Научная статья на тему 'ГЛАВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД РОССИЕЙ'

ГЛАВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД РОССИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1044
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИНВЕСТИЦИИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ / ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аганбегян Абел Гезевич

В статье проанализированы основные вызовы для устойчивого развития России, названы меры для достижения социально-экономического роста в стране. Среди них - форсированный рост инвестиций (по 10-15% ежегодно) в основные фонды и в человеческий капитал, а также кардинальные реформы. В частности, реформа собственности, финансовая реформа, реформа регионального управления, социальная реформа и переход к стратегическому планированию с директивными заданиями для государственных организаций и индикативными показателями для частного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN ECONOMIC CHALLENGES FACING RUSSIA

The article analyzes the main challenges for the sustainable development of Russia, identifies measures to achieve socio-economic growth in the country. Among them are the accelerated growth of investments (by 10-15% annually) in fixed assets and in human capital, as well as cardinal reforms. In particular, property reform, financial reform, regional governance reform, social reform and the transition to strategic planning with directive tasks for state organizations and indicative indicators for private business.

Текст научной работы на тему «ГЛАВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД РОССИЕЙ»

88

DOI: 10.38197/2072-2060-2022-238-6-88-101

главные

экономические

вызовы, стоящие

перед россией the main economic challenges facing russia

АГАНБЕГЯН АБЕЛ ГЕЗЕВИЧ

Академик Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор

ABEL G. AGANBEGYAN

Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы основные вызовы для устойчивого развития России, названы меры для достижения социально-экономического роста в стране. Среди них - форсированный рост инвестиций (по 10-15% ежегодно) в основные фонды и в человеческий капитал, а также кардинальные реформы. В частности, реформа собственности, финансовая реформа, реформа регионального управления, социаль-

ная реформа и переход к стратегическому планированию с директивными заданиями для государственных организаций и индикативными показателями для частного бизнеса. ABSTRACT

The article analyzes the main challenges for the sustainable development of Russia, identifies measures to achieve socio-economic growth in the country. Among them are the accelerated growth of investments (by 10-15% annually) in fixed assets and in human capital, as well as cardinal reforms. In particular, property reform, financial reform, regional governance reform, social reform and the transition to strategic planning with directive tasks for state organizations and indicative indicators for private business.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономический рост, инвестиции, человеческий капитал, социальные реформы, финансовая реформа, стратегическое планирование. KEYWORDS

Economic growth, investment, human capital, social reforms, financial reform, strategic Planning.

Недавно исполнилось 30 лет новой России. За это время ее экономика, валовый внутренний продукт увеличился всего на 17%. Для сравнения: в Европейском союзе — в 1,5 раза, в США — в 2 раза, в развивающихся странах — от 3 до 5 раз, а в Китае — даже в 7 раз. Экономика России, грубо говоря, «топчется на месте». И главный вызов состоит в том, что нужно коренным образом преобразовать нашу социально-экономическую систему, которая за 30 лет показала свою непригодность в обеспечении устойчивого экономического роста.

Об этом со всей наглядностью свидетельствует последние 10-15 лет — период стагнации и кризисов. Стагнация, пожалуй, худшее время в развитии экономики. Обычно она бывает относительно долгой — в России она длилась 7 лет (2013-2019 гг.), в США — 12 лет (1970-1982 гг.), в Англии — почти 10 лет до прихода М. Тэтчер как премьер-министра (1979 г.). Экономические кризисы в разы короче и обычно продолжаются 1-2 года, к тому же кризис содержит встроенный механизм отскока от дна — послекризисного подъема. Поэтому мудрые китайцы обозначают кризис двумя иероглифами, первый их которых — «Беда», а второй — «Шанс». Кризис 2008-2009 гг. начался в IV квартале и продолжался пять кварталов и всего за 1,5-2 года ВВП, промышленность, внешнеэкономический оборот, розничная торговля и потребление населения полностью восстановились и превысили лучшие предкризисные показатели. А ведь в России был самый глубокий кризис среди 20 крупнейших стран мира и объем ВВП снизился на 7,8% — вдвое больше, чем в развитых странах, а в развивающихся странах объем ВВП даже и не сокращался. Да и объем внешнеэкономического оборота в России снизился на 40% против 20% в мире.

В отличие от кризиса, стагнация, напротив, вызывает длительные негативные тренды. В 2014-2019 гг., например, в период стагнации реальные доходы населения России сократились на 7%, а розничный товарооборот — на 8%. Снизилось и конечное потребление домашних хозяйств. Одновременно уменьшились инвестиции в основной капитал и ухудшились условия бизнеса. В результате начался небывалый ежегодный отток капитала из России. В этом году из-за санкций против России он будет наибольшим, по прогнозам ЦБ, 251 млрд долл.

При снижении инвестиций и при таком оттоке капитала основные фонды плохо обновляются и устаревают. В первую очередь это касается машин и оборудования. Более четверти из них в России работает свыше сроков амортизации, которые в России выше, чем во многих других странах.

Какую социально-экономическую систему мы создали? Наша система, мне кажется, может быть названа государственно-олигархическим капитализмом, с недоразвитым рынком и отсталой социальной сферой, не способной обеспечивать социально-экономический рост и подъем благосостояния населения.

Из значимых стран мира мы меньше всего вкладываем средств в условия и факторы, от которых зависит наш социально-экономический рост. А он зависит от двух главных драйверов — инвестиции в основной капитал и вложения в человеческий капитал, а конкретно в сферу «экономики знаний» — его основную составную часть. Доля инвестиций в основной капитал в России составляет около 17% в ВВП, в сферу «экономика знаний» — 14%, а всего суммарно немногим более 30%. Соответствующие показатели по Китаю — 43% и 22%, а всего — 65%. В США — 20% и 40%, в итоге — 60%. В ЕС — 21% и 30%, сумма — 51%. Так что мы закономерно находимся в стагнации, ибо при таких показателях инвестиций в основной и человеческий капитал еле-еле можем обеспечить простое, а не расширенное, воспроизводство в экономике.

Главный «денежный мешок» страны — активы банковского сектора, который втрое больше консолидированного госбюджета России, инвестирует в основной и человеческий капитал около 1,5 трлн из 120 трлн руб. банковских активов. Инвестиционные кредиты банков в основной

92

капитал составляют лишь 6% всех инвестиций в России, а в развитых странах — это около 50%, в развивающихся — более 30% при вдвое более высокой доле инвестиций в основной капитал в ВВП (30-35%). Так что 60% всех инвестиций России осуществляется за счет средств предприятий из прибыли и амортизационного фонда. Из 29 трлн руб. финансового результата (прибыль минус убыток) всех предприятий и организаций России в 2021 г. менее 6 трлн было направлено на инвестиции в основной капитал. Главные средства использовались на другие цели, в том числе значительная часть была направлена на счета в иностранных банках, на приобретение акций и облигаций зарубежных стран, а также в офшоры, где у них уже накоплено 400 млрд долл. (26 трлн руб.), по данным Boston Consulting Group. Как видно, наши предприниматели мало заинтересованы во вложении средств в развитие своей страны.

Значит, нужно преобразовать социально-экономическую структуру России — создать развитую рыночную экономику с рынком капитала и конкурентной средой, которая у нас практически отсутствует, а в других рыночных странах является двигателем экономики.

Дополнительным драйвером социально-экономического роста может стать стратегическое пятилетнее планирование, которое использовали в послевоенный период более 40 капиталистических стран, когда им нужно было наладить ускоренный рост и поднять экономику. Вспомним послевоенную Францию, которая первой в 1947 г. перешла к пятилетнему плану, создала Комиссариат планирования и за шесть пятилеток стала лидирующей страной в Европе, позже уступив Германии и Великобритании. Несколько лет назад Индия успешно завершила 12-ю пятилетку, выйдя

по объему ВВП на 3-е место в мире, обогнав Японию и Германию. Китай осуществляет 14-ю пятилетку. Экономика Турции растет по 5-6% ежегодно, выполняя сегодня 11-ю пятилетку.

А наша страна — правопреемница Советской России — планирование «выкинула за борт» и серьезного стратегического плана не имела. Без стратегического плана крайне трудно, если не сказать невозможно, построить современную экономическую систему и еще труднее — перейти к социальному государству, сделав наш народ зажиточным. Сегодня, увы, приходится признать справедливый афоризм Б. Акунина: «Россия — богатая страна бедных людей».

Осуществить коренное преобразование нашей страны в страну с развитым частнокапиталистическим рынком и социальным государством сейчас крайне трудно, ибо это потребует кардинальных реформ, которые лучше не проводить в период стагнации и кризисов. Из них вначале надо выбраться и обеспечить хотя бы минимальный рост экономики и социальной сферы, улучшив жизнь людей и устранив в нашей стране чрезмерное социальное неравенство. Я уверен, у нас есть силы и средства в 2024-2025 гг. добиться докризисных социально-экономических показателей 2019 г., а затем — перейдя к первому стратегическому пятилетнему планированию в 2026-2030 гг., добиться ежегодного роста экономики и социальной сферы по 3-4%. Для этого надо мобилизовать финансовые ресурсы, чтобы поднять норму инвестиций в основной капитал в ВВП с 17 до 25%, а вложения в «экономику знаний» — главную составную часть человеческого капитала — с 14 до 20%. Это можно осуществить при переходе к форсированному росту

94

инвестиций в основной и человеческий капитал в размере 10-15% ежегодно в 2023-2025 гг.

Размер инвестиций в основной капитал в 2021 г. составил 23 трлн руб., а вложения в «экономику знаний» — 15 трлн руб., так что ежегодно надо изыскать дополнительно 5-6 трлн руб. Такие ресурсы у нас есть в избытке.

Во-первых, можно в 3-5 раз увеличить инвестиционный кредит в основной капитал и на профобразование — важнейшую часть человеческого капитала. Во-вторых, существенным источником могут стать дополнительные внешнеэкономические займы нашего государства. Существующий внешнеэкономический долг государства — 66 млрд долл. немногим более 3% ВВП — это самый низкий госдолг среди значимых стран мира. Такой долг в Китае — 67% ВВП, в ЕС — 85%, в США — 130%, а в Японии — еще выше. Мы можем занять средства у Саудовской Аравии и стран ОПЕК, у которых резервы составляют более 1 трлн нефтедолларов, или у Китая с его золотовалютными резервами более 3,6 трлн долл. Рано или поздно будет заключен мир с Украиной и тогда нам могут предоставлять займы международные банки, инвестиционные компании и другие государства. Напомним, что безопасным по международным нормативам считается долг в 60% ВВП. К 2025 г. поэтому можно занять, скажем, до 15% ВВП, а к 2030 г. — до 40% ВВП. При этом Россия будет оставаться среди крупных стран мира с самым низким внешнеэкономическим долгом. Заметим, что наша страна имеет высокую репутацию и всегда в срок, а часто и досрочно с премией, возвращала свои долги, даже в годы стагнации и кризиса.

На нашем собрании мы заслушали глубокий доклад о социальном неравенстве в России. Это неравенство рас-

тет и применительно в сфере профобразования. Его во многом можно устранить, предложив гражданам взять низкопроцентный или беспроцентный кредит для получения профобразования. Ведь профобразование увеличит заработную плату соискателя, и за 15-20 лет он легко сможет вернуть этот низкопроцентный кредит. Если, например, речь идет о получении элитного университетского образования, то средняя ежемесячная заработная плата выпускника в России составляет 150-200 тыс. руб. в месяц, так что для возврата кредита в 1 млн за 15-20 лет потребуется отдавать около 5% от зарплаты. Это откроет путь к элитному образованию способных молодых людей не только из среднеобеспеченных семей, но и из малообеспеченных слоев населения.

С помощью крупных долговременных кредитных средств и дополнительных бюджетных вливаний в сферу «экономики знаний» можно будет ее поднять на современный уровень в обозримое время. Ведь сегодня по финансированию она находится «в загоне» — 14% ВВП по сравнению с 22% в Китае, 30% — в ЕС и 40% — в США. Из 189 стран мира по финансированию образования с 4% ВВП, согласно международному рейтингу ООН, находится на 120-м месте, а по здравоохранению с 5% ВВП — на 140-м месте.

Крайне важно заинтересовать предприятия вкладывать деньги в развитие своего бизнеса в России. Дополнительные средства на финансирование в основной и человеческий капитал здесь можно изыскать, если не взимать налог на прибыль в той ее части, которая формирует эти инвестиции. Целесообразно также хотя бы в 1,5 раза сократить сроки амортизации, которые в России являются крайне продолжительными в сравнении с другими страна-

96

ми (Р. Рейган сократил их в 2 раза) и тем самым увеличить фонд амортизации и объем инвестиций, финансируемых из этого фонда. На время технологического перевооружения предприятий и ввода в действие новых мощностей следовало бы также предоставлять налоговые каникулы и льготы по таможенным пошлинам, как это делается в ряде других стран.

Мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы для увеличения инвестиций в основной и человеческий капитал, чтобы вызвать значимый экономический рост, следует эффективно использовать. Направления этого использования определены в указах Президента РФ В.В. Путина от 7 мая 2018 г. на период до 2024 г. и от 21 июля 2020 г. до 2030 г., а также в разработанных правительством национальных программах. Первоочередные направления — технологическое перевооружение действующего производства, ввод новых мощностей, средне-и высокотехнологических производств и формирование новой транспортно-логистической инфраструктуры. Надо поставить задачу — к 2030-2035 гг. достичь здесь уровня развитых стран, что предполагает добиться повышения производительности не менее 2 раз, а сокращения материальных затрат и энергопотребления на единицу конечной продукции в 1,5 раза.

Важными отраслями, заметно влияющими на социально-экономический рост, являются жилищное строительство и производство легковых автомобилей. Развитие этих двух сфер обладает наибольшим мультипликативным эффектом, поскольку их развитие тянет за собой многие смежные отрасли и вызывает крупные финансовые потоки. К тому же улучшается благосостояние людей,

их образ жизни. При 10%-ном ежегодном увеличении этих сфер, как это было в первом десятилетии 2000-х годов, они вызывали прирост ВВП на 1,5% в год. В настоящее время на жилищное строительство выделяются наименьшие средства среди крупных стран мира — до 15% инвестиций от общего их объема инвестиций в стране, в то время как другие страны в среднем вкладывают 25%, а ряд стран — даже 30% и более. Это при том, что обеспеченность комфортным жильем в России 17 кв. м на душу — вдвое ниже, чем в ЕС, и почти вчетверо ниже, чем в США. Автомобильная промышленность в результате санкций оказалась в плачевном состоянии, и ее предстоит во многом заново отстроить.

Самой трудной задачей в обозримой перспективе является осуществление мер по повышению доходов и уровня жизни населения при сокращении социального неравенства. С этой целью предлагается в основном за счет предприятий и организаций поднять минимум зарплаты с 13,5 тыс. до 30 тыс. руб. в месяц. Недопустимо низкий уровень пенсий тоже крайне важно существенно повысить в среднем с 16 тыс. до 35 тыс. руб. в месяц за счет средств Фонда национального благосостояния, который, на наш взгляд, необходимо использовать только по прямому назначению. Затем на следующий год можно будет осуществить реформу пенсионной системы с переходом на принятую в большинстве стран мира накопительную систему пенсий, используя в качестве одного из их источников 10%-ный взнос в Пенсионный фонд из заработной платы и доходов граждан. Чтобы реальная заработная плата и доходы населения не снизились, их нужно соответствующим образом проиндексировать.

98

Следовало бы установить минимум необлагаемого уровня подоходного налога до 30 тыс. руб. на душу населения. Целесообразно установить потолок процентной ставки по кредитам для населения не выше двойного размера ключевой ставки ЦБ, покончив с ростовщическим кредитованием и необоснованным обогащением банков. Ранее взятые населением кредиты также надо пересчитать по этим ставкам.

Втрое надо поднять пособие по безработице в России, стране, где их средний размер ниже прожиточного минимума.

За счет расширения фермерства и развития промысловой кооперации среднедушевой доход населения в селах и малых городах следовало бы повысить с 25-30 тыс. руб. до 40 тыс. руб. в месяц, в то время как в России средний душевой доход составляет 46 тыс. руб., а в крупных городах — 50-55 тыс. руб. Все эти меры целесообразно начать с 2023-2024 гг.

Одновременно целесообразно по примеру всех других стран ввести прогрессивный подоходный налог на сверхвысокие доходы от 100 тыс. до 300 тыс. руб. в месяц — 20%, от 300 тыс. до 500 тыс. руб. — 25%, свыше 500 тыс. руб. — 30%. При этом освобождаются от налогов или они уплачиваются в меньшем размере при вложении средств в производство, паевые фонды, приобретение акций и облигаций, страхование жизни, медицинские и образовательные нужды.

Целесообразно также, на наш взгляд, поднять налоги для предприятий и организаций, производящих товары и услуги, недоступные малообеспеченным и среднеобеспеченным, и, напротив, снизить налоги на относительно дешевое жилье, товары и услуги, доступные мало- и средне-

обеспеченным слоям населения при надлежащем качестве. В Италии, например, подобные меры хорошо работают.

Все эти меры позволят снизить разницу в 15 раз в среднемесячных доходах 10% зажиточных граждан (133 тыс. руб.) и малообеспеченного населения (8,9 тыс. руб.) до 10 раз к 2025 г. и 6 раз к 2030 г. В ЕС эта разница около 10 раз, в Германии — 7, в скандинавских социал-демократических странах — 6, в Японии — 4,5, а в СССР была в размере 3-4 раз.

Второй вызов — предстоит резко сократить катастрофическую смертность, которая повысилась в России с 1801 чел. в 2019 г. и 2446 тыс. в 2021 г. Прирост смертности в России за 2 года коронавирусной пандемии стал самым высоким в мире среди крупных стран в расчете на 100 тыс. человек, и ее предстоит кардинально сократить. В 2022 г. она сокращается по прогнозам наполовину — на 320 тыс. человек, и надо поставить задачу к концу 2023 г. — выйти здесь на докризисный уровень. Этому будет способствовать увеличение финансирования здравоохранения с 5 до 7% ВВП. За счет этих средств важно организовать около 100 реабилитационных центров по всей стране, чтобы поддерживать жизнь до 2 млн людей, тяжело переболевших коронавирусом и содержащим их синдром с риском преждевременной смертности. При крупных предприятиях и организациях за счет налоговых льгот и государственно-частного партнерства целесообразно также для этого создать собственные профилактории, как это было в советские времена.

Последний и самый сложный вызов — коренное преобразование социально-экономической системы страны в развитую частнокапиталистическую систему с социаль-

100

ным государством и с двумя взаимосвязанными механизмами, обеспечивающими социально-экономический устойчивый инновационный рост — рынок капитала с конкурентной средой и систему стратегического пятилетнего планирования.

Для этого необходимо провести коренные реформы:

— во-первых, реформу собственности: сокращение сферы огосударствления экономики — снижение доли произведенного ВВП со стороны предприятий и организаций, находящихся под эгидой государства, с 71% (данные Всемирного банка) хотя бы до 40%. Речь идет о широкой приватизации той части госсобственности, на базе которой работают предприятия и организации, не занятые выполнением госфункций, а занимающиеся коммерцией и самообогащением. Этим эффективнее, как известно, занимаются частно-капиталистические компании;

— во-вторых, финансовую реформу, важные элементы которой выше были изложены — по переориентации банковской системы, изменению системы налогов и сборов и др.;

— в-третьих, реформу регионального управления с переходом регионов на самоокупаемость, самофинансирование;

— в-четвертых, социальные реформы, о которых в части доходов населения, развития социальной сферы и социального неравенства уже говорилось;

— в-пятых, переход к стратегическому эффективному планированию с директивными заданиями для государственных организаций и индикативными показателями для частного бизнеса.

Главное богатство нашей страны не обширная территория и даже не огромные природные ресурсы, а значитель-

ный человеческий капитал трудоспособного населения, имеющего высокий интеллект за счет приобретенных знаний в ходе успешного образования. Именно по качеству и уровню образования Россия занимает высокое место в международных рейтингах — 39-е место, опережая, например, образовательный ценз Франции и Италии, не говоря уже о менее значительных развитых стран. Если мы сможем лучше использовать этот интеллектуальный потенциал, нам по плечу решить трудные задачи, стоящие перед нами.

Контактная информация / Contact information

Аганбегян Абел Гезевеч / Abel G. Aganbegyan [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.