Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ'

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
282
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / СРЕДА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вольская Инна Федоровна, Каменец Александр Владленович

В статье представлен анализ возможностей развития творческого потенциала личности в пространстве культуры; выявляются перспективы использования типологий личности в выстраивании соответствующих стратегий, реализуемых на самом различном культурном материале и видах соответствующей активности. В качестве базового при этом предлагается интерактивный подход, который может рассматриваться как альтернатива распространенному однонаправленному воздействию на личность средствами информационных технологий. Этот подход раскрывается в виде организуемого социально-культурного опыта, воплощаемого в четырех видах культуротворческой реальности: виртуальной, поведенческой, творческо-исполнительской и психологической. В своей совокупности эти реальности исчерпывают универсум творческой активности личности, учитывают индивидуальные социокультурные и психологические особенности того или иного творческого субъекта, а также предоставляют возможности погружения всех участников творческого процесса в виды деятельности, раскрывающие творческий потенциал личности независимо от ее способностей и уровня развития. Содержание статьи может рассматриваться как попытка дальнейшего изучения проблематики инкультурации личности и ее самореализации в социуме как творческого субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES TO DEVELOP THE CREATIVE POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL IN THE CULTURAL SPACE

The article examines the possibilities of developing the creative potential of a personality in the cultural space; it reveals the prospects of using personality typologies to build appropriate strategies that can be implemented in a variety of cultural materials and activities. An interactive approach, which can be considered as an alternative to the common unidirectional impact on the individual by means of information technology, is proposed as a basic one. This approach is revealed in the form of organized socio-cultural experience, embodied in four types of cultural-creative reality: virtual, behavioral, creative-performing and psychological. In their totality, these realities exhaust the universe of an individual's creative activity, take into account the individual socio-cultural and psychological characteristics of a particular creative subject, and also provide opportunities for immersion of all participants in the creative process in activities that reveal the creative potential of the individual, regardless of one' abilities and level of development. The content of the article can be regarded as an attempt to further investigate the problems of enculturation of the individual and personal fulfilment in society as a creative subject.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕ КУЛЬТУРЫ»

Общество: философия, история, культура. 2022. № 5. С. 181-187. Society: Philosophy, History, Culture. 2022. No. 5. P. 181-187.

Научная статья УДК 008

https://doi.org/10.24158/fik.2022.5.26

Возможности развития творческого потенциала личности в пространстве культуры

Инна Федоровна Вольская1, Александр Владленович Каменец2

■^Российский государственный социальный университет, Москва, Россия

1i_volskaya08@mail.ru

2kamenez.a@rambler.ru

Аннотация. В статье представлен анализ возможностей развития творческого потенциала личности в пространстве культуры; выявляются перспективы использования типологий личности в выстраивании соответствующих стратегий, реализуемых на самом различном культурном материале и видах соответствующей активности. В качестве базового при этом предлагается интерактивный подход, который может рассматриваться как альтернатива распространенному однонаправленному воздействию на личность средствами информационных технологий. Этот подход раскрывается в виде организуемого социально-культурного опыта, воплощаемого в четырех видах культуротворческой реальности: виртуальной, поведенческой, творческо-ис-полнительской и психологической. В своей совокупности эти реальности исчерпывают универсум творческой активности личности, учитывают индивидуальные социокультурные и психологические особенности того или иного творческого субъекта, а также предоставляют возможности погружения всех участников творческого процесса в виды деятельности, раскрывающие творческий потенциал личности независимо от ее способностей и уровня развития. Содержание статьи может рассматриваться как попытка дальнейшего изучения проблематики инкультурации личности и ее самореализации в социуме как творческого субъекта.

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, личность, среда, самореализация Для цитирования: Вольская И.Ф., Каменец А.В. Возможности развития творческого потенциала личности в пространстве культуры // Общество: философия, история, культура. 2022. № 5. С. 181-187. https://doi.org/10.24158/fik.2022.5.26.

Original article

Opportunities to develop the creative potential of the individual in the cultural space

Inna F. Volskaya1, Alexander V. Kamenets2

12Russian State Social University, Moscow, Russia

1i_volskaya08@mail.ru

2kamenez.a@rambler.ru

Abstract. The article examines the possibilities of developing the creative potential of a personality in the cultural space; it reveals the prospects of using personality typologies to build appropriate strategies that can be implemented in a variety of cultural materials and activities. An interactive approach, which can be considered as an alternative to the common unidirectional impact on the individual by means of information technology, is proposed as a basic one. This approach is revealed in the form of organized socio-cultural experience, embodied in four types of cultural-creative reality: virtual, behavioral, creative-performing and psychological. In their totality, these realities exhaust the universe of an individual's creative activity, take into account the individual socio-cultural and psychological characteristics of a particular creative subject, and also provide opportunities for immersion of all participants in the creative process in activities that reveal the creative potential of the individual, regardless of one' abilities and level of development. The content of the article can be regarded as an attempt to further investigate the problems of enculturation of the individual and personal fulfilment in society as a creative subject. Keywords: creativity, creative potential, personality, environment, personal fulfilment For citation: Volskaya, I.F. & Kamenets, A.V. (2022) Opportunities to develop the creative potential of the individual in the cultural space. Society: Philosophy, History, Culture. (5), 181-187. Available from: doi: 10.24158/fik.2022.5.26 (In Russian).

Введение. В настоящее время возрастает общественная потребность в формировании творческого потенциала личности как одного из главных условий ее развития. Только личность, обладающая способностью к творческой созидательной деятельности, может реализовать себя в качестве инициатора социально и культурно значимых инноваций, необходимых для развития общества (Маслоу, 2006).

© Вольская И.Ф., Каменец А.В., 2022

Вместе с тем распространенная тенденция консюмеризма в значительной мере смещает акценты в реализации творческого потенциала личности в сторону инноваций в сфере потребления. Уровень потребления часто рассматривается как главный показатель жизненного успеха и личностной самореализации. Основными чертами консюмеризма являются следующие: потребление как средство достижения счастья, культ нового, реализация материальных устремлений индивида. Стационарная экономика, способная удовлетворить основные потребности всех, рассматривалась философом и политическим экономистом Джоном Стюартом Миллем и, вероятно, была усовершенствованием «топтания, дробления, толкания друг друга локтями и желания наступать друг другу на пятки» (Милль и др., 2011).

Все это проявилось в сужении границ творческой активности личности до масштабов преимущественно изощренного выбора потребления товаров и услуг в сфере материального производства и развлечений. Данная тенденция неизбежно приводит к культурной деградации личности и ее творческого потенциала. В этой связи становится особенно актуальным изучение возможностей достижений культуры в развитии творческой деятельности как важнейшего условия личностного развития.

Проблему противостояния творческой личности рутинизации общественной и культурной жизни изучали такие исследователи культуры, как О. Шпенглер, А. Тойнби, Н.А. Бердяев, Г. Зим-мель, Х. Ортега-и-Гассет, И. Ильин, В. Розанов, В. Соловьев, П. Флоренский и др. Особая роль искусства в решении этой проблемы отмечалась А.Ф. Лосевым, М.М. Бахтиным, В.С. Библером, Д.С. Лихачевым, М.С. Каганом, Г.С. Батищевым, М. Вебером, Э. Левинасом, А. Макинтайом, К. Хабермасом и другими.

В то же время остается недостаточно изученной проблематика формирования творческого потенциала личности как феномена культуры, что становится особенно востребованным в современном технократизированном обществе потребления, где творчество сплошь и рядом заменяется так называемой креативностью, зачастую никак не связанной с миром культуры и искусства.

Методика исследования. Основу исследования составил психологический метод изучения творческого потенциала личности как феномена культуры. В качестве базовой методологической схемы этого изучения была выбрана схема «личность - среда» (Айзенк, 1992). В соответствии с ней, как известно, в изучении личности и ее проблем одни исследователи в зависимости от решаемых задач отдают предпочтение влиянию среды на личность, другие - рассматривают в качестве отправной точки воздействие самой личности на среду (Айзенк, 1992). При этом «сре-довой» подход представлен в массиве исследований личности гораздо шире, чем процессы влияния личности на среду (социальную, культурную)1.

Если же учесть, что в настоящее время благодаря информатизации, цифровизации и компьютеризации окружающая среда человека приобретает все более искусственный характер и становится все более тотальной, то неизбежным является социальное манипулирование личностью, которой навязываются усредненные стандарты восприятия, поведения, мышления и т.д., фактически блокируя ее самостоятельность и творчество в окружающем обществе.

Выходом из этой ситуации является замена существующих господствующих парадигм исследования культуры и личности (модернистской и постмодернистской) новой, которую можно назвать интеракционистской. Первые подходы к новому направлению культурологических исследований представлены в соответствующих исследованиях (Ананьев, 2008). Наиболее систематически они были изложены в работе Э.А. Орловой2. Для нас интерес представляет интерпретация характеристик модерна, постмодерна и нового направления (интеракционизм) как творческих практик. Рассмотрим специфику каждой из них в сравнительном отношении (табл. 1).

Меняются взаимоотношения человека с миром. Он становится одной из сторон взаимодействия, что и стимулирует его творческую деятельность. При этом акцент в творчестве смещается на микросреду как проявление значительной эмансипированности творческого потенциала личности от глобальных воздействий информационной и социальной среды в качестве самозащиты индивидуальности и творческого своеобразия личности. Возрастает значение актуальной психологической реальности вне виртуального пространства (Каменец, 2015). Теперь в своей творческой деятельности личность осуществляет рефлексию ее последствий, необходимую для выживания каждого человека и его окружения. В центре творческой деятельности находится осуществляющий ее субъект (антропный принцип). Все эти характеристики обусловили выбранный нами в исследовании психологический метод изучения творческого потенциала личности как феномена культуры.

1 Орлова Э.А. История антропологических учений : учебник. М., 2010. 621 с.

2 Там же.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика направлений культурологических исследований

Основания Модерн Постмодерн Новое направление

Позиция человека в отношениях с миром Активный индивидуальный субъект (демиург, герой) Активный индивидуальный субъект (экзистенциальная заброшенность) Участие в качестве одной из сторон взаимодействия

Цель активности Преобразование и совершенствование (творчество) во имя прогресса Проверка на прочность существующих порядков (деконструкция) Упорядочение отношений с окружением, формирование микросреды

Среда активности Мир как целостное единство Неоднородное социокультурное пространство, неопределенный интертекст Неоднородное социокультурное пространство, признание значимости как актуальной, так и виртуальной реальности

Средства решения проблем Полностью контролируемое законами природы изменение Пробы и ошибки при отказе от универсальных методов Рефлексивное взаимодействие с окружением, конструирование взаимоотношений с ним

Результаты активности Социокультурный системный объект Виртуальная реальность с ненаправленным движением (ризома) Формирование социокультурных порядков, соразмерных человеку, микродинамика жизненного мира

Последствия активности Нарастание неопределенности из-за непреднамеренных последствий целенаправленных изменений Дальнейшее нарастание неопределенности, аномия при осознании разнокачественности социокультурной реальности Организованная мелкоструктурная динамическая реальность, антропный жизненный мир

Результаты исследования. В рамках нового направления в науке и творчестве - ин-теракционизма - открываются перспективные возможности формирования творческого потенциала личности в пространстве культуры. Теперь основное внимание начинает уделяться развитию внутренних психологических ресурсов личности для творческой самореализации, имеющих культурную значимость (Баньковская, 1991). В этой связи в качестве базового подхода к изучению творческого потенциала личности использовались достижения психологической науки, позволяющие установить индивидуально-типические предрасположенности личности к творчеству в рамках аналитической психологии (Левинас, 1998).

Наибольшие достижения в этом направлении принадлежат К.Г. Юнгу (Юнг, 2019). С его выводами соотносимы заключения ряда других авторов, изучавших психологические ресурсы формирования творческого потенциала личности в пространстве культуры (Каменец и др., 2019; Черноусова, 2014; Hoever, КтррепЬегд, 2021; Yokozuka, ..., et а1., 2021).

На основе соционических моделей личности, которые, как известно, явились продолжением типологии личности К.Г. Юнга, были выявлены четыре «антропные» реальности, способствующие формированию творческого потенциала личности: виртуальная реальность, формируемая самой личностью как пространство для индивидуального творчества; ее поведенческая активность, направленная на творческую самореализацию в системе социальных отношений и взаимодействий; самовыражение личности в процессе художественной, социальной или технической деятельности; творчество в системе взаимопомощи и гуманизации человеческих взаимоотношений1.

Данные диагностических исследований в различных творческих, учебных и производственных коллективах показывают, что эти реальности, формируемые творческой активностью личности, носят в значительной мере врожденный характер и проявляются в качестве предрасположенности индивида к соответствующим видам творческой активности личности как культурного феномена.

Виртуальная реальность, формируемая самой личностью как пространство для индивидуального творчества, может включать в себя такие виды творческой активности, как: научно- и творческо-поисковая деятельность, результаты которой могут систематизироваться и обобщаться личностью в качестве нового интегрированного знания или творческого продукта; творческая рекреационная активность, направленная на создание новой зрелищно-развлекательной

1 Каменец А.В. Соционическая профориентология : учебное пособие. М., 2020. 68 с.

среды комфортного общения и взаимодействия; способность к теоретическому и эвристическому мышлению и исследованию, где в известной мере сам процесс теоретического анализа является самоценным; творческое игровое поведение личности, направленное на создание психологического комфорта во взаимодействии с окружающими.

Психология творчества все больше смещает фокус своего внимания с отдельно взятых познавательных процессов, вроде мышления и воображения, общих и специальных способностей, на целостную деятельность личности. Реальный мир обволакивает нас пространством, которое мы делим с другими; в этой окружающей среде мы воспринимаем богатую сенсорную информацию об объектах, находящихся рядом, и событиях, происходящих вокруг нас. Используя ее, мы взаимодействуем с внешним миром посредством умозаключений, манипуляций и исследований.

Хотя неиммерсивные медиа могут вовлекать в свое пространство людей и создавать ощущение потока, немногие из них позволяют индивидам взаимодействовать естественным образом, подобно тому, как это происходит в реальном мире. Например, виртуальные контакты, обеспечиваемые вводом в цифровое пространство информации (клавиатура, мышь) с использованием специальных средств, значительно отличаются от привычной коммуникации субъектов (Billinghurst, Ка^, 2002). Напротив, виртуальная реальность (VR) предоставляет новые возможности для мультисенсорного опыта и позволяет людям видеть, слышать и даже взаимодействовать с цифровым пространством естественным образом ^геепЬегд е! а1., 1999).

Поведенческая активность личности, направленная на творческую самореализацию в системе социальных отношений и взаимодействий, является демонстрацией одного из возможных типов актуализации творческого потенциала индивида: 1) проявление харизмы лидера, способного влиять на сознание большого числа людей, и организационная деятельность, направленная на выработку нестандартных творческих решений; 2) творческая прогностическая и проектная деятельность, предполагающая развитое воображение и фантазию; 3) предпринимательская деятельность, основанная на творческом мышлении, с помощью которого осуществляется поиск новых возможностей в получении той или иной личной выгоды; 4) творческое внедрение социальных, правовых и моральных норм в различных ситуациях социального взаимодействия.

Центральный принцип социальных конструктивистских подходов к личности состоит в том, что отношения людей определяют развитие, структуру и выражение личности. Эту точку зрения было трудно согласовать с широко распространенным среди исследователей и специалистов мнением, согласно которому личность состоит из внутренних, характерных предрасположенно-стей, преобладающих над конкретными отношениями. Исследования в рамках социальной когнитивной традиции дают возможность интегрировать эти идеи, предполагая, что: а) поведенческая изменчивость в разных ситуациях стабильна и является важным выражением системы личности; б) устойчивость и предсказуемость поведенческой изменчивости легко обнаруживается, когда ситуации классифицируются в межличностных терминах.

Творческая самореализация в процессе художественного, социального или технического творчества включает в себя: 1) театральную и театрализованную личностную самореализацию в разнообразных социальных ситуациях; 2) творческое сочинительство в самых различных видах и жанрах литературы и искусства; 3) лидерство в той или иной социальной среде мобилизирую-щего характера, в экстремальных жизненных и драматических ситуациях, которое может проявляться и как самодемонстрация в процессе художественного творчества; 4) техническое творчество, изобретательство, конструирование в социальной и художественной реальности.

Пытливый ум человека решает такую загадку через творчество: познание и есть творчество, а не пассивное отражение предметов, и всякое творчество заключает в себе познание (Дикая, Дикий, 2015). А.Ю. Титов отмечает, что, по К. Станиславскому, следует рассматривать творчество не только как личностную деятельность, но и как полную сосредоточенность всей духовной и физической природы индивида на процессе создания нового продукта (Титов, 2012).

Творчество в системе взаимопомощи и гуманизации человеческих взаимоотношений как группа активностей личности включает в себя: 1) реализацию различных видов социальной помощи: от практической до художественно-творческой и игровой; 2) понимание и сопереживание во взаимодействии с окружающими в зависимости от индивидуальных особенностей того, кому сочувствуют и кого стремятся понять; творческий поиск соответствующей личностной самореализации как «понимающего» и «сочувствующего»; 3) творчество в создании психологического и визуального комфорта для окружающих, способствующих созданию атмосферы уюта и эстетичности; 4) творческий поиск вариантов личностной самореализации, выражающихся в трансляции гуманистических ценностей и норм.

Когда мы творим, мы можем переживать разнообразные чувства в настоящем времени, но вместе с тем, у нас существует ощущение, будто мы живем за пределами настоящего момента, не обращая внимания на то, что происходит вокруг нас (Ваег, 2010). Таким образом, художник,

композитор, любой творческий человек сплетает в своем сознании в одно целое прошлое, настоящее и будущее1.

Существуют культурные различия в концептуализации творчества2. Психология творчества определяется креативностью с точки зрения двух критериев: оригинальности (или новизны) и уместности, т.е. соответствия поставленной задаче. Эти два фактора зависят от ограничений и возможностей деятельности индивида: в искусстве оригинальность может иметь больший вес, в то время как для научной или предметно-практической деятельности уместность может быть важнее.

Обсуждение результатов исследования. Представленные выше группы видов реализации творческого потенциала личности были выявлены в результате не только наблюдений, диагностических исследований, но и анализа культурно-исторического материала (предварительные исследования здесь провел сам К.Г. Юнг), а также в процессе изучения художественной литературы. Поэтому можно утверждать, что полученные результаты являются достаточно репрезентативными. Причем в процессе определения указанных типов творческой самореализации выяснилось, что соответствующая предрасположенность к тому или иному виду личностной активности проявляется у человека уже в трехлетнем возрасте.

В настоящее время оказывается возможным выявлять на самых ранних стадиях развития личности ее психогенетические особенности, имеющие культуротворческое значение. То есть уже в младшем возрасте ребенка можно определить задатки его способностей, которые в будущем смогут привести к созданию культурных ценностей индивида.

Следует также отметить, что предложенные типы личностной самореализации можно рассматривать и как проявление определенного типа личности, ее соответствующей функциональной характеристики. При этом они носят функциональный характер и не привязаны к тому или иному конкретному занятию, профессии, виду деятельности. Эта особенность выявленных типов личностной самореализации имеет принципиальное значение и открывает широкий простор для деятельности организаторов, педагогов, культуртрегеров, коучей и других специалистов, развивающих творческий потенциал личности.

Типы личности являются моделями, с помощью которых можно исследовать тех или иных реальных индивидов. Используя знание об их специфике, можно организовывать для субъектов необходимую микросреду, в которой должны быть представлены основные необходимые варианты формирования и реализации творческого личностного потенциала человека.

В несколько упрощенном виде сказанное можно свести к четырем основным вариантам действий: 1) погружение личности в виртуальную реальность в виде компьютерных, игровых, исследовательских, рекреационных программ, стимулирующих творческую активность; 2) активизация социальной и общественной активности, предполагающей значительную самостоятельность, инициативность и нестандартность поведенческих программ; 3) участие в творческо-ис-полнительской, сочинительской и изобретательской деятельности независимо от уровня способностей; 4) организация опыта взаимопомощи, сотрудничества и сопереживания в процессе межличностного взаимодействия, развивающих творчество в сфере непосредственного проявления чувств и переживаний. Желательно, чтобы каждый человек получил опыт во всех четырех этих сферах личностного самопроявления, что может стать базисом для выстраивания общей стратегии формирования и развития творческого потенциала личности.

Особую роль в этом процессе, как показывают результаты соответствующих тренингов стимулирования и развития творческой активности, играет механизм личностной самоидентификации с помощью образов, представленных в культуре и истории (персонажей, литературных героев, исторических деятелей и т.д.). Осуществляя сравнение себя с любым из них в плане выявления черт «похожести» или «инаковости», участники таких тренингов продуцировали собственные самообразы и «я-концепции» с соответствующим набором форм самовыражения и самопроявления в реальном социуме.

Актуальной остается задача обеспечения соответствующих культурных контекстов для развития творческого потенциала личности, которые предполагают воображаемое или игровое помещение себя участниками соответствующих тренинговых программ в тот или иной сюжет, вымышленную или историческую культурную ситуацию и т.д. Данная возможность является особенно востребованной в условиях распространенного кризиса самоидентичности в обществе, устраняющего саму возможность индивидуации и творческого самоопределения в различных сферах жизнедеятельности человека.

1 Цыпин Г. Психология творческой деятельности. Музыка и другие искусства : учебное пособие. М., 2018. 200 с.

2 Гройсман А. Основы психологии художественного творчества : учебное пособие. М., 2003. 186 с.

Заключение. Таким образом, изучение творческой личности - это деятельность в русле множества различных гуманитарных наук: психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики и т.д.

Рассмотрение творческого потенциала личности как феномена культуры показывает смещение центра тяжести в его формировании в микросреду социальных взаимодействий, позволяющую вводить в качестве стимула к творчеству постоянно значимого «другого», который готов воспринимать творческую активность того или иного индивида. В этом случае последний уже оценивается как состоявшаяся личность, ориентированная на служение и самореализацию в интересах ближнего и дальнего окружения. Именно этот стимул к творчеству в качестве доминирующего открывает новые возможности для развития творческого потенциала личности, создает необходимый синергетический эффект для любой совместной творческой деятельности.

Не менее важен индивидуальный подход к развитию творческого потенциала, согласно которому предполагается учет предрасположенности той или иной личности к освоению и использованию какой-либо культурной информации и форм индивидуального самовыражения на основе заданных культурных образцов.

Список источников:

Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. М., 1992. 121 с.

Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М., 2008. 134 с. Баньковская С.И. Инвайронментальная социология. Рига, 1991. 128 с. Дикая Л., Дикий И. Творческий мозг. М., 2015. 218 с.

Каменец А.В. Введение в теорию социального взаимодействия. М., 2015. 464 с.

Каменец А.В., Казакова И.С., Мелешкина Е.А. Развитие типологии личности К. Юнга в изучении культурных процессов // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9, № 2-1. С. 194-204.

Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998. 265 с. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2006. 352 с.

Милль Д.С., Ивановский В.Н., Финн В.К. Система логики силлогистической и индуктивной. М., 2011. 828 с. Титов А.Ю. Творческий метод Станиславского и мысленный эксперимент: динамика начального этапа становления // Педагогика искусства. М., 2012. С. 400-415.

Черноусова И.Д. Формирование творческих способностей личности как одна из форм совершенствования высшего профессионального образования // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2014. № 1 (3). С. 555-558.

Юнг К. Психологические типы. М., 2019. 538 с.

Baer J. Is Creativity Domain Specific? // Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge, 2010. Р. 321-341. https://doi.org/10.1017/cbo9780511763205.021

Billinghurst M., Kato H. Collaborative Augmented Reality // Communications of the ACM. 2002. Vol. 45, iss. 7. Р. 64-70. https://doi.org/10.1145/514236.514265

Greenberg S., Boyle M., LaBerge J. PDAs and Shared Public Displays: Making Personal Information Public and Public Information Personal // Personal Technologies. 1999. Vol. 3, iss. 1-2. Р. 54-64. https://doi.org/10.1007/BF01305320

Hoever I.J., Knippenberg D. van. How Diversity Promotes Team Creativity: Two Bumpy Roads to Collective Inspiration // Creative Success in Teams. N. Y., 2021. Р. 81-99. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-819993-0.00005-9

Yokozuka T., Miyamoto H., Kasai M., Miyake Y., Nozawa T. The Relationship Between Turn-taking, Vocal Pitch Synchrony and Rapport in Creative Problem-Solving Communication // Speech Communication. 2021. Vol. 129. Р. 33-40. https://doi.org/10.1016/j.specom.2021.03.001

References:

Aizenk, G. Yu. (1992) Prover'te svoi sposobnosti [Test Your Abilities]. Moscow. 121 p. (in Russian). Anan'ev, B. G. (2008) Lichnost', sub"ekt deyatel'nosti, individual'nost' [Personality, Subject of Activity, Individuality]. Moscow. 134 р. (in Russian).

Baer, J. (2010) Is Creativity Domain Specific? Cambridge Handbook of Creativity. Cambridge, рр. 321-341. Available from: https://doi.org/10.1017/cbo9780511763205.021

Ban'kovskaya, S. I. (1991) Invaironmental'naya sotsiologiya [Environmental Sociology]. Riga. 128 p. (in Russian). Billinghurst, M. & Kato, H. (2002) Collaborative Augmented Reality. Communications of the ACM. 45 (7), 64-70. Available from : https://doi.org/10.1145/514236.514265

Chernousova, I. D. (2014) Formirovanie tvorcheskikh sposobnostei lichnosti kak odna iz form sovershenstvovaniya vysshego professional'nogo obrazovaniya [Formation of Creative Personal Skills as a Form for Improving Higher Vocational Education]. Problemy obespecheniya bezopasnosti pri likvidatsiiposledstvii chrezvychainykh situatsii. (1 (3)), 555-558 (in Russian). Dikaya, L. & Dikii, I. (2015) Tvorcheskii mozg [Creative Brain]. Moscow. 218 р. (in Russian).

Greenberg, S., Boyle, M. & LaBerge, J. (1999) PDAs and Shared Public Displays: Making Personal Information Public and Public Information Personal. Personal Technologies. 1999. 3 (1-2), 54-64. Available from: https://doi.org/10.1007/BF01305320 Hoever, I. J. & Knippenberg, D. van. (2021) How Diversity Promotes Team Creativity: Two Bumpy Roads to Collective Inspiration. In: Creative Success in Teams. New York, рр. 81-99. Available from: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-819993-0.00005-9

Kamenets, A. V. (2015) Vvedenie v teoriyu sotsial'nogo vzaimodeistviya [Introduction to the Theory of Social Interaction]. Moscow. 464 p. (in Russian).

Kamenets, A. V., Kazakova, I. S., Meleshkina, E. A. (2019) The Development of Jung's Personality Typology in the Study of Cultural Processes. Kul'tura i tsivilizatsiya. 9 (2-1), 194-204 (in Russian).

Levinas, E. (1998) Vremya i Drugoi. Gumanizm drugogo cheloveka [Time and the Other. Humanism of the Other]. Saint-Petersburg. 265 p. (in Russian).

Maslou, A. (2006) Motivatsiya i lichnost' [Motivation and Personality]. Saint-Petersburg. 352 p. (in Russian). Mill', D. S., Ivanovskii, V. N. & Finn, V. K. (2011) Sistema logiki sillogisticheskoi i induktivnoi [A System of Syllogistic and Inductive Logic]. Moscow. 828 р. (in Russian).

Titov, A. Yu. (2012) Tvorcheskii metod Stanislavskogo i myslennyi eksperiment: dinamika nachal'nogo etapa stanovleniya [Stanislavsky's Creative Method and Thought Experiment: the Dynamics of the Initial Stage of Formation]. In: Pedagogika iskusstva. Moscow, рр. 400-415 (in Russian).

Yokozuka, T., Miyamoto, H., Kasai, M., Miyake, Y. & Nozawa, T. (2021) The Relationship Between Turn-taking, Vocal Pitch Synchrony and Rapport in Creative Problem-Solving Communication. Speech Communication. 129, 33-40. Available from: https://doi.org/10.10167j.specom.2021.03.001

Yung, K. (2019) Psikhologicheskie tipy [Psychological types]. Moscow. 538 р. (in Russian).

Информация об авторах И.Ф. Вольская - аспирант Российского государственного социального университета, Москва, Россия.

А.В. Каменец - доктор культурологии, профессор Российского государственного социального университета, Москва, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=499221.

Information about the authors I.F. Volskaya - PhD student, Russian State Social University, Moscow, Russia. A.V. Kamenets - D.Phil. in Cultural Studies, Professor, Russian State Social University, Moscow, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=499221.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 12.04.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.05.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 06.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.