Научная статья на тему 'ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СПОРТ / ИСТОРИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колосов Г.Н.

Дисциплина «Физическая культура и спорт» в высших заведениях России в соответствии с законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте представляет собой важнейший компонент целостного развития личности. Будучи одним из главных компонентов формирования общей культуры и профессиональной подготовки обучающихся, физическая культура как учебный курс, включена в перечень обязательных дисциплин для изучения в учебных заведениях вне зависимости от будущей специальности студентов. В федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015-2020 годы» особое внимание уделяется формированию ответственного отношения молодого поколения, в частности и студенчества, к физическому воспитанию и здоровью. В статье исследуется история становления физической культуры как обязательной дисциплины в высших учебных заведениях в период с XVIII века до наших дней. Рассматриваются особенности преподавания дисциплины в общеобразовательных учреждениях на современном этапе, а также особо выделяется роль и место спорта в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колосов Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGIN AND DEVELOPMENT OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL EDUCATION» IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA: HISTORICAL ASPECT

The discipline "Physical culture and sport" in the higher institutions of Russia, in accordance with the legislation of the Russian Federation on physical culture and sports, is the most important component of the integral development of the individual. Being one of the main components of the formation of a general culture and professional training of students, physical culture as a training course is included in the list of compulsory disciplines for study in educational institutions, regardless of the future specialty of students. In the federal target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2006-2015-2020" special attention is paid to the formation of a responsible attitude of the younger generation, in particular students, to physical education and health. The article examines the history of the formation of physical culture as a compulsory discipline in higher educational institutions in the period from the 18th century to the present day. The features of teaching discipline in general educational institutions at the present stage are considered, and the role and place of sports in the system of higher education is highlighted.

Текст научной работы на тему «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Г.Н. Колосов, старший преподаватель Петрозаводский государственный университет (Россия, г. Петрозаводск)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-1-4-132-135

Аннотация. Дисциплина «Физическая культура и спорт» в высших заведениях России в соответствии с законодательством Российской Федерации о физической культуре и спорте представляет собой важнейший компонент целостного развития личности. Будучи одним из главных компонентов формирования общей культуры и профессиональной подготовки обучающихся, физическая культура как учебный курс, включена в перечень обязательных дисциплин для изучения в учебных заведениях вне зависимости от будущей специальности студентов. В федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015-2020 годы» особое внимание уделяется формированию ответственного отношения молодого поколения, в частности и студенчества, к физическому воспитанию и здоровью.

В статье исследуется история становления физической культуры как обязательной дисциплины в высших учебных заведениях в период с XVIII века до наших дней. Рассматриваются особенности преподавания дисциплины в общеобразовательных учреждениях на современном этапе, а также особо выделяется роль и место спорта в системе высшего образования.

Ключевые слова: физическая культура, высшие учебные заведения, спорт, история, исторический аспект.

Для средневекового образования в России, в том числе физического воспитания, характерна ярко выраженная сословность. Это обстоятельство также относилось и к физическому воспитанию, поскольку зачастую возможность заниматься спортивными занятиями была предопределена принадлежностью к определенному сословию. Впервые занятия физической культурой появились в учебных программах учебных заведений при Петре I в начале XVIII века [7: 202]. Дисциплина получила свое развитие прежде всего в военных учебных заведениях и фехтовально-гимнастических курсах в столице империи. В учебные программы закрытых дворянских заведений - лицеев - были включены занятия фехтованием, танцами, верховной ездой, уделялось большое внимание длительным прогулкам, играм и разнообразным физическим упражнениям. Несмотря на то, что реформы образования петровской эпохи не оказали значительного влияния на развитие физической культуры как дисциплины в высших учебных заведениях, однако,

именно эти преобразования укрепили в обществе идею о необходимости физического воспитания подрастающего поколения. При императрице Екатерине II на систему физического воспитания большое влияние оказывал французских подход к спортивному образованию, однако, по-прежнему среди дворянского сословия общий уровень физической культуры оставался низок.

Начало XIX века отмечено появлением государственной системы образования и преобразованиями в области просвещения. Между тем, отношение к физической культуре как к учебному предмету существенно не изменилось: дисциплина по-прежнему преподавалась исключительно в военных учебных заведениях, а вместо нее дворяне предпочитали заниматься гимнастикой, включавшей в себя бег, прыжки, борьбу, упражнения на снарядах и т.д. В 1860-1870-х гг. была проведена реформа школьных учреждений, начало которой положил «Проект устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве Ми-

нистерства народного просвещения». Реформы в крайне незначительной степени коснулись физического воспитания в учебных заведениях, по-прежнему не включая физкультуру в перечень обязательных предметов. В 1862 г. кадетские корпуса были преобразованы в военные гимназии, в учебные программы которых была включена и физическая культура. Отметим, что уровень преподавания физкультуры в военных гимназиях был очень высок. Во второй половине XIX века гимнастика становилась дополнительным средством поддержания дисциплины в военных учебных заведениях. В 1872 г. гимнастика становится обязательным предметом в народных училищах, а в 1873 г. - в сельских школах. В 1889 г. была опубликована «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии», которая, однако, носила исключительно рекомендательный характер и зачастую реально не соблюдалась. В это же время в России активную работу по обоснованию необходимости физического воспитания в учебных заведениях ведут ученый-биолог П.В. Лесгафт (1837-1909 гг.) и военный педагог и спортивный функционер А.Д. Бутовский (18381917 гг.). В частности, в 1896 г. педагогом и биологом П.В. Лесгафтом в Петербурге были организованы специальные «Временные курсы для приготовления руководительниц физического воспитания и игр», что стало отправной точкой в истории Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Курсы стали своеобразной основой для современных вузов физической культуры. Несмотря на активную просветительскую деятельность ученых-педагогов, физкультуре так и не удалось стать обязательным предметом в программах обучения начальных, средних и высших учебных заведениях в конце XIX века.

В начале XX века физической воспитание студентов в России становится систематическим, а также отмечается рост внимания к физическому воспитанию в университетах, что было вызвано инициативой самих студентов. В 1901 г. гимназист И. В. Лебедев обратился к ректору Санкт-Петербургского университета А.Х. Голь-

стенус с докладной запиской «Об устройстве кабинета физического развития» [5]. Проект был одобрен ректором и министерством народного просвещения, после чего в университете были открыты «Курсы шведской гимнастики и атлетики». В число ежедневных занятий были введены физические упражнения. В стенах Санкт-Петербургского университета в 19041905 гг. проводились первые публичные соревнования по тяжелой атлетики. До появления «Курсов» студенты были вынуждены принимать участие в спортивных соревнованиях анонимно, поскольку занятия физической культурой отсутствовали в учебной программе высших учебных заведений и считались несовместимыми с основами университетского образования. Уже к началу Первой мировой войны в России насчитывалось 105 вузов, в 40 из которых присутствовали спортивные кружки. Большой вклад в организацию спортивных занятий внесли русские ученые-педагоги Н. С. Филитис Н. О. Масса-литова Н. В. Зак.

Первая мировая война и революция 1917 г. обострила необходимость физической подготовки населения страны с военной точки зрения. В 1918 г. в Москве был открыт Институт физической культуры -первое в России подобное учебное заведение, ректором которого был назначен крупный специалист по физическому воспитанию профессор Игнатьев В.Е. В 1919 г. в Петрограде на базе Высших курсов П.Ф. Лесгафта было создано специализированное высшее учебное заведения -институт физического образования. Примечательно, что эти учебные заведения выступали не только для подготовки профессиональных кадров, но и с целью ведения научно-исследовательской работы.

В 1931-1934 гг. появляется физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР», направленный на «повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения». ГТО стал основой программ по физическому воспитанию в общеобразовательных учреждениях и спортивных секций страны. В 1937 г. после принятия «Программы

по физической культуре для вузов» дисциплина была включена в обязательный перечень обучения на первом, втором и третьем годах обучения в вузах. Накануне и во время Великой Отечественной войны в СССР были приняты «Программа по физической подготовке» и «Программа учебно-тренировочных занятий по физической подготовке студентов высших учебных заведений», направленные на военную подготовку на базе физкультурного комплекса ГТО. В период с 1941 г. по 1946 гг. в высших учебных заведениях были временно объединены военные кафедры и кафедры физического воспитания. В 1948 г. Советский союз становится членом Международного Олимпийского Комитета (МОК), после чего в учебные программы образовательных учреждений вводятся спортивные задачи, популяризируются спортивные соревнования и студенческие спартакиады.

В 1960-е гг. происходит разделение студентов по уровню физической подготовки на три группы: подготовительная, спортивного совершенствования и специальная. В 1980-1990 гг. общественность констатирует возросшие проблемы физического воспитания в учебных заведениях, возникает вопрос о необходимости изучения дисциплины в университетах. После распада СССР в 1992 г. был принят закон «Об образовании», согласно которому дисциплина «Физическая культура» стала обязательной для изучения в гуманитарных вузах [4]. Однако, принятие нового закона не способствовало укреплению основ физического воспитания в высших учебных заведениях, а зачастую занятия спортом не оказывались привлекательными для молодежи. Задачи по укреплению здоровья и формированию мотивации к занятиям спортом у студентов, возложенные на обновленную систему образования,

На современном этапе перед дисциплиной «Физическая культура» стоит задача развития целостной личности, развитию духовных и физических сил студента. Учебный курс содержит теоретический, практический и контрольный учебный материал. В 2011 г. университеты перешли на двухуровневую систему обучения, согласно которой большое внимание уделяется организации учебного процесса и общего укрепления здоровья обучающихся. Содержание дисциплины определяется государственной учебной программой для вузов [1: 13]. Теоретическая часть дисциплины включает в себя лекции и беседы на практических занятиях и самостоятельное изучение студентами специальной учебной литературы [2: 2]. На современном этапе физическая культура как обязательная дисциплина включена во всех федеральные образовательные стандарты (ФГОС) [3: 2].

Таким образом, впервые физическая культура была введена в учебные заведения в начале XVIII века после образования Петром I новых училищ и носила исключительно сословный характер. В XIX веке реформы в области просвещения и деятельность ученых-педагогов, прежде всего П. В. Лесгафта, привели к широкому распространению физического воспитания в образовательных учреждениях. В XX веке физическая культура окончательно становится обязательным предметом, включенным в учебные программы всех высших учебных заведений страны. На современном этапе физическое воспитание студентов продолжает традиции, заложенные советскими педагогами, делая упор на формирование у студентов к мотивации к занятию спортом. Активно происходит популяризация спорта и физической активности, проводятся спортивные соревнования.

так и не были выполнены.

Библиографический список

1. Агеевец А.В., Ефимов-Комаров В.Ю., Ефимова-Комарова Л.Ю., Куликов М.Л., Пуч-кова М.В. Физическая культура в вузе. Что это? // Ученые записки университета Лесгафта. - 2021. - №3 (193).

2. Били-Лазарь А.А., Вахрушева П.В., Вольский В.В. Физическая культура в высшем учебном заведении // Наука, техника и образование. - 2019. - №4 (57).

3. Григорьев В.А., Давиденко Д.Н., Чистяков В.А. Государственный образовательный стандарт стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах // Ученые записки университета Лесгафта. - 2011. - №4.

4. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения: 30.11.2022).

5. Смирнов В.Н. Так победим! Кафедре физической культуре и спорта - 100 лет // Санкт-Петербургский университет. - №28 (3551). - 2000. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.journal.spbu.ru/2000/28/14.html (дата обращения: 30.11.2022).

6. Физическое воспитание студентов в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://спортстатьи.рф/fizicheskoe-vospitanie-studentov-v-rossii/ (дата обращения: 30.11.2022).

7. Хомичев Я.Ю., Артемьев А.А., Левина И.Л. История становления физической культуры в системе высшего образования России // Ученые записки университета Лесгафта. -2016. - №9 (139).

ORIGIN AND DEVELOPMENT OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL EDUCATION» IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA: HISTORICAL ASPECT

G.N. Kolosov, Senior Lecturer Petrozavodsk State University (Russia, Petrozavodsk)

Abstract. The discipline "Physical culture and sport" in the higher institutions of Russia, in accordance with the legislation of the Russian Federation on physical culture and sports, is the most important component of the integral development of the individual. Being one of the main components of the formation of a general culture and professional training of students, physical culture as a training course is included in the list of compulsory disciplines for study in educational institutions, regardless of the future specialty of students. In the federal target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2006-2015-2020" special attention is paid to the formation of a responsible attitude of the younger generation, in particular students, to physical education and health.

The article examines the history of the formation of physical culture as a compulsory discipline in higher educational institutions in the period from the 18th century to the present day. The features of teaching discipline in general educational institutions at the present stage are considered, and the role and place of sports in the system of higher education is highlighted.

Keywords: physical culture, higher educational institutions, sports, history, historical aspect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.