Научная статья на тему 'Возможности социализации подростков в самодеятельном танцевальном коллективе'

Возможности социализации подростков в самодеятельном танцевальном коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / ТАНЕЦ / DANCE / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова Екатерина Игоревна, Рахимбаева Инга Эрленовна

В статье рассматривается самодеятельный танцевальный коллектив как институт социализации. Показаны его возможности и преимущества в процессе социализации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности социализации подростков в самодеятельном танцевальном коллективе»

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Возможности социализации подростков в самодеятельном

танцевальном коллективе

1 2 Тарасова Е. И. , Рахимбаева И. Э.

1Тарасова Екатерина Игоревна / Tarasova Ekaterina Igorevna - студент магистратуры;

2Рахимбаева Инга Эрленовна /Rahimbaeva Inga Jerlenovna - доктор педагогических наук,

профессор, директор, кафедра теории, истории и педагогики искусства, Институт искусств Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Саратов

Аннотация: в статье рассматривается самодеятельный танцевальный коллектив как институт социализации. Показаны его возможности и преимущества в процессе социализации подростков.

Abstract: the article deals with an avocational dance group as an institution of socialization. Shown its features and benefits in the process of socialization of teenagers.

Ключевые слова: подростки, танец, социализация. Keywords: teenagers, dance, socialization.

В современном обществе все чаще выступает задача воспитания культурного человека. Осуществление этой цели возможно только при усилении внимания государства и общества роли педагогики искусства при воспитании растущего человека. Сегодня становятся актуальными возможности танцевального искусства для успешной социализации подростков.

Мудрик А. В. характеризует социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, которое происходит во взаимодействии со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [4, с. 21]. Однако основные нормы социального поведения закладываются именно в детстве и подростковом возрасте.

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 16-17 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка, так как в этот период происходят биологические и физиологические изменения, а так же изменения в социальном поведении и ведущей деятельности. Американский психолог Ст. Холл охарактеризовал подростковый возраст как «кризис самосознания», преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности» («История одной кучи песку», 1925). Кроме того, с точки зрения большинства отечественных психологов, важным феноменом подросткового возраста является «чувство взрослости» [1]. Именно в этом понятии находит свое выражение изменение самосознания, в результате которого подросток начинает ощущать себя личностью, равноправной и равнозначной личности взрослого, то есть происходит переход от состояния детства к состоянию взрослого индивида.

Основными институтами социализации принято выделять школу и семью, однако в подростковом возрасте, из-за желания доказать свою «взрослость», данные институты, в особенности школа, теряют свое первоначальное значение. Так подростку необходимо самоутвердиться, доказать «свою взрослость», в этом стремлении проявляется желание подростка к проявлению самостоятельной жизненной позиции. Отсюда появляется

необходимость в сочувствующей и соучаствующей аудитории, то есть подростку необходима своя референтная группа - друзья, признающие его "взрослость", равноправность и равнозначность. Такой референтной группой вполне может выступить самодеятельный танцевальный коллектив [5].

Преимуществом танцевального коллектива перед школой, как социального института социализации, будет, в первую очередь тот факт, что данная система менее формализована, поэтому подростки чувствуют себя более раскрепощенно и свободно. В танцевальных объединениях подростку проще выступать в новых ролях, отличных от семейных и школьных, то есть в объединении подросток может активизировать как свои природные задатки, так и реализовать сформированные в процессе социальной деятельности способности. Так же, что немало важно, раскрыть свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Совершенно очевидно, что для успешной социализации подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива помимо педагогической следует особое внимание уделять социально-педагогической деятельности руководителя коллектива, как целостной совокупности взаимосвязанных, взаимодействующих компонентов, предполагающих непрерывную, педагогически целесообразную организацию внутри коллективной жизни и обеспечивающий личностно-ориентированный подход к учащимся.

Социально-педагогическая деятельность - это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе. То есть в отличие от педагогической деятельности, направленной на передачу знаний и опыта, социально педагогическая - способствует социальному становлению подростков.

Социально-педагогическая деятельность хореографа предполагает создание условий для деятельности учащихся в решении проблем возникающих в процессе социального взаимодействия. Учитывая данную направленность при занятиях в самодеятельном танцевальном коллективе, особое внимание следует уделять при подборе репертуара коллектива. Он должен открывать что-то новое, давать импульс на развитие воображения, самореализацию, потребность в самостоятельной творческой деятельности. Также необходимо использовать как традиционные, так и инновационные методы подготовки подростков танцоров. К традиционным мы можем отнести профессиональные методики развития данных и освоения танцевальных техник. Инновационные методы направлены на развитие творческого потенциала личности, ее способности к саморазвитию. Это: методы направленные на развитие лидерских качеств, активизирующие творческую деятельность, развивающие межличностные отношения в коллективе. Данные методы являются разработками отечественной и зарубежной гуманистической педагогики. (К. Д. Ушинского, В. Ф, Шаталова, Ш. А. Амонашвили)

Особо следует подчеркнуть, что самодеятельный хореографический коллектив -это творческий коллектив и вся деятельность его также носит творческий характер, что является важным фактором интеллектуального и физического развития подростков. Кроме того творчество поддерживает и развивает их эмоциональное здоровье, способствует выходу из стрессов и беспокойств через механизмы эмоционального восприятия и переживания подростка, максимально активно усваиваются элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении. В ходе анализа творческой деятельности наиболее успешных самодеятельных танцевальных коллективов были выявлены характерные черты работы с подростками в этой сфере, необходимые для успешного раскрытия творческого потенциала подростков. Среди них можно выделить: отсутствие рутины и непринуждённое отношение к творчеству, активное обращение к современной

тематики в номерах, свобода самовыражения подростков в ходе обсуждения танцевальных постановок, использование импровизации.

Также следует отметить, что развитие творческого самовыражения способствует: признание безусловной ценности индивида, создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание, понимание, сопереживание, психологическая свобода.

Таким образом, самодеятельный танцевальный коллектив представляет собой социум, организованный с помощью социально-педагогической деятельности хореографа, в котором у каждого подростка есть возможность проявить свои способности при активном взаимодействии с другими членами группы для достижения общей, творческой цели (постановки номера, выступления). Достижение данной цели происходит общими усилиями, но в то же время является личным достижением каждого. То есть, благодаря занятиям в самодеятельном танцевальном коллективе происходит формирование следующих качеств, способствующих успешной социализации подростков: коллективная ответственность, умение контактировать с другими членами коллектива, творческая активность, инициативность и т. д.

Литература

1. Новгородцева А. П. Переживание подростками «чувства взрослости». [Электронный ресурс]: электронная библиотека московского государственного психолого-педагогического факультета. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/PNIQG22GG6/pnG62G39.htm/ (дата обращения: 29.09.2016).

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. 152с.

3. Иванов А. В., Севалкин И. Ю. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебн. пособие для студ. высших учебн. заведений. М.: «Талант», 2012. 216 с.

4. Мудрик А. В. Социализация человека: уч. Пособие для студентов высших учеб. Заведений- 2е изд., испр. и доп. М.: издательский центр «Академия», 2006. 304 с.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / СПБ.: ПИТЕР, 1999. 303 с.

6. Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.

Современные технологии организации досуга подростков

Шамаева Г. И.

Шамаева Галина Ивановна /БЬатаеуа ОаИпа 1уапота - преподаватель, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа № 266 «Школа Здоровья», г. Москва

Аннотация: в настоящей статье обосновывается необходимость организации досуга для школьников-подростков. На основе анализа психолого-педагогической литературы делается вывод о противоречивости возраста: на этом этапе развития человек пытается встать в оппозицию к социуму, одновременно же испытывая потребность в его одобрении за определенные личностные качества и умения. Выходом из противоречивой ситуации, по убеждению автора статьи, можно считать использование современных технологий (квест, флэш-моб, фото-кросс), позволяющих вовлечь школьников-подростков в социально одобряемые виды деятельности, осуществляемые в свободное от учебы время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.