Научная статья на тему 'Сущность и специфика этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца'

Сущность и специфика этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
516
169
Поделиться
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ / ФОЛЬКЛОР / ТАНЕЦ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мироненко Александр Владимирович

Рассматривается проблема этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца. Представлен теоретический анализ источников, в которых изучались вопросы социализации, этнической культуры, фольклорного танца, и на их основе определены сущность и специфика рассматриваемого педагогического процесса. Актуальность этнокультурной социализации личности в подростковый возрастной период обусловлена тем, что подростки являются социальной группой, которая требует к себе пристального внимания. Это связано, во-первых, со статусной неопределенностью и поиском социальных ролей, а также с трудностями их освоения. Во-вторых, возрастные психологические особенности создают дополнительные условия для интериоризации подростками радикальных идей и реализации их в экстремистской деятельности, что обусловливает особую подверженность негативным влияниям Запада. В этнокультурной социализации подростков определяющую роль может сыграть хореография и, в частности, региональный фольклорный танец, который обладает значительным воспитательным потенциалом в решении данной проблемы. Этнокультурный компонент хореографической деятельности позволяет подросткам более глубоко изучить народную художественную культуру и практически освоить разнообразные виды и жанры этнохудожественной творческой деятельности. Заложенные в танце социокультурные ориентации позволяют ему играть существенную роль в процессе социализации личности, способствуя полноценному постижению подростками мира народной культуры. Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что окружает человека: природа, труд, быт, социальные отношения, народное художественное творчество. Сущность этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца представляет собой целенаправленный педагогический процесс усвоения подростком реалий и идеалов культуры, социальных норм и ценностей, выработки культурных потребностей и установок, жизненной ориентации и этнокультурной самоидентификации, необходимых для успешного функционирования индивида в конкретном обществе через изучение лучших хореографических образцов региональной отечественной и мировой культуры, что составляет основу для дальнейшего использования и интерпретации полученных знаний и опыта в самореализации человека на протяжении всей его дальнейшей жизни и формирования культурных картин мира. Специфика этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца заключается в вариативности педагогических программ, приобщающих индивида к отечественной и мировой культуре посредством воздействия на сознание и поведение подростка с целью формирования у него понимания универсальных моральных человеческих ценностей, выработки этнокультурного опыта общения и деятельности в современном поликультурном обществе и творческой самореализации личности на основе сохранения и развития региональных танцевальных традиций.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца»

УДК 37.013.42

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ТАНЦА

© Александр Владимирович МИРОНЕНКО

Орловский государственный институт искусств и культуры,

г. Орел, Российская Федерация, соискатель, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: skd68@mail.ru

Рассматривается проблема этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца. Представлен теоретический анализ источников, в которых изучались вопросы социализации, этнической культуры, фольклорного танца, и на их основе определены сущность и специфика рассматриваемого педагогического процесса.

Актуальность этнокультурной социализации личности в подростковый возрастной период обусловлена тем, что подростки являются социальной группой, которая требует к себе пристального внимания. Это связано, во-первых, со статусной неопределенностью и поиском социальных ролей, а также с трудностями их освоения. Во-вторых, возрастные психологические особенности создают дополнительные условия для интериоризации подростками радикальных идей и реализации их в экстремистской деятельности, что обусловливает особую подверженность негативным влияниям Запада.

В этнокультурной социализации подростков определяющую роль может сыграть хореография и, в частности, региональный фольклорный танец, который обладает значительным воспитательным потенциалом в решении данной проблемы. Этнокультурный компонент хореографической деятельности позволяет подросткам более глубоко изучить народную художественную культуру и практически освоить разнообразные виды и жанры этнохудожественной творческой деятельности. Заложенные в танце социокультурные ориентации позволяют ему играть существенную роль в процессе социализации личности, способствуя полноценному постижению подростками мира народной культуры. Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что окружает человека: природа, труд, быт, социальные отношения, народное художественное творчество.

Сущность этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца представляет собой целенаправленный педагогический процесс усвоения подростком реалий и идеалов культуры, социальных норм и ценностей, выработки культурных потребностей и установок, жизненной ориентации и этнокультурной самоидентификации, необходимых для успешного функционирования индивида в конкретном обществе через изучение лучших хореографических образцов региональной отечественной и мировой культуры, что составляет основу для дальнейшего использования и интерпретации полученных знаний и опыта в самореализации человека на протяжении всей его дальнейшей жизни и формирования культурных картин мира.

Специфика этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца заключается в вариативности педагогических программ, приобщающих индивида к отечественной и мировой культуре посредством воздействия на сознание и поведение подростка с целью формирования у него понимания универсальных моральных человеческих ценностей, выработки этнокультурного опыта общения и деятельности в современном поликультурном обществе и творческой самореализации личности на основе сохранения и развития региональных танцевальных традиций.

Ключевые слова: этнокультурная социализация подростков; фольклор; танец.

Происходящие в мире процессы глобализации, утрата части национальных традиций в обществе, до недавнего времени жившем по идеологическим установкам, привели к возникновению негативных явлений в духовной жизни общества. Процессы борьбы противоречивых этнокультурных сред и традиций наглядно наблюдаются сегодня в России: идет засилье западных стереотипов, западной массовой культуры.

Переворот в социальном укладе, экономический кризис, наличие множества нега-

тивных субкультур, разрушающих национально-культурную самоидентификацию молодого поколения, проницаемость информационного пространства для материалов со сниженным ценностным потенциалом, нивелирование этнокультурного своеобразия -все это обусловливает необходимость пристального внимания к этнокультурному воспитанию подрастающего поколения.

Важнейшей задачей сегодняшнего дня является духовное оздоровление общества, сохранение вековых положительных тради-

ций и их разумное сочетание с этнокультурными новациями, что невозможно без этнокультурной социализации подрастающего поколения.

В эпоху реформ российской экономики, политики, культуры следует помочь молодому поколению сформировать такой уровень этнокультурной социализации, который позволит ему позитивно преобразовывать национальную и гражданскую действительность, способствовать развитию полиэтнического общества.

Крайне важным представляется усвоение подрастающим поколением реалий и идеалов культуры, социальных норм и ценностей, выработка культурных потребностей и установок, жизненной ориентации, этнокультурной самоидентификации, необходимых для дальнейшей самореализации человека и формирования у него культурных картин мира.

Задачи этнокультурной социализации подрастающего поколения, особенно в свете формирующегося поликультурного общества, как наиболее важные провозглашают такие авторитетные организации, как ООН и ЮНЕСКО. Ряд важнейших государственных документов: Федеральная целевая программа «Культура России» (2012-2018 гг.), «Национальная доктрина развития образования в России» (2000 г.), Федеральная Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 20082015 гг. (Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 702), Концепция государственной этнонациональной образовательной политики РФ подчеркивают важность преодоления духовно-нравственных, межэтнических и других проблем общественного развития, а выдвинутые в них задачи приобретают особую значимость в свете осуществляемых в России проектов и программ по сохранению культуры и необходимости трансляции ценностей народной культуры в современное мировое сообщество.

Наиболее удачным для решения задач этнокультурной социализации, на наш взгляд, является подростковый возрастной период.

Подростки являются той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания. Это связано, во-первых, со статусной неопределенностью, поиском социальных ролей подростками, а также с трудностями их освоения. Во-вторых, возрастные

психологические особенности создают дополнительные условия для интериоризации подростками радикальных идей и реализации их в экстремистской деятельности, обусловливают особую подверженность негативным влияниям Запада.

Возникает необходимость поиска дополнительных возможностей организации педагогической работы с подростками для того, чтобы заложить основы сознательного поведения в системе общественных отношений и обеспечить решение задач этнокультурной социализации.

Важнейшую функцию по передаче глубинных культурных традиций народа неизменно выполняет фольклор, придавая устойчивость и позитивную направленность всему процессу культурного развития и духовного воспитания подрастающего поколения.

Эффективным средством изучения и освоения культурного наследия является хореография. Продуктивность художественного воспитания подрастающего поколения средствами хореографии обусловлена ее синтезирующим характером. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей теоретической и практической задачей.

Таким образом, проблема формирования этнокультурной социализации подрастающего поколения на сегодняшний день представляется до конца нерешенной.

Проблема этнокультурной социализации молодого поколения привлекает внимание ученых из разных научных областей.

Этнокультурная социализация включает в себя этническую и культурную социализацию, два этих феномена тесно связаны между собой.

Поэтому при раскрытии понятия «этнокультурная социализация», прежде всего, необходимо изучить понятия, являющиеся базовыми: «социализация», «этнос», «культура».

Понятие «социализация» является универсальной категорией, с помощью которой описывается процесс личностного становления и развития [1-3].

В различных концепциях социализации личности изложена некоторая совокупность объяснительных принципов, раскрывающих процесс развития социальности индивида -как в его универсальных проявлениях, так и в конкретно-исторических условиях.

Представляет интерес концепция Н. Смел-зера, который под социализацией подразумевает пути, где люди приобретают опыт и осваивают установки, соответствующие их социальным ролям [4]. Социализация здесь реализует две цели: способствует интеракции на основе социальных ролей и обеспечивает сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения.

Социологические, психологические и социально-психологические исследования позволили выявить закономерности усвоения индивидами социального опыта, обусловленные возрастными этапами жизнедеятельности.

В своих исследованиях А.В. Мудрик дает характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций; умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентацию не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей [3].

Представляет научный интерес концепция социализации, предложенная профессором М.С. Комаровым [5]. Понятие «социализация» определяется ученым, как процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого происходит усвоение им общественных норм, идеалов и ценностей.

На наш взгляд, сущность социализации (80с1аП8 - общественный) можно определить как особый процесс приобщения личности к жизнедеятельности в обществе, к культуре, способствующий развитию интеллектуального, личностного потенциала, преодолению социально-психологических проблем, а также творческому развитию каждого человека на уровне его индивидуальных возможностей.

Этническая социализация (этнизация) -процесс усвоения индивидом духовных ценностей того этноса, к которому он принадлежит [6]. Непременными условиями возникновения этноса являются: общность территории, языка и единство психического склада.

Среди признаков, выражающих системные свойства существующего этноса, которые отделяют его от других этносов, относятся язык, традиции, обычаи, народное искусство, нормы поведения.

Этническая культура - это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев,

которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

В современной науке этническая культура понимается как система определенных стереотипов, норм поведения членов данного этноса. В соответствии с адаптативно-дея-тельностным подходом культура представляется как способ деятельности, система вне-биологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе [7].

Именно подобное понимание культуры определяет ее выдвижение на роль одной из главных этнообразующих и этносохраняю-щих компонентов, что дает основание считать, что этническая общность - это, прежде всего, общность, связанная определенной общей культурой в самом широком понимании этого слова.

Основные парадигмы определяют возможность и условия действия человека в мире, вокруг которых выстраивается в его сознании вся структура бытия. В этом, прежде всего, и состоит защитная функция этнической культуры, являющаяся наиболее значимой из всех ее функций.

Один из компонентов этнической картины мира - ценностное отношение этноса к своему бытию - выражено в традициях и обычаях. Именно они сохраняют социальную память и обеспечивают воспроизводство различных жизненных ценностей, позволяя индивиду ориентироваться в мире [8].

Традиционная культура имеет большое общественное значение, поскольку формируясь в соответствии с общественными отношениями и хозяйственной деятельностью определенного народа, она воссоздает реальную жизнь.

Важнейшая задача современного человека - вобрать в себя все лучшее из традиций и менталитета собственной культуры, чтобы не только сохранить национальную культуру, выраженную в национальных обычаях, традициях, обрядах, но и суметь передать потомкам воспитанные духом национальной культуры общечеловеческие ценности. А эти ценностные ориентиры, в свою очередь, позволят привести в соответствие внешнее проявление поведения с его внутренним содержанием.

Обращение к традиционному творчеству народа формирует систему образов, лежащих

в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире, и, следовательно, определяет поступки и поведение людей.

В этнокультурной социализации подростков определяющую роль, по нашему мнению, может сыграть хореография и, в частности, региональный фольклорный танец, который обладает значительным потенциалом в решении данной проблемы.

Во взаимодействии со всем пространством культуры на протяжении своего развития постоянно находилось и находится танцевальное искусство. Соотнесенность с вечными основами мира и с самыми современными нововведениями делает танец своеобразной моделью культурных процессов.

Этнокультурный компонент хореографической деятельности позволяет подросткам более глубоко изучить народную художественную культуру и практически освоить разнообразные виды и жанры этнохудожест-венной деятельности.

Танец воздействует на глубинные структуры человеческой психики, зачастую минуя сознание, а постижение смысла танцевальных движений происходит сверхрациональным образом.

Заложенные в танце социокультурные ориентации позволяют ему играть существенную роль в процессе социализации личности, способствуя полноценному постижению мира культуры.

Танцы, связанные с жизнью народа, отражают его мысли и чувства посредством композиции и находятся в непрерывном изменении и развитии.

Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

Истинная красота танца зависит не от количества движений и степени их сложности, а от глубины и правдивости чувств и мыслей, выраженных понятным, убедительным, естественным танцевальным языком независимо от того, сложен он или прост.

За многовековую историю танцевальное искусство накопило и отработало определенные приемы, позволяющие посредством при-

сущей этому искусству выразительности передавать богатейшую информацию, составляющую содержание и эмоциональный заряд искусства хореографии.

Создание фольклорного сценического танца - это не просто перенос тщательно выученных движений и рисунков на сцену - это процесс воссоздания атмосферы жизни танца, его дыхания и того таинства общения исполнителей, которое в нем рождается, обусловливая его ценность и необходимость.

Танцы разных областей, в основном, отличает т. н. манера исполнения. Различен и танцевальный язык, т. е. танцевальные движения, имеющие свой особый стиль исполнения.

Своеобразная манера исполнения и придает танцу самобытность. Манера исполнения - довольно сложное понятие, включающее в себя тонкие исполнительские нюансы и краски едва уловимых оттенков. Уловить, освоить местные особенности народного творчества и сценически передать их - значит, создать определенный, неповторимый характер, образ.

Таким образом, изучив литературные источники, можно сказать, что хореографическая деятельность является мощным средством воздействия на духовно-нравственное становление личности, ее мировоззрение, она содействует этнокультурному воспитанию.

На основе вышеизложенного нами была определена сущность этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца, которая представляет собой целенаправленный педагогический процесс усвоения подростком реалий и идеалов культуры, социальных норм и ценностей, выработки культурных потребностей и установок, жизненной ориентации, этнокультурной самоидентификации, необходимых для успешного функционирования индивида в конкретном обществе через изучение лучших хореографических образцов региональной отечественной и мировой культуры, составляющего основу для дальнейшего использования и интерпретации полученных знаний в самореализации человека на протяжении всей его дальнейшей жизни и формирования культурных картин мира.

Специфика этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца заключается в вариативности педагогических программ,

приобщающих индивида к отечественной и, затем, мировой культуре, ненавязчиво воздействующих на сознание подростка с целью формирования у него этнокультурного опыта и понимания универсальных моральных человеческих ценностей.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

2. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. М., 1970. Вып. 3.

3. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.

4. Смелзер Н.Дж. Социология: пер. с англ. М., 1994.

5. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994.

6. Тесленко А.Н. Педагогика и психология социализации личости. Астана, 2011.

7. Этнография / под ред. Ю.В. Бромлея, Г.Е. Маркова. М., 2003.

8. Тавадов Г.Т. Этнология: словарь-справочник. М., 2003.

1. Andreeva G.M. Sotsial'naya psikhologiya. M., 1994.

2. Andreenkova N.V. Problemy sotsializatsii lich-nosti // Sotsial'nye issledovaniya. M., 1970. Vyp. 3.

3. MudrikA.V. Sotsializatsiya i «smutnoe vremya». M., 1991.

4. Smelzer N.Dzh. 1994.

5. Komarov M.S. 1994.

6. Teslenko A.N. Pedagogika i psikhologiya sotsializatsii lichosti. Astana, 2011.

7. Etnografiya / pod red. Yu.V. Bromleya, G.E. Mar-kova. M., 2003.

8. Tavadov G.T. Etnologiya: slovar'-spravochnik. M., 2003.

Поступила в редакцию 3.12.2013 г.

Sotsiologiya: per. s angl. M., Vvedenie v sotsiologiyu. M.,

UDC 37.013.42

ESSENCE AND SPECIFICITY OF ETHNIC-CULTURAL SOCIALIZATION OF TEENAGERS IN REGIONAL FOLKLORE DANCE STUDY

Aleksander Vladimirovich MIRONENKO, Oryol State Institute of Arts and Culture, Oryol, Russian Federation, Competitor, Socio-cultural Activity Department, e-mail: skd68@mail.ru

In clause the problem ethnic-cultural community in a society of the teenagers is considered during development of regional folklore dance. The theoretical analysis of the references is submitted, in which the questions community in a society, ethnic culture, folklore dance were studied, and on their basis are determined essence and specificity of considered pedagogical process.

Ethno-cultural relevance of socialization in adolescence age period due to the fact that teenagers are a social group requires close attention. This is due to the status of uncertainty and search for social roles and the difficulty of their development. The age psychological characteristics create additional conditions for internalization teenagers radical ideas and implementing them in extremist activity that causes the particular vulnerability of the negative influences of the West.

In ethno-cultural socialization of teenagers can play a decisive role choreography and, in particular, the regional folk dance that has significant educational potential in solving this problem. The ethno-cultural component choreographic activity allows young people to explore more deeply the folk art culture and practically master various styles and genres ethno-art creative activity. The inherent in dance socio-cultural orientation allow him to play a significant role in the process of socialization, promoting the full comprehension of teenagers the world of popular culture. Russian folk dance in each region differs only his peculiar vocabulary, methods, manner and style of execution, expressive terms and weaves the arm with clear rhythm, original drawing, the source of which can serve as the appearance of everything that surrounds us: nature, work, life, social relations, folk artistic creativity.

The ethno-cultural essence of socialization of adolescents in the course of development of the regional folk dance is a purposeful process of learning pedagogical teenager realities and ideals of culture, social norms and values, develop cultural needs and attitudes, life orientation and ethnic and cultural identity, necessary for the successful functioning of an individual in a given society through the study of the best choreographic patterns of regional national and world culture, which is the basis for future use and interpretation of knowledge and experience in personal fulfillment throughout his later life and the formation of cultural world views.

Specificity of ethno-cultural socialization of adolescents in the course of development of the regional folk dance is variability pedagogical programs, enabling them to individual national and world culture through the impact on the mind and behavior of a teenager in order to form his understanding of universal moral human values, development of ethno-cultural experience and communication activities in a modern, multicultural society and creative self-realization based on the preservation and development of regional dance traditions.

Key words: ethnic-cultural socialization of teenagers; folklore; dance.