умения контроля самопознания, а конструктивная - умение коррекции оценок, отношений, деятельности, умение изменить свою деятельность, исходя из меняющихся условий. Значит, рефлексия в профессиональной деятельности сотрудников ОВД бывает контрольной и конструктивной. Итак, рефлексия составляет сущность профессиональной деятельности сотрудника ОВД, так как связана с его творчеством, межличностным взаимодействием, психологически компетентным общением и другими аспектами правоохранительной деятельности. Кроме того, профессиональное мышление сотрудника ОВД отличается рефлексивностью, т.е. его интеллектуальная деятельность связана с анализом собственных рассуждений, выводов и действий и одновременной имитацией мыслей и действий других участников конфликтного взаимодействия; постоянным переходом вероятного знания в достоверное.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М., 2010. - 558 с.
2. Овчинников, А.И. Юридическая аргументация в судебном процессе: теоретико-методический аспект/ А.И. Овчинников, И.А. Стеценко, В.И. Фатхи // Юрист правовед. - № 5 (72). - 2015. - С.13-17.
3. Простяков, В. В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел/В.В. Простяков // Юридическая психология. - 2012. - № 1. - С.5-8.
4. Романов, В.В. Юридическая психология/В.В. Романов. - М.: Юристъ, 2006. - 588 с.
5. Черечукина, Л.В. Организация досудебного расследования: Учебное пособие / Луган. гос. ун-т внутр. дел. - Луганск, 2005. - 536 с.
УДК 159.923.2 ББК 88.8
Ю.А. Шматкова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА
Аннотация. Данная статья посвящена знакомству с главным действием предварительного следствия - допросу, а именно психологическим приемам допроса. Психологические приемы являются главными помощниками следователя, оказывая психологическое воздействие на допрашиваемого, который пытается скрыть от следствия реальные события и причины совершенного преступления. Историю можно придумать, тщательно проработать каждое слово, но поведенческие реакции, мимику, взгляд и волнение подделать очень сложно.
Ключевые слова: преступление, допрос, допрашиваемое лицо, тактика, психологические приемы, истина.
Yu. A. Shmatkova PSYCHOLGICAL METHODS OF INTERROGATION
Abstract. This article is devoted to the main action of the preliminary investigation - questioning, namely the psychological interrogation techniques. Psychological techniques are the principal investigator assistants, providing a psychological impact on the interviewee, who is trying to conceal the actual events and the causes of the crime from the investigator. A suspect can come up with a story, carefully consider every word, but the behavioral responses, facial expressions, eye reactions and the excitement are very difficult to forge.
Key words: crime, questioning, the person questioned, tactics, techniques of psychological truth
В истории всего человечества первое убийство предположительно было совершено еще 438 тысяч лет назад, доказательства которого были обнаружены учеными в испанской пещере Сима де пол Уэсос. Обломки черепа древнего проточеловека говорят о том, что его обладатель был убит двумя ударами орудия труда в лицо. С тех пор ежедневно совершаются различного рода преступления: кражи, насилия, убийства. Каждый день кто-то становится жертвой, кто-то преступником, а кто-то свидетелем или соучастником. Что же толкает человека на совершения зла в отношении себе подобных? Злоба, жадность, обиды или желание выжить, защитить себя и своих близких? Как разобраться кто действительно преступник, а кто настоящая жертва?
Для решения подобных вопросов с VIII века до н.э. возникает правовая система - римское право, - которое существовало в Древнем Риме и Византийской империи до VI века до н.э. и стало
прообразом или образцом правовых систем многих других государств. Еще со времен римского права расследование преступления имеет два отдела: предварительное следствие и передача дела в суд. Для предварительного следствия свойственно исследование происхождения всевозможных социальных конфликтов, кульминацией которых и стало событие преступления. В ходе расследования, следователя встречают разные трудности, связанные с сопротивлением поиска истины. В связи с этим процедура поиска истины происходит в постоянной борьбе и противостоянием между правосудием и лицами (группами лиц), заинтересованными в скрытии реальных причин преступления.
Допрос на предварительном следствии - это комплекс предусмотренных законом познавательных и удостоверительных операций, выполняемых следователем (лицом, производящим дознание, прокурором, начальником следственного отдела) по находящемуся в его производстве уголовному делу, с целью получения и закрепления показаний об обстоятельствах, имеющих значение для дела [12].
Суть допроса содержит в себе выполнение следователем дознавательных операций, для этого он обращается к всевозможным тактические приемы, которые уже разработаны в психологии и криминалистике, а также апробированы следственной практикой. Все применяемые приемы помогают следствию добыть показания от подозреваемого лица, который прямо или косвенно замешан в данном преступлении, следователь внимает полученную информацию и для того, чтобы она была использована как доказательство в суде, фиксирует ее в установленном законом порядке.
Целью допроса является получение информации, на основании которой следователь:
1) устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
2) устанавливает источники, из которых могут быть получены сведения, относящиеся к расследуемому событию.
3) проверяет достоверность имеющихся в деле доказательств [9].
Отталкиваясь от процессуального положения допрашиваемого, имеют свои отличия допрос потерпевшего и свидетеля, обвиняемого и подозреваемого, подсудимого и эксперта. По возрастным параметрам лиц участвующих в допросе, выделяются следующие его виды:
- допрос малолетнего;
- несовершеннолетнего;
- взрослого;
- престарелого.
По последовательности проведения:
1.допрос первичный,
2.повторный,
3.дополнительный.
В особое подразделение допроса можно выделить допрос, проводимый на очной ставке. Разновидность допроса по качеству правдивости полученной информации можно разделить на допрос лица, сообщающего правдивые сведения и допрос лица, который дает заведомо ложные показания в своих личных целях. Показания правдивого лица могут подразделяться на достоверные, соответствующие истине, и не достоверные, когда допрашиваемый в силу разных причин допускает в своих показаниях различные неточности, искажения, пробелы. В зависимости от складывающихся взаимоотношений с допрашиваемым различается допрос в конфликтной ситуации и допрос в бесконфликтной ситуации [9].
Выделяются четыре основные стадии (этапа) допроса: предварительная, свободного рассказа, вопросно-ответная и процессуального оформления полученных показаний. В предварительной стадии следователь удостоверяется в личности допрашиваемого, заполняет анкетную часть протокола, разъясняет допрашиваемому его права и обязанности. Эта часть допроса используется для ознакомления с личностными особенностями допрашиваемого, выяснения его позиции и установления с ним психологического контакта. Стадия свободного рассказа - это допрос по существу о тех обстоятельствах, в связи с которыми лицо вызвано для дачи показаний. В этой стадии не рекомендуется без необходимости перебивать допрашиваемого. Вмешиваться в его рассказ целесообразно лишь при явном уклонении от темы допроса. В вопросно-ответной стадии следователь задает уточняющие, дополняющие, конкретизирующие, контрольные, напоминающие вопросы, предъявляет доказательства. Вопросы ставятся в ясной, четкой форме. Они не должны содержать подсказки и носить наводящий характер. Ход и результаты допроса оформляются в его четвертой, завершающей стадии [9].
В процессе подготовки к допросу следователю необходимо пройти следующие шаги:
1. Основываясь на досконально изученных материалах уголовного дела, следователю необходимо установить или подтвердить процессуальное отношение лица к данному делу.
2. Выявить предмет показаний подозреваемого.
3. Исследовать психологические и психофизические качества, социально-демографические данные и состояния лица, вызванного на допрос. Желательно обратить внимание на такие особенности, как пол, возраст, профессия, уровень образования и культуры; необходимо учитывать психологические качества, такие как темперамент, воля, характер и т.п. Не мало важным являются психологические состояния во время допроса: страх или самоуверенность, растерянность либо четкое изложение хода событий и т.п. Ведь известно, что по материальным следам раскрывается только 5% неочевидных преступлений, остальные 95% раскрываются благодаря поведенческим проявлениям.
Анализ индивидуальных качеств допрашиваемого дает следователю возможность определить его позицию и линию поведения во время допроса, благодаря этому следователь может разработать наиболее подходящую тактику допроса с применением психологических приемов. Говоря о психологических свойствах допрашиваемого, которые влияют на правдивость, точность и полноту показаний в пример можно привести слова русского юриста, общественного деятеля и литератора XIX - начала ХХ вв. А.Ф. Кони: «Для характеристики влияния темперамента на показания можно в виде примера представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения. Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина - раздался раздирающий крик, хлынула кровь, - мне послышался треск костей, эта картина стоит перед глазами, преследует меня, волнуя и тревожа». Меланхолик скажет: «При мне вагон трамвая раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям - и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере - и картина осиротелой семьи с болью возникает в моей душе». Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить». А флегматик расскажет: «Ехал я на извозчике и вижу: трамвай, около него толпа народа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу - лежит какая-то женщина поперек рельсов, - вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!» [7].
Исходя из выше сказанного, для установления достоверных и полных показаний требуется индивидуальный подход к каждому участнику дела. Во время проведения допроса необходимо установление психологического контакта с допрашиваемым, требуется достигнуть уровень доверия, тем самым рассеять сомнения о негативной позиции следователя и возможном оказании психического давления на допрашиваемого, с целью выявления истины.
Особое значение в обеспечении успешности допроса имеет его коммуникативная сторона, т.е. общая благоприятная для общения психологическая атмосфера следственного действия, наличие психологического контакта. Психологический контакт - это такой уровень взаимоотношений на допросе, при котором участвующие в нем лица готовы (могут и желают) воспринимать исходящую друг от друга информацию. Установление психологического контакта - это создание благоприятной психологической атмосферы следственного действия, при которой допрашиваемый внутренне, психологически настроен участвовать в диалоге, слушать допрашивающего, воспринимать его доводы, аргументы и предъявляемые доказательства даже в условиях конфликтной ситуации, когда намерен скрыть правду, дать ложные показания, помешать следователю установить истину [9].
Психологическому контакту благоприятствует коммуникабельность следователя, т.е. его способность располагать к себе людей, умение с учетом индивидуальных особенностей допрашиваемого (возраста, характера, интересов, психического состояния, отношения к делу и проч.) находить верный тон в общении, пробуждать заинтересованность к даче правдивых показаний. При установлении психологического контакта большое значение имеют доброжелательность, корректность следователя, его объективность, непредвзятость, готовность внимательно выслушать допрашиваемого, умение снять напряжение в общении [9].
Следственные действия происходят еще с древнейших времен и это не удивительно, ведь долгое время не было иных способов для раскрытия преступления, исторические источники повествуют нам о том кто и как проводил допрос и выявлял истину события. Одним из примеров является допрос царя Соломона двух женщин: «К Соломону привели двух женщин, одна из которых обвиняла другую в подмене ребенка. На допросе в суде она сказала: «О, господин мой! Я и эта женщина живем в одном доме; и я родила при ней в этом доме. На третий день после того, как я родила, родила и эта женщина; и были мы вместе, и в доме никого постороннего с нами не было. И умер сын этой женщины, ибо заспала она его. И взяла сына моего от меня, и положила к груди своей. Утром я встала и всмотрелась, то это был не мой сын, которого я родила». Другая женщина в своих показаниях утверждала прямо противоположное. Как известно, Соломон был мудрым человеком и ему не составило труда определить, кто из женщин дает ложные показания. Он приказал принести меч и рассечь ребенка надвое, отдав каждой из женщин по половине.
Этот прием сработал. Обвинительница в ужасе закричала: «О, господин мой! Отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его!» Другая же была спокойна. Соломон приказал отдать ребенка той женщине, которая просила сохранить ему жизнь» [3, 48-56]. Правда была установлена благодаря поведенческим реакциям женщин.
Из этого примера мы видим, что психологический прием, тактический и обоснованный, обязан иметь избирательную направленность. Вызывая шоковую реакцию с неожиданным эффектом, он должен сильно воздействовать на психическое состояние лица виновного, а для невиновного быть нейтральным. Основными требованиями стратегии проведения расследования для следователя должны быть выявление смысла имеющейся информации и определения ее значения, необходимо показать допрашиваемому, что скрытие реальной картины преступления нелепо и бессмысленно, поэтому отказ от дачи показаний только усугубит его положение [1, 56-84].
Большое количество следователей имеют заблуждение, что их основное предназначение, профессиональное, это поиск и сбор отягчающих обстоятельств, такое заблуждение может явиться причиной профессиональной деформации следователя. Перед ним стоит главная задача - установление истины, а не принятие на себя обвинителя или защитника. Для выполнения своих профессиональных обязанностей следователю предъявляется ряд требований к качествам его психики. Ему необходимо обладать высоким уровнем нервно-психической чувствительности к разным факторам воздействия извне; эмоциональной устойчивостью; в экстремальных ситуациях должна быть умеренная эмоциональная возбудимость; толерантность; коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества. Следователь должен обладать тонкой наблюдательностью, высоким чувством долга, его деятельность должна протекать четко в рамках закона. В преодолении противодействия лиц, пытающихся дезинформировать следствие, преимущество объективно на стороне следователя. При решении тактических задач неизбежны жесткие способы психического воздействия, ставящие поведение допрашиваемого лица в рамки, ограничивающие его решения. Приемы преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на критическое мышление обвиняемого, его анализ хода следствия. Приемы психического воздействия имеют сверхзадачу -психологически разоружить противодействующее лицо, содействовать пониманию им негодности, порочности избранных средств противодействия, помочь изменить ему мотивацию поведения. Они основаны на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица. Часто приемы психического воздействия реализуются в остроконфликтной форме, вызывая фрустрационное состояние допрашиваемого лица, снижающее возможности его противодействия [6, 125-134]. Для усиления фрустрационного воздействия основного уличающего доказательства необходима соответствующая психологическая подготовка его предъявления допрашиваемому, временное переключение его внимания на обстоятельства, как бы благоприятствующие его "легенде". Существуют следующие подгруппы психологических приемов, которые оказывают влияние на психическое состояние допрашиваемого и помогают получить правдивые показания:
1. приемы, основанные на использовании отдельных психологических качеств личности;
2. приемы, основанные на доверии допрашиваемого лица к личности следователя;
3. приемы осведомления допрашиваемого лица о наличии достоверной доказательственной информации;
4. приемы, создающие у допрашиваемого преувеличенное представление об объеме имеющихся доказательств;
5. приемы повышенного эмоционального воздействия, связанные с предъявлением неожиданной информации [10].
К психическим приемам также относят скрытие пробелов в уголовном деле от допрашиваемого, тем самым следователь дает понять, что основные улики уже найдены и его интересуют лишь детали. Предъявление доказательств может оказать влияние на допрашиваемого, существуют даже некие правила предоставления доказательств: сначала задать все необходимые вопросы, дабы исключить уловки допрашиваемого, которые могут увести дело от истины; показать доказательства по очереди и выслушать объяснения по каждому; постепенно раскрывать каждое доказательство по мере его значения.
Главным средством психического воздействия является вопрос следователя, его можно задать таким способом, чтобы исключить попытки обмана. Такие вопросы должны избегать подобие ловушек, чтобы не нарушить климата доверия между допрашиваемым и следователем. Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобличает и чувствует меру приближения вопроса следователя к изобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только то, что спрашивается, но и то, для чего спрашивается. Следователь должен широко использовать противодействующие вопросы, т.е. такие вопросы, которые парируют предыдущие ответы, вскрывают их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя, противодействуют ложным установкам допрашиваемого. Эти вопросы-реплики демонстрируют информационную осведомленность следователя по расследуемому эпизоду, предупреждает о невозможности ввести
следствие в заблуждение. Так же им могут использоваться изобличающие вопросы. Чем ближе следователь к тактическому выигрышу, тем выше опасность для обвиняемого, тем активнее его оборонительные действия. Все это свидетельствует о необходимости идти на создание трудных, иногда остроконфликтных ситуаций, содействующих тактическому успеху следователя [8]. Напряженные психические состояния обвиняемого вызываются, конечно, не грубостью, не психическим насилием, а подачей в наиболее подходящие моменты такой информации, которая резко нарушает сложившийся стереотип поведения на допросе, делает невозможным продолжение избранной линии поведения.
Действенный прием изобличения виновного путем оказания на него психического воздействия - использование улик поведения. Поведение виновного после совершения преступления психологически резко отличается от поведения невиновного. Так или иначе, но поведение преступника после совершения преступления обусловлено фактором преступления, причинно связано с ним. К уликам поведения относятся: посещение места происшествия с целью фальсификации подлинных обстоятельств, меры по дополнительному сокрытию следов преступления, отрицание очевидных факторов в силу гипертрофии защитной доминанты, молчание о разоблачающем факте, о лицах, связанных с преступлением или знающих о нем, сообщение о деталях события, которые могут быть известны только преступнику.
Поведенческие особенности допрашиваемого не имеют доказательственного значения. Однако они могут быть использованы для определения приемов расследования. В тех случаях, когда в поведении обвиняемого проявляются колебания в выборе линии поведения, необходимо использовать прием накопления положительных ответов. Вначале задаются такие вопросы, на которые можно получить лишь положительные ответы, формирующийся стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить в дальнейшем получение ответов и на трудные вопросы. Действия следователя, предъявляемая информация могут иметь большую силу воздействия, если касаются слабого места в позиции обвиняемого, если эта информация допускает многозначность трактовки [8, 2]. Особенно большую изобличающую силу имеет получение следователем таких сведений, которые могут быть известны лишь участнику расследуемого события.
Еще одним приемом является допрос с использованием ассоциативных связей. Использование этих связей рассчитано на оживление в его памяти причинных и иных связей между событиями. Например, зная, что интересующее событие произошло в день рождения допрашиваемого, о чем тот забыл, следователь последовательно задает вопросы: «Как вы отмечали свой день рождения в этом году?», «Что вы делали после того, как разошлись гости?», «В каком месте парка вы гуляли?», «Почему вы пересели на другую скамейку?», «Когда же вы впервые увидели обвиняемого Иванова?». Контрольные вопросы задаются с целью проверить полученные показания или получить данные для такой проверки, например: «На основании чего вы утверждаете, что все, о чем вы рассказывали, произошло именно 15 сентября?» [5].
В заключении хочется добавить, что законом установлено: «Запрещается домогаться показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер», также недопустимо применять шантаж, обман, угрозы, физическую силу и т.п. Для следователя в раскрытии уголовного дела выстроены четкие правила и выход за них строго запрещен, в отличии от преступников, у которых этих рамок не существует в принципе, в связи с этим психологические приемы допроса оказывают огромную помощь следствию в поиске истины.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антонян, Ю.М., Еникеев, М.И., Эминов, В.Е. Психология преступника и расследования преступлений / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. - М., 1996. - 298 с.
2. Белкин, Р.С. Профессия - следователь / Р.С. Белкин. - М. 1998 - 336 с.
3. Библия. - Германия: Христианское изд-во, 1993 - 190 с.
4. Васильев, В. Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев. - М., 1991 - 313 с.
5. Громов, Н.А. Уголовный процесс. - М. 1998 - 552 с.
6. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии/М.И. Еникеев. - М., 1999 - 624 с.
7. Кони, А.Ф. Память и внимание / А.Ф. Кони.- Петроград, 1922 - 312 с.
8. Криминалистика/ Под Ред. Н.П. Яблокова М. 2001 URL http://bibliotekar.ru/criminalistika-3/index.htm
9. Психология допроса // Планета земля. - М., 2011. - 60 с. URL http://bookap.info/okolopsy/psihologiya doprosa/
10. Руководство для следователей / Под ред. Селиванова Н. А. - М., 1998. - 448 с.
11. Сухарев, А.Я., Попов, И.А. Руководство по расследованию пресступлений: Учебное пособие. - М., 2002. URL http://www.pravo.vuzlib.su/book_z1969_page_25.html
12. Шумилин, С.Ф., Завидов, Б.Д., Методологические, тактические и юридические проблемы допроса: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2003 - 458 с.
УДК 37 ББК 88.8
А.П. Соколова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ
С РОДИТЕЛЯМИ
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме взаимоотношений подростков с родителями. Проведенное исследование позволяет утверждать, что психологическими причинами семейных конфликтов являются: дисгармоничный тип внутрисемейных отношений; деструктивность семейного воспитания; возрастные кризисы детей; личностные факторы.
Ключевые слова: конфликт, подростковый возраст, детско-родительские взаимоотношения, конфликтное поведение.
A.P. Sokolova
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS AMONG ADOLESCENTS WITH PARENTS
Abstract: This article is devoted to the relationship with the parents of teenagers. The study suggests that the psychological causes of family conflicts are disharmonious type of family relations; destruc-tiveness of family education; children age crises; personal factors.
Keywords: conflict, adolescence, parent-child relationships, conflict behavior.
В последнее время научный интерес к проблеме конфликта значительно вырос. Это можно объяснить повышением общего уровня конфликтности современного общества. Конфликты присутствовали всегда и везде: и в отношении к самому себе, и во взаимоотношениях с близкими людьми, и в семье.
Причиной конфликтов, возникающих в отношениях родителей и детей, нередко является неумение взрослых строить взаимоотношения с ребенком, учитывать необходимость изменения позиций в отношениях с взрослеющими детьми. Особенно сложным с этой точки зрения является подростковый возраст.
Задачей нашего исследования является выявить психологические трудности во взаимоотношениях подростков с родителями.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема детско-родительских отношений в настоящее время является по-прежнему актуальной. Повышенный интерес психологов к проблеме детско-родительских отношений связан с проблемой конфликтов между родителями и детьми, вызванных возрастными особенностями детей. Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста.
Подростковый возраст - это период бурного роста и развития организма. При первом взгляде на подростка можно отметить некоторые его внешние особенности, которые бросаются в глаза: нескладность, непропорциональность частей тела, угловатость движений. Особенно заметно увеличение и вытягивание его конечностей [1].
Эти особенности физического развития накладывают свой отпечаток на все внешнее поведение и на характер движений подростка: часто проявляет неловкость, резкость в движениях, не умея соразмерять, координировать их, что приносит много беспокойства и ему и окружающим, причем это происходит случайно, неожиданно для него самого.
Одновременно подростки сталкиваются и с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Также, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье, общественную и личную зрелость.
Подросток начинает активный поиск собственной уникальной сущности, своего собственного «Я». Он стремится обрести себя как личность и именно на этом этапе своего взросления ребёнок наибольшим образом стремится к независимости, что в свою очередь порождает новые формы отношений со взрослыми. Появляется потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье [3].
Среди проблем, возникающих у подростков, значительное место занимает проблема взаимоотношений с родителями. Сложность отношений между подростками и их родителями так- же