Научная статья на тему 'Возможности решения проблемы информирования пациента о лекарственной терапии'

Возможности решения проблемы информирования пациента о лекарственной терапии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
812
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Макарова В. Г., Якушева Е. Н., Семенченко М. В.

Представлен опыт работы информационно-образовательного центра Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П. Павлова по решению проблемы информирования пациентов о лекарственной терапии путем создания и внедрения в учебный процесс на кафедре фармакологии тематической программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to the patients' drug information problem

The experience of Education-Information Center of Ryazan State Medical University on approaches to the patient's drug information problem through development and implementation of special teaching program is presented.

Текст научной работы на тему «Возможности решения проблемы информирования пациента о лекарственной терапии»

© Макарова В.Г., Якушева Е.Н., Семенченко М.В.

УДК 612.2.035.1

ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПАЦИЕНТА О ЛЕКАРСТВЕННОЙ ТЕРАПИИ

В.Г.Макарова, Е.Н.Якушева, М.В.Семенченко

Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова

Представлен опыт работы информационно-образовательного центра Рязанского государственного медицинского университета им. академика И.П.Павлова по решению проблемы информирования пациентов о лекарственной терапии путем создания и внедрения в учебный процесс на кафедре фармакологии тематической программы.

В стратегии национальной политики в области лекарственных средств важными задачами являются предоставление независимой (некоммерческой) информации о препаратах и выработка методов просветительской деятельности по рациональному использованию лекарств среди специалистов здравоохранения и населения.

Пока эти и другие задачи в нашей стране находятся на стадии разработки и их реализация трудна из-за ограниченного финансирования, потребности здравоохранения формируют региональные модели деятельности в области лекарственной информации.

С 1994 по 1998 год в Рязанской области осуществлялся российско-американский проект “Рациональный фармацевтический менеджмент”, в работе которого принимал участие Рязанский государственный медицинский университет (РГМУ). Цель проекта - рациональное использование лекарственных средств на всех этапах управления этим процессом: отбор, закупка, распределение и применение. Американские коллеги предложили апробированную в США, Западной Европе и других странах методологию - систему формуляра или затратно-эффективный отбор лекарственных средств. Внедрение, под держание и распространение этого метода невозможно без объективной информации о лекарственных препара-

тах. Инструментом реализации этого направления работы явилось создание информационных центров по лекарственной информации.

С позиций проблемного подхода к реализации идей проекта в декабре 1995 года в Рязанском государственном медицинском университете был создан информационно-образовательный центр (ИОЦ) [7]. Учитывая специфические особенности учебного заведения, приоритет образовательной функции, восприимчивость студенческой аудитории, наличие факультета последипломного образования (ФПДО), центр поставил перед собой следующие стратегические задачи:

1. Познакомить студентов и слушателей ФПДО с понятием объективной, непредвзятой информации о лекарственных средствах.

2. Сформировать отношение к качеству информации о лекарственных средствах и потребность в ее постоянном обновлении.

3. Сформировать генерическое мышление. В основном имеется в виду способность идентифицировать препарат по его международному непатентованному названию, провести его замену в т.ч. с учетом биоэквивалентности и стоимости.

4. Дать понятие о научно обоснованной медицине (evidence-based medicine) и ее возрастающей роли в принятии

клинических рекомендаций и выработке международных и национальных стандартов лечения.

5. Дать навыки анализа первичной, и работы с вторичной и третичной литературой. В частности, статьями в периодической научной медицинской литературе, отечественными и зарубежными справочниками лекарственных препаратов.

6. Знакомить слушателей с современными компьютерными информационными базами данных, в частности, Medline, базами данных - Фармакопея США, Российская медицина, Формуляр и др.

7. Акцентировать в преподавании фармакологии и фармакотерапии вопросы рационального использования лекарственных средств и сделать их преподавание непрерывным с 3 курса до интернатуры и ФПДО.

8. Сформировать понятие о затратноэффективном отборе лекарственных средств (система формуляра) как методе улучшения качества и повышения эффективности лечения при снижении затрат на него.

9. Создать и внедрить межкафедраль-ную программу “Рациональное использование лекарственных средств. Основы фармацевтического менеджмента”.

10. Разрабатывать справочные и информационные пособия, методические рекомендации, информационные листки для врачей, провизоров, студентов, пациентов.

11. Консультировать специалистов здравоохранения и отвечать на их информационные запросы.

12. Формировать позитивное отношение к образовательной деятельности по рациональному использованию лекарственных средств среди населения.

Особенно значимой и практически важной на данном этапе развития ИОЦ, является проблема информирования пациента о лекарственной терапии, подходы к решению которой приводятся в данной статье.

Когда-то Вольтер сказал: “Врачи пичкают лекарствами - о которых они

мало что знают, пытаясь лечить болезни - о которых они знают еще меньше, у больных - о которых они не знают ничего”. Этой цитатой авторы хотели бы подчеркнуть достаточно сложную и мало изученную проблему информирования пациента о заболевании и лечении. Слово пациент переводится с латинского “страдалец”. Это подчеркивает пассивную роль больного в лечебном процессе. Тогда как пациент имеет полное право на информацию о состоянии своего здоровья, методах лечения, в т.ч. на информацию о лекарственных средствах, которые ему назначены. Специалисты здравоохранения недооценивают важность информирования пациента о лекарственном средстве для эффективной фармакотерапии. Опросы показали, что даже если препарат назначен врачом, около 50% больных принимают его неправильно, 43% пациентов вообще не читают инструкцию, прилагаемую к препарату [Ю].

Еще одним аспектом проблемы является постоянное увеличение безрецептурного отпуска лекарств и законодательное разрешение самолечения. Это повышает ответственность провизоров в информировании пациентов о лекарственных средствах.

Неправильное применение лекарственных препаратов, невыполнение назначений и рекомендаций врача и провизора приводит к снижению эффективности лечения, развитию побочного действия, новым затратам на фармакотерапию. Данные о последствиях неправильного применения лекарственных средств в США свидетельствуют, что заболеваемость и смертность по этой причине наносят ущерб стране в 76,6 млрд. долларов, а именно бесконтрольное и неоправданное применение лекарств особенно часто вызывает побочные эффекты. Отсутствие подобной статистики в нашей стране, позволяет нам только процитировать выдающегося клинического фармаколога Б.Е. Вотчала: “Мы живем в век

безопасной хирургии и все более опасной терапии”.

При ряде заболеваний актуально не обычное информирование, а обучение пациента. Убедительно доказано, что школы для больных сахарным диабетом, бронхиальной астмой позволяют улучшить качество жизни больного и контроль симптомов заболевания [1,2,8].

Проблеме информирования пациента за рубежом уделяется пристальное внимание. Хорошей иллюстрацией этого являются методические материалы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 2-ой том Американской фармакопеи, адресованный пациенту [6,13]. Работа врача и провизора с пациентом - это важное направление их деятельности, которое позволяет повысить эффективность и качество лечения. Это целая система знаний, которая преподается в медицинских университетах и колледжах и реализуется на практике - в клинике, на приеме, в аптеке. Это направление работы имеет мощное методическое обеспечение, включающее печатные издания, компьютерные базы данных, видеоматериалы и др. источники информации [9,10,11,12].

В нашей стране образовательная деятельность среди пациентов нуждается в активной поддержке. Фактически к ней не готовы психологически врачи и провизоры, она не подкреплена методически и финансово.

По нашему глубокому убеждению работа по информированию пациентов о лекарственной терапии должна начинаться с вузов [4,5]. Этому необходимо вначале обучить восприимчивую к новому студенческую аудиторию. Данная статья представляет опыт работы ИОЦ и кафедры фармакологии РГМУ по решению проблемы информирования пациентов о лекарственной терапии.

Для внедрения в учебный процесс программы по проекту “Рациональный фармацевтический менеджмент”, включающей вопросы информирования пациента о лекарственной терапии

было использовано до 10% часов лекций и практических занятий, что допускается программой по фармакологии для студентов высших медицинских учебных заведений. Изменения программы утверждены научно-методическим советом университета. Программа предусмотрена для студентов всех медицинских факультетов.

При разработке нового направ- * ления работы ИОЦ, информирование пациента о лекарственной терапии, были определены цели обучения, структура и объем необходимых знаний. Сформулированы следующие цели обучения:

- Сформировать у студентов позитивное отношение к информированию пациента о лекарственном средстве как методу повышения эффективности и безопасности терапии.

- Выработать навыки информирования пациента о лекарственном средстве, составления информационных листовок для пациента на лекарственные препараты.

Структура обучения традиционная и включает чтение лекций и проведение практических занятий. Указанным целям обучения в большей степени отвечает чтение проблемных лекций.

Примерный тематический план лекций по проекту РФМ включает следующие основные лекции:

1. Принципы рационального использования лекарственных средств.

2. Объективная информация о лекар-ственных средствах.

3. Значение информации о лекар-

ственных препаратах для пациентов. --1

4. Понятие о затратно-эффективном отборе лекарственных препаратов.

5. Принципы составления формуляра лекарственных препаратов.

6. Понятие об оценке использования лекарственных препаратов.

7. Новые лекарственные средства: оценка целесообразности назначения.

В учебный план включена лекция “Значение информации о лекарственных препаратов для пациентов”.

Примерный тематический план практических занятий включает отдельное занятие: “Информация о лекарственных препаратах для пациентов”, а также два занятия в разделе “Рецептура”, на которых уделяется внимание правильному применению лекарственных средств в разных лекарственных формах для эффективной фармакотерапии.

Для достижения поставленных целей обучения рекомендуется следующий объем сведений по проблеме “Информация о лекарственном средстве для пациентов”:

• Информация о лекарственных средствах для разных категорий потребителей (врачей, провизоров, пациентов) и ее значение в системе рационального использования лекарственных средств.

• Актуальность проблемы информирования пациентов о лекарственных средствах.

• Типичные нарушения правил приема лекарственных средств и их последствия для пациента.

• Информационные потребности пациентов:

- данные по профилактике заболеваний,

- данные по использованию лекарственных средств,

- данные по альтернативному лечению.

• Какая информация о лекарственном средстве необходима пациенту?

- Информация о лекарственном средстве, его лечебном эффекте.

- Информация о правилах приема лекарственного средства.

- Информация о побочном дей-ствиии лекарственного средства и мерах предосторожности.

• Источники информации о лекарственных средствах для пациентов.

• Формы информирования пациентов (устная и письменная).

• Особенности процесса общения медицинского работника и пациента, возможности повышения его эффективности.

• Образовательные программы для пациентов, страдающих бронхиальной астмой, сахарным диабетом и другими заболеваниями, как метод повышения эффективности лечения и качества жизни.

• Современные печатные и компьютерные базы данных, содержащие информацию о лекарственных средствах для пациентов.

В организационной структуре практического занятия предлагаются следующие конкретные формы работы:

1. Знакомство с образцами информации о лекарственных средствах для пациентов.

2. Анализ ситуационных задач.

3. Составление информации для пациентов на конкретные препараты.

4. Деловые игры, на которых в студенческой группе разыгрывается ситуация по информированию пациента о лекарственном средстве.

5. Просмотр видеофильмов.

6. Участие в учебно-исследовательской работе.

Основное внимание на занятии уделяется развитию у студентов навыков и умений. Для закрепления навыков информирования пациента в домашнее занятие по всем разделам частной фармакологии включено написание листовок по информированию пациента о лекарственном средстве (например, на пирензепин, сальбутамол, индометацин, хлозепид, кодеин, дигок-син, клофелин, метронидазол и др.). Препараты в списке предполагается добавлять и ротировать.

Проблемной стороной вопроса является отсутствие методической литературы по данной тематике, поэтому сотрудниками ИОЦ и кафедры фармакологии РГМУ разработаны необходимые методические материалы, в т.ч. для чтения лекций и проведения практических занятий. Разработано и издано два тематических инфор-

мационных листка, которые адресованы специалистам здравоохранения и пациентам, а также методические указания для практических занятий студентов медицинских факультетов “Информация о лекарственном средстве для пациентов” (под редакцией профессора В.Г.Макаровой) [3]. В качестве учебно-методической литературы используется также подготовленное ВОЗ “Руководство по надлежащему назначению лекарственных средств” [6].

Хотелось бы отметить, что студенты с большим интересом восприняли новый вид работы и в заполняемой ими оценочной анкете, отмечают большую практическую значймость проблемы и ее важность для их будущей деятельности.

Таким образом, роль информационно-образовательного центра университета заключается в аккумулировании, адаптации, распространении и практическом применении продуктивных и перспективных идей в своей образовательной деятельности. Практически реализованные в РГМУ пути решения проблемы информирования и консультирования пациента о лекарственном средстве позволяют повысить эффективность и безопасность фармакотерапии наименее затратным способом, что особенно актуально в условиях ограниченного финансирования здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева А.П., Коба В.И., Ларькина С.Н. Анализ деятельности пульмонологического центра по борьбе с бронхиальной астмой у детей. //Пульмонология: Сб. резюме. - М., 1998.-С.289.

2. Дедов И.И., Фадеев В.В. Введение в диабето-логию: Руководство для врачей. - М.: Берег, 1998.-199 с.

3. Информация о лекарственном средстве для пациентов: Методич. указания для практических занятий студентов / Якушева Е.Н., Семен-ченко М.В. /Под ред. проф. В.Г.Макаровой.

- Рязань, 1998. - 11 с.

4. Макарова В.Г., Семенченко М.В., Якушева

Е.Н. Образовательные программы по проекту “Рациональный фармацевтический менеджмент” в Рязанском государственном медицинском университете.//Тез. докл. V Рос. нац. конгр. “Человек и лекарство” (21-25 апреля 1998 г., Москва), - М., 1998. - С.700.

5. Макарова В.Г., Якушева Е.Н., Семенченко М.В. Информация для пациентов о лекарственных средствах в учебных программах Рязанского государственного медицинского университета. //Там же. - С.700.

6. Руководство по надлежащему назначению лекарственных средств / Т.Р.Г.М. де Вриес, Р.Г.Хеннинг, Г.В.Хогерзейл, Д.А.Фриесл. -Женева: ВОЗ, 1997.

7. Строев Е.А., Макарова В.Г., Семенченко М.В., Якушева Е.Н. Российско-американский информационно-образовательный центр: опыт создания и перспективы //Рос. медико-биол. вестн. им. акад. И.П.Павлова - 1996. -№1 - 2. - Рязань; М., - С. 114-116.

8. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма: глобальная стратегия. //Терапевт, архив. -1994. -№3.

- С.3-8.

9. Drug Information in Lay Language: Advice for the Patient. -14-th ed.-USPDI, 1994. - 1807 p.

10. Improving patient information and education on medicines. Risk Foundation: International Medical Benefit. - Geneva, 1993.

11. Managing Drug Supply: the selection, procurement, distribution, and use of pharmaceuticals./Management Sciences for Health in the collaboration with World Health Organization.-2-nd ed. rev. and expanded. Geneva, 1997.-P. 496-512.

12. Patient information advice on the drafting of leaflets /Association of the British Pharmaceutical Industry. - London, 1988.

13. Rational drug use: consumer education and information /World Health Organization. DAP/ MAC (8)/96.6

APPROACHES TO THE PATIENTS4 DRUG INFORMATION PROBLEM

Makarova V.G., Yakusheva Ye.N., Semenchenko M.V.

The experience of Education-Information Center of Ryazan State Medical University on approaches to the patient’s drug information problem through development and implementation of special teaching program is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.