А.М. Белавин ДРЕВНИЕ ХАКАСЫ И ПЕРМСКОЕ ПРЕДУРАЛЬЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ РОЖДЕСТВЕНСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА)
Древнехакасское государство, объединившее в ІХ-ХІ11 вв. народы Саяно-Алтайского нагорья от Иртыша до Байкала, оставило яркий след в истории Евразии. В археологии это государство представлено выразительным и легко различимым материальным комплексом аскизской археологической культуры, которая принадлежала прямым предкам современного хакасского народа [Кызласов 1983].
Отличительной особенностью аскизских древностей служит широкое распространение железных изделий характерной формы, часто украшенных инкрустацией и аппликацией из серебра, меди и, реже, золота. Эти изделия использовались как украшения сбруи коня и снаряжения воина-всадника и обычно объединены в наборы общим узором. Изделия эти настолько своеобразные, что легко опознаются среди комплекса традиционных украшений иных культур.
В последнее десятилетие XX столетия аскизские древности в силу своей выразительности и заметности, как это справедливо от© Белавин А.М., 2003 Работа написана при поддержки Гранта РГНФ № 02-01-00521а/Т
мечает И.Л. Кызласов, выделены в материалах средневековых археологических культур на огромной территории Евразии — от Прииртышья до Подунавья. Аскизские древности представлены по меньшей мере в 10 древнерусских городах и селищах, практически во всех булгарс-ких поселениях, на поселениях бур-тас, древней мордвы, в материалах чепецкой археологической культуры. Часть аскизских предметов попала на земли финно-угоров и славян в результате торговой деятельности самих алтайских тюрок или волжских булгар, часть попала вместе с отрядами аскизских всадников, которые могли выполнять торговые или военно-дипломатические функции.
Вероятно, в Волжской Булга-рии имелись постоянные древнехакасские поселения — фактории, дипломатические представительства, торговые кварталы. Исследования К.А. Руденко убедительно демонстрируют влияние аскизских традиций на производство в Волжской Болгарии изделий поясной и упряжной гарнитуры [Руденко 2001]. Таким образом, аскизские изделия из Предуралья, вслед за Руденко, можно разделить на две сюжетностилистические группы - собственно аскизскую и камскую. Последняя связана с производством изделий аскизского типа и по аскизским мотивам мастерами Волжской Бул-гарии. Пр и этом изделия камской группы могли воспроизводить аскизские предметы не только в железе, но и в бронзе и меди, так как такая традиция была более близка представлениям камских угров и финнов, для продажи которым ремесленники Булгарии изготавлива-
Рис.1. Пряжки и их детали.
ли в массовом количестве предметы поясной гарнитуры.
После выявления большого количества аскизских и подобных им изделий в материалах Волжской Булгарии и чепецкой археологической культуры возник вопрос о возможном наличии аскизских предметов и в материалах средневековых памятников Пермского Предура-лья. Даже беглый просмотр коллекции Теплоуховых, материалов селища Телячий Брод, городищ Рождественского, Кыласово, Горо-дищенского и Саломатовского показал наличие в них предметов поясной и упряжной гарнитуры из
железа, выполненных в аскизской традиции. Таким образом, стало понятно, что проблема взаимодействия древних хакасов с Восточной Европой в полной мере касается и Пермского Предуралья. Настоящая работа рассматривает предметы аскизского типа из коллекции, полученной в результате многолетних работ и сборов на крупнейшем средневековом памятнике Пермского Предуралья — Рождественском археологическом комплексе, и открывает, таким образом, исследования аскизских древностей в материалах пермского Предуралья.
В материалах Рождественско-
го городища обнаружено 40 предметов, в коллекции Рождественского могильника 1 предмет, относящихся к аскизским. В коллекции частей поясной и упряжной гарнитуры Рождественского городища ас-кизские предметы составляют заметную часть - 11,4 %.
Аскизские предметы представлены обломками и целыми железными пряжками, накладками, крючком, привесом, деталями седла. Для систематизации материалов была принята классификация и типология, предложенная Руденко К.А. [Руденко 2000], это делает наши материалы полностью сопоставимыми с опубликованными ас-кизскими коллекциями из памятников Поволжья, Южного Урала и Удмуртского Предуралья.
Пряжки представлены рамча-тыми пряжками (рис.1), фрагментами щитковых пряжек (рис.2, ф.4,5,7,8,16,17), рамкой (рис.2, ф.13) и щитками (рис.2, ф.2,3,20) от шарнирных пряжек.
Отдел А - рамчатые пряжки (рис.1).
Тип 1 прямоугольные и квадратные, варианты: а) — с расплющенной передней частью (рис.1, ф.9), б) с рамкой квадратного или прямоугольного сечения (рис.1, ф. 3,7,11). Пряжки достаточно крупных размеров от 2,5х3 см до 6х5 см. Такие пряжки чаще всего использовались в качестве подпружных, особенно это касается крупных экземпляров и их ширина соответствует ширине подпружного ремня в 3-5 см. В то же время рамчатые пряжки небольших размеров (2,5х3 см) могли использоваться и как поясные, что видно из материалов Боль-ше-Тарханского могильника в По-
волжье и чепецких могильников. Пряжки такого типа имеют широкую дату — VПI-XПI вв.
Тип 3 круглые, диаметром 2,3
— 7 см (рис.1, ф.1,2), такие пряжки использовались как стременные или подпружные [Кирпичников 1973, рис. 43-8]. Круглые железные пряжки имеют широкую дату бытования.
Тип 4 вытянутые, встречен вариант в) — подтрапециевидная с округлой передней частью (рис.1, ф.4, 12). Такие изделия имеют дату 1Х-Х111 вв. и встречены в Среднем Поволжье, в Мрясимовских и Му-ракаевских курганах Южного Урала [Мажитов 1981, рис. 73-7; 74-12], в Качкашурском могильнике в Удмуртии. В курганах Южного Урала такие пряжки найдены в составе конских оголовий, однако чаще они использовались как подпружные или для крепления колчана.
Тип 5 вытянутые и сдавленные с боков, вариант а) — с округлой передней частью (рис.1, ф.6, 10, 14), вариант б) — с заостренной передней частью (рис.1, ф.5, 13). Подобные пряжки могли использоваться как пряжки из конской упряжи и как поясные в Х1-Х11 вв., аналогии им имеются в материалах Волжской Болгарии [Руденко 2001, табл.Ш - 16,17,18,20].
Отдел Б — щитковые пряжки.
Тип 3 круглорамчатые с длинным прямоугольным щитком (рис.2, ф.4,5,7 и обломки рамок от этого типа-? рис. 2, ф. 16,17). На Рождественском городище встречен только подтип а) — с длинным узким щитком со шлемовидным завершением. Подобные пряжки датируются серединой XI — началом Х11в. по аналогиям в Волжской Булгарии [Руденко 2001, табл. IV],
Рис. 2. Детали щитковых пряжек, накладки, крючек, шайбы, обойма.
в материалах памятников оглахтин-ского этапа аскизской культуры [Кызласов 1983, табл. ХП-23,24].
Тип 4 круглорамчатые с широким прямоугольным щитком и сер-
дцевидным завершением (рис.2, ф.8). Такие пряжки известны в Волжской Булгарии, где датируются домонгольским временем.
Пряжки отдела Б использова-
лись как в бытовом костюме, так и в конской упряжи, они наиболее характерны для древностей Южной Сибири и представляются изделием собственно аскизских мастеров.
Отдел В — щитковые шарнирные пряжки.
Тип 1 фигурнорамчатые с луковицевидной рамкой представлен находкой рамки (рис.2, ф.13). Луковицевидные рамки характерны для пряжек конца XI —XII вв. Аналогии им представлены в материалах Булгарии [Руденко 2001, табл^І, VII], в Поветлужье, Пензенском крае. Имеются два щитка от таких пряжек с сердцевидным и шлемовидным завершением (рис.2, ф. 3,20).
Один щиток (рис.2, ф.2) может относиться к типу 2 фигурнорам-чатых пряжек с вильчатым завершением щитка. Пряжки отдела В использовались в костюме.
Наибольший интерес представляют щитки, украшенные декоративными деталями — перетяжками, поперченными насечками, вогнутой с боков средней частью. На щитке со шлемовидным завершением (рис.2, ф. 20) имеются следы инкрустации медью. Вильчатое окончание щитка (тип 2) характерно для ряда других изделий булгарского производства. По данным Руденко пряжки отдела В на южно-сибирских памятниках не встречаются, что выдает в них продукцию булгарс-ких мастеров и изделия могут быть отнесены к предметом камско-бул-гарского “аскизоидного” типа. Мода на шарнирные пряжки закончилась к концу XII в.
Накладки на ремень представлены так же достаточно разнообразно. Все они имеют штифты, с
помощью которых крепились к ремню. В соответствии с типологией Руденко К.А. наши накладки делятся на отделы по форме щитка и на типы по деталям декора и оформлению.
Отдел А — плоские округлоовальные накладки.
Этот отдел представлен накладкой, которую можно отнести к типу 3 в виде 4-лепестковой розетки со сквозными отверстиями и с ушком для кольцевой привески (рис.2, ф. 26). Такие накладки известны в Булгарии [Руденко 2001, табл^, VII], в составе находок из Золота-ревского комплекса пензенского края. Прямые аналогии им имеются в комплексах оглахтинского времени малиновского этапа аскизской культуры [Кызласов 1983, табл. ХХХШ-8,9].
Отдел Б — прямоугольные и квадратные накладки.
Тип 2 — накладки с фигурным основанием представлены подтипом б) объемная, со шлемовидным концом, слегка сдавленная в середине и вильчатым основанием (рис.2, ф.2) и обломком накладки такого типа (рис.2, ф. 22). Обе накладки богато декорированы кружково-циркульным орнаментом, перетяжками, инкрустацией медью. К этому же типу может быть отнесена накладка с каплевидным окончанием (рис.2, ф.6) и накладка со шлемовидным окончанием (рис.2, ф. 11) со следами серебряной инкрустации. Близка к ним по виду богато декорированная кружковым орнаментом и гравировкой накладка с каплевидным концом и прямоугольной выемкой в основании, её можно отнести к подтипу в).
Аналогии накладкам типа 2
Рис. 3. Крюк для продергивания седельных ремней (1), седельная накладка (2), основа
для султанчика(3)
лах из Волжской Булгарии [Руденко К.А 2001, табл^П - 14, 15].
Тип 19 “очковидные” (рис. 2, ф. 15, 18) подтип б) с круглыми концами, выделенным центром и петлей. По мнению большинства исследователей аскизских древностей накладки такого типа являются оригинальными для Волжской Булгарии, но распространены и в древностях аскизов, где, по мнению И.Л.Кызласова, считаются формой, “отражающей влияние запада” [Кызласов 1983, с.35]. В Сибири и в Булгарии распространены во второй половине XI — начале XII вв. Использовались в уздечном наборе в сочетании с крючками (рис.2, ф.12).
Отдел Г — треугольные накладки.
Представлены 3 экземплярами объемных накладок типа 4 — с выемкой в основании и выступом на конце, многочисленные аналогии имеются в Булгарии [Руденко 2001, табл.ХХП — 23-30]. Такие накладки имели декоративные функции,
имеются в древностях мордвы и Булгарии Х1-Х11 вв. Эти накладки использовались как ременное украшение, как наконечники поясного ремня или наконечники концевых ремешков упряжи.
Тип 9 (?) — накладка прямоугольного сечения, сдавленная с боков в середине, с вильчатым окончанием и кольцом в основании (рис.2, ф. 23). Такие накладки хорошо известны как распределители ремня конской упряжи. Аналогичные формы распределителей известны на памятниках аскизской культуры, аналогии имеются также и на памятниках Булгарии XXII вв.
Тип 15 подтип в) — объемная широкая, с декоративной перетяжкой и четким делением декоративного поля (рис.2, ф. 24) и кольцом. Такие накладки служили, скорее всего, для тройного соединения ремня в легкой уздечке в X в. Аналогичные накладки существовали в аскизской культуре в конце X-XП вв. [Кызласов 1983, с.33], часто встречаются в аскизских материа-
Е.П. Казаков предполагает их широкое применение в качестве поясных.
Отдел Д — фигурные накладки.
Представлен плоской прямоугольной накладкой с отверстиями, небольшим выступом в окончании и раздвоенно-выпуклым основанием (рис.2, ф.9). Накладки такого типа в Булгарии не отмечены, а плоские фигурные накладки в целом характерны для украшений упряжи в домонгольское время.
Крючки представлены типом К-4 объемным, прямоугольным, с фигурными “перетяжками” и соединительным кольцом. Переход к отверстию для кольца декорирован в виде головки животного (рис. 2, ф. 12). Такие крючки могли использоваться в сочетании с накладками типа Б18 [Руденко 2001, рис. 31
— 14-18, 28].
Оригинальным предметом предстает железная наременная обойма с фигурной петлей (рис.2, ф.1), на наш взгляд, такая обойма могла служить для зацепления колчанного крюка или топора. На близость к аскизскому кругу указывают следы медной инкрустации на сложнофигурной выпуклой поверхности обоймы. Конструктивная близость имеется в предметах железной гарнитуры из погребения 28 Руткинского древнемарийского могильника [Архипов 1986].
Интерес представляют S-видные железные шайбы (рис. 2, ф.14,19), известные в конструкции колчанов у кочевников.
В коллекции имеется железный предмет треугольной фомы: на пластине с 2 отверстиями для крепления расположена дротовая пласти-
на, сходящаяся на острый угол (рис. 3, ф.3). Возможно, что это некая основа для султанчика на головной убор, какие были распространены в Южной Сибири.
Близка к фигурным накладкам тонкая железная пластина с окру-голо-раздвоенным концом (рис.3, ф.2). Размеры, однако, заставляют относить её к оковкам седла.
Весьма оригинальным предметом, впервые встреченным в Пермском Предуралье, является крюк для продергивания седельных ремней и для шнуровки (рис.3, ф.1). Абсолютные аналогии ему известны среди аскизских древностей и среди находок на Золотаревском комплексе, в Новгороде, Новогруд-ке, на городище Слободка [Руденко 2001, рис 26, ф.29-31; рис. 27; рис.30,ф.14], где они, по мнению И.Л.Кызласова, являются свидетельством пребывания аскизских всадников.
Таким образом, набор находок аскизского типа в материалах Рождественского археологического комплекса весьма разнообразен. Большая часть предметов относится к деталям и украшениям конской упряжи, и могла быть предметом торговли. На это указывает большое количество предметов аскизского облика, изготовленных в соответствии с этой модой мастерами Волжской Булгарии. Поэтому такие предметы можно смело относить к результату булгарской торговли. Однако наличие собственно аскизских предметов, украшенных инкрустацией, и крюка для шнуровки, который был непременной принадлежностью аскизского всадника, заставляет думать о том, что в XI-XII вв. аскизы могли бывать на
Рождественском городище в составе торговых караванов или с собственными торговыми или военнодипломатическими миссиями.
Наличие аскизских древностей в коллекции Рождественского комплекса в очередной раз подтверждает наше мнение о значении этого пункта в системе международной торговли по Камскому торговому пути. “Касаба Афкула” вполне могла быть местом, которое аскиз-ские воины и торговцы посещали во время своих экспедиций по торговым путям Восточной Европы в домонгольское время. Сосредоточение большей части находок аскизс-кого круга на раскопах 1, 2 и 5, находящихся на краю прибрежного обрыва площадки городища, указывает на возможное расположение “аскизского двора” на территории этого поселения.
Н.Б. Крыласова ЭЛЕМЕНТЫ ОГНИВА РОЖДЕСТВЕНСКОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Кресала (или огнива) — это приспособление для добывания огня, представляющее собой стальную пластинку, служившую для удара о кремень при высекании искры. Это одна из интереснейших категорий бытового инвентаря, распространенного повсеместно в период средневековья, как у оседлых, так и у кочевых народов.
С глубокой древности основным источником энергии был огонь. Уже для среднего, а тем более для позднего палеолита существует множество доказательств использования людьми огня. И вполне вероятно, что уже в это время люди умели его самостоятельно разжигать. Одним из наиболее распространенных способов добычи огня было высечение искры при ударах камня о камень. Больше всего для этой цели годились кремни, кварц, горный хрусталь. Наилучших результатов можно было достичь ударом камня по рудным материалам — пириту, халькопириту, марказиту, сфалериту. В этом случае искра получалась гораздо длиннее — от 4 до 10 см. Наиболее широко в природе распространен пирит — дисульфид железа FеS2 Если по куску пирита ударить кремнем, то от минерала отскакивают разогретые ударом частички, из которых выделяется сера, воспламеняющаяся на воздухе, отсюда и название этого
© Крыласова Н.Б., 2003