УДК 316.32
Бриль Геннадий Геннадьевич
доктор юридических наук, профессор Костромской государственный университет
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается внутреннее содержание такого явления развития общества как социальный конфликт. Представлена типология социальных конфликтов, приведены критерии, на основании которых можно выявить тот или иной тип конфликта. Раскрываются сущностные характеристики социально-экономических конфликтов (трудовых конфликтов), возникавших в первый год становления Советского государства. Автором предложена классификация трудовых конфликтов, особое внимание уделяется их юридическому разрешению.
Ключевые слова: социальный конфликт, социально-экономический конфликт, разрешение конфликта, забастовка, стачка.
В самом общем виде всю совокупность социальных конфликтов можно подразделить на социально-экономические, политико-правовые и духовно-идеологические. Такая типология основывается на том обстоятельстве, что в рамках каждого из перечисленных типов разворачиваются конфликтные ситуации, не покрываемые остальными видами конфликтных противоборств [14, с. 11-12]. Важно, однако, определить критерий, на основании которого можно выявить тот или иной тип конфликта и отделить его от всего остального массива конфликтных ситуаций, тем более что часто социальный конфликт содержит в себе массу признаков, присущих другим типам конфликтов. Так, например, значительное число трудовых конфликтов, связанных с правовыми отношениями сторон, юридически значимыми их действиями или состояниями обладают правовыми признаками, а сам конфликт влечет юридические последствия и может оцениваться как юридический конфликт. Иначе говоря, не каждый конфликт - юридический, но практически каждый может завершаться той или иной юридической процедурой, получить свое правовое оформление.
В качестве одного из критериев их выделения рассматривается материальное положение трудящихся. Особое место среди данного типа конфликтов принадлежит трудовым конфликтам.
Представляется возможным классифицировать трудовые конфликты следующим образом:
- индивидуальные трудовые конфликты, которые возникали, как правило, между предпринимателем и отдельным работником по поводу разногласий, складывающихся при устранении правонарушений в процессе применения норм трудового законодательства или в связи с установлением новых, изменением существующих условий труда;
- коллективные трудовые конфликты, которые затрагивали права и интересы группы работников, влияли на экономический и правовой статус всех его членов, в отличие от индивидуальных трудо-
вых конфликтов; в рассматриваемый период наиболее характерными формами проявлениями данного типа конфликтов являлись: стачки (забастовки), сопровождавшиеся прекращением работы и предъявлением определенных требований; итальянские забастовки (эта форма конфликта характеризовалась тем, что приходившие на производство рабочие бездействовали); в архивных документах и советской печати тех лет, наряду с термином «итальянка», использовался термин «волынка»; массовые собрания и митинги работающих (требования их участников обычно формулировалось в выступлениях их ораторов); демонстрации, коллективные жалобы в вышестоящие инстанции.
Длительное время в советских общественных науках, изучающих трудовые отношения, констатировалось, что в социалистическом государстве нет и не может быть объективных социально-экономических оснований для трудовых конфликтов [3, с. 65]. Квинтэссенцией марксистско-ленинского анализа забастовочного движения стала работа В.И. Ленина «О стачках», в которой была признана неизбежность стачек при наличии крупного машинного производства и борьбы рабочих с хозяевами [10, с. 288-289]. В исторической, экономической и юридической литературе забастовка рассматривалась лишь как одна из основных форм классовой борьбы трудящихся, как проявление антагонистических противоречий между трудом и капиталом, как способ для эксплуатируемых трудящихся добиться выполнения своих экономических и политических требований [6, с. 85].
Как составная часть общедемократических требований трудящихся положение о свободе собраний, стачек и союзов было сформулировано в первой Программе партии, принятой на II съезде РСДРП. Конституция РСФСР 1918 года признала право граждан «свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т. п.» и предоставила в распоряжение трудящихся «все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением» [18]. Однако законода-
220
Вестник КГУ ^ № 6. 2016
© Бриль Г.Г., 2016
тельство, не запрещая забастовок, не предусматривало права на них.
Как известно, в дореволюционный период и позже забастовки делились на экономические и политические. При этом экономические забастовки обычно (хотя и не всегда) назывались стачками. Так, в словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона забастовка экономическая определялась как стачка, а политическая - как «массовое прекращение работ рабочими фабрик, заводов, мастерских, железных дорог, пароходов и других промышленных предприятий, прекращение занятий служащими в конторах, торговых заведениях и разных частных учреждениях, чиновниками в казенных учреждениях с целью заставить правительство ввести требуемую населением политическую или социальную реформу» [11, т. 1, с. 1719].
Напротив, под стачкой понимался трудовой конфликт: «Единовременное по предварительному соглашению прекращение рабочими работы на предпринимателя с целью достижения от него более выгодных условий» [11, т. 2, с. 1584-1585].
Представляется неоправданным применение термина «стачка» к забастовкам, ибо этим термином не определяется характер, цели, состав участников, не происходит отграничения выступления трудящихся от общественных беспорядков.
Трудовые конфликты имеют экономический, социальный и правовой аспекты. В экономическом плане наибольшее значение имеет изучение особенностей трудовых отношений, и связанные с ними материальные условия воспроизводства рабочей силы. Социальный аспект выражается во взаимоотношениях между социальной группой (ее отдельным членом) и руководителем производства. Правовой аспект включает изучение предпосылок, особенностей и порядка применения законодательства в разрешении трудовых конфликтов.
Степень конфликтности чаще всего была связана с социальной неоднородностью рабочего класса, определяла участие в трудовых конфликтах не только кадровых рабочих, но и так называемых трудомобилизованных, трудармейцев и других элементов, тесно связанных с деревней. В 1918 г. В.И. Ленин был вынужден отметить, что «рабочий класс, став передовым вождем бедноты, не стал святым. Он вел вперед народ, но он и заражался болезнями мелкобуржуазного развала. Чем меньше бывало отрядов из наилучше организованных, из наиболее дисциплинированных и твердых рабочих, тем чаще разлагались эти отряды, тем чаще бывали случаи победы мелкособственнической стихии прошлого над пролетарско-коммунистиче-ской сознательностью будущего» [9, с. 364].
На формирование конфликта значительное влияние оказывало общее критическое состояние экономики, связанное с последствиями первой мировой и гражданской войн, а также силовые методы
в организации труда на производстве. Революционный романтизм рабочего класса из-за нереализованных ожиданий сменился социальным скептицизмом, оппозиционностью к власти.
Во многих губерниях страны уже с 1918 г. были зафиксированы забастовки рабочего класса. В центральных губерниях в 1918 г. было отмечено 36 забастовок с общим количеством участников 41 781 человек; в 1919 г. - 81 забастовка с общим числом участников 111 673 человека; в 1920 г. - соответственно - 146 и 135 442 человека; в 1921 г. -170 и 86 286 человек [15, с. 158-159]. Вопреки сложившейся точке зрения об экономических причинах возникновения конфликтов, статистические данные подтверждают влияние политических факторов на формирование рабочей оппозиции государству. Выступлений с политическими требованиями в 1918 г. было 16,7%, в 1919 г. - 29,6%, в 1920 г. - 13,7%, в 1921 г. - 12,7%; с экономическими требованиями в 1918 г. - 83,3%, в 1919 г. - 70,4%, в 1920 г. - 86,3%, в 1921 г. - 87,3% [15, с. 158-159].
Первые выступления рабочих промышленных предприятий Верхнего Поволжья наблюдались уже с весны 1918 г. Инициаторами движения за улучшение материального положения являлись квалифицированные рабочие. Так, текстильщики Русско-Балтийского завода в Твери 13 мая 1918 г. открыто выступили с критикой экономических мероприятий новой власти, с требованием создания лучших условий труда и жизни [13, с. 9]. Подобные требования предъявили 3 августа 1918 г. и тверские ткацкие подмастерья, объявив бессрочную забастовку [7]. 6 августа 1918 г. был провозглашен выход из Союза текстильщиков, образован забастовочный комитет и изложены требования: принять немедленные меры по улучшению материальных условий жизни, повысить заработную плату.
Особенностью выступлений рабочего класса являлось то, что многие из них, обуславливаясь экономическим фактором, выдвигали политические требования. Так, в ходе забастовки фабрик Твери в июне 1920 г. (бывшая Морозовская, Берга, Русско-Балтийский Завод, а также электростанция и типография) были выдвинуты требования замены лиц, стоящих у власти и неспособных стабилизировать экономическое положение в губернии [19]. С такими же требованиями выступали ярославские мануфактурщики в мае 1920 г. [1].
Одним из первых, декретированных советской властью в январе 1918 года, был тарифный договор петроградских металлистов; в начале 1918 года был заключен тарифный договор между текстильщиками и предпринимателями Иваново-Вознесенского и Московского районов. Уже весной 1918 года в распоряжении статистического отдела Наркомтруда было 86 тарифных договоров, разработанных профессиональными союзами в Твери, Смоленске, Костроме, Рязани [2, с. 93].
На основе накопленного и обобщенного материала правительство подготовило и 2 июня 1918 года опубликовало Положение «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда» [17]. По установленному законодателем порядку в коллективном договоре должно было быть раскрыто большинство вопросов, по которым ранее возникали трудовые конфликты: порядок приема и увольнения рабочих, продолжительность рабочего дня, порядок сверхурочных работ и отпусков, оплата труда, нормы выработки, условия применения ученичества, срок действия договора и порядок его изменения и прекращения. Особыми пунктами законодатель обязал стороны указывать в договоре органы, на которые возлагается проведение договора в жизнь, наблюдение за его исполнением, разрешение конфликтов, а также меры к осуществлению вышеуказанного. Необходимо также было образовывать органы, определяющие порядок работы расценочных, технических и иных комиссий.
В середине 1918 г. Наркомтруд провел реорганизацию конфликтных органов, созданных в 1917 г. Министерством труда Временного правительства. Анализ документов и материалов, публикуемых органами НКТ, позволяет отметить, что в обстановке многочисленных индивидуальных конфликтов на частном производстве, уже в 1918 г. в центре и на местах - при губернских отделах (комитетах) труда, с участием профсоюзных организаций, восстанавливалась работа существовавших ранее, при Временном правительстве, примирительных камер, конфликтных отделений, расценочно-кон-фликтных и тарифно-согласительных отделений. При Центральных советах профессиональных союзов были созданы конфликтные комиссии, занимавшиеся рассмотрением трудовых конфликтов. Не получившие в них разрешения споры передавались в комиссариаты труда, которые выносили окончательное решение. Если действие комиссариата труда признавались незаконными, дело могло быть обжаловано в соответствующий исполнительный комитет [5].
Примирительные камеры разрешали трудовые конфликты исходя из условий коллективных договоров и других соглашений между профессиональными союзами рабочих и служащих и обществами предпринимателей.
Непосредственно в отделах наркомтруда споры рассматривались «единоличными конфликтными комиссарами», но в случае ходатайства недовольной стороны комиссару труда о пересмотре дела, вторично оно рассматривалось коллегией в составе не менее трех человек.
На губернском уровне создавались отделы взаимоотношений с целью статистического учета трудовых конфликтов. И.И. Цыганов отмечал, что
в законодательном порядке еще не были определены органы и порядок разрешения разногласий, которые возникали между участниками трудовых правоотношений, хотя здесь же автор отмечает, что профсоюзы и органы наркомтруда приступили к созданию органов рассмотрения трудовых споров - расценочно-конфликтных и тарифно-согласительных комиссий. И.А. Костян утверждает, что к концу 1918 года отсутствие централизованного правового регулирования трудовых отношений создавало объективные условия для трудовых конфликтов, число которых было значительным [8; 20].
Таким образом, к середине 1918 г. трудовые споры решались различными органами: а) расценочными комиссиями на предприятиях (по своему прямому назначению расценочные комиссии занимались утверждением норм выработки и расценок, но на их разрешение поступало и значительное количество споров, связанных с применением норм выработки и расценок на выполнявшуюся работу); б) техническими комиссиями на предприятиях (функции этих комиссий были аналогичны функциям расценочных комиссий); в) тарифно-согласительными комиссиями на предприятиях; г) центральными тарифно-согласительными комиссиями, создававшимися при НКТ для разрешения споров между профсоюзами и наркоматами (ведомствами) по вопросам условий труда; д) фабричными, заводскими и местными комитетами профсоюзов; е) отделами труда и их конфликтными отделами («отделами борьбы труда с капиталом»); ж) народными судами; з) вышестоящими органами административно-хозяйственного руководства; и) примирительными камерами и третейскими судами, которые не являясь постоянно действующими органами [12, с. 25].
Кроме того, по инициативе местных органов власти, коллективов предприятий и учреждений могли создаваться и другие органы по разрешению трудовых споров. Большинство указанных органов и органов аналогичного характера создавались на предприятиях и в учреждениях стихийно. Между органами отсутствовало четкое распределение круга вопросов, по которым они могли выносить решения по существу трудовых конфликтов.
Кодекс законов о труде 1918 г. не предусматривал судебного порядка рассмотрения трудовых конфликтов, но в числе других гражданских дел суды могли разбирать и трудовые конфликты. Декрет о суде №1 предусматривал, что местные суды должны рассматривать все гражданские дела ценою до 3000 руб. [16], а положение о народном суде 1918 года относило к подсудности народных судов споры об имущественных и личных правах и интересах. Под это определение подходили и споры, вытекавшие из трудовых правоотношений.
В советском законодательстве о труде первоначально не было актов, специально посвященных
222
Вестник КГУ ^ № 6. 2016
порядку разрешения трудовых споров, поэтому конфликтные органы вынуждены были руководствоваться дореволюционными правовыми нормами. Так, например, в отчете примирительной камеры при московском областном комиссариате труда за май 1918 года отмечалось, что работать приходилось, пользуясь старыми законами, старыми приказами и инструкциями, обычным правом, которое вырабатывалось практикой, а также теми коллективными договорами и соглашениями, которые были установлены между профессиональными союзами рабочих и служащих и обществами предпринимателей [4].
Таким образом, в первый год советской власти новое законодательство не содержало подробно разработанных норм, устанавливающих процедуру разрешения конфликтов. Однако издание ряда декретов, постановлений, положений и других документов, призванных осуществлять правовое регулирование трудовых отношений, своей направленностью и содержанием способствовали снижению числа трудовых конфликтов.
Библиографический список
1. Архив Федеральной службы безопасности (ФСБ) по Ярославской области. - Д. 7580. -Л. 91об.
2. Астапович З.А. Первые мероприятия Советской власти в области труда 1917-1918 гг. - М.: Госиздат политической литературы, 1958. - 144 с.
3. Бугров Л.Ю. Право на забастовку в СССР // Советское государство и право. - 1989. - № 9. -С. 65-72.
4. Бюллетень Народного Комиссариата Труда. -1918. - № 1-4.
5. Бюллетень Народного Комиссариата Труда. -1918. - № 5-6.
6. Волкова О.Н, ЛедневЮ.В. К разработке закона о забастовках в СССР // Советское государство и право. - 1989. - № 10. - С. 85.
7. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 5451. - Оп. 2. - Д. 224. - Л.7а.
8. Костян И.А. Индивидуально-трудовые споры и гарантии их разрешения: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - 24 с.
9. Ленин В.И. О голоде. Письмо к питерским рабочим. 2 мая 1918. Полн. собр. соч. Т. 36. - С. 357-364.
10. Ленин В.И. О стачках. Полн. собр. соч. Т. 4. - С. 288-289.
11. Малый энциклопедический словарь. Том. 1. Вып. IV - СПб., 1907. - С. 1719.
12. Митрохина Н.В. Первые нормативные акты советской власти о рассмотрении трудовых споров // История государства и права. - 2000. - № 4. -С. 23-28.
13. Молотов В.М. 3 1/2 года советской власти в Тверской губернии. Сборник материалов. -Тверь, 1921.
14. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии и разрешение. Вып. 6: Конфликты в политике и экономике: мониторинг и менеджмент. - М.: Институт социологии РАН, 1994. -128 с.
15. Струмилин С.Г. Наемный руд в России и на Западе. 1913-1925 гг. Ч. I. Наемный труд в России. - М., 1927. - С. 158-159.
16. СУ РСФСР. - 1918. - № 4. - Ст. 50.
17. СУ РСФСР. - 1918. - № 48. - Ст. 568.
18. СУ РСФСР. - 1918. - № 51. - Ст. 582.
19. Тверской центр документации новой и новейшей истории (ТЦДНИ). - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 44. - Л. 2.
20. Цыганов И.И. Трудовые споры и порядок их разрешения на предприятиях: дисс. ... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1961.