Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОВОКАЦИЯМ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОВОКАЦИЯМ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / РАЗВИТИЕ УСТОЙЧИВОСТИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОВОКАЦИИ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маклачков Егор Александрович

Введение. В статье рассматриваются средства, способствующие развитию устойчивости к информационным провокациям, характеризующей будущих офицеров как умеющих разумно воспринимать свои возможности и соизмерять их с условиями деятельности, готовых принимать оптимальные решения и осуществлять профилактические мероприятия в отношении подчиненных, наиболее подверженных негативному информационному воздействию. Методология. Теоретический анализ научных исследований на основе функционально-деятельностного подхода позволил определить возможности развития данного состояния у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки. В целях развития устойчивости к информационным провокациям определена необходимость понимания значения своей профессии, активной позиции в решении коллективных задач, ценностного отношения к служебной деятельности, умения принимать самостоятельные решения в ситуациях неопределенности и отсутствия времени на детальный анализ, а также освоения навыков контроля своего поведения. Для реализации данного процесса разработан факультативный курс, который направлен на развитие устойчивости к информационным провокациям с последующим анализом достигнутых результатов. Устойчивость к информационным провокациям исследуется посредством подобранного диагностического инструментария. В соответствии с поставленными задачами выбраны методы исследования: анкетирование, тестирование. Результаты. После завершения занятий факультативного курса проведена диагностика, в ходе которой определено повышение у будущих офицеров устойчивости к информационным провокациям. Результаты исследования помогут за короткое время осуществить качественную подготовку к действиям в условиях недостатка достоверной информации и провокации к необдуманным действиям и поступкам. Заключение. Устойчивость к информационным провокациям показывает будущих офицеров как умеющих грамотно управлять подчиненными и распределять служебную нагрузку, обладающих оптимальной самооценкой своих возможностей и желающих раскрыть свой потенциал в профессиональной деятельности. Данные выводы имеют значение в решении вопросов военно-профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маклачков Егор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL FOR DEVELOPING RESISTANCETO INFORMATION PROVOCATIONS FOR FUTURE OFFICERSIN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

Introduction. The article considers the means that contribute to the development of resistance to information provocations, characterizing future officers as being able to reasonably perceive their capabilities, relate them to their activity conditions, ready to make the best decisions and take preventive measures in relation to subordinates most exposed to negative information impact. Methodology. A theoretical analysis of scientific research based on a functional and operational approach made it possible to determine the possibilities for the development of this state among future officers in the process of training. In order to develop resistance to information provocations, we have determined the need to understand the importance of one’s profession, an active position in solving collective tasks, a value-based attitude to performance, the ability to make independent decisions in situations of uncertainty and lack of time for detailed analysis, as well as mastering the skills to control one’s behavior. For the implementation of this process, an optional course has been developed, which is aimed at developing resistance to information provocations, with a subsequent analysis of the results achieved. Resistance to information provocations is investigated through selected diagnostic tools. In accordance with the tasks set, research methods such as questionnaire, testing, observation were chosen. Results. After the completion of the optional course, a diagnostic was carried out, during which an increase in resistance to information provocations among future officers was identified. The results of the study will help to carry out qualitative preparation for actions in conditions of lack of time and reliable information and provocations to rash actions. Conclusion. Resistance to information provocations shows future officers as capable of competently managing subordinates and distributing service workload, having optimal self-assessment of their capabilities and wanting to unlock their potential in professional activity. These conclusions are important in facing challenges of military training.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОВОКАЦИЯМ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК/UDC 37.032.5

DOI 10.54509/22203036_2022_1_65

Маклачков Егор Александрович

адъюнкт Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург

Maklachkov Egor A.

Post Graduate Officer, St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation, St. Petersburg

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОВОКАЦИЯМ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

POTENTIAL FOR DEVELOPING RESISTANCE TO INFORMATION PROVOCATIONS FOR FUTURE OFFICERS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

Введение. В статье рассматриваются средства, способствующие развитию устойчивости к информационным провокациям, характеризующей будущих офицеров как умеющих разумно воспринимать свои возможности и соизмерять их с условиями деятельности, готовых принимать оптимальные решения и осуществлять профилактические мероприятия в отношении подчиненных, наиболее подверженных негативному информационному воздействию.

Методология. Теоретический анализ научных исследований на основе функционально-деятель-ностного подхода позволил определить возможности развития данного состояния у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки. В целях развития устойчивости к информационным провокациям определена необходимость понимания значения своей профессии, активной позиции в решении коллективных задач, ценностного отношения к служебной деятельности, умения принимать самостоятельные решения в ситуациях неопределенности и отсутствия времени на детальный анализ, а также освоения навыков контроля своего поведения. Для реализации данного процесса разработан факультативный курс, который направлен на развитие устойчивости к информационным провокациям с последующим анализом достигнутых результатов. Устойчивость к информационным провокациям исследуется посредством подобранного диагностического инструментария. В соответствии с поставленными задачами выбраны методы исследования: анкетирование, тестирование.

Результаты. После завершения занятий факультативного курса проведена диагностика, в ходе которой определено повышение у будущих офицеров устойчи-

вости к информационным провокациям. Результаты исследования помогут за короткое время осуществить качественную подготовку к действиям в условиях недостатка достоверной информации и провокации к необдуманным действиям и поступкам.

Заключение. Устойчивость к информационным провокациям показывает будущих офицеров как умеющих грамотно управлять подчиненными и распределять служебную нагрузку, обладающих оптимальной самооценкой своих возможностей и желающих раскрыть свой потенциал в профессиональной деятельности. Данные выводы имеют значение в решении вопросов военно-профессиональной подготовки.

Introduction. The article considers the means that contribute to the development of resistance to information provocations, characterizing future officers as being able to reasonably perceive their capabilities, relate them to their activity conditions, ready to make the best decisions and take preventive measures in relation to subordinates most exposed to negative information impact.

Methodology. A theoretical analysis of scientific research based on a functional and operational approach made it possible to determine the possibilities for the development of this state among future officers in the process of training. In order to develop resistance to information provocations, we have determined the need to understand the importance of one's profession, an active position in solving collective tasks, a value-based attitude to performance, the ability to make independent decisions in situations of uncertainty and lack of time for detailed analysis, as well as mastering the skills to control one's behavior. For the implementation of this process, an optional course has been developed, which is aimed at developing resistance to informa-

tion provocations, with a subsequent analysis of the results achieved. Resistance to information provocations is investigated through selected diagnostic tools. In accordance with the tasks set, research methods such as questionnaire, testing, observation were chosen.

Results. After the completion of the optional course, a diagnostic was carried out, during which an increase in resistance to information provocations among future officers was identified. The results of the study will help to carry out qualitative preparation for actions in conditions of lack of time and reliable information and provocations to rash actions.

Conclusion. Resistance to information provocations shows future officers as capable of competently managing subordinates and distributing service workload, having optimal self-assessment of their capabilities and wanting to unlock their potential in professional activity. These conclusions are important in facing challenges of military training.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущие офицеры, педагогическое воздействие, развитие устойчивости, информационные провокации, факультативный курс.

Keywords: professional training, future officers, pedagogical impact, resistance development, information provocations, optional course.

Введение

В условиях современного времени от офицера, представляющего интересы государства в области охраны общественного порядка и обеспечения безопасности граждан, требуется: профессионализм, морально-волевая выдержка, умелое руководство подчиненными, способность оказать воспитательное воздействие и быть примером в выполнении должностных обязанностей [3, с. 53]. При этом профессиональная деятельность требует определенной устойчивости к меняющейся служебной обстановке и информационному провоцированию с целью исказить образ офицера и военнослужащего, а также вынудить к совершению противоправных действий и поступков.

Распространение информации на сегодняшний день идет в основном посредством социальных сетей (ВКонтакте, Twitter, Instagram), мессенджеров (Telegram, What's app) и СМИ (Meduza, ИноСМИ), в которых достаточно часто силовые структуры страны, в том числе войска национальной гвардии, представлены в негативном образе. При этом реже обращаются к официальным источникам предоставления информации, таким как «Российская газета»,

«Красная Звезда», «На боевом посту», официальным сайтам силовых структур Российской Федерации. Получаемая неофициальная информация быстро распространяется и становится предметом обсуждения, что вызывает негативные эмоции и признаки недоверия [2, с. 115].

Стоит отметить, что проблема развития устойчивости характерна для силовых структур иностранных государств. Американские ученые Дж. К. Морган, Дж. Трюдо, Дж. К. Картрайт и П. К. Латтимор исследовали возможности предотвращения насилия в вооруженных силах США с помощью развития устойчивости к посттравматическому стрессу после ведения боевых действий [22].

К. М. Янссенс, П. Г. ван дер Велден и Р. Тарис изучали устойчивость как способность офицеров полиции прийти в нормальное состояние после потрясений и невзгод, а также справиться с будущими событиями, которые могут вызвать тревогу и страх [21].

В национальной гвардии США важное место занимает работа по снижению влияния информации, вызывающей стресс, и оказание помощи в сохранении физического и психического здоровья военнослужащих для поддержания высокой боевой готовности с помощью создания соответствующих условий для подготовки военнослужащих [17; 20].

Китайскими учеными разработаны тренинго-вые занятия, направленные на сохранение эмоциональной стабильности настроения, показавшие свою эффективность при развитии устойчивости к стрессу у полицейских Гонконга [16].

Отечественными авторами рассмотрены вопросы устойчивости в контексте информационной безопасности, характеризующей ключевую особенность функционирования цифровой образовательной среды [4, с. 136]. Вызывает озабоченность действие информационных провокаций в период школьного обучения посредством кибербуллинга, вследствие неудовлетворительного психологического климата в общеобразовательных учреждениях, способствующих созданию конфликтов, агрессии и оскорблений [12, с. 77-78]. Для сохранения самообладания необходимым качеством становится жизнестойкость личности как отображение устойчивости в преодолении стрессовых ситуаций с помощью имеющегося опыта и умения применять свои знания и навыки [1, с. 200-201].

Деятельность будущих офицеров войск правопорядка предопределяет способность творчески решать служебно-боевые задачи, проявлять заботу о подчиненных, ответственно относиться к себе как

к профессионалу в своей деятельности, тем самым формируется образ защитника Родины в обществе, повышается доверие населения [9, с. 90-91], реализуется соответствие высоким требованиям военной службы посредством умения оптимально принимать решения, управлять подчиненными и организовывать выполнение служебно-боевых задач [8, с. 65-66; 7, с. 428-430]. Офицер войск национальной гвардии Российской Федерации представляет командира (начальника), использующего корпоративную культуру общения и осуществляющего умелое руководство личным составом, готового проявить свои профессиональные качества, необходимые в служебно-боевой деятельности, связанной с динамично меняющейся обстановкой и взаимодействием с гражданским населением, обладает при этом стрессоустойчивостью к негативным информационным воздействиям.

В войсках национальной гвардии Российской Федерации развитие устойчивости к информационным провокациям осуществляется в ходе профессиональной подготовки к предстоящей деятельности. Внимание уделяется защите военнослужащих от влияния негативного информационно-психологического воздействия. Понятие устойчивость к информационным провокациям в нашем исследовании рассматривается как контролируемое состояние, необходимое для сохранения самообладания и осуществления оптимальных действий в определенный временной период и формируемое на основе рефлексии. На базе военных институтов, реализующих образовательную деятельность, существует возможность введения факультативных дисциплин в целях качественной подготовки и развития личности будущих офицеров.

Целью профессиональной подготовки в военных институтах войск национальной гвардии является обучение и подготовка квалифицированных военных кадров, а также удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии путем предоставления возможностей для качественного образования [13].

Методология

Исследования, рассмотренные на основе функцио-нально-деятельностного подхода, позволили определить возможности развития устойчивости к информационным провокациям у будущих офицеров в процессе профессиональной подготовки. Определены методы исследования: анкетирование, тестирование.

Подобранный инструментарий позволил осуществить диагностику, показывающую уровень подготовки курсантов к действиям в непредвиденных ситу-

ациях, соблюдение норм поведения, осуществление профессионального мастерства, преодоление чувства тревоги.

Диагностика состояла из анкетного опроса и 2 тестовых методик:

- анкета «Знания о воздействии информационных провокаций» направлена на исследование текущих знаний о влиянии информационных провокаций и возможностях их нейтрализации;

- тест «Личностная готовность к переменам» ориентирован на изучение готовности к неопределенным ситуациям в условиях информационного давления [14; 23; 24];

- тест «Шкала психологического благополучия» определяет способность принимать самостоятельные решения, заботиться о себе и других, мотивацию к развитию, применения своих компетенций в практической деятельности [18; 19; 25].

Для развития устойчивости к информационным провокациям разработан факультативный курс. Часть упражнений взята из тренинговых курсов Л. М. Митиной, Э. Р. Хабибуллина «Оптимизация готовности к риску у педагогов», З. И. Гадаборшевой «Точка опоры: путь к устойчивости» и В. Варма «Развитие готовности к изменениям» [5; 6; 10; 11; 15; 26].

Результаты

В исследовании приняли участие 88 курсантов Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации. В ходе изучения было задействовано 4 учебных группы, из которых выбрана экспериментальная группа, имеющая наиболее низкие показатели в сравнении с другими. Численность экспериментальной группы составила 22 человека, что обусловлено возможностями проведения групповых и практических занятий с целью уделить время и внимание каждому курсанту для повышения устойчивости к информационным провокациям.

Замысел проведения факультативного курса заключался в оптимизации подготовки к действиям в непредвиденных ситуациях, улучшении способности взаимодействия с другими людьми и развитии умения разрешать потенциальные конфликты. Занятия курса представлены в 3 смысловых блоках:

- коммуникативная компетенция. Включает в себя развитие навыков установления контактов, улучшение возможностей понимания поведения других людей, умение слушать собеседника.

- Профессиональное самоопределение. Данный блок включает занятия, направленные на раскрытие

своих потенциальных возможностей и развитие ценностного отношения к военной профессии.

- Групповое взаимодействие. Целью данного блока является развитие навыков уверенного поведения в обстановке, требующей согласованного коллективного решения в ограниченные сроки времени, отработка слаженных действий в решении учебных задач, а также действий в конфликтных ситуациях.

Факультативный курс включает групповые и практические занятия, понятные для военнослужащих всех категорий и не требующие специальных знаний. Курс состоит из 7 занятий продолжительностью по 90 минут каждое. В ходе проведения обучения использованы следующие методы:

- репродуктивный метод применялся при тематических обсуждениях, требующих использования своих знаний в практической деятельности.

- Объяснительно-иллюстративный метод использовался в ходе проведения групповых занятий, посвященных овладению знаниями, необходимыми при воздействии информационных провокаций.

- Проблемный метод нашел свое применение в ходе проведения занятий, целью которых стала отработка практических действий и решений в ситуациях неопределенности.

Первое занятие проводилось для ознакомления курсантов с правилами работы в группе, определения знаний о возможностях воздействий и последствиях информационных провокаций. В ходе второго занятия осуществлялись практические действия в определении влияния информационных провокаций на собственную личность, инсценировка и проигрывание потенциальных ситуаций провоцирования при выполнении служебных обязанностей. При проведении третьего занятия действия курсантов ориентированы на рефлексию своих качеств, определение навыков, требующих развития, самостоятельную формулировку приоритетных профессиональных и жизненных задач, повышение своей эффективности. Целью четвертого занятия являлся поиск путей и способов решения служебных задач и сохранение самообладания в ситуациях воздействия информационных провокаций. Приоритетным направлением данного занятия стало проявление курсантами своих способностей, адекватное восприятие собственных возможностей, организация совместного взаимодействия и творческое решение предложенных заданий. В процессе пятого занятия выполнялись практические упражнения, направленные на работу в команде, принятие коллективных решений, установление доверия к другим курсантам, подразделению в целом и к себе

как будущему военному специалисту. Шестое занятие включало упражнения и задания, решение которых предполагало развитие собственного имиджа путем проявления активной позиции и ценностного отношения к будущей профессии. В ходе занятия отрабатывались выступления перед аудиторией, представление своих профессиональных и личных качеств с дальнейшим групповым анализом. Седьмое занятие стало завершающим в факультативном курсе. Упражнения были направлены на развитие критического мышления у курсантов. В завершающей части занятия проводилось групповое обсуждение с возможностью высказать свое мнение и поделиться впечатлением от участия в факультативном курсе, подведены итоги.

Занятия факультативного курса проводились в течение 2 месяцев. По окончании занятий проведена повторная диагностика и получена обратная связь, позволившая определить высокую степень активности на занятиях, о чем указали 17 курсантов (77,3 %).

Зарекомендовали себя с положительной стороны занятия с использованием видеороликов для детального разбора информационных провокаций и способов их нейтрализации, коллективная работа, в условиях высказывания личного мнения и формирования общего решения предложенных заданий. Отрицательные причины, снижающие педагогическое воздействие, по мнению участников курса, выражались в ограничении по времени, длительных промежутках между занятиями (до 8 дней), а также в периодически низкой активности некоторых курсантов.

В ходе анализа оценок, полученных по тестовым методикам, выявлено повышение устойчивости к информационным провокациям у будущих офицеров. Улучшение показателей было достигнуто практически по всем шкалам. «Положительные отношения с другими» характеризуют курсантов как умеющих устанавливать доверительные отношения с окружающими, заботиться о подчиненных или людях, нуждающихся в помощи. Показатель «личностный рост» отражает желание раскрыть свой потенциал, готовность получить новый опыт и знания с дальнейшей реализацией в своей профессии.

«Самопринятие» представляет будущих офицеров как способных воспринимать адекватно свои достоинства и недостатки, стремиться к саморазвитию. «Цель в жизни» отвечает за осознание своих жизненных ориентиров и приоритетных целей «автономия», характеризует возможности курсантов принимать решения в ситуациях, требующих персонифицированной ответственности.

Положительные отношения с другими Автономия Управление окружением Личностный рост Цель в жизни Самопринятие

65,3

44,8 □ 48,2

71,6

54,5 54,7

■ ¡58,9

63,2 59,8 62,1

45,1

51,4

0 20 40 60

■ До проведения факультативного курса □ После проведения факультативного курса Рис. 1. Сравнение показателей устойчивости к информационным провокациям (в баллах)

80

Оценки по результатам исследования представлены на рисунке 1.

Сравнение результатов показало эффективное педагогическое воздействие в ходе проводимых занятий, которые возможно проводить перед выполнением учебных и служебно-боевых задач для развития устойчивости к информационным провокациям и уверенного поведения в ситуациях неопределенности и потенциальных конфликтов. При этом существует необходимость дополнения занятий упражнениями, направленными на развитие способности к поиску возможностей менять отрицательно складывающиеся обстоятельства (шкала «управление окружением»).

Заключение

Анализ научной литературы и проведенного исследования позволил сформулировать следующие выводы. Необходимость владения устойчивостью к информационным провокациям, характеризующая умелое руководство подчиненными, уверенное поведение в ситуациях неопределенности, последовательное и оптимальное принятие управленческих решений, продиктована требованиями современного времени. Развитию устойчивости посвящены работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих возможности сохранения физического и психического здоровья, начиная со школьного возраста и заканчивая состоявшимися и опытными офицерами силовых структур, испытывающими моральное давление со стороны граждан своей страны и информационных ресурсов.

В целях развития устойчивости к информационным провокациям разработан факультативный курс, пока-

завший свою эффективность в улучшении таких показателей, как «положительные отношения с другими», «личностный рост» и «самопринятие», что в совокупности способствует осуществлению оптимального руководства подчиненными, развитию ответственного отношения к своей профессии и выполнению служебных обязанностей. Вместе с тем не было оказано значимого педагогического воздействия на такие показатели, как «управление окружением», «цель в жизни» и «автономия», характеризующие самостоятельность будущего офицера, готового проявлять активность в преобразовании отрицательно складывающихся обстоятельств. В целях эффективного воздействия на данные качества существует необходимость корректировки содержательной части факультативного курса и проведение нового исследования.

При анализе необходимости развития устойчивости к информационным провокациям следует учитывать полученные результаты в ходе осуществления профессиональной подготовки будущих офицеров.

Данные выводы будут важны для педагогов военных институтов, командиров подразделений и заместителей по военно-политической работе в целях осуществления обучающего и воспитательного воздействия, способствующего развитию личности будущего офицера в ходе профессиональной подготовки к выполнению учебных и служебно-боевых задач. Результаты исследования рассмотрены на кафедре теории и методики непрерывного профессионального образования Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии и одобрены для введения занятий факультативного курса в процесс профессиональной подготовки будущих офицеров.

Литература

1. Бардиер Г Л. Социальный капитал как ресурс жизнестойкости личности // Личность в трудных жизненных ситуациях: ресурсы и преодоление: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию факультета психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. Омск, 2018. С. 199-202.

2. Бережнова Л. Н., Маклачков Е. А. Информационная провокация как метод негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих // Военный академический журнал. 2020. № 4 (28). С. 114-117.

3. Бережнова Л. Н., Маклачков Е. А. Подготовка курсантов к работе с информационной провокацией при обеспечении массовых спортивно-зрелищных мероприятий // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 11 (177). С. 50-55.

4. Бешенков С. А., Сердюков В. И., Яламов Г. Ю. Информационная безопасность цифровой образовательной среды // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 134-138.

5. Гадаборшева З. И. Формирование психологической устойчивости личности студентов педагогического вуза: дис. ... канд. псих. наук. Пятигорск, 2015. 224 с.

6. Гадаборшева З. И., Ажиев А. В. Психологическая устойчивость молодежи // Молодёжь в современном обществе: к социальному единству, культуре и миру: мат-лы междунар. форума. Ставрополь, 2017. С. 275-278.

7. Кулешов Д. О. Совершенствование психологических качеств элитной личности будущих офицеров-курсантов военного института // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. 2021. № 8 (198). С. 426-431.

8. Кулешов Д. О., Черемисова И. В. Психологические особенности элитарной личности сотрудника силовых структур // Высшее образование сегодня. 2021. № 2. С. 63-68.

9. Маклачков Е. А., Гнездилов В. А. Имидж офицера войск национальной гвардии Российской Федерации как детерминанта нейтрализации информационных провокаций // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем: мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти В. А. Пятина. Астрахань, 2019. С. 87-93.

10. Митин Г. В., Хабибуллин Э. Р. Повышение уровня личностно-профессионального развития студентов педагогических специальностей: рискологический подход // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 222-225.

11. Митина Л. М., Кожей С., Асмаковец Е. С. Кросс-культурные исследования готовности преподавателя вуза к работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья: системный личностно-развивающий подход // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13, № 1. С. 52-70.

12. Новикова М. А., Реан А. А., Коновалов И. А. Буллинг в российских школах: опыт диагностики распространенности, половозрастных особенностей и связи со школьным климатом // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 62-90.

13. Готовность будущего офицера к различным видам деятельности как результат профессиональной подготовки курсантов в военный институт войск национальной гвардии РФ / Р. В. Пивоваров, Д. В. Черезов, В. И. Леер, В. А. Бело-волов и др. [Электронный ресурс] // Мир науки. 2018. № 3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/70PDMN318.pdf (дата обращения: 29.10.2021).

14. Почебут Л. Г Толерантность и ассертивность в межэтнических отношениях // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы

развития современной психологической науки: мат-лы VII Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2017. С. 338-345.

15. Щелина С. О. Психологические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов-психологов разного уровня обучения // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12, № 4. С. 15-23.

16. Au W. T., Wong Y. Y., Leung K. M. Effectiveness of Emotional Fitness Training in Police // Journal Police Crim Psych. 2019. № 34. P. 199-214. DOI: 10.1007/s11896-018-252-6.

17. Subtypes of Mental Health Stigma and Barriers to Care Among National Guard Personnel: Results of a Latent Class Analysis / C. J. Bryan, D. Wood, M. Applegarth, A. O. Bryan // Armed Forces and Society. 2019. Vol. 46, № 3. P. 424-437. DOI: 10.1177/0095327X19842220.

18. Chan D. W., Chan L., Sun X. Developing a Brief Version of Ryff's Scale to Assess the Psychological Well-Being of Adolescents in Hong Kong // European Journal of Psychological Assessment. 2017. Vol. 35, № 3. P. 414-422. DOI: 10.1027/1015-5759/ a000403.

19. Gao J., McLellan R. Using Ryff's scales of psychological well-being in adolescents in mainland China // BMC Psychol. 2018. Vol. 6, № 17. DOI: 10.1186/s40359-018-0231-6.

20. Griffith J. Family Readiness Groups: Helping deployed Army National Guard soldiers and their families // Journal Community Psychol. 2019. Vol. 48, № 3. P. 804-817. DOI: 10.1002/ jcop.22294.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Janssens K. M., van der Velden P. G., Taris R. Resilience Among Police Officers: a Critical Systematic Review of Used Concepts, Measures, and Predictive Values of Resilience // J Police Crim Psych. 2021. № 36. P. 24-40. DOI: 10.1007/s11896-018-9298-5.

22. Mental Health Consequences of Pre- and Peri-Military Violence Victimization among United States Army Soldiers: The Moderating Effect of Resilience / J. K. Morgan, J. Trudeau, J. K. Cart-wright, P. K. Lattimore // Psychology. 2017. Vol. 8, № 14. P. 2428-2445. DOI: 10.4236/psych.2017.814153.

23. Testing Mediators of Reduced Drinking for Veterans in Alcohol Care Management / D. Moskal, S. A. Maisto, K. Possemato, K. G. Lynch, D. W. Oslin // Military Medicine. 2018. Vol. 183, № 9. P. e594-e602. DOI: 10.1093/milmed/usy024.

24. Rafferty A. E., Amirali A. Cognitive beliefs and positive emotions about change: Relationships with employee change readiness and change-supportive behaviors // Human Relations. 2018. Vol. 72, № 10. P. 1623-1650. DOI: 10.1177/0018726718809154.

25. Ryff C. D. Happiness is everything, or is Explorations on the meaning of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. № 57. P. 1069-1081.

26. Varma V. Developing Change Readiness: A Video-Based Classroom Exercise // Management Teaching Review. 2019. Vol. 5. № 1. P. 20-31. DOI: 10.1177/2379298118822497.

References

1. Bardier G. L. Soczial'ny'j kapital kak resurs zhiznestojkosti lichnosti [Social capital as a resource for the resilience of the individual]. Personality in difficult life situations: resources and overcoming. Materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 25th anniversary of the Faculty of Psychology of Omsk State University named after F. M. Dosto-evsky. Omsk, 2018, pp. 199-202. (In Russian).

2. Berezhnova L. N., Maklachkov E. A. Informaczionnaya provokac-ziya kak metod negativnogo informaczionno-psikhologicheskogo vozdejstviya na voennosluzhashhikh [Information provocation as a method of negative information and psychological impact on military personnel]. Military Academic Journal, 2020, no. 4 (28), pp. 114-117. (In Russian).

3. Berezhnova L. N., Maklachkov E. A. Podgotovka kursantov k rabote s informacionnoj provokaciej pri obespechenii massovyh sportivno-zrelishchnyh meropriyatij [Socio-cultural conditional-ity of preparation of students to work with informational provocation]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2019, no. 11 (177), pp. 50-55. (In Russian).

4. Beshenkov S. A., Serdyukov V. I., Yalamov G. Y. Informaczionnaya bezopasnost' czifrovoj obrazovatel'noj sredy' [Information security of digital educational environment]. Man and Education, 2020, no. 4 (65), pp. 134-138. (In Russian).

5. Gadaborsheva Z. I. Formirovanie psikhologicheskoj ustojchivosti lichnosti studentov pedagogicheskogo vuza [Formation of psychological stability of the personality of students of a pedagogical university]. Ph. D. thesis. Pyatigorsk, 2015, 224 p. (In Russian).

6. Gadaborsheva Z. I., Azhiev A. V. Psikhologicheskaya ustojchiv-ost' molodezhi [Psychological stability of youth]. Youth in modern society: towards social unity, culture and peace. Materials of the international forum. Stavropol, 2017, pp. 275-278. (In Russian).

7. Kuleshov D. O. Sovershenstvovanie psikhologicheskikh kachestv e'litnoj lichnosti budushhikh oficzerov - kursantov voennogo instituta [Improvement of psychological qualities of elite personality offuture officers - cadets of military institute]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, 2021, no. 8 (198). pp. 426-431. (In Russian).

8. Kuleshov D. O., Cheremisova I. V. Psikhologicheskie osobennosti e'litarnoj lichnosti sotrudnika silovy'kh struktur [Psychological features of the elitist personality of an employee of law enforcement agencies]. Higher Education Today. 2021, no. 2, pp. 63-68. (In Russian).

9. Maklachkov E. A., Gnezdilov V. A. Imidzh oficzera vojsk naczional'noj gvardii Rossijskoj Federaczii kak determinanta nej-tralizaczii informaczionny'kh provokaczij [Image of an officer of the National Guard of the Russian Federation as a determinant of neutralization of information provocations]. Pedagogical science and education in dialogue over time. Materials of the IV International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of V. A. Pyatina. Astrakhan, 2019, pp. 87-93. (In Russian).

10. Mitin G. V., Habibullin E. R. Povy'shenie urovnya lichnostno-professional'nogo razvitiya studentov pedagogicheskikh speczial'nostej: riskologicheskij podkhod [Raising the level of personal and professional development of students of pedagogical specialties: a risky approach]. Personal, professional and career development: topical research and forsyth projects. Collection of articles of the XIV International Scientific and Practical Conference. Moscow, 2018, pp. 222-225. (In Russian).

11. Mitina L. M., Kozhei S., Asmakovets E. S. Kross-kul'turny'e issle-dovaniya gotovnosti prepodavatelya vuza k rabote so studentami s ogranichenny'mi vozmozhnostyami zdorov'ya: sistemny'j lichnostno-razvivayushhij podkhod [Cross-cultural studies of a university teacher's readiness to work with students with disabilities: a systemic personal-developmental approach]. Theoretical and Experimental Psychology, 2020, vol. 13, no. 1, pp. 52-70. (In Russian).

12. Novikova M. A., Rean A. A., Konovalov I. A. Bulling v rossijskikh shkolakh: opy't diagnostiki rasprostranennosti, polovozrastny'kh osobennostej i svyazi so shkol'ny'm klimatom [Bulling in Russian schools: experience in diagnosing the prevalence, sex and age characteristics and connection with the school climate]. Educational Studies Moscow, 2021, no. 3, pp. 62-90. (In Russian).

13. Pivovarov R. V., Cherezov D. V., Leer V. I., Belovolov V. A., Belo-volova S. P., Utyuganov A. A. Gotovnost' budushhego oficzera k razlichny'm vidam deyatel'nosti kak rezul'tat professional'noj

podgotovki kursantov v voenny'j institut vojsk naczional'noj gvar-dii RF [Readiness of the future officer for various types of activities as a result of professional training of cadets in the military institute of the National Guard of the Russian Federation]. World of Science, 2018, no. 3. Available at: https://mir-nauki.com/ PDF/70PDMN318.pdf (accessed 29.10.2021). (In Russian).

14. Pochebut L. G. Tolerantnost' i assertivnost' v mezhe'tnicheskikh otnosheniyakh [Tolerance and assertiveness in interethnic relations]. Integrative approach to human psychology and social interaction of people: vectors of the development of modern psychological science. Materials of the VII All-Russian Scientific and Practical Conference. St. Petersburg, 2017, pp. 338-345. (In Russian).

15. Shchelina S. O. Psychological conditions for improving the professional training of students-psychologists of different levels of study. Theoretical and Experimental Psychology, 2019, vol. 12, no. 4, pp. 15-23. (In Russian).

16. Au W. T., Wong Y. Y., Leung K. M. Effectiveness of Emotional Fitness Training in Police. Journal Police Crim Psych, 2019, no. 34, pp. 199-214. DOI: 10.1007/s11896-018-9252-6. (In English).

17. Bryan C. J., Wood D., Applegarth M., Bryan A. O. Subtypes of Mental Health Stigma and Barriers to Care Among National Guard Personnel: Results of a Latent Class Analysis. Armed Forces and Society, 2019, vol. 46, no. 3, pp. 424-437. DOI: 10.1177/0095327X19842220. (In English).

18. Chan D. W., Chan L., Sun X. Developing a Brief Version of Ryff's Scale to Assess the Psychological Well-Being of Adolescents in Hong Kong. European Journal of Psychological Assessment, 2017, vol. 35, no 3, pp. 414-422. DOI: 10.1027/1015-5759/ a000403. (In English).

19. Gao J., McLellan R. Using Ryff's scales of psychological well-being in adolescents in mainland China. BMC Psychol, 2018, vol. 6, no 17. DOI: 10.1186/s40359-018-0231-6. (In English).

20. Griffith J. Family Readiness Groups: Helping deployed Army National Guard soldiers and their families. Journal Community Psychol, 2019, vol. 48, no. 3. pp. 804-817. DOI: 10.1002/ jcop.22294. (In English).

21. Janssens K. M., van der Velden P. G., Taris R. Resilience Among Police Officers: a Critical Systematic Review of Used Concepts, Measures, and Predictive Values of Resilience. Journal Police Crim Psych, 2021, no. 36, pp. 24-40. DOI: 10.1007/s11896-018-9298-5. (In English).

22. Morgan J. K., Trudeau J., Cartwright J. K., Lattimore P. K. Mental Health Consequences of Pre- and Peri-Military Violence Victimization among United States Army Soldiers: The Moderating Effect of Resilience. Psychology, 2017, vol. 8, no. 14, pp. 2428-2445. DOI: 10.4236/psych.2017.814153. (In English).

23. Moskal D., Maisto S. A., Possemato K., Lynch K. G., Oslin D. W. Testing Mediators of Reduced Drinking for Veterans in Alcohol Care Management. Military Medicine, 2018, vol. 183, no. 9, pp. e594-e602. DOI: 10.1093/milmed/usy024. (In English).

24. Rafferty A. E., Amirali A. Cognitive beliefs and positive emotions about change: Relationships with employee change readiness and change-supportive behaviors. Human Relations, 2018, vol. 72, no 10, pp. 1623-1650. DOI: 10.1177/0018726718809154. (In English).

25. Ryff C. D. Happiness is everything, or is Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, no. 57, pp. 1069-1081. (In English).

26. Varma V. Developing Change Readiness: A Video-Based Classroom Exercise. Management Teaching Review, 2019, vol. 5, no. 1, pp. 20-31. DOI: 10.1177/2379298118822497. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.