Научная статья на тему 'Возможности судебных экспертиз для установления организатора и ролевых функций других членов организованного преступного формирования'

Возможности судебных экспертиз для установления организатора и ролевых функций других членов организованного преступного формирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1017
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / РАССЛЕДОВАНИЕ / ОРГАНИЗОВАННОЕ ПРЕСТУПНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ / НАЗНАЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ / РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ / ПСИХОЛОГИЯ / ЛИНГВИСТИКА / ФОНОСКОПИЯ / CRIME / INVESTIGATION / ORGANIZED CRIMINAL GROUP / COMMISSIONING OF A FORENSIC EXAMINATIONS / ROLE FUNCTIONS / PSYCHOLOGY / LINGUISTICS / PHONOSCOPY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мазунин Яков Маркиянович, Мазунин Павел Яковлевич

В статье рассматриваются возможности судебных экспертиз для установления факта совершения преступлений организованным преступным формированием, установления его организатора, соучастников, выяснения их роли в преступном формировании и совершенных преступлениях, многообразия связей между членами формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мазунин Яков Маркиянович, Мазунин Павел Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forensic examinations’ potential to identify the organizer and role functions of other participants of organized criminal groups

The article considers forensic examinations’ potential to define the fact of committing a crime by an organized criminal group, to identify its organizer, accomplices, to reveal their role in a criminal group and crimes committed, diversity of connections among participants of the group.

Текст научной работы на тему «Возможности судебных экспертиз для установления организатора и ролевых функций других членов организованного преступного формирования»

психолого-педагогические аспекты расследования преступлений

УДК 343.985.7

ВОЗМОЖНОСТИ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАТОРА И РОЛЕВЫХ ФУНКЦИЙ ДРУГИХ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗОВАННОГО ПРЕСТУПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ

Я. М. Мазунин, П. Я. Мазунин

В статье рассматриваются возможности судебных экспертиз для установления факта совершения преступлений организованным преступным формированием, установления его организатора, соучастников, выяснения их роли в преступном формировании и совершенных преступлениях, многообразия связей между членами формирования.

Ключевые слова: преступление, расследование, организованное преступное формирование, назначение экспертизы, ролевые функции, психология, лингвистика, фоноскопия.

Независимо от подвида преступного деяния, если оно носит организованный характер, его расследование будет подчинено определенным общим закономерностям, которые неизбежно ставят и требуют разрешения одних и тех же вопросов: установления факта совершения преступлений организованным преступным формированием; выявления его организатора; установления всех соучастников; выяснения их действительной роли в преступном формировании и совершенных преступлениях, определяемой способами совершения преступлений в складывающихся криминальных ситуациях; установления многообразия связей между членами формирования и совершенными ими преступлениями; оценки складывающихся на предварительном следствии и в суде ситуаций, их разрешения и др.

При расследовании преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями, в зависимости от обстоятельств дела, помимо других источников информации, для ответов на указанные вопросы может потребоваться назначение экспертиз всех известных видов. Однако типичными являются трасологические (прежде всего, дактилоскопические), баллистические экспертизы; исследование холодного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, экспертная идентификация по внешним признакам; фоноскопические, физико-химические, судебно-медицинские, судебно-психиатрические, судебно-биологические, экологические, судебно-бухгалтерские,

пожарно-технические (при поджогах) экспертизы, тактика назначения и производства которых нашла подробное освещение в литературе '.

Мы более подробно остановимся на назначении и производстве судебно-психологической,психологолингвистической (автороведческой), судебно-фоноскопической экспертиз, назначение которых может представлять некоторую сложность для следователей. Они, несомненно, не только имеют большое значение для доказывания участия членов организованного преступного формирования в преступной деятельности, но и способствуют установлению организатора и ролевых функций других соучастников.

Судебно-психологическая экспертиза является основной процессуальной формой использования специальных психологических знаний в уголовном процессе. Применение психологических знаний в форме судебной экспертизы предполагает, что заключение будет сформулировано относительно обстоятельств, между которыми существует однозначная связь, и что установить ее, причем с достоверностью, позволяет современный уровень научных познаний. В данном случае речь идет об определении однозначной связи между психологическими характеристиками личности субъекта и совершенными им действиями 2.

Помимо ставших традиционными таких видов судебно-психологических экспертиз, как экспертиза индивидуально-психологических особенностей обвиняемого, экспертиза аффекта, способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания и др., учитывая специфику преступной деятельности организованных формирований, могут быть назначены судебнопсихологическая экспертиза членов формирования, фонограмм и видеозаписей, а также психологолингвистическая (автороведческая) экспертиза.

Судебно-психологическая экспертиза преступного формирования может назначаться при маскировке участниками формирования своих истинных ролей, стремлении переложить ответственность на других, исказить степень участия в отдельных эпизодах преступной деятельности формирования.

Установление у субъектов конкретных индивидуально-психических свойств, эмоционально-

84

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

Мазунин Я. М., Мазунин П. Я. Возможности судебных экспертиз для установления организатора...

волевых особенностей, черт характера делает возможным в настоящее время проведение психологических экспертиз по определению характера межличностных отношений в формировании. Цель подобных экспертиз — выявление в преступном формировании лиц, обладающих выраженными личностными качествами, позволяющими выдвинуться в лидеры, и, наоборот, лиц, имеющих определенные свойства в эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах, в силу которых они заняли в формировании подчиненное положение. Особенностью таких экспертиз считается то, что исследованию подлежит не один обвиняемый, а каждый участник преступного формирования, а также уровень влияния группы на отдельных ее членов.

Разумеется, в большинстве случаев совершения преступлений организованными формированиями следователь при надлежащем уровне оперативнорозыскного обеспечения может определить организатора преступного формирования. При расследовании же деятельности устойчивых преступных формирований, неоднократно совершавших преступления и имеющих сложную организационную структуру, выполнение этой задачи значительно затрудняется, особенно в случаях, когда соучастники умышленно скрывают организатора. Здесь нужна помощь эксперта-психолога.

Перед экспертом при исследовании структуры и ролевых функций членов преступного формирования могут быть поставлены следующие вопросы:

— каковы индивидуально-психологические особенности личности обвиняемых;

— кто из подследственных имеет психологические особенности личности, позволяющие ему занимать лидирующее положение в группе;

— кому из обвиняемых присущи такие особенности личности, как повышенная внушаемость, робость, зависимость или повышенная агрессивность, жестокость (в зависимости от того, что интересует следствие);

— имеются ли в группе социально-психологические признаки высокой организованности, сплоченности, и если имеются, то в чем они конкретно выражаются.

Выявленные психологические особенности членов формирования дают возможность составить вероятный «сценарий» их поведения в ситуации совершения преступления.

В настоящее время возникает возможность расширения рамок судебной экспертизы путем разработки теории и методики исследования прежде недоступных источников доказательственной информации. Один из таких источников — речь человека, зафиксированная в материалах уголовного дела.

Индикаторами внутреннего состояния говорящего человека являются разнообразные характеристики речи: громкость, пауза, тональность, т. е. в речевом общении мысли окрашены чувством. При этом эмоции обнаруживают двойную направленность:

выражение субъективных мыслей, чувств и объективное воздействие на мысли, чувства других людей. Эксперт-психолог учитывает это при исследовании видео- и фонограмм следственных действий, когда нужно определить, не было ли незаконного воздействия на допрашиваемого со стороны следователя. В процессе изучения речи специалисты могут также установить, какой предмет речи вызывает наибольшую напряженность, и это интерпретируется как факт причастности допрашиваемого к определенному событию, деянию 3.

Эксперт, разумеется, не правомочен отвечать на вопрос о правдивости или ложности показаний. Однако он вправе определить соответствие или несоответствие характеристик того или иного психологического процесса, явления объективным данным. Вывод о лживости или правдивости показаний относится к компетенции следователя, а в итоге — суда. Основанием же для данного вывода может быть заключение эксперта. При этом рекомендуется на разрешение эксперта-психолога поставить следующие вопросы:

— какова психологическая характеристика испытуемого;

— с учетом анализа дела, прослушивания фонограммы испытуемого и психологического обследования можно ли полагать, что его показания стали данными в процессе естественного припоминания события, имевшего место в действительности, либо содержат признаки, указывающие на фантазию и воспроизведение по памяти ранее внушенной информации;

— с учетом психологических характеристик, отраженных в фонограммах допроса испытуемого, можно ли полагать, что в момент этого допроса он находился в стрессовом или ином необычном состоянии.

Аналогично решаются вопросы о достоверности показаний свидетелей и потерпевших. Однако вывод о ложности показаний должен делаться не только на основании экспертизы, а на совокупности всех доказательств, имеющихся в уголовном деле.

Следует особо подчеркнуть, что в рамках психологического исследования аудио- и видеозаписей обязательно проводится экспериментально-психологическое обследование подэкспертного, в ходе которого устанавливаются его интеллектуальные, личностные, эмоционально-волевые особенности, а также склонность к фантазированию и устойчивость к внушающему воздействию 4.

В случаях, когда допрашиваемый собственноручно написал свои показания в протоколе допроса, а впоследствии, не отрицая этого факта, отказался от них, мотивируя это тем, что они написаны при участии другого лица (следователя, оперативного работника, прокурора и т. д.) и представляют собой результат либо диктовки, изложения либо их сочетания, может быть назначена психолого-лингвистическая (автороведческая) экспертиза.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

85

Мазунин Я. М., Мазунин П. Я. Возможности судебных экспертиз для установления организатора...

На разрешение экспертизы ставятся следующие вопросы:

— с учетом уровня интеллектуального развития, особенностей устной и письменной речи, индивидуально-психологических характеристик и конкретных обстоятельств дела является ли данное лицо автором исследуемого текста;

— содержатся ли в исследуемом тексте признаки специфического состояния.

Данная экспертиза осуществляется комплексно экспертами-психологами и экспертами-автороведами (лингвистами). В ходе исследования сравнительному лингвистическому анализу подвергаются исследуемые тексты, свободные и экспериментальные образцы письменной речи испытуемого. В отношении его проводятся экспериментально-психологическое обследование, а также психологический анализ его почерка. Полученные результаты ложатся в основу совместного заключения психологов и автороведов 5.

Однако фактов назначения судебно-психологической экспертизы преступного формирования в изученных уголовных делах нами не выявлено. В то же время 24,0% опрошенных следователей отметили, что сведения о том, кто был организатором, имелись, но доказать вину не удалось, так как участники формирования не называли его.

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении назначения психолого-лингвистической (авто-роведческой) и судебно-психологических фонограмм и видеозаписей, хотя необходимость в этом возникала. В первую очередь это относится к случаям, когда следователей обвиняют в незаконных методах ведения допроса. При этом и следователь, и суд при изменении показаний ранее допрошенных лиц пытаются устранить возникшее противоречие, как правило, путем допросов как лиц, изменивших показания, так и других лиц (следователей, оперативных работников, понятых и т. п.). Представляется, что одной из основных причин создавшегося положения является то, что в каждом случае назначения указанных видов судебно-психологических экспертиз следователю предстоит самому найти необходимых специалистов, способных провести экспертное исследование, и это должны быть психологи достаточно широкого профиля. Данное суждение подтверждается опросом следователей, назвавших следующие причины: незнание, где взять таких специалистов (65,9%); ограниченные сроки расследования (25,7%); незнание указанных возможностей психологических экспертиз (8,6%). В целях исправления создавшегося положения полагаем необходимым формирование структуры судебнопсихологических учреждений в России, аналогичных существующим в системе МВД, Министерства юстиции и т. п., что решило бы ряд организационных проблем при их назначении и повысило качество проводимых психологических исследований; систематическое обучение следователей в системе повышения квалификации для расширения знаний по методике расследования преступлений, тактике проведения от-

дельных следственных действий, в том числе и современных возможностей судебных экспертиз.

Необходимость назначения судебно-психологической экспертизы возникает и в иных ситуациях. Дать же полный перечень вопросов, относящихся к компетенции эксперта-психолога и характерных для расследования преступлений, совершенных организованными преступными формированиями, невозможно, так как круг их увеличивается по мере развития общей психологии и ее отрасли — судебной психологии 6.

Экспертизой, способствующей установлению и доказыванию вины организаторов преступных формирований и других соучастников преступления, является судебно-фоноскопическая экспертиза 7. Речь идет о видео-, аудиозаписях, полученных при проведении следственных действий, а также оперативнорозыскных мероприятий во время оперативной разработки, в том числе и после начала предварительного следствия. Законодательное разрешение контроля и записи переговоров (ст. 186 УПК РФ), прослушивания телефонных и иных переговоров, снятия информации с технических каналов связи, использования при проведении ОРМ информационных систем видео-, аудиозаписи (ст. ст. 6, 8 Закона об ОРД) повысило их значение в раскрытии и расследовании преступлений и в первую очередь — совершенных организованными преступными формированиями. Однако видеозаписи и фонограммы могут стать доказательствами только после правильного процессуального оформления и установления их подлинности. Одним из способов такой проверки и является проведение судебно-фоноскопической экспертизы.

Исследование литературных источников свидетельствует о том, что фоноскопические исследования развиваются в настоящее время в основном в двух направлениях: проведение экспертных исследований аудио- и видеодокументов, приобщенных в качестве доказательств к уголовным делам, и диагностические исследования по выявлению лица, речь которого зафиксирована.

При экспертных исследованиях аудио- и видеодокументов устанавливаются следующие обстоятельства:

— принадлежит ли речевая информация определенному лицу;

— является ли фонограмма или видеофонограмма оригиналом или копией;

— не производилась ли в процессе записи остановка магнитофона, не прерывалась ли она иным способом;

— определены ли источник происхождения звуков, место, где производилась запись (помещение, улица и т. д.).

Однако проведенное нами исследование показало, что лишь по 10,2% уголовных дел, в которых имелись видео-, аудиозаписи, назначались судебно-фоноскопические экспертизы, хотя необходимость их назначения, на наш взгляд, была не менее чем в 25,6% дел.

86

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

Герасименко Н. И. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого...

Помимо проведения идентификационных исследований видео- и аудиозаписей при расследовании преступной деятельности организованных преступных формирований, следователь и оперативные работники нередко нуждаются в получении розыскной информации о субъекте аудиозаписи. В настоящее время эксперт может получить и предоставить следователю информацию о личности говорившего человека: пол, его национальную принадлежность, возраст, охарактеризовать внешность, данные о речевых органах и патологии, выявить антропологические (рост, вес, объем грудной клетки), индивидуально-психологические (эмоциональное состояние в момент разговора, темперамент) и социально-психологические характеристики (образование, род деятельности, профессия, уровень культуры, социальное положение, судимость).

Таким образом, при диагностическом исследовании фонограмм речи определяется совокупность свойств, характеризующих человека как социальнобиологическую систему и способствующих установлению лица, интересующего следствие. При выявлении же члена преступного формирования, речь которого зафиксирована на фонограммах, возникает возможность его идентификации.

В то же время нельзя не отметить, что, несмотря на важность получения диагностической информации о лице, причастном к совершению преступления, в изученных нами уголовных делах случаев назначения судебно-фоноскопической экспертизы в целях проведения диагностических исследований не выявлено. 1

1 Виноградов И. В., Кочаров Г. И., Селиванов Н. А. Экспертизы на предварительном следствии. М., 1967. 248 с. ; Справочник следователя (практическая криминалистика: подготовка

УДК 343.915

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО ПО ДЕЛАМ ОБ УГОНАХ

Н. И. Герасименко

Статья посвящена допросу несовершеннолетнего подозреваемого исходя из психологических особенностей индивида. В статье выделены психологические и тактические приемы допроса согласно акцентуации характера несовершеннолетнего.

Ключевые слова: тактика допроса, несовершеннолетний, акцентуация характера, неустойчивый, истероидный, циклоидный, гипертимный, лабильный.

Целью данной работы является изучение специфики допроса несовершеннолетнего подозреваемого с учетом его психологических характеристик. Вопросам изучения и совершенствования технологий

и назначение экспертиз) / под ред. Н. А. Селиванова. М., 1992. 320 с. ; Россинская Е. Р Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. М., 1996. 224 с. ; Основы судебной экспертизы / И. А. Алиев [и др.]. М., 1997. Ч. 1. 430 с. ; Холодный Ю. И. Полиграфы («детекторы лжи») и безопасность. М., 1998. 96 с. ; Современные возможности судебных экспертиз : метод. пособие для экспертов, следователей и судей / под ред. Ю. Г. Корухова. М., 2000. 261 с. ; Справочная книга криминалиста / под ред. Н. А. Селиванова. М., 2000. 727 с. ; Судебные экспертизы / В. В. Колкутин [и др.]. М., 2001. 284 с. ; Мамайчук И. И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. СПб., 2002. 255 с. ; Бойко Ю. Л. Назначение и производство медико-криминалистических экспертиз. М., 2010. 319 с. ; Иванова Т. В., Холопова Е. Н. Теоретические и правовые основы судебно-психологической экспертизы. М., 2008. 155 с. ; и др.

2 Сафуанов Ф. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998. С. 15.

3 Носенко Э. Л. Возможности использования методик распознавания состояния говорящего по характеристике его речи в практике судебного расследования // Теория и практика собирания доказательственной информации техническими средствами на предварительном следствии. Киев, 1980. С. 116 ; и др.

4 Енгалычев В. Ф., Шипшин С. С. Судебно-психологическая экспертиза : метод. руководство. Калуга-Обнинск-Москва, 1997. С. 146-147.

5 Там же. С. 153.

6 Дагель П., Резниченко И. Вопросы компетенции и организации судебно-психологической экспертизы // Сов. юстиция. 1970. № 1. С. 8.

7 Подробнее см.: Плахтий Е. В. Проблемы назначения, организации и проведения фоноскопических экспертиз при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. 23 с. ; Ивченко Л. И. Тактика контроля и записи переговоров и использование результатов этого следственного действия в расследовании преступлений. М., 2005. С. 78-88 ; Россинская Е. Р Указ. соч. С. 106-107 ; и др.

допроса несовершеннолетних с учетом их психологических особенностей занимались Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов, В. В. Новиков, А. Т. Бек-булатова, О. П. Палешник, Э. А. Черных, О. М. Ушаков и др. Однако многие аспекты этой тематики на сегодняшний день недостаточно разработаны. Особенно требуют дальнейшего изучения проблемы совершенствования технологий допроса, которые строятся на основе психологических особенностей и акцентуаций характера.

Чтобы действия субъектов, направленные на раскрытие и расследование преступления, носили целевой характер и были эффективными, необходимо давать объективную и всеобъемлющую оценку происходящим событиям '. Вопросы тактики допроса в силу своей актуальности всегда интересовали криминалистов. Допрос как коммуникативный процесс предполагает взаимообмен действиями, инфор-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.