Научная статья на тему 'Возможные сценарии реформирования административно-территориального деления России: Сибирский вариант'

Возможные сценарии реформирования административно-территориального деления России: Сибирский вариант Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
483
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможные сценарии реформирования административно-территориального деления России: Сибирский вариант»

УДК 321(470)

М.Н. Колоткин СГГ А, Новосибирск

ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДЕЛЕНИЯ РОССИИ: СИБИРСКИЙ ВАРИАНТ

Представляется, что проект реформирования административнотерриториального устройства России применительно к Сибири, которая была и остается уникальной частью не только страны, но и в планетарном масштабе. Эта уникальность включает в себя огромную территорию, разнообразие природно-климатических условий, наличием минеральносырьевых ресурсов планеты, энергетической мощью рек и чистотой озерных вод, самобытной истории и культуры населяющих её районов. Не случайно Сибирь с древности называли землей или страной. Присоединение Сибири стало ценнейшим приобретением Русского государства за все время его существования. Территория Московской Руси не просто увеличилась более чем в два раза, но и стала важнейшей вехой на пути складывания Российской империи. Возникла новая геополитическая ситуация, Российская империя, оставаясь в качестве крупнейшей европейской державы, прочно утвердилась на просторах Азии и стала мостом евразийского пространства.

Начиная с XVII века, Сибирь, как и вся страна, испытала на себе множество административных пертурбаций. Можно выделить несколько крупных этапов ее районирования.

1. XVII век - приказной и разрядный. Центр управления находились в Сибирском приказе в Москве, а регион был поделен на 4 разряда.

2. 1708 г. - губернский, при котором Сибирь составляла единое целое и простиралась от Вятки до Камчатки.

3. 1764 г. - «царский», генерал-губернаторский, когда «Сибирское царство» делилось на Тобольское и Иркутское генерал-губернаторства.

4. 1783 г. - наместнический. После распространения на Сибирь. «Учреждения для управления губерний» на территории Западной Сибири были образованы Тобольское и Колыванское наместничества.

5. 1803 г. - восстановление Сибирских генерал-губернаторств.

6. 1822 г. - территориальный, по проекту Сперанского Сибирь была разделена на Западную и Восточную.

7. Накануне 1917 г. - вновь губернский принцип районирования, при котором Западная Сибирь делилась на Томскую, Енисейскую и Иркутскую губернии.

8. 1920 г. - «Сибревкомовская Сибирь», когда губернии оставались основными единицами, однако существовал единый руководящий орган на территории - Сибревком, единый партийный центр - Сиббюро ЦК.

9. 1922 г. - по проекту Госплана Сибирь предполагалось разделить на 4 особые области: Западно-Сибирскую, Кузнецка-Алтайскую, Енисейскую и Ленско-Забайкальскую, однако Сибревком этот проект отклонил.

10. 1925 г. - образован Сибирский край, в состав которого вошли Алтайская, Енисейская, Омская, Томская и Новониколаевская губернии и Ойротская (Горно-Алтайская) автономная область.

11. 1930 г. - Сибирский край был разделен на Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский края.

12. 1937 г. - по постановлению ЦИК СССР Западно-Сибирский край был разделен на Новосибирскую область и Алтайский край.1

Как видим, структура администрантивно-территориального деления Сибири была динамичной, постоянно видоизменялась в зависимости от целого комплекса причин экономического и политического характера. Причем национальный момент в этих реорганизациях всегда присутствовал на различных уровнях: от автономных республик и областей до

национальных сельсоветов.

Сегодня на территории Сибири эти субъекты имеют различный статус: республик (Якутия - Саха, Тува, Бурятия, Алтай, Хакасия), области (Еврейская) и округов (Усть-Ордынский и Агинский бурятские, ЯмалоНенецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенскийский, Чукотский, Корякский).

Причем, национальные элиты, в борьбе за власть, активно использовали идею суверенности и стимулировали межнациональную конфронтации. Сибирь в этом смысле выглядит более предпочтительно, чем другие регионы

- Кавказ, Средняя Азия, хотя и здесь было напряжение русского населения и «титульного» в Тыве, Якутии и других субъектах Федерации.

В. Жириновский, по сообщениям ИА REGNUM, после создания Пермского края - первого шага в объединение регионов, подкорректировал свои прежние проекты и считает, что в перспективе Россия движется к созданию унитарного государства, перейдет от 7 федеральных округов к 15 губерниям. Он предлагает отказаться от национально-территориального принципа административного деления России и перейти к чисто территориальному принципу. Все это позволит, по мысли вице-спикера Государственной Думы, ликвидировать межнациональные противоречия, пресечь национал-сепаратизм, укрепить экономическое развитие регионов и интенсифицировать их связи. В 1999 г. он предлагал разбить всю территорию России на 7 губерний: Северную, Московскую, Южную, Поволжскую, Уральскую, Сибирскую и Дальневосточную. Сегодня он расширил этот список до 15. Территория Сибири в этом проекте будет представлена следующими новообразованными субъектами:

1. Сибирская с центром в Новосибирске, состоящая из Омской области, Новосибирской области, части Тюменской области, Алтайского края. Население - 9 тыс. чел.

2. Красноярская с центром в Красноярске, состоящая из Красноярского края, Кемеровской области, части Томской области, республик Алтай, Хакасия, Тува Таймырского АО, Эвенкийского АО. Население - 8 млн. чел.

3. Иркутская с центром в Иркутске, состоящая из Иркутской области, Усть-Ордынского бурятского АО, республик Якутия, Бурятия, Агинского Бурятского АО, Читинской области. Население - 7 млн. чел.

Что касается Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, то они по мысли В. Жириновского, должны войти в состав Уральской области с центром в Екатеринбурге.

Имеются и другие проекты. В. Бельдей, А. Собянин, В. Турабов, Г. Хрусталев представили на суд общественности свой вариант административно-территориального деления, главная идея которого заключается в том, что новая регионализация должна исходить из принципов обеспечения национальной безопасности и экономической целостности макро регионов. Предлагается отделить проблемы административно устройства от основ государственного регулирования, экономического и социального развития регионов РФ, ликвидировав нынешние федеральные округа и создав 15 федеральных округов Российской Федерации с одновременным расширением полномочий руководителей новых федеральных округов. Авторы склонны, учитывая крайнюю сложность и болезненность темы укрупнения субъектов для их руководителей, особенно в национальных республиках, сохранить большую часть нынешних субъектов РФ, которые войдут в округа. Следствием нового деления станет резкое повышение эффективности президентской вертикали власти, так как федеральный бюджет будет привязываться к округам.

Согласно этому проекту территория Сибири будет выглядеть следующим образом:____________________________________________________________________

1 Ленско-Байкальский округ г. Иркутск 1. Иркутская область, г. Иркутск Иркутская область, Усть-Ордынский АО

2. Республика Саха (Якутия), г. Якутск Часть Республики Саха (Якутии) к югу от Верхоянского хребта и от с. Жиганск вверх по течению Лены

3. Республика Бурятия, г. Улан-Удэ Республика Бурятия

4. Читинская область Читинская область, Агинский Бурятский АО

2 Енисейский округ г. Красноярск 1. Красноярская область, г. Красноярск Красноярский край (без Таймырского АО), Эвенкийский АО

2. Кемеровская область, г. Новокузнецк Кемеровская область

3 Республика Хакасия, г. Абакан Республика Хакасия

4. Республика Тыва, г. Кызыл Республика Тыва

1. Тюменская область, г. Тобольск Тюменская область

2. Омская область, г. Омск Омская область

3. Курганская область, г. Курган Курганская область

3 Иртышский 4.Ханты-Мансийский АО, г. Ханты-Мансийск Ханты-Мансийский АО

округ г. Тобольск 5. Новосибирская область, г. Новосибирск Новосибирская область

6. Томская область, г. Томск Томская область

7. Алтайский край, г. Барнаул Алтайский край

8. Республика Алтай, г. Горно-Алтайск Республика Алтай

1. Ненецкий край, г. Салехард Ненецкий АО, часть Республики Коми к северу и северо-востоку от г. Ухта, Ямало-Ненецкий АО

4 Северный округ г. Санкт-Петербург 2. Таймырский край, г. Дудинка Включает также г. Санкт Петербург, Ленинградскую, Калининградскую, Псковскую, Новгородскую, Архангельскую (без НАО), Мурманскую, Вологодскую области и республику Карелия. Таймырский (ДолганоНенецкий), АО, часть Республики Саха (Якутия) к западу от Верхоянского хребта и от с. Жиганск вниз по течению Лены

Определяющим в этом проекте являются приоритеты приграничного

сотрудничества, жестко увязанные с мобилизационными схемами для учета внешнеполитических вызовов, выбора сценария развития в условиях долгосрочных трендов роста международной напряженности и усиления внутрироссийских экономических диспропорций.

В средствах массовой информации активно публикуются самые разнообразные проекты. Они касаются как Европейской части России, так и ее сибирских и дальневосточных регионов. Муссируются вопросы об объединении Санкт Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Псковской и Новгородской областей, Архангельской области и Ненецкого автономного округа и др. Причем всерьез обсуждаются вопросы о присоединении к нового образованному Пермскому краю Удмуртии, в которой 60% населения составляют русские.

Однако наиболее вероятным видится проект реформирования государственно-территориального устройства России, разработанный в структурах Российской Академии наук и Минэкономразвития РФ еще в середине 90-х годов, одобренный в администрации президента, и который начинает реализовываться. Согласно ему, в недалеком будущем на карте России вместо привычных 89 субъектов Федерации появятся 20 (1 -й вариант)

- 28 (2-й вариант) субъектов. Несмотря на вариативность проектов, это вряд ли скажется на судьбе Сибирских регионов, так как разночтения касаются

лишь западных и центральных районов страны. Согласно этому проекту

Л

Сибирь будет поделена на 5 губерний:

Г убернии Состав Центр Территори я, тыс. кв. км Население, тыс. чел. на 4.01.2000 Сельских районов

Обско- Иртышская Тюменская обл., Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий Тюмень 1435,2 3237 38

Западно- Сибирская Новосибирская, Омская, Томская обл. Новосибир ск 634,8 5972 78

Южно- Сибирская Алтай, Алтайский край, Кемеровская обл. Кемерово 357,2 5839 89

Восточно- Сибирская Тыва, Хакасия, Красноярский край Красноярс к 2572,1 3941 72

Прибайкаль ская Бурятия, Иркутская, Читинская обл. Иркутск 1550,7 5031 85

Необходимость этих преобразований, по мнению создателя проекта, позволит решить ряд проблем. Во-первых, унифицировать субъекты, которые де-факто радикально отличны друг от друга - маленькие и большие, богатые и бедные, доноры и реципиенты, национальные и обычные. Во-вторых, еще одна ключевая идея реформы состоит в объединении слабых аграрных регионов с сильными индустриальными. Таким образом, разница в экономическом потенциале регионов резко сократится, возрастут их финансовые ресурсы, инвестиционные показатели, появятся предпосылки для создания крупнотоварных зональных рынков. В-третьих, предлагается, учитывая сложившиеся тенденции и сохраняя на некоторое время ряд атрибутов государственности, изменить статус республик в составе РФ на области. В этом просматривается аналог структуры штатов в США, лишенных национальной специфики, и все это, в конечном счете, должно привести к образованию в России единой «российской нации», подобно американской.

В этой связи многие эксперты по-разному оценивают сложившуюся ситуацию. Директор региональной программы Независимого института социальной политики, доктор географических наук Наталья Зубаревич в интервью корреспонденту ИА REGNUM, озаглавленном «Реформаторы хотели обогнать время, но увязли в пространстве» считает, что экономической необходимости в укрупнении нет. По ее мнению «Повесить на

те немногие 10 - 15 сильных регионов, которые у нас есть, все остальные достаточно сложно, и эффект этого будет совершенно не тот, на который рассчитывает федеральная власть. Я думаю, что тут дело совсем в другом. Мы видим, как неадекватно реализуются плохо продуманные реформы -слишком жесткие, слишком примитивные. Возможно, этот возбуждающий пиар вокруг укрупнения - просто попытка переключить центр внимания на что-то новое». На вопрос «Значит, при таком методе укрупнения отставание слабых регионов будет консервироваться?» Н. Зубаревич отвечает: «Конечно. А сейчас у них, по крайней мере, есть собственный центр развития в виде региональной столицы. Дело в том, что вообще не бывает развития большими кусками пространства. Все всегда начинается с точек, где концентрируются ресурсы, и потом та инновация, которую этот ресурс позволил создать, идет на периферию, втягивая ее в процесс модернизации. По-другому - строем, шеренгой - не бывает. Этот некий фундаментальный закон как закон всемирного тяготения, и его надо принимать во внимание при любых политических решениях. Он ослабевает только на территориях чрезвычайно плотно залесенных и инфраструктурно освоенных, где начинают работать иные, более тонкие механизмы - уникальность места, природное окружение и т. п. Но у нас-то при нашей освоенности и зелесенности, при нашем инфраструктурном раздрае этот закон будет работать как часы».

Руководитель центра стратегических исследований Приволжского федерального округа Сергей Градировский считает, что в стране пока не создано аргументированных концепций новой регионализации.

Политолог Станислав Белковский, широкую известность которому принес доклад «Олигарх - ум, честь и совесть нашей эпохи», опубликованный в Интернете летом 2003 года, комментируя перспективы реформирования страны прямо заявил: «Я могу описать вам основные направления федеративной реформы, насколько мне о них известно. На первом этапе - назначаемость мэров, ликвидация примерно 10 - 12 субъектов Федерации (поглощение национально-территориальных более крупными субъектами). Предстоит ликвидация института федеральных инспекторов, которая произойдет до наступления весны следующего года, переподчинение силовых структур назначенным губернаторам. Следующий этап - ликвидация института президентских полпредов в федеральных округах. Срок полномочий нынешних губернаторов, видимо, будет пролонгирован от трех

-5

месяцев до года. На этом федеративная реформа будет завершена».

Вернемся к Сибири. Здесь может появиться новый-старый суперрегион. Губернаторы трех территорий - Красноярского края, Таймырского (ДолганоНенецкого) и Эвенкийского автономных округов - Александр Хлопонин, Олег Бударгин и Борис Золотарев подписали пакет документов, направленных на интеграцию регионов.

Если все пройдет по плану, то референдум по вопросу объединения пройдет 17 апреля 2005 г., и если население выскажется «за», с 1 января 2007 г. на карте появится новый субъект Федерации с новым главой и новым парламентом. А пока губернаторы подписались под обращением к населению

края и округов, в котором изложили свое видение интеграции, создали рабочую группу по технической подготовке референдума и соглашений между субъектами о делегировании полномочий.

Общая численность населения Красноярского края - более 3 млн. человек. Общая площадь - 2339,7 тыс. кв. км, то есть по размерам край равен половине европейской части России, или всем государствам СНГ (исключая Казахстан), вместе взятым. Площадь его в 10 раз больше территории Великобритании, в 4,5 раза - Франции. Огромную территорию занимает центральная часть Сибири, протянувшаяся с севера на юг, вдоль реки Енисей, почти на 3 тысячи километров. На территории края - 25 городов. В самом Красноярске сейчас проживают 875,2 тысяч человек.

В годы советской власти в состав Красноярского края уже входили и Таймыр, и Эвенкия, и Хакасия. Очень тесными были связи с Тывой. С распадом Советского Союза начался и распад Красноярского края. Хакасия обособилась совсем. А Эвенкия (18 тысяч жителей) и Таймыр (44 тысячи) номинально остались в составе края, но стали полноправными субъектами Федерации с собственными главами, парламентами и казной. Однако о возврате в прежние границы речь заходила в последние годы не однажды. Даже создавали Совет губернаторов округов. Правда, власти Таймыра и Эвенкии особого энтузиазма в отношении объединения не проявляли. Сейчас, по словам эвенкийского губернатора Бориса Золотарева, «найден механизм интеграции», поддержанный главами регионов, Кремлем и Минфином.4

Глава округа Олег Бударгин в присутствии полпреда президента в СФО Анатолия Квашнина пообещал разъяснить жителям пользу этого шага.

«Объединение сегодня - это не чья-то прихоть. Это необходимость, историческая закономерность, - считает полпред Анатолий Квашнин, -территории должны иметь единую инфраструктуру. Прежде всего, для обеспечения уровня жизни народа, каждого гражданина России. Не для чиновников, а для личности. Нельзя создавать лоскутные, изолированные друг от друга территориальные образования, живущие по своим правилам».

Спросить о том, лучше жить одному или вместе, можно без конца. Зато легко подсчитать минусы этого разъединения. Не так давно гигантские совхозы, состоящие по обоим берегам Енисея, снабжены овощами, мясом и молоком Норильск, Дудинку, Игарку, Туру, Хатангу, Диксон. Сегодня эти совхозы не справились с конкуренцией, умерли. Не по своей вине, их угробили сознательно. Норильск, например, покупал ту же баранину в Австралии, а не в южных районах края. Капусту и картошку везли из Китая, Польши, Германии и еще бог знает откуда. Теперь от многих совхозов-миллионеров не осталось даже фундаментов. И восстановить будет непросто. Пострадала и промышленность. Норильские заказы прежде составляли львиную долю на заводах Красноярского края. Потом северяне почти полностью перешли на завоз оборудования и техники со стороны.

Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин предъявил счет в Москве за объединение своего региона с Таймыром и Эвенкией. По оценке

газеты «Ведомости», этот проект может обойтись федеральному бюджету в 2005 - 2007 гг. примерно в 23 млрд. рублей. Илья Трунин из Института экономики переходного периода напоминает, что все субъекты Федерации равноправны, и считает сомнительным подход, при котором объединяющиеся регионы должны получать какие-то преференции. «Объединение - дело самих регионов, и трудно объяснить, почему федеральному центру за это нужно платить», - удивляется эксперт.5

Михаил Одинцов, представитель в СФ от Законодательного собрания (Суглана) Эвенкийского автономного округа считает: «Если рассматривать Эвенкию и Таймыр - это огромные территории с минимальным количеством населения по сравнению с другими регионами. А Красноярский край, город Норильск и ряд населенных пунктов в Эвенкии - это некая зона, где располагается до 98 процентов всего населения. И основное управление с точки зрения государства осуществляется именно в этом регионе. В оставшихся малонаселенных территориях стоят несколько иные задачи в сравнении с индустриально развитыми густонаселенными районами. Поэтому в данной ситуации с помощью объединения этих территорий можно более рационально использовать те средства, которые совокупно выделяются на три региона».6

Генеральный директор Фонда развития политических технологий и прогнозирования «Сибирь - Форум», кандидат исторических наук В.И. Козодой дает свою оценку появления будущего суперрегиона: «Что касается Эвенкии и Таймыра, здесь сложились крайне курьезная ситуация: с одной стороны, они формально входят в состав Красноярского края и их представители находятся в законодательном органе Красноярского края, с одной стороны, они юридически и представляют собой отдельно взятые субъекты Федерации. Возникает явная неопределенность правового статуса, что неизбежно приводит к конфликтной ситуации.

Ситуация характеризуется еще тем, что оба этих образования крайне незначительны по численности населения. В Эвенкии проживает порядка 20 000 человек, а в Таймырском автономном округе около 40 000, поэтому стремление к объединению в единый субъект Федерации - это попытка восстановить то, что было насильно порушено в период «нового смутного времени». Жизнь показала неэффективность функционирования таких образований, как в экономическом, так и политическом смысле.

Судя по всему, вопрос объединения этих субъектов Федерации будет решен положительно, можно предположить, что через какое-то время в это

п

новое крупное образование может вернуться Хакасия».

Причем амбиции сторон нарастают. На страницах Интернета появились материалы, согласно которым ряд политических обозревателей политтехнологов считают, что к Красноярскому суперрегиону вместе с Хакасией также необходимо присоединить и Туву. В качестве возможного руководителя этой огромной территории рассматривается кандидатура министра МЧС С.К. Шойгу.

Многие специалисты отмечают наметившуюся тенденцию к тому, что при изменении административно-территориального деления в России национальный аспект уходит на второй план. Директор центра системных исследований и прогнозирования ИСПИ РАН, кандидат политических наук В. Черноус в эксклюзивном интервью ИА REGNUM заявил о том, что игнорирование этнических принципов деления России может привести к серьезным проблемам. В этой связи острой является ситуация с объединением Алтайского края и Республики Алтай (бывшей ГорноАлтайской автономной области). Если главы исполнительной власти ( бывший губернатор А. Суриков и нынешний М. Евдокимов) а также депутаты Алтайского крайсовета поддерживают инициирование референдума по объединению то, руководство республика Алтай относится к этой проблеме резко негативно. Глава Правительства РА М. Лапшин расценивает эту инициативу как агрессивное вмешательство во внутренние дела суверенного субъекта России. В заявлении Правительства республики говорилось буквально следующее: «С глубоким возмущением восприняли жители Республики Алтай сообщение о том, что в соседнем Алтайском крае вновь вполне серьезно обсуждается вопрос о возможности объединения двух субъектов России. Несмотря на многочисленные категорические высказывания руководства республики, депутатов, представителей общественности, кому-то в Алтайском крае очень хочется взбудоражить социальную обстановку и нарушить спокойный и мирный уклад жизни местного населения абсурдными реформаторскими идеями Руководство Республики Алтай расценивает подобные опасные инициативы как агрессивное вмешательство во внутренние дела суверенного субъекта России, каковым наш регион стал в результате всенародного волеизъявления.

Хочется напомнить инициаторам объединительной компании, что территориальную самостоятельность Горный Алтай приобрел еще в 1922 году, когда Алтайского края как субъекта государства не существовало вообще. Правительство Российской Федерации уже тогда наделило наш регион великим благом - автономией. Нынешний высокий и почетный статус республики позволяет эффективно развивать экономику и социальную сферу, приумножать богатейшее, уникальное культурно-историческое наследие. И с этим законным правом самостоятельно решать свою судьбу и определять основы жизнедеятельности жители республики никогда не захотят расстаться.

Однако подобные точки зрения исходят, как правило, от чиновников. Республиканская власть боится потерять свои привилегии и не желает считаться с мнением своих оппонентов. Средства массовой информации пестрят сообщениями о многочисленных усилиях властных структур, которые прилагают все усилия, чтобы процесс проведения референдума в республике не был доведен до логического конца.8 3 октября 2003 года состоялось собрание «Межпарламентской ассамблеи Республики Алтай», оппозиционной структуры Госсобрания - Эл Курултая, где бывший спикер Курултая Д. Табаев заявил, что «над федеративным устройством России

нависла реальная опасность. Через 2 - 3 года после избрания В. Путина на второй срок процесс укрупнения субъектов неминуемо начнется, политическое лицо республики будет потеряно». Выступающие в прениях говорили о том, что «министров в республике больше чем чебанов», «у нас на тысячу человек чиновников в 28 раз больше чем в Алтайском крае», «в нищей республике месячная зарплата министра равна годовой зарплате учителя и полуторагодовой пенсии» и т. п. 9 В статье «Лапшин боится «гласа народа»» прямо говорится о том, что последнюю точку в запутанной истории об объединении некогда единых субъектов Федерации должен поставить референдум, от которого так настойчиво открещиваются республиканские чиновники.10 Полномочный представитель Президента в СФО А.А. Квашнин не обошел вниманием возможность объединения Республики Алтай с Алтайским краем. «Мое личное мнение: я - за. Я - за, но это мое личное мнение. Не полпреда даже, а Анатолия Васильевича Квашнина, гражданина России». При этом полпред заметил, что решающим здесь будет мнение жителей Республики Алтай и Алтайского края.11 А что думают об укрупнении сибирские губернаторы? Виктор Кресс, глава администрации Томской области: «В случае укрупнения мы рискуем потерять Томск, Томскую область как Сибирский центр образования, науки и культуры и превратиться из крупнейшего областного центра в заштатный городок, интеллектуальный отросток Новосибирска. «Рулить» Западно-Сибирской губернией, по всем раскладам, будет Новосибирск». Виктор Толоконский, губернатор Новосибирской области, считает, что 89 субъектов - слишком много даже для такой большой страны, как Россия. Однако на практике укрупнение возможно только в том случае, если сами регионы выкажут единодушное стремление к объединению, как, например, это недавно произошло в Коми-Пермяцком округе. Остро вопрос объединения сегодня не стоит. Для Леонида Полежаева, главы администрации Омской области, вопрос укрупнения регионов - это, прежде всего, вопрос изменения Конституции России, а значит, преобразования власти. По его словам, сегодня это просто неразумно, и он не видит в этом объективной необходимости. Пусть инициаторы подобных слияний сначала спросят мнение жителей, а потом принимают решение. Как видим, вопрос укрупнения регионов не так прост и требует очень тщательной проработки во всех эшелонах власти: федеральной, региональной и местной.12

В заключение хотелось бы отметить, что к этой судьбоносной для России проблеме нельзя относиться с точки зрения бюрократии и картографического моделирования. Всегда необходимо помнить о печальном примере великой державы - СССР, развал которой произошел потому, что, образно говоря, слишком разными были национальные «кирпичи», чтобы из них можно было сложить прочный «общий дом» без авторитарного каркаса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Административно-территориальное деление Сибири. Справочник, Новосибирск, 1966, С. 9-17

2. Колоткин М.Н. К вопросу о вариантах в системе федеративных отношений // Вестник общественных наук, Новосибирск, 2003, С. 111-112

3. Белковский С. Разрыв сердца от сострадания к Путину // Континент - Сибирь, 2004, октября, № 38, С. 2

4. Парламентская газета, 2004, 20 октября, 4 ноября

5. Ведомости, 2004, 18 июня

6. Парламентская газета, 2004, 4 ноября

7. Честное слово, 2004, № 46, С. 10.

8. Звезда Алтая, 2004, 18 мая

9. Листок (Горно-Алтайск), 2003, 8 августа

10. Честное слово, 2003, 24 сентября

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Честное слово, 2004, № 44, С. 10

12. Звезда Алтая, 2004, 21 февраля

© М.Н. Колоткин, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.