психолого-педдгогические аспекты расследования преступлений
УДК 343.985.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О КРАЖАХ
А. Б. Соколов
Статья посвящена организации деятельности следователя на подготовительном, рабочем, заключительном этапах допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах и определению типичных ситуаций в каждом из них. Представлены особенности применения тактических приемов.
Ключевые слова: организация, тактика, допрос, следователь, несовершеннолетний, кража, тактический прием.
Несмотря на то, что удельный вес краж, а также преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, проявляет тенденцию к снижению ', их общее количество остается достаточно высоким. С учетом сказанного отметим, что это обязывает следователей располагать сведениями, представляющими особенности производства следственных действий с участием несовершеннолетнего.
Одним из наиболее распространенных следственных действий, производимым при расследовании краж, совершенных несовершеннолетними, имеющим свою специфику в связи с особенностями субъекта, является допрос подозреваемого. При этом большое влияние на содержание организационнотактических действий следователя оказывает ситуация, складывающаяся на момент начала в процессе производства и окончания допроса 2.
В целях повышения качества допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах возникает необходимость рассмотреть организационно-тактические особенности подготовки и проведения исследуемого следственного действия с учетом возникающих типичных ситуаций.
Не углубляясь в полемику о понятии и содержании типичных ситуаций, укажем, что они могут быть классифицированы, в зависимости от временного периода, в рамках производства допроса. Относительно содержания типичных ситуаций с позиции правоприменителя интересным представляется также наличие либо отсутствие конфликта (бесконфликтные 3 и конфликтные 4).
В рамках исследования нами был проведен опрос следователей, систематизация результатов которого позволила выделить следующие типичные ситуации.
1. На момент начала допроса несовершеннолетнего подозреваемого:
1. Подозреваемый желает давать показания, при этом:
а) выражает желание сотрудничать с допрашивающим по всему кругу устанавливаемых вопросов (78,4%);
б) выражает желание сотрудничать с допрашивающим по отдельным устанавливаемым вопросам (20,0%).
2. Подозреваемый отказался от дачи показаний со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ (п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ; 1,6%).
2. На момент начала дачи показаний несовершеннолетним подозреваемым:
1. Подозреваемый не изменил своего отношения к допросу (81,7%).
2. Подозреваемый изменил свое отношение к допросу, при этом:
а) выразил желание сотрудничать с допрашивающим по устанавливаемым вопросам (16,7%);
б) отказался от сотрудничества с допрашивающим по устанавливаемым вопросам (1,6%).
3. На момент окончания дачи показаний подозреваемый дал:
1) правдивые показания по всем поставленным вопросам (73,3%);
2) правдивые показания по отдельным поставленным вопросам (20,0%);
3) показания, не совпадающие с имеющейся достоверной информацией (6,7%).
Таким образом, исходя из результатов опроса, в большинстве случаев несовершеннолетний подозреваемый по уголовным делам о кражах выражает желание сотрудничать с правоохранительными органами по всему кругу устанавливаемых вопросов, при этом дает правдивые показания. Тем не менее, на каждой стадии развития допроса несовершеннолетнего подозреваемого присутствуют как бесконфликтные, так и конфликтные ситуации (характеризующиеся отрицательной установкой подозреваемого по отношению к допрашивающему или имеющие выраженный конфликт — противодействие).
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
73
Соколов А. Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего...
Установив сложившуюся к определенному времени ситуацию, следователь принимает решение о допросе несовершеннолетнего в качестве подозреваемого и приступает к подготовительным действиям (задача — организация проведения допроса). К сожалению, подробно рассмотреть содержание подготовительной стадии не позволяет объем публикации, поэтому ограничимся их перечислением:
1. Определение цели и задач допроса.
2. Определение круга обстоятельств, подлежащих установлению.
3. Выбор и подготовка места допроса.
4. Определение времени допроса.
5. Определение круга участников и обеспечение их явки.
6. Определение способа вызова несовершеннолетнего подозреваемого на допрос.
7. Определение круга технических средств, проверка их готовности (комплектности).
8. Выбор тактических приемов допроса.
9. Подготовка доказательств и материалов дела для предъявления допрашиваемому.
10. Составление плана допроса 5.
На подготовительной стадии допроса деятельность следователя должна быть направлена на установление психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым, для того чтобы последний сохранил желание общаться и осознал необходимость сообщить правдивую информацию. Отсутствие целенаправленных действий по установлению психологического контакта с несовершеннолетним, на наш взгляд, является одной из причин по изменению допрашиваемым лицом своей позиции в момент перехода к даче показаний.
В этой связи значимое место приобретают тактические приемы, применяемые на подготовительной стадии допроса несовершеннолетнего подозреваемого, направленные на установление психологического контакта.
Так, одним из эффективных приемов установления психологического контакта является создание благоприятной обстановки допроса. Результаты опроса следователей свидетельствуют о том, что данный тактический прием актуален и используется 73,3% респондентов 6. В данном случае речь идет о создании внешних условий, позволяющих несовершеннолетнему подозреваемому почувствовать внимание к своей личности со стороны следователя, а также сосредоточиться на общении с последним. Например, производство допроса в кабинете в отсутствие посторонних лиц, разрешение несовершеннолетнему подозреваемому занять удобную позу, использование классической музыки в качестве фона и т. д.
Однако в современных условиях создание внешних условий, перечисленных выше, существенно затрудняется в связи с нахождением в кабинете одновременно как минимум еще одного, а то и двух-трех следователей. Выходом из этой ситуации может стать предварительная договоренность между коллегами
(например, один следователь планирует допрос несовершеннолетнего подозреваемого в кабинете, другой планирует работу в следственном изоляторе или проведение допроса свидетеля в месте проживания свидетеля). Кроме того, определенным выходом из указанной ранее ситуации может служить выбор наиболее подходящего места допроса. Например, допрос несовершеннолетнего подозреваемого, в отношении которого не применена такая мера пресечения, как заключение под стражу, может быть произведен по месту учебы (работы) или жительства.
Так, 26 мая 2012 г. несовершеннолетний Ш., находясь в квартире знакомого Р., имея умысел на хищение чужого имущества, решил совершить кражу. Реализуя свои преступные намерения и пользуясь тем, что Р. дома нет, их престарелая родственница П. спит, а за его действиями никто не наблюдает, из корыстных побуждений тайно похитил: сотовый телефон «Самсунг» в комплекте с зарядным устройством стоимостью 3500 рублей, сим-картой оператора сотовой связи «Билайн», ценности не представляющей; кроссовки стоимостью 500 рублей.
В процессе расследования преступления следователем была достаточно полно изучена личность несовершеннолетнего Ш., а также его законных представителей (родителей). Определив позицию законных представителей (активное содействие расследованию кражи), а также зная, что допрос несовершеннолетнего Ш. в качестве подозреваемого будет проходить в бесконфликтной ситуации, следователем было принято решение о производстве допроса по месту жительства несовершеннолетнего Ш. в целях создания наиболее благоприятной обстановки.
Другим тактическим приемом установления психологического контакта, активно используемым в процессе допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах, можно назвать «снятие психологической напряженности лица, вызванного на допрос» (на это указали 45,0% опрошенных).
Как свидетельствует правоприменительная практика, лица, вызванные на допрос, уже в момент явки в кабинет следователя нередко находятся в состоянии психического напряжения либо приходят в такое состояние в ходе допроса. Поэтому важно определить внешние признаки напряжения и попытаться снять его. В одних случаях это можно сделать простым проявлением внимания, сообщением нескольких успокаивающих слов. В других случаях, что, на наш взгляд, более свойственно допросу несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах, следователь должен, выбрав удачный момент, указать подозреваемому на конкретные признаки его напряженного состояния и отметить несоответствие данных признаков и правдивых (со слов подозреваемого) слов 7.
Достаточно распространенными тактическими приемами при допросе несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах являются такие приемы, как обращение к положительным качествам личности (93,3% респондентов) и вовлечение
74
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Соколов А. Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего...
в беседу по теме, представляющей взаимный интерес (56,6% респондентов).
В основу первого из двух названных тактических приемов положено утверждение психологов о том, что обсуждение событий, представляющих взаимный интерес, сближает стороны общения. Появляется группа лиц, которую можно охарактеризовать через местоимение «Мы» (в отличие от индивидуальностей по типу «Я»). Объединение в рамках общения следователя и несовершеннолетнего подозреваемого дает возможность настроиться на «единую волну», что способствует установлению и поддержанию психологического контакта. Например, увлеченность несовершеннолетнего подозреваемого хоккеем (футболом) и демонстрация следователем внимания к соответствующей проблематике способствует появлению группы по типу «Мы — болельщики!».
В основу второго из двух названных приемов положена объективная закономерность: настраиваясь на дачу ложных показаний (давая их), несовершеннолетний подозреваемый ожидает в ответ увидеть реакцию осуждения со стороны правоприменителя. Однако, получая вместо этого ссылку на положительные качества (которые можно выделить у каждого), несовершеннолетний подозреваемый понимает, что аморальное поведение в ходе допроса может перечеркнуть всю его самооценку.
Таким образом, применение тактических приемов установления психологического контакта позволит организовать бесконфликтное общение с несовершеннолетним подозреваемым и предотвратить изменение им первоначальной установки в момент начала дачи показаний и окончания допроса.
Рассматривая организационно-тактические действия правоприменителя на момент начала дачи показаний несовершеннолетним подозреваемым, обратимся к результатам опроса следователей, которые позволяют заключить, что доля допросов, происходящих в бесконфликтной ситуации, значительно больше, чем доля конфликтных допросов. Однако это не означает того, что следователю не могут понадобиться соответствующие тактические приемы, ведь одно дело — готовность сообщить сведения, другое — имеющийся у следователя арсенал по получению полной и объективной информации и умение его применить.
Рассмотрим бесконфликтную ситуацию. В этом случае могут помочь тактические приемы.
1. Смежность (на целесообразность использования данного тактического приема указали 23,3% респондентов). Данный прием позволяет установить определенные сведения о событии или предмете, которых несовершеннолетний допрашиваемый не помнит, с помощью сведений о других событиях или предметах, находившихся в пространственной или временной связи с искомыми. Например, несовершеннолетний подозреваемый не помнит момента прибытия к месту совершения кражи. В этом случае следователь предлагает ему вспомнить какие-либо события, которые предшествовали либо последовали
за моментом его прибытия к этому месту. Среди частных случаев, которые обозначит несовершеннолетний подозреваемый, можно будет выбрать событие, имеющее временную связь с искомым событием, что позволит установить как минимум временной промежуток.
2. Наглядность (48,3% респондентов). Данный прием дает возможность получить точную словесную либо цифровую характеристику того или иного признака события, действия, предмета. Например, несовершеннолетний подозреваемый не может указать место подхода, проникновения и убытия с места (объекта) совершения кражи. В этом случае следователь может предложить несовершеннолетнему подозреваемому нарисовать на листе бумаги последовательность действий (в том числе маршрут движения) до, в момент и после совершения кражи.
Так, 28 сентября 2011 г. несовершеннолетний П., находясь в гостях у С., увидел на ее шее ювелирное украшение — цепочку, с целью обогащения, имея умысел на хищение чужого имущества, решил совершить кражу. Реализуя свои преступные намерения, П. в то же время, после совместного употребления спиртных напитков, заметил, что С. заснула рядом с ним на диване в комнате. Пользуясь тем, что за его преступными действиями никто не наблюдает, расстегнул застежку и тайно, из корыстных побуждений путем свободного доступа похитил цепочку из драгоценного металла — золота 585 пробы весом 10,15 гр. После того, как следователь предложил указать адрес расположения квартиры С., несовершеннолетний П. назвать его затруднился, но пояснил, что может определить расположение дома по памяти с помощью программы «ДубльГИС». Следователь предоставил несовершеннолетнему такую возможность.
3. Контрастность (53,3% респондентов). Данный прием позволяет установить интересующие следователя сведения о признаках события или предмета, которые несовершеннолетний подозреваемый затрудняется назвать, путем указания на контрастные признаки (большой или маленький рост; и т. п.). Например, несовершеннолетний затрудняется описать внешность лица, которому реализовал похищенное (потенциальный свидетель). Следователь может попросить несовершеннолетнего допрашиваемого сравнить его рост с ростом самого следователя (по аналогии — расу, пол, волосы и т. д.).
4. Сходство (33,3% респондентов). Этот прием дает возможность установить сведения о событии или предмете, которые несовершеннолетний подозреваемый затрудняется назвать, с помощью аналога. Например, несовершеннолетний подозреваемый не может описать похищенное имущество (например, мобильный телефон, ноутбук). В этом случае следователь может предложить несовершеннолетнему подозреваемому посмотреть на свой мобильный телефон либо продемонстрировать ему каталог мобильных телефонов и ноутбуков. Полагаем, в результате применения данного тактического приема несовершен-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
75
Соколов А. Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего...
нолетний подозреваемый сможет решить задачу по описанию признаков предмета хищения.
Есть необходимость осветить такой тактический прием, как допрос на месте происшествия, который, согласно результатам опроса, не применялся ни разу. Заметим, что допрос на месте совершения кражи способствует восстановлению в памяти события, ранее воспринимавшегося несовершеннолетним подозреваемым как участником соответствующих действий, и помогает описать данное событие объективно и полно.
Названные тактические приемы могут оказать содействие правоприменителю в процессе проведения допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах (в бесконфликтной ситуации).
Как свидетельствуют результаты проведенного опроса, на момент перехода к стадии получения показаний от несовершеннолетнего подозреваемого порой встречается конфликтная ситуация. Сущность данной ситуации состоит в том, что несовершеннолетний подозреваемый формирует отрицательную установку на утаивание сведений, имеющих значение для уголовного дела, либо в открытой форме противодействует следователю (проявление неприязненного отношения, повышенный тон ответов и т. д.).
Так, в июне 2011 г. несовершеннолетний С. с целью тайного хищения чужого имущества подошел к автомашине «Toyota Vitz», принадлежащей Р. С помощью заранее приготовленной отвертки взломал замок на водительской дверце автомашины. После этого проник в салон автомашины, откуда тайно похитил автомагнитолу «Pioneer», модулятор (устройство для передачи сигналов посредством радиоволн), флеш-диск «Transcend» с объемом памяти 4 Gb.
При допросе в качестве подозреваемого несовершеннолетний С. указывал на то, что водительская дверца автомашины «Toyota Vitz» была открыта (налицо скрытая конфликтная ситуация).
Проведение допроса в конфликтной ситуации однозначно предполагает применение тактических приемов. Практика использует ряд эффективных приемов. Среди них наибольшее распространение получили три тактические приема.
Во-первых, это предъявление доказательств (на целесообразность использования данного тактического приема указали 100% респондентов). Данный прием подразумевает ознакомление подозреваемого с результатами производства других, предшествовавших следственных действий. По уголовным делам о кражах типичными следственными действиями, проводимыми до допроса подозреваемого, являются осмотр места происшествия, назначение судебных экспертиз, допрос потерпевшего, а в некоторых случаях допрос свидетеля.
Можно предложить два основных направления предъявления доказательств:
а) по нарастающей силе (предъявляется сначала менее значимое для процесса доказывания доказательство, с последующим предъявлением доказа-
тельства большей значимости). Например, сначала подозреваемому предъявляется заключение дактилоскопической экспертизы, в котором указано, что отпечатки пальцев рук, обнаруженные и изъятые в ходе осмотра места происшествия, тождественны с образцами отпечатков пальцев рук несовершеннолетнего подозреваемого. После этого предъявляется протокол обыска в жилище несовершеннолетнего подозреваемого, в рамках которого было обнаружено и изъято имущество, похищенное при совершении кражи. Выбор данного направления предъявления доказательства зависит от личности допрашиваемого (рекомендуется применять в случае допроса лица, ранее судимого за совершение преступления).
Так, 12 декабря 2011 г. несовершеннолетний Г., находясь в гостях у своего знакомого В., решил совершить кражу. Реализуя свои преступные намерения, Г. в это же время, достоверно зная, что В. вышел из квартиры, и пользуясь тем, что за его действиями никто не наблюдает, тайно, из корыстных побуждений похитил принадлежащие В. сотовый телефон марки «Nokia-5228» и зарядное устройство, общей стоимостью 7400 рублей.
По данному делу был допрошен потерпевший В., который указал время и место приобретения мобильного телефона, зарядного устройства к нему и сим-карты оператора «Ю-Тел». Он также предоставил данные о лицах, которые могут подтвердить его право собственности на указанные предметы преступного посягательства. Кроме того, по уголовному делу была проведена дактилоскопическая экспертиза, в заключении указывалось на то, что следы пальцев рук, обнаруженные на месте происшествия (в квартире), принадлежат несовершеннолетнему Г. В этом случае более значимым доказательством будет заключение экспертизы;
б) предъявление наиболее значимого доказательства или нескольких значимых доказательств (эффективно в случае неоднократного допроса несовершеннолетнего подозреваемого, что способствует созданию у него убеждения о том, что правоохранительные органы постоянно и плодотворно собирают доказательства по делу).
Одним из способов предъявления доказательств может быть названо их предъявление по убывающей силе (предъявляется сначала более значимое для процесса доказывания доказательство, с последующим предъявлением доказательства меньшей значимости). Однако считаем данный способ предъявления доказательств нецелесообразным, так как если несовершеннолетний подозреваемый не изменил конфликтную позицию после предъявления более весомого доказательства, то маловероятно изменение его линии поведения в ходе последующего предъявления менее веских доказательств.
Так, в феврале 2010 г. несовершеннолетний Л., находясь в торговом павильоне, действовал умышленно, из корыстных побуждений наживы. Воспользовавшись тем, что за ним никто не наблюдает, тайно
76
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Соколов А. Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего...
похитил мужской пуховик черного цвета торговой марки «TIGER FORCE» стоимостью 2000 руб., принадлежащий П.
Несовершеннолетний Л. при допросе в качестве подозреваемого полностью отрицал совершение кражи мужского пуховика в торговом павильоне, несмотря на наличие в материалах уголовного дела и предъявленного на допросе протокола выемки у него указанного ранее мужского пуховика, а также протокола предъявления для опознания несовершеннолетнего свидетелю (продавцу, который опознал его как лицо, находившееся в торговом павильоне во время совершения преступления). При предъявлении иных доказательств несовершеннолетний Л. свою позицию не изменил.
Во-вторых, это тактический прием «максимальная детализация показаний» (100% респондентов).
В-третьих, прием «выжидание» (сообщение и аргументация подозреваемому того, что его позиция в ходе допроса неубедительна; затем — предоставление ему времени подумать и изменить свою позицию) (96,6% респондентов).
В-четвертых, это прием допущения легенды (предоставление несовершеннолетнему подозреваемому возможности высказать свое видение по предмету допроса, даже если он сообщает ложные сведения; применяется в связке с последующим предъявлением доказательств) (73,3% респондента);
Так, несовершеннолетний Ш. совершил хищение принадлежащих Б. канистр с бензином при следующих обстоятельствах. В вечернее время суток, проходя мимо гаражей, несовершеннолетний Ш. заметил, что двери одного из гаражей приоткрыты, а рядом с ними стоят две металлические пятилитровые канистры. Действуя умышленно, из корыстных побуждений, воспользовавшись тем, что за его действиями никто не наблюдает, тайно похитил две металлические канистры с бензином, стоимостью 2000 руб. каждая.
Из содержания протокола допроса несовершеннолетнего Ш. в качестве подозреваемого следует то, что следователь указывал полностью показания несовершеннолетнего Ш., хотя они не согласовывались с имеющимися по уголовному делу доказательствами. После того как следователь указал на наличие несоответствий в показаниях несовершеннолетнего Ш., а также предъявил доказательства, подтверждающие его причастность к совершенной краже, несовершеннолетний Ш. дал признательные показания, что также было зафиксировано в протоколе.
В-пятых, прием использования слабых мест личности несовершеннолетнего подозреваемого (46,6% респондентов). Данный прием предполагает первичное обнаружение названных слабых мест личности несовершеннолетнего подозреваемого (например, агрессивность) с последующим выстраиванием линии поведения следователя. Например, следователь может обратить внимание несовершеннолетнего подозреваемого на то, что в его распоряжении достаточно средств для изобличения виновного в совершении
преступления. При этом судебная практика идет по следующему пути. Если до суда довести сведения об имевшем место противодействии в ходе расследования, в том числе в процессе допроса со стороны несовершеннолетнего подозреваемого, то снижения размера санкции за совершение кражи при назначении наказания может не быть.
Кроме изложенных выше на практике применяются, хотя и в меньшей степени, другие тактические приемы допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах.
Например, тактический прием «пресечение лжи» (изобличение лжи подозреваемого сразу же после того, как он сообщил ложные сведения) (26,6% респондентов); создание у несовершеннолетнего допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя (6,7% респондентов). Данный прием предполагает сообщение несовершеннолетнему подробных сведений о каких-нибудь частных обстоятельствах кражи (вариант — события, связанного с ним). Одновременно следователь умалчивает о главных фактах, что может породить у несовершеннолетнего подозреваемого преувеличенное представление об осведомленности следователя по главным фактам кражи.
Таким образом, в настоящее время правоприменитель обладает арсеналом тактических приемов, позволяющих, с учетом складывающейся ситуации, преодолеть скрытый или открытый конфликт и получить сведения, имеющие значение для расследования кражи. Дополнительно обратим внимание на эффективность применения других известных в теории тактических приемов допроса. Например, «косвенный допрос» (выяснение сведений не напрямую, а путем постановки косвенных вопросов; в частности, установление характеристики одежды, носимой несовершеннолетним подозреваемым в процессе совершения кражи, — путем первоначального установления его обычной одежды с последующим переходом к интересующему следователя обстоятельству), «географическая уловка» (выяснение факта пребывания несовершеннолетнего подозреваемого в определенном месте — путем установления его осведомленности о событии или лице, широко известном в этом месте) и др.
Говоря об особенностях фиксации хода и результатов допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах, следует начать с того, что протокол следственного действия необходимо составить после завершения устной части допроса, а не во время дачи показаний несовершеннолетним подозреваемым. Целесообразно наряду с основным средством фиксации — протоколом — использовать технические средства фиксации, например, видеокамеру (а также диктофон). В частности, дополнительные технические средства необходимо применять для фиксации показаний несовершеннолетних:
1) в отношении которых имеются данные, что они располагают сведениями, имеющими важное значение для дела, но находятся под влиянием или мо-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
77
Соколов А. Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего...
гут попасть под влияние лиц, способных побудить их к изменению ранее данных правдивых показаний на ложные;
2) которые заведомо или вероятно не смогут явиться в суд;
3) речевые особенности которых трудно передать в протоколе;
4) больных, обычный допрос которых затруднен или невозможен;
5) явившихся с повинной.
В некоторых случаях видеозапись является гарантией против необоснованных обвинений в адрес следователя, касающихся применения недозволенных методов допроса. Наконец, при наличии видеозаписи допрашиваемому значительно труднее с психологической точки зрения изменить правдивые показания на ложные.
Если несовершеннолетний в последующем откажется от признательных показаний, данных ранее на допросе, следователь может продемонстрировать видеозапись с этими показаниями, что будет служить эффективным средством противодействия ложным показаниям.
Видеозапись позволяет более детально зафиксировать не только обстановку, в которой производился допрос, но и запечатлеть особенности поведения несовершеннолетних при выяснении конкретных обстоятельств по уголовному делу и постановке конкретных вопросов.
Кроме того, наличие видеозаписи позволяет прибегнуть к использованию специальных знаний в области психологии, поскольку грамотно сделанная видеозапись имеет определенные преимущества перед протоколом допроса, заключающиеся в фиксации:
1) непосредственно речи допрашиваемого, не искаженной следователем, ведущим протокол;
2) жестикуляции и поз, принимаемых допрашиваемым;
3) мимических реакций, выражающих отношение к вопросам допрашивающего и к проговариваемым ответам на них;
4) длинных пауз для обдумывания ответов на простые вопросы;
5) уклонения от четких и однозначных ответов;
6) неоднократного изменения формулировки содержания ответа при повторении одного и того же вопроса.
Впоследствии данная видеозапись может быть использована следователем для составления собственного мнения относительно достоверности показаний несовершеннолетнего. Можно также привлечь психолога, который при помощи специальных методик исследования вербальных и невербальных проявлений установит наличие признаков достоверности — недостоверности показаний. Особенно это актуально при наличии вероятности самооговора.
Однако стоит отметить, что для проведения эффективного и достоверного исследования камера должна устанавливаться так, чтобы было видно лицо
допрашиваемого, а сам он должен находиться в кадре (в идеале) с головы до ног, либо, если размеры помещения не позволяют организовать подобный план, в кадре должно фиксироваться положение туловища, рук, головы.
Таким образом, посредством обобщения результатов анкетирования и материалов практики относительно допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах нами были представлены типичные ситуации на момент начала допроса, начала и окончания дачи показаний, в основе которых лежит наличие или отсутствие конфликта. Верное определение той или иной ситуации при допросе в полной мере зависит от выработанного к конкретному времени криминалистического мышления 8 правоприменителя и позволяет ему тактически грамотно выстроить линию поведения, выбрать соответствующий тактический прием и оптимальные дополнительные способы фиксации показаний несовершеннолетнего. 1
1 URL: http://mvd.ru/Deljatelnost/statistics/reports/item/ 1609734/ (дата обращения: 11.11.2014).
2 Подробнее об общих положениях и психологии допроса подозреваемого см., напр.: Галустян О. А., Белоусов А. Д., Ре-уцкая И. Е. Психология первоначального допроса подозреваемого // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2006. № 2(26). С. 32-33 ; Мазунин Я. М., Герасименко Н. И. Тактика допроса подозреваемого (обвиняемого) по делам о неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения // Там же. 2014. № 2(57). С. 58-61.
3 Бесконфликтная ситуация — ситуация, возникающая в связи с производством допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах, в основе которой находится совпадение целей правоприменителя и несовершеннолетнего подозреваемого (т. е. дает правдивые показания либо, при даче ложных показаний, заблуждается) (цель — установление истины по уголовному делу).
4 Конфликтная ситуация — ситуация, возникающая в связи с производством допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах, в основе которой находится частичное либо полное несовпадение целей правоприменителя и несовершеннолетнего подозреваемого (т. е. отказ от дачи показаний либо ложные, частично ложные показания) (цель следователя) — установление истины по уголовному делу; цель несовершеннолетнего подозреваемого — частичное либо полное неустановление истины по уголовному делу).
5 Подробнее о содержании каждого из элементов см.: Соколов А. Б., Кузнецов А. А. Расследование краж имущества граждан, совершаемых группами несовершеннолетних : монография. М., 2013. С. 134-145.
6 Здесь и далее в ходе опроса следователям было предложено выбрать один или несколько тактических приемов допроса.
7 Применение данного тактического приема фактически начинается с момента заполнения биографической части протокола допроса. Уже здесь следователь в ходе диалога формирует положительный настрой несовершеннолетнего подозреваемого на дачу правдивых показаний, снимает имеющуюся напряженность.
8 Подробнее о криминалистическом мышлении см.: Соколов А. Б. Криминалистическое мышление: понятие и содержание // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 4(55). С. 68-72.
78
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)