Я.Р. БАБАНИНА аспирант Института конструкторско-технологической
информатики РАН*
Возможности совершенствования эмоциональной компетентности менеджеров
В современной практике человек в организации все чаще рассматривается не просто как работник с определенным набором функций, а как личность, наделенная эмоциями. От того, насколько эффективно управляются чувства, эмоции, настроения сотрудников, в значительной степени зависят результат их труда и вклад в успех организации в целом. В связи с этим практика управления проявляет большой интерес к использованию руководителями всех уровней эмоциональных ресурсов персонала.
Наше исследование направлено на разработку и внедрение самоподдерживающейся системы совершенствования эмоциональной компетентности менеджеров. В связи с этим целью нашей статьи является определение понятий «компетенция», «компетентность» и «эмоциональная компетентность», представление исследований, посвященных развитию эмоциональной компетентности менеджеров. Под менеджерами понимаются руководители всех уровней коммерческой организации.
В 80-х гг. XX в. концепция компетентности уже изучалась в контексте повышения эффективности управления. После выхода в свет книги Р. Бояциса «Компетентный менеджер», в которой автор обозначал компетенцию как способность человека вести себя таким образом, который удовлетворяет требованиям работы в определенной организационной среде, что, в свою очередь, является
* Бабанина Яна Рафаэлевна, е-таП: [email protected]
причинои достижения желаемых результатов1, термин «компетенция» стал активно использоваться в сфере менеджмента.
Л.М. Спенсер и С М. Спенсер определили этот термин как «базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и наилучшему на основе критериев исполнения в работе или в других ситуациях»2.
Подход, основанный на компетенциях, позволяет увязать в
о
единое целое управление человеческими ресурсами3. В современной России компетентностный подход получил развитие в трудах С.В. Шекшни, А.В. Хуторского, И.А. Зимней и др.
Таким образом, компетенцию можно определить как свойство (качество). Компетентность может рассматриваться как обладание этим свойством, проявляющееся в профессиональной деятельности.
Понятие «эмоциональная компетентность» введено в науку почти одновременно с понятием эмоционального интеллекта. В 1990 г. К. Саарни объединила в эмоциональной компетентности восемь способностей: осознавать собственные эмоции; различать и понимать чувства людей; выражать разные эмоции вербально и невербально и
др.4.
По М. Рейнольдс, эмоциональная компетентность - это умение точно распознавать, оценивать и выражать эмоции, а также умение управлять эмоциями для достижения эмоционального и интеллектуального роста5. Другие авторы определяют эмоциональную компетентность как способность действовать в согласии с внутренней средой своих чувств и желаний6. И.А. Андреева понимает ее как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих принимать
1 Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М., 2008, с. 340.
2 Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модель максимальной эффективности работы / Пер. с англ. А. Яковенко М., 2005, с. 9.
3 См. там же, с. 8.
4 См.: Saarni C. Development of emotional competence. N. Y., 1999.
5 См.: Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность / Пер. с англ. М., 2003.
6 См.: Buck R. Motivation, emotion and cognition: A developmental-interactionist view // Strongman K.N. (ed.). International review of studies on emotion V.T. Chichester: Wiley, 1991.
адекватные решения и действовать на основе результатов интеллектуальной обработки эмоциональной информации1.
По результатам исследования компетенций успешных менеджеров в России С. Симоненко была разработана модель компетенций для менеджеров среднего звена «20 граней», состоящая из 20 важных для успешной работы менеджеров компетенций: стрессоустойчивости, адаптивности, позитивного мышления и других, напрямую относящихся
о
к сфере эмоциональной компетентности2.
По мнению ряда ученых, эмоциональная компетентность является фактором более важным для достижения результатов в работе с людьми, чем специальные знания и умения. Некоторые авторы считают ее важнейшим качеством, которое отличает высокоэффективных руководителей.
О возможности развития эмоционального интеллекта в науке
о
существуют два различных мнения: Дж. Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо3 считают, что повысить уровень эмоционального интеллекта невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность, однако развить эмоциональную компетентность путем обучения возможно.
И.А. Андреева, Д. Гоулмен, О.В. Колосова и другие авторы полагают, что уровень эмоционального интеллекта повышается в течение всей жизни человека. Ученые акцентируют внимание на том, что программы развития эмоционального интеллекта должны базироваться на серьезной теоретической основе и быть сфокусированы на компонентах эмоционального интеллекта.
1 См.: Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб., 2012.
2 См.: Симоненко С. Исследование компетенций успешных менеджеров в России. Модель «20 граней». http://hrm.ru/issledovanie-kompetencijj-uspeshnykh-menedzherov-v-rossii~model-20-granejj
3 См.: Mayer J.D., Salovey P., Сaruso D.R. Emotional intelligence Theory, Findings, and Implications // Psychological Inquiry, 2004, vol. 15, № 3, p. 197-215.
Назовем ряд исследований, показавших возможность совершенствования эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности.
Возможности развития эмоциональной компетентности посредством тренинга были показаны Дж. Мэйером и П. Сэловеем. Тренинг в рамках их модели способностей включает в себя четыре тематических блока2.
С.П. Деревянко предложила тренинговую программу развития эмоционального интеллекта, основанную на положениях об адаптивной и стрессозащитной функциях эмоционального интеллекта3.
В методике развития эмоционального интеллекта И.А. Юрасова используются средства анализа лирического текста. Тренинг построен на базе авторской модели и основан на лексико-семантическом анализе, интерпретации поэтических текстов4.
По мнению А.А. Панкратовой, наиболее эффективным методом формирования способностей, входящих в состав эмоционального интеллекта, является актерско-режиссерский тренинг на основе классической театральной педагогики5.
П. Экман разработал компьютерную обучающую программу «Micro expression Training Tool» (METT), повышающую уровень развития способности распознавать эмоции по микроэкспрессии6. Компьютерный пакет METT содержит также пре- и пост-тест для оценки эффективности обучения.
2
См.: Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: о возможности усовершенствования модели и теста Мэйера-Сэловея-Карузо // Вестник Моск. ун-та, сер. 14. Психология, 2010, № 3.
3 См.: Деревянко С. П. Развитие ЭИ в тренинговых группах // Психологический журнал, 2008, №2, с.79-84.
4 См.: Юрасов И.А. О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта. http://www.top-personal.ru/issue.html?1717
5 См.: Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: примеры программы формирования [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн., 2010, № 1(9). URL: http://psystudy.ru
6 См.: Экман П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь. СПб., 2011.
Рассмотрим методы и программы совершенствования эмоциональной компетентности менеджеров, разработанные отечественными и зарубежными исследователями.
Д.В. Ненашев разработал и описал авторскую модель коучинга формирования эмоциональной компетентности менеджеров. Основные технологии реализации программы: коучинговые стратегии, тренинги, деловые игры7.
Ю.А. Громаковский предлагает программу развития эмоциональной компетентности руководителя через отработку практических навыков, включающую модули: эмоции руководителя, эмоции подчиненных, стресс-менеджмент, лидерство. Программа доказала возможность развития управленческого эмоционального
~ Я
потенциала руководителей8.
И.С. Степанов исследовал условия формирования эмоционального интеллекта у управленцев. К ним отнесены индивидуально-психологические особенности личности (честность, доверие, позитивное мышление и др.) и специальный социально-психологический тренинг9.
Н.В. Романенко апробировал коучинговый подход к развитию эмоциональной компетентности. Он доказал, что эмоциональная компетентность работает по законам регулярных тренировок10.
Исследователями описан научный опыт в отношении отдельных конкретных методов совершенствования эмоциональной компетентности. Ближе всех к системному подходу подошли в своих исследованиях Н.В. Романенко и П. Экман - они предлагают
7 См.: Ненашев Д. В. Коучинг как эффективная технология формирования эмоциональной компетентности будущих менеджеров. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2009.
8 См.: Громаковский Ю.А. Эмоциональная компетентность в эффективной деятельности руководителя вуза. http://www.sgu.ru/files/nodes/63395/Gromakovckii.pdf
См.: Степанов И. С. Психологические условия формирования эмоционального интеллекта личности: на примере лиц, занимающихся управленческой деятельностью: Дисс. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2010.
1 См.; Романенко Н.В. Коучинг эмоциональной компетентности // Управление персоналом -Украина, 2012, № 4(223). http://www.mikim.com.ua/mediafolder/artides/68-kouchmg-emotsionalnoj-kompetentnosti
посттренинговые мероприятия и говорят о необходимости закрепления навыков. Наше исследование описывает опыт внедрения самоподдерживающейся системы обучения в организации как реализацию системного подхода к совершенствованию эмоциональной компетентности менеджеров. В работе показано положительное влияние развития эмоциональной компетентности на процесс управления.
Важной чертой самоподдерживающейся системы является то, что обучение проводят сотрудники компании - действующие руководители служб в паре с сотрудниками HR-службы. Это придает авторитетность и производственную предметность содержанию обучения, а также способствует интегрированности руководителей в процесс формирования единой управленческой эмоциональной культуры: тренеры-руководители не могут не демонстрировать в работе навыки, которые передают в обучении. Ведя обучение, они лучше понимают организационную ситуацию на местах.
Данная система подразумевает модульное тренинговое обучение руководителей, которое также включает специальные модули по развитию эмоциональных компетенций. Их содержание максимально адаптировано к специфике компаний, т.е. алгоритмы отрабатываются на ситуациях, которые возникают в каждодневном управлении, что дает участникам понимание полезности и практичности передаваемых навыков и позволяет использовать их в работе сразу после обучения. В системе также заложен комплекс поддерживающих мероприятий, реализуемый с помощью руководителей-тренеров и линейных руководителей: 1,5-часовые рабочие встречи; полевые супервизии; наблюдение в работе и регулярная обратная связь от линейных руководителей и др.
Для успешной руководящей деятельности человек должен обладать оптимальным набором компетенций. Эмоциональная
компетентность является фактором настолько же важным при работе с людьми в любых отраслях, как и специальные знания и умения.
Бабанина Я.Р. Возможности совершенствования эмоциональной компетентности менеджеров. В статье даны определения понятий «компетенция», «компетентность», «эмоциональная компетентность»; представлены исследования, посвященные развитию эмоциональной компетентности менеджеров.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, эмоциональная компетентность, совершенствование эмоциональной компетентности.
Babanina Ya.R. Opportunities of the improvement of emotional competency of managers. The article presents basic definitions of «competence», «competency», «emotional competency»; it describes investigations in improvement of emotional competency of managers.
Key words: competence, competency, emotional competency, improvement of emotional competency.