Научная статья на тему 'Влияние хореографии на специальную физическую подготовку акробатов'

Влияние хореографии на специальную физическую подготовку акробатов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
942
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ АКРОБАТИКА / АКРОБАТЫ-ПРЫГУНЫ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНА АКРОБАТИКА / АКРОБАТИ-СТРИБУНИ / ХОРЕОГРАФіЧНА ПіДГОТОВКА / SPORTS ACROBATIC / ACROBATS-JUMPERS / CHOREOGRAPHIC PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Серебрянская Э. А.

В статье рассмотрено влияние экспериментальной методики с использованием целенаправленных комплексов по хореографии на специальную физическую подготовку акробатов-прыгунов. Применение хореографических комплексов целевой направленности обеспечило более высокий прирост показателей гибкости, силы и координационных способностей, чем при традиционной методике организации хореографической подготовки акробатов-прыгунов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the choreography on special physical preparation of acrobats

The article deals with the influence of experimental method with the usage of purposive complexes in choreography on special physical preparation of acrobats-jumpers. Application of choreographic complexes of a target orientation has provided higher accretion of parameters of flexibility, force and coordination abilities, than at traditional procedure of the organization of choreographic preparation of acrobats jumpers.

Текст научной работы на тему «Влияние хореографии на специальную физическую подготовку акробатов»

4. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2004. - 576с.

5. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / Сост. и общая редакция И.П. Волкова, Н.С. Цикуновой. - М.: Советский спорт, 2005. -268с.

6. Суббот А.І., Жаров А.І., Корнєв Ю.В. Безпека професійної діяльності працівників податкової міліції. - Ірпінь: Національний університет ДПС України, 2006. - 352 с.

7. Уэйнберг Н.С., Гоулд Д. Основы психологи спорта и физической культуры. - Киев: Олимпийская література, 2001. - 325с.

Надійшла до редакції 19.01.2007р.

ВЛИЯНИЕ ХОРЕОГРАФИИ НА СПЕЦИАЛЬНУЮ ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ АКРОБАТОВ

Серебрянская Э.А.

Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотация. В статье рассмотрено влияние экспериментальной методики с использованием целенаправленных комплексов по хореографии на специальную физическую подготовку акробатов-прыгунов. Применение хореографических комплексов целевой направленности обеспечило более высокий прирост показателей гибкости, силы и координационных способностей, чем при традиционной методике организации хореографической подготовки акробатов-прыгунов.

Ключевые слова: спортивная акробатика, акробаты-прыгуны, хореографическая подготовка.

Анотація. Серебрянская Е.О. Вплив хореографії на спеціальну фізичну підготовку акробатів. У статті розглянуто вплив експериментальної методики з використанням цілеспрямованих комплексів з хореографії на спеціальну фізичну підготовку акробатів-стрибунів. Застосування хореографічних комплексів цільової спрямованості забезпечило більше високий приріст показників гнучкості, сили й координаційних здатностей, чим при традиційній методиці організації хореографічної підготовки акробатів-стрибунів.

Ключові слова: спортивна акробатика, акробати-стри-буни, хореографічна підготовка.

Annotation. Serebryanskaya E.A. Influence of the choreography on special physical preparation of acrobats. The article deals with the influence of experimental method with the usage of purposive complexes in choreography on special physical preparation of acrobats-jumpers. Application of choreographic complexes of a target orientation has provided higher accretion of parameters of flexibility, force and coordination abilities, than at traditional procedure of the organization of choreographic preparation of acrobats - jumpers.

Key words: sports acrobatic, acrobats-jumpers,

choreographic preparation.

Введение.

Усложнение соревновательной программы в спортивной акробатике предъявляет высокие требования к техническому мастерству спортсменов. Данный факт обуславливает поиск новых путей интенсификации тренировочного процесса акробатов, которые могут быть достигнуты при высоком уровне всех видов спортивной подготовки. Хореографическая подготовка в спортивных видах гимнастики входит в раздел технической подготовки [6, 8].

Значительное внимание в исследованиях разных авторов уделено содержанию, направленности, особенностям хореографической подготовки в спорте. В настоящее время имеются многочисленные методические рекомендации с примерами хореографических уроков для различных этапов многолетнего тренировочного процесса гимнастов [3, 4, 7, 9]. Ж. А. Белокопытовой и А. А. Тимошенко подробно рассмотрена хореографическая подготовка на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике [7]. Физическая подготовка на уроках хореографии, направленность в годичном цикле, классификация и структура хореографического урока в спортивной и художественной гимнастике изучены Т. С. Лисицкой [3].

Методика и организация подготовки акробатов базируется на большом практическом опыте, общих принципах современной системы спортивной тренировки [1, 2, 5]. В тоже время методические положения подготовки акробатов по хореографии сформулированы на эмпирической основе и требуют экспериментального обоснования.

Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры.

Формулирование целей работы.

Цель исследования - изучить влияние хореографии на специальную физическую подготовку акробатов.

Объект исследования. Тренировочный процесс на этапе специализированной базовой подготовки акробатов, прыгунов на акробатической дорожке.

Предмет исследования. Специальная физическая подготовка акробатов - прыгунов.

Результаты исследований.

Был проведен педагогический эксперимент с использованием целенаправленных комплексов хореографических упражнений на улучшение специальной двигательной и физической подготовки спортсменов и был выполнен сравнительный анализ динамики показателей специальной физической подготовки акробатов до эксперимента (сентябрь -декабрь 2005г.) и в период применения экспериментальной методики по хореографии (декабрь 2005 -ноябрь 2006).

Экспериментальная методика основывалась на «переносе» тренированности, где с помощью средств хореографии происходило воздействие на специальную физическую подготовку и непосредственно на техническое мастерство спортсменов [3, 4].

Для выбора последовательности воспитания физических способностей акробатов-прыгунов на этапе базовой подготовки служили показатели, характеризующие активность и темп естественного развития физической способности, сенситивные периоды [2].

Руководством к содержанию уроков по хореографии были результаты текущего контроля акробатов по физической и технической подготовке.

Нами были составлены и успешно приме-

нялись комплексы по специальной двигательной и специальной физической подготовке: на развитие силы, гибкости, координации и комплексы, состоящие из упражнений на вращение и прыжков.

Среднестатистические показатели тестирования акробатов экспериментальной группы отображены в таблице 1.

В экспериментальной группе акробатов проводился анализ специальной подготовленности по четырем акробатическим связкам: три фляка, сальто в группировке; три фляка, сальто прогнувшись; три фляка, темповое сальто; три фляка, сальто прогнувшись с поворотом на 360°. По всем контролируемым параметрам за тренировочный период с сентября по ноябрь 2006 года произошли статистически достоверные улучшения, так как получены

следующие критерии Стьюдента по специальной двигательной подготовке акробатов: 1)три фляка, сальто в группировке (1- 2,99); 2)три фляка, сальто прогнувшись (1- 2,78); 3)три фляка, темповое сальто (1-2,95); 4)три фляка, сальто прогнувшись с поворотом на 360° (1-6,44), (1 -2,71; Р<0,05).

А \ 7 \ граничн. 7 у

Применение в педагогическом эксперименте целенаправленных комплексов хореографических упражнений на специальную двигательную и физическую подготовку значительно улучшило уровень подготовленности акробатов в силе, гибкости, координации, повысило качество выполнения ими прыжковых элементов и вращений.

На рисунке 1 показаны изменения специальной физической подготовки акробатов за период педагогических наблюдений (сентябрь-декабрь

Таблица 1. Результаты тестирования акробатов по хореографической подготовке за два года

Тесты (баллы, макс. - 10 ) Время тестирования

У опоры сентябрь 05 декабрь 05 июнь06 сентябрь 06 ноябрь 06

1. Отведение, приведение ноги 5,58 5,91 7,23 7 9,33

2. Полуприседы, приседы 7,6 7,95 8,65 8,33 9,5

3. Отведение, приведение ноги броском на 45? 4,55 5,06 6,55 6,08 7,98

4. Круг ногой по полу и в воздухе 4,3 4,81 5,53 5,16 6,56

5. Мягкое отведение, приведение ноги через полуприсед 5,35 6,08 7,51 6,93 8,95

6. Отведение, приведение ноги с ударом и около щиколотки 4,43 5,03 5,75 5,16 6,65

7. Удержание ноги выше 90? 5,23 6,45 7,5 6,91 8,95

8. Мах ногой выше 90? 7,7 8,31 9,06 8,43 9,43

9. Растяжки для ног, наклоны, прогибы туловища с помощью рук и без помощи рук 5,53 6,6 7,91 7,36 9,18

На середине

10. Полуприседы, приседы, разнообразные движения рук, наклоны и прогибы туловища 7,61 8,01 8,98 8,75 9,55

11. Отведение, приведение ноги по полу и на 45? 5,53 6,63 8,51 7,98 9,35

12. Отведение, приведение ноги с ударом и круговые движения ногой 6,61 6,81 7,13 6,81 7,5

Прыжки

13. Трамплинные прыжки 8,95 9,15 9,41 8,85 9,8

14. Прыжки на двух 6,63 6,81 8,55 8,3 9,51

15. Комбинация из маленьких и средних прыжков 7,91 8,13 9,03 8,8 9,48

16. Комбинация из средних прыжков во вращении 5,55 6,05 6,7 6,5 7,7

17. Комбинация из больших прыжков 6,08 6,05 6,63 6,41 7,81

18. Большие прыжки во вращении 5,95 6,23 6,51 6,38 7,3

Упражнения на вращение

19. Вращения на месте 6,01 6,3 7,13 6,45 8,23

20. Вращения с продвижением 6,51 6,26 6,86 6,51 8,45

Упражнения в партере

21. Гибкость в подводящих движениях по хореографии 8,48 8,66 8,98 8,6 9,45

22. Силовая выносливость к упражнениям в партере 7,43 7,8 9,21 8,65 9,75

т

0 н го

I—

с;

СО

й ^ ^ О ^ О

1 ф і ф

Периоды

—♦— Ряді —□-----Р яд 2

— ^— Р яд 3

- - * - - Р яд 4 --—Ж"™" Р яд 5

Периоды тренировочного процесса: 1- сентябрь - декабрь 2005г.; 2 - декабрь(05) - июнь (06); 3 -июнь-сентябрь 2006г.; 4 - сентябрь - ноябрь 2006г. Ряд 1 - гибкость, ряд 2 - сила, ряд 3 - координация, ряд 4 -прыжки, ряд 5 - вращения.

Рис. 1. Изменение специальной физической подготовки акробатов за два года

2005 года) и педагогического эксперимента (декабрь 2005 года - ноябрь 2006 года).

По всем показателям специальной физической подготовки в период применения целенаправленных хореографических комплексов произошел значительный прирост результатов. Так за два года тренировок у акробатов произошло улучшение гибкости: от 11% до 20%. Причем в тестах, определяющих активную гибкость в тазобедренном и голеностопном суставе, последние результаты составляют от 8,95 баллов до 9,5 баллов (табл. 1, тесты № 2,7). Показатели силы на последнем этапе педагогического эксперимента, за три месяца улучшились в два раза больше, чем за аналогичные четыре месяца в 2005 (10% и 22% соответственно).

Наименьший прирост за два года произошел по координационным способностям, у спортсменов имеется потенциал роста дифференциации пространственных и ритмических параметров движений, последние результаты составляют 6,65 балла и 7,5 балла (табл. 1, тесты № 6,12).

У акробатов улучшилось качество выполнения фаз отталкивания, полета и приземления в трамплинных и обычных прыжках на двух ногах, среднестатистическая оценка в группе за трамплинные прыжки - 9,8 балла, за прыжки на двух - 9,51 балла (табл. 1).

Самые наибольшие сдвиги в процентном отношении за два года тренировок у спортсменов произошли по показателям выполнения упражнений во вращении. Причем исходные оценки по этой группе упражнений были наименьшими и составляли от 5,55 балла до 6,51 балла. Наибольшее внимание в педагогическом эксперименте было уделено воспитанию функции равновесия, конечные оценки в соответствующем тестировании составили: 8,23 балла и 8,45 баллов (табл. 1, тесты 19, 20). Полученные результаты за прыжки во вращении и за большие прыжки во вращении соответствуют 7,7 баллам и 7,3 балла, что указывают на перспективу роста акробатов по данной группе сложных упражнений,

требующих продолжительное время для обучения и совершенствования (табл. 1, тесты № 16,18).

Выводы.

1. Применение хореографических комплексов целевой направленности обеспечило более высокий прирост показателей гибкости, силы и координационных способностей, чем при традиционной методике организации хореографической подготовки ак-робатов-прыгунов. Так, по гибкости средняя величина прироста больше в 1,8 раза, по силе в 2,2 раза, по координационным способностям в 2,4 раза, по выполнению прыжковых упражнений и упражнений во вращении в 7,5 раза и в 7,6 раза соответственно.

2. Применение хореографических комплексов целевой направленности позволило повысить эффективность специальной физической подготовленности за счет рационального использования хореографических средств, без увеличения объема тренировочной нагрузки и привлечения высокоинтенсивных средств и методов.

Дальнейшие исследования предполагается провести по особенностям хореографической подготовки в других видах спортивной акробатике.

Литература

1. Болобан В.И. Система обучения движениям в сложных условиях поддержания статодинамической устойчивости. Автореферат. ..д.п.н. //КГИФК. - К., 1990, - 24 с.

2. Волков Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - К. : Олимпийская литература, 2002. - 295с.

3. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 176 с.

4. Луценко Л.С. Хореографическая подготовка в акробатическом рок-н-ролле // Педагогіка, психологія та медико -біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. -Харків, 2002, № 28 . - С. 67-74.

5. Скакун В.А. Акробатические прыжки. - Ставрополь: Кн. изд-во, 1990.- 222с.

6. Спортивна акробатика: Навчальна програма ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ.-К.: Республік.науково-метод .кабінет Держ.ком .молод. політики, спорту і туризму України, 2000.

- 72с.

7. Хореографическая подготовка гимнасток на начальном этапе обучения (художественная гимнастика). Методические рекомендации / Сост. Ж. А. Белокопытова, А. А. Тимошенко . - К.: КГИФК, 2000. - 64с.

8. Художня гімнастика: Навчальна програма для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ. /Сост. Ж.А. Білокопитова, Т.В. Нестерова, А.М. Дерюгіна, В.А. Безсонова. - Київ: РНМК, Державний комітет України з фізичної культури і спорту, 1999.115с.

9. Шипилина И.А. Хореография в спорте. / Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 224с.

Поступила в редакцию 14.01.2007г.

ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

СТУДЕНТОВ

Стешенко П. А., Наден Н. Д., Назин Д.В., Беспорочный Д.А.

Международный славянский университет, г.Харьков

Аннотация. Повышение уровня действительности внутренних мотивов физического самосовершенствования остается весьма острой и еще малоразработанной областью психолого-педагогических и социальных знаний. Вопросы мотивов физического самосовершенствования студентов из разряда физкультурно-спортивной направленности стали исследоваться как важный аспект общечеловеческой культуры, понимания национальной ценности здоровья и профессионального долголетия. Ключевые слова: мотивы физического самосовершенствования, самовоспитание, физическое самовоспитание, здоровье личности студента.

Анотація. Стешенко П.О., Надьон М.Д., Назін Д.В., Беспорочний Д.О. Проблема мотивації фізичного самовдосконалення студентів. Підвищення рівня дієздатності внутрішніх мотивів фізичного самовдосконалення залишається дуже гострою і ще маловідпрацьованною галузью психолого-педагогічних та соціальних знань. Питання мотивів фізичного самовдосконалення студентів з розряду фізкультурно-спортивної спрямованості стали досліджуватися як важливий аспект загальнолюдської культури, розуміння цінності здоров’я, національного професіонального довголіття.

Ключові слова: мотиви фізичного самовдосконалення, самовиховання, мотиви фізичної працездатності та здорового способу життя.

Annotation. Steshenko P.A., Nadyon N.D., Nazin D.V., Besporochnyi D.A. Motivation problem students phisical self-improvement. Up-levelling of inner motivation of physical self-improvement is still quite aqute and low-developed sphere of psyco-pedagogic and social knowledge. The metter of motivation of students4 physical training self-improvemrnt in physical training and sports is being studied as one of the main aspects of human culture, of unerstanding of health value and professional longevity. Keywords: motives of physical self-improvement, physical self-development, healthy way of life.

Введение.

Высшая школа Украины стремительно интегрируется в европейское образовательно-культурное пространство, где существуют иные взгляды и методы на физическое самосовершенствование, самовоспитание и его организацию в ВУЗах.

Исследование действенности и реализации внутренних мотивов в работе над собой в процессе физического воспитания студентов долгое время оставалось как бы на втором плане или представляло только литературно-гуманитарный интерес. Ряд

исследований в этом направлении ни имели не фундаментальных постулатов, ни ясно очерченного в целом предмета психолого-педагогического исследования, ни специфики научно-методических основ перехода процесса физического воспитания в самовоспитании личности.

Вопросы действенности мотивов учения, воспитания, саморазвития. а также внушаемые приемы воздействия педагогов, наставников серьезно ставились еще пять тысяч лет назад китайскими воспитателями, а затем греческими мудрецами. Они с горечью и болью отмечали в своих монускриптах на нежелание молодежи познавать самих себя, следовать рекомендациям старших по изучению секретов здоровья, долголетия, физического самосовершенствования, самопознания; издавались и в то время трактаты-указания для повышения действенности мотивов в работе над собой средствами физических упражнений. Эта проблема остается актуальной и в наше время. Ее необходимо решать совместно педагогам и студентам. Еще в глубокой древности Аристотель писал: «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека как продолжительное физическое бездействие».

В работах отечественных и зарубежных авторов имеют место ряд попыток исследования действенности мотивов в работе над собой, но они не в полной мере отвечают запросам украинской высшей школы. Если учесть, что здоровье - это и физическое самосовершенствование, в основе которого лежат процессы обучения, развития и самосовершенствования в молодом возрасте, то становится очевидным важность проблемы мотивации физического самосовершенствования и здоровья студентов-выпускников [1-3, 5, 6].

В разработке проблемы действенности мотивов физического самосовершенствования студентов можно выделить несколько важных граней:

- процесс самопознания, самоутверждения личности студента;

- процесс применения самостоятельных физических упражнений на грамотном методическом и медицинском уровне;

- процесс саморегуляции и самоконтроля физического здоровья, творческого долголетия;

- процесс самоубеждения, самопринуждения в работе над собой;

- процесс самоотчета, гласности реально сделанного в коллективе и социуме.

Работа выполнена по плану НИР Международного славянского университета.

Формулирование целей работы.

Исследования показывают, что главная сущность проблемы физического самосовершенствования студентов состоит в необоснованном завышении самооценки уровня здоровья, физического развития, физической работоспособности, неумения регулярно поддерживать здоровье на требуемом уровне. Нами было выявлено:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.