Научная статья на тему 'Возможности развития координационных способностей средствами хореографической подготовки в спортивной акробатике'

Возможности развития координационных способностей средствами хореографической подготовки в спортивной акробатике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1136
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИРОВКА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / TRAINING / CHOREOGRAPHIC PREPARATION / COORDINATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Седых Нина Викторовна, Овечкина Александра Анатольевна

В работе изучается возможность развития координационных способностей юных акробатов средствами хореографической подготовки и обосновывается необходимость занятий данным видом двигательной деятельности с первого года тренировки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES MEANS OF CHOREOGRAPHIC PREPARATION IN SPORTS ACROBATICS

In work possibility of development of coordination abilities of young acrobats is studied by means of choreographic preparation and necessity of employment by the given kind of impellent activity from first year of training is proved.

Текст научной работы на тему «Возможности развития координационных способностей средствами хореографической подготовки в спортивной акробатике»

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ

АКРОБАТИКЕ Нина Викторовна Седых, доктор педагогических наук, доцент, Александра Анатольевна Овечкина, аспирант ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Аннотация

В работе изучается возможность развития координационных способностей юных акробатов средствами хореографической подготовки и обосновывается необходимость занятий данным видом двигательной деятельности с первого года тренировки.

Ключевые слова: тренировка, хореографическая подготовка, координационные способности.

POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES MEANS OF CHOREOGRAPHIC PREPARATION IN SPORTS ACROBATICS

Nina Viktorovna Sedyh, doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexander Anatolevna Ovechkina, post-graduate student,

Volgograd State Academy of Physical Education

Abstract

In work possibility of development of coordination abilities of young acrobats is studied by means of choreographic preparation and necessity of employment by the given kind of impellent activity from first year of training is proved.

Key words: training, choreographic preparation, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из условий успешного выступления акробатов на соревнованиях является оригинальность и артистичность при выполнении музыкально-акробатических композиций, что, в свою очередь, определяет целесообразность овладения акробатами разнообразными двигательными действиями и развития координационных способностей [1, 2].

Решается эта задача с помощью хореографической подготовки, которая, как замечено многими специалистами [3, 4, 5], способствует развитию двигательной памяти, координации и согласованности движений, прыгучести, гибкости, подвижности суставов, эластичности и силы мышц, выразительности и артистичности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В ходе предварительного эксперимента выявлено, что у акробатов группы начальной подготовки первого года обучения физическая подготовленность находится на высоком уровне, однако, методика воспитания координационных способностей требует существенной доработки, так как не уделяется должного внимания развитию тех двигательных координаций, которые необходимы для составления и выполнения соревновательных композиций.

При разработке авторской методики учитывался возраст занимающихся, уровень их подготовленности, специфика данного вида спорта, а также типологические особенности ЦНС и уровень развития моторной асимметрии. Исходя из этого, для группы начальной подготовки в спортивной акробатике определены следующие средства хореографической подготовки: хореографические упражнения, танцевальные упражнения, элементы художественной гимнастики и игры под музыкальное сопровождение, способствующие в полной мере развитию двигательных координаций, необходимых для выполнения акробатических элементов.

В процессе тренировки осуществлялся дифференцированный подход к физической нагрузке занимающихся на основе учета их типологических особенностей. Так, у

холериков (26% от числа участников исследования) внимание акцентировалось на точности выполнения упражнений; у флегматиков (31%) и меланхоликов (13%) - на точности разучивания техники упражнения; сангвиникам (30%) рекомендовалось увеличивать количество упражнений за счет усложнения условия их выполнения с целью более качественного и быстрого освоения техники двигательных действий. Учитывая особенности моторной асимметрии рук и ног, дозировка нагрузки увеличивалась для «слабой» ноги или руки.

Для проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент. В нем приняло участие 43 акробата группы начальной спортивной подготовки первого года обучения. Контрольная группа (27 детей) занималась по традиционной учебно-тренировочной программе, в основу которой положена современная типовая модель программы для акробатов 7 лет, занимающихся в ДЮСШ.

Тестирование, проведенное в начале учебного года, позволило отметить, что уровень физической подготовленности выше у акробатов с холерическим типом темперамента - 4,1 балла (комплексная оценка по пятибалльной системе); у сангвиников и флегматиков эта оценка составила, соответственно, 4,0 и 3,9 балла; у меланхоликов -3,6 балла. Повторное тестирование в конце учебного года показало, что результаты тестирования увеличились у флегматиков и меланхоликов на 0,4 балла, а у холериков и сангвиников - на 0,2 и 0,3 балла, соответственно.

Координационные способности, также оцениваемые по пятибалльной системе, в начале года в экспериментальной группе у холериков и флегматиков находились на одном качественном уровне (3,4 балла). К концу года у флегматиков наблюдался значительный прирост в показателях координационных способностей (4,6 балла), в то время как у холериков оценка равна 4,0 баллам. У сангвиников координация находилась на уровне 3,6 балла, к концу года увеличилась до 4,3 балла. У меланхоликов изменений в оценке координационной подготовленности не наблюдалось.

В экспериментальной группе достоверное улучшение показателей координационных способностей (р<0,05) наблюдалось у холериков (3,5 балла), далее (3,4 и 3,3 балла) - у флегматиков и сангвиников и самые низкие показатели двигательных координаций, как и в экспериментальной группе, отмечены у меланхоликов. В контрольной группе достоверных изменений не выявлено (р>0,05).

Еще одним фактором, влияющим на развитие координационных способностей, является межполушарная асимметрия. Тестирование показало, что при выполнении упражнений правая рука у акробатов доминировала в 89% случаев, левая - в 11%, ам-бидекстрия отсутствовала. Правая «ведущая» нога отмечена у 56% спортсменов, левая - у 37%, амбидекстрия - у 7%. Результаты теста «шпагат» выявили у 49% спортсменов «ведущую правую» ногу, в 29% случаев выполнение шпагата на правую и левую ноги оценивались одинаково, и лишь в 21% случаев доминировала левая нога. При выполнении равновесия и прыжка вверх опорной и толчковой ногой у большинства спортсменов оказалась левая; 49% юных акробатов большее количество времени удерживали равновесие, стоя на левой ноге, 34% - на правой, 17% показали одинаковое время удержания равновесия как на правой, так и на левой ноге. При оценке теста «квадрат» наименьшее количество ошибок допущено с правой ноги у 59% спортсменов.

В процессе работы по экспериментальной программе проявления межполушар-ной асимметрии несколько сгладилось в экспериментальной группе:

в тесте «шпагат» в 46% случаев выполнение шпагата на правую и левую ноги оценивались одинаково;

31% детей показали практически одинаковое время удержания равновесия на левой и правой ноге;

в тесте «квадрат» количество ошибок, допущенных с правой и левой ноги, практически одинаково - соответственно, 52% и 48%.

Таким образом, учет всех вышеперечисленных факторов позволит правильно подобрать средства и методы развития координационных способностей акробатов, что

позволит повысить уровень технической подготовки спортсменов.

Для выявления влияния экспериментальной методики на повышение результативности выступления юных акробатов на соревнованиях в конце года были проведены контрольные переводные соревнования. Тренеры отметили, что выполнение упражнений спортсменами экспериментальной группы отличалось большей четкостью, плавностью, амплитудой, они более уверенно и с красивой осанкой выполняли элементы.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности экспериментальной методики развития координационных способностей средствами хореографической подготовки у акробатов группы начальной подготовки и рекомендовать ее для использования в учебно-тренировочном процессе акробатов.

ВЫВОДЫ

1. Дифференцированный подход к распределению физической нагрузки на тренировках по хореографии, основанный на учете типологических особенностей, позволяет достоверно повысить уровень физической подготовленности и координационных способностей юных акробатов.

2. Учет моторной асимметрии способствует наиболее рациональному распределению усилий юных спортсменов при выполнении сложнокоординационных акробатических элементов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Говорова, М. А. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: учеб. пособие / М.А. Говорова, А.В. Плешкань. - Кубань: ГАФК, 2001. - 51 с.

2. Гусев, Ю.А. Методика формирования координационных способностей у юных гандболистов на основе моделирования соревновательной деятельности / Ю.А. Гусев. - 2003. - 152 с.

3. Лисицкая, Т.С. Хореография в гимнастике / Т.С. Лисицкая. - М.: Тера-Спорт, 2001. - 96 с.

4. Морель, Ф.З. Хореография в спорте / Ф.З. Морель. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 110 с.

5. Ротерс, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учеб. пособие / Т.Т. Ротерс. - М.: “Просвещение”, 1989. - 174 с.

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ -ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РУКОПАШНОГО БОЯ

Дмитрий Усманович Пардаев, соискатель,

Хабаровский пограничный институт ФСБ России

Аннотация

В статье обобщены результаты исследований соревновательной деятельности спортсменов - представителей рукопашного боя, выявлены 3 стиля ведения спортивного поединка: преимущественно с применением ударной техники; преимущественно с применением борцовской техники; преимущественно с применением комбинационной техники.

Ключевые слова: рукопашный бой, анализ соревновательной деятельности, стиль ведения поединка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.