Научная статья на тему 'Возможные направления профилактики экстремизма в молодежной среде'

Возможные направления профилактики экстремизма в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
307
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / ЭКСТРЕМИЗМ / ПОДДЕРЖКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сибиряев А. С., Филимонов Д. А.

В статье представлены основные направления профилактики экстремизма в молодежной среде. Авторы приходят к выводу о необходимости поддержки национально-культурных традиций в муниципальном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможные направления профилактики экстремизма в молодежной среде»

А. С. Сибиряев Д.А. Филимонов

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА В

МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

POSSIBLE DIRECTIONS OF PREVENTIVE MAINTENANCE OF EXTREMISM IN

THE YOUTH ENVIRONMENT

Аннотация. В статье представлены основные направления профилактики экстремизма в молодежной среде. Авторы приходят к выводу о необходимости поддержки национально-культурных традиций в муниципальном образовании.

Abstract. In article the basic directions of preventive maintenance of extremism in youth circle are presented. Authors come to a conclusion about necessity of support of national-cultural traditions for municipal union.

Ключевые слова. Национально-культурные традиции, молодежная среда, экстремизм, поддержка национальных культур.

Keywords. National-cultural traditions, the youth environment, extremism, support of national cultures.

Распространение молодежного экстремизма - одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек. Больше всего молодых экстремистов проживают в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Воронежской, Самарской, Мурманской, Нижегородской областях [4].

Экстремизм все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах жизнедеятельности российского общества. Среди причин его распространения - как общие, обусловленные социальными, экономическими, политическими факторами, так и специфические, связанные с конкретными условиями существования и с особенностями отдельных социальных групп.

В ситуации социальной неопределенности, нестабильности и социальной напряженности экстремальность молодежи может приобретать крайние, главным образом спонтанные черты, которые нередко перерастают в экстремистские настроения. Поводом к этому зачастую становятся попытки отдельных политических сил, государственных и общественных структур использовать молодежь в своих целях, подстрекая и провоцируя ее на экстремистские действия. Преимущественно групповой характер молодежного экстремизма, спонтанность и непредсказуемость придают данному явлению особую общественную опасность.

Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия экстремизм. Понятие «экстремизм» определено и упоминается в нормативных правовых актах, в числе которых:

• Конституция Российской Федерации;

• Федеральный закон от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

• Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года №310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации».

Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих критериев.

1) Действия связаны с неприятием существующего государственного или

общественного порядка и осуществляются в незаконных формах. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

2) Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц.

В целях профилактики экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры [3].

Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде. Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами. В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности. В-четвертых, данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. В-пятых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

Ряд исследователей согласны со мнением, что экстремальный характер сознания молодежи не представляет угрозы социальному порядку. В повседневной жизни он лежит в основе многих позитивных амбиций молодежи. Однако, в условиях социальной напряженности, экстремальность молодежного сознания может приобрести экстремистские формы. Молодежный экстремизм возникает, когда экстремальные настроения приобретают характер самоцели, суть которой - достижение общественного резонанса. Реализация данной цели экстремальными способами сопряжена с причинением морального, физического, материального ущерба окружающим. В связи с этим молодежный экстремизм представляет собой сознательный выбор экстремальных способов индивидуального и группового поведения для достижения целей, представляющих угрозу и наносящих вред окружающим [2], [7].

Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить ряд наиболее значимых факторов. Обострение социальной напряженности в молодежной среде, характеризуемое комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д. Криминализация ряда сфер общественной жизни, что в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса. Изменение ценностных ориентаций, причем значительную опасность представляют зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей, а также чуждые российскому обществу ценности. Проявление так называемого «исламского фактора». Использование в деструктивных целях агрессии, свойственной молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций. Использование сети Интернет в противоправных целях, обеспечивающее радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности.

Исследование, проведенное под руководством М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги, показывает, что Интернет стал одним из самых важных источников информации в молодежной среде (47%), сравнявшись с телевидением (47,8%). Другие же источники практически не используются молодежью. Особенного внимания заслуживает тот факт,

что Интернет приобретает все большую значимость у самых молодых (14-17- и 18-20-летних), что свидетельствует о нарастании новых информационно-коммуникационных традиций у будущего поколения. Интеграция экстремистских движений в пространство глобальной компьютерной сети позволяет им использовать ее возможности для воздействия на Интернет-аудиторию. Учитывая возрастной состав основной массы аудитории Интернета, становятся очевидными потенциальные масштабы такого антисоциального воздействия на молодежь [1].

По информации Рашида Нургалиева на август 2011 года, на территории страны действовало около 7,5 тысяч экстремистских сайтов. Но такая оценка не позволяет просто закрыть сайты. Министр считает необходимым разработать комплекс мер, которые ограничат деятельность этих ресурсов. В частности, изменения, которые внесены в закон о СМИ, позволят в определенных ситуациях считать подобные сайты средством массовой коммуникации и применять существующие меры воздействия: предупреждения, закрытие. Специалисты приступили к разработке системы поиска в Интернете материалов экстремистского характера. Сообщается, что отдельные программные продукты уже запущены. При этом подчеркивается, что борьба с экстремизмом это вовсе не наступление на свободу слова. Статья 29 Конституции России говорит об отсутствии у нас цензуры, что должно строго соблюдаться [5].

В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны включать в себя следующую систему мероприятий. Во-первых, оптимизацию социальной среды, в которой находятся молодые россияне, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения. Во-вторых, формирование механизмов оптимизации молодежного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон. В-третьих, создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. В четвертых, разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций.

При организации системной работы по профилактике молодежного экстремизма возможно использование нескольких моделей, оптимизирующих данный вид деятельности.

1. Модель, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации. В основе данной модели лежит идея сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Предполагается усиление воспитательного воздействия семьи, школы, средних специальных и высших учебных заведений, молодежных общественных объединений, средств массовой информации. Основным ресурсом данной модели является система образования Российской Федерации, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности институт. Однако важнейшим недостатком модели является то, что она ориентирована на авторитарный тип социального управления, что ведет к игнорированию интересов молодежи, снижению их собственной социальной активности. Кроме этого модель не создает механизма управления латентными процессами, происходящими в молодежной среде (появление и деятельность неформальных молодежных объединений).

2. Модель, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодежных субкультур. В основе данной модели лежит деятельность государства по разработке механизмов, направленных на оптимизацию деятельности разнообразных молодежных субкультур, существующих в современной России. Многие из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер. Можно выделить две базовые стратегии реализации данной модели. Во-первых, это деятельность, осуществляемая специально подготовленными специалистами. Создаются поля для

реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта. При этом параллельно, там, где возможно, происходит разрушение «управленческого ядра» субкультуры и перевод ее в новое деятельностное русло. Во-вторых, деятельность, направленная на создание и внедрение в молодежное поле новых субкультур, позитивных или же имитирующих экстремистскую активность. Создается и финансируется деятельность молодежного объединения, которое имеет привлекательный для молодежи образ, стиль отношений, тип деятельности, и втягивает в сферу влияния этого объединения максимально большое количество молодежи. Рассматриваемая модель имеет ряд положительных особенностей. Так, в частности, она базируется на использовании естественных процессов, происходящих в молодежной среде, предполагает «мягкий» вариант профилактики экстремистской активности, учет интересов и предпочтений молодых людей. В то же время реализация данной модели затруднена из-за отсутствия подготовленных специалистов, учреждений, работающих с молодежными субкультурами, недостаточной информированности государственных органов о молодежных субкультурах и протекающих в них процессах, требует достаточно серьезных материальных и финансовых вложений в молодежную сферу.

Наиболее оптимальным вариантом следует считать модель, включающую в себя основные элементы первой и второй.

Среди основных направлений функционирования системы профилактики экстремистской активности в молодежной среде следует отметить нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма в молодежной среде, которое должно предполагать осуществление мероприятий: разработка и принятие законодательных актов направленных на формирование условий для успешной социализации молодежи; разработка и принятие подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на: повышение жизненных шансов молодого поколения в образовании, трудоустройстве, жилье; поддержка талантливой молодежи, поддержку молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; разработка и внедрение ювенальной юстиции как механизма защиты прав детей и молодежи, создания современного правового поля их жизнедеятельности; разработка или внесение в региональные нормативно-правовые акты, касающиеся поддержки детских и молодежных общественных объединений, изменений, предусматривающих введение в юридический оборот понятий: неформальное молодежное объединение, молодежная субкультура, модели, механизмы их поддержки и др.; разработка и принятие региональных целевых программ, ориентированных на повышение жизненных шансов подростков и молодежи, находящихся в «зоне риска»; разработка нормативно-правовых актов, направленных на включение молодежи в управление муниципальным образованием через создание систем общественных советов, парламентов при органах местного самоуправления.

Основная задача государственных органов, органов местного самоуправления -обеспечить профилактику экстремизма, чтобы исключить или минимизировать саму возможность возникновения и развития экстремизма в молодёжной среде.

Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются: организация работы методических объединений по вопросам формирования толерантности; разработка памятки для родителей учащихся с разъяснением юристов, психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов; создание программ и методических разработок в образовательном учреждении по профилактике противоправного поведения детей и подростков; создание в образовательных учреждениях советов старшеклассников, создание в образовательных учреждениях

общественных формирований правоохранительной направленности из числа учащихся школ 8-11 классов.

Среди направлений, которые в наибольшей степени влияют на формирование толерантного сознания молодежи, профилактику экстремизма и ксенофобии, следует

особо отметить организацию работы с ветеранами Великой Отечественной войны и военной службы (ветеранами локальных войн). Под такой работой подразумевается организация встреч с ветеранами Вооруженных Сил, участниками Великой Отечественной войны, запись их воспоминаний, сбор документов и реликвий о мужестве и героизме защитников Родины, тружениках тыла, о боевом пути воинских частей и соединений, уточнение судьбы военнослужащих 1941 - 1945 гг., передача их в общественные и государственные музеи, в государственные архивы [6].

Необходимо также выделить значительную роль мероприятий по поддержке национальных культур. В большинстве муниципальных образований такие мероприятия традиционны, осуществляются с серьезной подготовкой. Наиболее ярко значимость этих мероприятий ощущается в муниципальных образованиях, расположенных в районах, граничащих с другими республиками, а также там, где традиционно проживают различные национально-культурные группы.

Поддержка национально-культурных традиций в муниципальном образовании предотвращает развитие возможностей для проявления экстремизма на национальной основе.

Литература

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. -М.: ЦСПиМ, 2010.

2. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в условиях глобализации информационно - коммуникационной среды общественной жизни. Автореф. дисс. ... доктора социологических наук. - Краснодар, 2012.

3. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде. Материалы Министерства спорта и туризма. [Электр. ресурс]: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/24789.php.

4. Молодежный экстремизм. Материалы Комитета по молодежной политике Республики Дагестан. [Электр. ресурс]: http://extremism.dagmm.ru/information/id6/.

5. Плэй-лист как зеркало экстремизма [Электр. ресурс]: http://www.pravoslova.info/article/4983.

6. Профилактика экстремизма в молодёжной среде. Материалы средней общеобразовательной школы №67 Кировского района города Саратова. [Электр. ресурс]: http://www.67shkola.ru/.

7. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. - М., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.