Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта'

Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1821
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хлевная Е.А., Киселева Т.С.

В статье рассматривается проблема возможности развития эмоционального интеллекта путем организации целенаправленного внешнего (тренингового) воздействия на развитие каждой из четырех его составляющих. Результаты экспериментального исследования, представленные авторами, позволяют обосновать возможность развития эмоционального интеллекта в рамках модели когнитивных способностей (Дж.Майер, П.Сэловей и Д.Карузо), а также открывают дальнейшие перспективы изучения развития эмоционального интеллекта в теоретическом и практическом плане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО

ИНТЕЛЛЕКТА

EXPERIMENTAL RESEARCH OF AN OPPORTUNITY OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE

EA. Хлевная кэ.н. доц.каф. экономики и организации промышленного производства РЭА им. Плеханова (КИ1е\тауа ЕА. Department of Economics and Organization ofIndustrial Production Russian Economic Academy ofG.V. Plekhanov); elankha(ayandex. ru

T.C. Киселева генеральный директор Международный центр «Консалтинг. Тренинг. Коучинг» (Kisele\>a T.S. Managing Director International center «Consulting. Training. Coaching»); kisele\'a(a)mc-ktk.ru

В статье рассматривается проблема возможности развития эмоционального интеллекта путем организации целенаправленного внешнего (тренингового) воздействия на развитие каждой из четырех его составляющих. Результаты экспериментального исследования, представленные авторами, позволяют обосновать возможность развития эмоционального интеллекта в рамках модели когнитивных способностей (Дж.Майер, П.Сэловей и Д. Карузо), а также открывают дальнейшие перспективы изучения развития эмоционального интеллекта в теоретическом и практическом плане.

In the article the problem ofpossibility of de\'elopment of emotional intelligence through the organization of targeted external (training) impact on the de\'elopment of each of its four components is considered. The results of experimental studies submitted by the authors, allow to substantiate the possibility of the de\'elopment of emotional intelligence in the framework of the model of cognitive abilities (J.D. Mayer, P. Salovey, and D.R. Caruso), as well as open up further prospects ofthe study ofthe de\'elopment of emotional intelligence in theoretical and practical terms.

Эмоциональный интеллект, Развитие эмоционального интеллекта, социально-психологический тренин.

Emotional intelligence, The de\'elopment of emotional intelligence, Socio - psychological training

Сегодня проблематика эмоционального интеллекта привлекает к себе интерес не только в научном сообществе. Практики бизнеса и специалисты в различных областях общественной жизни также считают ее перспективной и интересной. Чутко реагируя на эту тенденцию, многие авторитетные консалтинговые компании вносят бизнес-тренинги по развитию эмоционального интеллекта в списки предоставляемых услуг. При этом, ни у одной из представленных на данном рынке программ нет четкого научного обоснования утверждений о возможности развития эмоционального интеллекта как в целом, так и с помощью данной конкретной обучающей программы в частности. Таким образом, вопрос о принципиальной возможности развития эмоционального интеллекта на сегодняшний день остается открытым. В работах Е.С.Асмаковец [6], СПДеревятко [14], М.А.Манойловой [22], ДГоулмана [13], Е.В.Сидоренко [32], А.А.Панкратовой [25], C.Sarny [40], Steven A. De Lazarri [38] представлены различные концепции развития эмоционального интеллекта личности, основанные на использовании упражнений и трениншвых техник, однако строгих замеров их эффективности не проводилось. Проведенное авторами экспериментальное исследование возможности развития эмоционального интеллекта опирается на модель эмоционального интеллекта предложенную ДжМейером, П.Сэловеем и ДКарузо, которая рассматривает эмоциональный интеллект как «четко определяемую и измеряемую когнитивную способность, близкую к традиционным аспектам интеллекта (Mayer, Salovey, 1997) [28; 39], а так же разработанную ими методику ее измерения MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test), которая считается наиболее разработанной и объективной на сегодняшний день (Mayer, Salovey, Caruso, 2002) [30; 31]. Основная гипотеза исследования: повышение уровня эмоционального интеллекта возможно путем организации целенаправленного внешнего (тренингового) воздействия на развитие каждой из четырех составляющих данного конструкта в рамках модели когнитивных способностей. Дм проверки данной гипотезы был организован и проведен формирующий эксперимент, в рамках которого была разработана и реализована программа социально-психологического тренинга направленного на развитие эмоционального интеллекта лиц занимающихся управленческой деятельностью. Для проведения формирующего эксперимента были созданы две группы испытуемых:

1. Экспериментальная группа которая состояла из 68 человек (29 женщин и 39 мужчин; средний возраст-34 года). Члены данной группы участвовали в цикле тренингов развития эмоционального интеллекта в течение 6 месяцев. Обучение проводилось в формате 4-х модулей с интервалом в среднем 1, 5 месяца который позволял участникам применять усвоенное во время модуля в повседневной жизни. Кавдый модуль включал 3-х дневный тренинг (по 8 часов в день), супервизию (4 часа) через 21 день после прохождения модуля и индивидуальную 2-х часовую консультацию каждого участника в промежутке между модулями. Итого 120 часов. Содержание каждого модуля было основано на коротких лекциях, ролевых играх, групповых диску ссиях, работы в парах. Участники также должны были вести личный дневник. Участники программы проходили методику тестирования 3 раза: во время первого этапа эксперимента - перед 1-ым модулем, в конце 4-го модуля и 6 месяцев спустя, для того чтобы оценить долгосрочную перспективу полученных изменений.

2. Контрольная группа (68 человек - 32 женщины. 36 мужчин; средний возраст 35 лет), участники которой не проходили обучение, но также были протестированы триады в то же время, что и члены экспериментальной группы.

После реализации программы была произведена оценка ее эффективности. Для этого использовался сравнительный анализ данных в экспериментальной (проводились тренинги) и контрольной группах (тренинги не проводились). Авторская программа направлена на развитие эмоционального интеллекта лиц, занимающихся управленческой деятельностью и базируется на следующем утверждении: целенаправленное воздействие на каждый из четырех компонентов эмоционального интеллекта является эффективным средством повышения общего уровня эмоционального интеллекта руководителя. Отбор системы методов, реализованных в данной программе, осуществлялся на основе ряда

психологических и общенаучных концепций:

- современные исследования в области общей и когнитивной психологии (О.К.Тихомиров [36], А.В.Карпов [18], Б.М.Величковский [11], ДВ.Ушаков [35],В.11.3инченко [16]);

- концепция саморегуляции деятельности и активности субъекта (Б.Г.Ананьев [3], Л.И.Анцыферова [5], В.ПЗинченко [16], А.В .Петровский [26]);

-современные теоретические и эмпирические исследования эмоционального интеллекта (ДВ.Люсин [21], Б.Мауег, В.Сагиво, Р.8а1оуеу [39]);

- положения субъекгно-деягельностного (Л.С.Выготский [12], АН.Леонтьев [19], С.ЛРубинппейн [30], КА.Абульханова-Славская [1], Л.ИАнцыферова [5], АВ.Брушлинский [10], В.В.Знаков [17]) и системного (БГ.Ананьев [3], Б.Ф.Ломов [20], В.СМерлин [23], В.ДШадриков [37]) подходов в психологии о единстве и взаимосвязи свойств человека как личности и субъекта деятельности;

- принцип детерминизма (С.ЛРубинштейн [29]), согласно которому особенности феноменов человеческой психики закономерно зависят от порождающих их внешних и внутренних условий и факторов, позволивший выявить условия развития эмоционального интеллекта личности;

- деятельносгный подход (Л.С.Выготский [12], С.ЛРубинштейн [29], А.Н.Леонтьев [19]), предопределяющий влияние эмоционального интеллекта на успешность решения личностью своих задач, находящихся в области межличностных коммуникаций, и его развитие в процессе реализации данных задач;

- методологические и методические аспекты организации социально-психологического тренинга (Ю.МЖуков [24], В.В.Авдеев [2], Г.МАндреева [4], Н.Н.Бошмолова [7], ААБодалев [8], В.Ю.Большаков [9], Е.В.Сидоренко [32], Ю.Н.Емельянов [15], КФопель [36], Н.Ю.Хрящева [27])

При этом кавдос из упражнений тренинга акцентированно на развитии одной из составляющих эмоционального интеллекта, а кавдый модуль психологического тренинга включает упражнения, направленные на развитие не менее двух составляющих эмоционального интеллекта.

Анализ и интерпретация результатов развития эмоционального интеллекта руководителей в процессе тренингового воздействия Проверка эффективности тренинговош воздействия на возможность развития эмоционального интеллекта проводилась в несколько этапов. На первом этапе авторы сопоставляли исходные показатели эмоционального интеллекта контрольной и экспериментальной групп. На втором этапе - показатели эмоционального интеллекта после тренинга и через 6 месяцев после тренинга в экспериментальной и контрольной группах. На третьем этапе авторы рассматривали динамику эмоционального интеллекта в результате тренинга (экспериментальная группа) и с течением времени (контрольная группа). Авторы использовали как параметрический (^-критерий Стьюдента для независимых и зависимых выборок), так и непараметрический критерии (Ц-критерий Манна-Уитни для независимых и 2-критсрий Вилкоксона для зависимых выборок) и сопоставляли их результаты (Корнеев, Кричевец, 2011).

Сравнение исходных показателей экспериментальной и контрольной групп. Согласно как параметрическому, так и непараметрическому критериям, экспериментальная и контрольная группа изначально не различались по шкалам эмоционального интеллекта (Таблица 1). Следовательно, можно признать эти группы сопоставимыми.

Таблица 1

Сравнение показателей эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах до тренинга

Шкалы эмоционального интеллекта Экспериментальная группа Контрольная группа ^критерий Стьюдента и Манна >1111111

Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл.

До тренинга: Идентификация эмоций 0,38 0,03 0,37 0,04 1,06 2068,00

До тренинга: Использование эмоций в решении проблем 0,34 0,03 0,34 0,03 0,55 2207,00

До тренинга: Понимание и анализ эмоций 0,42 0,04 0,42 0,04 -0,87 2201,00

До тренинга: Сознательное управление эмоциями 0,29 0,03 0,30 0,02 -0,31 2263,00

До тренинга: Общий уровень развития ЭИ 0,36 0,02 0,36 0,02 0,23 2280,00

* - р<0,05, ** - р<0,01, *** - р<0,001

Сравнение показателей эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах после тренинга. После тренинга ситуация существенно изменилась. Как по ^критерию Стьюдента, так и по Ц-критерию Манна-Уитни, отмечаются значимые различия между группами по шкалам идентификации эмоций, использования эмоций в решении проблем, сознательного управления эмоциями и общему уровню эмоционального интеллекта (Таблица 2). Во всех случаях показатели экспериментальной группы превысили показатели контрольной группы. Единственный показатель, по которому не наблюдается различий меледу группами - понимание и анализ эмоций.

Таблица 2

Сравнение показателей эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах после тренинга

Шкалы эмоционального интеллекта Экспериментальная группа Контрольная группа ^критерий Стьюдента и Манна-Уитни

Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл.

После тренинга: Идентификация эмоций 0,393 0,033 0,372 0,038 3 442*** 1621**

После тренинга: Использование эмоций в решении проблем 0,361 0,030 0,343 0,029 3,536*** 1658**

После тренинга: Понимание и анализ 0,428 0,037 0,423 0,033 0,681 1986,000

эмоции

После тренинга: Сознательное 0,316 0,027 0,299 0,024 3,798*** 1497***

управление эмоциями

После тренинга: Общий уровень развития ЭИ 0,374 0,021 0,359 0,015 4785*** 1335***

| * - р<0.05. ** - р<0.01. *** - р<0.001 |

Сравнение показателей эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах через б месяцев после тренинга. Через 6 месяцев после тренинга сохранилась та же ситуация (Таблица 3). Различия мслсду экспериментальной и контрольной группой по шкалам идентификации эмоций, использования эмоций в решении проблем, сознательного управления эмоциями и общему уровню эмоционального интеллекта остались значимыми. Во всех случаях экспериментальная группа характеризуется более высокими показателями эмоционального интеллекта по сравнению с контрольной группой.

Таблица 3

Сравнение показателей эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах

через 6 месяцев после тренинга

Шкалы эмоционального интеллекта Экспериментальная группа Контрольная группа ^критерий Стьюдента и Манна-Уигни

Среднее Ст. откл. Среднее Ст. откл.

Через 6 месяцев после тренинга: Идентификация эмоций 0.395 0.030 0.372 0.038 3.789*** 1550***

Через 6 месяцев после тренинга: Использование эмоций в решении проблем 0.362 0.030 0.344 0.029 3.561*** 1617**

Через 6 месяцев после тренинга: Понимание и анализ эмоций 0.425 0.034 0.422 0.031 0.473 2056.000

Через 6 месяцев после тренинга: Сознательное управление эмоциями 0.318 0.026 0.299 0.023 4441*** 1317***

Через 6 месяцев после тренинга: Общий уровень развития ЭИ 0.375 0.020 0.359 0.015 5.110 1274***

* - р<0,05, ** - р<0.01. *** - р<0.001

Диналшка уровня эмоционального интеллекта в результате тренинга (экспериментальная группа) и с течением времени (контрольная группа). Особенности динамики общего уровня эмоционального интеллекта представлены на рисунке. В экспериментальной группе после тренинга отмечается значимое увеличение значений по всем шкалам эмоционального интеллекта и его общего уровня (значение ^критерия Стьюдента варьирует от -16,5 до -7,6, р<0,001, значение критерия Вилкоксона варьирует от -7,17 до -6,62, р<0,001). В контрольной группе за то же время отмечается значимое, хотя и значительно меньшее, увеличение значения общего уровня эмоционального интеллекта ((=-2.44. р<0,05, Z=-ЗЛЗ, р<0,01), идентификации эмоций ((=-2.26. р<0,05, Z=-2.5J. р<0,05), сознательного управления эмоциями ((=-2.92. р<0,01,2=-3,13, р<0,01). По критерию Вилкоксона. но не по ^критерию Стьюдента, в контрольной группе также значимо увеличивается показатель по шкале использования эмоций в решении проблем (2=-3,32, р<0,001). Напомним, что, несмотря на некоторое улучшение в контрольной группе, в экспериментальной группе, после тренинга все показатели, кроме шкалы понимания и анализа эмоций, значимо выше, чем в контрольной группе.

Динамика общего уровня эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах

п; Л

0,33 0,375 0,37 0,365 0,36 0,355 0,35 0,345

Дотренита

После тренинга

Через 6 ллеснцеа после тренинг

-Экспериментальная группа

- Ком 1 ролыия группа

Рис.1. Динамика общего уровня эмоционального интеллекта в экспериментальной и контрольной группах после

тренинга и через 6 месяцев после тренинга

Таким образом, по окончанию трениншвой программы авторы получили положительные результаты как по общему уровню эмоционального интеллекта так и по уровням 3-х из 4-х его составляющих. По сравнению с контрольной группой, учебная группа показала значимый прирост показателей по шкалам «идентификация эмоций», «использование эмоций в решении проблем», «сознательное управление эмоциями». Улучшение показателей по шкале «анализ и понимание эмоций» не произошло. При этом все положительные изменения остаются достаточно стабильными через 6

месяцев после тренинга, а в некоторых случаях тренинг, видимо играет роль «пускового» механизма и для дальнейшего развития эмоционального интеллекта. Немаловажно, что некоторая (хотя и не столь выраженная) положительная динамика эмоционального интеллекта с течением времени отмечалась и в контрольной группе: возможно, сама ситуация повторного измерения эмоционального интеллекта влияет на результаты тестирования. Результаты данного исследования позволяют обосновать возможность развития эмоционального интеллекта в рамках модели когнитивных способностей и показать влияние на индивидуальную меру выраженности эмоционального интеллекта по каждой из четырех составляющих данного конструкта. Это открывает новые перспективы в решении проблемы развития эмоционального интеллекта с теоретической точки зрения, а также поиска технологий его развития в практических целях.

Литература.

1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М. 1999

2. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М. 1992.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах. М. 1980

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1998

5. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический жу рнал. Т. 15. №1.1994

6. Асмаковец Е.С. Психотехники развития эмоциональной гибкости// Практику м по психологии состояний. СПб. 2004.

7. Богомолова H.H. Социально-психологический тренинг и проблема познания человеком самого себя // Личность в системе коллективных отношений. М. 1980.

8. Бодалев A.A. О психологии познания людьми друг друга// Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. Л. 1970.

9. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб. 1996.

10. Брушлинский A.B. Субъект: Мышление, учение, воображение. М. 1996.

11. Величковски Б.М. Современная когнитивная психология. М. 1982.

12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М. 1956.

13. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Иску сство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М. 2008.

14. Деревятко С.П. Развитие эмоционального интеллекта в трениншвых группах//Психологический жу рнал. 2008. № 2.

15. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л. 1985

16. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.1995

17. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема //Психологический жу рнал. 2005. Т. 26. № 1.

18. Карпов A.B. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метакогнитивизма// Вестник интегративной психологии. 2006. № 4.

19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М. 1975.

20. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. 1984.

21. Люсин ДВ. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М. 2004.

22. Манойлова М. А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. Псков. 2004.

23. Мерлин B.C. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М. 1986

24. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг//Ю.М. Жуков, А.К Ерофеев, С. А. Липатов. М. 2004

25. Панкратова A.A. Практический, социальный и эмоциональный виды интеллекта: сравнительный анализ // Вопросы психологии. 2010. №2.

26. Петровский A.B. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М. 1984

27. Психогимнастика в тренинге//Под редакцией Н. Ю.Хрящевой. СПб. 1999

28. Роберте Р. Д., Мэттьюс Дж, Зайднер М., Люсин ДВ. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2004 Т. 1. № 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. 1999.

30. Сергиенко Е. А., Ветрова ИИ Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера-Сэловея-Карузо (MSCEH V2.0)//Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2009. N 6(8). Электронная версия: http://psystudy.ru

31. Сергиенко Е. А., Ветрова ИИ., Волочков A.A., Попов А.Ю. Адаптация теста Дж Мэйера, ПСэловея и ДКарузо // Психологический жу рнал. 2010. № 1.

32. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.2006.

33. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб. 2007.

34. Тихомиров O.K. Психология мышления. М. 2002

35. Ушаков ДВ. Интеллект: структурно-динамическая теория. М. 2003

36. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М. 2002.

37. Шадриков В.Д. Проблема сисгемогенеза деятельности. М. 1982.

38. Latham G.P. Application of Social-Learning Theoiy to Training Supervisors through Behavioral ModelingZ/Journal of Applied Psychology 64.1979. № 3.

39. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York. 2000.

40. SaarniC. Emotional Competence and self-regulation in childhood. In P. Salovey & DJ. Sluyter (Eds.), emotional development and emotional intelligence/ C.Saarni. New York. 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.