Научная статья на тему 'Возможный сценарий будущего: двухэтапное социально-экономическое развитие России до 2030–2035 гг.'

Возможный сценарий будущего: двухэтапное социально-экономическое развитие России до 2030–2035 гг. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Cоциально-экономическое развитие / реформа собственности / реформа регионального управления / реформа финансовой системы / реформа социальной системы / экономика знаний. / Socio-economic development / property reform / regional governance reform / financial system reform / social system reform / knowledge economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аганбегян Абел Гезевич

В статье представлен глубокий анализ трендов социально-экономического развития России за прошедшие 30 лет, на основании которого автор делает вывод о неэффективности сформированной социально-экономической системы и необходимости ее трансформации путем проведения ряда кардинальных реформ. Процесс трансформации, по мнению ученого, должен проходить в два этапа. На первом, в ближайшие 5 лет, основная задача — возобновить социально-экономический рост за счет увеличения доли инвестиций в основной капитал в ВВП с 18-22% до 25-27% и доли «экономики знаний» — с 14-15 до 20%. На втором этапе — до 2030 года — следует провести серию преобразований, в частности — реформы собственности, регионального управления, финансовой и социальной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possible future scenario: two-stage socio-economic development of Russia until 2030–2035

Author analysis trends in socio-economic development of Russia over the past 30 years, concludes that the formed socio-economic system is ineffective and it is necessary to carry out a number of fundamental reforms. The transformation, according to the scientist, should take place in two stages. At the first stage, in the next 5 years, the main task is to resume socio-economic growth by increasing the share of investments in fixed assets in GDP from 18-22% to 25-27% and the share of the "knowledge economy" from 14-15 to 20%. At the second stage, until 2030, a series of reforms should be carried out, in particular, the reforms of property, regional management, financial and social systems.

Текст научной работы на тему «Возможный сценарий будущего: двухэтапное социально-экономическое развитие России до 2030–2035 гг.»

DOI: 10.38197/2072-2060-2023-244-6-228-260

ВОЗМОЖНЫЙ СЦЕНАРИЙ БУДУЩЕГО: ДВУХЭТАПНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ ДО 2030-2035 ГГ.

POSSIBLE FUTURESCENARIO: TWO-STAGE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA UNTIL 2030-2035

АГАНБЕГЯН АБЕЛ ГЕЗЕВИЧ

Академик Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор

Abel G. AGANBEGYAN

Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor

АННОТАЦИЯ

В статье представлен глубокий анализ трендов социально-экономического развития России за прошедшие 30 лет, на основании которого автор делает вывод о неэффективности сформированной социально-экономической системы и необходимости ее трансформации путем проведения ряда кардинальных реформ. Процесс трансформации, по мнению ученого, должен проходить в два этапа. На первом, в ближайшие 5 лет, основная задача — возобновить социально-экономический рост за счет увеличения доли инвестиций в основной капитал в ВВП с 18-22% до 25-27% и доли «экономики знаний» — с 14-15 до 20%. На втором этапе — до 2030 года — следует провести серию преобразований, в частности — реформы собственности, регионального управления, финансовой и социальной системы.

ABSTRACT

Author analysis trends in socio-economic development of Russia over the past 30 years, concludes that the formed socio-economic system is ineffective and it is necessary to carry out a number of fundamental reforms. The transformation, according to the scientist, should take place in two stages. At the first stage, in the next 5 years, the main task is to resume socio-economic growth by increasing the share of investments in fixed assets in GDP from 18-22% to 25-27% and the share of the "knowledge economy" from 14-15 to 20%. At the second stage, until 2030, a series of reforms should be carried out, in particular, the reforms of property, regional management, financial and social systems.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Cоциально-экономическое развитие, реформа собственности, реформа регионального управления, реформа финансовой системы, реформа социальной системы, экономика знаний.

KEYWORDS

Socio-economic development, property reform, regional governance reform, financial system reform, social system reform, knowledge economy.

Начнём с анализа трендов развития России с тем, чтобы показать неэффективность сформированной социально-экономической системы, неспособной обеспечить устойчивый рост экономики и благосостояния народа. Поэтому имеющаяся система должна быть коренным образом трансформирована путём осуществления целой серии кардинальных реформ. Но сразу приступить к таким реформам вряд ли возможно, поскольку страна переживает стагнацию и кризисы, и население негативно относится к серьёзным преобразованиям, ожидая от них по своему опыту негативных последствий. Выход один – на первом этапе в ближайшие 3-5 лет за счёт экстра-мер перейти к 3-4% ежегодному экономическому росту и заметно поднять жизненный уровень малообеспеченного населения и среднего класса, подготовив их к решительной трансформации экономической жизни и социальной сферы, которую на втором этапе до 2030 г. в основном можно провести.

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВОЙ РОССИИ ЗА ПРОШЕДШИЕ 30 ЛЕТ

В первый период развития новой России – в период трансформационного кризиса 1991-1998 гг. валовый внутренний продукт России (ВВП) снизился в 1,8 раза, а промышленность – в 2,2 раза. Во многом это произошло за счёт сокращения инвестиций в основной капитал в 4,8 раза и реальных располагаемых доходов населения в 1,9 раза.

Во втором периоде – периоде восстановительного подъёма в 1999-2008 гг. за счёт массового импортозамещения в 1999-2000 гг. и восьмикратного увеличения цен на нефть – главного экспортного товара России ВВП увеличился в 1,9 раза и промышленность – в 1,8 раза. При этом инвестиции в основной капитал возросли в 2,8 раза, а реальные доходы – в 2,3 раза.

Именно в этот период социалистическая система постепенно была заменена рыночной экономикой, возникла система государственно-олигархического капитализма с недостроенным рынком и отсталой социальной сферой. При этом не был создан рыночный механизм социально-экономического роста с эффективным рынком капитала и развитой конкурентной средой. Россия также не использует и дополнительные меры развития в виде стратегического пятилетнего планирования, которое помогло примерно 40 рыночным странам ускорить своё развитие. Это во многом предопределило более глубокий циклический кризис 2009 г. в России в сравнении с кризисом в других ведущих державах мира, представленных на мировом саммите.

С кризиса 2009 г. начался третий заключительный период за 30 лет существования новой России, период, включающий кризисы и стагнацию. Динамика основных социально-экономических показателей 30-летней истории России по этим периодам представлена в табл. 1. Рассмотрим более внимательно третий современный период развития России.

Таблица 1.

Динамика основных экономических и социальных показателей России

Комментарий верстальщику: вставить слайд 1 из пдф-файла «05. Аганбегян_рисунки к статье», название таблицы на самом рисунке – стереть.

В результате трёхлетнего послекризисного подъёма уровень 2008 г. был восстановлен и возникло стремление осуществить крупные меры по переходу к социально-экономическому росту. На это были нацелены указы Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2012 г. В Указе Президента «О долгосрочной государственной экономической политике» было предусмотрено повысить долю инвестиций в основной капитал – главный драйвер роста с 21% до 25% в 2015 г. и до 27% – в 2018 г., что обеспечило бы 4% ежегодный социально-экономический рост.

Но с 2013 по 2015 гг. государственные инвестиции, составляющие половину их общего объёма, не выросли на 40%, как намечалось, а сократились на 31%. Частные инвестиции при этом увеличились на 10%, но не смогли перекрыть 11%-е сокращение их общего объёма. В результате страна с 2013 г. перешла к 7-летнему застою с рецессией в 2015 г. На это повлияли также санкции развитых стран против России с 2014 г. после присоединения Крыма к России и падение вдвое цен на нефть, начатое со второй половины 2014 г. в связи со стремлением Саудовской Аравии и стран ОПЕК сдержать рост добычи нефти из сланцевых пород в США.

Более подробные данные о сокращении инвестиций в 2013-2015 гг. представлено в табл.2.

Таблица 2.

Динамика инвестиций в основной капитал в 2013-2015 гг. (в постоянных ценах) (прирост в %%, 2015 год к 2012 году)

Комментарий верстальщику: вставить слайд 2 из пдф-файла «05. Аганбегян_рисунки к статье», название таблицы на самом рисунке – стереть.

Негативное влияние на социально-экономическое развитие оказал также увеличивающийся отток капитала из России в другие страны, начавшийся с 2008 г. Показатели внешнеэкономического оттока каптала из России, который продолжается уже 15 год, показаны на диаграмме 3. Суммарный отток за это время превысил 1,1 трлн долл.

Диаграмма 3.

Приток и отток капитала из России в 2006-2022 гг., млрд долл.

Комментарий верстальщику: вставить слайд 3 из пдф-файла «05. Аганбегян_рисунки к статье», название таблицы на самом рисунке – стереть.

Внешнеэкономический отток усилился после введения санкций с 2014 г. в значительной мере в связи с тем, что санкции ограничили доступ наших предприятий и организаций к мировому финансовому рынку. Это показано на приводимом графике 4 долга России – всех его предприятий и организаций. Как видно, наши предприятия и организации в 3-х летний период после кризисного подъёма активно использовали заёмные средства с международного финансового рынка, в связи с чем общий долг России увеличился примерно до 730 млрд долл. на 1 января 2014 г. После введения санкций в 2014 г. нам перестали давать в долг сколь-нибудь крупные суммы, и он значительно сократился. Заметим, что доля государственного долга в общем долге России невелика и составляет всего 38 млрд долл. Современный долг России приблизился к 400 млрд долл. в 2023 г. По отношению к ВВП России, который по паритету покупательной способности составляет около 5 трлн долл., а по валютному курсу менее 2 трлн этот долг является одним из самых низких среди крупных стран мира.

График 4.

Внешний долг России на начало года в 2007-2022 гг.

(по данным Центрального банка России, млрд долл.)

Комментарий верстальщику: вставить слайд 4 из пдф-файла «05. Аганбегян_рисунки к статье», название таблицы на самом рисунке – стереть.

В период семилетней стагнации ВВП на душу населения увеличилось меньше, чем на 3%, инвестиции в основной капитал не выросли, а розничный товарооборот и реальные доходы населения немного снизились. Это представлена на графике 5.

График 5.

Динамика ВВП, реальных доходов, розничного товарооборота и накопления основного капитала (в %)

Комментарий верстальщику: вставить слайд 5 из пдф-файла «05. Аганбегян_рисунки к статье», название таблицы на самом рисунке – стереть.

Эта стагнация сменилась кризисом от коронавирусной пандемии в 2020 году. Наиболее тяжёлым годом этой пандемии с рекордной смертностью стал 2021 г., первый год, когда в Россию пришёл опаснейший индийский штамм «Дельта». Смертность населения России, снижающая до этого по 30 тыс. чел. в год и достигшая своего минимума в 2019 г. в размере 1801 тыс. человек, в 2020 г. увеличилась на 324 тыс. чел. и в 2021 г. ещё на 321 тыс. человек, достигнув максимума по России в 2021 г. – 2646 тыс. чел. В сочетании с сокращающейся рождаемостью это резко повысило размер депопуляции населения (превышение смертности над рождаемостью) – с 316 тыс. она сразу увеличилась до 669 тыс. чел. в 2020 г. и впервые в России в мирный период превысила 1 млн чел., составив 1043 тыс. человек. Если бы не было стагнации, то в 2020-2021 гг. уровень смертности продолжил бы снижаться, и она стала бы примерно на 60 тыс. меньше за эти два года. Поэтому дополнительная упущенная смертность в России в 2020-2021 гг. составила более 700 тыс. человек.

Из всех стран мира более высокая смертность была только в США – более 1 млн человек, но численность населения США 332 млн и поэтому на 1 млн жителей дополнительная смертность в период пандемии была в 1,5 раза меньше, чем в России, хотя заражённость населения превосходила Россию. Близкая к России смертность от пандемии наблюдалась в Бразилии, но население тоже превосходит Россию (214 млн человек против 146). Так что на 1 млн жителей дополнительная смертность от коронавируса ниже в 1,3 раза.

В крупных странах Европы в Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании заражённость в период пандемии намного превосходила Россию, а смертность на 1 млн человек в этих странах в 2-4 раза оказалась ниже, чем в России. Среди значимых относительно крупных стран мира по дополнительной смертности в пандемию, к сожалению, Россия стала лидером. Всего несколько небольших стран мира опередили Россию, в частности Перу в Латинской Америке.

Почему дополнительная смертность стала рекордно высокой именно в нашей стране? По нашему мнению, главных причин три:

- во-первых в России резко отстала вакцинация. Когда господствовал наиболее смертельный штамм «Дельта» (середина 2021 г.) в России было привито 30-35% населения, в то время как в ведущих странах мира – 60-80% населения. В международном рейтинге стран по вакцинации Россия заняла 134 место. Хотя Россия и первая разработана эффективную вакцину от коронавируса, и первой начала вакцинацию, но мощности самой фармацевтики по производству вакцин оказались относительно небольшими и смогли произвести несколько десятков миллионов доз, в то время как в США произведено более миллиарда доз и большинство стран их у США покупало;

- во-вторых, коронавирус поражал в основном пожилых людей с подорванным здоровьем. В России удельный вес таких людей был в разы выше, чем в других странах, как так здоровье взрослых россиян было подорвано в период трансформационного кризиса, когда подавляющая часть работающего населения испытывала депрессию и стресс из-за нищеты и огромной безработицы;

- в-третьих, в России был недостаточный коечный фонд, число инфекционных врачей, сил и средств в медицине, чтобы лучше справиться в 2020 г. с коронавирусной пандемией. Поэтому для госпитализированных больных в пандемию был отдан значительный фонд, сил и средств, использованные ранее для борьбы с сердечно-сосудистыми, нервными, лёгочными, эндокринными и др. заболеваниями. Был сохранён только фонд борьбы с онкологией. Масса врачей и другого медперсонала из указанных отделений больницы были использованы для борьбы с пандемией. Поэтому неожиданно для всех вместо сокращения смертности от сердечно-сосудистых и других упомянутых болезней она увеличилась на 160 тыс. человек.

В последнее десятилетие, в период стагнации и кризисов ВВП России увеличился на 8%, инвестиции в основной капитал не выросли, а реальные располагаемые доходы населения немного сократились, численность умерших здесь увеличилась на 160 тыс. чел. в 2022 г.

Когда неожиданно это случилось, правительство приняло экстра-меры – увеличить на 1,5 трлн руб. финансирование здравоохранения. В кратчайших срок, в том числе с использованием армии, построили ряд госпиталей для больных коронавирусом и вернуло кардиологов и других специалистов в свои отделения. И в 2021 г. смертность здесь значительно сократилась, но упущенного не вернёшь.

Мы столь подробно остановились на смертности в период коронавирусной пандемии, что именно она, а не спад экономики и других социальных показателей, стала главным ущербом для нашей страны. Ибо, дороже жизни людей ничего нет.

С конца 2022 г. пандемия пошла на спад и, казалось, мы сможем серьёзно заняться социально-экономическим развитием, тем более что в 2021 г. экономика (ВВП) увеличилась на 5,6%, поднялись инвестиции, выросли реальные доходы и почти по всем социально-экономическим показателям был превышен докризисный уровень 2019 г.

Со второго квартала 2022 г. экономика начала снижаться по 3-4% за квартал и это продолжалось четыре квартала, включая первый квартал 2023 г. Причина – СВО в Украине и последовавшие жёсткие санкции против России от «недружественных» стран.

Но и в этих трудных условиях смертность населения удалось сократить в 2022 г. с 2446 тыс. чел. до 1899 тыс. чел., а за 9 месяцев 2023 г. ещё на 140 тыс. человек. Так что в 2023 г. уровень смертности России будет даже ниже, чем в предкризисном 2019 г. – менее 1,8 млн чел. К тому же второй и третий кварталы 2022 г. характеризовались значительным улучшением почти всех социально-экономических показателей. И в целом экономика и социальная сфера 2023 г. превзойдёт лучшие до этого по показателям 2019 и 2021 г., так как рост ВВП в этом году ожидается примерно в размере 3%.

За последние 10 лет ВВП России вырос на 8%, США – на 24%, развивающихся стран – на 40%.

В итоге за 30 лет ВВП России увеличился примерно на 20% в сравнении с 1,5 раза в странах ЕС, двухкратным росте в США, повышением в 2,5 раза по постсоциалистическим странам, в 3-5 раз возрос в развивающихся странах и в 7 раз в Китае. ВВП России, который в 80-е годы прошлого века по объёму уступал только США, теперь переместился на 5-6 место при расчёте по паритету покупательной способности и на 10-12 место по валютному курсу (по номинальному ВВП), пропустив вперёд США, Китай, Индию, Японию, Германию, Великобританию, Францию, Италию, Канаду и Южную Корею. По уровню экономического развития (ВВП на душу населения) Россия занимает 50-60 места в международном рейтинге среди стран мира, а по уровню социального развития – 60-70 места, по бедности населения – 80-90 места, по ожидаемой продолжительности жизни и уровню здоровья населения – 100-е места. Отстаёт Россия от других стран по технологическому уровню, инновационному развитию и робототехнике. По международным рейтингам Россия «пятится» назад и по другим социально-экономическим показателям среди стран мира.

И это, несмотря на богатство России в части территории, значительной численности населения, огромных природных богатств, высоком уровне образования и наличия знаний у трудоспособного населения. Как выразился Б. Акунин: «Россия – это богатая страна бедных людей».

Последний прогноз Минэкономразвития предусматривает возвращение к стагнации до 2030 г. и рост ВВП с 2021 г. по 2030 г. на 17%, а реальных доходов населения на 20%.

Столь негативные тренды технологического и социально-экономического развития России фактическое «топтание на месте» объясняется неэффективной социально-экономической системой, в которую перешла новая Россия после распада СССР.

Такое продолжение застойного периода России до 2030 г. не соответствует стремлению руководства России, изложенного в исторически важных указах Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Жизненно важным для России является возобновление роста экономики и социальной сферы.

КАК НАМ В БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ ВОЗОБНОВИТЬ РОСТ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ?

Социально-экономический рост, как известно, зависит, прежде всего, от доли инвестиций в основной капитал в ВВП (18-22%) и от доли «экономики знаний» – главной составной части человеческого капитала (14-15%). Эти два фактора – определяющие. Их сумма, грубо говоря, составит около 35% ВВП, А экономический рост, если возьмём статистику стран, у которых он есть, начинается примерно с 45% этой доли. В развитых странах главный источник – это «экономика знаний» (их доля в ВВП 30-40%). А вторым драйвером здесь являются инвестиции в основной капитал (доля около 20%), так что сумма двух главных драйверов экономического роста в развитых странах – 50-60%. В индустриальных развивающихся странах и странах с переходной экономикой главный драйвер – инвестиции в основной капитал. Их доля 25-30%. Второй источник роста «экономика знаний» – доля 15-25%. Суммарно, как видно, это также 50-60%. В Китае соответствующие показатели – 43% и 22%, сумма – 65%. В США – «экономика знаний» – 40%, инвестиции – 20%, сумма – 60%. Именно поэтому Китай является страной с самыми высокими темпами, а США – самая мощное страна по технологическому, экономическому и социальному уровню. К таким высоким показателям должна стремиться и Россия.

И мы имеем возможность за 3-4 года увеличить инвестиции в основной и человеческий капитал на 10-15% в год и поднять долю инвестиций с 18-22% до 25-27%, а «экономики знаний» нужно повысить с 14-15 до 20%.

Куда направить такие возрастающие средства? Нам нужно массово начать технологическую реконструкцию с расширением действующих предприятий. Это сделать трудно, так как у нас ликвидированы многие проектные организации, которые могли бы этим заниматься. Но люди-то остались, это огромное поле для деятельности. Можно приглашать иностранцев из дружественных стран в качестве экспертов. Каждое предприятие должно быть оценено: как его реконструировать так, чтобы в 2–3 раза поднять производительность, эффективность, качество продукции, пристроить новые цеха, если это нужно.

Кроме того, нам необходимо увеличить к 2035 году в 4 раза ввод новых мощностей по среднетехнологическим и высокотехнологическим отраслям, чтобы достичь уровня развитых стран. Среднетехнологические – это основное машиностроение и химия, а высокотехнологические – это полупроводники, авиация, фармацевтика. И, конечно, необходимы вложения в недвижимость, особенно в жилищное строительство и в транспортную систему.

Но всё это должно быть пропорционально. Сейчас у нас видимых инвестиций в основной капитал – 27 трлн рублей и примерно 18 трлн рублей – в «экономику знаний». Поэтому, с позиций сегодняшних объёмов, нам нужно дополнительно изыскивать ежегодно по 5-6 трлн рублей.

Где взять деньги? Самый главный «денежный мешок» в стране – банковские активы, которые втрое выше расширенного консолидированного бюджета государства. Их сумма – 138 трлн рублей (2022 г.). Из этой суммы долговременный инвестиционный кредит в основной и человеческий капитал всего 1%. Доля инвестиционного банковского кредита около 10% от общей суммы инвестиций в отличие от 50-60% в развитых странах и 30-40% в развивающихся странах, где доля инвестиций в ВВП намного выше, чем в России.

Для решения поставленной задачи нам нужно коренным образом изменить структуру кредитования. Не «короткие», а инвестиционные кредиты, их объём должен быть увеличен в приоритете с 1,3 трлн руб. вначале до 5 трлн руб., а потом и более крупных размеров.

Но для реальной окупаемости долговременных инвестиционных кредитов они не могут предоставляться при существующей ключевой ставке Центрального банка, которая вдвое выше рентабельности промышленности. На технологическое перевооружение действующих предприятий с окупаемостью 5-7 лет эти кредиты необходимо предоставлять максимум под 5% годовых. А для создания новых мощностей, срок окупаемости которых 10-12 лет, кредит лучше предоставлять под 3%. Что касается инвестиций в транспортную инфраструктуру, то следовало бы кредитную ставку снизить до 1-2%, так как окупаемость здесь 20-25 лет. Именно на кредитные деньги такая инфраструктура строится в Китае и ряде других стран.

На первых порах при относительно высокой ключевой ставке ЦБ столь низкопроцентные инновационные кредиты будут нуждаться в дотации государства для банков. Размер подобных дотаций, видимо, может быть в размере 5% от кредита. У нас в бюджете 5 трлн рублей – расходы на национальную экономику. Значительных часть таких объектов являются окупаемыми, но в бюджете финансируются безвозвратно. Если это заменить низкопроцентным кредитом, можно высвободить необходимую часть бюджетных средств.

Другой возможный источник инвестирования – средства предприятий. Следовало бы освободить от налога ту часть прибыли, откуда берутся инвестиции – это даст 1-2 трлн рублей. Целесообразно также сократить сроки амортизации, за счёт которой также формируются инвестиции. Эти две меры намного повысят заинтересованность предприятий в мобилизации инвестиций на своё технологическое перевооружение.

Третий источник дополнительных инвестиций – выпуск облигационного займа для населения, желающего приобрести жильё или легковой автомобиль. Когда семья накопит объём облигаций, покрывающих значительную часть затрат на эти объекты, для них может быть подобрано жильё и желаемый автомобиль со скидкой от цены и предоставлением ипотечного и автомобильного кредита по низкой ставке. Ибо средства от покупки облигаций будут заблаговременно поступать в стройорганизации по жилью и автозаводы, расширяя к тому же спрос на их продукцию. Для всех это будет выгодно.

И, наконец, важнейшим источником дополнительных средств может быть долг государства. Мы единственная страна, имеющая государственный внешнеэкономический долг около 3% ВВП. У Китая – 67%, к примеру. В ЕС – 85%, у США – 120%, у Японии – более 200%. Почему бы России не занять, к примеру, сотню миллиардов у Китая, имеющего резервы в размере 3,5 трлн долл., или у Саудовской Аравии и стран ОПЕК с их резервами в 1 трлн долларов?

Потребуется 3-4 года для того, чтобы при форсированных инвестициях в основной и человеческий капитал (в сферу «экономика знаний») в размере 10-15% ежегодного прироста поднять их доли в ВВП по инвестициям свыше 25% и по вложениям в «экономику знаний» в размере 20%, что при эффективном их использовании обеспечит прирост ВВП.

Если эти меры начать с 2024 г., то в 2026-2027 гг. прирост ВВП достигнет ежегодно 3-4%. Это позволит увеличить объём финансовых средств в стране по 6-7 трлн руб. в год, значительную часть которых можно направить на повышение уровня жизни населения. На эти цели также могли бы быть направлены национальный фонд благосостояния, который целесообразно использовать только по своему прямому назначению. Многое может быть здесь сделано и за счёт средств от прибыли предприятий и организаций, которые составляют около 30 трлн руб. ежегодно.

Следовало бы, прежде всего поднять минимальную заработную плату до 35 тыс. руб. в месяц в основном за счёт самих предприятий и организаций, что потребует от них по оценке до 6 трлн рублей в год.

Крайне важно также серьёзно повысить уровень жизни пенсионеров, по которому наша страна в международном рейтинге занимает 80-90 места среди стран мира, в то время как по уровню реальных доходов и конечному потреблению домашних хозяйств мы на 50-60 месте. Для этого надо провести реформу по повышению пенсионного обеспечения на основе нового финансирования пенсий, принятого в большинстве стран мира, с формированием пенсионных накоплений на половину за счёт заработной платы работников. В классическом виде такая система применена в Чили, где средний размер пенсии в 2,5 раза выше по паритету покупательной способности в сравнении с Россией, хотя по уровню экономического развития Чили немного уступает России. Подобная система применена и в Германии в усовершенствованном виде. В соответствии с этой системой пенсионные накопления формируются на паритетных началах за счёт предприятий и организаций для своих сотрудников и из их зарплаты (отчисления обычно составляют до 10% зарплаты). Чтобы не снизить реальные доходы и реальную зарплату сотрудников, одновременно при переходе к новому пенсионному обеспечению, следовало бы индексировать размер зарплаты и доходов, из которых уплачивается пенсионные взносы. Это приведёт к небольшому повышению себестоимости на предприятиях, которое будет скомпенсировано предлагаемым снижением налогообложения прибыли, из которой черпаются инвестиции в основной и человеческий капитал.

Предстоит также продолжить инициативы Президента РФ В.В. Путина о предоставлении льгот и привилегий малообеспеченным семьям, имеющим детей, что не только улучшит условия их жизни и сократит малообеспеченность в нашей стране, но и стимулирует увеличение рождаемости, если правильно построить эту систему. Крайне важно не ограничится здесь только денежными выплатами, но и предоставить льготы по жилищным условиям и качеству питания в детских учреждениях и школах.

Мы, пожалуй, единственная страна, где размер пособия по безработице ниже прожиточного минимума, и это пособие следовало бы увеличить по крайней мере втрое до уровня других стран с примерно таким же душевым доходом. Безработица у нас находится на минимальном уровне и поэтому средств здесь потребуется не так много.

Самое сложное – поднять низкие душевые доходы (25-30 тыс. руб. на душу в месяц против 46 тыс. рублей в среднем по России) на селе и в малых городах. По предложениям Ассоциации «Федеральный сельсовет» это может осуществлено при расширении фермерства за счёт лучших подсобных хозяйств на несколько сот тысяч человек, используя льготы и привилегии со стороны государства. В крупных сёлах и малых городах при потребительской кооперации, объединяющих фермеров, могли бы быть созданы обслуживающие их организации и мелкие и средние предприятия по переработке дополнительной сельхозпродукции, а при общероссийском КООПе можно сформировать относительно дешёвую сеть продовольственных магазинов. Это позволит значительную часть прибавочной стоимости сельхозпродукции, которая в настоящее время изымается из села за счёт монопольного положения заводов по переработке сельхозпродукции и диктата крупных торговых сетей.

Важнейшим направлением подъёма благосостояния граждан является – более полная обеспеченность нашего населения комфортными жилищными условиями с обеспеченностью жилья холодной и горячей водой, туалетом, душем или ванной, круглогодичным отоплением, то есть первичными благами, являющихся жизненно важной задачей. В среднем по России эта первичное благоустройство жилья составляет около 70%, в городе – намного выше, а на селе – это касается менее половины. По средней обеспеченности комфортным жильём в размере около 20 кв. метров Россия вдвое уступает странам ЕС и втрое США. К тому же наблюдается большое социальное неравенство в жилищных условиях между богатыми и бедными семьями. В 2020 г. 17% населения проживало в жилых помещениях, где на 1 человека приходилось менее 15 кв. метров. При этом 40% малообеспеченного населения (из первой 20% группы – 29 млн человек) проживало с обеспеченностью менее 15 кв метров. Зато более 30% населения пятой группы с наибольшими доходами имели свыше 40 кв. метров на душу, а больше половины – свыше 30 кв. метров.

Самой острой проблемой благосостояния россиян является чрезмерное социальное неравенство. В 2022 г. 10% зажиточного населения имели душевой доход в размере 133 тыс. рублей, а 10% малообеспеченных – 8,9 тыс. руб. в месяц. Разница – более 15 раз. В странах эта разница в среднем составляет около 10, в Германии – 6,9, в социал-демократических странах Северной Европы – около 6 и меньше всего в Японии – 4,6. В СССР в 80-е годы этот коэффициент составлял 3. Коэффициент социального неравенства – коэффициент Джини в России превышает 0,4, в Европе – 0,3, в СССР и Японии – около 0,2. Необходимо разработать меры, чтобы сократить децильный коэффициент неравенства в 2025-2026 гг. до 10 раз, а к 2030 г. – до 6 раз.

Для этого целесообразно, кроме предложенных уже мер по сокращению неравенства (увеличение минимума зарплаты, пенсий, пособий, доходы селян), ввести по примеру подавляющих стран мира прогрессивный подоходный налог, повысив налог с заработка свыше 100 тыс. руб. в месяц. Например, с дохода со 100 до 200 тыс. рублей – изымать 20%, а не 13%, с 200 до 300 тыс. – 25%, с 400 до 500 – 30%, а свыше 500 тыс. рублей – 35%. При этом прогрессивный налог не применяется к доходам, которые направляются на благотворительность, в паевые инвестиционные фонды, в облигационные займы, фонды добровольного пенсионного обеспечения и страхование жизни, на цели здравоохранения и образования. А с душевых доходов до 40 тыс. рублей в месяц подоходный налог полностью отменяется, как это принято в ряде стран.

С определённого уровня доходов и жилищных условий предлагается ввести налог на частную недвижимость в размере 1-2% рыночной капитализации недвижимости, как это также принято в большинстве стран мира. При этом малообеспеченные освобождаются от этого налога, а среднеобеспеченным при введении этого налога индексируется зарплата с тем, чтобы их реальная зарплата не изменилась.

Другая важная мера по сокращению социального неравенства – введение повышенного налога на предприятия и организации, производящие и поставляющие товары и услуги преимущественно для богатых, и которые не только недоступны малообеспеченным, но даже и среднеобеспеченным россиянам. Например, при строительстве и продаже элитных квартир со стоимостью кв. метра более 100 тыс. рублей, применительно к элитным торговых сетям типа Азбука вкуса и Глобус Гурмэ, применительно к дорогим ресторанам, к 4* и 5* отелям, элитному автотранспорту и, тем более ювелирных изделий, и др. И, напротив, снижение налогов для тех производств и торговых организаций, поставляющих товары и услуги, доступные малообеспеченным и среднеобеспеченным. Здесь может быть применена и система акцизов на отдельные виды товаров и услуг. Например, яхты, самолёты, вертолёты и др.

ПЕРЕХОД К СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВЫСОКОРАЗВИТОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО РЫНКА, НАПРАВЛЯЕМОГО СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПЯТИЛЕТНИМ ПЛАНИРОВАНИЕМ

Это предполагает кардинальную трансформацию существующей государственно-олигархической системы с сокращением доли предприятий и организаций, контролируемых государством, в создании ВВП с 70% (по оценке Всемирного банка) до 40-45% путём широкой приватизации тех предприятий и организаций, подчинённых государству, которые занимаются коммерческой деятельностью. Более эффективно отдать коммерцию частнокапиталистическим компаниям.

Так что главная реформа – реформа собственности, которая могла бы постепенно осуществляться в 2026-2030 гг. Напомню, что, по данным того же Всемирного банка, в 2003 г., когда была практически завершена широкая кампания по приватизации в России, доля предприятий и организаций частнокапиталистической собственности (отечественных и зарубежных) в формировании ВВП составила 65%, а на долю государства осталось 35%. При этом объём консолидированного госбюджета страны составлял в ВВП около 20%. В последующий период восстановительного подъёма преобладал тренд огосударствления – были созданы крупнейшие концерны, подчиненные государству: Роснефть, РЖД, Ростехнологии, Интер РАО и многие другие. По примеру федеральных властей заметная часть частной собственности часто при её банкротстве подчинялась региональной власти. Удельный вес банковских активов в государственных банках и банках при структурах, подчинённых государству (типа Газпромбанка или Банковской группы Зенит), составило 75%, а многие частные банки были закрыты и переподчинены, включая самый мощный в истории России частный Банк Открытие с активами в 5 трлн руб. Он недавно подчинён госбанку ВТБ. 30 регионов России не имеют ни одного собственного банка, у них хозяйствуют филиалы, в основном московских банков. А основной банк России – Сбербанк – является единственным банком в мире, чьи активы примерно равны консолидируемому бюджету всей страны и составляет 37 трлн руб. (более четверти ВВП). Понятно, что ни о какой нормальной конкурентной среде в банковском деле России не может быть и речи. Под надзором государства находятся и фондовые биржи России – крохотные по мировым меткам, заполненные «короткими» деньгами и имеющие полуспекулятивный характер. Поэтому сколь-нибудь эффективно действующего рынка капитала, основанного на «длинных» деньгах, в России нет. Как нет и эффективной рыночной среды, стимулирующей экономический рост.

Второй важнейшей реформой могла бы быть реформа всей финансовой системы. Речь идёт о реформе налогообложения, которое крайне высоко у частного сектора, не оставляя им достаточных средств для бизнеса. Налоговая система России является преимущественно фискальной, а не стимулирующей, не регулирующей социальное неравенство. Именно поэтому доля олигархического капитала в России в формировании ВВП является самой высокой в мире. Капитал олигархов (долларовых миллиардеров) составляет 35% ВВП в России против 18% – в США и менее 15% в большинстве других крупных стран. О пагубности такой концентрации богатства, тормозящей социально-экономическое развитие страны, предупреждал классик реформаторства Людвиг Эрхард (Германия) в своей знаменитой книге «Благосостояние для всех».

Доля консолидированного бюджета в индустриальных странах намного ниже, чем в развитых странах, ибо им нужны большие частнокапиталистические средства для высоких темпов развития, чтобы приблизиться по социально-экономическим показателям к развитым передовым странам. Следовало бы снизить долю консолидированного бюджета России вместе с внебюджетными госфондами с 35-40% ВВП до 25-30% за счёт более широкого использования долговременного инвестиционного кредитования вместо безвозвратных, недостаточно эффективных, государственных вложений в национальную экономику.

Коренная реорганизация необходима банковской системе России, её нужно переориентировать в первую очередь для работы по финансированию социально-экономического роста страны и благосостояния народа. Для этого надо организовать воспроизводство «длинных» денег, являющихся основой для инвестиций в основной и человеческий капитал – главный драйвер этого роста. Только банковская система России из всех стран выделяет всего 1% своих активов (138 трлн руб. в 2022 г.) на долговременные инвестиции в основной и человеческий капитал. Человеческому капиталу от банков идут «гроши», поскольку у нас не развиты долговременные низкопроцентные кредиты для молодёжи для получения профессионального и высшего образования.

Центральному банку, на наш взгляд, ошибочно подчинили внебанковские фонды финансовых средств и под эгидой ЦБ один влачат поистине «жалкое существование». Удельный вес внебанковские фондов «длинных» денег в России составляет всего около 20% ВВП, в ЕС – 120%, а в США – даже 200% ВВП. Поэтому у них в избытке есть инвестиционные ресурсы, формирующиеся на основе «длинных» денег, а в России – хронически недостаток инвестиций, и поэтому самая низкая норма инвестиций в основной и человеческий капитал в ВВП в сравнении с индустриальными странами.

В России попросту мизерный паевой фонд, которым пользуются все семьи в развитых странах, вкладывая деньги не в низкие банковские проценты, а в Mutual funds, которые дают вдвое-втрое выше накопления. Особая значимость для долговременных инвестиций имеют колоссальные накопительные пенсионные фонды, часть из которых в США превышает 1 трлн долл. В России близкого ничего нет …

А венчурные фонды, за счёт которых развиваются инновации? В России их суммарный объём 2,4 млрд долл., а в США – это 330 млрд долл., и один из главных финансистов этих вложений Юрий Мильнер – сын Бориса Мильнера, члена-корреспондента РАН по экономике. Он закончил физфак МГУ, став вначале инвестором, а потом владельцем крупнейшего венчурного фонда, вкладывая ежегодно по 19 млрд долл., имея собственных 7,8 млрд долл. Китайские венчурные фонды финансируют 130 млрд долл. ежегодно.

Центральный банк отвернулся от задач развития страны и поэтому даже не подсчитывает, насколько тормозит наше развитие неустойчивый валютный курс рубля, прыгающий в 1,5, а иногда и в 2, раза, втрое более высокий уровень инфляции в последнее десятилетие, чем в других страна. Сами финансовые ресурсы крайне малы: монетизация около 50% ВВП, в то время как в Китае – более 200% их огромного ВВП. Банковские активы России в 2-3 раза меньше по отношению к ВВП по сравнению с европейскими странами.

Совсем плохо в России с воспроизводством «длинных» денег. Россия почему-то не использует здесь выпуск долговременных казначейских облигацией, которые скупает главным образом ЦБ и другие большие фонды, формируя таким образом на 5-10-20 лет (а в США – 40 и в Японии – до 50 лет) накопленные «длинные» деньги.

Естественно, что ключевая ставка ЦБ в развитых странах и передовых развивающихся странах в разы ниже, чем в России, и инвестировать там выгодно за счёт заёмных средств, а в России, напротив, крайне невыгодно, поскольку прибыльность промышленности вдвое ниже ключевой ставки. В Китае, напомню, ключевая ставка около 4% и даже скоростные железные дороги в значительной мере строятся на базе долговременных кредитов. Иначе, как они могли бы построить 50 тыс. км скоростных дорог, больше, чем их построил весь мир без Китая, за всё время.

Со временем нам предстоит в разы уменьшить величину НДС, которая завышает российские цены, в том числе потребительские и тормозит развитие экономики.

Из всех крупных экономических сфер – именно финансы, бюджет и банки, определяющих развитие любой страны, занимают самые низкие позиции в международных рейтингам (близко к 100 местам) и нужна специальная программа, чтобы достичь здесь нормальных результатов. Китаю и многим другим странам это удалось и можно у них поучиться. Перед нами опыт многих стран, которые преобразовали и развили свои финансы. Мы же здесь живём своим «убогим» умом, не заимствуя новое и передовое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Третья группа реформ – реформы регионального управления. Целесообразно, на наш взгляд, укрупнить территориальное административно-экономическое деление страны, заменив 89 субъектов федерации, скажем 15-20 крупными губерниями и автономными республиками.

Каждый субъект федерации следовало бы перевести на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление, перераспределив права и обязанности центра и субъектов федерации.

Перед нами три выдающихся примера федерального административно-территориального устройства и взаимодействия – США, Канада и Германия.

Россия по территории – крупнейшая страна в мире и её экономика сильна регионами. Процветание регионов – ключ к процветанию России в целом. Каждый регион должен вносить в развитие России всё возрастающий вклад и поддерживать высокий жизненный уровень своего населения.

Чрезмерная разница почти всех экономических и социальных показателей развития регионов, доходящая до трёх и более раз, не имеет прецедентов среди других значимых стран.

И последняя группа важнейших реформ в рассматриваемой сфере – реформы социальной системы. Уже было сказано о пенсионной реформе, о коренных изменениях в минимальной зарплате, пособиях по безработице, пособиях на детей, о необходимости приоритетного увеличения доходов населения на селе и в малых городах, о сокращении социального неравенства, прежде всего по душевым доходам и жилищным условиям по крайне мере вдвое.

Коренная реформа необходима в области здравоохранения с тем, чтобы увеличить прежде всего финансирование здравоохранения с 5-6% ВВП (120-140 место в международном рейтинге ПРООН среди 189 стран) до 7-8% к 2025-2026 гг. и до 10-12% к 2030 г. с задачами по радикальному сокращению смертности, особенно по сердечно-сосудистым патологиям, болезням пневмонии, органов пищеварения, нервным и эндокринным болезням (прежде всего сахарному диабету), а также по таким социальным болезням, как туберкулёз и ВИЧ.

В системе здравоохранения предстоит резко увеличить первичное звено, введя повсеместно систему семейных врачей, как это принято в передовых странах.

Надо стимулировать создание профилакториев, санаториев, детских лагерей, домов отдыха, врачебных кабинетов при крупных организациях и предприятиях, при профсоюзах, используя здесь положительный советский опыт. Предстоит воссоздать всестороннюю систему оздоровления населения.

Особое внимание при этом должно быть уделено здоровью детей и престарелых, для которых надо создать по примеру Японии, США и других стран специальную льготную систему страхования по здравоохранению.

И здесь, как и применительно к пенсионной системе, по примеру подавляющего большинства других стран целесообразно перейти к уплате половины страховые взносов на здравоохранение из собственной зарплаты и доходов также с соответствующей индексацией заработной платы.

Коренным образом должно быть улучшено образование врачей и медперсонала, уровень которого никак не соответствует показателям развитых стран и не признаётся другими странами мира. Для того, чтобы стать врачом в России, число лет обучения и особенно стажировки на 3-5 лет меньше, чем в передовых по здравоохранению странах. Соответственно для таких новых врачей должна быть и соответственно повышенная зарплата. По размеру зарплаты врачей Россия занимает одно из самых низких мест среди значимых стран мира – отсюда и результаты – 100-е места среди стран по ожидаемой продолжительности жизни и по уровню здоровья населения России.

В кардинальной реформе нуждается и наша система высшего и профессионального образования. Она даёт вполне достойные знания, но часто не включает в программу обязательную стажировку и наличие опыта, прежде чем включиться в постоянную работу.

Эта сфера плохо финансируется – 4% ВВП и 120 место из 189 стран по международному рейтингу ПРООН (Программа развития ООН). Крайне слабо в России развито образование по двум дисциплинам – например, юрист и финансист, или физик и врач и др. Коренные изменения грядут и в онлайн обучении.

Обо всём на скажешь, но крайне важно реформировать также жилищно-коммунальное хозяйство, сделав его приватизированным и эффективным.

В ходе этих реформ будет постепенно сформирована социальная рыночная система и социальное государство.

Эта будет высокоразвитая социальная система, соответствующая передовой стране с рыночной экономикой. Важно осознать, что наша нынешняя социальная система во многом не соответствует уровню нашего экономического развития и системе рыночной экономики. В рыночной экономике не может быть не прогрессивным подоходный налог. Не может отсутствовать серьёзный налог на недвижимость, не может быть пенсионная система, средства которой формируются без участия зарплаты и доходов граждан, не может быть столь низкой номинальной зарплаты, подавляющая часть которой идёт на оплату товаров и услуг, не может быть пособие по безработице ниже прожиточного минимума и т.д. Предлагаемые социальные реформы исправляют эти недостатки. Для этого приходится, чтобы не снизились реальные доходы и зарплата, их индексировать, тем самым номинальная зарплата повысится, по-видимому, раза в 1,5. И будет не 70 тыс., как сегодня средняя зарплата в стране, а по условиям нашего экономического развития достигнет примерно 100 тыс. рублей.

При этом удельный вес покупки товаров и услуг из средств зарплаты сократится с нынешних 75% до примерно 50%, а может быть и ниже. А со временем при росте уровня жизни до одной трети. Такой рост зарплаты резко повысит заинтересованность трудящихся в получении более высоких её размеров, так как прибавка зарплаты не пропорционально распределяется по всем затратным статьям, а в большей части поступает в распоряжение её получателя. – расширяются возможности и выбор каждого работающего в регулировании своей жизни. Он может выбрать менее дорогую страховку по здравоохранению, не иметь столь большой недвижимости и участка земли, чтобы не уплачивать за это высокий налог и многое другое. Люди будут больше заинтересованы повышать свою квалификацию, находить более выгодную работу, интенсивнее и качественнее работать, а главное – вдвое сократится социальное неравенство, социальная система станет более справедливой не только на деле, но и в восприятии самих работников.

Ключевым, пронизывающим все сферы, является коренное преобразование всей системы управления экономикой и социальной сферой на основе стратегического пятилетнего планирования, модернизированного для рыночного хозяйства. Примерно 40 стран использовали такие стратегические пятилетние планы, прежде всего для ускоренного развития. На основе шести пятилетних планов из руин поднялась послевоенная Франция, Япония из отсталой стала самой передовой, Южная Корея из полуграмотной нищей страны превратилась в лидера робототехники, полупроводников и других высокотехнологических сфер, передовой страной мира. Перечень рыночных стран, использующих пятилетнее планирование представлено в таблице 6.

Таблица 6.

Страны мира, использовавшие пятилетние планы

Комментарий верстальщику: вставить слайд 6 из пдф-файла «05. Аганбегян_рисунки к статье», название таблицы на самом рисунке – стереть.

В 2017 г. Индия завершила 12-ю пятилетку, развиваясь по 6-8% ежегодно, добившись крупнейших успехов в развитии информационных технологий. Турция при всех недостатках ежегодно в последнее десятилетие демонстрирует 6% ежегодный рост, успешно выполняя 11 пятилетку. Высший пример – Китай, который на основе стратегических пятилетних планов из отсталой страны стал одним из лидеров мирового развития, в том числе в области инноваций, развития высокотехнологических отраслей, наводнив как главная экспортная держава весь мир своими товарами.

Здесь есть, у кого учиться и у кого перенять опыт. Великим достижением социалистической экономики является плановое хозяйство в новых рыночных условиях. В новых рыночных условиях его взяла на вооружение не Россия, главный правопреемник Советского Союза, а другие страны. И сравнительный результат 30-летнего пути свидетельствует, к сожалению, не в наше пользу.

Я рассматриваю только экономические и социальные реформы. Понятно, что их надо дополнить и связать с реформами юридической, политической, и, возможно, других сферах. Надеюсь, что специалисты серьёзно займутся этими необходимыми реформами.

И самое последнее. Трудоспособное население России во многом наделено достаточно высокими знаниями, поскольку в среднем обучалось около 13 лет. По уровню и качеству знаний по мировым рейтингам Россия опережает Италию и Францию, большинство постсоциалистических стран и почти все развивающиеся страны, в том числе все страны БРИКС. А ведь знания – один из главных потенциалов, определяющих будущее развитие страны.

При этом, какую бы сферу в России мы ни взяли, в ней всегда есть лучшие регионы, выдающиеся предприятия и организации, полноценные коллективы, работающие на высшем мировом уровне. Увы, пока это единицы, но раз они есть и есть высококвалифицированные специалисты, этот опыт можно распространить и поднять технологический, экономический и социальный уровень страны. Резервы и возможности в России огромны, и я верю, что нашу страну в области экономики и социального развития ждёт великое будущее!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.