Научная статья на тему 'Тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых)'

Тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4978
566
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДОПРОС / ДОПРОС ПОДОЗРЕВАЕМОГО (ОБВИНЯЕМОГО) ТАКТИКА ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сапова Анна Геннадьевна

В статье анализируется тактика допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых). Исследуются особенности поведения несовершеннолетних в процессе допроса. Рассматриваются тактические приемы для выстраивания взаимоотношений, контакта с несовершеннолетним с целью получения правдивых показаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сапова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тактические особенности допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ (ОБВИНЯЕМЫХ) Сапова А.Г.

Сапова Анна Геннадьевна - стажер адвоката, Коллегия адвокатов № 44 Палата адвокатов Самарской области, г. Самара

Аннотация: в статье анализируется тактика допроса несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых). Исследуются особенности поведения несовершеннолетних в процессе допроса. Рассматриваются тактические приемы для выстраивания взаимоотношений, контакта с несовершеннолетним с целью получения правдивых показаний.

Ключевые слова: следственные действия, допрос, допрос подозреваемого (обвиняемого) тактика допроса несовершеннолетнего, конфликтная ситуация, психологический контакт.

По своему характеру допрос — сложное многоаспектное следственное действие, часто протекающее в условиях конфликтной ситуации. Под конфликтной ситуацией понимают такое совмещение обстоятельств интересов следователя (как представителя государства), расследующего преступление, и допрашиваемого лица, которое объективно создает почву для реального противоборства между указанными субъектами [1, с. 136].

Криминалистикой разработан широкий спектр тактических приемов направленных на преодоление конфликтной ситуации. Применяться они могут как отдельно, так и в комплексе. Эти приемы имеют тактический, логический, психологический и комплексный характер. Для того, чтобы выбрать из них наиболее целесообразный и эффективный необходимо учитывать наличие или отсутствие у допрашиваемого лица преступного опыта, данных, компрометирующих его, ставящих под сомнение добропорядочность либо, наоборот, свидетельствующих о положительных качествах его личности, законопослушности, добросовестности, половые, физические, психологические и возрастные характеристики. В связи с этим определенными особенностями обладает допрос несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых).

Особенность допроса несовершеннолетних заключается не в преждевременной оценке достоверности рассказанного ими, а в тех методах, приемах, которые, учитывая особенности развития ребенка, могут получить от него наиболее полную и достоверную информацию.

Для несовершеннолетних характерны недостаточный уровень знаний, ограниченный круг даже общепринятых понятий, отсутствие надлежащего опыта, профессиональных знаний, приподнятое эмоциональное состояние во время восприятия и некритическое отношение к воспринимаемому, неспособность правильно оценить поступки, своеобразный сленг, повышенная склонность к внушению, фантазированию. Все это необходимо учитывать при выборе тактики.

Самое важное для следователя - установить психологический контакт. И начинать его установку нужно уже на стадии подготовки, учесть все аспекты, которые подействуют на положительный результат: выборе места, собирание как можно более подробной информации о личности, правильной формулировки вопросов.

Создание подходящей обстановки, как уже рассматривалось выше, является важным элементом подготовки к допросу. В данном случае речь идет о создании внешних условий, позволяющих несовершеннолетнему подозреваемому

почувствовать внимание к своей личности со стороны следователя, а также сосредоточиться на общении с последним. Например, производство допроса в кабинете в отсутствие посторонних лиц, разрешение несовершеннолетнему подозреваемому занять удобную позу и т. д. Или допрос несовершеннолетнего подозреваемого, в отношении которого не применена такая мера пресечения, как заключение под стражу, может быть произведен по месту учебы (работы) или жительства. Выбор места зависит от личности несовершеннолетнего и от возникшей ситуации.

Готовясь к допросу, следователь должен подробно изучить среду, в которой живет и воспитывается несовершеннолетний, выяснить условия жизни и воспитания, состав семьи, ее жилищные и материальные условия, бытовое окружение, успеваемость несовершеннолетнего, его интересы, по возможности поговорить с его знакомыми, выяснить к какой группе он относится, узнать о его поведении в учебном заведении и дома.

Рекомендуется начинать допрос даже не со свободного рассказа, а с обычной беседы. Учитываем, что несовершеннолетние, вызванные на допрос, в большинстве случаев находятся в состоянии психического напряжения, следовательно важно определить внешние признаки напряжения и попытаться снять его. А снять его можно, например, применениями следующих тактических приемов: вовлечение в беседу по теме, которая интересна и следователю, и несовершеннолетнему и обращение к положительным качествам личности.

Первый прием основан на том, что в ходе беседы, обсуждения общей темы, события происходит сближение сторон общения. Появляется, как описывают психологи, группа «МЫ» (мы - болельщики, мы - спортсмены и т.п.) [2, с. 192]. Такое общение способствует снижению напряжения и установлению контакта.

В основу второго приема положена следующая закономерность: настраиваясь на дачу ложных показаний (давая их), несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый) ожидает в ответ увидеть реакцию осуждения со стороны следователя. Однако, получая вместо этого ссылку на свои положительные качества (которые можно выделить у каждого), понимает, что аморальное поведение в ходе допроса может перечеркнуть всю его самооценку.

Таким образом, применение тактических приемов установления психологического контакта позволит организовать бесконфликтное общение с несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым).

Далее допрос должен протекать в форме свободного рассказа, для чего целесообразно предложить начать рассказ с периода предшествующего интересующему следователя событию.

В то же время рассчитывать на полные и логично выстроенные показания нельзя. Так называемый свободный рассказ часто бывает неконкретен. Тем не менее, необходимо дождаться окончания этого рассказа, не стоит досказывать за него, торопить, прерывать и т.д [3, с. 114].

Давая возможность высказаться несовершеннолетнему, следует выбрать ту часть показаний, который он знает лучше, и на них остановиться подробнее, потому что именно в этой части наиболее высока достоверность сообщаемых сведений.

Необходимо отметить, что несовершеннолетние, вследствие недостаточной развитости логического мышления, отсутствия опыта в последовательном и всестороннем изложении каких-либо событий, могут испытывать трудности в освещении обстоятельств совершенного преступления. И задача следователя в этой связи заключается в том, чтобы, не сообщая допрашиваемому фактов, полученных из других источников, помочь несовершеннолетнему изложить свои показания в логической последовательности [4, с. 97].

На стадии вопросов-ответов следует придерживаться спокойного, уверенного и доброжелательного тона с необходимой настойчивостью и твердостью.

Возникновение конфликтной ситуации при допросе несовершеннолетнего связано с дачей им ложных показаний. К наиболее характерным причинам дачи ложных показаний для изучаемой нами возрастной группы могут быть отнесены некритичное чувство товарищества, дружба с тем, о ком необходимо дать показания, советы близких, угрозы и т.д. Любые моменты, которые не лучшим образом характеризуют допрашиваемого, могут вызвать ложь с его стороны. Дача ложных показаний также может быть продиктована негативным отношением к органам следствия или неправильным поведением следователя во время допроса, поэтому внимательное отношение к состоянию несовершеннолетнего позволяет правильно оценить степень его застенчивости, запуганности, обидчивости, боязливости.

Рассмотренные ранее тактические приемы преодоления лжи также применимы к несовершеннолетним, но с рядом особенностей.

Л.В. Бертовский отмечает, что следователь должен меньше уговаривать, а больше убеждать [5, с. 272]. Особенностью психики несовершеннолетних является повышенная внушаемость. Это допустимо использовать для того, чтобы помочь положительным мотивам одержать верх над отрицательными, вызвать раскаяние. При этом все-таки нужно учитывать возрастающую возможность самооговора.

Ю.П. Михальчук утверждает, что средства логического убеждения для изобличения несовершеннолетних во лжи, как правило, малоэффективны, основным средством чаще всего выступают эмоциональные способы воздействия [6, с. 24].

Мы считаем, что преимущество должно отдаваться приемам, основанным на методе убеждения. И лишь в случае больших пробелов в системе доказательств по делу использовать тактику воздействия на эмоциональное состояние несовершеннолетнего, т.к. при применении таких тактических приемов достаточно легко перейти от психологического воздействия к психологическому насилию, что категорически недопустимо.

Если доказательная база обоснована и убедительно демонстрирует вину допрашиваемого, то целесообразно перейти к тактике логического воздействия. И здесь в отношении несовершеннолетних эффективны следующие приемы: предъявление доказательств, допущение легенды, которые были рассмотрены ранее и прием «выжидание» (сообщение и аргументация подозреваемому того, что его позиция в ходе допроса неубедительна; затем - предоставление ему времени подумать и изменить свою позицию) [7, с. 75].

При допросе несовершеннолетнего по групповым преступлениям следователь может использовать борьбу - сомнений, которая происходит в сознании подростка: с одной стороны каждый из них не хочет быть «предателем», а с другой - опасается, что кто-то из соучастников признается раньше и пояснит ситуацию в невыгодном для него свете. В таком случае, следователь может предупредить подростка, что он может «опоздать» с правдивыми показаниями. А если кто-то уже дал правдивые показания, то поставить его об этом в известность. И тогда, с учетом склонности подростков к подражанию, есть вероятность получения и от него правдивых показаний.

Еще одной главной особенностью несовершеннолетних является то, что им даже после принятия решения дать правдивые показания, сложно перейти к этому. Они готовы изменить свою позицию, но не знают как это сделать, поэтому следователю не следует торопиться с выводами о том, что допрашиваемый лжет. Необходимо посоветовать ему подумать, стоит ли ему придерживаться этой позиции, и разъяснить ему последствия выбранной им позиции и наиболее благоприятные для него варианты исхода дела.

Выбор тактических приёмов при проведении допроса несовершеннолетних зависит от конкретных обстоятельств дела и личности допрашиваемого. Производство допроса несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства требует от следователя подготовленности и владения тактическими приемами. Только совокупность этих элементов способна принести результативность допроса.

Список литературы

1. Гарипова Р.А. Конфликтная ситуация во время допроса // В сборнике: Наука и образование в XXI веке. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. ООО «АР-Консалт», 2014. С. 136-137.

2. Кодзокова Л.А. Некоторые особенности допроса несовершеннолетних. // В сборнике: личность как объект психологического и педагогического воздействия. Сборник статей международной научно -практической конференции, 2016. С. 191-193.

3. Волочай С.Н., Киселев О.Т., Расчетов В.А. // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 12 (79). С. 113-115.

4. Нека Л. И. К вопросу о регулировании в УПК РФ особенностей производства по делам несовершеннолетних. М., 2002. 222 с.

5. Бертовский Л.В. Допрос: тактика и технологии. М.: Экзамен, 2015. 303 с.

6. Михальчук Ю.П. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном. Краснодар: Краснодарский ун-т, 2007. 123 с.

7. Соколов А.Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах// Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015. № 3. С. 73-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.