Научная статья на тему 'Возможности выявления критериев и показателей личностного развития студента'

Возможности выявления критериев и показателей личностного развития студента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
509
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / CREATIVE WORK / DEVELOPING PERSONALITY / SELF-UPBRINGING / SELF-DEVELOPMENT / SELF-IMPROVEMENT / SELF-CREATIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сысоева Екатерина Валентиновна

В статье рассматриваются критерии и показатели личностного развития студента на начальном этапе обучения в организации высшего образования (ОВО). Отмечается сложность выявления объективных критериев и показателей личностного развития студента ввиду многоаспектности понятия личность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сысоева Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disclosing criteria and indicators of students’ personal development

Criteria and indicators of students’ personal development at the initial period of higher education have been presented in the article. It is difficult to disclose objective criteria and indicators of students’ personal development because of the multidimensional nature of the term “person”. Keywords: criteria and indicators of students’ personal development, person, personal development. Nataliya S. Сhernyshyovа Vladimir State University chrnshv@yandex.ru Modelling of self-improvement by psychology department students Self-improvement is analysed with the data collected from the special course. What is described, are the self-improvement research programs of the psychology department students. The student self-improvement is given in variety of forms. What is described, are the levels and stages of the self-improvement. Conclusions about the importance of the self-improvement as a vital strategy for the individual are made.

Текст научной работы на тему «Возможности выявления критериев и показателей личностного развития студента»

мы и визуализованное на мониторе компьютера. При создании сценариев перехода к хаосу студент имеет возможность проводить компьютерные эксперименты, выполнять лабораторные работы по математике, решать широкий круг нестандартных математических задач.

Библиографический список

1. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959, - 347 с.

2. Дружинин В.Н. Психология творческих способностей. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.

3. Кроновер Р.М. Фракталы и хаос в динамических системах. - М.: Постмаркет, 2000. - 352 с.

4. Пайген Х.-О., Рихтер П.К. Красота фракталов. Образы комплексных динамических систем. -М.: Мир, 1993. - 176 с.

5. Подготовка учителя. Инновационные подходы / под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Гардарики, 2002. -384 с.

6. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: КомКнига, 2005. - 296 с.

УДК 159.923

Сысоева Екатерина Валентиновна

Вологодский государственный университет ksysoeva1@yandex.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТА

В статье рассматриваются критерии и показатели личностного развития студента на начальном этапе обучения в организации высшего образования (ОВО). Отмечается сложность выявления объективных критериев и показателей личностного развития студента ввиду многоаспектности понятия личность.

Ключевые слова: критерии и показатели личностного развития, личность, личностное развитие

Выявление критериев и показателей личностного развития студента представляет собой сложную проблему ввиду многоплановости толкования понятия «личность». Особенно трудно выявить объективные критерии и показатели личностного развития студента. Цель данной статьи - рассмотреть процесс выявления критериев и показателей личностного развития студента.

Период студенчества не имеет жестких временных рамок и варьируется от 17 до 40 лет. Считаем, что это связано с субъективным восприятием расцвета сил человека. Периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной [1, с. 119]. Студенчество мы рассматриваем как благоприятный период для формирования личности, а личность - как особое качество, которое приобретается индивидом в обществе.

В наше исследование включено 120 студентов 1 и 2 курсов Вологодской государственной мо-лочно-хозяйственной академии им. Н.В. Верещагина. В сентябре 2014 г. была осуществлена диагностика исходного уровня личностного развития студентов-первокурсников. В экспериментальную и контрольную группы были отобраны студенты в соответствии с возрастом (18-19 лет), полом (60 юношей и 60 девушек), местом проживания (студенческое общежитие), средним баллом, полученным на ЕГЭ (от 60 до 80) и успеваемостью на основе ежемесячной аттестации по предметам семестра. В течение года проводилась реализация опережающей педагогической поддержки личностного развития студента: во внеучебную деятельность был введен спецкурс «Когда легко учиться?» Его предназначение - облегчить про-

цесс адаптации студентов на начальном этапе обучения в ОВО, в ходе которого актуализируется возможность познать себя, одногруппников и выстроить индивидуальную траекторию личностного развития студента с целью организации его саморазвития. В ноябре 2015 года была проведена повторная диагностика уровня личностного развития студентов, показавшая положительную динамику.

Для выявления уровня личностного развития студента мы первоначально пытались осознать многоплановость толкования понятия «личность», которое по-разному рассматривается во многих науках: философии, психологии, педагогике, социологии и других.

В философии под личностью принято понимать социальное свойство человека активно воздействовать на окружающий мир. Так, критерием развития человека у Аристотеля является степень развития души [6, с. 128-130]. В психологии личность обычно представляет собой целостную психологическую структуру, набор психологических черт индивида.

В.И. Слободчиков рассматривает основные ступени развития субъектности человека в онтогенезе: оживления, одушевления, персонализации, индивидуализации и универсализации [9]. У В. Штерна критерием развития личности выступает овладение культурными навыками [11].

Согласно педагогическому словарю С.М. Вишняковой, критерий - это признак, на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса; показатель - это уровень, характеризующий состояние какого-либо одного аспекта функционирования системы, который позволяет судить о состоянии системы, ее развитии [4, с. 168, 280].

© Сысоева Е.В., 2016

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

147

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Зарубежная и отечественная психология в качестве критериев личностного развития рассматривает: ответственность, терпимость, саморазвитие и позитивное мышление (А.А. Реан); широкие границы «Я», способность к теплым социальным отношениям, наличие самопринятия, реалистичное восприятие опыта, способность к самопознанию, чувство юмора, наличие определенной жизненной философии (C.S. Hall, G. Lindsey); мудрость; мягкость и снисходительность, самосознание (Б. Ли-вехуд), осознанность (К.А. Абульханова-Славская), способность к рефлексии, адаптацию к социуму, выполнение конкретных действий в зависимости от возраста, характеристика кризиса, появление личностных новообразований и т.д.

Подробно критерии зрелости в границах индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности рассматриваются в трудах Б.Г. Ананьева [2, т. 2, с. 103-104].

В педагогике личность определяется, с одной стороны, мерой присвоения общественного опыта, а с другой стороны, мерой отдачи обществу посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей [7, с. 22].

Мы понимаем личностное развитие студента как особое противоречивое становление психологической целостности, сложный процесс непрерывного самосовершенствования, помогающий преодолевать студенту внутриличностные кризисы, разумное разрешение которых способствует формированию психо-социальных новообразований более высокого порядка. Мы солидарны с исследователем В.Г. Бочаровой, рассматривающей личностное развитие как нравственное [3]. От уровня личностного (нравственного) развития студента зависит его успешная адаптация и деятельность на старших курсах в организации высшего образования (ОВО).

На основе диагностики студентов и анализа литературы нами были отобраны следующие критерии личностного развития студента: а) мотиваци-онно-целевой, б) когнитивный, в) деятельностный и г)рефлексивный. Внутри каждого критерия представлены показатели личностного развития.

В мотивационно-целевой критерий включены следующие показатели: открытость новому опыту (принятие новизны), мотивация достижения (стремление к успеху и избегание неудачи), ориентация на нравственные ценности.

Открытость новому опыту (принятие новизны) является одной из общих и относительно независимых черт личности (в модели личности «Большая пятерка», разработанной на основе исследований Г. Айзенка, Р. Кеттела и Г. Олпорта).

Мотивация достижения (разработанная Х. Хекхаузеном) и стремление избежать неудачи (Д. Макклелланд) представляют собой две тенденции «потребности достижения» («need for

achievement»), которую Г. Мюррей [10] в 1938 г. ввел в ранг основных потребностей личности.

По мнению Х. Хекхаузена, мотивация достижения представляет собой стремление человека увеличить или сохранить на высоком уровне способности ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение может привести как к успеху, так и к неудаче [9, с. 5]. Люди, которые мотивированы на успех проявляют большую настойчивость в достижении целей, чем люди, мотивированные на избегание неудачи, которые имеют нереалистичный уровень притязаний [5, с. 112].

Нравственные ценности (продуктивная жизнь, личная свобода и независимость, счастье других, честность, чуткость и др.) являются базовыми терминальными и инструментальными ценностями человека.

Показатели когнитивного критерия: любознательность, понимание мотивов поведения, прогнозирование последствий действий. Любознательность представляет собой желание приобретать новые знания. Любознательность является показателем когнитивного критерия, поскольку может быть рассмотрена как базовая интеллектуальная характеристика (М.А. Холодная), как уровень развития познавательной потребности (В.С. Ильин), как проявление умственной активности (Н.С. Лей-тес).

Мотивы поведения отображают сущность личности, на них строится индивидуальность. Важно их понимание.

Способность к прогнозированию мы рассматриваем как одну из мыслительных функций сознания человека. Она помогает строить вероятностные предположения на основе научных фактов о действительности.

Показатели деятельностного критерия: воображение, лидерские и коммуникативные способности. Воображение рассматривается нами как нестереотипное отражение человеком реальности. Наряду с лидерскими и коммуникативными способностями играет основную роль в управлении деятельностью.

Показатели рефлексивного критерия: рефлексия, самооценка и саморегуляция. Способность к рефлексии - принцип человеческого мышления и показатель зрелости личностного развития, который обоснован в трудах отечественных педагогов-психологов Ф.И. Кевля, А.В. Петровского и других [6; 7]. Характеризует осмысление, коррекцию отдельных шагов в деятельности студента и способствует улучшению качественных характеристик деятельности студента. Самооценка является важным регулятором поведения личности и влияет на его эффективность.

Саморегуляция выступает как способность человека влиять на свою психику с целью форми-

148

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

рования и сохранения на определенном уровне ее параметров.

Таким образом, отсутствие жестких границ сформированное™ личностного развития, его неравномерность и гетерохронность усложняют процесс выявления объективных критериев и показателей личностного развития студента. Тем не менее, мы предприняли попытку их выявить и обосновать.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 336 с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. - СПб.: СПбГУ 2007. - Т. 2. - 549 с.

3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 1994. - 214 с.

4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

5. Денисова Т.Н. Особенности представлений о времени у школьников и студентов с различным уровнем мотивации достижения // Вестник Мо-

сковского университета. Серия 14: Психология. -2013. - № 1. - С. 111-122.

6. Ильин В.В. История философии. - СПб.: Питер, 2003. - 732 с.

7. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка. - Вологда: Легия, 2009. - 226 с.

8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://septemberfox. ucoz.ru/biblio/slobodchikov.html (Дата обращения 18.11.2015).

10. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.

11. Bull A. Deutsche Biographie: Sigismund Stem. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.deutsche-biographie.de/sfz81337.html (Дата обращения 18.11.2015).

12. Henry A. Murray and Dan McAdams. Explorations in Personality. - London: Oxford University Press, 2007. - 816 p.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.