстокулаков И. Международная научная конференция «100 лет корееведения в ДВГУ» // Вестник ЦКИ ДВГУ. Спецвып. № 1. Материалы междунар. науч. конф. «100 лет корееведения в ДВГУ». Владивосток, 2000. С. 8, 10.

7) Верхоляк В.В. Толстокулаков И.А. Корееведение в ДВГУ: история и современность // Вестник ЦКИ ДВГУ. Спецвып. № 1. Материалы междунар. науч. конф. «100 лет корееведения в ДВГУ». Владивосток, 2000. С. 13, 14.

8) Российское (советское) этнографическое корееведение (40-90-е годы XX в.) // Российское корееведение. Альманах. Вып. 1. М., 1999. С. 46-72.

9) Зарождение корееведения в России // Изучение истории движения за объединение Кореи. Чхонан: Зал Независимости, Корейский исследовательский институт независимого движения, 1995. 295-309. (на кор.яз.)

10) Изучение Кореи в России. Сеул, 1999. Авт.: У истоков русско -корейских связей. С. 13-27; Корея в общественно-научной мысли России после 1884 г. С. 29-55; Корееведение в Советском Союзе (20-30-е годы). С. 89-115. (на кор. яз.)

11) Анализ российской исследовательской литературы по корейской проблематике. Сеул: Ин-т по развитию образования РК, 1997. С. 3, 30-53. (на рус. яз.).

12) Новое направление исследовательской работы в американском корееведе-нии. - История Кореи в буржуазной историографии.

2. Исследования о литературе Кореи, проведенные в России.

1) Аманова Г.А. Корейская поэзия 20-х - 40-х гг. XX века. Издательство «Ме-морис». Москва, 2007.

2) Елисеев Д.Д. Корейская средневековая литература пхэсоль. Москва, 1968.

3) Елисеев Д.Д. Новелла корейского средневековья. Москва, 1977.

4) Иванова В.И. Новая проза Кореи. Издательство «Наука». Москва, 1987.

5) Институт перевода Корейской литературы. «Российско-корейский Литературный Вечер». Культурный центр Посольства Республики Корея в Российской Федерации, 2008.

6) Институт перевода Корейской литературы. «Российско-корейский Литературный Вечер». Культурный центр Посольства Республики Корея в Российской Федерации, 2009.

7) Ко Ен Чоль. «Обучение технике перевода стихотворений с корейского языка на русский и с русского языка на корейский в высших учебных заведениях России». Москва: МГЛУ. V Всероссийский научно-практический семинар Объединения преподавателей корейского языка российских университетов, 2013.

8) Модернизм в литературах Азии и Африки. Очерки. Студия "НП-Принт". Санкт-Петербург, 2004.

9) Ни Н.И. Поэзия Республики Корея во второй половине XX века. Институт востоковедения РАН. Москва, 2010.

10) Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. Москва, 1982.

11) Никитина М.И. Корейская поэзия XVI-XIX вв. в жанре сичжо. СПб, 1994.

12) Никитина М.И. Троцевич А.Ф. Очерки истории корейской литературы до XIV в. Москва, 1969.

13) Солдатова М.В., Пак К.А. Современная литература Кореи: учебное пособие. Издательство ДВГУ. Владивосток, 2003.

14) Троцевич А.Ф. История корейской традиционной литературы (до XX в.). Издательство СПбГУ. Санкт-Петербург, 2004. ISBN 5-288-03532-6.

15) Троцевич А.Ф. Корейская средневековая повесть. Москва, 1954.

16) Троцевич А.Ф. Корейский средневековый роман. Москва, 1986.

17) Троцевич А.Ф. Миф и сюжетная проза Кореи. СПб, 1996.

В вышеизложенном процесс развития корееведения в России рассматривался с исторической точки зрения. Исследования Кореи в России поддерживаются государством, с разнообразными историческими достижениями высокого качества и растущим числом образовательных исследовательских институтов и студентов.

17

В частности, с момента основания Корейского фонда в декабре 1991 года, исследования по корейскому языку и корееведению были активированы в качестве прямой поддержки для продвижения корейского языка и корееведения в университетах и организациях России. Интерес к исследованиям в области корееведения возрос, и 5 июля 2010 года Центр корейских исследований также начал поддерживать основную программу корееведения для Санкт-Петербургского государственного университета в качестве члена Программы продвижения корейских исследований.

Продвижение корееведения

в центральных и южных регионах России

В данной главе будут указаны цели, содержание и план реализации проекта по развитию корееведения в университетах России, на основе проекта «Продвижение корееведения в Республике Татарстан, центральных и южных регионах России / Центр исследований на основе Казанского федерального университета», который был отобран 28 мая 2019 года при содействии Академии Корееведения [24].

Цели проекта

Название данного проекта «Продвижение корееведения в Республике Татарстан, центральных и южных регионах России /Центр исследований на основе Казанского федерального университета в консорциуме с Уральским федеральным университетом».

Таблица 1

Цели проекта по областям

№ Область Содержание

1 Создание сферы корееведения Создание образовательной и исследовательской сферы корееведе-ния в России

2 Специализация сфер корееведения Проведение специализированных исследований по корееведению в Татарстане, Центральной и Южной России

3 Обучение корееведению Разработка и эксплуатация различных образовательных и учебных программ корееведения для повышения конкурентоспособности исследователей

4 Совместное научно- образовательное сотрудничество Распространение корееведения в Центральной и Южной России, и структура сети: Консорциум между Казанским федеральным университетом и Уральским федеральным университетом

5 Разработка специализированных учебных материалов Разработка специализированных учебных материалов по корейскому языку для использования в Казанском федеральном университете и других университетах России

Отсюда мы выделяем следующие цели проекта- создание и распространение образования и исследований в сфере корееведения в Татарстане, Центральной и Южной России. Цели проекта можно разделить на пять областей, которые представлены в табл. 1.

Содержание проекта

Конкретное содержание данного проекта заключается в следующем.

1. Создание консорциума между Поволжьем в Центральной и Южной России и университетом на Урале для расширения совместного научно-образовательного сотрудничества в области корееведения.

Консорциум университетов (2): Казанский федеральный университет -Уральский федеральный университет.

Близлежащие сотрудничающие университеты (5): Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Челябинский национальный

университет, Башкирский национальный университет, Набережно-Челнинский университет, Институт развития образования Республики Татарстан

2. Проведение специализированных исследований в сфере корееведения в Центральной и Южной России.

Область исследований: история, культура, литература, экономика, этнология Кореи.

Содержание: - Современная история Кореи: экономическое сотрудничество СССР (России) и Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), история жизнедеятельности народа Корё в Поволжье и Уральском регионе, история национально-освободительного движения на Урале и Сибири.

- Новые материалы исследования - сбор, систематизация, исторический и социологический анализ по тематике: Казань, Уральский регион, Архивы на юге России и Сибири: Казань, ГАЗО, Уральский ГААСО, Пермский ГАНИ, Челябинск и Волгоград, а также юг и северо-запад России.

- Исследование поддержки СССР КНДР после Корейской войны, исследование экономического сотрудничества между СССР и КНДР (Уралмашзавод и другие крупные корпорации), исторические документы об отношениях между СССР и внешней политикой Южной и Северной Кореей.

3. Проведение исследований по региону Центральная и Южная Россия, и исследование отношений Республики Кореи с: Республика Татарстан, Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Волгоград, Ульяновск, Самарская область, Ростовская область, Ростовская область, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Республика Карелия, Республика Марий Эл, Удмуртская Республика и другие.

4. Расширение магистерских и докторских программ и курсов корееведения в российских и центрально-азиатских университетах.

5. Продолжение изучения учебных планов и содержания программ бакалавриата и магистратуры в Корее с целью разработки учебного плана корееведения для студентов вузов России и стран СНГ.

6. Проведение международной конференции по корееведению с целью внесения вклада в глобализацию корееведения с помощью фундаментальных исследований и представления практических работ.

7. Периодическая публикация утвержденных Министерством образования России научных статей для специалистов корееведов следующего поколения в области корееведения.

8. Предоставление стипендий для специалистов корееведов следующего поколения и возможности обучения в Корее.

9. Увеличение количества исследователей и преподавателей в сфере корееведения.

10. Создание центра корееведения в университете Консорциума.

11. Проведение конкурса сочинений для студентов из России и стран СНГ.

12. Публикация и распространение новостных рассылок по корееведению.

План реализации проекта

План выполнения проекта для каждого из пяти лет указан в табл. 2.

Таблица 2

Пятилетний план проекта (2019-2024)

Категория Цель Содержание Год

Создание центра корееведения 2 Уральский федеральный университет 1 (2020), Волгоградский государственный социально-педагогический университет 1 (2024) 2024

Открытие направлений 1 Открытие отдельного направления «корее-ведение» в Казанском федеральном университете и набор студентов 2020

Создание дисциплин 27 Создание дисциплин для бакалавров и магистров -

Казанский федеральный университет (15), Уральский федеральный университет (12) 20192024 - -

Стипендия 8 Ежегодно выплачивается стипендия 8 студентам: Казанский федеральный университет (6), Уральский федеральный университет (2) 20192014

Наем штатного сотрудника 1 Наем штатного сотрудника в центр корее-ведения 2019

Конференции 18 Ежегодная конференция по корееведению -

Казань: 10, Урал: 5, Волгоград: (с 2021 года каждый год один раз) 3 20192024 - -

Международная конференция 1 Международная конференция по корееве-дению (обмен международными исследователями) 1 раз 2021

Студенческая конференция 5 Научно-практическая конференция для следующего поколения корееведов (участники: бакалавры, магистрантры и докторы) 5 раз 20192024

Публикация сборников 58 Ежегодная публикация в журналах, признанных министерством образования России: история, культура, литература, экономика, международные отношения, общество и этнология Кореи (50 шт.) -

Публикация статей в международных журналах: Казанский федеральный университет (6), Уральский федеральный университет (1), Волгоградский государственный социально-педагогический университет (1) 20202024 - -

Исследование и издание учебных материалов 9 Публикация учебных пособий по корееве-дению (4 шт.) -

Учебные пособия по корееведению (история Кореи, литература Кореи, культура Кореи, экономика Кореи) подготовка (4 шт.) - - -

Публикация сборника о корейцах, проживающих в регионах Центральной и Южной России (1 шт.) 20202024 - -

Заключение

Возможности развития корееведения в России безграничны, поэтому хочется выдвинуть несколько предложений по продвижению корееведения в России.

Во-первых, хотя существует общее определение корееведения в России и регионах СНГ, нет конкретного содержания и методов исследования. Поэтому следует обсудить историю корееведения в российском регионе, академические определения, основанные на философской эпистемологии, а также содержание и методы исследования.

Во-вторых, для увеличения ресурсов, включающих в себя историю Кореи, корейское общество и политику, культуру и этнографию корейского народа, а также множество источников и важных исследований. Для этого первой стратегией должно стать воспитание молодых ученых, которые хорошо знают Корею в университетах России.

В-третьих, исследования Кореи в России были прерывистыми, и их количество невелико, существует множество информации, которые нужно будет отыскать. Данный шаг облегчит научный подход исследователей и поможет определить область исследования, поэтому необходим сборник документов по корееведению в России.

В-четвертых, исследования России в Корее начали публиковаться с 1990 года. Тем не менее, их не так много, поэтому мы надеемся найти способ расширения данного этапа. Для этого необходимо приложить усилия и северокорейских ученых тоже.

Последнее это проблема с обучением корейского языка в России. Культура Кореи заложена в учебных пособиях для иностранцев. Иностранцы могут изучать культуру, историю, экономику, общество и географию Кореи, изучая корейский язык. Таким образом, мы надеемся включить больше исторических аспектов сотрудничества двух стран в содержание учебных пособий.

В настоящее время в общеобразовательных школах России используются только государственные учебники, которые прошли проверку Министерством образования Российской Федерации. Тем не менее, учебники по изучения иностранных языков ограничены английским, испанским, французским и немецким языками. Одна из причин, почему общеобразовательные школы не могут включить изучение корейского языка в учебную программу, заключается в отсутствии государственного учебника. Считается, что информация о Корее, содержащаяся в учебных пособиях корейского языка, обеспечивает основу для российско-корейского сотрудничества.

Планируется передать программу по изданию учебников корейского языка для русских учащихся средних общеобразовательных школ в Министерство образования Российской Федерации, которое должно получить сертификацию. Затем последует процесс создания учебных пособий для изучения корейского языка. Позднее последует долгий процесс распространения корееведения в общеобразовательных школах. Школьники смогут изучать Корею через изучение корейского языка, что будет способствовать их интересу к корееведению и дружбе с Кореей в будущем.

Литература

1. Kafarov P. Zamechanija o Slovare Putsillo / P. Kafarov. In: Izv. I.R.G.O., 1875. N 11. 6 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Koncevich L.R. Some Questions of the Traditional Korean Studies in Russia and the Soviet Union

Щф / L.R. Koncevich.

i^lH] ф^ ^8^, 1991. ^242-257.

3. Koncevich L.R. ЕЛМ €^(1991-2002). / L.R. Koncevich. ф^дЦЖ^^, 2003. 50 Щ.

4. Mazur Y.M. ААФФ i^llA! Ф^АФ^Ф ФФАЖФ / Y.M. Mazur. АФ: А^АФ^Ф A3A i^llA! ф^АФ^Ф ф^А Жф. А8Ф, 1991. Щ 26-41.

5. Pjankov V.G. Korejskaja Azbuka / V.G. Pjankov. St. Peterburg, 1874.

6. Polivanov E.D. Glasnye korejskogo jazyka / E.D. Polivanov. In: Vostochnyj Sbornik. Book II, Petrograd, 1916. P. 344-348.

7. Xolodovuch A.A. Grammatika korejskogo jazyka Chast 1. Morfologija / A.A. Xolodovuch. Moscow, 1937. 167 p.

8. Xolodovuch A.A. Materialy po grammatike korejskogo jazyka XV veka / A.A. Xolodovuch. AN SSSR. Institut vostokovedenija, 1986.

9. Xolodovuch A.A. Stroj korejskogo jazyka / A.A. Xolodovuch. Leningrad, 1938. 40 p.

10. Ким Г.Н. Избранные труды по корееведению / Г.Н. Ким. А.: КазНУ, 2013. 772 с.

11. Ко Ен Чоль. Особенности учебного плана по корееведческим профилям в Казанском (Приволжском) федеральном университете / Ен Чоль Ко. Сборник статей 6 международного научно-практического семинара по вопросам содержания, развития и управления учебных программ по корееведению в зарубежных университетах, 2018. C. 14-31.

12. Ко Ен Чоль. Настоящая ситуация и перспектива корееведения в центральной и южной России: на примере Казанского (Приволжского) федерального университета» / Ко Ен Чоль, Ким Енсук. Казанский вестник молодых ученых. 2019. Т. 3. N° 1 (1). C. 9-20.

13. Ко Ен Чоль. A research on Korean studies in the southern Russian region based in Kazan Federal University / Ен Чоль Ко. Международный семинар по зарубежному корееведению. Академия Корееведения - КазНУ им. аль-Фараби, 2018. C. 95-105.

14. Ко Ен Чоль. Проекты по корееведению на базе Казанского федерального университета / Ко Ен Чоль. Казанский вестник молодых ученых. 2018. Том 2. № 1 (4). C. 4-12.

15. Концевич Л.Р. Избранная библиография литературы по Корее на русском и западноевропейских языках (с XIX века по 2007 год) / Л.Р. Концевич. Серия «Российское корееведение в прошлом и настоящем». Т. 6. М., 2008. 590 с.

16. Концевич Л.Р. Мир «Хунмин чонъыма» / Л.Р. Концевич. Серия «Российское корееведение в прошлом и настоящем». Т. 10. М.: ИВ РАН, Первое марта. 2013. 586 с.

17. Концевич Л.Р. Словарь географических названий Республики Корея. Справочное пособие. Сон Чжихун, О Донгон ред. / Л.Р. Концевич. Ин-т востоковедения РАН. М.: Наука, Вост. лит. 2018. 733 с.

18. Российское корееведение в прошлом и настоящем. Том 1. Жизнь и труд, посвятившие Корее. Российские корееведы 2-й половины ХХ в. / Сост.: Ю.В. Ванин. Ред. Ю.В. Ванин, Л.Р. Концевич. Л.Р. Концевич. М., Первое Марта, 2004. 276 с.

19. Российское корееведение в прошлом и настоящем. Современное российское корееведение / отв.ред.: А.В. Воронцов. Сост. Л.Р. Концевич, Т.М. Симбирцева. М., Первое Марта, 2006. 624 с.

20. ААФ, Жфф>| AAA АФ А^А д! / Asian Journal of Education, Vol. 13, No. 3, 2012. 2 Щ.

21. ФФФ, ФШ. Ф^Ф ^АФ^Ф ФАФ te!. AAA ФФ&Ф ÇA^S / АААФ^Ж

ФАФ^АФФ Ф^ФАФ АФ А^АФ^Ж Ф^Ф>АФФ, 2007. Щ 30-46.

22. АФАФ^Ж ЖфАф^ Жфф> ФААФ / АФ: ф^А, 2011. 865 Щ.

23. AAä. гф / АФ: фф, 2006. 269 Щ.

24. ФФАФАФ^Ж. "2019ФН ААФФФ^ ^ААФ^ 2019.

DEVELOPMENT AND PROSPECTS OF THE HISTORY OF KOREAN STUDIES IN RUSSIAN FEDERATION

Ko Young Cheol Kazan Federal University, Kazan, Russia

Abstract. Korea-Russia's historical and political relations and modern economic relations are the basis for the development of bilateral relations between Russia and South Korea. For the development of friendly and economic relations between two countries that should cooperate. Cooperation requires knowing each other's history, culture, society and ethnicity. In other words, cooperation will be further enhanced through a clear understanding of each other. Understanding each other will be necessary for Korea to have an in-depth study of Russia and Korea. Eventually, the next generation of the Russian Federation will have a task that requires a fundamental study of Korea in order to understand Korea and Koreans correctly.

The purpose of this study is to provide an overview of the history and content of Korean studies in various regions of Russia and to explain plans for the development of Korean studies in central and southern Russia. Through this, I would like to face the current situation of Korean studies in Russia and can pledge to achieve the goals of the Korean Studies Promotion Program, which began in June 2019 at Kazan Federal University.

Keywords: Russian Federation, Republic of Korea, Korean Studies, Korean Studies Promotion, Korea Institute of Studies, Kazan Federal University.

Acknowledgements: This work was supported by the Core University Program for Korean Studies through the Ministry of Education of the Republic of the Korea and Korean Studies Promotion Service of the Academy of Korean Studies (AKS-2019-QLU-2250001).

Сведения об авторе

Ко Ен Чоль, канд. педаг. наук, профессор, научный руководитель НОЦ центра исследований Кореи «Корееведение», Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: komgus@mail .ru

Author of the publication

Ko Young Cheol, Ph.D. of Pedagogic Sciences, Professor, Scientific Adviser of the REC Center of Korean Studies "Korean Studies", Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected]

Дата поступления 16.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.