Научная статья на тему 'Возможности введения единой ставки по НДС'

Возможности введения единой ставки по НДС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Житарь Яна Сергеевна, Плахов А. В.

В данной статье представлены возможности введения единой ставки НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности введения единой ставки по НДС»

1. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 536 с.

2. Войкок М.А. Формирование сбалансированной системы показателей оценки эффективности деятельности промышленного предприятия// ФЭн-наука. 2014. №12(39). С.5-8.

3. Лапшин В.С., Шарашкина Т.П. Методы и инструменты экономической идентификации и анализа бизнес-процессов// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. №4[32]. С.37-44.

4. Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2013. №1(21). С.51-157.

5. Канке А. А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011. - 287 с.

6. Лебедев К. Н. Проблемы традиционной концепции системы анализируемых параметров функционирования социально-экономического объекта// Проблемы развития современного общества: экономические, правовые и социальные аспекты: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, г.Волгоград, 29-30 сентября 2014 г. Под ред. И.Е. Бельских, А.Ф. Московцева. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2014. С. 158-164.

7. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп—Бизнес», 2003. - 304 с.

ВОЗМОЖНОСТИ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОЙ СТАВКИ ПО НДС Житарь Яна Сергеевна, студентка

Плахов А.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит» Орловский государственный аграрный университет

В данной статье представлены возможности введения единой ставки НДС.

В настоящее время в России налог на добавленную стоимость исчисляют по трем ставкам (18, 10, 0 процентов). Однако специалисты в области налогового права давно ведут дискуссии о единой ставке НДС. Ее размер предлагают установить на уровне от 14 до 17 процентов. Говоря о единой ставке НДС, необходимо проанализировать возможные положительные и отрицательные стороны этого нововведения. При этом не лишним будет проанализировать опыт зарубежных стран, применяющих единую и дифференцированную ставки.

При введении единой ставки исчезнут ошибки, связанные с выбором ставки по объекту налогообложения. Например, реализация простых пород рыб облагается по ставке 10 процентов. В то же время к реализации ценных пород рыб применяют ставку в размере 18 процентов. На практике бухгалтер нередко ошибается в выборе правильной ставки налога [2].

Применение единой ставки облегчит аудит и налоговые проверки. Практика показывает, что сегодня 30-40 процентов времени, отведенного на проверки, уходит на анализ и контроль правомерности распределения запасов, закупок и продаж по группам товаров с разными ставками. В то

время как при НДС с единой ставкой проверяющие могут сконцентрироваться на других вопросах. Несомненно, плоская шкала НДС существенно упростит налоговое администрирование [1].

Наряду с прочим единая ставка позволит пресечь применение всевозможных схем, основанных на применении различных ставок НДС. Недобросовестные налогоплательщики иногда используют их с целью неправомерного возмещения налога на добавленную стоимость (увеличения налоговых вычетов). В качестве примера такой схемы можно привести ситуацию, связанную с использованием «игрушечной» льготы по НДС.

По моему мнению, есть лишь один отрицательный момент отмены двух ставок НДС в размере 13 и 18 процентов. При единой ставке могут повыситься цены на некоторые социально значимые товары. Это, в свою очередь, негативно отразится на слабозащищенных слоях населения. Например, подорожание хлеба далеко не оптимистично воспримут пенсионеры, студенты, безработные и т. д. Однако эта проблема вполне решаема на государственном уровне. Правительство может целенаправленно дотировать данные категории населения разными способами, включая повышение пенсий, стипендий[3].

Замена двух действующих сегодня ненулевых ставок НДС одной обеспечит, по нашему мнению, более простой механизм исчисления и регулирования налога. В конечном итоге это позволит уменьшить бремя расходов компании и повысит эффективность работы налоговых органов.

Чтобы определить оптимальный размер единой ставки по НДС, необходимо провести детальный анализ динамики поступлений налога, исчисленного по действующим ставкам. А затем проанализировать возможные последствия отмены пониженной 10-процентной ставки и снижения основной 18-процентной ставки.

На мой взгляд, целесообразно ввести единую ставку по НДС в пределах от 13 до 16 процентов. Именно в таких пределах установлены ставки по НДС в других развитых странах. К тому же предлагаемый интервал представляет собой нечто среднее между действующими сегодня ставками - 13 и 18 процентов.

НДС (налог на добавленную стоимость) является одним из главных источников бюджета Российской Федерации, наряду с налогом на прибыль. Поэтому, ему уделяется всегда повышенное внимание, ведь каждое изменение в расчете и ставках НДС может серьезно повлиять на финансовую деятельность каждого предприятия, которое платит этот налог. Насколько изменятся ставки НДС в 2015 году? [1].

В 2015 году ставки НДС останутся на прежнем уровне, так же как и сам расчет НДС. Напомню, что согласно ст. 164 НК РФ НК РФ, по всей территории страны на товары и услуги установлена ставка НДС в размере 18%. Исключения составляют отдельные товары для детей, отдельные продовольственные товары, периодические печатные издания и книжная про-

дукция, носящая образовательный характер, а также отдельные медицинские товары отечественного и зарубежного производства.

Список литературы:

1. Журнал «БАЛАНС» № 94. 01.12.2009 «В чем заключается экономическая сущность НДС»

2. Налоговый кодекс РФ часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.11.2008, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009)

3. Юткина Т Ф. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 321 с.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ Заруба Наталья Андреевна, д.с.н., профессор, зав. кафедрой «Государственного и муниципального управления»

Егорова Наталья Николаевна, к.э.н., доцент, доцент кафедры «Государственного и муниципального управления» Кузбасский государственный технический университет

им. Т. Ф. Горбачева

Исследуется возможность и необходимость использования дисциплин профессионального цикла ФГОС в подготовке менеджеров государственного управления с учетом инновационного компетентностного подхода к обучению с учетом проблем реализации реформ местного самоуправления.

В современных условиях инновационного развития России вопрос подготовки специалиста в области государственного и муниципального менеджмента является особенно значимым для построения гражданского общества, социального государства и рыночной экономики, а также при реформировании местного самоуправления.

В связи с этим, образовательная программа по направлению обучения «государственное и муниципальное управление» (38.03. 04) , на наш взгляд, в условиях самостоятельного выбора её содержания самим образовательным учреждением ВПО, как этого требует ФГОС -3+, должна учитывать набор дисциплин, ориентируясь на потребности общества, государства и рынка труда. Новая ситуация с наполнением содержания программы свидетельствует о новом этапе реформирования системы высшего профессионального образования, о продолжении изменений в содержании подготовки специалистов в вузе.

Инновационный характер системы подготовки специалиста в вузе носит, безусловно, перманентный характер, реформы были и будут всегда, что не является отражением министерских реформаторских амбиций, а следствием активно развивающегося рынка труда и его потребностями в подготовке современных и высококомпетентных специалистов во всех отраслях и областях не только экономики, но и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.