© Макарова В.Г., Якушева Е.Н., Семенченко М.В.
УДК 612.2.035.1
ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПАЦИЕНТА О ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ
В.Г.Макарова, Е.Н.Якушева, М.В.Семенченко
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова
Представлен опыт работы информационно-образовательного центра Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П.Павлова по решению проблемы информирования пациентов о лекарственной терапии путем создания и внедрения в учебный процесс на кафедре фармакологии тематической программы.
В стратегии национальной политики в области лекарственных средств важными задачами являются предоставление независимой (некоммерческой) информации о препаратах и выработка методов просветительской деятельности по рациональному использованию лекарств среди специалистов здравоохранения и населения.
Пока эти и другие задачи в нашей стране находятся на стадии разработки и их реализация трудна из-за ограниченного финансирования, потребности здравоохранения формируют региональные модели деятельности в области лекарственной информации.
С 1994 по 1998 год в Рязанской области осуществлялся российско-американский проект “Рациональный фармацевтический менеджмент”, в работе которого принимал участие Рязанский государственный медицинский университет (РГМУ). Цель проекта - рациональное использование лекарственных средств на всех этапах управления этим процессом: отбор, закупка, распределение и применение. Американские коллеги предложили апробированную в США, Западной Европе и других странах методологию - систему формуляра или затратно-эффективный отбор лекарственных средств. Внедрение, под держание и распространение этого метода невозможно без объективной информации о лекарственных препара-
тах. Инструментом реализации этого направления работы явилось создание информационных центров по лекарственной информации.
С позиций проблемного подхода к реализации идей проекта в декабре 1995 года в Рязанском государственном медицинском университете был создан информационно-образовательный центр (ИОЦ) [7]. Учитывая специфические особенности учебного заведения, приоритет образовательной функции, восприимчивость студенческой аудитории, наличие факультета последипломного образования (ФПДО), центр поставил перед собой следующие стратегические задачи:
1. Познакомить студентов и слушателей ФПДО с понятием объективной, непредвзятой информации о лекарственных средствах.
2. Сформировать отношение к качеству информации о лекарственных средствах и потребность в ее постоянном обновлении.
3. Сформировать генерическое мышление. В основном имеется в виду способность идентифицировать препарат по его международному непатентованному названию, провести его замену в т.ч. с учетом биоэквивалентности и стоимости.
4. Дать понятие о научно обоснованной медицине (evidence-based medicine) и ее возрастающей роли в принятии
клинических рекомендаций и выработке международных и национальных стандартов лечения.
5. Дать навыки анализа первичной, и работы с вторичной и третичной литературой. В частности, статьями в периодической научной медицинской литературе, отечественными и зарубежными справочниками лекарственных препаратов.
6. Знакомить слушателей с современными компьютерными информационными базами данных, в частности, Medline, базами данных - Фармакопея США, Российская медицина, Формуляр и др.
7. Акцентировать в преподавании фармакологии и фармакотерапии вопросы рационального использования лекарственных средств и сделать их преподавание непрерывным с 3 курса до интернатуры и ФПДО.
8. Сформировать понятие о затратноэффективном отборе лекарственных средств (система формуляра) как методе улучшения качества и повышения эффективности лечения при снижении затрат на него.
9. Создать и внедрить межкафедраль-ную программу “Рациональное использование лекарственных средств. Основы фармацевтического менеджмента”.
10. Разрабатывать справочные и информационные пособия, методические рекомендации, информационные листки для врачей, провизоров, студентов, пациентов.
11. Консультировать специалистов здравоохранения и отвечать на их информационные запросы.
12. Формировать позитивное отношение к образовательной деятельности по рациональному использованию лекарственных средств среди населения.
Особенно значимой и практически важной на данном этапе развития ИОЦ, является проблема информирования пациента о лекарственной терапии, подходы к решению которой приводятся в данной статье.
Когда-то Вольтер сказал: “Врачи пичкают лекарствами - о которых они
мало что знают, пытаясь лечить болезни - о которых они знают еще меньше, у больных - о которых они не знают ничего”. Этой цитатой авторы хотели бы подчеркнуть достаточно сложную и мало изученную проблему информирования пациента о заболевании и лечении. Слово пациент переводится с латинского “страдалец”. Это подчеркивает пассивную роль больного в лечебном процессе. Тогда как пациент имеет полное право на информацию о состоянии своего здоровья, методах лечения, в т.ч. на информацию о лекарственных средствах, которые ему назначены. Специалисты здравоохранения недооценивают важность информирования пациента о лекарственном средстве для эффективной фармакотерапии. Опросы показали, что даже если препарат назначен врачом, около 50% больных принимают его неправильно, 43% пациентов вообще не читают инструкцию, прилагаемую к препарату [Ю].
Еще одним аспектом проблемы является постоянное увеличение безрецептурного отпуска лекарств и законодательное разрешение самолечения. Это повышает ответственность провизоров в информировании пациентов о лекарственных средствах.
Неправильное применение лекарственных препаратов, невыполнение назначений и рекомендаций врача и провизора приводит к снижению эффективности лечения, развитию побочного действия, новым затратам на фармакотерапию. Данные о последствиях неправильного применения лекарственных средств в США свидетельствуют, что заболеваемость и смертность по этой причине наносят ущерб стране в 76,6 млрд. долларов, а именно бесконтрольное и неоправданное применение лекарств особенно часто вызывает побочные эффекты. Отсутствие подобной статистики в нашей стране, позволяет нам только процитировать выдающегося клинического фармаколога Б.Е. Вотчала: “Мы живем в век
безопасной хирургии и все более опасной терапии”.
При ряде заболеваний актуально не обычное информирование, а обучение пациента. Убедительно доказано, что школы для больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой позволяют улучшить качество жизни больного и контроль симптомов заболевания [1,2,8].
Проблеме информирования пациента за рубежом уделяется пристальное внимание. Хорошей иллюстрацией этого являются методические материалы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 2-ой том Американской фармакопеи, адресованный пациенту [6,13]. Работа врача и провизора с пациентом - это важное направление их деятельности, которое позволяет повысить эффективность и качество лечения. Это целая система знаний, которая преподается в медицинских университетах и колледжах и реализуется на практике - в клинике, на приеме, в аптеке. Это направление работы имеет мощное методическое обеспечение, включающее печатные издания, компьютерные базы данных, видеоматериалы и др. источники информации [9,10,11,12].
В нашей стране образовательная деятельность среди пациентов нуждается в активной поддержке. Фактически к ней не готовы психологически врачи и провизоры, она не подкреплена методически и финансово.
По нашему глубокому убеждению работа по информированию пациентов о лекарственной терапии должна начинаться с вузов [4,5]. Этому необходимо вначале обучить восприимчивую к новому студенческую аудиторию. Данная статья представляет опыт работы ИОЦ и кафедры фармакологии РГМУ по решению проблемы информирования пациентов о лекарственной терапии.
Для внедрения в учебный процесс программы по проекту “Рациональный фармацевтический менеджмент”, включающей вопросы информирования пациента о лекарственной терапии
было использовано до 10% часов лекций и практических занятий, что допускается программой по фармакологии для студентов высших медицинских учебных заведений. Изменения программы утверждены научно-методическим советом университета. Программа предусмотрена для студентов всех медицинских факультетов.
При разработке нового направ- * ления работы ИОЦ, информирование пациента о лекарственной терапии, были определены цели обучения, структура и объем необходимых знаний. Сформулированы следующие цели обучения:
- Сформировать у студентов позитивное отношение к информированию пациента о лекарственном средстве как методу повышения эффективности и безопасности терапии.
- Выработать навыки информирования пациента о лекарственном средстве, составления информационных листовок для пациента на лекарственные препараты.
Структура обучения традиционная и включает чтение лекций и проведение практических занятий. Указанным целям обучения в большей степени отвечает чтение проблемных лекций.
Примерный тематический план лекций по проекту РФМ включает следующие основные лекции:
1. Принципы рационального использования лекарственных средств.
2. Объективная информация о лекар-ственных средствах.
3. Значение информации о лекар-
ственных препаратах для пациентов. --1
4. Понятие о затратно-эффективном отборе лекарственных препаратов.
5. Принципы составления формуляра лекарственных препаратов.
6. Понятие об оценке использования лекарственных препаратов.
7. Новые лекарственные средства: оценка целесообразности назначения.
В учебный план включена лекция “Значение информации о лекарственных препаратов для пациентов”.
Примерный тематический план практических занятий включает отдельное занятие: “Информация о лекарственных препаратах для пациентов”, а также два занятия в разделе “Рецептура”, на которых уделяется внимание правильному применению лекарственных средств в разных лекарственных формах для эффективной фармакотерапии.
Для достижения поставленных целей обучения рекомендуется следующий объем сведений по проблеме “Информация о лекарственном средстве для пациентов”:
• Информация о лекарственных средствах для разных категорий потребителей (врачей, провизоров, пациентов) и ее значение в системе рационального использования лекарственных средств.
• Актуальность проблемы информирования пациентов о лекарственных средствах.
• Типичные нарушения правил приема лекарственных средств и их последствия для пациента.
• Информационные потребности пациентов:
- данные по профилактике заболеваний,
- данные по использованию лекарственных средств,
- данные по альтернативному лечению.
• Какая информация о лекарственном средстве необходима пациенту?
- Информация о лекарственном средстве, его лечебном эффекте.
- Информация о правилах приема лекарственного средства.
- Информация о побочном дей-ствиии лекарственного средства и мерах предосторожности.
• Источники информации о лекарственных средствах для пациентов.
• Формы информирования пациентов (устная и письменная).
• Особенности процесса общения медицинского работника и пациента, возможности повышения его эффективности.
• Образовательные программы для пациентов, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом и другими заболеваниями, как метод повышения эффективности лечения и качества жизни.
• Современные печатные и компьютерные базы данных, содержащие информацию о лекарственных средствах для пациентов.
В организационной структуре практического занятия предлагаются следующие конкретные формы работы:
1. Знакомство с образцами информации о лекарственных средствах для пациентов.
2. Анализ ситуационных задач.
3. Составление информации для пациентов на конкретные препараты.
4. Деловые игры, на которых в студенческой группе разыгрывается ситуация по информированию пациента о лекарственном средстве.
5. Просмотр видеофильмов.
6. Участие в учебно-исследовательской работе.
Основное внимание на занятии уделяется развитию у студентов навыков и умений. Для закрепления навыков информирования пациента в домашнее занятие по всем разделам частной фармакологии включено написание листовок по информированию пациента о лекарственном средстве (например, на пирензепин, сальбутамол, индометацин, хлозепид, кодеин, дигок-син, клофелин, метронидазол и др.). Препараты в списке предполагается добавлять и ротировать.
Проблемной стороной вопроса является отсутствие методической литературы по данной тематике, поэтому сотрудниками ИОЦ и кафедры фармакологии РГМУ разработаны необходимые методические материалы, в т.ч. для чтения лекций и проведения практических занятий. Разработано и издано два тематических инфор-
мационных листка, которые адресованы специалистам здравоохранения и пациентам, а также методические указания для практических занятий студентов медицинских факультетов “Информация о лекарственном средстве для пациентов” (под редакцией профессора В.Г.Макаровой) [3]. В качестве учебно-методической литературы используется также подготовленное ВОЗ “Руководство по надлежащему назначению лекарственных средств” [6].
Хотелось бы отметить, что студенты с большим интересом восприняли новый вид работы и в заполняемой ими оценочной анкете, отмечают большую практическую значймость проблемы и ее важность для их будущей деятельности.
Таким образом, роль информационно-образовательного центра университета заключается в аккумулировании, адаптации, распространении и практическом применении продуктивных и перспективных идей в своей образовательной деятельности. Практически реализованные в РГМУ пути решения проблемы информирования и консультирования пациента о лекарственном средстве позволяют повысить эффективность и безопасность фармакотерапии наименее затратным способом, что особенно актуально в условиях ограниченного финансирования здравоохранения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева А.П., Коба В.И., Ларькина С.Н. Анализ деятельности пульмонологического центра по борьбе с бронхиальной астмой у детей. //Пульмонология: Сб. резюме. - М., 1998.-С.289.
2. Дедов И.И., Фадеев В.В. Введение в диабето-логию: Руководство для врачей. - М.: Берег, 1998.-199 с.
3. Информация о лекарственном средстве для пациентов: Методич. указания для практических занятий студентов / Якушева Е.Н., Семен-ченко М.В. /Под ред. проф. В.Г.Макаровой.
- Рязань, 1998. - 11 с.
4. Макарова В.Г., Семенченко М.В., Якушева
Е.Н. Образовательные программы по проекту “Рациональный фармацевтический менеджмент” в Рязанском государственном медицинском университете.//Тез. докл. V Рос. нац. конгр. “Человек и лекарство” (21-25 апреля 1998 г., Москва), - М., 1998. - С.700.
5. Макарова В.Г., Якушева Е.Н., Семенченко М.В. Информация для пациентов о лекарственных средствах в учебных программах Рязанского государственного медицинского университета. //Там же. - С.700.
6. Руководство по надлежащему назначению лекарственных средств / Т.Р.Г.М. де Вриес, Р.Г.Хеннинг, Г.В.Хогерзейл, Д.А.Фриесл. -Женева: ВОЗ, 1997.
7. Строев Е.А., Макарова В.Г., Семенченко М.В., Якушева Е.Н. Российско-американский информационно-образовательный центр: опыт создания и перспективы //Рос. медико-биол. вестн. им. акад. И.П.Павлова - 1996. -№1 - 2. - Рязань; М., - С. 114-116.
8. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма: глобальная стратегия. //Терапевт, архив. -1994. -№3.
- С.3-8.
9. Drug Information in Lay Language: Advice for the Patient. -14-th ed.-USPDI, 1994. - 1807 p.
10. Improving patient information and education on medicines. Risk Foundation: International Medical Benefit. - Geneva, 1993.
11. Managing Drug Supply: the selection, procurement, distribution, and use of pharmaceuticals./Management Sciences for Health in the collaboration with World Health Organization.-2-nd ed. rev. and expanded. Geneva, 1997.-P. 496-512.
12. Patient information advice on the drafting of leaflets /Association of the British Pharmaceutical Industry. - London, 1988.
13. Rational drug use: consumer education and information /World Health Organization. DAP/ MAC (8)/96.6
APPROACHES TO THE PATIENTS4 DRUG INFORMATION PROBLEM
Makarova V.G., Yakusheva Ye.N., Semenchenko M.V.
The experience of Education-Information Center of Ryazan State Medical University on approaches to the patient’s drug information problem through development and implementation of special teaching program is presented.