Научная статья на тему 'Возможности совершенствования диспансеризации сотрудников силового ведомства на основе использования стандартов гражданского здравоохранения и внедрения новых информационных технологий'

Возможности совершенствования диспансеризации сотрудников силового ведомства на основе использования стандартов гражданского здравоохранения и внедрения новых информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ СОТРУДНИКОВ СИЛОВОГО ВЕДОМСТВА / ЕЖЕГОДНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ / PROPHYLACTIC MEDICAL EXAMINATION OF THE WORKERS OF POWER DEPARTMENT / ANNUAL MEDICAL EXAMINATION / HEALTH PASSPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Камаев Игорь Александрович, Вавилычев Андрей Сергеевич

Представлена оценка факторов, влияющих на качество организации диспансеризации в поликлинике силового ведомства, до и после проведения мероприятий по совершенствованию ежегодного медицинского обследования по результатам анкетирования врачей. Выявлены недостатки, для устранения которых был предложен ряд мероприятий по совершенствованию системы организации диспансеризации в зависимости от периода проведения ежегодного медицинского обследования. В целях дальнейшей оптимизации диспансеризации военнослужащих показана необходимость расширения объемов ежегодного медицинского обследования до стандартов гражданского здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Камаев Игорь Александрович, Вавилычев Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of perfection of prophylactic medical examination of employees of power department on the basis of use of standards of civil public health services and introduction of new information technology

The estimation of the factors having an influence on quality of the organization of prophylactic medical examination in polyclinic of power department before and after carrying out actions for perfection of annual medical examination by the results of questioning of doctors is presented. Shortcomings, for elimination of which a number of actions for perfection of system of the organization of prophylactic medical examination depending on the period of carrying out annual medical examination have been offered, are revealed. With a view of the further optimization of prophylactic medical examination of the military a necessity of expansion of scopes of annual medical examination to standards of civil public health services is shown.

Текст научной работы на тему «Возможности совершенствования диспансеризации сотрудников силового ведомства на основе использования стандартов гражданского здравоохранения и внедрения новых информационных технологий»

г

организация и совершенствование управления системой охраны здоровья населения

© Камаев И.А., Вавилычев А.С., 2011 УДК 616-084.3-057.36

== возможности совершенствования диспансеризации ^^ сотрудников силового ведомства на основе использования = стандартов гражданского здравоохранения и внедрения = новых информационных технологий

Игорь Александрович Камаев, докт. мед. наук, профессор, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития» [ngma-kafoziz@rambler.ru] Андрей Сергеевич Вавилычев, врач-статистик организационно-методического кабинета МЛПУ «Городская больница № 13» г. Нижний Новгород [vavil999@mail.ru]

Реферат. Представлена оценка факторов, влияющих на качество организации диспансеризации в поликлинике силового ведомства, до и после проведения мероприятий по совершенствованию ежегодного медицинского обследования по результатам анкетирования врачей. Выявлены недостатки, для устранения которых был предложен ряд мероприятий по совершенствованию системы организации диспансеризации в зависимости от периода проведения ежегодного медицинского обследования. В целях дальнейшей оптимизации диспансеризации военнослужащих показана необходимость расширения объемов ежегодного медицинского обследования до стандартов гражданского здравоохранения.

Ключевые слова: диспансеризация сотрудников силового ведомства, ежегодное медицинское обследование, паспорт здоровья.

PossiBiLiTiEs of perfection oF PRoPHYLACTic MEDicAL ExAMiNATioN oF EMPLoYEEs of power department on the basis of use of standards of civil public health services and introduction of new information technology

I.A. KAMAYEV, A.S. VAVILYCHEV

Abstract. The estimation of the factors having an influence on quality of the organization of prophylactic medical examination in polyclinic of power department before and after carrying out actions for perfection of annual medical examination by the results of questioning of doctors is presented. Shortcomings, for elimination of which a number of actions for perfection of system of the organization of prophylactic medical examination depending on the period of carrying out annual medical examination have been offered, are revealed. With a view of the further optimization of prophylactic medical examination of the military a necessity of expansion of scopes of annual medical examination to standards of civil public health services is shown.

Key words: prophylactic medical examination of the workers of power department, annual medical examination, health passport.

Одной из ведущих задач на современном этапе развития здравоохранения является повышение эффективности и качества медицинской помощи населению, усиление ее профилактической направленности. Выбор данного направления как дальнейшей стратегии развития отечественного здравоохранения обусловлен тем, что процессы формирования здоровья населения достаточно ярко отражают общие тенденции социально-экономического развития Российской Федерации.

Основным инструментом достижения намеченных целей профилактического направления гражданского и военного здравоохранения общепризнанно является система диспансеризации [4, 9].

Наиболее важными составляющими системы диспансеризации, на наш взгляд, являются: медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава; активное раннее выявление заболеваний; изучение условий военной службы и выявление факторов, отрицательно влияющих на состояние здоровья человека; систематический анализ состояния здоровья личного состава, качества и эффективности диспансеризации, разра-

ботка и осуществление мероприятий по ее совершенствованию [1, 2].

Важной составляющей системы диспансеризации военнослужащих является ежегодное медицинское обследование (ЕМО) [3, 5].

В целях совершенствования системы диспансеризации необходимо расширение объемов ежегодного медицинского обследования до стандартов гражданского здравоохранения [6, 8].

Материал и методы. Методом анкетирования мы провели оценку факторов, влияющих на качество организации диспансеризации в поликлинике силового ведомства, до и после проведения мероприятий по совершенствованию ежегодного медицинского обследования в соответствии со стандартами гражданского здравоохранения.

Нами был создан опросник КЕМО (качества ежегодного медицинского обследования), который состоит из 33 пунктов и содержит 5 шкал, с помощью которых можно оценить организационные мероприятия ежегодного медицинского обследования — подготовительного периода, основного (непосредственное проведение

ЕМО) и заключительного (обобщение и анализ результатов ЕМО). Показатели оценивались по балльной системе — от 1 до 5 баллов; худшее состояние оценивается меньшим баллом, более высоким баллам соответствует более высокое качество жизни, а оценка «3» выражает среднее значение.

По каждому блоку опросника КЕМО рассчитывалось среднее значение показателя как по индивидуальной анкете, так и по всему контингенту анкетируемых врачей. Статистическая обработка проводилась с помощью стандартных методов и современных программ SPSS 12.0. Для сравнения признаков использовался критерий Стьюдента (t).

При оценке анкетных данных нами использован метод определения коэффициента максимального восприятия по каждому периоду организационных мероприятий (Кп) — определения отношения реальной, полученной оценки конкретной сферы к максимальной оценке удовлетворенности — «5». Этот коэффициент в идеале должен стремиться к единице.

Нами принято, что для эффективного проведения ежегодного медицинского обследования ряд оценочных блоков должен иметь интегральную оценку не ниже 4 баллов, а коэффициент максимального восприятия по каждому периоду организационных мероприятий не должен быть ниже 0,8. К таким блокам относятся: оценка мероприятий подготовительного периода ЕМО (Кпп) (мероприятия по организации взаимодействия; мероприятия по подготовке и эффективному использованию кадровых, материально-технических

ресурсов и медицинской техники) и оценка мероприятий заключительного периода (Кзп) (обобщение и анализ результатов ЕМО участковым врачом, начальником поликлиники).

С помощью предложенной анкеты проводился сравнительный анализ факторов, влияющих на качество организации диспансеризации в двух поликлиниках: поликлинике 1 до и после проведения мероприятий по совершенствованию ежегодного медицинского обследования и поликлинике 2, принятой за контрольную группу, где данные мероприятия не проводились.

Представительность выборочной совокупности для проведения указанного социологического исследования представлена сплошным методом: 31 человек врачебного персонала в поликлинике 1 и 39 человек в поликлинике 2 (контрольная группа).

Результаты и их обсуждение. Сводные материалы по периодам ЕМО, характеризующие результаты оценки факторов, влияющих на качество организации диспансеризации в поликлинике 1 до проведения мероприятий по совершенствованию ежегодного медицинского обследования, представлены в табл. 1.

Из представленной таблицы наглядно видно, что среди мероприятий подготовительного периода ЕМО наиболее низко респондентами обеих поликлиник оценивалась подготовка к эффективному использованию кадровых, материально-технических ресурсов и медицинской техники (2,9—3,1 балла). Это связано с тем, что не в полном объеме были организованы инструктивно-

Т а б л и ц а 1

Результаты оценки факторов, влияющих на качество организации диспансеризации в поликлинике, до проведения мероприятий по совершенствованию ежегодного медицинского обследования

Блок ЕМО (значение) Среднее значение блока, баллы (М ± m) Подблоки Значение, баллы (М ± m)

Поликлиника 1 Поликлиника 2 Поликлиника 1 Поликлиника 2

Подготовительный период 3,7±0,1 К — 0,74 п.п ' 3,7±0,1 К — 0,74 п.п ' Заблаговременное составление «Плана подготовки и проведения ежегодного медицинского обследования» 4,0±0,1 4,1±0,1

Мероприятия по организации взаимодействия 4,1±0,1 4,1±0,1

Мероприятия по подготовке и эффективному использованию кадровых, материально-технических ресурсов и медицинской техники 3,1±0,1 2,9±0,1

Основной период 4,0±0,1 К — 0,80 о.п ' 4,0±0,1 К — 0,80 о.п ' Соблюдение сроков проведения ЕМО 4,1±0,1 3,8±0,1

Выполнение объема ЕМО 4,1±0,1 4,0±0,1

Медицинское обследование специалистами 4,1±0,1 3,9±0,1

Заключительный период 3,7±0,1 К — 0,74 з.п ' 3,9±0,1 К — 0,78 з.п ' Проведение мероприятий начальником поликлиники 4,0±0,1 4,0±0,1

Проведение ежегодной научно-практической конференции на территориальном уровне по итогам диспансеризации 3,4±0,1 3,8±0,1

методические занятия с врачебным и средним медицинским персоналом по методикам обследования и оценки состояния здоровья, физического развития военнослужащих: только (24,6±3,9)% анкетируемых оценили их в

5.0 балла. Кроме того, более (84,6±3,3)% респондентов уровень подготовки индивидуального плана ЕМО для каждого военнослужащего оценили в 4,0 балла и ниже. Больше всего недостатков было связано с оформлением краткого эпикриза для ЕМО в медицинских книжках (2,5—2,7 балла).

Общий оценочный балл мероприятий основного периода составляет 4,0±0,1. По блоку мероприятий основного периода ЕМО наиболее низкие оценочные значения были получены по вопросам, характеризующим соблюдение сроков проведения ЕМО (3,8—

4.1 балла). Это связано преимущественно со спецификой оперативно-служебной деятельности и разноуда-ленностью подразделений. Вместе с тем (39,2±4,5)% опрашиваемых оценили своевременность проведения ЕМО в 5,0 балла.

При оценке выполнения объема ЕМО (общий оценочный балл 4,1±0,1) только (30,0±4,2)% анкетируемых отметили, что биохимическое исследование крови проводится полностью. Выполнение флюорографии органов грудной клетки, ЭКГ на «хорошо» и «отлично» оценили (73,8—83,1)% респондентов. Полнота и качество обследования врачами-специалистами оценивались анкетируемыми в 3,9—4,1 балла. Уровень оценки в 5,0 балла получили лечащие врачи в (60,0±4,5)% случаев, хирурги — в (59,2±4,5)%, невропатологи — в (52,3±4,6)%, стоматологи — в (45,4±4,5)%, гинекологи — в (36,2±4,4)%, отоларингологи — в (44,6±4,5)%; окулисты — в (46,9±4,6)%. Таким образом, только в половине случаев респонденты давали высокую оценку качеству медицинского обследования у врача-специалиста.

Общая оценка мероприятий заключительного периода ЕМО составляет 3,7—3,9 балла. Качество обобщения результатов ЕМО начальником поликлиники большинство респондентов оценили на «хорошо», 72,3% — на «отлично». Вместе с тем возможность анализа на заключительном этапе ЕМО различных медико-статистических показателей (индикаторов), характеризующих качество и эффективность диспансеризации, оценили в 5,0 балла только (22,3±3,8)% анкетируемых. Именно этим обусловлена относительно невысокая оценка работы начальника поликлиники на заключительном этапе ЕМО (4,0 балла).

Низкие оценочные значения отмечены по вопросам, касающимся проведения ежегодной научно-практической конференции на территориальном уровне по итогам диспансеризации (3,4—3,8 балла), которая в (61,5±3,4)% случаев, по данным анкетного опроса, не проводилась. Только 38,5% опрашиваемых указали на организацию заключительного обсуждения результатов ЕМО, проведенного в поликлинике 1.

Коэффициенты максимальной удовлетворенности качеством ЕМО по анализируемым блокам до начала реализации мероприятий по совершенствованию ежегодного медицинского обследования представлены на рис. 1.

Наиболее низкие коэффициенты получены по блокам оценки мероприятий подготовительного (Кпп) ЕМО: 0,74 по поликлинике 1 и поликлинике 2 (см. рис.1). В блоке оценки мероприятий заключительного периода ЕМО определяется один из самых низких коэффициентов — оценка проведения ежегодной научно-практической конференции на территориальном уровне по итогам диспансеризации — 0,56 и 0,52.

Таким образом, выявлены некоторые недостатки в организации ежегодного медицинского обследования, для устранения которых был предложен ряд мероприятий по совершенствованию системы организации диспансеризации военнослужащих в зависимости от периода проведения ЕМО.

По подготовительному периоду: повышение качества проведения инструктивно-методических занятий с врачебным и средним медицинским персоналом по методикам обследования и оценке состояния здоровья, физического развития военнослужащих; дооснащение медицинскими приборами и аппаратами кабинетов, создание запаса расходных материалов; расширение собственной диагностической базы за счет оснащения аппаратурой для проведения УЗИ и ФГДС; повышение качества оформления первичной медицинской документации (оформление эпикриза, индивидуального плана ЕМО для военнослужащего с учетом ранее выявленной патологии); планирование обязательных дорогостоящих исследований с использованием диагностической базы гражданских лечебных учреждений на договорных условиях (на основании анализа мероприятий индивидуальных планов ЕМО).

По основному периоду ЕМО: выполнение в полном объеме биохимических исследований (общий бе-

0,85 0,8 0,75 0,7

—♦— Поликлиника 1 - ■ - Поликлиника 2

074 ____' __.*—* ® _— ............................"................."......." * 0,78

--1- —I-1- -1-Н 0,74 -1

К„

Ко,

К,„

Рис. 1. Коэффициенты максимальной удовлетворенности мероприятиями ЕМО до их совершенствования

по составляющим блокам (доли от 1,0)

лок, холестерин, липопротеиды низкой плотности сыворотки крови, триглицериды сыворотки крови, креа-тинин, мочевая кислота, билирубин, амилаза); повышение личной ответственности врачей-специалистов за качественное обследование при диагностике предполагаемой патологии, выполнение в полном объеме установленного перечня обследований (в частности, врачу-хирургу особое внимание обратить на обязательное пальцевое исследование прямой кишки у лиц старше 40 лет с целью раннего выявления предопухо-левых заболеваний).

По заключительному периоду ЕМО: мониторинг медико-статистических показателей (индикаторов), характеризующих качество и эффективность диспансеризации; обсуждение результатов ЕМО на расширенных врачебных конференциях.

Результаты повторного опроса представлены в табл. 2. Нами отмечено, что по блоку подготовительного периода ЕМО в поликлинике 1 — повышение оценочных значений по вопросу, характеризующему мероприятия по подготовке и эффективному использованию кадровых, материально-технических ресурсов и медицинской техники, в 1,4 раза [(4,0±0,1) балла]. При этом доля анкетируемых, которые оценили определение для каждого военнослужащего индивидуального плана ЕМО в 5,0 балла, увеличилась на 22,1% и составила (45,8±4,5)%. В контрольной группе в поликлинике 2 по данному вопросу статистически значимых различий не выявлено [(3,4±0,1) балла] (р>0,05).

Произошло повышение оценки выполнения объема ЕМО и медицинского обследования специалистами на 0,5 балла (4,6±0,1) по блоку мероприятий основного периода ЕМО. Доля респондентов, оценивших проведение

биохимических исследований крови в 5,0 балла, увеличилась на 20% и составила (50,0±4,6)%.

По блоку вопросов мероприятий заключительного периода ЕМО произошло повышение оценок по мероприятиям, которые должен проводить начальник поликлиники, на 0,3 балла (4,3±0,1). По вопросу обобщения полученных при ЕМО данных, формулирования диагноза основного и сопутствующего заболеваний, оценивания динамики показателей здоровья, определения группы состояния здоровья и физической подготовки, составления конкретного индивидуального плана диагностических и лечебно-профилактических мероприятий начальником поликлиники в 5,0 балла оценили (43,8±4,5)% респондентов (в первом исследовании — 22,0±3,8%).

Коэффициенты максимальной удовлетворенности мероприятиями ЕМО по составляющим блокам до и после проведения мероприятий по совершенствованию ежегодного медицинского обследования представлены на рис. 2. В поликлинике 1 нами выявлено незначительное повышение коэффициентов по блоку оценки мероприятий подготовительного периода ЕМО (Кпп) в 1,1 раза (0,82); р<0,05. Произошло повышение коэффициентов блока (Коп) от 0,80 до 0,87 (р<0,05) за счет подблоков оценки выполнения объема ЕМО (0,87) и медицинского обследования специалистами (0,92).

К данным изменениям привело увеличение объема обследования ведомственных сотрудников в ходе диспансеризации с использованием лабораторных и функциональных исследований.

Таким образом, предложенные нами мероприятия показали свою эффективность. В целях дальнейшей

Т а б л и ц а 2

Результаты оценки факторов, влияющих на качество организации диспансеризации в поликлинике, после проведения мероприятий по совершенствованию ежегодного медицинского обследования

Блок ЕМО (значение) Среднее значение блока, баллы (М ± т) Подгруппы Значение, баллы (М ± т)

Поликлиника 1 Поликлиника 2 Поликлиника 1 Поликлиника 2

Подготовительный период 4,1±0,1 К — 0,82 п.п ' 3,9±0,1 К —0,78 п.п ' Заблаговременное составление «Плана подготовки и проведения ежегодного медицинского обследования» 4,1±0,1 4,0±0,1

Мероприятия по организации взаимодействия 4,2±0,1 4,3±0,1

Мероприятия по подготовке и эффективному использованию кадровых, материально-технических ресурсов и медицинской техники 4,0±0,1 3,4±0,1

Основной период 4,3±0,1 К —0,87 о.п ' 4,1±0,1 К —0,81 о.п ' Соблюдение сроков проведения ЕМО 3,8±0,1 4,1±0,1

Выполнение объема ЕМО 4,6±0,1 4,1±0,1

Медицинское обследование специалистами 4,6±0,1 4,0±0,1

Заключительный период 3,8±0,1 К — 0,76 з.п ' 3,8±0,1 К — 0,76 з.п ' Проведение мероприятий начальником поликлиники 4,3±0,1 4,1±0,1

Проведение ежегодной научно-практической конференции на территориальном уровне по итогам диспансеризации 3,3±0,1 3,5±0,2

0,9 0,85 0,8 0,75 0,7 0,65

_ - о 78

0,76

•"б; 74

К„,

Поликлиника 1: - до совершенствования ЕМО

Ко.п Кз.п

Поликлиника 2: —■— до совершенствования ЕМО

—±— после совершенствования ЕМО —■— после совершенствования ЕМО

Рис. 2. Коэффициенты максимальной удовлетворенности мероприятиями ЕМО после совершенствования

по составляющим блокам (доли от 1,0)

оптимизации диспансеризации необходимо расширение объемов ежегодного медицинского обследования до стандартов гражданского здравоохранения [5, 6].

Безусловно, было бы целесообразным в ведомственных медицинских учреждениях (подразделениях) ведение учетной формы № 131/у-ГС «Карта учета диспансеризации государственного гражданского служащего Российской Федерации и муниципального служащего», предусмотренной приложением № 2, для всех категорий прикрепленного контингента, а не только военнослужащих [5], и составление отчетов о результатах проведения диспансеризации по форме № 12-Д-1-10 «Сведения о дополнительной диспансеризации работающих граждан», предусмотренной приложением № 3 [6]. Это только восполнило бы пробелы в организации учетно-отчетной составляющей диспансерной работы некоторых ведомственных медицинских подразделений и расширило бы возможности анализа диспансерной статистики, что в целом направлено на выработку управленческих решений по повышению качества амбулаторно-поликлинической помощи прикрепленному контингенту.

Кроме того, по окончании прохождения диспансеризации врач-терапевт участковый (семейный врач) по желанию гражданина выдает «Паспорт здоровья», предусмотренный приложением № 1 [5]. В данном документе отмечаются результаты осмотров всех врачей-специалистов (включая дополнительные консультации), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе диспансеризации, вписываются группа состояния здоровья, заключения врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению. «Паспорт здоровья» хранится у гражданина. В ведомственных медицинских учреждениях (подразделениях) ведение такого документа персонального учета состояния здоровья также было бы весьма актуальным, особенно для слушателей и курсантов ведомственных образовательных учебных заведений, убывающих в служебные командировки, а также для слушателей «школ здоровья». «Паспорт здоровья» по желанию может быть оформлен на каждого сотрудника, прошедшего ежегодное углубленное медицинское обследование.

Важным направлением совершенствования качества ЕМО является внедрение новых информационных технологий. Поэтому необходимо предусмотреть разработку современного компьютерного комплекса и автоматизированной информационной системы (АИС) для проведения диспансеризации военнослужащих [7].

Данная АИС предназначена: для информационного обеспечения руководителей поликлиник с целью анализа, учета и контроля диспансеризации в поликлинике; повышения эффективности диспансеризации за счет снижения затрат времени медицинского персонала на выполнение рутинной работы; формирования плановых показателей, показателей оценки эффективности диспансерного обслуживания и определения оздоровительных мероприятий; формирования и поддержки персонифицированной базы данных по диспансерным больным.

Применение данной системы позволит стандартизировать и унифицировать медицинскую методику сбора и обработки анамнестических, генетических, социально-гигиенических и основных объективных данных; автоматизировать планирование всех видов осмотров (ежегодной диспансеризации населения, диспансерного наблюдения пациентов с факторами риска, контрольных осмотров военнослужащих) в соответствии с требованиями руководящих документов, составлять индивидуальные программы диспансеризации без неоправданного дублирования мероприятий; контролировать объем, а также сроки осмотров и обследований; осуществлять наблюдение за состоянием здоровья военнослужащих.

Для решения этих задач создаются и ведутся базы данных по диспансерным больным, входными документами которых являются «Сведения о диспансе-ризуемых при взятии на учет», «Сведения о динамическом наблюдении диспансеризуемого» и «Сведения об изменениях данных диспансеризуемого». Порядок заполнения входных документов, технология сбора и передачи их в интегрированную базу данных, отладка и обработка информации приведены в соответствующих инструкциях документа «Руководство пользователя».

Блок 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Персонифицированные данные: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, профессия, уровень образования, семейное положение, место жительства и дата прохождения ЕМО в поликлинике (диспансерно-поликлиническом отделении)

Блок 2 Показатели состояния здоровья

Рост

Масса тела Частота сердечных сокращений

Артериальное давление (АД) Прочие показатели

Блок 3

Факторы риска социально значимых заболеваний

Наследственность Курение Избыточная масса тела Гиподинамия Стресс Повышенное АД

Нерациональное питание

Блок 4

Проведенные

лабораторные

исследования

Клинический анализ крови Биохимический анализ крови

Клинический анализ мочи Анализ крови на онкомар-керы

Цитологическое исследование мазков

Блок 5 Блок 6 Блок 7

Проведенные Осмотр Группы

функциональные врачами- здоровья

исследования специалистами

• Электрокар- • Терапевт 1 — «здоровые»

диография • Хирург 2 — «практиче-

• Флюоро- • Невролог ски здоровые»

графия • Стоматолог 3 — «имеющие

• Маммография • Гинеколог хронические

• Отоларинго- заболевания

лог с умеренными

• Офтальмолог или выраженны-

• Дерматовене- ми нарушениями

ролог функций органов

• Уролог и систем»

• Психиатр

Блок 8

Заболевания, выявленные в ходе ЕМО

С I по XIX класс по МКБ-10

Блок 9

Результаты

ЕМО

Нуждающиеся:

- в амбулаторном лечении;

- стационарном лечении;

- оказании высокотехнологичной медицинской помощи;

- санаторно-курортном лечении

Интегрированная база данных

Рис. 3. Организационно-функциональная модель мониторинга ежегодного медицинского обследования

Пользователями данной автоматизированной системы могут быть: начальники поликлиник; начальники диспансерно-поликлинических отделений; врачи поликлиник и их медицинские сестры. Выходная информация представляет собой набор таблиц, выдаваемых заказчику в регламентном и запросном режимах.

Структура организационной модели базы данных компьютерного мониторинга ежегодного медицинского обследования военнослужащих и методическое обеспечение обработки многофакторных потоков представлены на рис. 3. Организационно мониторинг состоит из девяти основных блоков: паспортная часть с ключом файла; показатели состояния здоровья; факторы риска социально значимых заболеваний; проведенные лабораторные исследования; проведенные функциональные исследования; осмотры врачей-специалистов; группы здоровья; заболевания, выявленные в ходе диспансеризации; результаты диспансеризации.

Структура блока 1, по существу, определяет персонифицированный учет и общую характеристику военнослужащего, проходящего ежегодное медицинское обследование: возраст, профессия, уровень образования, семейное положение, место жительства и дата прохождения ЕМО в поликлинике (диспансерно-поликлиническом отделении).

Блок 2 «Показатели состояния здоровья» включает в себя антропометрические показатели военнослужащего (рост, масса тела), оценку частоты сердечных сокращений и артериального давления.

Блок 3 включает в себя факторы риска социально значимых заболеваний (наследственность, курение, избыточная масса тела, гиподинамия, стресс, повышенное артериальное давление, нерациональное питание).

Блок 4 содержит данные по проведенным лабораторным исследованиям: клинический анализ крови; биохимический анализ крови (сахар крови, билирубин, общий белок сыворотки крови, уровень холестерина крови, амилазы, креатинина, липопротеидов низкой плотности, триглицеридов сыворотки крови, мочевой кислоты); клинический анализ мочи (на белок, сахар, эритроциты); анализ на онкомаркер специфический СА-125; анализ на онкомаркер специфический PSA; цитологическое исследование мазков.

Блок 5 содержит данные по проведенным функциональным исследованиям — электрокардиографии, флюорографии, маммографии.

В блоке 6 представлены данные осмотров врачами-специалистами — терапевтом, хирургом, неврологом, стоматологом, гинекологом (для военнослужащих-женщин), отоларингологом, офтальмологом, дерматовенерологом, урологом, психиатром.

Блок 7 содержит данные по группам здоровья военнослужащих: первая группа — «здоровые», вторая — «практически здоровые», третья — «имеющие хронические заболевания с умеренными или выраженными нарушениями функций органов и систем».

В блоке 8 представлены данные по заболеваниям, выявленным в ходе ежегодного медицинского обследования, по МКБ-10.

Блок 9 содержит данные по результатам ежегодного медицинского обследования: нуждающиеся в амбулаторном или стационарном лечении, оказании высокотехнологичной медицинской помощи, санаторно-курортном лечении.

Выводы. Данный комплекс использованных методов предполагает не только повышенную репрезентативность результатов, но и дает возможность интегрированной оценки военнослужащего, проходящего ежегодное медицинское обследование.

Предложенная нами структура базы данных для проведения компьютерного мониторинга ежегодного медицинского обследования военнослужащих не имеет аналогов в системе отечественного и зарубежного здравоохранения. Программа мониторинга охватывает все необходимые факторы и этапы проведения ЕМО, позволяет выявлять военнослужащих со сниженными функциональными резервами и объективизировать их распределение на группы в соответствии с состоянием здоровья, отражает системный подход к организации диспансеризации военнослужащих.

Литература

1. Быков, И.Ю. Актуальные вопросы совершенствования работы амбулаторно-поликлинических учреждений Вооруженных сил Российской Федерации / И.Ю. Быков // Воен.-мед. журн. — 2006. — № 11. — С.4—6.

2. Гуляев, В.А. Перспективы развития диспансеризации в армии и на флоте / В.А Гуляев, В.Т. Карташов // Воен.-мед. журн. — 2003. — № 1. — С.10—14.

3. Карташов, В.Т. Состояние системы диспансеризации в Вооруженных силах Российской Федерации и направления ее совершенствования / В.Т. Карташов // Воен.-мед. журн. — 2007. — № 9. — С.10—18.

4. Организация диспансеризации в Вооруженных силах Российской Федерации: метод. указания (утв. решением начальника ГВМУ МО РФ) / И.Ю. Быков [и др.]. — М.,

2005. — 47 с.

5. Приказ Минздравсоцразвития России. О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан от 24.02.2009 № 67н // Российская газета. — 2009. — 6 марта. — С.12.

6. Приказ Минздравсоцразвития России. Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения от 14.12.2009 № 984н // Российская газета. — 2010. — 15 янв. — С.15.

7. Синявский, В.М. Дополнительная диспансеризация. Автоматизированный учет и отчетность / В.М. Синявский // Здравоохранение. — 2006. — № 10. — С.165—171.

8. Чиж, И.М. Организационные основы управления качеством диспансеризации в Вооруженных силах / И.М. Чиж, В.А. Гуляев, В.Т. Карташов // Воен.-мед. журн. — 2004. — № 10. — С.4—12.

9. Щепин, В.О. Диспансеризация населения в России / В.О. Щепин, О.Е. Петручук; под ред. О.П. Щепина. — М.,

2006. — 325 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.