УДК 008:316.722
Л. Г. Тимошенко
ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНО-БЫТОВОЙ ХОРЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
Представлены результаты теоретического осмысления проблем этнокультурного образования и воспитания детей и молодежи через традиционный русский народный танец. Рассмотрены вопросы преподавания народно-бытовой хореографии на современном этапе развития общества и возможности обучения русскому народному танцу с опорой на междисциплинарную интеграцию дисциплин, позволяющих насколько возможно полно охватить танцевальный фольклор в контексте традиционной народной культуры как сложное и многомерное явление.
Ключевые слова: народно-бытовая хореография, этнокультурное образование, народная педагогика, традиционная русская культура.
Проблема преподавания и изучения народно-бытовой традиционной хореографической культуры сегодня является важной темой обсуждения среди педагогов, занимающихся этнокультурным образованием и воспитанием. Это обусловлено тем, что в обществе значительно возрос интерес к русской культуре и истории, к традициям русского народа и его роли в мировой культуре. Решение этой проблемы поможет направить усилия на сохранение культурно-воспитывающей среды и народных традиций, являющихся необходимым условием формирования полноценной духовной жизни современного человека, а также создать условия для подготовки будущих специалистов, обеспечивающих преемственность поколений, которая выступает фактором формирования национального самосознания, социального развития личности и духовного прогресса народа.
Однако в молодежной среде сегодня пользуются большой популярностью современные направления хореографического искусства (чаще всего западного происхождения), и студенты с большим интересом изучают современную хореографию, нежели традиционные народные танцы. Поэтому основными задачами педагогов являются не только популяризация народного танца в молодежной среде, но и разработка и усовершенствование методик преподавания, осмысление роли и сути народно-бытовой хореографии как важной неотъемлемой части русской традиционной культуры, а также реконструкция утраченных образцов.
Следует помнить, что возврат к прошлому, к традициям русского народа и его культуре не означает его копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое должно переосмысливаться, включаться в контекст современности с учетом новых параметров культурного контекста, в том числе его художественно-технологических инноваций. Старые и новые танцы не только могут уживаться рядом, но и взаимовлиять друг на друга, творчески обогащая и развивая русский народный танец. А. С. Каргин, директор Государственного республиканского центра русского фольклора, доктор педагогических наук, в одной из своих работ отметил: «Народ не может петь былин и песен 18 в., танцевать так, как это умели делать наши деды, так же играть свадьбы и т. д. Он продолжает петь, играть, творить по законам фольклорного искусства, но в их новой исторической редакции. Традиция - не однажды заданное явление. Она меняется вместе с человеком, и поэтому сохранение, возрождение и распространение национальной культуры в современных условиях восстанавливает традиционное комплексное восприятие слова, музыки,
танца, прикладного искусства, помогает созданию сферы духовного общения и преемственности поколений» [1].
Нельзя не согласиться с мнением А. С. Каргина о том, что жизнь невозможно повернуть в патриархальную Россию. При этом бережное сохранение и распространение традиционной русской культуры на фоне развития западной индустриальной поп-культуры поможет формированию не только гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения, но и их эстетических взглядов и потребностей.
Обращаясь к истории русского танца, можно отметить, что он один из наиболее древних видов народного творчества, возникший на основе трудовой деятельности человека и передающий мысли, чувства, настроения, отношения народа к жизненным явлениям. Его развитие тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что в свою очередь накладывало отпечаток и на традиционный русский танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям [2].
В последние годы изучение и освоение русского народного танца как важной составной части традиционной культуры поднялось на качественно новый уровень. Можно утверждать, что активизировался процесс теоретического осмысления проблем народной хореографии, осмысление роли народного танца как важной неотъемлемой части русской традиционной культуры.
Анализ традиционного хореографического обучения непосредственно в естественной деревенской среде позволил выделить три его этапа:
Первый этап - «игровой» - дети 5-10 лет постигали основы танцевальной культуры через игры, в которых использовались инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы. При этом внимание играющих было направлено на партнеров по танцу, по игре, а не на механическое заучивание хореографических элементов.
Второй этап - «технический» - подростки 11-15 лет осваивали технически сложные, замысловатые хореографические элементы, разучивали танцы, но пока не участвовали в танцах взрослых.
Третий этап - «мастерский» - с 16-18 лет деревенские парни и девушки посещали «вечерки» и могли участвовать в танцах, во время которых оттачивали свою индивидуальную пластическую манеру.
Эти этапы овладения навыками народно-бытовой хореографии условно совпадают и с современными представлениями по обучению основам традиционного танцевального искусства. Первые два этапа - игровой и технический - дети осваивают в школах искусств, творческих объединениях учреждений дополнительного образования и танцевальных студиях. Третий, «мастерский», этап позволяет желающим и проявившим особые успехи в овладении хореографией получить профессиональное высшее образование в одном из старейших учебных заведений г. Томска - Томском государственном педагогическом университете.
Факультет культуры и искусств ТГПУ и его профессорско-преподавательский коллектив переосмыслили происходящие качественные изменения в понимании роли человека в культурно-историческом процессе и актуализировали воспитательную, антропологическую, культурно-экологическую составляющие традиционной русской культуры посредством подготовки специалистов народного художественного творчества. Построение программно-методического обеспечения кафедры хореографии опирается на междисципли-
нарную интеграцию дисциплин, позволяющих наиболее полно охватить танцевальный фольклор в контексте традиционной народной культуры как сложное и многомерное явление [3]. Знакомство с идеалами русской народной хореографии происходит комплексно при изучении целого ряда предметов, которые дают возможность подготовить специалистов народной художественной культуры, способных ориентировать своих будущих учеников на высокие нравственные идеалы и ценности. Среди ведущих дисциплин - «Этнография и танцевальный фольклор народов России», «Формы русского народного танца», «Региональные особенности русского народного танца», «Народно-сценический танец», «Образцы танцевального репертуара».
Методы и приемы обучения традиционной народной хореографии учитывают эмоциональные и физиологические особенности, уровень восприимчивости и интересов, основываясь прежде всего на законах педагогики и психологии. Процесс освоения русского народного танца опирается на опыт и методические приемы, существующие в самой традиционной культуре:
1) этапность в овладении хореографическими элементами;
2) дифференцированное обучение мальчиков и девочек;
3) формирование навыков синкретичного исполнения - важной особенности русской культуры, так как народные жанры (хороводы, частушки, плясовые песни, кадрили, игры) требуют синтеза пения и танца.
Освоение лексики русской традиционной народно-бытовой хореографии опирается на русскую школу народного танца, имеющую общие требования:
- локти в позициях не провисают, ладони широкие, открытые, держатся прямо, без изломов в запястье;
- при переводах из позиции в позицию кисти не отстают, не опережают движение и не совершают случайных «выкрутасов», а переводятся в строгой манере [2].
В форме и движениях рук, как ни в одном другом движении, ярко проявляются сущность человеческого характера, его деятельность и профессия. Своеобразные движения рук, корпуса и головы придают танцу и его исполнителям определенную манеру. Манера же при этом помогает дать наиболее полную характеристику танцующим, раскрыть содержание танца, придает неповторимость его выразительным средствам и характерным национальным чертам. Движения рук связаны с движениями тела, закрепляют позу, рождают жест. Обучение движениям рук позволяет осваивать особую, присущую русским танцам координацию и проникать в самую глубинную кладовую танца - манеру исполнения [4].
В педагогике существует основной закон усвоения материала: восприятие, осмысление, запоминание, применение, проверка результатов. Из этой формулы ничего нельзя исключить и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление - запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике. Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: танцевальное движение, исполненное многократно, становится простым и доступным [5, 6].
Ожидаемый результат и решение проблемы заключается в том, что у студентов благодаря глубокой связи народно-бытовой хореографии с народными традициями формируются интерес к художественно-творческой деятельности и потребность в этнокультурной рефлексии через познание своей традиционной культуры. Помимо этого воспитывается чувство национального самосознания и толерантное отношение к культуре других народов, а также формируется ценностное отношение к истории и культуре своего народа.
Следует помнить и о том, что танцевальное народное искусство не представляет собой нечто неизменное. Передаваемое из поколения в поколение, оно постоянно меняется, обогащается новыми элементами, несет в себе новое содержание, отражает конкретный период в жизни людей. Танцы кристаллизуются в общественном сознании годами, и многие из них, сохраняя лучшие прогрессивные традиции, и по сей день, доставляют эстетическое наслаждение.
Народный танец, дошедший до нас, волнует и сегодня своей красотой, заставляет гордиться дарованием его безымянных творцов, создавших великое, пронизанное оптимизмом искусство.
Призыв к возрождению и развитию традиционного народного художественного творчества во многом продиктован задачами возрождения России как государства и повышением значимости национальной идентификации. Важность народного художественного творчества обусловлена и его воздействием на духовный мир человека [7].
Следовательно, объяснить интерес к прошлому, в том числе и к художественной культуре народа, можно повышением уровня культуры общества, желанием приспособиться к переменам и сохранить историческую культурную преемственность. Поэтому этнокультурное воспитание и образование, направленное на бережное отношение к традициям национальной культуры, является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и этических основ национального характера. Этнокультурное образование и воспитание - одна из важнейших задач, стоящих перед современным образованием [8].
Таким образом, осознание народного творчества как системной целостности во взаимозависимости различных его сторон, явлений и процессов позволяет через народно-бытовую хореографию раскрыть будущим педагогам содержание традиционной русской культуры в широком культурно-историческом контексте, а также определить ее место и роль в современной социокультурной ситуации.
Список литературы
1. Каргин А. С. Возродить утраченное? О мерах по сохранению и развитию традиционной культуры // Традиционная культура. 2007. № 2. С. 3-8.
2. Матвеев В. Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания. СПб.: Планета музыки, Лань, 2010. 174 с.
3. Тимошенко Л. Г. Подготовка педагогов народной художественной культуры как один из способов решения проблемы формирования нравственности // Материалы II Всерос. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы преподавания творческих дисциплин в контексте современного образования и культуры». Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2013. С. 218-221.
4. Бочкарева Н. И. Русский народный танец: теория и методика: учеб. пос. для студентов вузов к-ры и иск-в. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т к-ры и иск-в, 2006. 210 с.
5. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка: учеб. пос. для вузов. М.: Владос, 2005. 140 с.
6. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. М.: Владос, 2003. 178 с.
7. Тимошенко Л. Г. Народное художественное творчество как способ этнокультурного воспитания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 8 (67). С. 110-113.
8. Тимошенко Л. Г. Этнокультурное образование детей в условиях современного общества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 42-45.
Тимошенко Л. Г., кандидат педагогических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет. Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 20.11.2014.
L. G. Timoshenko
LEARNING AND TEACHING TRADITIONAL FOLK HOUSEHOLD CHOREOGRAPHY IN MODERN CONDITIONS
This paper is the result of a theoretical understanding of problems of ethnic and cultural education and upbringing of children and youth through the traditional Russian folk dance. Appeal to the history of Russian dance allowed to note that it is one of the most ancient forms of folk art, which arose on the basis of employment rights and transmitting thoughts, feelings, moods, attitudes towards people living phenomena. Its development is closely linked with the entire history of the Russian people.
The article defines the stages of learning folk dance in a natural rural environment and illustrated educational influence of Russian folk dance on younger generation.
The article covers the problems of teaching everyday choreography at the present stage of social development and the possibility of learning Russian folk dance on the bases of interdisciplinary integration of disciplines, allowing to cover as campletely as possible dancing folklore in the context of traditional folk culture as a complex and multidimensional phenomenon.
Key words: everyday choreography, ethno cultural education, national pedagogy, traditional Russian culture.
References
1. Kargin A. S. Vozrodit' utrachennoe? O merakh po sokhraneniyu i razvitiyu traditsionnoy kul'tury [On measures to preserve and promote traditional culture]. Traditsionnaya kul'tura - Traditional culture, 2007, no. 2, pp. 3-8 (in Russian).
2. Matveev V. F. Russkiy narodnyy tanets. Teoriya i metodika prepodavaniya [Russian folk dance. Theory and methods of teaching]. St. Petersburg, Planeta muzyki, Lan Publ., 2010. 174 р. (in Russian).
3. Timoshenko L. G. Podgotovka pedagogov narodnoy khudozhestvennoy kul'tury kak odin iz sposobov resheniya problemy formirovaniya nravstvennosti [Training of teachers of folk art culture as a way to solve the problem of the formation of morality]. Materialy II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Aktual'nyye problemy prepodavaniya tvorcheskikh distsiplin vkontekste sovremennogo obrazovaniya ikul'tury" [Materials of II Russian Scientific-practical conference "Actual problems of teaching creative disciplines in the context of modern education and culture"]. Tomsk, Izd-vo Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheslogo universiteta Publ., 2013. Pp. 218-221 (in Russian).
4. Bochkareva N. I. Russkiy narodnyy tanets: teoriya i metodika: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov kul'tury i iskusstv [Russian folk dance theory and methods of teaching: manual for students of culture and arts]. Kemerovo, Kemerovskiy gosudarst-vennyy universitet kultury i iskusstv Publ., 2006. 210 р. (in Russian).
5. Gusev G. P. Metodika prepodavaniya narodnogo tantsa. Uprazhneniya u stanka [Methods of teaching folk dance. Exercises at the barre]. Moscow, VLADOS Publ., 2005. 140 р. (in Russian).
6. Gusev G. P. Metodika prepodavaniya narodnogo tantsa. Tantseval'nyye dvizheniya i kombinatsii na seredine zala [Methods of teaching folk dance. Dance moves and combinations in the middle of the room]. Moscow, VLADOS Publ., 2003. 178 р. (in Russian).
7. Timoshenko L. G. Narodnoe khudozhestvennoe tvorchestvo kak sposob etnokul'turnogo vospitaniya [National art creativity as a way of ethno-cultural education]. Aktual'nyye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk - Actual problems of the humanities and the natural sciences, 2014, no. 8 (67), pp. 110-113 (in Russian).
8. Timoshenko L. G. Etnokul'turnoe obrazovanie detey v usloviyakh sovremennogo obshchestva [Ethno-cultural education of children in the context of modern society]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2013, no. 4 (132), pp. 95-99 (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]