Научная статья на тему 'Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе'

Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ И ДИАЛОГОВЫЕ МЕТОДИКИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮРИСТОВ / SOCIAL COMPETENCE / OBJECTIVE-ACTION COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / ACTION AND DIALOG METHODS OF ACTIVE EDUCATION OF LAWYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подавалова Татьяна Владимировна, Подавалова Ирина Владимировна

С позиций компетентностного подхода в статье представлен анализ составляющих предметно-деятельностной и социально-профессиональной компетентности будущего юриста и показана реализация деятельностных и диалоговых методик активного обучения при формировании профессиональной компетентности юриста на заданном образовательным стандартом уровне квалификационных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of Competence Approach Realization in the Teaching of History of State and Law in Law School

From the position of competence approach the analysis of components (objective-action and social) of future lawyer professional competence is represented in this article Realization of action and dialog methods of active education with professional lawyer competence formation on the qualifying requirements level defined by educational standards are shown.

Текст научной работы на тему «Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе»

УДК 34(071.1)

Т. В. Подабалоба, И. В. Подабалоба

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

С позиций компетентностного подхода в статье представлен анализ составляющих предметно-де-ятельностной и социально-профессиональной компетентности будущего юриста и показана реализация деятельностных и диалоговых методик активного обучения при формировании профессиональной компетентности юриста на заданном образовательным стандартом уровне квалификационных требований.

From the position of competence approach the analysis of components (objective-action and social) of future lawyer professional competence is represented in this article. Realization of action and dialog methods of active education with professional lawyer competence formation on the qualifying requirements level defined by educational standards are shown.

Ключевые слова: социальная компетентность, предметно-деятельностная компетентность, профессиональная компетентность, компетентностный подход, деятельностные и диалоговые методики активного обучения юристов.

Key words: social competence, objective-action competence, professional competence, competence approach, action and dialog methods of active education of lawyers.

Происходящая в нашей стране модернизация образования, в том числе и высшего профессионального, стимулирует поиск новых путей обновления образовательной системы в соответствии со сложившимися общественными реалиями. Одним из основных направлений педагогической мысли, которое нацелено на внесение существенных изменений в образовательный процесс, является разработка компетентностного подхода в образовании. Ряд отечественных авторов отмечает, что он становится особенно популярным и претендует на роль концептуальной основы образовательной политики, проводимой как нашим государством, так и влиятельными международными организациями и наднациональными объединениями, включая Европейский Союз. В России реализация компетентностного подхода должна способствовать решению ключевой задачи

ПОДАВАЛОВА Татьяна Владимировна - кандидат исторических наук, доцент по кафедре истории государства и права Института (филиала) Московской государственной юридической академии в г. Кирове ПОДАВАЛОВА Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории ВятГГУ © Подавалова Т. В., Подавалова И. В., 2009

модернизации образования - повышению его качества. При этом овладение выпускниками учебного заведения любой ступени образования базовыми компетентностями сейчас стали рассматривать в качестве основного критерия качества образования.

Компетентность чаще всего трактуется как интегральная способность решать возникающие в различных областях жизни конкретные проблемы. Компетентность как свойство индивида существует в различных формах - как способ личной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), как некий итог саморазвития индивида, как форма проявления способности и др. Формой существования компетентности является некоторая деятельность, что подразумевает её различные виды.

До недавнего времени феномен компетентности применялся более всего именно к сфере профессионального образования. Здесь компетентность связывается с некоторыми дополнительными предпосылками развития специалиста, его собственным творческим потенциалом и качеством образования, которое он получил согласно Государственному образовательному стандарту (далее - ГОС). Именно применительно к профессиональной школе, ориентированной на компетентность, говорят о её важнейшей обязанности - подготовке высококвалифицированных, компетентных специалистов. Профессиональная компетентность определяется как имеющая нормативную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству.

В настоящее время существуют разные подходы к выделению видов компетентностей, которые могут быть сформированы у специалиста высшей квалификации. Так, например, одна из предлагаемых классификаций включает в себя социальную компетенцию, связанную со способностью устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых социальных группах, брать гражданскую ответственность, участвовать в решении задач страны и региона, проявлять нравственное отношение к другим людям, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов. Поликультурная компетенция предполагает способность взаимодействовать с другими культурами, странами и народами, толерантное отношение к иным традициям и культурно-историческим образцам. Языковая компетенция включает овладение языками (в том числе компьютерными), необходимыми для устного и письменного общения. Информационная компетенция предполагает владение новыми технологиями, способность к критическому отношению к рас-

пространяемой СМИ информации и рекламе. Предметно-деятельностная компетенция предполагает овладение необходимыми знаниями и способами деятельности в рамках отдельных учебных дисциплин.

Анализируя с позиций компетентностного подхода ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция» с присвоением квалификации «Юрист» и опираясь на предложенную классификацию компетентностей, в перечне сформулированных в стандарте квалификационных требований можно выделить две компетентности - предметно-де-ятельностную и социальную. Они в целом отражают профессиональную компетентность будущего юриста. В стандарте также определен и уровень профессиональной компетентности, который должен быть достигнут каждым выпускником юридического вуза. Естественно, что применительно к конкретным учебным дисциплинам имеет место специфика формирования профессиональной компетентности, т. е. квалификационных требований к деятельности юриста. Так, в преподавании истории государства и права на историко-правовом материале можно формировать предметно-деятельностную компетенцию, реализуя такие квалификационные требования, как уметь толковать и применять законы и другие нормативные акты, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, разрабатывать документы правового характера, принимать правовые решения в точном соответствии с законом, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Формирование социальной компетенции предполагает, что в процессе изучения истории государства и права будущий юрист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности, а также обладать гражданской зрелостью, профессиональной этикой, правовой культурой, уважением к закону, высоким нравственным сознанием и т. д.

Описание уровня ожидаемой профессиональной компетентности в ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция» включает ряд характеристик, которые необходимо использовать для организации оценивания результатов изучения истории государства и права. Согласно им юрист -выпускник вуза должен уметь осуществлять сбор нормативной и фактической информации, необходимой для реализации правовых норм в своей

практической деятельности, анализировать ее, уметь обосновывать, принимать и исполнять решения, связанные с реализацией правовых норм, составлять соответствующие юридические документы.

В связи со спецификой компетентностного подхода для реализации вышеохарактеризован-ных квалификационных требований и ожидаемого уровня их достижения в подготовке будущего юриста на занятиях по истории государства и права необходимо использовать современные методики активного обучения. Под активными методами обучения понимаются все виды деятельности в учебном процессе, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия индивидуальности каждого обучающегося. В частности, к ним относят такие методы обучения, которые позволяют учащимся прежде всего формировать собственное мнение, не боясь его высказывать и отстаивать при помощи аргументов, учиться слышать и слушать другого человека, уважая при этом его мнение, обогащать свой жизненный опыт путем моделирования и переживания жизненных ситуаций, анализировать факты и информацию, активно и самостоятельно работать, проявлять индивидуальность в учебном процессе. При изучении историко-правового материала наиболее уместными из них можно считать деятельност-ные и диалоговые методики обучения, которые, с нашей точки зрения, успешно реализуются при организации работы студентов с историческими документами правового характера. Умения работать с юридическими документами различных видов, их анализировать, использовать для характеристики общественных явлений, самостоятельно разрабатывать документы правового характера по аналогии с имеющимися являются базовыми для профессиональной деятельности компетентного юриста. Работая с историко-пра-вовым документальным материалом, студенты не только приобретают указанные профессионально значимые умения, но и важные для каждого компетентного специалиста историко-правовые знания. Использование документов историко-пра-вового характера в режиме учебного диалога на семинарских занятиях позволяет всем студентам принимать участие в процессе их анализа. Таким образом, происходит формирование предмет-но-деятельностной, а также социальной (в том числе и в зависимости от содержания вопросов) компетенций будущих юристов в отношении каждого студента. Эффективность деятельностных и диалоговых методик при работе с документальным материалом зависит от качества разработанных вопросов-заданий. Эти вопросы-задания помимо формирования прочных и глубоких знаний должны способствовать приобретению уме-

ний критического анализа документа, являющихся базовыми для понимания сути любого документа и его значимости, а также отвечать тем характеристикам методов активного обучения, которые были изложены выше.

В связи с использованием деятельностных и диалоговых методик обучения важно руководствоваться соответствующими им критериями оценивания результатов обучения. Они позволяют судить и о том, как происходит формирование ряда базовых характеристик профессиональной компетентности будущих юристов на семинарских занятиях по истории государства и права и как это соответствует требованиям к уровню их подготовки по ГОС ВПО. Этими критериями являются:

• организация ответа (основными элементами должно быть введение, основная часть и заключение с формулировкой основных выводов, проистекающих из ответа);

• умение анализировать и делать выводы (к аналитическим умениям следует отнести также синтез, отбор наиболее важного, видение альтернативных решений и т. п.);

• иллюстрация собственных мыслей (умение рассуждать и иметь собственное мнение, опираясь при этом на определенный фактический материал - исторический, правовой и др.);

• научная корректность (знание определенных событий, явлений, процессов);

• работа с ключевыми понятиями (умение объяснить их, сравнение нескольких разных понятий, построение соподчиненности понятий и др.);

• выделение причинно-следственных связей (умение определить возможные причины и следствия, видеть зависимость одних событий от других).

Особенности реализации компетентностного подхода на семинарах по истории государства и права с использованием деятельностных и диалоговых методик обучения в процессе работы с историко-правовыми документами можно проиллюстрировать на примере занятий по изучению советского земельного законодательства. На семинарских занятиях советское земельное законодательство изучается на основе анализа Декрета о земле и Земельного кодекса РСФСР 1922 г. Главной целью работы с этими законодательными актами не является запоминание их содержания, ибо они уже не действуют. Основное внимание уделяется формированию у студентов практических навыков работы с законодательством. Это помогает им учиться верно толковать и применять законы, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, давать квалифицированные юридические заключения и консультации, без чего нельзя стать компетентным

юристом. Таким образом, семинары носят дея-тельностно-ориентированный характер, так как изучение содержания правовых первоисточников происходит в деятельности, соответствующей профессии юриста. В связи с этим выбор методов изучения историко-правовых первоисточников определяется в первую очередь не их содержанием, а практическими, профессионально-ориентированными целями работы с законодательством.

Для реализации этих целей выбираются методы, позволяющие студентам не столько запомнить текст законодательного акта, сколько проанализировать его содержание, так как без анализа невозможно понять смысл закона, а значит, и правильно его применить. Формой этого анализа являются вопросы к документу, данные студентам заранее. Эти вопросы позволяют избежать простого изложения содержания закона путем конспектирования его текста и нацеливают студентов на понимание его смысла путем анализа этого текста. Примером является вопрос: «Как вы думаете, почему в категорию отчуждаемых по декрету земель включены крестьянские земли, ведь это могло вызвать недовольство крестьянства?» Чтобы ответить на этот вопрос, студент должен прочитать дополнительную литературу о процессе подготовки и реализации Декрета о земле. Так формируется умение ориентироваться в специальной литературе и таким образом повышать свою юридическую квалификацию. Изучая процесс разработки законодательного акта, студент учится умению составлять юридические документы. Осуществляя сбор нормативной и фактической информации по проведению декрета в жизнь, студент может сделать собственный вывод о том, как должен был решаться по закону вопрос о крестьянских землях и как он был решен.

Многие вопросы к документу в процессе его анализа на семинаре могут быть заданы в ситуативной форме и ответы на них даются в режиме вымышленной ситуации. Так, вопрос «Как Декрет о земле определял порядок конфискации помещичьего землевладения?» может быть задан с использованием элементов ролевой игры. При этом студент должен представить себя помещиком, явившимся на консультацию по этому вопросу в местный Совет. Другой студент как представитель власти должен подробно со ссылкой на статьи закона разъяснить порядок конфискации помещичьих имений. В ходе консультации «помещик» задает уточняющие вопросы: «Что из помещичьего имущества подлежало конфискации, а что оставлялось помещику?», «Разрешалось ли помещику оставлять хотя бы часть земли, чтобы как-то прожить?» Студентам объясняется, что они должны дать полную и исчерпывающую юриди-

ческую консультацию по этому вопросу. Если они не прокомментируют все статьи закона, относящиеся к данному случаю, то их консультация будет неполной, а значит, неправильной. Подчеркивается, что если они не будут учиться умению давать юридические консультации, то в будущем не смогут добиться успеха в своей профессии, так как будут терять клиентов. Так использование ситуативного метода при изучении историко-правовых документов стимулирует профессиональную мотивацию студентов. При этом создается ситуация успеха, которая поощряет развитие у них компетентности и уверенности в себе. Через подобный метод студенты учатся анализировать и толковать современное законодательство.

В процессе анализа историко-правовых документов важное место отводится дискуссионным вопросам. По Декрету о земле предлагается подумать и ответить на такие вопросы: «Что провозглашается в декрете - национализация или социализация земли?», «Как вы считаете, чьи аграрные требования провозгласил декрет -большевистские или эсеровские?», «Согласны ли вы с утверждением о том, что с принятием Декрета о земле большевики отказались от своей аграрной программы?» В ходе обсуждения этих вопросов мнения студентов разделяются. Одни из них считают, что декрет провозгласил эсеровскую социализацию земли и проводил в жизнь аграрную программу эсеров. Другие доказывают, что Декрет закреплял большевистскую аграрную программу и национализацию земли. В итоге дискуссии на примере Декрета о земле студенты уясняют, что законодательные акты часто бывают противоречивыми. Они приходят к выводу, что компетентный юрист должен не только уметь находить противоречия в законодательстве, но и объяснять их причины, вызванные борьбой различных мнений, партий и группировок. Так формируется умение критически анализировать и толковать законодательство, без чего невозможно его правильное применение в юридической практике и в жизни. В ходе дискуссии студенты учатся умениям организовать ответ, отстаивать свою позицию посредством логически построенной системы доказательств и причинно-следственных связей, слушать и слышать другую точку зрения, проявлять терпимость (толерантность) к чужому мнению, соблюдать научную корректность, опираясь только на достоверные факты. Следует отметить, что многие студенты испытывают трудности при ответе на сложные, дискуссионные вопросы. У них слабо развиты навыки разговорной речи и умения аналитического мышления, им не хватает общей куль-

туры, общих и специальных знаний по обсуждаемой теме, поэтому в дискуссии доминируют отдельные наиболее развитые студенты.

Преодолению этих трудностей способствуют активные диалоговые методы обучения, которые используются на семинарах при работе с исто-рико-правовыми документами. Режим диалога способствует развитию коммуникативных качеств студентов. Приемы ролевой игры и дискуссии позволяют повысить интерес к процессу приобретения знаний, что помогает их более прочному усвоению. Если при репродуктивном методе обучения студенты просто заучивают понятия, данные преподавателем, то при диалоговом методе они сами могут вывести понятия в ходе анализа документа. Так, отвечая на вопрос «Что в Декрете о земле понимается под уравнительным землепользованием?», они сами формулируют понятие уравнительного землепользования. Опираясь на статьи изучаемого закона, студенты сравнивают разные понятия, находя между ними общее и различное. Сравнивая понятия общины и колхоза как форм землепользования, установленных Декретом о земле, студенты выявляют различия между большевистской и эсеровской аграрной программами. Так формируются умения аналитического мышления - анализа, синтеза, сравнения, обобщения. На семинарах студентам предлагается проводить сравнительный анализ не только понятий, но и законодательных актов. При изучении Земельного кодекса РСФСР 1922 г. они должны сравнить его с Декретом о земле и ответить на вопросы: «В чем заключалась преемственность Земельного кодекса с Декретом о земле?», «Что нового внес Земельный кодекс в земельное законодательство Советской власти?» В процессе сравнения истори-ко-правовых документов студенты приобретают умение анализировать изменения в законодательстве, что крайне важно для юридической практики.

Таким образом, практика преподавания истории государства и права в юридическом вузе показывает наличие значительных возможностей реализации компетентностного подхода в подготовке будущих юристов на основе ГОС ВПО по специальности «Юриспруденция». При этом наиболее эффективными оказываются деятель-ностные (анализ историко-правовых документов, включая сравнительный, элементы ролевой игры) и диалоговые (дискуссия) методики активного обучения, применение которых в наибольшей степени способствует формированию профессиональной компетентности юриста на заданном образовательным стандартом уровне квалификационных требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.