Научная статья на тему 'К УСТОЙЧИВОМУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ'

К УСТОЙЧИВОМУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАГНАЦИЯ / КРИЗИС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ / НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аганбегян Абел Гезович

Россия семь лет находилась в стагнации, на базе которой наступил структурный кризис. Среди негативных результатов стагнации и кризиса - подрыв основных драйверов социально-экономического роста и, прежде всего валового накопления основного капитала и «экономики знаний». Автор описывает крупные общероссийские мероприятия для восстановления уровня доходов населения и потребительского спроса, а также перечисляет необходимые условия и структурные реформы, которые позволят «перепрыгнуть» через стагнацию и перейти к устойчивому социально-экономическому росту. Автор убежден, что дополнительными драйверами социально-экономического роста могут стать ввод жилья, развитие внешней торговли и формирование новой транспортно-логистической инфраструктуры, обосновывает необходимость возрождения народнохозяйственного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO SUSTAINABLE SOCIO-ECONOMIC GROWTH

Russia was in stagnation for seven years, when the current crisis had originated. Among the negative results of stagnation and crisis is the undermining of the main drivers of socio-economic growth and, first of all, gross fixed capital formation and the “knowledge economy”. The author describes major measures to restore the level of incomes of the population and consumer demand, and also lists the necessary conditions and structural reforms that will make it possible to “jump over” stagnation and move to sustainable socio-economic growth. The author is convinced that new housing, the development of foreign trade and the formation of a new transport and logistics infrastructure become additional drivers of socio-economic growth, substantiates the need to revive the national economic planning.

Текст научной работы на тему «К УСТОЙЧИВОМУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ»

к устойчивому социально-экономическому росту

ТО SUSTAINABLE SOCIO -ECONOMIC GROWTH

Аннотация

DOI: 10.38197/2072 -2060- 2021- 230-4- 133 -155 АГАНБЕГЯН Абел Гезович

Сопредседатель программного комитета МАЭФ, академик Российской академии наук, доктор экономических наук, профессор

Abel G. AGANBEGYAN

Co - chairman of the MAEF Program Committee, RAS Academician, Doctor of Economics, Professor

Россия семь лет находилась в стагнации, на базе которой наступил структурный кризис. Среди негативных результатов стагнации и кризиса - подрыв основных драйверов социально - экономического роста и, прежде всего валового накопления основного капитала и «экономики знаний». Автор описывает крупные общероссийские мероприятия для восстановления уровня доходов населения и потребительского спроса, а также перечисляет необходимые условия и структурные реформы, которые позволят «перепрыгнуть» через стагнацию и перейти к устойчивому социально - экономическому росту. Автор убежден, что дополнительными драйверами социально - экономического роста могут стать ввод жилья, развитие внешней тор -говли и формирование новой транспортно -логистической инфраструктуры, обосно -вывает необходимость возрождения народнохозяйственного планирования.

Russia was in stagnation for seven years, when the current crisis had originated. Among the negative results of stagnation and crisis is the undermining of the main drivers of socio - economic growth and, first of all, gross fixed capital formation and the "knowledge economy". The author describes major measures to restore the level of incomes of the population and consumer demand, and also lists the necessary conditions and structural reforms that will make it possible to "jump over" stagnation and move to sustainable socio - economic growth. The author is convinced that new housing, the development of foreign trade and the formation of a new transport and logistics infrastructure become additional drivers of socio - economic growth, substantiates the need to revive the national economic planning.

Ключевые слова Стагнация, кризис, социально - экономический рост, доходы населения, структурные реформы, народнохозяйственное планирование.

Abstract

Keywords

Stagnation, crisis, socio - economic growth, incomes of the population, structural reforms, national economic planning.

1. Переломный момент - или «в гору» к росту экономики, или «под гору» к стагнации

Россия 7 лет находилась в стагнации, на базе которой наступил структурный кризис с коронавирусной пандемией. Из стагнации намного труднее выйти, чем из кризиса, так как, в отличие от кризиса, в рамках стагнации нет встроенного механизма по переходу. Напротив, стагнация вызывает негативные тренды, и поэтому обычно она стремится к рецессии. Эти тренды тянут экономику вниз.

В кризисе же заложен механизм «отскока от дна». Поэтому мудрые китайцы обозначают кризис двумя иероглифами, один из которых обозначает «БЕДА», а второй -«ШАНС». Особенно большой «отскок» бывает при преодолении структурных кризисов, в том числе при преодолении коронавирусной пандемии. После локдаунов, сопровождающих пандемию, люди выйдут на работу, и сразу возрастет продукция, увеличатся доходы. По мере снятия ограничений, открытия границ заработают те сферы экономики, которые частично или полностью приостанавливали свою работу - возобновится туризм, работа гостиниц, будут расти авиаперевозки. На полную мощность начнут работать учреждения общественного питания, непродовольственные магазины, часть которых была закрыта, наполнятся залы зрелищных мероприятий, трибуны стадионов, все возвратится «на круги своя», и экономика, естественно, выйдет из кризиса. Ничего подобного в стагнацию не происходит. Это вялотекущий нулевой рост, обычно сопровождающийся снижением уровня жизни, как в России, оттоком капитала, ухудшением условий хозяйствования, сокращается внешнеэкономический оборот, убывают резервы, уменьшаются ресурсы, не хватает денег на обновление оборудования, на новое строи -тельство, устаревает научно -техническая база, и экономику тянет ко дну - к рецессии.

В России положение хуже. С одной стороны, на нее были наложены серьезные санкции, во многом закрыт доступ к мировому финансовому рынку, что сокращает наш ВВП на 1-1,5%. К тому же в кризис 2020 г. произошло полуторное снижение цен на нефть, природный газ и частично уголь, сократился спрос на углеводородное сырье, что нанесло дополнительный удар по России и потянуло вниз ВВП еще на 1-1,5%.

Но в 2021 г. цены на нефть и природный газ восстановились, ограничения от коронавирусной пандемии в связи с расширением мощностей здравоохранения, с учетом приобретенного опыта, постепенно облегчаются. Ктомуже началась вакцинация населения, сужающая возможности заражения, и в России с марта и апреля экономика пошла в заметный рост.

В первом квартале 2021 г. валовый внутренний продукт поднялся почти до уровня соответствующего периода прошлого года, а за январь - апрель индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности превзошел показатели соответствующего периода прошлого года на 3,6%. А если взять апрель к апрелю, то рост составил астрономические 13,8%, поскольку в апреле 2020 г. из - за широкого локдауна экономика «рухнула». В том числе индекс промышленного производства вырос в месячном измерении на 7,2%, грузооборот железных дорог - на 8,2%, розничная торговля - на 34,7%, объем платных услуг- даже на 52,1%. Резко сократилась безработица. Внешнеэкономический оборот в долларах США за март 2021 г. поднялся к 2020 г. на 21,5% из - за увеличения экспортных цен на нефть и газ в 1,5 раза и резкого подорожания черных и цветных металлов. «Отскок» в эти месяцы налицо.

Но он будет сокращаться, поскольку в июне - сентябре 2020 г. экономические показатели страны намного улучшились по сравнению с апрелем - маем месяцев, так как крупный локдаун прекратился.

С другой стороны, с июня 2021 г. началась третья волна коронавируса с увеличением зараженности и смертности в 2-3 раза выше их минимальных значений в предшествующие месяцы. Объявлен частичный локдаун в Москве, в Санкт-Петербурге и в ряде других субъектов Федерации. Это, естественно, замедлит и отсрочит восстановление экономики и социальной сферы.

Сумеем ли мы «перепрыгнуть» и сразу перейти от кризиса к социально - экономическому росту, а главное и самое трудное - закрепить этот рост и продолжить его в последующие годы, сделав устойчивым и ускоряющимся с 3% сначала до 4%, а потом и до 5% ежегодно?

Самое плохое, что может случиться, что «отскок» продлится год, может быть, два, в 2021 и 2022 гг., а с 2023 г. возобладают негативные тренды, отток капитала, устаревшие фонды, продолжающийся демографический кризис и нехватка рабочих рук, сниженный в годы стагнации уровень доходов, а, значит, и нерастущий платежеспособный спрос. И темпы прироста снизятся до 1,5-2,5%, как это предсказывают международные организации и большинство экспертов. Многие не осознают, насколько трудно выбраться из стагнации. В странах, где стагнация возникает, она обычно длится до 10 лет, в то время как продолжительность кризиса обычно ограничивается одним-двумя годами, редко тремя.

Наиболее яркий пример - стагнация с рецессией в США с 70 -х гг., включая начало 80 -х гг. Президент Форд пытался выбраться из стагнации. Не удалось. И он не был переизбран на второй срок. Пришедший ему на смену президент Картер представил впечатляющую крупную радикальную программу антикризисного типа и успешно ее осуществил. Но результата не добился, потому что это был не кризис, а стагнация. И его меры по увеличению спроса ничего не дали. Пришел президент Рейган, который коренным образом изменил социально - экономическую политику США, взяв на вооружение теорию радикального монетаризма Милтона Фридмана. Из сторонников Фридмана он сформировал коллектив своих экономических советников. И осуществил небывалые, казалось бы, противоречащие здравому смыслу меры. В условиях дефицита бюджета и нехватки налоговых поступлений, которые предыдущие президенты увеличивали, он их серьезно сократил на 703 млрд долларов, в том числе у обеспеченных слоев населения. Высшую ставку подоходного налога он с 70% снизил до 28%. Еще больше он снизил капитальный налог, налог на прибыль, с тем чтобы обеспеченные люди, получившие выгоду от снижения налогов с большой выгодой, для себя могли их вложить в растущие акции, облигации, на развитие новых отраслей и серьезно обогатиться. Он рассчитывал, что рост производства и технологический прогресс приведут к снижению издержек и повышению прибыльности и объемов налога в соответствии с так называемой кривой Лаффера, график которого он неоднократно демонстрировал при своих выступлениях.

И при всех трудностях на этом пути Р.Рейган одержал победу, снизив инфляцию в 3 раза, безработицу - в 2 раза, перекрыв объем поступивших налогов, хотя ему пришлось увеличить долговую нагрузку США при одновременном снижении выплат по этой нагрузке. Он резко сократил сроки амортизации, добился небывалого технологического перевооружения экономики США за короткий срок, в результате которого темы американской экономики увеличились до 3,95% в среднем в год. США вернули себе первенство по инновациям и технологическому уровню, которое в предшествующие годы было оспорено технологическим прорывом Японии, Южной Кореи и Тайваня.

Фото Р. Рейгана с графиком Лаффера.

И поэтому при массовом опросе населения в 1985 г. по рейтингу президентов США Рейган получил наибольшее положительное число голосов, неожиданно превзойдя легендарных президентов Линкольна, Рузвельта и других, заняв первое место. Понять население можно. Ведь уровень жизни людей снижался больше 10 лет. А тут их доходы приросли на 1/3. До минимума сократилась безработица. Экономика пошла в гору. Подъем США с определенными не очень глубокими спадами впервые продолжался целых 25 лет до кризиса 2007 г.

Вслед за США во многом по этому пути пошла и новый премьер - министр Англии Маргарет Тэтчер. За 11 лет правления Маргарет Тэтчер провела ряд либеральных реформ, прежде всего по восстановлению роли Великобритании как ведущего мирового и европейского финансового центра с крупнейшей биржевой торговлей и оборотом разнообразных ценных бумаг с концентрацией в Англии основных мировых торговых площадок по продаже ключевых продуктов - нефти, сжиженного газа, различных металлов, сельскохозяйственных продуктов и многого другого.

Была проведена национализация ряда отраслей. Наиболее болезненная из них связана с закрытием угольных шахт, с переобучением десятков тысяч человек, занятых в угольной промышленности. М.Тэтчер оздоровила государственный бюджет и заметно его увеличила, покончив в ряде случаев с предоставлением бесплатных услуг за счет госрасходов. При всем критическом отношении к этим мероприятиям экономика Англии, которая отстала не только от Германии, но и от Франции, плохо развивалась, считалась болезненной, при недовольстве предпринимателей условиями бизнеса, а значительной части населения - отсутствием улучшения своего благосостояния, все это было преодолено. Экономика Англии уверенно обогнала Францию и вновь, как и раньше, несмотря на потерю

колоний, возобновила свою силу и мощь, в том числе с расширением торгово - финансовых связей с бывшими колониями. Эта политика по праву стала называться «тэтчеризмом».

Несмотря на кризис 2020-2021 гг. и санкционное давление, в России сложились благоприятные условия для того, чтобы подхватить и развить послекризисный отскок и возобновить социально - экономический рост. Эти благоприятные условия связаны, прежде всего, с наличием в стране возросших на 12% в кризис банковских активов, превысивших объем ВВП при относительно высокой прибыльности крупных банков (11-12%).

Второе преимущество России - наличие небывалых золотовалютных резервов, объем которых в 2020 г. впервые превысил 600 млрд долларов и стал больше резервов США и даже больше, чем такие резервы у Германии, Великобритании, Франции и Италии вместе взятых.

Третье. Россия осталась страной, пожалуй, единственной среди крупных стран с самым низким государственным долгом. Внешний долг России - около 5% ВВП в сравнении с 80% в ЕС и более 100% в США. Вместе с внутренними заимствованиями суммарный долг государства у нас составляет 19% в сравнении с 250% от ВВП в Японии (правда, при наличии резервов в 1 трлн долларов) и 257% в Китае (при резервах около 3,5 трлн долларов).

Несмотря на пандемию и кризисную ситуацию в нефтегазовой промышленности в худшем 2020 г., дефицит госбюджета России лишь немного превысил 3- процентный рубеж, в то время как в других странах он составлял 5-10%. А в отдельные предшествующие годы бюджет России имел профицит, профицитным ожидается кризисный 2021 г. Относительно невелико снижение в размере около 3% в 2020 г. ВВП и промышленности, что вдвое ниже, чем у европейских стран. Более 2/3 предприятий и организаций остались прибыльными и обладают значительными активами, в том числе на зарубежных счетах и офшорах. Меньше, чем другие крупные страны, Россия пострадала от безработицы. В отдельных районах страны ощущается даже дефицит рабочей силы при благоприятных условиях привлечения мигрантов из соседних стран сотрудничества. Значительно сократился и внешнеэкономический корпоративный долг России. Если на 1 января он достигал почти 729 млрд долларов, то к началу кризиса снизился до 454 млрд долл. в 2019 г.

Разумеется, в кризис обострились и негативные процессы. Продолжается отток капитала, но его размеры не очень велики. Из - за сокращения инвестиций стареют основные фонды, в том числе машины и оборудование, но тем эффективнее будет их замена. Самое негативное - снизившийся платежеспособный спрос из - за значительного снижения реальных располагаемых доходов в период стагнации и кризиса. Но есть возможность его быстрого восстановления. При этом надо учесть, что начавшийся значительный «отскок от дна» кризиса в 2021 г., который, по -видимому, превзойдет кризисное сокращение ВВП, промышленности, строительства и грузооборота, а также значительный рост в период стагнации и кризиса аграрно - промышленного комплекса страны - все это тоже создает возможность перехода к устойчивому экономическому росту. Так как 4 - процентный возможный рост ВВП в 2021 г. пополнит финансовую копилку страны сразу на 4,5 трлн руб. за год. Что заметно превышает все дополнительные средства, которые правительство потратило на смягчение кризиса 2020 г.

2. Оценка социально-экономической ситуации

Кризис 2020-2021 гг. является особым, прежде всего связанным с коронавирусной пандемией. Пожалуй, впервые перед государством и населением встала дилемма -или поддержать экономику и финансы, или сохранить жизнь и благосостояние людей. Понятно, что односторонности здесь быть не может, но каждая страна выбирает свою «золотую середину».

В отличие от большинства стран, Россия приоритетно поддержала экономику и финансы, преумножив накопления, сохранив крайне низкий долг и перейдя к умеренному дефициту бюджета, что можно видеть в прилагаемой табл. 1.

Таблица 1.Экономика и финансы в кризис 2020 г.

Показатели Прирост 2020 г. к 2019 г.

Валовый внутренний продукт -3%

Промышленность -2,9%

Государственный долг в% к ВВП 19%

Золотовалютные резервы более 600 млрд долл.

Дефицит бюджета к ВВП 3,9%

Прирост активов банков 12%

Прибыль банков 11%

По приведенным показателям Россия из 20 ведущих держав мира имеет здесь лучшие показатели после Китая.

Но при этом сил и средств государства у нас не хватило на достаточную поддержку благосостояния народа и прежде всего доходов и потребления, розничной торговли, предотвращения бедности. Тем более что эти показатели серьезно снизились в ходе семилетней стагнации, которая предшествовала кризису, и на них наложились негативные результаты кризиса в соответствующей области.

Соответствующие показатели приведены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели Стагнация (2019 г. в% к 2013 г.) Кризис 2020 г. Итого

Реальные располагаемые доходы населения -10,6 -3,5 -13,7

Конечное потребление домашних хозяйств -2,0 -8,6 -10,4

Розничная торговля на душу населения -9,4 -4,1 -13,1

Прирост бедного населения сдоходами ниже прожиточного минимума (млн чел.) 4 1,3 5,3

Если оценить масштабы сокращения доходов населения за 6 лет стагнации и кризиса 2020 г., то их сокращение в 2020 г. по отношению к 2013 г. в абсолютной сумме составит около 8 трлн руб., что более чем в 2,5 раза превышает убыток от снижения ВВП на 3%.

Самый плохой результат - увеличение смертности населения в период с мая 2020 г. по апрель 2021 г. - на 499 тыс. человек.

Если оценить ущерб экономики от такой смертности, по показателям Всемирного банка и МВФ, применяемым при расчете человеческого капитала в России (за 2019 год исходя из стоимости человеческого капитала на душу населения в размере 100 000 долларов в год), то эта сумма составит около 3,6 трлн руб., а с учетом ущерба от болезней, инвалидности и убытков от дополнительной преждевременной смертности в перспективе 5-6 млн человек, которые тяжело переболели коро-навирусом в России, то суммарный ущерб экономики в расчете на год повысится до 5 трлн руб. - в 2,7 раза выше, чем от снижения ВВП на 3% в 2020 году.

Повышенная смертность населения привела к значительному превышению смертности над рождаемостью - к депопуляции, превысившей 700 тыс. человек. Сократившееся примерно до 100 тыс. положительное сальдо миграции не смогло перекрыть сокращение численности населения России, которое составило около 600 тыс. человек в 2020 г. Кроме того, дополнительная смертность вызвала снижение ожидаемой продолжительности жизни с 73,4 лет в 2019 г. до 71,1 года в 2020 г. Соответствующие показатели приведены в табл. 3.

Таблица 3. Сохранность народа в 2020 г.

Показатели 2020 год

Прирост смертности населения за год с мая 2020 по апрель 2021 г. 465 тыс. чел.

Превышение смертности над рождаемостью (депопуляция) 702 тыс. чел.

Сокращение численности населения России 596 тыс. чел.

Снижение ожидаемой продолжительности жизни с 73,4 до 71,1 года

Понятно, что восстановление доходов и потребления населения, с одной стороны, и устранение дополнительной смертности и сбережения народа потребует от государства намного больше средств, чем восстановление валового внутреннего продукта и промышленности.

По итоговым показателям благосостояния и сохранности народа Россия занимает последнее место среди 20 крупных держав мира. Они намного больше, чем Россия, компенсировали сокращение доходов населения. У других крупных стран уровень доходов населения не снизился столь сильно, как в России. А у некоторых, например США, - даже повысился.

Что касается дополнительной смертности населения, то в США этот показатель оказался выше, чем в России - более 700 тыс. человек в 2020 г. Но в расчете на 1000 человек населения дополнительная смертность России в 1,7 раза превысила показатели США. Эта смертность в России превысила и в абсолютной сумме, и тем более в расчете на 1000 чел. населения смертность во всех других крупных

странах мира. Коэффициент смертности в России выше в 1,5 раза, чем в Бразилии и Италии, в 2-3 раза выше, чем в Великобритании, Франции и Испании, и вчетверо выше, чем в Германии.

Еще один негативный результат стагнации и кризиса - подрыв основных драйверов социально экономического роста и прежде всего валового накопления (расширенные инвестиции) основного капитала, «экономики знаний» - главной составной части человеческого капитала и внешней торговли. Соответствующие показатели приведены в табл. 4.

Таблица 4. Драйверы социально - экономического роста в период стагнации и кризиса

Показатели Стагнация (2019 г. в% к 2013 г.) Кризис 2020 г. Итого

Валовое накопление основного капитала -5,6 -4,3 9,7

Доля инвестиций в основной капитал в ВВП 21% (2012 г.) 17%

Доля «экономики знаний» в ВВП 15% (2012 г.) 14%

Внешняя торговля 77,5 (2012 г.) 84,7 65,7

Приток (+) и отток (-) капитала из России (млрд долл.) -772 (2008-2019 гг.) -48 820

В ходе стагнации и кризиса доля инвестиций в основной капитал сократилась до 17% ВВП, а доля «экономики знаний» в ВВП составила 14%. И то, и другое - самые низкие показатели среди крупных стран мира, неспособные в такой индустриальной стране, как Россия, обеспечить даже простое воспроизводство экономики, которое закономерно поэтому так долго находилась в стагнации. В развитых странах, например, доля инвестиций в основной капитал превышает 20% ВВП, а доля «экономики знаний» - около 30% в Западной Европе и около 40% - в США, что касается развивающихся стран, то там доля инвестиций в основной капитал в 1,5-2 раза выше, а в Китае - почти в 3 раза выше, чем в России.

Внешняя торговля сократилась в годы стагнации и кризиса на 1/3, что негативно сказалось на нашем социально - экономическом развитии. Ежегодно экономику России тянет вниз, и уже 14 год продолжается отток капитала из России. Его динамика по годам представлена в диаграмме.

Как видно, оценка социально - экономической ситуации крайне противоречивая. Кризис 2020 г. от коронавирусной пандемии выдвинул перед государством дилемму- или поддержать экономику и финансы, или сохранить жизнь и благосостояние людей. Россия приоритетно поддержала экономику и финансы при накопительстве и неэффективной устойчивости и принесла в «жертву» благосостояние и сохранность народа (здоровье людей, продолжительность жизни, народонаселение), а также пожертвовала драйверами социально - экономического роста (вложения в основной и человеческий капитал, ввод жилья и развитие внешней торговли). Все это усиливает неопределенность на будущее.

Диаграмма.

Приток и отток капитала из России в 20062020 гг.

(млрд. долл. США)

100

50

43

I

82

I

-50

-100

-150

-200

-52 и - ■ I« I 47,8

-80,5

-133

-151,5

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

К томуже с июня в России, и прежде всего в Москве, в 2-3 раза в ходе третьей волны выросло число граждан, зараженных коронавирусом и умерших по сравнению с минимумом, достигнутым в предшествующие месяцы. Эта зараженность выросла главным образом за счет нового индийского штамма коронавируса, который легче передается не только воздушно - капельным путем, но и по воздуху, что доказали исследователи-вирусологи, опубликовавшие в начале июня убедительную ста -тью в ведущем мировом медицинском журнале Lancet. При этом по Москве уже в июне месяце эта третья волна коронавируса превысила вторую волну, а по России в целом вплотную приблизилась к ней.

Ясно одно - многое будет зависеть от темпов вакцинации, которые пока в России неудовлетворительны. За шесть прошедших месяцев полностью вакцинировано около 15% населения, в то время как в Израиле - 60%, в Великобритании - 50%, США тоже приблизились к 50 - процентному рубежу. По проценту населения, охва -ченного вакцинацией, Россия занимает примерно 60 - е место среди стран мира. Чтобы полностью покончить с пандемией, нужно вакцинировать 60-70% населе -ния. И если темпы вакцинации повысить в 4 раза, то мы сумеем это сделать только кконцу года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы значительно сократить третью волну и не допустить высокой четвертой волны потребуется вакцинировать, по видимому, 50-60% граждан. Препятствием является нежелание примерно 1/3 не болевших коронавирусом пойти на вакцина -цию. Вирусологи все чаще призывают вакцинироваться со временем переболевших граждан и говорят, что с осени, возможно, придется дополнительно вакцинировать тех, кто вакцинировался на ранней стадии, в начале года. К сожалению, нынешняя зараженность вызывает более высокую смертность и относительно больший удель -ный вес тяжело заболевших.

При всех трудностях и неопределенности ситуация у нас остается управляемой, так как в решающей степени она зависит от темпов вакцинации. Предстоит ихудво -ить и утроить. Министр здравоохранения утверждает, что это будет сделано.

0

Заметим при этом, что с коронавирусом наша медицина как-то справляется на фоне общемировых трендов. Но справляется никак не лучше, чем в большинстве стран, о чем можно судить по показаниям смертности от коронавируса. Пресса необоснованно здесь ссылается на данные оперативного штаба, которые в 1,72,5 раза меньше доказанной смертности, которая позже подсчитывается Росстатом, на основе вскрытия умерших по данным ЗАГСа (см. табл. 6).

Таблица 5. Причины дополнительной смертности населения в 2020 г. по сравнению

с 2019 г.

Показатели Тыс. человек Прирост в %

Общая дополнительная смертность 340,3 18,9

В том числе по причинам от:

Коронавируса, где он является главной причиной 104 -

Сердечно - сосудистых заболеваний 97,3 11,7

Пневмонии 34,4 в 2,4 раза

Болезней нервной системы 21,1 20,9

Эндокринных заболеваний 10,4 25

Старости 17,2 20,1

Таблица 6. Дополнительной смертность в России за год

(с мая 2020 г. по апрель 2021 г.), включая смертность от коронавирусной пандемии

Показатели Тыс. человек В % к итогу

ВСЕГО 498,7 100,0

В том числе от:

^Ю - 19 267,4 53,6

COVID - 19 как главной причины (поданным Росстата) 181,1 36,3

COVID - 19 как главной причины (поданным оперативного штаба) 109,9 21,9

В 1 квартале 2020 г. смертность сократилась и начала расти с апреля-мая. Смертность от онкологии и внешних причин в 2020 г. не выросла.

Главное - сил и средств нашего здравоохранения не хватило из - за недостаточного финансирования и недоразвитости для борьбы на два фронта - и против коронавируса, и против других патологий, приводящих к смерти, прежде всего в части сердечно - сосудистых заболеваний, болезней легких, нервных болезней и др. (см. табл. 5). В этом втором направлении наше здравоохранение полностью провалилось, и основная дополнительная смертность, почти 60%, была вызвана

как главная причина не коронавирусной пандемией. Хотя понятно, что именно коронавирусная пандемия заимствовала силы и средства с других участков здравоохранения. И поэтому она в конечном счете была причиной катастрофически высокой дополнительной смертности в России. На приводимых двух таблицах показана структура дополнительной смертности в России в период кризиса.

Поэтому крайне важно в ближайшем будущем, осознав все это, больше внимания уделить прежде всего сердечно - сосудистым патологиям, проблемам легочных, нервных, эндокринных и других болезней, вызвавших такой рост смертности в нашей стране.

Не исключено, что мы не сможем до конца справиться с пандемией, впрочем, как и многие другие страны, в 2021 г. И покончим с пандемией только в первой половине следующего года. Не думаю, что введенные ограничения против третьей волны существенно скажутся на сокращении нашей экономики. Но они могут сбить наметившийся значительный рост ВВП, и он поднимется в этом году не на 4%, а несколько меньше.

3. Форсированные инвестиции в основной и человеческий капитал -главные драйверы для ускоряющегося социально- экономического роста

Чтобы в 2021-2022 гг. обеспечить главное - не просто покончить с пандемией, а «перепрыгнуть» через стагнацию и перейти к устойчивому социально - экономическому росту, есть единственный, на наш взгляд, путь - переход к форсированному увеличению инвестиций в основной и человеческий капитал по 10-15% в год хотя бы на период до 2025 г.

Дело в том, что в индустриальной стране, какой является и Россия, социально -экономический рост возможен, если доля инвестиций в основной капитал в ВВП и доля вложения в сферу «экономика знаний» (НИОКР, образование, информационно - коммуникационные технологии, биотехнологии и здравоохранение) - главную составную часть человеческого капитала, превысит 20%. Если мы, к примеру, ограничимся ежегодным увеличением инвестиций в ближайшие годы по 5-6%, то при увеличении ВВП по 2-3% мы не сможем в ближайшие годы поднять удельный вес этих инвестиций до размеров, обеспечивающих необходимый прирост ВВП.

Таблица 7

Страны Доля инвестиций в основной капитал в ВВП, % Доля «экономики знаний» в ВВП, % Среднегодовой прирост экономики, %

Развитые страны около 20 30-40 1,5-2,0

Развивающиеся страны 30-35 15-20 4-6

Китай 45-50 22 7

Россия 171 202 14 0,4

1 Инвестиции в основной капитал по статистике.

2 Накопление основного капитала в системе национальных счетов.

В приводимой таблице показана зависимость темпов прироста ВВП от доли инвестиций в основной капитал и доли сферы «экономики знаний» - главной составной части человеческого капитала в ВВП по различным странам.

Дополнительными драйверами социально экономического роста является ввод жилья и развитие внешней торговли, подъем которых обладает мультипликативным эффектом, поскольку тянет за собой целую группу отраслей и сфер, позитивно влияющих на экономический рост. Ввод жилья, например, при увеличении по 10% в год вызывает прирост ВВП на 1,5-2%, так как требует серьезного развития инфраструктуры, производства стройматериалов, строительства коммуникаций для жилья, вызывает денежные потоки по приобретению жилья и оплате жилищно -коммунальных услуг, дополнительные расходы семей, получивших новое жилье, и т.п.

Серьезно влияет на экономический рост и внешняя торговля. Увеличивающийся импорт оборудования в Россию является необходимым условием технологического перевооружения многих отраслей, машины и оборудование для которых у нас пока не производятся или производятся в недостаточных размерах. Импорт многих компонентов, изделий, материалов тоже обеспечивает развитие ряда отраслей. А растущий экспорт стимулирует производство, привлекает финансы, заинтересовывает бизнес в экономическом росте.

Ввод жилья и развитие внешней торговли в конечном счете все же зависят от инвестиций в основной и человеческий капитал, необходимый для развития любой отрасли народного хозяйства и особенно для форсированного жилищного строительства и развития, например, экспортных отраслей.

На что должны быть направлены инвестиции в основной и человеческий капитал? Главная его направленность - обеспечить технологический прорыв страны. Это, прежде всего, переход к массовому технологическому перевооружению большинства предприятий России, отстающих по технологическому уровню и стремящихся перейти на новые, более эффективные технологии. Для работы на новом оборудовании и новых машинах необходимы более квалифицированные кадры, которые поставляет сфера «экономика знаний».

Другое направление - ввод новых мощностей, прежде всего высокотехнологических производств.

Третье - формирование новой транспортно-логистической инфраструктуры, связанной со строительством скоростных двусторонних автострад, скоростных железных дорог, отсутствующей у нас развернутой сети региональных аэропортов и взлетно -посадочных полос, создание в транспортных узлах крупных логистических центров.

Предстоит повысить долю инвестиций, если мы хотим перейти к повышенным темпам ввода жилья. Сказанное относится и к внешней торговле.

Следовало бы выдвинуть задачу в ближайшие 5 лет подняться на технологический уровень, достигнутый постсоциалистическими странами Европы, новыми членами ЕС, а за 10-15 лет достигнуть технологического уровня развитых стран, например, Италии и Испании. Это позволит к 2030 г. поднять производительность труда в 2 раза, снизить энергоемкость производства в 1,5 раза, а материалоемкость на 30%.

Чтобы осуществить предлагаемый финансовый форсаж, прежде всего нужно сильно заинтересовать предприятия и организации страны вкладывать свои средства, силы, умение и знания в развитие собственной страны, а не откладывать зара-

ботанные деньги для покупки акций на зарубежных фондовых рынках и перевод денежных средств для безопасности бизнеса на зарубежные счета и в офшоры. Это ключевой момент, так как в настоящее время предприятия и организации страны вкладывают 60% инвестиций, а на долю консолидированного бюджета приходится около 15%.

Чтобы заинтересовать предприятия и организации страны, предлагается четыре меры:

■ предоставление низкопроцентных долгосрочных инвестиционных кредитов, прежде всего для технологического развития и ввода новых мощностей. Техническое перевооружение действующих производств характеризуется окупаемостью в 5-7 лет, и здесь приемлемо привлечение инвестиционного кредита под 5% годовых. Ввод новых мощностей обычно требует 10-12 лет окупаемости. И здесь может заинтересовать инвестиционный кредит со ставкой 4%. По примеру Китая надо на кредитную основу переводить инфраструктурные транспортные проекты, в частности, скоростные дороги, где окупаемость 20-25 лет. И здесь уместен кредит в 2-3% годовых. Во многом получение профессионального образования резко облегчится, если предоставлять, как это принято в развитых странах, крупные долговременные кредиты по низкой, скажем, 3 - процентной ставке. Это устранит в значительной мере нынешнее возрастающее социальное неравенство в получении полноценного образования выходцев из богатых и бедных семей. Для форсированного роста жилищного строительства здесь также необходим низкопроцентный кредит. Вдвойне он необходим для создания экспортных производств, прежде всего готовой высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью;

■ освобождение от налога той части прибыли, из которой черпаются инвестиции, как это было до 2003 г. Это позволит увеличить инвестиции предприятий и организаций до 1 трлн руб.;

■ сократить сроки амортизации как минимум в 1,5 раза, что увеличит фонд амортизации и позволить извлечь дополнительно еще 1 трлн руб. инвестиций для предприятий и организаций;

■ при технологическом перевооружении предприятий, которое может быть осуществлено в течение нескольких месяцев, целесообразно предоставлять налоговые каникулы, также как и при создании новых производственных мощностей в высокотехнологических отраслях производства. В этот трудный период при необходимости можно давать таможенные льготы, различные административные послабления и др.

Что касается главного пункта о низкопроцентных инвестиционных кредитах как главного источника форсированных инвестиций в основной и человеческий капитал, то в ближайшие несколько лет, пока ключевая ставка ЦБ останется повышенной, следовало бы возмещать банкам, предоставляющим долговременные кредиты, часть процентной ставки за счет бюджетных средств. Если ежегодно, к примеру, объем таких кредитов составит через 2-3 года 6 трлн руб., то чтобы возместить в среднем 4% ставки, в расчете на год нужно изыскать 250 млрд руб. Их нетрудно найти в федеральном и региональном бюджетах, где по статье «Национальная экономика» и ряду других статей безвозвратно финансируются окупаемые проекты стоимостью около 5 трлн руб. Их можно перевести на 3-процентный инвестиционный кредит, что высвободит более 4,5 трлн руб. бюджетных средств на другие цели. Лучше всего эти деньги направить на финансирование текущих затрат в сфере «экономика знаний» - на науку, образование и здравоохранение.

При этом в принципе нужно добиваться снижения инфляции и ключевой ставки Центрального банка, что может быть сделано, если разработать и осуществить с этой целью совместные меры ЦБ и правительства. Инфляцию и ключевую ставку при принятии энергичных мер можно было бы за 3 года снизить до 3% и на этой базе серьезно сократить процентные ставки банковской системы, особенно на инвестиционные долговременные цели.

Ключевой вопрос об источниках, которые смогут полностью покрыть трехлетний (2022-2025 гг.) форсированный рост инвестиций в основной и человеческий капитал по 10-15% в год. Ежегодно на это потребуется до 5 трлн руб. Эти средства прежде всего могут быть заимствованы на возмездных условиях в виде инвестиционных кредитов банковской системы. Сегодня банковская система страны предоставляет только 2 трлн инвестиционных кредитов в основном на трехлетний период, поскольку они предоставляют по повышенной ставке, например, по 7-8% годовых. Это составляет всего 8% всех инвестиций в основной капитал.

Развитые страны финансируют инвестиции за счет банковских инвестиционных кредитов на 30-50% от всех инвестиций, а развивающиеся страны во главе с Китаем - на 20-30%. Но у них, как известно, доля инвестиций в основной капитал в ВВП составляет не 17%, как в России, а в среднем 30-35%, а в Китае даже 46% ВВП. Поэтому они и развиваются по 4-6% в год, а не по 0,4%, как в период стагнации росла наша экономика. Надо повернуть Центральный банк и всю банковскую систему лицом к задачам социально - экономического развития страны как главной задаче. Именно этим в значительной мере занимаются банковские системы развитых стран мира, Китая и передовых развивающихся стран. Тогда в течение 2-3 лет доля инвестиционного кредита отечественных банков при содействии ЦБ может быть увеличена в3 и более раза.

Вторым крупным источником инвестиционных средств может стать часть золотовалютных резервов. Из общей суммы этих резервов в размере 600 млрд долларов оставить 300 млрд в неприкосновенности для обеспечения нашей финансово -экономической системы. А остальные 300 млрд долларов использовать для перехода к устойчивому социально -экономическому развитию. 180 млрд долларов из этой суммы составляет Фонд национального благосостояния, которые, на наш взгляд, надо использовать по прямому назначению, в первую очередь чтобы восстановить потерянный за годы стагнации и кризиса уровень доходов и потребления населения. Оставшиеся 120 млрд долларов вполне могут быть использованы на возвратной основе для инвестиций в основной и человеческий капитал. Ежегодно можно заимствовать по 15-20 млрд долларов из этой суммы с окупаемостью от 5 до 15 лет. Так что часть суммы, которая будет вложена втехническое перевооружение предприятий, уже через 5-7 лет возвратится, а это не менее трети всего объема. Так что до 2030 г. этой суммы вполне достаточно для ежегодного финансирования по 2-3 трлн руб. в год.

Третий крупнейший источник - возможные займы, прежде всего зарубежные, нашего государства. Его общие долги (внешний и внутренний) с 19% могли бы быть увеличены до 35% к 2025 г. и 50% к 2030 г., учитывая, что международный норматив безопасности внешнего долг, в том числе для стран ЕС, составляет 60%. Но многие ведущие страны мира, втом числе половина стран, входящих в G7, имеют долги, превышающие 100% ВВП, и успешно устойчиво развиваются. При этом имидж нашего государства как должника в международных кругах довольно высок, так как наша страна с 2000-х годов без отсрочек возвращала свой госдолг часто досрочно, с пре-

мией. Мы могли бы занимать крупные суммы у Китая, Саудовской Аравии, стран ОПЕК, у международных банков и финансовых организаций и у крупных мировых инвесторов с довольно низким процентом, по которому сегодня предоставляются займы, и на возвратной основе с жесткой окупаемостью предоставлять эти суммы для инвестирования в основной и человеческий капитал.

Были перечислены также дополнительные источники инвестиций за счет средств предприятий.

До 1 млрд руб. в год государство может заработать финансовых средств, если начнет массовую приватизацию части своих активов, которые не используются для решения государственных задач, а имеющие их предприятия и организации занимаются чистой коммерцией, а лучше сказать - самообогащением. К тому же, будучи приближенными к государству, они пытаются монополизировать свою область, подрывают конкуренцию, тормозят развитие. Такая приватизация, по нашему мнению, должна проводиться в ходе предлагаемой ниже реформы собственности.

Таблица № 8

Показатели Объем заимствования в виде инвестиционного кредита в год Примечание

В основной капитал В «экономику знаний»

Активы банков в 2018-2020 гг. в 2020-2025 гг. 1,5-2,0 трлн руб. 2,5-3,0 трлн руб. 1,5-2,5 трлн руб. 3,0-3,5 трлн руб. В 2020 г. активы банков составили 110 трлн руб., превысив размер ВВП

Международные золотовалютные резервы - взаимообразно при окупаемости 5-10лет 15-20 млрд долл. в год из них до 5 млрддолл. Объем золотовалютных резервов в 2020 г. превысил 600 млрд долл., из которых половина может быть заимствована на повышение доходов населения и социально -экономический рост

Доходы от приватизации до 1 трлн руб.

Облигационные займы населения для строительства жилья и приобретения автомобиля 1,5-2 трлн руб. Население сберегает до 30 трлн руб. в России и до 700 млрд долл. -за рубежом

Прибыль и амортизационный фонд предприятий 1,5-2,0 трлн руб. в т.ч. 0,5 трлн руб. При освобождении от налогов части прибыли, направленной на инвестиции, и перехода на ускоренную амортизацию

Займы государства за рубежом по 20-30 млрд долл. в т.ч. 3-5 млрд долл. Внешний долг государства РФ -5% ВВП, а с внутренним - около 19%. Его можно довести до 35% к 2025 г. и до 50% к 2030 г.

Для финансирования жилищного строительства и производства легковых автомашин для населения могут использоваться займы из средств населения со стороны лиц, которые заинтересованы в приобретении жилья или автомобилей со скидками в цене и на льготных условиях. Взаимовыгодные условия для населения соответствующих предприятий, организаций и государства здесь легко найти.

Чтобы иметь больше средств для развития, целесообразно в период до 2030 г. перейти, как большинство стран, на дефицитный бюджетный режим в пределах 3% ВВП, который рекомендуется Евросоюзом. Дефицитный бюджет с позиции использования финансовых средств является весьма выгодным, поскольку является важной составной частью рынка ценных бумаг и воспроизводит «длинные» деньги. Он используется всеми странами. Приведем таблицу №8 источников дополнительных финансовых средств для возобновления социально - экономического роста.

Если суммировать сказанное об источниках предлагаемого финансового форсажа, то их, как видно, более чем достаточно. При этом ежегодный рост инвестиций по 10-15% необходим нашей стране только на период до 2025 г., чтобы увеличить долю инвестиций в основной капитал и «экономику знаний» в ВВП до 25%, при которых обеспечивается устойчивый социально - экономический рост по 3-4% в год. В 2026-2030 гг. можно снизить темп прироста инвестиций в основной и человеческий капитал до 8-10% в год. Это обеспечит дальнейшее увеличение удельного веса этих инвестиций в ВВП до 30% к 2030 г. Столь высокая доля этих инвестиций закономерно, судя по опыту других стран, позволяет поднять устойчивый экономический рост, как минимум, до 5% в год.

4. Приоритетное увеличение доходов населения и восстановление сбережений народа

Экономический рост невозможен сколь -нибудь длительный срок без повышения доходов и потребления населения, без роста розничного товарооборота и платных услуг, а значит, и платежеспособного спроса. Поэтому нам нужно как можно быстрее восстановить потерянный по сравнению с 2012-2013 гг. уровень доходов населения и его потребление и связанный с этим потребительский спрос населения. Ведь от этого зависит примерно 60% всего валового национального продукта, ориентированного на удовлетворение потребностей населения страны. Реальные располагаемые доходы населения должны быть подняты примерно на 14%, чтобы восстановить потерянный ими уровень. Розничный товарооборот и платные услуги в расчете на душу населения в постоянных ценах тоже должны быть увеличены примерно на эту величину. А конечное потребление домашних хозяйств, как было показано, нужно увеличить более чем на 10%. Все это может быть сделано за 2,5 года, до 2023 г. включительно.

Столь значительное повышение благосостояния народа может быть осуществлено за счет крупных общероссийских мероприятий:

а) прежде всего, целесообразно поднять минимальный уровень заработной платы с 12 до 20 тыс. руб. уже в 2021 г. и второй раз этот показатель довести до 25 тыс. руб. в 2024 г. (без учета инфляции). Это повышение можно осуществить за счет средств предприятий и организаций для своих работников. Ведь их финансовый результат (прибыль минус убыток) в 2018-2019 гг. увеличился на 72%. И только его небольшая часть пошла на повышение заработной платы и инвестиций. Значительная часть была передана акционерам в виде дивидендов, а другая часть осталась на счетах

предприятий, где скопилось более 20 трлн руб. в России, на часть из которых они купили акции и облигации, в том числе зарубежные. И довольно крупная сумма, отслеженная Boston Consulting Company, была положена на счета в зарубежных банках и пополнила офшоры, где у этих предприятий и организаций хранится 400 млрд долларов. Так что денег больше, чем нужно. Для части предприятий, не имеющих достаточно средств, при государственных льготах можно было бы предоставить низкопроцентный банковский кредит на 2-3 года. Что касается бюджетных предприятий и организаций, то при относительно небольшой численности там низкооплачиваемых работников минимум зарплаты их можно поднять за счет небольшого сокращения штата;

б) повысить средний размер пенсий без учета инфляции с 15 до 20 тыс. руб. в 2022 г. и 25 тыс. руб. в 2025 г. При этом лица, достигшие 55-60 лет, могли бы выйти на свои досрочные пенсии, как раньше, но со сниженным размером. На эти цели, естественно, потребуются дополнительные средства за счет Фонда национального благосостояния в размере примерно 2,5 трлн руб. на первом этапе;

в) втрое поднять в ближайшее время пособия по безработице, средний уровень которого ниже прожиточного минимума, что совершенно недопустимо. Из всех показателей, связанных с уровнем жизни, это самый низкий показатель при сравнении с другими странами. В странах с примерно таким же уровнем экономического развития, как Россия, будь то постсоциалистические страны или развивающиеся страны, пособия по безработице там в 2-3 раза выше. Безработных у нас относительно немного в сравнении, например, с численностью малообеспеченных, а тем более пенсионеров. Так что это не потребует сколь -нибудь крупных сумм;

г) приоритетно поднять душевой доход на селе и в малых городах, где средний его размер составляет 20-25 тыс. руб. в месяц в сравнении с 35 тыс. в среднем по России и 45 тыс. в городах- миллионниках. Для этого надо создать условия для массового формирования крестьянских фермерских хозяйств из нескольких сотен тысяч лучших подсобных хозяйств с трудоспособными членами семьи. На это хозяйствам надо выделить дополнительную землю, обеспечить их породистым скотом, высокоурожайными семенами по льготной кредитной ставке, предоставить в лизинг необходимую технику и т.п. Эти крестьянские фермерские хозяйства предстоит объединить в промысловые кооперативы, которые начнут создавать в городах и селах тысячи мелких предприятий по переработке сельхозпродуктов и создавать свои организации по заготовке и сбыту сельскохозяйственной продукции, оказание им ветеринарной и другой помощи и т.п. При ассоциации таких кооперативов в России целесообразно создать крупную продовольственную сеть КООП, как в ряде других стран. Таким образом, в руках фермерства через промысловые кооперативы окажется вся цепочка формирования стоимости от первичных затрат и до продажи готовой продукции, и их сумма дохода существенно увеличится, поскольку при существующем положении многие предприятия по переработке сельхозпродукции занимают монопольное положение в той или иной местности и диктуют производителям монопольно заниженные цены для заготовки их продукции. В свою очередь, торговые организации, особенно крупные сети, тоже используют свое монопольное положение и перераспределяют доходы, созданные на селе и в пищевой промышленности, в торговлю. Чтобы раскрутить в течение нескольких лет этот крупнейший проект, нужно создать государственный фонд помощи фермерским хозяйствам с предоставлением различных льгот,

которых эти хозяйства лишены. Для формирования такого фонда потребуется, по нашей оценке, до 3трлн руб. опять -таки из Фонда национального благосостояния. Подробный проект всего этого с созданием опытных регионов разработан ассоциацией «Федеральный Сельсовет»;

д) частично освободить от закабаления значительную часть семей, которая взяла кредиты в банках и микрофинансовых организациях по ростовщически высоким процентам - 15-20% в год и более. Надо пересчитать эти проценты по нормальной ставке не более 8-10%, что не будет убыточно для банков, а просто лишит их чрезмерной доходности, но поможет простым гражданам. 40 миллионов лиц имеют задолженность перед банками на 22 трлн руб., что составляет при выплате их с процентами более половины годового дохода этих семей. Понятно, что часть из них серьезно от этого обеднеет, что крайне нежелательно. В июне 2021 г. просроченная задолженность достигла около 12% от ее общей суммы. Значительная ее часть приходится на недостаточно обеспеченных граждан, части из которых грозит банкротство. Целесообразно по опыту других стран начать скупку плохих долгов по государственной линии за счет сверхприбылей банков, которая в 2021 г. выходит на рекордный до этого невиданный уровень в России. В дальнейшем надо законодательно запретить брать ростовщически высокий процент с населения, индивидуальных предпринимателей, мелкого бизнеса и так далее;

е) следовало бы продолжить начатую по инициативе В.В. Путина предоставление пособий малообеспеченным семьям, имеющим детей. Размер существующих пособий целесообразно систематически увеличивать, особенно на третьего ребенка., что наиболее важно для повышения рождаемости. Долю этих пособий в ВВП с 1,5% целесообразно поднять до 2,5% к 2025 г. и 4% к 2030 г., чтобы добиться увеличения суммарного коэффициента рождаемости до 1,8.

В приводимой таблице социальные показатели России сравниваются с международными нормативами, которые выполняются большинством крупных стран мира.

Таблица 9. Международные нормативы рассмотренных социальных показателей и их значение в России

Показатели Норматив Международной организации труда (МОТ) Фактически в России Во сколько раз нужно поднять показатели в России

Минимальная зарплата (в%к средней) 50 60 (ЕС) 25 (к номиналу) 20 (к полной зарплате) 2-2,5

Пенсия по старости (в%к средней зарплате) 40-60 30 (к номиналу) 25 (к полной зарплате) 2

Пособие по безработице (в%к получаемой зарплате) 50-65 до 25 (к номиналу) до 20 (к полной зарплате) 2,5-3

Объем пособий для детей (в%к ВВП) 2-4,5 (ЕС) 1,5 1,5-3

Все эти меры в совокупности не просто восстановят утраченный уровень доходов и потребления, но восстановят его за счет преимущественного повышения доходов малообеспеченных слоев населения и примыкающих к ним групп.

Это само по себе уже сократит чрезмерный разрыв, имеющийся в России между богатыми и бедными. 10% богатых семей имеют средний душевой доход 120 тыс. в месяц, а 10% бедных около 8 тыс. в месяц. Эта разница в 2019 г. составила 15,4 раза в сравнении с 6,9 в Германии, 6 в скандинавских странах с социал -демократической направленностью, с 4,6 раза в Японии. В СССР в 80 -х гг. эта разница составляла 3 раза. Следовало бы поставить задачу сократить эту децильную разницу в доходах до 10 раз (средний показатель по ЕС) к 2025 г. и до 6 раз - к 2030 г. Для этого целесообразно также освободить от подоходного налога семьи, где душевой доход менее 20 тыс. руб. в настоящее время и 25 тыс. руб. в 2024 г. Чтобы компенсировать эту сумму и сократить эту разницу, предлагается также ввести плавный прогрессивный налог для зажиточных и богатых семей, повысив налог до 20% с душевого дохода свыше 100 тыс. руб., 25% - после 200 тыс. руб., 30% - 300 тыс. руб. и 35% -свыше 500 тыс. руб. на душу в месяц.

Целесообразно также обложить повышенными налогами тех производителей, которые продают товары и оказывают платные услуги по ценам, недоступным не только бедному населению, но и среднему классу. Например, при ценах на жилье свыше сотен тысяч рублей за квадратный метр, для 4-5- звездных гостиниц, для торговых сетей и бутиков, рассчитанных на богатых и сверхбогатых людей, ввести акцизы на дорогие автомобили и т.д. И, напротив, полученные здесь суммы следовало бы использовать, чтобы снизить налоги для тех производителей, которые представляют товары надлежащего качества, приобретаемый недостаточно обеспеченными гражданами.

Сложное дело - восстановить потерянную сохранность народа. Здесь прежде всего нужно приложить все силы и средства, чтобы восстановить докризисную смертность - 1,8 млн человек в 2019 г. Умерших стало на 340 тыс. больше в 2020 г., а в первом полугодии 2021 г. смертность увеличилась еще примерно на 330 тыс. человек.

Победа над коронавирусом сама по себе не восстановит докризисный уровень смертности. Следовало бы поставить задачу - максимум за 2,5 года, к концу 2023 г. восстановить общий уровень смертности 2019 г., а затем в 2024 и в 2025 гг. начать новый этап по значительному снижению смертности с задачей - сократить эту смертности до 1,65 млн человек в 2025 г. и до 1,4 млн чел. к 2030 г. - 9,5 на 1000 человек населения. Такова была смертность в России 80 -х гг. Тем самым мы вплотную приблизимся к показателям смертности в развитых странах (около 9 на 1000 человек).

Вторая задача - предотвратить чрезмерное снижение рождаемости, которая будет интенсивно происходить до 2030 г. из - за того, что в фертильный возраст вступили женщины, рожденные в 90 - е - начале 2000 гг. в период низкой рождаемости. Вместо 21 млн женщин в возрасте от 20 до 40 лет в 2019 г., их число сократится до 16 млн в 2030 г. Частично компенсировать снижение рождаемости можно, если повысить суммарный коэффициент рождаемости с 1,5 в 2019 г. до 1,6 к 2025 г. и 1,8 к 2030. Напомню, что максимум был достигнут в 2015 г. - 1,777. Потом он снизился под влиянием сокращения реальных доходов населения и в связи с начавшимся коронавирусным кризисом - неблагоприятным временем для рождения детей. Если мы начнем значимый социально - экономический рост, восстановим и двинем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вверх доходы населения и увеличим пособия при рождении прежде всего третьего ребенка, то этот коэффициент существенно возрастет, как это продемонстрировали в свое время Франция и Швеция, подняв его до 1,9-2,0. Это позволит к 2030 г. поддержать коэффициент рождаемости около 9 на 1000 человек населения.

Тем самым будет резко сокращена депопуляция и открыт путь в ближайшие последующие годы для естественного увеличения населения. Дополнительный прирост населения будет получен за счет положительного сальдо миграции. Нам очень важно увеличить это сальдо со 106 тыс. в 2020 г. до 200-250 тыс. в год, как у нас было в предшествующие годы. Тогда мы сможем после 2025 г. задержать дальнейшее сокращение населения, а с 2030 г. начать его восстанавливать до максимального уровня России - 148,5 млн человек.

Все это потребует значительных дополнительных средств на здравоохранение. Следовало бы увеличить крайне низкую долю расходов на здравоохранение в ВВП в России - всего 5% (140 - е место по международному рейтингу финансирования здравоохранения ООН из 189 стран). В 2020 г. правительство значительно увеличило расходы на здравоохранение, доведя их долю до 6,6%, в основном за счет увеличения бюджетных расходов. Но принятый бюджет на 2021-2023 гг. предусматривает сокращение этих расходов на 10% в номинале и до 20%, а может быть и больше, в реальных выражениях. Столь странный показатель был принят в августе - сентябре 2020 г., когда еще не было видно второй, а тем более, третьей волны коронавируса, и преобладало представление, что к зиме начала 2021 г. пандемия завершится. К сожалению, этого не произошло, ситуация коренным образом изменилась, и надо не сокращать, а увеличивать финансирование здравоохранения, хотя бы до 7% ВВП к 2025 г. (подняться до 70 - го места в рейтинге) и до 10% ВВП к 2030 г. - как в среднем ЕС (подняться до 30 - го места).

Чтобы эффективно использовать это дополнительное финансирование, предстоит серьезно реформировать нашу систему здравоохранения, в том числе в разы увеличить выделение средств для сокращения главной причины смертности -от сердечно - сосудистых заболеваний, в особенности в трудоспособном возрасте, мужчин, где мы в расчете на 100 тыс. чел. населения уступаем развитым странам в 2-3 раза, а постсоциалистическим странам Европы - в 1,5-2 раза. Радикально надо поднять фармацевтическую промышленность и производства оборудования, приборов и материалов для здравоохранения. Главное внимание при этом следовало бы уделить повышению качества врачей и сестринского состава, осуществив за 5 лет их серьезную переподготовку. Кардинально целесообразно поднять высшее и среднее образование медицинских работников с последующей стажировкой в лучших медицинских организациях. В техническом перевооружении нуждается 2/3 больниц и поликлиник. В связи с пагубными долговременными последствиями пандемии нужно создать в России развитую сеть реабилитационных центров, как была в свое время создана сеть перинатальных центров. За счет средств в первую очередь предприятий и организаций, предоставив им серьезные льготы, следовало бы восстановить существовавшую в советское время сеть оздоровительных санаториев и профилакториев. Предстоит также коренным образом улучшить организацию и систему управления здравоохранением и оздоровлением населения в России.

Снижение смертности позволит повысить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет к 2025 г. и 78 лет к 2030 г., а продолжительность здоровой жизни, соответ-

ственно, до 63 и 68 лет. Тем самым будет восстановлена основная целевая установка социально - экономического развития страны - сохранность народа.

5. Структурные реформы и переход к планированию обеспечат стране долгосрочное процветание

Первоочередная и главная реформа касается собственности. Следовало бы провозгласить частную собственность основой рыночной экономики России и объявить, как в других странах, неприкосновенной и священной. На страже ее должны стоять все органы государственной власти. В настоящее время предприятия и организации, подчиненные государству, производят 71% всего ВВП, а частные иностранные и смешанные предприятия - только 29%. Между тем в 2003 г., когда была завершена массовая кампания по приватизации, доля частной собственности была расширена до 65%, а государственная собственность сужена до 35%. Из этих 35% консолидированный бюджет и внебюджетные госфонды занимали 25%. К 2010 г. их доля поднялась до 40%, а потом немного спустилась и сейчас составляет 35%. Но резко увеличилась доля крупных концернов и объединений, прямо подчиненных государству: возникли Роснефть и Ростехнология, крупные государственные энергетические компании, остановлена приватизационная реформа в РЖД, и здесь преобладает государственная собственность, появились новые крупные объединения в оборонной промышленности и ряде других отраслей. 74% банковских активов в России принадлежат крупным госбанкам или банкам, подчиненным Центральному банку и другим государственным организациям (типа «Газпромбанк»). При этом около половины всех предприятий и организаций, подчиненных государству, не осуществляют госфункций, а занимаются обычной коммерческой деятельностью, а точнее сказать, самообогащением. Так что предстоит провести массовую приватизацию, оставив в подчинении государства предприятия и организации, производящие до 45% ВВП, сделав превосходящей частную собственность. Эта мера серьезно ускорит наше социально - экономическое развитие из -за более серьезной заинтересованности частных собственников в экономическом развитии, как показывает практика и зарубежных стран, и нашей страны.

Вторая по значимости - комплексная финансовая реформа. Речь идет и о реформе банков, банковской системы с ее переориентацией на задачи социально - экономического развития. Сюда входит налоговая реформа, о которой частично говорилось применительно к подоходному налогу. Но предстоит сделать еще многое: вернуть природные богатства, прежде всего недра, основные массивы земельных участков и леса в собственность государства, которое их будет сдавать в пользование частным собственникам, сосредотачивая в основном в своих руках получаемые рентные платежи. Так сделано в Норвегии применительно к нефтегазовым месторождениям, Саудовской Аравии, странах ОПЕК и ряде других. Целесообразно также со временем сначала в 1,5, а потом вдвое сократить налог с оборота, который в России намного выше, чем в других крупных странах, и является серьезным препятствием для социально - экономического роста, так как удорожает продукцию.

Предстоит в 2-3 раза снизить обязательные социальные взносы с предприятий, заменив их прямым участием населения в оплате из своей зарплаты и доходов половины пенсионных накоплений и оплаты половины страховки по здоровью. Помимо этих реформ нужно провести реформу ЖКХ, переведя всю систему на частную собственность и перейдя на рыночные цены. Предстоит ввести и обязательный налог на недвижимость в размере не менее 1% от стоимости недвижимости,

как это сделано во всех рыночных странах. Сумма этого налога должна поступать в муниципалитеты и стать финансовой основой организации местного гражданского самоуправления.

Эти социальные реформы нужно проводить без снижения реальных доходов населения за счет индексации их заработной платы и других доходов в тех случаях, когда на них возлагается дополнительная оплата по пенсиям, страховке по здоровью и др.

Третья важнейшая реформа касается регионального управления. Речь идет о переводе регионов на самоокупаемость, самофинансирование и самоуправление. После подготовки можно до 70% регионов перевести на эту систему, поскольку их взнос налоговых поступлений в центр намного превышает трансфер из федерального бюджета на поддержку регионов. Необходимость этой реформы связана с тем, что хуже дотационной системы ничего нет, и она не заинтересовывает ни руководство регионов, ни население в социально-экономическом развитии. Так как в случае успеха просто снижаются дотации из госбюджета и люди мало что дополнительно получают. Возможно, для этой цели придется укрупнить ряд регионов, сформировав крупные губернии.

И последнее, самое главное. России, как и любой другой державе, нужны двигатели социально - экономического роста. Таких двигателей в рыночной системе может быть два. Первый - рыночный двигатель в виде рынка капитала и эффективной конкурентной среды. В России из - за ущербности банковской системы, не воспроизводящей длинных денег, и спекулятивного фондового рынка, начиненного короткими деньгами, а также из - за монополизации ряда отраслей государством и олигархическими монополиями конкуренция оказалась подорванной - этот двигатель практически не работает.

И поэтому не случайно, а глубоко закономерно, что за 30 лет новой России ее валовый внутренний продукт увеличился только на 15%, а промышленность еще не достигла до сих пор объемных показателей советского времени.

Второй возможный двигатель - народнохозяйственное планирование, модернизированное применительно к рыночному хозяйству, с широким использованием не столько директивных, сколько индикативных заданий.

Первой страной, где был создан комиссариат планирования, стала послевоенная Франция, которая за четыре пятилетки не просто восстановила разрушенное войной хозяйство, а совершила большой рывок вперед, обойдя даже Англию, которая до этого намного ее опережала по социально - экономическому уровню. «Азиатские тигры», и прежде всего Япония, Китай, Индия, Южная Корея, использовали пятилетние планы. На первых этапах технологического и социально - экономического прорыва плановые задания использовались и контролировались довольно жестко, но по мере продвижения вперед система становилась более мягкой с преобладанием стимулирующих мер и доминирования рыночных отношений. Китай, как известно, начал свою 14-ю пятилетку. Индия несколько лет назад завершила 12-ю пятилетку, добившись крупных результатов. Турция - в настоящее время быстро развивающаяся страна, успешно решает задачи, поставленные 11-м пятилетним планом. А всего 39 стран использовали опыт народнохозяйственного планирования СССР. И странно, что Россия его до сих пор его не использует и с «водой выплеснула и ребенка».

Предлагается начать народнохозяйственное пятилетнее планирование с плана 2021-2025 г., нацеленное на возврат к социально - экономическому росту с ключевыми показателями до 2030 г. Можно показать, и это осуществлено в ряде публикаций, что, если был бы в России народнохозяйственный план, можно было бы избежать стагнации, возникшей на пустом месте и являющейся рукотворным делом разрозненных ошибочных действий по линии бюджета, Центрального банка и крупных корпораций, подчиненных государству. Главная причина стагнации в том, что они разрозненно в течение трех лет, с 2013 по 2015 г., действовали без плана, без целевого развития. Сократили государственные инвестиции в этот период на 31%, в том числе бюджетные на 25%, крупнейшие госкорпорации во главе с Газпромом, РЖД тоже сократили инвестиции в основной капитал примерно на 1/3. Резко снизили объем инвестиционного кредита основные государственные банки. В результате общий объем инвестиций в России по линии предприятий и организаций, подчиненных государству, а это - около половины общих инвестиций, уменьшились на 27%. И несмотря на прирост частных инвестиций в основной капитал на 10% за этот период, общий объем инвестиций в экономике упал на 11%. К тому же в это время шел крупный отток капитала из России, начавшийся в кризис 2008-2009 гг. Это явилось главной причиной возникновения стагнации «на пустом месте» при других благоприятных условиях. И это было за 1,5 года до присоединения Крыма, санкций против России и начавшегося снижения нефтяных цен. Удивительно, что в 20102013 гг. наши предприятия и организации заняли с мирового рынка, к которому был свободный доступ, 270 млрд долл. в дополнение к 50 млрд долл. прироста экспорта из - за рекордного подъема нефтяных цен, достигших 110-115 долл. за баррель. Напомню также, что в 2012 г. в России была самая низкая в истории инфляция -5,1% и самая низкая ключевая ставка ЦБ - 5,5%. Кроме того, мировая экономика и основные страны мира, кроме нескольких европейских стран, в этот период ускоренно развивались. А Россия вдруг после серьезного подъема в 2010-2012 гг. со среднегодовым приростом ВВП 4%, инвестиций в основной капитал - около 9%, реальных доходов - более 3%, оказалась в стагнации, переросшей скоро в рецессию с 10-15% сокращением реальных доходов и потребления.

Если бы в России было планирование, стало бы невозможным при 2 -процентном снижении ВВП в период рецессии 2015 г. при нулевом 2014 - м и нулевом 2016 году, в эти три года снизить валовые накопления основного капитала на 23,3%, реальные доходы - на 9,6%, розничный товарооборот - на 14,1%, а конечное потребление домашних хозяйств - на 11,3%. И это при небывалом росте в 2015-2016 гг. финансовых результатов от деятельности предприятий и организаций - в 2,4 раза.

Возможности, финансовые средства, высокий уровень человеческого капитала -все это у России есть. Для возобновления социально - экономического роста нужна политическая воля и эффективная организация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.