Научная статья на тему 'Психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого по делам об угонах'

Психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого по делам об угонах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1485
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИКА ДОПРОСА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА / НЕУСТОЙЧИВЫЙ / ИСТЕРОИДНЫЙ / ЦИКЛОИДНЫЙ / ГИПЕРТИМНЫЙ / ЛАБИЛЬНЫЙ / INTERROGATION TACTICS / JUVENILE / ACCENTUATION OF CHARACTER / UNSTABLE / HYSTEROID / CYCLOID / HYPERTHYMIC / LABILE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герасименко Нина Игоревна

Статья посвящена допросу несовершеннолетнего подозреваемого исходя из психологических особенностей индивида. В статье выделены психологические и тактические приемы допроса согласно акцентуации характера несовершеннолетнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Герасименко Нина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological peculiarities of interrogating a juvenile suspect

The author dwells on the interrogation of a juvenile suspect basing on the psychological peculiarities of an individual. The article reveals psychological and tactical means of interrogation according to the accentuation of a juvenile’s character.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого по делам об угонах»

Герасименко Н. И. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого...

Помимо проведения идентификационных исследований видео- и аудиозаписей при расследовании преступной деятельности организованных преступных формирований, следователь и оперативные работники нередко нуждаются в получении розыскной информации о субъекте аудиозаписи. В настоящее время эксперт может получить и предоставить следователю информацию о личности говорившего человека: пол, его национальную принадлежность, возраст, охарактеризовать внешность, данные о речевых органах и патологии, выявить антропологические (рост, вес, объем грудной клетки), индивидуально-психологические (эмоциональное состояние в момент разговора, темперамент) и социально-психологические характеристики (образование, род деятельности, профессия, уровень культуры, социальное положение, судимость).

Таким образом, при диагностическом исследовании фонограмм речи определяется совокупность свойств, характеризующих человека как социальнобиологическую систему и способствующих установлению лица, интересующего следствие. При выявлении же члена преступного формирования, речь которого зафиксирована на фонограммах, возникает возможность его идентификации.

В то же время нельзя не отметить, что, несмотря на важность получения диагностической информации о лице, причастном к совершению преступления, в изученных нами уголовных делах случаев назначения судебно-фоноскопической экспертизы в целях проведения диагностических исследований не выявлено. 1

1 Виноградов И. В., Кочаров Г. И., Селиванов Н. А. Экспертизы на предварительном следствии. М., 1967. 248 с. ; Справочник следователя (практическая криминалистика: подготовка

УДК 343.915

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО ПО ДЕЛАМ ОБ УГОНАХ

Н. И. Герасименко

Статья посвящена допросу несовершеннолетнего подозреваемого исходя из психологических особенностей индивида. В статье выделены психологические и тактические приемы допроса согласно акцентуации характера несовершеннолетнего.

Ключевые слова: тактика допроса, несовершеннолетний, акцентуация характера, неустойчивый, истероидный, циклоидный, гипертимный, лабильный.

Целью данной работы является изучение специфики допроса несовершеннолетнего подозреваемого с учетом его психологических характеристик. Вопросам изучения и совершенствования технологий

и назначение экспертиз) / под ред. Н. А. Селиванова. М., 1992. 320 с. ; Россинская Е. Р Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. М., 1996. 224 с. ; Основы судебной экспертизы / И. А. Алиев [и др.]. М., 1997. Ч. 1. 430 с. ; Холодный Ю. И. Полиграфы («детекторы лжи») и безопасность. М., 1998. 96 с. ; Современные возможности судебных экспертиз : метод. пособие для экспертов, следователей и судей / под ред. Ю. Г. Корухова. М., 2000. 261 с. ; Справочная книга криминалиста / под ред. Н. А. Селиванова. М., 2000. 727 с. ; Судебные экспертизы / В. В. Колкутин [и др.]. М., 2001. 284 с. ; Мамайчук И. И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. СПб., 2002. 255 с. ; Бойко Ю. Л. Назначение и производство медико-криминалистических экспертиз. М., 2010. 319 с. ; Иванова Т. В., Холопова Е. Н. Теоретические и правовые основы судебно-психологической экспертизы. М., 2008. 155 с. ; и др.

2 Сафуанов Ф. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. М., 1998. С. 15.

3 Носенко Э. Л. Возможности использования методик распознавания состояния говорящего по характеристике его речи в практике судебного расследования // Теория и практика собирания доказательственной информации техническими средствами на предварительном следствии. Киев, 1980. С. 116 ; и др.

4 Енгалычев В. Ф., Шипшин С. С. Судебно-психологическая экспертиза : метод. руководство. Калуга-Обнинск-Москва, 1997. С. 146-147.

5 Там же. С. 153.

6 Дагель П., Резниченко И. Вопросы компетенции и организации судебно-психологической экспертизы // Сов. юстиция. 1970. № 1. С. 8.

7 Подробнее см.: Плахтий Е. В. Проблемы назначения, организации и проведения фоноскопических экспертиз при выявлении, раскрытии и расследовании преступлений : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. 23 с. ; Ивченко Л. И. Тактика контроля и записи переговоров и использование результатов этого следственного действия в расследовании преступлений. М., 2005. С. 78-88 ; Россинская Е. Р Указ. соч. С. 106-107 ; и др.

допроса несовершеннолетних с учетом их психологических особенностей занимались Ю. М. Антонян, М. И. Еникеев, В. Е. Эминов, В. В. Новиков, А. Т. Бек-булатова, О. П. Палешник, Э. А. Черных, О. М. Ушаков и др. Однако многие аспекты этой тематики на сегодняшний день недостаточно разработаны. Особенно требуют дальнейшего изучения проблемы совершенствования технологий допроса, которые строятся на основе психологических особенностей и акцентуаций характера.

Чтобы действия субъектов, направленные на раскрытие и расследование преступления, носили целевой характер и были эффективными, необходимо давать объективную и всеобъемлющую оценку происходящим событиям '. Вопросы тактики допроса в силу своей актуальности всегда интересовали криминалистов. Допрос как коммуникативный процесс предполагает взаимообмен действиями, инфор-

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

87

Герасименко Н. И. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого...

мацией и состоянием включенных в него субъектов. Поэтому для достижения профессионально важных целей общение требует тщательной подготовленности и методической оснащенности 2. Судопроизводство по делам несовершеннолетних в силу особого характера и неурегулированности отдельных вопросов вызывает много споров среди ученых и практиков. Мы согласны с Е. В. Мищенко, который рассматривает допрос как междисциплинарное понятие, состоящее из процессуальных, тактических, организационных, психологических, педагогических и этических основ его производства. Он понимает под ним следственное или судебное действие, проводимое в соответствии с правилами уголовно-процессуального законодательства и заключающееся в получении органом расследования или судом сведений, входящих в предмет доказывания по делу, путем воздействия на мысленную и волевую сферу допрашиваемого 3.

Существуют субъективные и объективные факторы, влияющие на формирование показаний несовершеннолетних:

1. Психоэмоциональные состояния допрашиваемого в момент допроса, к которым относятся: спокоен, взволнован, испытывает чувство стыда и др. Такие состояния благоприятствуют воспроизведению имеющейся у него информации.

2. Психологическая защита допрашиваемого. Подозреваемый (обвиняемый) — это человек, личность которого находится в конфликте с самим собой. Данное состояние связано с тем, что его подозревают в совершении преступления, что влечет уголовную ответственность.

При психологической защите сфера сознания индивида ограждается от травмирующих воздействий путем конверсии, т. е. превращения ранее значимого явления в незначительное, либо проекции, т. е. наделение другого человека недостойными, обесценивающими его качествами 4.

Причины отчуждения могут быть многообразными:

а) отчуждение от первичных социальных групп — семьи, трудового коллектива, друзей;

б) социальная дезадаптация, неприспособленность к социальной жизни, низкая социальная культура, сознательное отрицание ценностей, политической системы, общественного уклада;

в) психическая подавленность личности, временная психическая депрессия. При этом психические функции индивида затормаживаются, резко сужается его мотивационная сфера, возникает общая пассивность поведения 5.

3. Темперамент и характер допрашиваемого. При допросе необходимо учитывать темперамент допрашиваемого (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), а также отдельные особенности характера.

4. Степень внушения, которая бывает различной у людей психически больных, слабовидящих, детей.

5. Склонность к фантазированию требует много времени у лица, ведущего расследование.

6. Способность допрашиваемого четко формулировать свои мысли.

Самооценка несовершеннолетних, как правило, неустойчива, что связано с незрелостью личности 6. При допросе несовершеннолетнего необходимо повышать его самооценку путем обращения к положительным качествам, его заслугам, успехам. Такой подход позволит установить психологический контакт и, следовательно, предрасположит допрашиваемого к следователю. Мы согласны с А. Е. Личко, который говорит о методах допроса несовершеннолетнего, исходя из акцентуации характера несовершеннолетнего 7. Акцентуация характера — это устойчивое качество личности, которое ярко отличает индивида, позволяет с высокой степенью вероятности «нарисовать портрет» ее носителя, предположить его наиболее ожидаемые поведенческие реакции в различных жизненных ситуациях, определить «сильные» и «слабые» места, позволяя рационально проводить психокорреляционные и социально-реабилитационные мероприятия 8. Идея об акцентуациях характера зародилась в исследованиях П. Б. Ганнушкина, касающихся психических расстройств, пограничных между нормой и патологией. Понятие «акценуации характера» введено К. Леонгардом для обозначения чрезмерной выраженности отдельных черт характера и их сочетаний, граничащих с психопатией 9.

Особенности проявления акцентуаций характера у молодежи были предметом исследования и других авторов 10.

В зависимости от доминирующих личностных характеристик, по А. Е. Личко, можно выделить акцентуации характера 11 и прогнозировать возможные действия, что позволяет разработать некоторые рекомендации для следователей. Учет особенностей характера подростков при допросе позволит следователю понять их мотивы поведения и преступления. При допросе подростков следует учитывать акцентуации характера.

1. Гипертимный. Несовершеннолетним с данной акцентуацией характера свойственны: приподнятость настроения, потребность в активной деятельности, недисциплинированность, легкомыслие. Они отличаются подвижностью, сверхэмоциональностью, упрямством, иррациональностью и субъективностью в своих неадекватных притязаниях, нетерпимостью к иным точкам зрения 12. Преступник в данной фазе может совершить серию преступлений на «одном дыхании» 13. Поэтому применительно к угонам необходимо строить допрос таким образом, чтобы допрашиваемый рассказал обо всех своих преступлениях.

Наиболее действенным методом при допросе будет «свободный рассказ». Он позволяет не только услышать конкретную информацию, но и интерпретировать ее в соответствии с его невербальными и паравербальными проявлениями. На основании интерпретации невербальных реакций, сопровождающих свободный рассказ допрашиваемого, можно определить степень искренности его показаний. Зна-

88

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

Герасименко Н. И. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого...

чение мимики человека для получения криминалистически значимой информации подробно описано у Я. В. Комиссаровой и В. В. Семенова. Мимика является основным источником получения информации. О ложности показаний допрашиваемого может свидетельствовать следующее: отворачивается от следователя, не сидит прямо, неуклюж, старается не встречаться глазами со следователем, проявляет нервозную подвижность 14. В силу психологических особенностей данный тип оставляет много следов на месте совершения преступления, ему несвойственно тщательное сокрытие следов 15. Поэтому целесообразно воспользоваться приемом предъявления доказательств, которые были обнаружены на месте происшествия. По рассматриваемой категории дел к таковым можно отнести следы пальцев рук, обуви, транспортного средства, орудия совершения преступления (отвертки, отмычки, фомки). Особенностями данного типа являются также совершение преступления далеко от своего места проживания, угон транспортного средства в ночное время. Лицу, ведущему расследование, необходимо учитывать данные факты и выбирать тактические приемы, исходя из качеств личности.

2. Циклоидный. Несовершеннолетнему с данной акцентуацией характера свойственны циклические изменения эмоционального фона, когда периоды пониженного настроения сменяются фазами подъема. При допросе несовершеннолетнего необходимо поддержать у него позитивный эмоциональный настрой, подчеркивая его положительные качества или позитивные аспекты поведения. В ходе допроса таких лиц следователю рекомендуется убедиться в том, что допрашиваемый понял вопрос (если нет, можно использовать контрольные вопросы). Если несовершеннолетний не понял содержания вопроса, последний целесообразно разделить на несколько более конкретных и простых. На первоначальном этапе расследования грабежей и разбойных нападений обычно проводят в присутствии адвоката, законного представителя, педагога или психолога. При работе с данной категорией несовершеннолетних необходимо предоставить допрашиваемому возможность собственноручно записать в протокол свои показания либо поставить подпись под ответом на отдельно поставленный вопрос, записанный следователем. Такой способ фиксации показаний позволяет подростку лучше осознать сущность даваемых им показаний, а также сложность и невозможность дальнейшего от них отказа 16.

3. Лабильный. Несовершеннолетним с данной акцентуацией характера свойственны богатство, яркость и глубина эмоциональных переживаний, чувствительность к знакам внимания. При допросе необходимо постоянно демонстрировать внимание к ним, предоставляемой ими информации, их эмоциям, сопереживать им, используя психотехники «активного слушания» 17. При допросе можно использовать правило «накопления согласия» 18. Суть его заключается в том, что в начале беседы целесообразно задавать

только вопросы, на которые допрашиваемый может дать положительные ответы. Так, фиксируя дату рождения несовершеннолетнего, следователь может поинтересоваться, как проходило его детство, попросить рассказать о родителях; заполняя графу о месте рождения, проявить знания о данном месте; при фиксации сведений об образовании можно выяснить, где и когда учился допрашиваемый, какие впечатления он сохранил об учебных заведениях 19.

4. Эпилептоидный. Несовершеннолетним с данной акцентуацией характера свойственны: аффективная взрывчивость, педантизм, повышенное чувство аккуратности, бережность. Они тяжело вступают в психологический контакт. По делам о неправомерном завладении автомобилем данными лицами движет желание завладеть им, в дальнейшем продать, т. е. получить выгоду. Лицам этого типа свойственна тщательная подготовка к совершению преступления, они могут наблюдать за автомобилем, готовить орудия совершения преступления, тщательно обдумывая способ завладения транспортным средством. В ходе допроса необходимо дать возможность выговориться на интересующую их тему. Следователь может продемонстрировать общность взглядов по некоторым вопросам 20.

5. Истероидный. Несовершеннолетним с такой акцентуацией характера свойственны: потребность привлечь к себе внимание, эгоцентризм, яркость и выразительность эмоций, претензия на роль лидера. Применительно к угонам они хотят показать друзьям свое умение водить автомобиль. Такая категория преступления совершается ими с целью снять дефицитные детали с автомобиля, похитить ценные вещи. Данные лица при допросе будут стараться акцентировать на себе внимание. В ходе допроса возможно применение приема «психологического поглаживания», суть которого заключается в акцентировании следователя на положительных качествах личности. Целесообразно удовлетворить претензии несовершеннолетнего на «взрослость», подчеркивая, что допрашиваемый выглядит как взрослый, рассуждает зрело и т. д. При допросе рекомендуется использовать тактический прием «внезапность допроса». Он возможен при наличии достаточно полной совокупности доказательств 21.

6. Неустойчивый. Несовершеннолетнему с данной акцентуацией характера свойственны: безволие в достижении цели, непоседливость и непослушание, тяга к праздности, легкая подчиняемость. По делам об угонах таким лицам присуще «желание покататься», поэтому следователю необходимо установить психологический контакт, учитывая тип личности, сделать акцент на тех, кто пользуются авторитетом у допрашиваемого. При допросе такого лица в случае групповых преступлений необходимо выявить сведения о лидере преступной группы, убедить дать его правдивые показания, показать ему, что он находится в серьезной жизненной ситуации и что от правдивости его показаний зависит дальнейшее развитие

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

89

Герасименко Н. И. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого...

событий 22. Следователю можно использовать такой тактический прием, как разъяснение несовершеннолетнему ст. ст. 61 и 62 УК РФ, в которых говорится о том, что активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления является обстоятельствами, смягчающими наказание. Целесообразно разъяснение ст. 75 УК РФ (в связи с деятельным раскаянием он может быть освобожден от уголовной ответственности).

7. Конформный. Несовершеннолетним с данной акцентуацией характера свойственны: подчинение мнению окружающих, зависимость, банальность суждений. Для получения достоверных показаний при производстве допроса важно отсутствие давления со стороны лиц, заинтересованных в исходе дела.

8. Шизоидный. Несовершеннолетним свойственны склонность к одиночеству, скрытность, недоверчивость, подозрительность. Данным лицам присущи замкнутость, трудность в общении, они не переносят ситуаций, в которых нужно устанавливать неформальные эмоциональные контакты, и насильственное вторжение посторонних людей в их внутренний мир 23.

9. Сензитивный. Несовершеннолетним присущи застенчивость и робость, впечатлительность, повышенное чувство долга. Характеризуются повышенной чувствительностью, ранимостью 24. Допрос следует начать с обсуждения нейтральной темы. При допросе данных лиц допрашиваемому необходимо сдерживать свои эмоции, так как грубость может вызвать у несовершеннолетнего агрессию. Задача следователя, производящего допрос, заключается в том, чтобы помочь вспомнить то, что произошло. Используя методы аналогии, сравнения, постановки контрольных и напоминающих вопросов, освещения событий с различных сторон, можно получить полные данные о происшедшем преступлении.

10. Астено-невротический. Несовершеннолетним с данной акцентуацией характера свойственны пугливость, повышенная утомляемость, мнительность, раздражительность. В ходе допроса с лицом такого типа необходимо установить психологический контакт, при проявлении признаков утомления давать ему возможность на отдых.

11. Психастенический. Несовершеннолетним свойственны неуверенность, склонность к самоанализу, нерешительность. Допрос таких лиц необходимо проводить в «дружественной» обстановке, спокойным тоном, подчеркивая значимость их показаний. К этой категории лиц применимы такие тактические приемы, как воспроизведение звукозаписи показаний других соучастников, оглашение протоколов их допроса.

Таким образом, в статье рассмотрены психологические приемы допроса несовершеннолетнего исходя из акцентуаций характера, а также тактические приемы допроса каждого из видов характера. Считаем необходимым при допросе учитывать доминирующие личностные характеристики, что, в свою очередь,

влияет на полноту допроса и на расследование уголовного дела в целом.

1 Сысенко А. Р Участие специалиста в обыске, проводимом при расследовании преступлений по горячим следам // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 3(46). С. 22.

2 Васкэ Е. В., Сафуанов Ф. С. Психологическое взаимодействие работников следственных органов с несовершеннолетними допрашиваемыми: структурный анализ // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 23.

3 Мищенко Е. В. Процессуальные и психологические особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 3. С. 140.

4 Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступлений. М., 1966. С. 224.

5 Ушаков О. М. Теоретические и практические проблемы тактики допроса лица, склонного к даче ложных показаний : дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2004. С. 26.

6 Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности: тактика и практика психодиагностики. М., 1997. С. 329.

7 Там же. С. 325.

8 Новиков В. В., Палешник О. П. Влияние акцентуаций характера у осужденных на профилактику их деструктивного поведения в период отбывания наказания в исправительном учреждении // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 4(31). С. 69.

9 Цит. по: Филатова А. Ф. Психологические черты в характере подростка как предпосылки криминального поведения // Там же. 2006. № 2(26). С. 81.

10 Караваев А. Ф., Савенков В. А., Блинов В. А., Ленберг Н. Д. Работа с акцентуированными личностями в период их профессионального становления // Там же. 1999. № 2(10). С. 71-79.

11 Собчик Л. Н. Указ. соч. С. 325-326.

12 Там же. С. 329, 383.

13 Караваева Т. А. Психологическая характеристика портрета конфликтной личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 1(32). С. 37.

14 Комиссарова Я. В., Семенов В. В. Особенности невербальной коммуникации в ходе расследования преступлений. М., 2004. С. 224.

15 Горшенин Л. Г. Анализ поведения людей и методика моделирования предполагаемой ситуации. М., 1982. С. 24.

16 Бекбулатова А. Т. Первоначальный этап расследования грабежей и разбойных нападений, совершаемых несовершеннолетними : дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2010. С. 164.

17 Бродченко О. И., Реуцкая И. Е. Психологические особенности допроса несовершеннолетнего // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 55-67.

18 Прикладная юридическая психология : учеб. пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко. М., 2001. С. 374.

19 Зорин Г. А. Руководство по практике допроса. М., 2001. С. 244.

20 Энциклопедия юридической психологии / под ред. А. М. Столяренко. М., 2003. С. 445.

21 Черных Э. А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1968. С. 23.

22 Сорокотягин И. Н. Правовая и юридическая психология (психология и юриспруденция) : учеб. пособие. Екатеринбург, 2002. С. 235.

23 Караваев А. Ф., Михайлова В. К. Организация работы с сотрудниками, включенными в группы риска // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. № 2(14). С. 122.

24 Там же.

90

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.