Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2
УДК 65.012.4
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ
К. В. Орлова Научный руководитель - Т. А. Клименкова
Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 Е-mail: [email protected]
Рассмотрены основные зарубежные и отечественные трактовки понятия «эмоциональный интеллект», раскрывающего сущность эмоциональной компетенции менеджера. Проведено сравнение этих понятий, выделены различия и общие черты, предложено определение эмоциональной компетенции современного руководителя.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, компетенции, менеджер.
EMOTIONAL COMPETENCE OF MANAGER
K. V. Orlova Scientific Supervisor - T. A. Klimenkova
Siberian Federal University 79, Svobodny Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article considers the main foreign and domestic interpretation of the concept of «emotional intelligence», reveals the essence of emotional competence manager. A comparison of these concepts is highlighted differences and similarities prompted the definition of emotional competence of the modern manager.
Keywords: emotional intelligence, competence, manage.
На современном этапе развития управления возрастает внимание к управлению эмоциями человека, как средству активизации его трудового потенциала. Доказано, что эмоции сотрудника могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на уровень его производительности на рабочем месте. Следовательно, для уменьшения и предупреждения деструктивных последствий изменения эмоционального состояния своих работников руководитель должен уметь эффективно влиять на эмоциональные реакции персонала, что, в свою очередь, требует обязательного понимания и управления собственными эмоциями.
Ввиду актуальности определения и управления эмоциональной составляющей деятельности руководителя в современном менеджменте стали использовать термин «эмоциональный интеллект», основные понятия которого предлагается рассмотреть и проанализировать в данной статье.
Указанный термин произошел из английского понятия «emotional intelligence». При этом в прямом переводе «intelligence» соответствует ряду смыслов: интеллект; умственные способности, сообразительность, понятливость, разведка [1]. Обзор основных определений эмоционального интеллекта, реализуемого в работе менеджера, приведен в таблице.
Как видно из таблицы, все авторы выделяют именно способность совершать определенные действия в эмоциональной сфере. Но все же сочетание двух понятий «эмоции» и «интеллект» в одном несколько сложно для русского сознания, поскольку под эмоциями мы понимаем состояние человека или психический процесс, а интеллект - это, прежде всего способность к познанию, решению задач. Учитывая, что в число требований к уровню подготовки руководителя входят способности по анализу проблем и принятию решений в разных областях деятельности (от собственного развития до стратегического управления предприятием), есть основания говорить просто об одной из них в составе необходимых современному менеджеру профессиональных компетенций [7]. Другой общей чер-
Секция «Управление современными предприятиями, отраслями, комплексами»
той всех понятий является понимание эмоций и управление ими, т.е. выстраивание осознанных действий сообразно внутренним эмоциональным факторам.
Подходы к определению понятия «эмоциональный интеллект»
Автор Год Основное содержание понятия
Дж. Мэйер, П. Сэлоуэй 1994 способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов [5]
R. Busk, 1991; Е.Л. Яковлева 1997 способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний [3]
Р. Бар-Он 1997 набор некогнитивных способностей, компетенций и навыков, которые влияют на способность человека справляться с вызовами и давлением внешней среды [4]
Г.Г. Горскова 1999 способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза [3]
Д. Гоулман 2005 способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими [2]
Р. А. Эльмурзаева 2011 умственная способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов [3]
Д. В. Люсин 2013 совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими [3]
Вместе с тем, авторы расходятся в том, что одни выделяют такие действия лишь в отношении собственных эмоций, в то время, как другие говорят о понимании и управлении как своими эмоциями, так и эмоциями других людей.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что в контексте управления следует говорить обэ-моциональной компетенции менеджера, которая означает способность понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями персонала для создания хорошего климата в организации, повышения мотивации, улучшение командного взаимодействия.
Таким образом, по результатам отечественных и зарубежных исследований признается, что руководители с высоким уровнем эмоциональной компетентности способны к более эффективному выполнению своих функций, что проявляется в более высокой удовлетворенности процессом труда и меньшей подверженности профессиональному выгоранию [6]. Следовательно, эффективный руководитель должен развивать ее в рамках самосовершенствования и применять в управлении персоналом и организацией в целом.
Библиографические ссылки
1. Англо-русский словарь ABBYY Lingvo [Электронный ресурс]. URL: http://www.lingvo-online.ru/ru/Translate/en-ru/intelligence.html (дата обращения: 20.03.2016).
2. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / пер. с англ. М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.
3. Панкратова А. А., Осин Е. Н., Люсин Д. В. Особенности эмоционального интеллекта у представителей российской и азербайджанской культур // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 31. С. 11.
4. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto. Canada: Multi-Health Systems. 1997.
5. Mayer, J.D., Salovey, P., Caruso, D. Models of Emotional Intelligence In R. J. Sternberg (Ed.). Handbook of Human Intelligence (2nd ed.), pp. 396-420. New York: Cambridge
6. Кукарцев А. В. Обзор практики внедрения процессного подхода к управлению на российских предприятиях // Вестник СибГАУ. 2007. № 4 (17). С. 149-152.
7. Кукарцев А. В., Самсонова М. В., Харитонов М. М. Разработка версии образовательной программы с фокусированием на развитии личностной компетентности менеджера // Вестник Меж-дунар. ин-та менеджмента ЛИНК. 2007. № 19. С. 194-199.
© Орлова К. В., 2016