Научная статья на тему 'СОБЫТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СОБЫТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ДИСЦИПЛИНА "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Лидия Александровна, Решетин Александр Александрович, Русанова Ольга Юрьевна, Казакова Ольга Александровна

В статье проводится сравнительный анализ развития физической культуры в России, который связывает разные исторические моменты. В данном тексте рассказывается о том, как происхо дило становление высшего образования по подготовке специалистов в сфере физической культуры и их историческая роль в допризывной и военной подготовке молодежи и физической культуры как учебного предмета в высших учебных заведениях России. Авторами, на основе опыта работы, показано отношение к дисциплине физическая культура в высших учебных заведениях начала двадцатого века и сегодняшнего дня. Затронут вопрос построения учебного процесса по физической культуре в современных условиях. Сделаны выводы о необходимости сохранения и применения исторического опыта для подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Лидия Александровна, Решетин Александр Александрович, Русанова Ольга Юрьевна, Казакова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVENTS OF HISTORICAL SIGNIFICANCE - THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN PHYSICAL CULTURE

The article presents the comparative analysis of the development of physical culture in Russia, which links different historical moments. This text describes how the formation of higher education for the training of specialists in the field of physical culture took place and their historical role in the preconscription and military training of young people and physical culture as an educational subject in higher educational institutions of Russia. The authors, based on their work experience, show the attitude to the discipline of physical culture in higher educational institutions of the early twentieth century and today. The question of the construction of the educational process in physical culture in modern conditions is touched upon. Conclusions are drawn about the need to preserve and apply historical experience for the adolescent poking.

Текст научной работы на тему «СОБЫТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

57% обучающихся считают, что стали четко понимать каким образом, происходит процесс оценивания их результатов образования, получили возможность сравнивать свои учебные достижения с эталоном и в динамике. Для 43% обучающихся выбор системы оценивания не играет большого значения, приоритетом для них является успешность обучения, объективность, единство требований и хорошие результаты. 32% обучающихся рады возможности самооценки, самоанализа, самоконтроля в образовательном процессе. 68% обучающихся готовы нести ответственность за результаты своего образования, прикладывать усилия для совершенствования образовательного процесса.

ВЫВОДЫ

По итогам экспериментальной работы было выявлено, что переход к деятельност-ному подходу в системе оценивания, ориентированный на развитие общеучебных и специальных компетенций осуществляет следующие функции: мотивации, воспитания, развития, коррекции. Полученные результаты позволили нам сделать вывод о результативности внедрения критериального подхода к оцениванию на основе формирующего и констатирующего оценивания через создание проверочных листов и рубрикаторов. С одной стороны, образовательный процесс стал менее эмоциональным, доминантным, но с другой стороны стал более интенсивным, активным, осознаваемым, обобщенным, когерентным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочеткова О.И. Разработка методики диагностики отношения к школе / Кочеткова О.И., Ясвин В.А. // Школьная образовательная среда: педагогическое проектирование и мониторинг качества / под ред. В.А. Ясвина, В.А. Карпова. - Москва : Новое образование, 2001. - С. 57-71.

2. Машковцев А.И. Критериальное оценивание на уроках физкультуры / А. И. Машковцев. - Москва : Чистые пруды, 2009. - 32 с.

3. Селищева Е.А. Критериальная система оценивания и психологические особенности школьников / Е.А. Селищева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 11 (93). - С. 114-117.

REFERENCES

1. Kochetkova, O.I. and Yasvin, V.A. (2001), "Development of methods for diagnosing attitudes to school", School educational environment: pedagogical design and quality monitoring, New education, Moscow, pp. 57-71.

2. Mashkovtsev, A.I. (2009), Criterial assessment in the classroom, Chistye prudy, Moscow.

3. Selishcheva, E.A. (2012), "Criteria-based assessment system and the psychological characteristics of students", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 11 (93), pp. 114-117.

Контактная информация: litv-zhanna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.02.2021

УДК 796-053.7

СОБЫТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ - ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет; Александр Александрович Решетин, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Юрьевна Русанова, доцент, Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национально исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ развития физической культуры в России, который связывает разные исторические моменты. В данном тексте рассказывается о том, как происхо-

дило становление высшего образования по подготовке специалистов в сфере физической культуры и их историческая роль в допризывной и военной подготовке молодежи и физической культуры как учебного предмета в высших учебных заведениях России. Авторами, на основе опыта работы, показано отношение к дисциплине физическая культура в высших учебных заведениях начала двадцатого века и сегодняшнего дня. Затронут вопрос построения учебного процесса по физической культуре в современных условиях. Сделаны выводы о необходимости сохранения и применения исторического опыта для подрастающего поколения.

Ключевые слова: историческое событие, физическое образование, институт физической культуры, дисциплина «физическая культура и спорт», элективный курс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p130-135

EVENTS OF HISTORICAL SIGNIFICANCE - THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN PHYSICAL CULTURE

Lidiya Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of Economics; Alexander Alexandrovich Reshetin, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Olga Yuryevna Rusanova, the senior lecturer; Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer Samara National Research

University

Abstract

The article presents the comparative analysis of the development of physical culture in Russia, which links different historical moments. This text describes how the formation of higher education for the training of specialists in the field of physical culture took place and their historical role in the pre-conscription and military training of young people and physical culture as an educational subject in higher educational institutions of Russia. The authors, based on their work experience, show the attitude to the discipline of physical culture in higher educational institutions of the early twentieth century and today. The question of the construction of the educational process in physical culture in modern conditions is touched upon. Conclusions are drawn about the need to preserve and apply historical experience for the adolescent poking.

Keywords: historical event, physical education, institute of physical culture, discipline "physical culture and sport", elective course.

Учебная дисциплина «Физическая культура и спорт» в вузах является одним из важных компонентов гармоничного развития личности, профессиональной подготовки будущих специалистов и физической подготовки будущих защитников Отечества. Однако многочисленные научные публикации свидетельствуют о том, что физическая культура в вузах не в полной мере удовлетворяет потребностям общества и не формирует на должном уровне профессионально важные физические и двигательные качества обучающихся [2, 3, 7 и др.]. В связи с этим возникает необходимость провести анализ состояния предмета «Физическая культура и спорт» в вузах России и сравнить его с важными историческими событиями, касающимися данной дисциплины.

К числу таких событий относится I съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке, проходивший в начале апреля 1919 г. в Москве.

В те, далекие годы становления новой социалистической страны создавались новые вооруженные силы, правящая коммунистическая партия придавала большое значение подготовке резервов для Красной Армии. С этой целью в апреле 1918 г. по декрету Всероссийского Центрального исполнительного комитета (ВЦИК) был учрежден Всевобуч, в деятельности которого нашли свое практическое воплощение марксистско-ленинские идеи о роли физической культуры в боевой подготовке трудящихся. Военное обучение органически включало в себя обязательные регулярные занятия физической культурой и спортом [1].

В работе съезда приняли участие 116 делегатов. В их числе были работники Всеобуча, Наркомпроса, Наркомздрава, представители Московского и Петроградского спор-

тивных союзов, спортивных обществ, специалисты в области физической культуры и спорта, научные работники, врачи [2].

Съезд обсудил состояние работы по физической культуре и спорту в молодой Советской республике, особенно с детьми и подростками, призвал обеспечить квалифицированное проведение допризывной подготовки. На данном съезде было принято «Положение о военной допризывной подготовке молодежи» и «Устав спортивного клуба», а также рассмотрен вопрос о создании новых институтов физической культуры и курсов по подготовке инструкторов физкультуры [4].

В первый день работы съезда были заслушаны доклады, представленные Управле -нием Всевобуча, народными комиссариатами просвещения и здравоохранения, институтом физической культуры. Помимо пленарных заседаний работа проходила в четырех секциях: физической культуры, военно-спортивной, школьной и дошкольной, стрелковых обществ. В выступлениях делегатов съезда доминировала мысль о том, что допризывная подготовка должна строиться на основе широкого использования средств физической культуры, а последняя должна выступать как неотъемлемая часть всестороннего развития личности советского гражданина, патриота Родины. Так, в принятом съездом «Положении о допризывной и военной подготовке молодежи» говорилось: «Физическое образование и основанная на нем допризывная подготовка детей школьного возраста первой и второй ступени Единой трудовой школы должны быть направлены к гармоничному развитию телесных и душевных сил молодого поколения» [6]. В «Положении» ставился вопрос о научном подходе к преподаванию физической культуры, которое должно осуществляться с учетом данных анатомии, физиологии и гигиены.

Кроме того, на съезде отмечалось, что допризывная подготовка строится на фундаменте «нормального физического развития и тесной связи с вопросами общей физической культуры и оздоровления народных масс». В основе этой работы, осуществляемой народными комиссариатами просвещения и здравоохранения совместно с Всеобучем, должно быть широкое развитие физической культуры и спорта. Вот почему вопросы, связанные с различными формами занятий физической культурой трудящихся, с физическим воспитанием школьников, учащейся молодежи, широко обсуждались на съезде.

Благодаря неустанной заботе о молодом поколении, мерам, принятым Советским правительством, народные комиссариаты просвещения и здравоохранения, энтузиасты физической культуры и спорта, преподаватели и научные работники образовательных учреждений, уже в те суровые годы многое сумели сделать в области физического воспитания. Была разработана целая система государственных мероприятий, позволившая сохранить жизнь и здоровье детей: организация питания, вывоз в дачные местности и в хлебородные губернии, создание школ-интернатов, детских домов, детских садов. Все в большем числе школ физическое воспитание становилось составной частью обучения, входило в режим дня школьников; делала свои первые шаги и детская спортивная самодеятельность.

На съезде обсуждался вопрос о деятельности Московского института физической культуры, его роли в деле физического воспитания школьников, а также о создании новых институтов и краткосрочных курсов по физической культуре. Следует отметить, что решением Советского правительства в распоряжение Московского института была предоставлена опытная школа-интернат на 150 детей, где было организовано питание ребят, созданы возможности для научной экспериментальной работы.

Ректор института профессор В. Е. Игнатьев рассказывал о первых шагах учебного заведения, о задачах, которые оно решало. Они не сводились только к подготовке инструкторов физической культуры, а включали также научную разработку вопросов физической культуры и популяризацию физкультурных занятий.

В принятом решении Съезда отмечалась необходимость создания физкультурных вузов и краткосрочных курсов для подготовки инструкторов физической культуры.

Далее, в годы гражданской войны это решение съезда находит свое практическое воплощение. Так, в 1919 г. в Санкт-Петербурге начинает работать Институт физической культуры (на базе дореволюционных Высших курсов, организованных П. Ф. Лесгафтом), а 1 декабря 1920 г. по ленинскому декрету государственный институт физической культуры был утвержден как высшее учено-учебное заведение.

Делегаты съезда говорили об организационных основах советского физкультурного движения, о создании органа руководства работой в области физической культуры и спорта в стране. Было принято решение об учреждении Совета по физической культуре при Всеобуче. Позднее он был создан.

Участники съезда в своих выступлениях подчеркивали, что физическая культура, является одним из средств профилактики заболеваний.

Так, известный врач и деятель в области физического воспитания Е.П. Радин, возглавлявший отдел охраны здоровья детей при Наркомздраве, сообщил, что институт физической культуры на практике осуществляет претворение идеи профилактики: «...наш институт явился естественным следствием тех задач, которые мы поставили, а именно -оздоровить население, начав это оздоровление с самых ранних возрастов». Он отметил, что, эта задача потребует перестройки психологии не только населения, но и врачей [2, 6].

С тех пор, наше государство всегда придавало огромное значение вопросам профилактики заболеваний, укрепления здоровья трудящихся, развитию целой отрасли физической культуры и спорта.

Физкультурно-оздоровительная направленность утвердилось как в советской системе физического воспитания, так и по настоящее время.

Но, к сожалению, спустя столетие мы начинаем «забывать» наследие наших выдающихся ученых и великих педагогов в вопросах развития и становления физической культуры и спорта в высшей школе. Так, в настоящее время наблюдается снижение физкультурной активности в высших учебных заведениях нашей страны. Понятие «обязательная дисциплина - физическая культура и спорт» постепенно перешла в разряд элективного курса (курса по выбору), а сейчас данный элективный курс медленно переходит в самостоятельный курс изучения данной дисциплины.

Мы проанализировали путь реформирования дисциплины «физическая культура и спорт» в вузах со времен социалистического строя. В конце XX века эта дисциплина была обязательной во всех вузах любого профиля и имела не менее 408 обязательных аудиторных часов за время обучения в образовательном учреждении, а это еженедельные (по 2 раза в неделю) обязательные занятия физической культурой с первого по третий курс и обязательные занятия всего здорового контингента студентов в спортивных кружках (специализациях) и спортивных секциях по минимум 20 видам спорта. В настоящее время, обязательная дисциплина «физическая культура и спорт» осталась в размере всего 72 аудиторных часов, а элективный курс (328 часов) по видам спорта стал в вузах реализо-вываться частично, как практические (аудиторные), так и самостоятельные занятия.

Например, в Самарском государственном экономическом университете с 2020 г. элективный курс по дисциплине разделился на 108 часов аудиторных занятий (по одному занятию в неделю на 1 и 2 курсах) и 164 часов самостоятельных занятий.

В Самарском государственном национальном исследовательском университете им. С.П. Королева элективный курс у студентов юридического института выведен как одно занятие в неделю на протяжении 5 семестров.

В Самарском аграрном университете - вместо 328 часов обязательного элективного курса, всего 252 часа. И такая тенденция уменьшения обязательных аудиторных занятий физической культурой наблюдается не только в г. Самара, а по всей России. Ежегодно доля самостоятельных занятий по такой необходимо-важной дисциплине планомерно увеличивается. К чему это приведет всем очевидно. Поскольку число молодежи, желающей обучаться в вузах велико, а завтрашним молодым специалистам, обязательно, при-

дется проходить воинскую службу, но уровень их физической подготовки будет соответствовать их самостоятельной подготовленности.

К сожалению, самостоятельно и с пользой для здоровья (т.е. грамотно) большая часть студентов заниматься не сможет, т.к. невозможно располагать знаниями без практического опыта и соответствующего образования. Даже спортсменам, имеющим большой спортивный опыт для достижения высоких результатов необходимо заниматься только под руководством тренера. Так как, только квалифицированный специалист может проконтролировать необходимую индивидуальную физическую нагрузку, сделать быстро корректировку во время занятий, отреагировав на самочувствие, работоспособность занимающегося.

Сегодня мы наблюдаем, что студенты черпают знания из источников интернета и Tik ТЪка, утверждается идея замены человека на искусственный интеллект, что негативно сказывается не только на уровне физической подготовленности, но и их здоровье [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что, если и дальше мы будем продолжать увеличивать самостоятельную работу по данной дисциплине, не успев привить обучающимся должных знаний, умений и навыков, не научив их правильной технике выполнения физических упражнений, мы не только не воспитаем гармонично развитых защитников Отечества, но новое поколение может потерять имеющуюся возможность получения знаний грамотно выстроенного учебного процесса по физической культуре и спорту.

Поэтому, необходимо помнить и изучать историю своего и других государств, сравнивать и перенимать положительный опыт во благо будущего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения. - Москва : Советский спорт, 2005. - 323 с.

2. Дорошенко А.А. Советский спорт как социально-политический проект в период гражданской войны (1918-1921 гг.) / А.А. Дорошенко. - DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-3-67-72 // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. - 2019. - Т. 4., - № 3. - С. 6772.

3. Исторический аспект развития кафедры физического воспитания Самарского государственного экономического института / Т.И. Ещенко, Л.А. Иванова, И.В Николаева, Ю.В. Шиховцов. - Самара, 2016. - 198 с.

4. Карцева И.В. Тенденции развития физического воспитания в Оренбуржье в первые годы советской власти / И.В. Карцева // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2005. - №1 (39). - С. 96-98.

5. Корольков Е.П. Физическая культура и национальная безопасность России / Е.П. Корольков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 145-147.

6. Отчет о 1-м Всероссийском съезде по физической культуре, спорту и допризывной подготовке. 3-8 апреля 1919 года в Москве : [По стенографическим записям]. - Москва : Главн. упр. Всеобщ. воен. обуч. Всерос. главн. штаба, 1919. - 216 с.

REFERENCES

1. Demeter, G.S. (2005), Essays on the history of national physical culture and the Olympic movement, Soviet Sport, Moscow.

2. Doroshenko, A.A. (2019), "Soviet sport as a socio-political project during the Civil War (1918-1921)", Omsk Scientific Bulletin. Series: Society. History. Modernity, Vol. 4, No. 3, pp. 67-72, DOI: 10.25206/2542-0488-2019-4-3-67-72.

3. Eshchenko, T.I., Ivanova, L.A., Nikolaeva, I.V. and Shikhovtsov, Yu.V. (2016), Historical aspect of the development of the Department of Physical Education of the Samara State Economic Institute, Samara.

4. Kartzeva, I.V. (2005),"Trends in the development of physical education in Orenburg region in the first years of Soviet power", Bulletin of the Orenburg State Pedagogical University, No. 1 (39), pp. 96-98.

5. Korolkov, E.P. (2017), "Physical culture and national security of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 12 (154), pp. 145-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.