ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
О Макарова В.Г.,Семенченко М.В.,Якушева Е.Н.
УДК 615.2.065
* ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРВДСГВ
И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ФАРМАКОЛОГИИ И ФАРМАКОТЕРАПИИ
В. Г. Макарова, М. В. Семенченко, E. Н.Якушева
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова
Статья посвящена вопросу безопасности лекарственных средств в современных условиях я внедрению образовательных программ по побочному действию лекарств для студентов и в системе ФДЦО РГМУ в качестве одного из возможных путей решения данной проблемы.
В последние годы внимание медицинской общественности привлечено к проблеме лекарственной безопасности В среднем побочные реакции возникают у 10-20% госпитализированных больных, в развивающихся странах этот показатель составляет 30-40% [1, 2]. Приведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что проблема безопасности лекарственных средств (ЛС) является в настоящее время одной из самых актуальных для здравоохранения всего мира, и, один из путей ее решения
- улучшение образования в области побочного действия лекарств, его профи-11 лактики, своевременного выявления и
грамотного лечения.
Основной базой для реализации образовательной деятельности по проблеме побочного действия ЛС должны стать медицинские университеты, а также центры медицинской и фармацевтической информации, созданные в ряде городов России и объединенные во Всероссийскую информационную сеть (ВИСЛС). Они могли бы взять на себя образовательную функцию под руководством и в сотрудничестве с
Институтом доклинической и клинической экспертизы лекарств, на базе которого функционирует Отдел побочных действий лекарств, реорганизованный из Научно-практического центра по контролю побочных действий лекарств М3 РФ.
Информационно-образовательный центр (ИОЦ) РГМУ был создан в 1994 г. Университетская база позволила центру решать как информационную задачу (разработка и распространение объективной информации о лекарственных препаратах и их побочном действии), так и образовательную задачу (обучение студентов и специа-листов-медиков вопросам рационального использования лекарств). Не вызывает сомнения, что базовое универ“ ситетское образование является основой будущего стиля применения лекарств, в то же время, существенное значение отводится и непрерывному последипломному обучению, которое также проводится в университете, благодаря наличию факультета последипломного образования врачей и провизоров.
Основное направление деятельности ИОЦ РГМУ, созданного на базе кафедры фармакологии с курсом фармакотерапии ФПДО - это внедрение концепции рационального использования лекарственных средств (РИЛС) посредством создания и включения в учебный процесс образовательных программ.
Образовательные программы, проводимые на кафедре фармакологии, включают в себя лекции, практические занятия, семинары, конференции. На практических занятиях используются такие формы обучения как: деловые игры; просмотр и обсуждение видеофильмов; работ'а с компьютерными базами Данных, в том числе МЕДЛАЙН; элементы проблемного метода преподавания фармакотерапии, разработанного Гронингенским Университетом (Нидерланды) в сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
Необходимо отметить, что образовательные программы - это гибкая система обучения, позволяющая в рамках данной программы подбирать темы, объем материала и формы проведения занятий для конкретных категорий обучаемых.
Согласно концепции РИЛС, изложенной в руководствах ВОЗ [5] цикл менеджмента лекарственных г средств можно представить в виде 4 основных этапов: (отбор, закупки, распределение, применение), на которых происходят ошибки, приводящие в конечном итоге к нерациональному использованию лекарств, в том числе к возникновению побочных эффектов. Проблема побочного действия лекарств (ПДЛ) является одной из наиболее важных в этой цепи и требует самого пристального внимания.
Учитывая значение проблемы безопасности лекарств для их рационального использования, нами была разработана Образовательная про-
грамма по побочному действию лекарственных средств [3]. Необходимость создания такой программы была продиктована следующими причинами:
1. На изучение ПДЛ в учебных программах по фармакологии отведено недостаточное количество часов
- как правило, это 1 лекция и 1 практическое занятие.
2. Врачи незнакомы с системами мониторинга побочного действия и их не удается привлечь к участию в регистрации побочных эффектов.
3. Недостаток независимой, объективной и всесторонней информации о лекарственных препаратах, в том числе об их побочном действии.
4. Появляются новые проблемы безопасности ЛС, такие как: рост самолечения; усиление рекламной деятельности фармацевтических фирм, не предоставляющих объективной информации о возможных осложнениях терапии; наличие на фармацевтическом рынке России препаратов сомнительного качества и др.
Основные задачи данной программы: познакомить студентов, интернов, врачей и провизоров с проблемами в области безопасности лекарств; обучить их методам мониторинга, профилактики, грамотного лечения лекарственных осложнений. Особенно важной является задача разъяснения студентам, врачам и провизорам ФПДО их ответственность и ключевую роль в безопасной фармакотерапии, в мониторинге, регистрации и сообщении о побочных реакциях.
Образовательная программа включает следующие основные вопросы:
1. Побочные эффекты лекарственных средств. Классификация. Механизмы развития.
2. Система контроля побочных эффектов ЛС в медицинской практике. Методы определения степени достоверности.
3. Правила проведения клинических испытаний. Понятие о требованиях GCP.
4. Проблема безопасности лекарств и самолечение. Роль врача и провй-
« зора в предупреждении осложне-
ний самолечения. Информация, необходимая пациенту.
4 5. Объективная информация и рекла-
ма о лекарственных препаратах.
6. Побочные эффекты препаратов разных фармакологических групп.
В рамках программы по побочному действию лекарств кафедра фармакологии использует и такую форму работы, как издание информационных материалов для врачей и провизоров по вопросам эффективности и безопасности JIC, зарегистрированных в России.
Серьезное внимание в последние годы уделяется также проблеме безопасности самолечения, в связи е чем было начато издание информационных листков для пациентов по препаратам безрецептурного отпуска.
Одной из проблем образовательной деятельности по безопасности лекарственной терапии является информационное обеспечение учебного процесса, что обусловлено недостатком литературы по побочным действиям лекарств на русском языке, которая фактически представлена экспресс-ин-формацией “Безопасность лекарств”, издаваемой ранее центром по контро-ь лю побочных действий лекарств М3
РФ и руководством “Побочные действия лекарственных средств” Г.Дюк-, са, изданным в нашей стране в 1983
году, в то время как в 1997 году вышло в свет уже 13 издание этого всемирно признанного руководства.
Сотрудники нашего центра для подготовки образовательных программ используют также зарубежные источники: Meyler’s side effects of drugs; USP DI; Problem Drugs (Health Action International); Drugs in Pregnancy and
Lactation; Martindale The Extra Pharmacopeia и другие.
Перспективным путем получения и распространения самой современной и важной информации о побочных действиях лекарств, может стать Всероссийская информационная сеть по лекарственным средствам (ВИСЛС).
Чрезвычайно актуальной проблемой является также и то, что врачи практически не знакомы с системой регистрации побочных эффектов и сообщений о них. Научно-практический центр по контролю побочных действий лекарств М3 РФ обратился ко всем практическим врачам с предложением о сотрудничестве по выявлению и учету случаев возникновения побочного действия лекарственных средств. На основании анализа и систематизации полученных данных, центр разрабатывает предложения по совершенствованию инструкций на лекарственные препараты, по принятию других необходимых мер, направленных на повышение безопасности фармакотерапии [1,4]. В настоящее время эти функции выполняет Отдел побочных действий лекарств, созданный путем слияния на базе Института доклинической и клинической экспертизы лекарств Научного центра экспертизы и государственного контроля лекарственных средств.
Получение от врачей информации обо всех регистрируемых ими побочных реакциях является самой сложной задачей, которую необходимо решать. В связи с этим особая роль в преподавании должна отводиться планомерной разъяснительной и образовательной работе для формирования правильного понимания задач безопасной фармакотерапии и отношения к проблеме в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Астахова А.В., Брайцева Е.В. Методические рекомендации по организации и работе регио-
нальных центров по изучению побочных действий лекарств (РЦ ПДЛ) II Безопасность лекарств,- 1997,- №3.-С10-15.
2. Астахова A.B., Лепахин В.К. Проблемы безопасности лекарственных средств в России // Фармацевтический мир. - 1997. - № 2. - С. 10-12.
3. Макарова В.Г., Семенченко М.В., Якушева Е.Н. Образовательные программы по побочному действию лекарств // VI Рос. нац. конгр. “Человек и лекарство”: Тез. докл. - М., 1999. - С.516
4. Фитилев С.Б., Кочурков А.Е. Организация службы контроля побочных действий лекарств в России IIVI Рос. нац. конгр. “Человек и лекарство” 19-23 апреля 1999 г.: Тез. докл. - М., 1999. - С.483-484.
5. Managing Drug Supply: The Selection, Procurement, Distribution, and Use of Pharmaceuticals.-2nd ed., rev. and expanded.-Kumarian Press. -1997.
THE PROBLEM OF DRUG SAFETY IN PHARMACOLOGY AND PHARMACOTHERAPY TEACHING
V.G.Makarova, M.V.Semenchenko, Ye.N.Yakusheva
The paper is devoted to the problem of safety in
drug therapy and to the role of tinder-and postgraduate
educational programs, developed in Ryazan State Medical University, for its solution.
О Хубутия Б.И, Калинин P.E Удк 611.127
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ПЕРФУЗИИ И МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ МИОКАРДА
Б.И.Хубутия, P.E.Калинин
Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П.Павлова
В статье представлены результаты экспериментального исследования структурной организации интрамурального миокарда желудочков сердца кошки в 18 топографических точках. Данные исследования свидетельствуют о дискретности миокарда по многим стереологическнм показателям, в частности, по организации капиллярного отдела МЦР. Дискретность строения миокарда также подтверждена в опыте с перфузией витальных красителей.
Клиническая кардиология вполне определённо включает сегодня в список факторов, “провоцирующих” ишемию миокарда - эндотелий. Эндотелий, выстилающий внутреннюю поверхность сосудов на общей площади 400 м2 и массой 2 кг, является одновременно железой внутренней секреции, выделяет ряд активных пептидов, тканевой ангиотензин-2 и др. Коррекция эндотелиальной функции проводится как немедикаментозными мероприятиями (диета, отказ от курения) так и медикаментозными средствами [19].
Из всех важнейших свойств эндотелия, как стенки микроциркулятор-ного русла (МЦР), выделяют: ультра-структурные механизмы фильтрации (микропиноцитозный везикулярный транспорт (>20000 мол. в.), пористый перенос, каналы (<20000 мол. в.)).
Люминарный фибринолитичес-кий процесс повышает эндотелиальную проницаемость [6]. Проникновение витальных красителей провоцирует фагоцитарные свойства эндотелия
[20]. Нейротрофические раздражители
[21] сопровождаются массивной адге-