ИННОВАЦИИ № 12 (110), 2007
Возможные направления инновационного развития оборонно-промышленного комплекса1
Е. В. Попова,
к. э. н., член-корреспондент РАЕН, помощник руководителя администрации Президента РФ
В советский период и наука, и промышленность работали на военно-стратегический заказ. В рамках решения данной задачи обеспечивались крупные достижения в инновационной сфере. Однако такая система не была приспособлена к получению экономических, коммерческих результатов. Задачи капитализации новых знаний, новых технологических решений не ставились.
В ходе экономических и политических реформ 1990-х годов создалась следующая ситуация: с одной стороны, полуразрушенный ВПК, который все-таки сохранил большой инновационный потенциал, и с другой — практическое отсутствие центрального звена современной инновационной экономики — наукоемкой промышленности, ориентированной на гражданский спрос.
В настоящее время одной из наиболее важных задач в целях инновационного развития ОПК является создание эффективного механизма внедрения инновационных разработок ОПК в производство как с целью технологического обновления и создания новых видов вооружений в рамках ОПК, так и использование данных разработок для гражданских отраслей промышленности.
В настоящее время наша армия, по экспертным оценкам, отстает от армии США по уровню технологичности на 10-15 лет. У многих экспертов возникают сомнения в ее готовности и способности защитить Россию от современных угроз и от угроз, которые могут возникнуть в ближайшей перспективе.
Принципиально новые технологии, разработка на их основе новых видов вооружений становятся в наше время основой обеспечения национальной безопасности. Таким образом, совершенно очевидно, что для страны, не обладающей достаточным научно-техническим потенциалом экономики, существует непосредственная угроза утраты самостоятель-
1 В статье использованы материалы Лиги оборонных предприятий и концерна «Наноиндустрия».
ности в сфере военно-технического обеспечения национальной безопасности. Тем более, что уже существующие и быстро модернизирующиеся технологии позволяют вести «войну шестого поколения». Данные технологии, включающие информационнокоммуникационные технологии (ИКТ), характеризуются распространением бесконтактного способа ведения военных действий с главной целью — разгромом инфраструктуры управления и экономического потенциала противника.
Военная техника шестого поколения нацелена на нанесение массированных точечных огневых ударов по адресным объектам экономики в пределах всей территории противника. Поэтому основным боевым средством войны шестого поколения является высокоточное оружие. Боевые системы высокоточного оружия (ВТО) — это органичное сочетание высокоэффективных средств разведки, управления силами, доставки оружия и поражения назначенных целей.
Системы ВТО существенным образом влияют на облик всех остальных средств ведения войны. Так, главным качеством современных военных самолетов становятся их бортовые системы. Они обеспечивают перевод управления боевыми системами в виртуальное пространство и их широкую интеграцию с разведывательными системами. На данной технической и информационно-технологической базе формируются разведывательно-ударные комплексы, работающие в реальном масштабе времени, чем обеспечивается групповое взаимодействие на поле боя. развитие авиации для войн шестого поколения — это не столько совершенствование собственно летательных аппаратов, сколько перевод управления их применением в виртуальное пространство на основе пространственно распределенной вычислительной структуры.
Принципиальное значение иКТ для развития военной техники выводит силы и средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в число приоритетов ведения войн шестого поколения. Однако влияние ИКТ на во-
енную сферу имеет и более масштабные последствия. Залог военного успеха — в адекватном отражении реальной ситуации, складывающейся в физической сфере военных действий и воспроизводимой в форме виртуальной реальности. Основой военного превосходства становится информационное превосходство как более высокий уровень осознания и понимания ситуации на поле боя. На этой основе традиционный принцип массирования сил успеха сменяется новым принципом массирования результатов, направленным на лишение противника возможности проводить целеустремленные действия и доведение его до шокового состояния.
В плане разработок новых видов вооружений необходимо обратить особое внимание на возможности использования нанотехнологий в системах вооружения и в военной технике. Тем более, что в настоящее время руководство страны все больше внимания уделяет вопросу развития нанотехнологий. Подготовлен проект ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы», проект «Государственной инициативы в области развития нанотехнологий». Однако во всех основополагающих документах по данной тематике отсутствует важнейшая часть — роль Министерства обороны в развитии нанотехнологий в военных целях. В этом плане, как представляется, необходимо брать пример с американской программы «Национальная нанотехнологическая инициатива», где минобороны СшА выступает в качестве важнейшего участника программы. Агентство DARPA при Минобороны США является основным исполнителем программы в области нанотехнологий.
Развитие нанотехнологий — путь к управляемому синтезу атомно-молекулярных структур, который призван обеспечить получение объектов любого назначения не из обычных сырьевых ресурсов, а непосредственно из атомов и молекул с помощью машин-сборщиков, оборудованных системами искусственного интеллекта.
С точки зрения национальной безопасности, необходимо выделить следующее.
1. Нанотехнологии позволяют создавать принципиально новые виды оружия в виде миниатюрных (наноразмерных) автономных роботов, которые могут быть изготовлены в огромных количествах и способны осуществлять разведывательные, диверсионные и военные операции, в том числе вывод из строя ракетно-ядерного оружия. Новое невидимое оружие может принять вид легко размножаемых нанобиороботов, способных внедряться в генетическую структуру человека.
2. Испытания такого оружия могут быть проведены скрытно, вне рамок общественного сознания. Такое оружие не нужно создавать и хранить как обычное вооружение. достаточно отладить и иметь в действии производственные комплексы в виде са-мовоспроизводящихся систем с коротким временем генерации оружия.
3. Данные системы могут размещаться не обязательно на собственной территории. Они могут находиться в океанах, в космосе.
4. Их назначение, как и назначение самого оружия, нельзя определить обычными методами.
5. Против нанотехнологического оружия нет других способов защиты, кроме контрсредств, созданных на той же основе.
6. Наличие нанотехнологического оружия принципиально меняет военную стратегию: это путь к снижению числа военнослужащих, скрытый характер собственной военной мощи, возможность сокрушительного первого удара по противнику с минимальной или нулевой возможностью ответа. Страна, имеющая решающее преимущество в нанотехнологии, сможет разоружить любого противника. При этом нанотехнологическая война будет беспрецедентно быстрой и глобально разрушительной.
Машины, способные делать необходимые операции с атомами, уже создаются. Закладываются основы технологий атомной и молекулярной сборки для использования в электронике, связи, оптике, робототехнике. Число международных конференций по нанотехнологиям стремительно нарастает, что говорит о целенаправленном сборе информации о проблеме и о разработчиках.
В связи с вышеизложенным представляется целесообразным:
1. Под руководством Минобороны России и при участии заинтересованных министерств и ведомств сформировать ФЦП «Нанотехнологии и национальная безопасность России».
2. Предусмотреть в ФЦП «Нанотехнологии и национальная безопасность России» следующие основные направления:
1) развитие электроники и вычислительной техники, включая программу исследований создания компьютеров на принципиально новой основе с использованием устройств типа спиновых транзисторов и спиновых логических элементов;
2) программу молекулярной электроники с использованием устройств из молекул, нанотрубок, нанопроводов и т. д.;
3) проекты, связанные с материаловедением;
4) программу нанобиологии, включая создание новых типов микроскопов — магниторезонансных атомно-силовых микроскопов с кронштейнами с принципиально новым уровнем разрешения;
5) программу создания интегрированных биохимических микросистем;
6) программу биологического моделирования вычислительных процессов на основе сопряжения электронных и биологических систем и структур (прямой путь к созданию искусственного интеллекта, новому поколению робототехники). Состояние работ по нанотехнологиям возможно
периодически рассматривать на Совете Безопасности Российской Федерации.
ИННОВАЦИИ № 12 (110), 2007
ИННОВАЦИИ № 12 (110), 2007
Очевидно, что ОПК России не может вечно существовать за счет научных прорывов и технологических заделов, созданных в советское время. Сегодня набирает силу тенденция ускоренного морального устаревания создаваемой техники, приводящая к сокращению активного периода использования товаров и технологий, на основе которых они создаются. При этом каждое последующее поколение оказывается значительно сложнее и дороже предыдущего, требует наличия «опережающих» знаний и соответствующих специалистов.
Основной причиной тяжелого экономического положения ОПК России и его низкой инновационной активности является отсутствие спроса на его продукцию со стороны государства, так как именно государственный заказ определяет профиль и объемы производства в данном секторе экономики.
Сегодня многие из предприятий ОПК с трудом функционируют, а десятки из них находятся в критическом финансовом состоянии. Это происходит по причине устаревания выпускаемой продукции, выхода из оборота основных производственных фондов, разрушения кооперационных связей, банкротства и перепрофилирования выполняющих государственный оборонный заказ предприятий и организаций при смене собственников. В особо тяжелом положении находятся электронная промышленность, производство специальных материалов, спецхимия и промышленность боеприпасов.
Отсутствие спроса национальной экономики на инновации не позволяет запустить и поддерживать механизм перехода к инновационной стратегии развития по пути от спроса и потребностей производства к исследованиям и разработкам. В условиях, когда предпринимательский сектор страны ориентирован на закупку импортного оборудования, инновационные инициативы выдвигаются преимущественно их разработчиками. Их исследования и технические решения оказываются сегодня в большей степени востребованными за рубежом.
В данных условиях представляется чрезвычайно важным использовать самые современные схемы менеджмента в военной сфере, стимулирующие внедрение разработок в производство. В этом плане весьма интересен и полезен опыт работы американского агентства DARPA (Агентство перспективных исследований), созданного при Минобороны США.
Аналогичное агентство (или подразделение) в рамках Минобороны России могло бы взять на себя важнейшие функции по коммерциализации военных технологий и технологий двойного назначения.
Схема работы DARPA по коммерциализации подходит и для технологий гражданского назначения.
Когда частные корпорации еще не инвестируют в технологии, важные для Министерства обороны США, DARPA занимает лидерские позиции в разработке технологической базы (Technology base). инвестиции агентства в этот момент направлены
на удовлетворение потребностей национальной безопасности и не преследуют цели создания заделов для промышленной базы частного сектора. Как только развитие технологии сдвигается от Министерства обороны к частному сектору, DARPA должна определить стратегию выхода (exit strategy) для осуществления перехода с позиции технологического лидера на место нишевого игрока (niche player).
Примером такого перехода от лидерства к заниманию своей ниши на рынке может служить технология интегральных схем. В начале 1970-х годов Министерство обороны было главным потребителем интегральных схем. Спрос со стороны вооруженных сил достигал 17% рынка полупроводников. К середине 1990-х годов частный спрос на полупроводники значительно вырос, в результате в 1990-е годы Министерство обороны занимало около 1% этого рынка, его влияние на разработку технологий резко упало, a DARPA в этот период осуществило сдвиг от роли лидера на роль нишевого игрока. В настоящее время Управление электронных технологий (Electronic Technology Office) в DARPA расформировано.
DARPA является основным исследовательским центром Министерства обороны США.
DARPA играет уникальную роль в данном министерстве, докладывает непосредственно министру обороны и работает скоординировано, но полностью независимо от структур военных исследований и разработок.
Проекты DARPA направлены на радикальное новаторство, способное снять ограничения в представлении людей о создаваемых технологиях.
Под проект создаются временные проектные структуры (сообщества) выдающихся ученых. Продолжительность проектов — 3-5 лет, они имеют четкую направленность и цель. Собрание ученых с одинаковыми идеями может привести к нелинейному возрастанию потока идей. Необходимый обслуживающий персонал (технический, наемный, административный) нанимается тоже на временной основе под конкретные проекты. идея заключается в обеспечении новаторского императива агентства, защите его деятельности от протекционизма.
Существенную роль DARPA играет в снижении рисков принципиально новых разработок, обеспечивая финансирование процесса от идеи до создания прототипа.
Реструктуризация ОПК
Для приведения во взаимное соответствие государственных потребностей и реально используемого потенциала оборонных предприятий осуществляется реформирование ОПК. В соответствии с имеющимися планами дальнейшее развитие ОПК к 2010 году будут определять 45 объединений, которые в дальнейшем могут быть преобразованы в еще более крупные структуры. В их состав войдут как промышленные предпри-
ятия, так и ведущие исследовательские институты со статусом государственных научных центров.
Важнейшей отраслью, нашедшей свое отражение в нынешней реформе ОПК, является авиационная промышленность. Созданная указом Президента Российской Федерации Объединенная авиационная корпорация (OAK) займется всем комплексом работ, связанных с военной и гражданской авиационной техникой, включая расширение модельного ряда, ее производство, ремонт и утилизацию.
Правительство одобрило также идею создания укрупненных интегрированных структур в ракетнокосмической, радиоэлектронной, бронетанковой и ряде других отраслей ОПК. Принято решение о создании интегрированных структур в судостроительной промышленности.
Объединение компаний в большие интегрированные структуры позволит более эффективно распределить государственные финансовые потоки, осуществить при необходимости структурную перестройку, наладить выпуск востребованной продукции. это создает благоприятные условия для взаимодействия с частным капиталом, так как их отношения становятся более прозрачными и эффективными для всех участвующих сторон.
несмотря на то, что новый этап реформирования ОПК начался не так давно, определенные результаты в этой сфере уже появляются. эффективность нового подхода доказал успешно функционирующий концерн «Алмаз-Антей», который объединил предприятия, специализирующиеся на разработке и производстве средств противоракетной обороны. К сегодняшнему дню обозначилась позитивная динамика ресурсного обеспечения оборонной промышленности. Появились компании, менеджмент которых продемонстрировал достаточную компетентность, наличие стратегического видения ситуации и национальную мотивацию, что послужило условием выделения им бюджетных средств. Государство начало также разворачиваться в сторону машиностроения и высокотехнологичных отраслей промышленности, наращивать усилия по ресурсному обеспечению ОПК.
По мере ускорения процесса диверсификации ведущих оборонно-промышленных компаний, имеющих стратегически мыслящий менеджмент, финансирование этих экономических субъектов стало осуществляться по линии гражданских ведомств. Примером является государственный контракт на проведение НИОКР по региональному самолету RRJ и формирование пула компаний по финансированию проекта и выводу продукции на мировые рынки.
Наиболее сложной проблемой является выработка алгоритма объединения предприятий ОПК с различной формой собственности в единый холдинг. эксперты полагают, что в рамках государственночастного партнерства при создании холдингов доля государства должна составлять 51% акций, а остальные 49% могут быть сформированы за счет пропор-
циональных долей заводов и предприятий ОПК. Создание эффективной нормативно-правовой базы реструктуризации оПК и развития частно-государственного партнерства в сфере высоких технологий представляется актуальной задачей законодательных органов Российской Федерации.
Система государственных заказов
государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции целого ряда отраслей, превращая государственный спрос в мощный инструмент влияния на экономику, ее динамику и структуру. государственный заказ выполняет ряд важнейших функций, в том числе и инновационную функцию, заключающуюся в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг).
В размещении заказов на предприятиях ОПК России и финансировании военных НИОКР наметился определенный прогресс. Это позволило, в частности, значительно продвинуть работы по созданию «изделия 117С» — двигателя промежуточного поколения — и изменить к лучшему ситуацию с проведением НИОКР по истребителю пятого поколения. Заказы государства способствуют до некоторой степени обеспечению загрузки крупных предприятий ОПК и дают толчок для создания новых военных систем. главными позитивными тенденциями являются улучшение с ресурсным обеспечением ОПК, рост качества его менеджмента, заявки на реализацию крупных проектов, в том числе гражданского назначения и ориентированных на глобальные рынки.
Но для сохранения и развития высокотехнологичной промышленности России и повышения ее обороноспособности эти меры недостаточны. Ограничителями для развития ОПК являются низкое качество управления государственным оборонным заказом со стороны Минобороны и неспособность Минпромэнерго воплотить в жизнь собственные концепции реструктуризации и консолидации ОПК.
В России проблема формирования эффективной системы организации и управления государственными заказами имеет особое значение в связи с высоким удельным весом, который традиционно занимают в структуре расходов федерального бюджета поставки для государственных нужд. Нормативно-правовая база по государственным закупкам формировалась в сложный период и с большими трудностями, характеризуется нечеткостью и несогласованностью отдельных нормативно-правовых норм. Развитие институтов рынка государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд предполагает реформирование сложившейся в переходный период системы государственных закупок, включая правила и механизмы размещения заказов, заключения контрактов, процедур контроля.
ИННОВАЦИИ № 12 (110), 2007
ИННОВАЦИИ № 12 (110), 2007
Реализация перечня критических технологий
Анализ российских критических технологий показывает, что из 50 базовых технологий, на которых живет и развивается мир, СССР лидировал по 32 позициям. Сегодня Россия реально обладает лишь восемью из них. В настоящее время действует Перечень критических технологий Российской Федерации, поддержание и развитие которых имеет принципиальное значение для реализации жизненно важных национальных интересов страны (Указ Президента РФ от 30.03.2002 г. № Пр-577. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечень критических технологий Российской Федерации).
В него включено 34 технологии по 8 направлениям: информационно-телекоммуникационные системы; индустрия наносистем и материалы; живые системы; рациональное природопользование; энергетика и энергосбережение; транспортные системы; безопасность и противодействие терроризму; перспективные вооружения и военная техника.
Составление такого перечня — важный шаг вперед для определения перспектив технологического развития ОПК. Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий прямо определено: переориентировать действующие целевые программы научных исследований и экспериментальных разработок на обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники с учетом номенклатуры первоочередных важнейших инновационных проектов государственного значения. Однако данная правовая норма не находит должного практического воплощения. Минобрнауки России указывает на то, что «...наиболее существенной и принципиальной является проблема низкого уровня интеграции критических технологий Российской Федерации в систему принятия практических решений по научно-техническому развитию и технологической модернизации российской экономики» (Проект Комплексной программы научно-технического развития и технологической модернизации. Минобрнауки, М., 2007 г.).
С учетом данного обстоятельства необходимо законодательно обеспечить реализацию перечня критических технологий через систему государственного заказа, директивы представителей государства в советах директоров компаний, согласование с бюджетной классификацией и бюджетным процессом.
Кадровая проблема
К числу наиболее острых проблем ОПК относится нехватка квалифицированных рабочих кадров. Для кардинального изменения положения дел в ОПК требуется комплекс специальных мероприятий со стороны государства.
уже полтора десятка лет многие предприятия ОПК не ведут серийного производства вооружений и военной техники. Численность работников на крупнейших заводах сократилась в два-три и более раз. Среди ушедших с предприятий — квалифицированные рабочие и инженеры, без которых немыслимо эффективное производство качественной продукции. Отыскать подготовленные кадры на рынке труда становится все более сложно, а обучение молодежи обходится недешево и требует времени. уходящим кадрам некому передавать опыт, что влечет утрату технологий. За период реформ утрачено, по данным Лиги содействия оборонным предприятиям, свыше 500 технологий. Это влечет продолжающуюся «утечку мозгов» за границу, истощение источников инновационного развития страны и ослабление позиций сил модернизации, выступающих естественной социальной опорой инновационной политики.
В этой связи представляется целесообразным проведение специального научного исследования, направленного на выяснение причин и обстоятельств недооценки человеческого капитала в России и выработку специального комплекса мер.
Актуальность законодательного обеспечения распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности для инновационного развития ОПК
На многих предприятиях ОПК России не оформлены наработанные ими передовые технологии в виде патентов и ноу-хау. Предпринятые государством попытки монополизации прав на результаты бюджетных НИОКР и неучет интересов производителей ценных знаний не только не улучшили ситуацию в этой сфере, но и привели к неконтролируемой утечке конструктивных научных идей и технических решений ОПК в зарубежные компании.
уже упоминалось, что разработка законодательства по вопросу распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности имеет большое значение для развития всех наукоемких отраслей, в том числе для ОПК. Законодательные акты, относящиеся к решению данного вопроса, можно разделить на две группы.
Первая группа законопроектов связана с исполнением четвертой части Гражданского кодекса, в том числе главы 77 «Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии». глава содержит много отсылочных норм, которые предполагают принятие соответствующих законодательных актов, включая и Федеральный закон «О передаче технологий».
Вторая группа законопроектов связана с реализацией постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности».
Предполагается, что в Федеральный закон «О передаче технологий» будет включен порядок распределения доходов, полученных от реализации технологий, принадлежащих Российской Федерации или субъектам Российской Федерации;законопро-ект определяет существенные условия договоров, по которым передаются права на технологии, принадлежащие Российской Федерации или субъектам Российской Федерации; определяет план реализации технологии; определяет условия конкурсов по передаче прав на технологии и др.
При этом России целесообразно опираться на уже отработанный в данном направлении опыт европейского законодательства.
Основной смысл европейского законодательства заключается в том, чтобы гарантировать «fair share» (честную долю) роялти исследователю (в том случае, если права на продажу или лицензирование ИС принадлежат организации) или организации (в том случае, если права на продажу или лицензирование ИС принадлежат ученому).
Европейский опыт дает основания для следующих выводов. Жесткий законодательный вариант закрепления схемы участия в прибыли от использования ИС определяет понятные правила игры и защищает права участников, но не обладает гибкостью. Регулирование отношений на основе политики государственной организации — гибкий инструмент, но нуждается в развитии практики установления такой политики. Свободный договорный процесс распределения прибыли эффективен при хорошо развитых отношениях между участниками процесса коммерциализации технологий.
Использование европейского опыта для России возможно и целесообразно. Учитывая, что практика распределения прибыли от ИС (роялти) неразвита в России, целесообразно в проекте ФЗ «О передаче технологий» определить правила распределения роялти.
Международный технологический обмен и специализация ОПК России
В настоящее время сфера высоких технологий становится все более сложной и дифференцированной с усиливающейся тенденцией специализации и международного разделения труда. Этот процесс затронул также сферу создания и развития вооружений. С учетом данного обстоятельства российское военное и оборонно-промышленное руководство должно определиться по трем направлениям производства вооружений и военной техники (ВВТ):
1. ВВТ и комплектующие изделия, разработкой и производством которых Россия не может и не должна ни с кем делиться.
2. ВВТ и комплектующие изделия, которые целесообразно приобретать у зарубежных производителей.
3. ВВТ, разработку и производство которых целесообразно осуществлять в кооперации с другими странами.
Реализация работы ОПК по первому направлению требует его институализации как сугубо национального производства. это направление связано с обеспечением стратегических сил в сфере ракетноядерных и авиационно-космических вооружений.
Второе направление связано с такими образцами ВВТ или комплектующих изделий, разработка и производство которых своими силами либо технологически невозможна, либо экономически нецелесообразна. это небольшие партии систем управления и связи тактического и оперативного звена, специальное оружие или оборудование, которые необходимы российской армии в мизерных количествах, а также эксклюзивные и одиночные экземпляры.
Реализация третьего направления требует налаживания взаимодействия российского ОПК со странами СНг, входившими в кооперацию советского ОПК, со стратегическими партнерами, с которыми налажено военно-техническое сотрудничество, а также с технологическими лидерами в необходимых для развития ОПК России областях.
Законодательное обеспечение сферы международного военно-технического сотрудничества представляется важным направлением, требующим тщательного определения национальных интересов, их проецирования на военно-политическую и военноэкономическую ситуацию в мире, точных прогнозов технологического развития и четкого выделения сферы государственной тайны в ОПК России.
Создание нового типа инфокоммуникационной инфраструктуры (грид-технологии)
В быстро меняющемся мире современных высоких технологий в настоящее время поднимается новая волна технического перевооружения. Наиболее перспективные технологии будущего (нанотехнологии, термоядерная энергетика, биотехнологии и медицина, космос, управление климатом, геология и т. п.) требуют все возрастающего объема компьютерных вычислений.
Суперкомпьютерный грид — это инфокоммуни-кационная инфраструктура создания и поддержки деятельности распределенных команд разработчиков.
Важность развития грид-технологий понимается правительством как США, так и стран Евросоюза.
Так, приоритетное значение грид-технологий в 2004 году получило политическое закрепление в стратегической GRID-программе Президента США (Strategic Grid Computing Initiative). Основной целью этой программы является создание единого национального пространства высокопроизводительных вычислений (National High Performance Computing
ИННОВАЦИИ № 12 (110), 2007
ИННОВАЦИИ № 12 (110), 2007
Environment), что определено как стратегический вклад государства в ускоренное развитие своего научно-технического, промышленного и оборонного потенциалов. Евросоюзом в 2005 году принята специальная программа: «Грид-технологии — ключ к инициативе «Европейское информационное общество», которой отводится важнейшая роль в превращении Евросоюза в «самую конкурентоспособную в мире экономику, основывающуюся на знаниях». Запрошенный на эти цели объем финансирования — 13 млрд евро.
В мире такими лидерами рынка ИКТ, как Google, Sun, Oracle, AMD, обсуждается проект построения глобальной вычислительной сети — суперкомпьютер-ного грида, который бы позволил организовать аренду существующих компьютерных мощностей удаленным заказчикам, а также объединять для решения особо сложных задач много компьютеров в единый виртуальный вычислительный центр. Альтернативный проект «виртуального персонального компьютера» прорабатывается Microsoft. Первые попытки конкретных реализаций уже предпринимаются и не без успеха — например, действует глобальный проект одного из американских университетов SETI, в который вовлечено свыше миллиона персональных компьютеров по всему миру.
Для России создание суперкомпьютерного грида актуально, например для развития нанотехнологий. так, разработки в области нанотехнологий ведутся одновременно в научных центрах Москвы, Московской и Калужской областей, Новосибирска и в других городах. Мининформсвязи в сотрудничестве с Минобрнауки и Курчатовским институтом планирует создать национальный суперкомпьютерный грид, который пройдет через всю территорию страны и объединит большинство наукоградов в единую сеть инноваций. Это позволит оптимизировать инвестиции в вычислительные мощности и резко повысить полезное использование разрабатываемых технологий.
география расположения технопарков в значительной степени совпадает с маршрутом прохождения грид-сети. В рамках программы предполагается реализовать строительство 8 технопарков в 7 регионах РФ: Республике Татарстан, Тюменской, Калужской, Московской, нижегородской, новосибирской областях и в Санкт-Петербурге. Ряд объектов создается в сотрудничестве с Мининформсвязи вне рамок госпрограммы. Первые шаги на пути создания гри-да будут сделаны уже в этом году в трех пилотных точках сети — Обнинске, Курчатовском институте и в Тюмени. (Л. Рейнман. Доклад по развитию технопарков в РФ в г. Новосибирске 2 июня 2007 г.). Строительство современной многоцелевой информационно-вычислительной инфраструктуры становит-
ся важной национальной задачей, обеспечивающей благоприятные условия для создания национальной информационно-вычислительной платформы и достойного участия в формировании глобальных ин-фокоммуникационных систем на новых технологических принципах.
Освоение и внедрение грид-технологий в качестве инфокоммуникационной инфраструктуры инновационной деятельности — новая проблема, требующая тщательного изучения, выявления и поиска путей решения экономических, организационных, технологических и юридических проблем.
Информационно-коммуникационное обеспечение экспорта вооружений и военной техники (ВВТ)
Несмотря на ежегодное увеличение экспорта и расширение географии поставок в рамках сформировавшейся структуры военно-технического сотрудничества, Россия сегодня практически достигла «потолка». Продвижение военной техники на мировой рынок требует не только ее высоких характеристик и привлекательной стоимости, но и организации послепродажного обслуживания, приносящего современным компаниям-производителям более половины получаемых доходов.
Для российского ОПК послепродажная поддержка экспортируемых ВВТ является одним из важнейших нерешенных вопросов. По утверждению генерального директора — генерального конструктора Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» А. Федорова, наши предприятия несут большие убытки в этом сегменте рынка. Страна теряет рынки и огромные контракты, так как не может обеспечить нормальные конкурентоспособные предложения заказчикам и затем их строго реализовать. Время исполнения срочных заявок от эксплуатантов нашей техники исчисляется не часами и даже не днями, а месяцами. И не из-за организации работы производителей, а по бюрократическим причинам. Если Россия не обеспечит сервисной поддержки наших изделий на должном уровне, то существует опасность потери рынков.
Основной логистической поддержкой военнотехнического сотрудничества являются информационно-аналитические системы поддержки жизненного цикла продукции от разработки до эксплуатационного обслуживания и утилизации. Создание таких систем требует большого объема работ по каталогизации и сертификации продукции (комплектующих изделий), согласования с международными системами каталогизации и решения многих других вопросов, требующих тщательного нормативно-правового регулирования.