Научная статья на тему 'Творческая личность и общество'

Творческая личность и общество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1201
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческая личность / творчество / творческая деятельность / общество / культура. / creativity / creative personality / creative activity / society / culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.С. Синельникова

Актуальность. Жизнь творческой личности, ее деятельность протекает в тесной взаимосвязи с миром, в определенном социальном, культурном и историческом пространстве. Творческая деятельность требует сотрудничества между творческими людьми, определенных условий. Вместе с тем в психологической науке творческая личность нередко рассматривается вне социального, культурного и исторического контекста. Современный мир остро нуждается в творческих людях, однако отношение общества к творческой личности остается непростым и противоречивым. Цель исследования. Анализ особенностей взаимоотношений творческой личности с обществом. Метод. Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблемам становления творческой личности, ее взаимоотношений с миром, психологических биографий творческих людей. Результаты. Необходимым условием творческой деятельности, создания социально значимого творческого продукта является овладение системой знаний в соответствующей области. На этапе становления творческая личность испытывает потребность в развивающем окружении и проявляет активность в его формировании. Взаимоотношения творческой личности и общества остаются непростыми во многих культурах и странах современного мира. Образовательные и организационные практики во многих странах не способствуют становлению и реализации творческой личности. Творческий продукт может получить высокую оценку общества или рынка, однако психологические особенности творческой личности, необходимые для его создания (активность, самостоятельность, мужество, развитая индивидуальность), воспринимаются как угроза в социально-культурном контексте, ориентированном на стабильность, предсказуемость и иерархию. Заключение. Творческую личность отличает активность в отношениях с миром как на этапе ее становления, так и в процессе ее деятельности. Творческая личность нередко вступает в конфликт с социальным миром и одновременно чутко откликается на его потребности. Жизненные решения творческой личности во многом определяются ее потребностью в реализации своего потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.С. Синельникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative personality and society

Background. The life of a creative person, his activity takes place in close relationship with the world, in certain social, cultural and historical circumstances. Creative activity requires cooperation between creative people, certain conditions. At the same time, in psychological science creative personality is often considered outside of a social, cultural and historical context. Modern world needs creative people, yet the attitudes towards creative people are still complicated and controversial. Objective. Theoretical analysis of the peculiarities of the creative person’s relationship with society. Design. Theoretical analysis of psychological literature focused on the formation of a creative personality, his relationship with society and psychological biographies of creative people. Results. The mastery of a system of knowledge in the relevant field is an indispensable condition for creative activity, for creation of a socially significant product. At the stage of maturation, the creative person feels the need for a developing environment and is very active in finding these opportunities. The relationship between creative people and society remains difficult in many cultures and countries of the modern world. Educational practices in many countries do not contribute to the development of a creative person. Psychological features of creative person (activity, courage, autonomy, individuality) are perceived as a threat in a socio-cultural context focused on stability, predictability and hierarchy. Conclusion. Creative personality is active in his relationship with the world, both at the stage of its formation and in the process of its activity. The creative person often finds himself in the conflict with society and at the same time is responsive to its needs. The life decisions of a creative person are largely determined by the need to realize his creative potential.

Текст научной работы на тему «Творческая личность и общество»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • 2022 • Том 15 • № 1

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Научная статья УДК 159.99

ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО Е.С. Синельникова

Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I,

Санкт-Петербург, Россия, elena.sinelni@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6704-0152

Актуальность. Жизнь творческой личности, ее деятельность протекает в тесной взаимосвязи с миром, в определенном социальном, культурном и историческом пространстве. Творческая деятельность требует сотрудничества между творческими людьми, определенных условий. Вместе с тем в психологической науке творческая личность нередко рассматривается вне социального, культурного и исторического контекста. Современный мир остро нуждается в творческих людях, однако отношение общества к творческой личности остается непростым и противоречивым.

Цель исследования. Анализ особенностей взаимоотношений творческой личности с обществом.

Метод. Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной проблемам становления творческой личности, ее взаимоотношений с миром, психологических биографий творческих людей.

Результаты. Необходимым условием творческой деятельности, создания социально значимого творческого продукта является овладение системой знаний в соответствующей области. На этапе становления творческая личность испытывает потребность в развивающем окружении и проявляет активность в его формировании. Взаимоотношения творческой личности и общества остаются непростыми во многих культурах и странах современного мира. Образовательные и организационные практики во многих странах не способствуют становлению и реализации творческой личности. Творческий продукт может получить высокую оценку общества или рынка, однако психологические особенности творческой личности, необходимые для его создания (активность, самостоятельность, мужество, развитая индивидуальность), воспринимаются как угроза в социально-культурном контексте, ориентированном на стабильность, предсказуемость и иерархию.

Заключение. Творческую личность отличает активность в отношениях с миром как на этапе ее становления, так и в процессе ее деятельности. Творческая личность нередко вступает в конфликт с социальным миром и одновременно чутко откликается на его потребности. Жизненные решения творческой личности во многом определяются ее потребностью в реализации своего потенциала.

Ключевые слова: творческая личность, творчество, творческая деятельность, общество, культура.

Для цитирования: Синельникова Е.С. Творческая личность и общество // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 1(15). С. ХХ-ХХ. doi:

PSYCHOLOGY OF PERSONALITY

Scientific Article doi

CREATIVE PERSONALITY AND SOCIETY Elena S. Sinelnikova

Emperor Alexander I Saint-Petersburg State Transport University, Saint-Petersburg, Russia, elena.sinelni@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6704-0152

Background. The life of a creative person, his activity takes place in close relationship with the world, in certain social, cultural and historical circumstances. Creative activity requires cooperation between creative people, certain conditions. At the same time, in psychological science creative personality is often considered outside of a social, cultural and historical context. Modern world needs creative people, yet the attitudes towards creative people are still complicated and controversial.

Objective. Theoretical analysis of the peculiarities of the creative person's relationship with society.

Design. Theoretical analysis of psychological literature focused on the formation of a creative personality, his relationship with society and psychological biographies of creative people.

Results. The mastery of a system of knowledge in the relevant field is an indispensable condition for creative activity, for creation of a socially significant product. At the stage of maturation, the creative person feels the need for a developing environment and is very active in finding these opportunities. The relationship between creative people and society remains difficult in many cultures and countries of the modern world. Educational practices in many countries do not contribute to the development of a creative person. Psychological features of creative person (activity, courage, autonomy, individuality) are perceived as a threat in a socio-cultural context focused on stability, predictability and hierarchy.

Conclusion. Creative personality is active in his relationship with the world, both at the stage of its formation and in the process of its activity. The creative person often finds himself in the conflict with society and at the same time is responsive to its needs. The life decisions of a creative person are largely determined by the need to realize his creative potential.

Keywords: creativity, creative personality, creative activity, society, culture.

For citation: Sinelnikova E.S. (2022). Creative personality and society. Theoretical and Experimental Psychology [Teoreticheskaya i Eksperimental'naya Psikhologiya], 1(15), XX-XX. doi:

Введение

Творческая личность проживает свою жизнь в определенной социальной, культурной и исторической реальности, вступая с ней в сложные, подчас противоречивые взаимоотношения как во внешнем, так и во внутреннем мире. Социальный мир, в котором существует личность, дает ей большие или

меньшие возможности для овладения опытом, накопленным человечеством, развития творческих способностей и реализации творческого потенциала. В последнее десятилетие исследователи в области психологии творчества вновь начинают обращать внимание на роль социальных факторов в становлении творческой личности. Французский ученый Т. Люберт включает в свою концепцию креативности 7Cs не только творческую личность и творческий продукт, но и социальные практики обучения и развития творческой личности, контекст ее деятельности, сотрудничество, применение творческого продукта в социуме (ЬиЬаг^ 2017). Создатель теории множественного интеллекта Г. Гарднер отмечает, что многие виды творческой деятельности (например, научная деятельность, создание спектакля или фильма и др.) требуют определенных технических и социальных условий для своей реализации, сотрудничества между творческими людьми в процессе создания творческого продукта (Гарднер, 2017).

Вместе с тем до настоящего времени творческая личность и творческая деятельность в значительной степени рассматриваются в психологии в отрыве от общества и той социальной реальности, в которой творческая личность живет и реализует свой потенциал. Творческая личность нередко воспринимается и обыденным сознанием, и научным сообществом как изолированная или противостоящая обществу. Такой подход имеет свои основания, однако он не учитывает тесную взаимосвязь творческой личности с социальным миром как на этапе ее становления, так и на этапе создания социально значимого творческого продукта (произведения искусства, научной теории и др.). Также творческая личность в значительной степени воспринимается как реципиент, получатель определенных ресурсов, необходимых для ее деятельности, не учитывается активная роль творческой личности во взаимоотношениях с миром.

Целью статьи является анализ особенностей взаимоотношений творческой личности с миром на этапе ее становления и творческой деятельности. Творческая личность определяется нами как субъект, способный к созданию нового, потенциально ценного для социального мира в духовной или материальной сфере. Опираясь на работы зарубежных и отечественных ученых, мы стремимся выявить основные социальные факторы, которые способствуют и препятствуют становлению творческой личности, реализации творческого потенциала человека. Особое внимание в нашей работе уделяется анализу малоизвестных психологических биографий творческих людей.

Становление творческой личности

Роль социальных практик, возможностей, которые дает личности социальный мир, характера взаимоотношений творческой личности со своим окружением особенно велика на этапе ее становления. М. Чиксентмихайи указывает, что для того чтобы одаренный человек мог создать творческий продукт, востребованный социумом, ему необходимо овладеть знаниями в соответствующей области (Чиксентмихайи, 2017). На этот аспект обращает внимание и Е.И. Николаева, аргументируя, как важна развивающая среда и возможность познакомиться с соответствующими видами деятельности для становления

творческих способностей ребенка в определенной области: «художественно одаренный ребенок в Центральной Африке никогда не станет художником просто потому, что не получит в руки краски (типичный подарок любому ребенку независимо от уровня одаренности в Европе), которыми в других обстоятельствах он мог бы обозначить свой внутренний мир» (Николаева, 2010, с. 93). Важнейшую роль познания в чрезвычайно сложной и творческой деятельности полководца подчеркивает Б.М. Теплов: «умение охватывать сразу все стороны вопроса, быстро анализировать материал чрезвычайной сложности, систематизировать его, выделять существенное, намечать план действий и в случае необходимости мгновенно изменять его — все это даже для самого талантливого человека невозможно без основательной интеллектуальной подготовки» (Теплов, 1985, с. 296).

В.Л. Дранков называет познание первой и наиболее трудоемкой ступенью творчества. Исследователь замечает, что «человек развивается, творит, существует лишь потому, что всегда преемствен, умело наследует все лучшее из того, что было познано, пережито и создано его предшественниками» (Дранков, 2001, с. 12-13). Как и его зарубежные коллеги, ученый отмечает, что во многих сферах человеческой деятельности человек, не имеющий такой возможности, с высокой долей вероятности не сможет создать творческий продукт или совершить открытие, которое будет действительно новым и ценным для его времени. Вместе с тем многие творческие люди раскрыли и реализовали свой творческий потенциал не благодаря, а вопреки тем условиям, в которых проходило становление и развитие их личности. Становление и продуктивность творческой личности в неблагоприятной социальной среде требует высокой активности, целеустремленности, самостоятельности и понимания своих потребностей, в том числе и в социальном окружении. Творческая личность отличается не только обостренным интересом к определенной сфере деятельности, но и умением создать или найти условия для развития и реализации своего потенциала, способностью к напряженной работе и упорством в достижении своей цели. Большой интерес представляет качественное исследование творческой биографии и жизненного пути Ф.И. Шаляпина, выполненное В.Л. Дранковым. Выдающийся певец, реформатор оперного искусства Ф.И. Шаляпин родился в бедной семье, с не очень благоприятным социально-психологическим климатом (его отец злоупотреблял алкоголем), далекой от мира искусства. В то же время у него была возможность приобщиться к народной песне, пение невероятно привлекало его. Он на всю жизнь запомнил песни матери и позднее пел их на концертной сцене. Услышав пение хора в церкви, он твердо решил, что будет петь в церковном хоре, и реализовал эту возможность, когда ему представился случай. Не вкладывая много сил в другие виды деятельности, которыми ему приходилось заниматься, Ф.И. Шаляпин напряженно работал над своим певческим мастерством и быстро достиг успеха. Безусловно, у Ф.И. Шаляпина были хорошо развиты специальные музыкальные способности (Дранков, 2001), однако ему приходилось преодолевать не только внешние, но и внутренние трудности. Например, когда он впервые попробовал играть в театре, то от смущения не

мог произнести ни слова, но тем не менее не оставлял желания служить в театре. Поскольку его желание посвятить себя искусству вызывало крайне негативную эмоциональную реакцию у его семьи, он покинул ее и попытался устроить свою судьбу в других городах. Прежде чем получить место в театре, он долго скитался, терпел нужду, перебивался случайными заработками. Начав оперную карьеру и сделав первые успехи, он вновь оказался без работы. После многих скитаний он встретил на своем пути наставника — Д.А. Усатова, который не только дал ему хорошую певческую подготовку, но и сделал очень многое для развития его таланта (там же). Жизненный путь Ф.И. Шаляпина, как и многих других творческих личностей, имевших неблагоприятные условия для развития творческих способностей в детстве, свидетельствует, что творческой личности присущи не только способность к напряженному труду, увлеченность своим делом, но и активный поиск социальной среды и условий, необходимых ей для творческой деятельности.

Процесс познания, реализуемый творческой личностью, также творческий, он предполагает осмысление изучаемого, видение нерешенных вопросов, противоречий в существующей системе знания (Богоявленская, 2007; Дранков, 2001). На основе проведенных эмпирических исследований Д.Б. Богоявленская приходит к выводу, что основа творчества — продолжение познания за пределами заданной ситуации, творчество не может быть «только ответом, только решением поставленной задачи» (Богоявленская, 2007, с. 70). Между тем образовательные системы многих стран, по-прежнему ориентированные на дисциплину, подражание, заучивание наизусть, действие по алгоритму, тестирование как основную форму оценки знаний, не способствуют развитию творческих способностей и становлению творческой личности (Гарднер, 2007). Более того, В.Л. Дранков (2001) обращает внимание на то, что в то время как развитая индивидуальность, осознание своих интересов и потребностей, самостоятельность — важнейшие условия становления таланта, ориентация на единые стандарты, подавление индивидуальности по-прежнему распространено в творческих вузах: мастера обучают студентов единым методам техники и мастерства. Вследствие этого, нередко, завершая обучение, молодые актеры хорошо владеют актерским мастерством, однако их творческие способности в значительной степени оказываются подавленными.

Творческая личность в современном мире

В связи с масштабностью изменений в различных сферах жизни, которые происходят в мире в наши дни, современный мир остро нуждается в творческих людях и все больше осознает эту потребность. Управленческая и интеллектуальная элита разных стран все больше понимает, что место страны в мировом разделении труда, ее успешность и благосостояние в современном мире все больше зависят от творческого потенциала ее граждан. Развитие творческого потенциала становится жизненно важным и для самой личности, ее самореализации и профессиональной успешности. Г. Гарднер включил креативное мышление в число пяти типов мышления будущего (Гарднер, 2017). По его мнению, именно творческое мышление, способность к порождению

новых идей, постановке новых вопросов, видению проблем, помогает человеку найти свое место в меняющемся мире, где многие рутинные операции выполняются или будут выполняться компьютерами и роботами в недалеком будущем (там же).

Осознание ценности творческого потенциала для общества далеко не всегда приводит к преобразованию социальных, образовательных и организационных практик. Взаимоотношения творческой личности с социальным миром во многих культурных контекстах остаются непростыми. Поскольку, создавая новое, творческий человек ставит под угрозу размеренность и упорядоченность бытия, то принимаемые им решения, стиль его жизни, его деятельность нередко вызывают негативную реакцию в социальных системах, ориентированных на порядок, стабильность, иерархию (Дружинин, 2010; Мэй, 2020). Отношение к личности не как к цели, а как к средству (Фромм, 2010) может приводить к эксплуатации творческой личности на уровне социума, организации или межличностных отношений. Еще одна проблема современного мира, потенциально снижающая творческую продуктивность личности — чрезмерная механистичность, автоматизированность многих процессов, цель которых — предсказуемость и порядок. По мнению Р. Мэя, ориентация на упорядочивание и механизацию как принцип организации жизни представляет собой защиту от бессознательных, иррациональных процессов (Мэй, 2020). Однако творчество, создание нового, предполагает способность справляться с тревогой и неопределенностью. Снижение творческого потенциала как на уровне общества, так и на уровне личности — цена, которую общество, организация или личность платит за безопасность, предсказуемость и стабильность.

Социально обусловленные психологические

барьеры творческой деятельности

А. Миллер обращает внимание на то, что в связи с особенностями ранней социализации в семье многие люди сталкиваются с трудностями в эмоциональной сфере, не принимают и подавляют свои чувства, испытывают страх перед ними как перед иррациональной и потенциально разрушительной стихией (Миллер, 2014). Подавление своих чувств не только способствует снижению глубинной удовлетворенности жизнью. Стремясь соответствовать ожиданиям других людей, человек отказывается от возможности творчески конструировать свою жизнь в соответствии со своими внутренними потребностями. Нередко творчество для людей с глубинными личностными проблемами — не подлинная встреча с волнующей проблемой или задачей, а средство разрешения внутренних конфликтов (Миллер, 2014; Мэй, 2020).

Существующая в обществе система ценностей может быть интериоризи-рована личностью. Э. Фромм замечает, что способность творить и созидать во многом зависит от направленности личности, ее ориентации (Фромм, 2010). Личность, обладающая рецептивной ориентацией, может быть замечательным слушателем, высоко ценить и чутко распознавать творчество других людей. Однако с высокой долей вероятности она не будет обладать достаточной смелостью и внутренней свободой для того, чтобы создать новое самостоятельно,

реализовать свои идеи в завершенных проектах. Иными путями к творческому бесплодию приходит личность с эксплуататорской и рыночной ориентацией. Для человека с эксплуататорской ориентацией присвоение чужого, а также достижение успеха и благополучия представляются существенно более важными ценностями, чем творчество. Творческая деятельность требует напряженной работы над проблемой, которая далеко не сразу приводит к успеху (Мэй, 2020). Человек, нацеленный на присвоение результатов чужого труда, не будет тратить силы и время на то, чтобы создать что-то самому. Внешняя мотивация творческой деятельности и стремление получать не отдавая не позволят ему упорно и продуктивно работать над своим творческим продуктом. Напротив, он предпочтет в той или иной форме завладеть творческим продуктом другого и получить максимальную выгоду для себя. Для личности с преобладающей рыночной ориентацией наиболее значимыми ценностями являются социальный и материальный успех, признание и популярность, что побуждает ее создавать коммерчески успешный и востребованный, а не действительно ценный для социума творческий продукт.

Направленность и жизненный путь

творческой личности в социальном мире

Характеризуя продуктивную ориентацию, выдающийся философ и психолог XX века Эрих Фромм отмечает, что она является интегральным свойством личности, «способом ее отношения к миру во всех сферах деятельности», способностью человека применять свои силы, заложенные в нем возможности (Фромм, 2010, с. 102). Личность, обладающая продуктивной ориентацией, сочетает адекватное отражение мира со способностью к его творческому преобразованию.

В.Н. Дружинин (2010) противопоставляет жизненный путь творческой личности («жизнь как творчество») жизненному пути человека, ориентированного прежде всего на социальные и материальные достижения («жизнь как целедостижение»). Нацеленность на внешний результат может препятствовать накоплению внутренних ресурсов личности, необходимых для ее творческой состоятельности, а также вовлеченности в процесс творчества. В то же время ориентация на создание творческого продукта, напряженная работа над проблемой в сочетании с неблагоприятными внешними условиями деятельности (например, чрезмерной загруженностью рутинными задачами) может приводить к высокому уровню переживаемого стресса, фрустрации, перенапряжению. Р. Мэй обращает внимание на то, что творческая деятельность, создание нового, предполагает способность переносить тревогу и неопределенность (Мэй, 2020). Вместе с тем сочетание внутренней тревоги с действием внешних стрессоров может оказать негативное влияние на психологическое и физическое здоровье творческой личности, снизить ее продуктивность. Поскольку инсайт приходит к творческой личности в момент расслабления, то для ее творческой продуктивности необходимы свободное время, возможность переключения на отдых, что позволяет не только повысить продуктивность, но и снизить эмоциональное напряжение и риски для душевного и физического здоровья.

Еще один важный аспект взаимодействия творческой личности и мира — это взаимодействие, происходящее во внутреннем мире личности. Социальный мир в значительной степени воспринимается прежде всего как источник ресурсов и ограничений для творческой личности (возможности, ограничения, взаимодействие с людьми и социальными группами, востребованность творческого продукта). Однако творческая личность отличается стремлением и способностью к созданию нового, ее менее чем какую-либо другую следует рассматривать как объект внешнего воздействия, она вступает в активные отношения с миром.

Очень глубокими и точными представляются слова Р. Мэя о том, что творчество «было и есть активное взаимодействие человека и его мира» (Мэй, 2020, с. 55). Р. Мэй выдвигает гипотезу, что в основе творческой деятельности лежит встреча творческой личности со значимой для нее проблемой (Мэй, 2020). Творческий процесс предполагает встречу с задачей или проблемой, которая по-настоящему волнует творческую личность и вызывает огромное желание ее решить. Субъективная значимость проблемы обусловливает глубокую вовлеченность творческой личности в решение этой проблемы. Нередко творческий процесс, решение творческой задачи занимает очень длительное время. И только глубокая внутренняя заинтересованность в решении сложной проблемы позволяет в конце концов найти ее решение. Это решение, инсайт, приходит из бессознательного. Нередко в момент, когда человек занят совсем другими, повседневными делами. Однако инсайту предшествует напряженная работа над проблемой.

Создание нового, напряженная и плодотворная работа над проблемой становится возможной благодаря психологическим особенностям творческой личности: внутренней мотивации, индивидуальности, самостоятельности (Дранков, 2001), способности мириться с неопределенностью и идти на риск (Мэй, 2020). Творческую личность отличает ориентированность на процесс, глубокая вовлеченность в деятельность (Дружинин, 2010). В.Л. Дранков отмечает, что индивидуальность сама по себе не создает таланта, однако человек, обладающий индивидуальностью, будет стремиться создать индивидуальное, неповторимое, а не действовать по шаблону (Дранков, 2001). Самостоятельность и внутренняя независимость не позволят ему удовлетвориться стандартным решением или распространенным мнением о том, что проблема не имеет решения. Творчество, создание нового, требует способности справляться с тревогой, порождаемой неопределенностью (Мэй, 2020). Р. Мэй неслучайно назвал свою книгу о творчестве «Мужество творить». Ученый был глубоко убежден, что творчество требует не только глубокой вовлеченности и серьезной внутренней работы, но и большого мужества. Более того, он назвал творчество высшей формой мужества, т.к. оно предполагает не просто преодоление, совладание с неблагоприятной социальной или материальной средой, но и созидание. Ученый обращает внимание на то, что прежде, чем творческий продукт воплотится в своей материальной форме, творческий человек должен «выковать нечто ценное в кузнице своей души» (Мэй, 2020, с. 28).

Заключение

На первый взгляд может показаться, что творческая личность противостоит миру. В своем мышлении и деятельности она нередко проявляет независимость по отношению к системе социальных отношений, существующим представлениям и нормам. Будучи погруженной в творческий процесс, она как бы выпадает из реалий повседневной жизни (Дружинин, 2010). Однако творческая личность глубоко связана с миром, замкнутость в своем психическом мире, не позволила бы состояться встрече, которая становится основой творчества. Р. Мэй (2020), Э. Фромм (2010), В.Л. Дранков (2001) убеждены в глубокой связи творческой личности и мира. В.Л. Дранков, посвятивший годы качественным исследованиям творческой личности, утверждает, что она не может быть замкнутой в узком мире повседневных отношений и интересов. В своем психическом мире и в своей творческой деятельности она выходит за его пределы (Дранков, 2001). По выражению Р. Мэя, творческие люди как будто находятся на линии раннего радиолокационного обнаружения, они проявляют невероятную чуткость к потребностям своего времени (Мэй, 2020). Эту же закономерность, независимо от Р. Мэя открывает и отечественный исследователь В.Л. Дранков. Он замечает, что творческая личность чутко откликается на потребности своего времени, создавая материальные или нематериальные продукты, в которых нуждается общество (Дранков, 2020). Так, в эпоху раннего Возрождения — период веры в безграничные возможности человека, когда человечество заново открывало для себя красоту человеческого тела, интенсивно развивались изобразительные искусства. Позднее Возрождение характеризуется острым переживанием несправедливости, осознанием социальных проблем и негативных сторон индивидуализма, когда свобода, лишенная ответственности, трансформируется в произвол. Ответить на этот запрос смогли выдающиеся писатели, поэты и драматурги (Дранков, 2001).

Творческая личность вступает в напряженные и активные отношения с миром, чутко откликаясь на его потребности. Она не только испытывает потребность в социальном окружении, способствующем развитию ее творческого потенциала, в социальных и технических возможностях, которые дает социум, но и обладает высокой активностью в поиске и создании этих возможностей. В основе творчества лежит встреча с проблемой, по-настоящему значимой для человека. Решение трудной задачи приходит к творческой личности из бессознательного, однако именно глубокая вовлеченность, мужество, способность справляться с тревогой и неопределенностью, напряженность и упорство в работе над проблемой делают его возможным.

Глубокая вовлеченность в процесс творческой деятельности нередко бывает трудносовместима с решением большого количества рутинных задач. Жизненные решения творческой личности во многом определяются ее потребностью в реализации своего потенциала. Психологические особенности творческой личности, способствующие ее продуктивности, в неблагоприятной для нее социальной среде становятся источником риска для ее экономического и социального благополучия, психологического и физического здоровья, что делает актуальным изучение проблемы преодоления творческой личностью жизненных кризисов.

Литература:

Богоявленская Д.Б. Культурно-исторический подход к проблематике творчества // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 67-71.

Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта: Пер. с англ. М.: Вильямс,

2007.

Гарднер Г. Мышление будущего: Пять стратегий, ведущих к успеху в жизни. 3-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2017.

Дранков В.Л. Природа художественного таланта. СПб.: СПбГУКИ, 2001.

Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. СПб.: Питер,

2010.

Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я: Пер. с нем. 4-е изд. М.: Академический проект, 2014.

Мэй Р. Мужество творить. СПб.: Питер, 2020.

Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд. СПб.: Питер, 2010. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. Т. 2 М.: Педагогика, 1985. Фромм Э. Человек для себя. М.: АСТ: АСТ. Москва, 2010.

Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий изобретений. М.: Карьера Пресс, 2017.

Lubart, T. (2017). The 7Cs of Creativity. Journal of Creative Behavior, 51 (4), 293-296. doi: 10.1002 / jocb.190

References:

Bogojavlenskaja, D.B. (2007). A Cultural-Historical Approach to the Range of Creativity Problems Kul'turno-istoricheskaja psihologija (Cultural-Historical Psychology), 3, 67-71. (In Russ.).

Chiksentmikhaii, M. (2017). Creativity. Flow and the Psychology of Discovery and Invention Moscow: Kar'era Press. (In Russ.).

Drankov, V.L. (2001). Creative talent nature. Saint-Petersburg: SPbGUKI. (In Russ.). Druzhinin, V.N. (2010). Lifestyle options. Essays on existential psychology. Saint Petersburg: Piter. (In Russ.).

Fromm, E. (2010). A man for himself. Moscow: AST. (In Russ.).

Gardner, G. (2007). Frames of mind. The theory of multiple intelligences. Moscow: Vil'jams. (In Russ.).

Gardner, G. (2017). Five minds for the future. Moscow: Al'pina Pablisher. (In Russ.). Mei, R. (2020). The courage to create Saint-Petersburg: Piter. (In Russ.).

Miller, A. (2014). Drama of a gifted child and finding your own self. Moscow: Akademicheskij proekt. (In Russ.).

Nikolaeva, E.I. (2010). Psychology of children's creativity. Saint Petersburg: Piter. (In Russ.). Teplov, B.M. (1985). Selected publications. Moscow: Pedagogika. (In Russ.). Lubart, T. (2017). The 7Cs of Creativity. Journal of Creative Behavior, 51 (4), 293-296. doi: 10.1002 / jocb.190

Статья получена 08.04.2022; отредактирована 24.04.2022;

принята 15.04.2022

Received 08.04.2022; revised 24.04.2022; accepted 15.04.2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Синельникова Елена Семеновна — кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I, Санкт-Петербург, Россия, elena.sinelni@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6704-0152

ABOUT AUTHOR

Elena S. Sinelnikova — PhD (Psychology), Associate Professor, department of Applied Psychology, Emperor Alexander I Saint-Petersburg State Transport University, Saint-Petersburg, Russia, elena.sinelni@yandex.ru, https://orcid. org/0000-0001-6704-0152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.