УДК 902
Жигалова Виктория Владимировна
студентка III курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,
Россия, e-mail: zhigalova-viktoriya@mail.ru
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПРОНИКНОВЕНИЯ АСКИЗСКИХ ВЕЩЕЙ НА ТЕРРИТОРИЮ ПЕРМСКОГО ПРЕДУРАЛЬЯ
Viktoria V. Zhigalova
III year student Faculty of History
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: zhigalova-viktoriya@mail.ru
POSSIBLE WAYS OF PENETRATION OF SKILLS ON THE TERRITORY
OF PERM PREDURAL
Аннотация. В статье рассматривается проблема появления предметов «аскизского типа» на территории Пермского Предуралья. Автор приводит различные точки зрения исследователей на возможные пути проникновения аскизских вещей. Анализ предположений позволяет автору выразить свою версию возможного проникновения вещей «аскизкого типа» на территорию Предуралья.
Ключевые слова: аскизская культура, предметы «аскизского типа», древнехакасские изделия, трансевразийская мода, Пермское Предуралье, Волжская Булгария.
Abstract. The article deals with the problem of appearance of objects of the "ascetic type" on the territory of the Perm Ural region. The author gives different points of view of researchers on possible ways of penetration of the ascetic things. An analysis of the assumptions allows the author to express his version of the possible penetration of things of the "sketchy type" into the territory of the Urals.
Keywords: Asiatic culture, Objects of the "ascetic type", Old Khakass products, Trans-Eurasian fashion, Perm Cis-Urals, The Volga Bulgaria.
Аскизская культура - археологическая культура средневековых хакасов X-XIV вв. Свое название получила по долине р. Аскиза на северо-западе Хакасской автономной области. Аскизская культура представляет большой интерес для всех специалистов, занимающихся средневековыми древностями. Заслуга ее выделения и датирования, определения этнической принадлежности и места среди археологических культур Сибири принадлежит Л.Р. Кызласову. Именно им были найдены и раскопаны в 1955 г. Аскизские курганы конца X-XII вв., и с тех пор систематически исследовались памятники этой культуры [6, с. 6].
© Жигалова В.В., 2017
Известные в настоящее время памятники аскизской культуры локализуются в значительных по площади районах Южной Сибири. На севере они встречены в районе современного Красноярска, на востоке - в бассейне р. Кан, на юге - на всей территории Тувы, на юго-западе - на Алтае, на западе ее памятники встречены в отрогах Кузнецкого Алатау. На всей этой территории известны многочисленные случайные находки инвентаря, относящегося к этой культуре [5, с. 207-209].
Главной отличительной особенностью аскизских древностей служит преобладание вытянутых форм с фигурно оформленными краями, украшенных инкрустацией и аппликацией серебром, реже золотом и медью. Особенно можно выделить детали поясной гарнитуры (пряжки, накладки, наконечники ремней), которая составляет некий комплекс аскизских предметов, а также детали конской сбруи (распределители ремней уздечки, удила, псалии) и снаряжения всадников (наконечники стрел, колчанные ременные распределители). Все эти детали орнаментированы и обычно объединены в наборы общим узором.
С Х-Х11 вв. предметы «аскизского типа» начинают встречаться на широкой территории Евразии (Сибирь, Волжская Булгария, Прикамье, древнерусские территории). Но как эти предметы могли попасть на территорию Пермского Предуралья?
Волжская Булгария как государственное образование в средние века являлось основным торговым партнером Пермского Предуралья. Для периода X - начала XIII в. взаимоотношения прикамских племен именно с Волжской Болгарией приобретают значимый смысл, что обусловлено целым рядом причин.
В X в. Волжская Булгария достигает значительного экономического и политического развития, формируется как раннефеодальное государство домонгольского периода. Развиваются города, центры торговых и ремесленных связей, ведется активная внешняя политика. В X - начале XIII в. Булгария становится одним из центров мировой торговли и крупнейшим мировым рынком. Фактически булгары полностью контролировали территорию
Прикамья. Арабские источники отмечают, что булгарские купцы вели активную торговлю с купцами из стран Вису и Чулыман (территория Пермского Предуралья) [1, с. 598]. Находясь на промежуточном отрезке волжского пути, на стыке торговых трасс, где встречались скандинавские, древнерусские, арабские, среднеазиатские, хазарские, еврейские, армянские и другие купцы со своими товарами, Волжская Булгария становится важнейшим партнером и посредником в торгово-обменных контактах [2, с. 126]. Важными факторами взаимодействия Волжской Булгарии с прикамскими племенами являлись территориальная близость и длительность периода существования этих связей [2, с. 127].
Булгарские изделия представлены на 180 памятниках Прикамья X-XIV вв. различными категориями находок (керамика, бусы, украшения, детали костюма). Как отмечают исследователи (А.М. Белавин, Н.Б. Крыласова, Г.Т. Ленц), в Прикамье существовали и булгарские торговые фактории в районе городищ Анюшкар, Рождественское, Иднакар [4]. Вполне очевидно, что население Волжской Булгарии участвовало в миграциях (торговых или колонизационных) на территорию Предуралья.
Существует множество различных точек зрения на то, как вещи «аскизского типа» могли попасть на территорию Пермского Предуралья.
Так, К.А Руденко объясняет причину появления аскизских предметов на территории Пермского Предуралья и Волжской Булгарии благодаря широким торговым и дипломатическим связям Древнехакасского государства. Древнехакасские изделия, найденные на всей территории Восточной Европы, подтверждают связь с важнейшими торговыми путями и центрами.
Не остается без внимания и то, что вещи «аскизского типа», найденные на территории Волжской Булгарии, по мнению К.А. Руденко, могли изготовляться прямо там по аскизским образцам. «Причина заключается в постоянном присутствии в поволжских и в прикамско-приуральских поселениях того времени самих носителей аскизской традиции - древних хакасов. Неслучайно аскизские изделия встречены на развитых торгово-ремесленных поселениях болгар», - пишет К.А. Руденко.
Как замечает исследователь, в Волжской Булгарии имелись постоянные древнехакасские фактории, дипломатические представительства, торговые кварталы. Исследования К.А. Руденко убедительно демонстрируют влияние традиции носителей аскизской культуры на производство Волжской Булгарии изделий поясной и упряжной гарнитуры.
А.М. Белавин, вслед за К.А.Руденко, делит аскизские предметы на 2 категории - собственно аскизские и камские. Камские изделия связаны с производством аскизского типа и изгоглтовлены по аскизским мотивам мастерами Волжской Булгарии. При этом камские изделия могли производить не только из железа, но и из бронзы и меди. А.М. Белавин, пытаясь проследить наличие предметов «аскизского типа» не только в Волжской Булгарии, но и на территории самого Пермского Предуралья, пришел к следующим выводам. На территории Пермского Предуралья, а именно в материалах Рождественского городища, в коллекции частей поясной упряжной гарнитуры аскизские предметы составляют заметную часть - 11,4 % и могут являться предметами торговли. На это указывает, как замечает А.М. Белавин, количество предметов аскизского облика, изготовленных в соответствии с этой модой мастерами Волжской Булгарии. По мнению А.М. Белавина, путь проникновения аскизских вещей связан и с самим пребыванием аскизов в Волжской Булгарии и Прикамье. Это подтверждается находкой оригинального предмета - крюка для продергивания седельных ремней и для шнуровки, впервые встреченного в Предуралье, а именно на Рождественском городище. Абсолютные аналогии его известны среди аскизских древностей и среди находок в Золотаревском комплексе, а также в Новгороде. Таким образом, в XI-XII вв. хакасы могли бывать на Рождественском городище в составе торговых караванов или с собственными торговыми или военно-дипломатическими миссиями.
Предположения Е.П. Казакова сводятся к тому, что в конце X-XI вв. фиксируется определенное сходство поясной гарнитуры волжских булгар и кочевников юго-восточной Европы. Для обоих регионов характерны поясные накладки различных типов. Как пишет Е.П. Казаков, не исключено, что в Волжской Булгарии было налажено ремесленное производство самих кочевников [3].
И.Л. Кызласов замечает, что аскизские древности выделены по меньшей мере в 10 древнерусских городах и селищах, во всех булгарских поселениях. Часть аскизских предметов попала на земли финно-угров и славян в результате торговой деятельности самих алтайских тюрок или волжских булгар, часть попала вместе с отрядами аскизских всадников, которые могли выполнять торговые или военно-дипломатические функции.
Находки показывают, что такие посольства были вполне обычными и для XI-XII вв., и, вероятно, для первой половины XIII в. В домонгольское время в Волжской Булгарии, по мнению И.Л. Кызласова, существовали постоянные древнехакасские поселения - фактории, торговые кварталы, заезжие дворы. Согласно форме изделия и технике изготовления вещей «аскизского типа» И.Л. Кызласов выделяет вещи:
1) собственно аскизские, изготовленные в пределах Древнехакасского государства и доставленные оттуда;
2) местные подражания аскизским предметам, близко воспроизводящим их облик, но изготовленным с соблюдением собственных технологических традиций (наиболее явный признак - создание характерного П-образного поперечного сечения накладок путем продольного вырубания части цельножелезной стержневидной заготовки);
3) созданные по образцам аскизских изделий предметы иного назначения с измененными пропорциями в результате творческого восприятия и переработки древнехакасских форм и введения их производных в местную материальную культуру.
А.Г. Иванов, изучая экономические связи средневекового населения бассейна р. Чепцы, пишет о том, что связь с миром кочевников евразийских степей отражает находка султанчика для наносного ремня уздечки - вытянутой железной пластинки - накладки со вставленной в центре трубочкой для волосяного султанчика. Подобные наносные украшения узды в целом не характерны не только для волжских булгар, но и для кочевников Южного Урала, но были распространены у кочевников Южной Сибири вв.
Находка происходит с Маловенижского городища Поркар и, возможно, связана с пребыванием на Чепце конного отряда сборщиков дани уже в золотордынское время [2, с. 135].
На территории Удмуртского Предуралья (поломская и чепецкая АК) в X-XI вв. используются в основном поясные наборы, развивавшиеся под влиянием и в русле типов, бытующих у степного и лесостепного населения Восточной Европы. Наряду с цельнолитыми и шарнирными пряжками распространяются рамчатые поясные пряжки. Среди поясной гарнитуры конца X-XII вв. характерны орнаментированные выпуклые бляшки щитовидных форм, лировидные пряжки. В материалах XII-XIII вв. часто встречаются поясные накладки и пряжки с удлиненной пластиной, изготовленные из железа, имеющие аналогии в хронологических одновременных древностях Южной Сибири.
Также А.Г. Иванов утверждает, что, учитывая развитые торговые и культурные связи Волжской Булгарии с различными странами, в X - первой трети XIII в. на территорию Прикамья могли попадать различные товары византийского, южнорусского, причерноморского, кавказского, ближневосточного, среднеазиатского и тому подобного производства.
По нашему мнению, распространение предметов «аскизского типа» на территории Пермского Предуралья в целом происходило путем торгово-обменных отношений финно-угорского населения Пермского Предуралья с тюркоязычным населением Волжской Булгарии. А также трансевразийская мода на аскизские изделия подтверждает наличие аскизких вещей на территории Предуралья. Соглашаясь с мнением А.М. Белавина и К.А. Руденко, отметим, аскизские изделия делятся на 2 типа: собственно аскизские и камские (подражание аскизским). Собственно аскизские встречаются очень редко и имеют аналогии в аскизской культуре, а камских изделий намного больше в Предуралье, они близки по оформлению и стилю, но отличаются рядом признаков от аскизских прототипов. Немаловажным фактором является то, что многие изделия в Волжской Булгарии и на территории Пермского Предуралья встречаются из бронзы и других металлов, а это явный признак того, что изделия изготовлены по аскизским образцам, с учетом моды на данные изделия.
Список литературы
1. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула: археологический комплекс. Пермь: ПГПУ, 2008. 603 с.
2. Иванов А.Г. Этнокультурные и экономические связи населения бассейна р. Чепцы в эпоху средневековья: конец V - первая половина XIII вв. Ижевск, 1997. 309 с.
3. Казаков Е.П. Булгарское село X-XIII веков низовий Камы. Казань, 1991. 176 с.
4. Крыласова Н.Б., Белавин А.М., Ленц Г.Т. Мусульманский некрополь Рождественского археологического комплекса на р. Обва и проблема средневековых мусульманских кладбищ в Предуралье // Труды КАЭЭ. Вып. 3. Пермь, 2003. С. 56-71.
5. Кызласов И.Л. Аскизская культура Южной Сибири X-XIV вв. М., 1983. 128 с.
6. Руденко К.А. Тюрский мир и Волго-Камье в XI-XIV вв. Казань, 2001. 256 с.
УДК 902/904
Пермякова Анна Владиславовна
магистрант I курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,
Россия, e-mail: Permyakova_av@mail.ru
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО НАСЕЛЕНИЯ
ПРЕДУРАЛЬЯ И ЗАУРАЛЬЯ (ВЗГЛЯД СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ)
Anna V. Permyakova
маБ1ег first year of history faculty Perm state humanitarian pedagogical university Perm, Russia, e-mail: Permyakova_av@mail.ru
ETHNOCULTURAL RELATION MEDIEVAL SOCIETY OF CIS-URAL AND TRANS-URAL (TO VIEW OF MODERN SCIENTISTS)
Аннотация. В статье отражены взгляды современных исследователей на отношения средневекового населения Предуралья и Зауралья. Выделены два варианта миграции с востока на запад (VII-IX вв.) и с запада на восток (IX-XIV вв.), указаны основные категории изделий, считающиеся «маркерами» определенного населения.
Ключевые слова: средневековье, Зауралье, Предуралье, миграция, украшения.
Abstract. The article reflects the views of the modern scientists on the relations of the medieval population of the Urals and the Trans-Urals. Two variants of migrations: from east to west (VII-IX centuries) and from west to east (IX-XIVcent.). The main categories were indicating «markers» to the medieval population.
Keywords: Medieval, Trans-Ural, Cis-Ural, migration, jewelry.
© Пермякова А.В., 2017