Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ И МАРГИНАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ И МАРГИНАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ/ДЕЗАДАПТАЦИЯ / МАРГИНАЛИЗАЦИЯ / ИНОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черная Софья Евгеньевна

В статье представлены результаты исследования отношения иностранных студентов-медиков к жизни и обучению в Республике Крым, ожидания, переживания и трудности, с которыми они сталкиваются в процессе социокультурной адаптации. Описаны отличия разных форм маргинализации. Обозначены как общие для студентов проблемы - независимо от их культурной конфессиональной и региональной принадлежности, так и особенности, характерные для обучающихся из стран Центральной и Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), а также из стран Африки и Ближнего Востока (Нигерия, Зимбабве, Конго, Гана, Египет). Определение проблем и запросов, позволило сформулировать основные задачи психологической службы и формы их реализации в рамках соответствующей деятельности психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE UNIVERSITY IN PREVENTION OF MALADAPTATION AND MARGINALIZATION OF FOREIGN STUDENTS

The article presents the results of a study of the attitude of foreign medical students towards life and education in the Republic of Crimea. It is also about the expectations, experiences and difficulties they face in the process of socio-cultural adaptation. Differences in various forms of marginalization are described. The problems that are common for students, regardless of their cultural confessional and regional affiliation, as well as the features characteristic of students from the countries of Central and South Asia (India, Pakistan, Bangladesh, Tajikistan, Turkmenistan, Uzbekistan), as well as from the countries of Africa and the Middle East, are indicated (Nigeria, Zimbabwe, Congo, Ghana, Egypt).The definition of problems and requests made it possible to formulate the main tasks of the psychological service and the forms of their implementation within the framework of the relevant activities of the psychologist.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ И МАРГИНАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

интеллектуальные профессионально нежелательные качества (100%), Индивидуальные личностные профессионально нежелательные качества (83%). Называемые качества объединили в некие группы: недостаточная профессиональная подготовка (неустойчивость сформированного навыка, недостаток опыта) была отмечена как одна из главных причин совершения ошибок в профессиональной деятельности (100%), индивидуальные интеллектуальные профессионально нежелательные качества (были названы в основном недостатки также единодушно отмечают 100% экспертов; измененное состояние человека (состояние утомления, перенапряжения), подобные, не зависящие от сотрудника факторы могут приводить к серьезным ошибкам (их отметили 96% испытуемых); индивидуальные личностные профессионально нежелательные качества сотрудника (недисциплинированность, халатность, небрежность, неаккуратность, безответственность) выделены в качестве возможных причин ошибок у 83% экспертов.

Особенно значимыми для профессиональной деятельности, действительно, являются требования, предъявляемые к личности специалиста, к его психологическим и функциональным возможностям (ресурсам) и являются предопределяющими критериями эффективности деятельности. Большое значение имеют индивидуальные черты субъекта деятельности, их своеобразие и неповторимость, необходимость для профессии, взаимозаменяемость. Вероятно, некоторые из этих психологических качеств (работоспособность, когнитивные процессы, эмоциональная устойчивость и др.) выступают как способствующие профессиональному росту, другие - как качества, мотивирующие на успех (дисциплинированность, ответственность и др.), составляющие индивидуальный стиль деятельности и поведения, а третьи качества определяют характер принятия решений, психомоторика, монотоноустойчивость [8].

Повышение профессионального мастерства часто связано с преодолением ошибок. Способами профилактики и снижения числа ошибок в труде сотрудника могут стать повышение удовлетворенности трудом и чувства ответственности, хорошие условия труда, осознание ошибок, отбор на должность и обучение.

Выводы. Результаты нашего исследования констатируют перечень основных психологических качеств, необходимых сотруднику для успешного профессионального роста. По мнению экспертов к ним относятся ответственность, наличие опыта, выполнения действий, аккуратность, точность в выполнении действий, трудолюбие, быстрота реакций, исполнительность, терпеливость. Исследуя критерии профессионального роста сотрудника, не рассматривали такие общие характеристики профессиональной деятельности как удовлетворенность трудом, мотивация труда, их также можно отнести к факторам успешной профессиональной деятельности, но акцент делали лишь на личностных качествах, необходимых для успешного выполнения воспитательного процесса. К тому же данные критерии имеют свой характер, так как их оценка производилась со стороны. Безусловно, для того, чтобы утверждать абсолютную объективность полученных результатов необходимо сопоставление их с результатами самооценки профессионального роста в труде, то есть с собственными оценками своей личности и особенностей выполняемой деятельности. В этом направлении есть перспективы исследования в будущем.

Литература:

1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ. -2001. - 511 с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. - М.: Издательский центр «Академия». - 2006. - 240 с.

3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М. - 1998. - 225 с.

4. Родина, О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» / О.Н. Родина // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1996. - №3. - С. 27-28.

5. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова - М.: Издательский центр «Академия». - 2005. - 216 с.

6. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. Изд.2, испр. и доп. -2011. - 320 с.

7. Пейсахов, Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы / Н.М. Пейсахов. - Казань: Издательство Казанского университета. - 1974. - 253 с.

8. Фукин, А.И. Психологические особенности монотонии в конвейерном труде / А.И. Фукин // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 4 / Под ред. В.А. Бодрова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН». - 2012. - C. 459-477.

9. Прядеин, В.П. Исполнительность, мотивация, стиль реагирования / В.П. Прядеин // Научный диалог. - 2012. - №6. -С. 23-25.

Психология

УДК 159.9

психолог Черная Софья Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕЗАДАПТАЦИИ И МАРГИНАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования отношения иностранных студентов-медиков к жизни и обучению в Республике Крым, ожидания, переживания и трудности, с которыми они сталкиваются в процессе социокультурной адаптации. Описаны отличия разных форм маргинализации. Обозначены как общие для студентов проблемы - независимо от их культурной конфессиональной и региональной принадлежности, так и особенности, характерные для обучающихся из стран Центральной и Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), а также из стран Африки и Ближнего Востока (Нигерия, Зимбабве, Конго, Гана, Египет). Определение проблем и запросов, позволило сформулировать основные задачи психологической службы и формы их реализации в рамках соответствующей деятельности психолога.

Ключевые слова: социокультурная адаптация/дезадаптация, маргинализация, инокультурная среда, индивидуальное консультирование.

An^tat^. The article presents the results of a study of the attitude of foreign medical students towards life and education in the Republic of Crimea. It is also about the expectations, experiences and difficulties they face in the process of socio-cultural adaptation. Differences in various forms of marginalization are described. The problems that are common for students, regardless of their cultural confessional and regional affiliation, as well as the features characteristic of students from the countries of Central and

South Asia (India, Pakistan, Bangladesh, Tajikistan, Turkménistan, Uzbekistan), as well as from the countries of Africa and the Middle East, are indicated (Nigeria, Zimbabwe, Congo, Ghana, Egypt).The definition of problems and requests made it possible to formulate the main tasks of the psychological service and the forms of their implementation within the framework of the relevant activities of the psychologist.

Key words: sociocultural adaptation/disadaptation, marginalization, foreign cultural environment, individual counseling.

Введение. Положение о психологической службе в системе народного образования было принято в сентябре 1990 года еще в СССР, а в октябре 1999 года в РФ [6]. В документе определены цели, задачи службы, а также основные направления деятельности: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая диагностика, психологическая коррекция, консультативная деятельность. Но все это для школ и детский дошкольных учреждений. Однако Министерство науки и высшего образования, в ведении которого находится большинство вузов не разрабатывало подобного документа. А потребность в психологической службе есть. Поэтому многие вузы сами разрабатывают Положения, руководствуясь Федеральным законом РФ «О высшем профессиональном и послевузовском образовании», Уставом вуза, решением ректора. Далее, администрация и психологи действуют в соответствии с этим локальным актом, который, как правило, называется приказом «О создании психологической службы». И, нужно сказать, в настоящее время психологическая служба в вузах России достаточно стремительно развивается. Публикуются теоретико-методологические работы, в том числе, обобщающие и эмпирические исследования [9]. Проводятся конференции, посвященные этой проблематике [7].

Непосредственно проблемами адаптации иностранных студентов занимались Л.П. Набатникова, А.А. Нестерова, Т.Ф. Суслова, Г.И. Ефремова, О.Б. Михайлова, А.И. Косталес, Д.О. Серева, А.Н. Андонова и другие [1; 2; 3; 5; 8].

Адаптированность к инокультурной среде исследовалась О.Б. Михайловой и А.И. Косталес с помощью методики «Культурно-ценностный дифференциал» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова). В итоге были определены три группы, различающиеся по преобладающей стратегии адаптации: «Приспособление» - 40% из общей выборки более чем 200 обучающихся в РУДН, «Слияние» (32%), «Отчуждение» (28%). В группе с преобладающей стратегией «Приспособление», оказались студенты из стран СНГ (40%), Латинской Америки (20%), Ближнего Востока (18%), Азии (13%) и по 5% из Африки и Европы. В группе «Слияние» преобладали студенты из Азии (30%), далее студенты из стран СНГ (19%), из Латинской Америки (16%), Европы (16%), стран Ближнего Востока (13%) и 6% из Африки. В группе «Отчуждение» большинство респондентов были студентами из Африки (22%) и Европы (21%), из стран СНГ (18%), из стран Ближнего Востока и Азии по (14%), и всего 11% из Латинской Америки. Авторы делают вывод о том, что индивидуальные различия превалируют над культурными и поэтому специфика культурной дистанции студентов из разных регионов мира не слишком влияет на особенности и сложности адаптации [4]. Наш опыт работы дает основания с осторожностью отнестись к такому выводу и проверить его на выборке иностранных студентов-медиков, обучающихся в Крыму.

Цель статьи: описать специфику этнокультурных различий студентов-медиков, обучающихся в г.Симферополе (Республика Крым), относительно сложностей и результатов адаптации, а также представить концепцию работы по преодолению и профилактике обнаруженных проблем.

Изложение основного материала статьи. В рамках деятельности психологической службы Международного медицинского факультета Института «Медицинская академия им. С.И. Георгиевского» ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» нами было проведено анонимное онлайн анкетирование для иностранных студентов. Опрос проводился on-line, на Google-диске, поэтому возможность принять участие в исследовании теоретически была у 1700 русскоязычных и англоязычных студентов, но полностью заполненными оказались лишь 40 анкет на русском языке и 200 - на английском.

Для примера приведем несколько вопросов анкеты. «В России вы сталкиваетесь с множеством различий в сравнении с вашей родной страной: еда, правила поведения, новые обязанности и т.п. Опишите, с помощью каких способов, действий, приемов Вы стараетесь адаптироваться?»; «Назовите 3 самые серьезные проблемы, с которыми Вы уже встретились или можете столкнуться здесь?»; «Жить в другой стране нелегко. Нужно адаптироваться и научиться принимать различия. Чувствуете ли вы себя достаточно взрослым, чтобы жить и учиться в России? Почему?»; «В чем заключаются сложности во взаимоотношениях с преподавателями?».

Целью исследования было выяснение отношения студентов к жизни в Симферополе, адаптации, ожиданиях, узнать больше о трудностях, с которыми они сталкиваются.

Конечно, в целом, провоцирующие и/или актуализирующие появление и проявления личностных психологических проблем: природные, физические, психофизиологические факторы, особенности социокультурной среды и, в частности, системы образования, схожи:

■ ландшафт, климатические условия, продукты питания и традиции их приготовления и потребления и проч.;

■ значимые параметры различий между культурами (простота-сложность, низкоконтекстность-высококонтекстность коммуникации, индивидуализм-коллективизм, гендерные стереотипы и проч.);

■ сложности взаимодействия с преподавателями, управляющими общежитиями, работниками факультета (коммуникативный барьер, «нежелание выслушать и попытаться понять студентов»);

■ в разной степени выраженная и проявляющиеся в разных формах дискриминация, базирующаяся, с точки зрения студентов, на расовых и гендерных стереотипах.

Но в качестве дополнения и уточнения результатов приведенного выше исследования О.Б. Михайловой и А.И. Косталес, удалось обнаружить и влияние этнокультурных, конфессиональных и региональных различий, в значительной степени определяющих характер адаптации/дезадаптации обучающихся. Разумеется, результаты анкетирования были конкретизированы в процессе работы с небольшими группами или в ходе индивидуального консультирования.

В частности, у студентов из стран Центральной и Южной Азии (Индия, Пакистан, Бангладеш) нередко отмечались:

- кризисы различной этиологии, тревога, панические атаки, одиночество, социальное давление, проблемы в межличностных отношениях, психологическая незрелость;

- глубокая укорененность в собственной культуре, отсутствие близких, дружеских контактов с местными жителями, сложности в изучении русского языка и отсутствие мотивации к учебе;

- наивность, любопытство, беззаботность, доброжелательность, непосредственность, вера в силу Божьей воли, Кармы, судьбы.

В общении могут выглядеть назойливыми, задают нетактичные, личные вопросы. Личное пространство практически отсутствует.

Для студентов из Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана характерны кризисы, проблемы взаимоотношений поколений, сложности в межличностных отношениях, отсутствие мотивации и неопределенность относительно будущего. В

то же время, они почти не нуждаются в профессиональной помощи в процессе адаптации, в целом, хорошо интегрируются в местную социальную среду.

Студенты из Африки и Ближнего Востока (Нигерия, Зимбабве, Конго, Гана, Египет) ведут себя иначе. Например, с точки зрения представителей местной культуры, они тактичны, дружелюбны и общительны, достаточно тонко чувствуют и замечают культурные различия, легко устанавливают контакты, ценят личное пространство. Привержены «домашней группе» («большая семья»), но при необходимости хорошо интегрируются в местную социальную среду (при наличии мотивации - денег, социального признания, внутреннего интереса и т.п.). Им свойственна психологическая зрелость, эмоциональность, но и хорошая психическая саморегуляция, им присуще чувство собственного достоинства, но без высокомерия. У них своеобразная философия времени, то есть, индифферентное к нему отношение, нередко выражено стремление к личной выгоде. Очень мотивированы к овладению профессиональными знаниями и навыками. Проблемы в межличностных отношениях, беспокойство относительно будущего, сложности выбора определяются, скорее, личностными особенностями.

Одной из наиболее сложных форм дезадаптации является маргинализация. Иногда это просто транзиторное состояние культурного перехода, проявляющееся известными симптомами культурного шока. Человек как бы «зависает» между двумя культурами, происходит сложная и противоречивая трансформация картины мира, во всяком случае, этнокультурного и конфессионального «секторов» картины или образа мира. Он как бы находится между двумя магнитами, одновременно притягивающими его. Но, в конечном счете, тот или иной магнит побеждает и человек с разной степени стремительности или медлительности притягивается к одному полюсу, либо возвращаясь в культуру исхода, либо адаптируясь к новой социокультурной ситуации. Бывает, что маргинальность становится базовым состоянием личности, вполне осознанным, осмысленным и принимаемым как мировоззренческое свершение. Это принципиальная отдельность и отделенность от других. В каком-то смысле, это личностная патология или, наоборот, личностное достижение - смотреть ли со стороны социума, других личностей, изнутри личности.

Есть, конечно, так называемая «конструктивная маргинальность» - такой человек вовсе не испытывает каких-то неудобств из-за своего двойственного положения, а успешно использует его как гибкий инструмент в достижении своих целей и даже, возможно, для помощи другим.

В нашем случае именно маргинальность как временное состояние требует особого внимания со стороны психолога, поскольку успешная работа с таким человеком способствует социокультурной адаптации.

Основные социально-психологические проблемы, отмеченные студентами-иностранцами в анкете, а также предъявляемые в виде запроса в ситуации психологического консультирования отражены в Таблице 1.

Таблица 1

Психологические проблемы иностранных студентов в % (п=240)*

№ Психологические проблемы Южная Азия Центральная Азия Африка и Ближний Восток

1 Страхи (связанные с учебой, отношениями, жизненными трудностями, адаптацией), тревога, панические атаки. 85 60 20

2 Проблемы в учебной деятельности, дезорганизованность. 80 60 30

3 Трудности в переживании кризисных ситуаций. 80 50 20

4 Проблемы в межличностных отношениях. 80 50 40

5 Внутриличностные и межличностные конфликты. 60 40 20

6 Стресс, проблемы со сном, внутреннее напряжение. 70 45 10

7 Эмоциональная нестабильность, агрессивность. 60 40 20

8 Трудности профессиональной и личностной самореализации. 80 60 40

9 Одиночество. 80 60 30

10 Психосоматические расстройства, аддикции. 50 10

11 Проблемы с самооценкой, низкая мотивация, отсутствие поддержки. 80 30 20

*Примечания

Южная Азия - Индия, Пакистан, Бангладеш

Центральная Азия - Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан

Африка и Ближний Восток - Нигерия, Зимбабве, Конго, Гана, Египет

На основании анализа запросов и проблем были определены и последовательно реализовываются основные задачи психологической службы:

- профилактика маргинализации иностранных студентов: содействие в их социально-психологической адаптации к новым социокультурным и академическим условиям и сопровождение лиц, испытывающих психологические трудности и проблемы;

- формирование необходимых коммуникативных компетенций для успешной социально-психологической адаптации в академической, профессиональной и социальной среде (целевые тренинги, беседы);

- психокоррекционная и развивающая работа с группами студентов, испытывающих затруднения в процессе профессиональной подготовки, межличностном общении и адаптации в рамках целевых тренингов;

- психологическое просвещение относительно ментального здоровья и благополучия в рамках психологического кружка, встреч, бесед, постов в социальных сетях;

- мониторинг личностно-профессионального развития, психологическая поддержка и сопровождение студентов (индивидуальные консультации, тренинги по «лайф-менеджменту»);

- психологическое консультирование студентов, помощь в решении личностных и межличностных проблем.

Поставленные задачи реализовываются в следующих формах:

•Индивидуальные консультации (около 200 за период с марта 2021 по март 2022 гг.).

Групповые занятия:

• Еженедельный психологический клуб.

• Сотрудничество с представителями землячеств и активом факультета.

• Сотрудничество с факультетом психологии Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского.

• Групповые тренинговые занятия.

• Психологическое сопровождение тьюторов, волонтеров-медиков.

• Разработка и публикация в социальных сетях тематических материалов по психологии для студентов - практических рекомендаций.

Эффективность проведенной работы определяется путем анализа самоотчетов студентов в закрытых группах социальных сетей, обратной связи, получаемой в небольших терапевтических или тренинговых группах, в ходе занятий психологического клуба, а также от тьюторов и представителей студенческих землячеств.

Выводы:

1. Совокупность схожих адаптационных сложностей и проблем иностранных студентов - носителей разных культур, жителей разных регионов мира количественно меньше, чем в целом этнокультурных, конфессиональных и региональных различий. Однако выраженность, формы проявления, интенсивность и характер переживаний определяются в большей мере личностным своеобразием, чем принадлежностью к одной культуре.

2. Маргинализация как транзиторное состояние культурного перехода является препятствием для быстрой и успешной социокультурной адаптации, но в ряде случаев неизбежным периодом, продолжительность и характер которого определяется уникальным соотношением этнокультурных и личностных особенностей.

3. Если маргинальность переживается личностью как достижение и декларируется или манифестируется таким образом, то необходимо отнестись к этому с особым вниманием и полагать такого студента находящимся в группе риска как в отношении собственного благополучия, так и в отношении безопасности других.

4. Студенты, для которых характерно состояние «конструктивной маргинальности» являются естественными помощниками психолога в работе с дезадаптированными и «деструктивно» маргинальными личностями.

5. Психологическое сопровождение процесса адаптации эффективно проводить в разных формах, в том числе, учитывая этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности иностранных студентов.

Литература:

1. Набатникова, Л.П. Психологическое консультирование в системе службы психологической помощи в вузе / Л.П. Набатникова // Системная психология и социология. - 2011. - №4. - С. 20-28.

2. Нестерова, А.А. Роль осознанной саморегуляции в процессе социокультурной адаптации мигрантов / А.А. Нестерова, Т.Ф Суслова, Г.И. Ефремова // Вопросы психологии. - 2016. - № 5. - С. 37- 47.

3. Михайлова, О.Б. Особенности проявления психосоматических симптомов у иностранных студентов в процессе адаптации у инокультурной среде / О.Б. Михайлова, А.И. Косталес // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. - 2011. - Т. 5. - № 2. - С. 112-117.

4. Михайлова, О.Б. Проблемы межкультурной адаптации иностранных студентов и их проявления в стратегиях адаптивности / О.Б. Михайлова, А.И. Косталес // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2011. - № 3. - С. 29-33.

5. Михайлова, О.Б. Особенности диагностики и сопровождения адаптированности обучающихся в международном университете / О.Б. Михайлова / Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 27-28 октября 2017 г. / отв. ред. И.Б. Умняшова, И.В. Макарова. - Москва: ФГБОУ ВО МГППУ. НИУ ВШЭ, 2017. - С. 149-154.

6. Приказ № 636 Министерства образования Российской федерации от 22.10.1999 г. Об утверждении Положения Службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. - URL: http://practic.childpsy.ru/document/detail.php?ID=22883 (дата обращения: 01.07.2022).

7. Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Москва, 27-28 октября 2017 г. / отв. ред. И.Б. Умняшова, И.В. Макарова. - Москва: ФГБОУ ВО МГППУ. - НИУ ВШЭ, 2017. - 424 с.

8. Серева, Д.О. Об адаптации иностранных студентов к поликультурной образовательной среде вуза / Д.О. Серева, А.Н. Андонова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2016. - №3. - С. 72-81.

9. Теоретико-методологические основы организации психологической службы в вузе: монография / отв. ред. Т.Н. Разуваева. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 342 с.

Psychology

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

UDC 159.9

postgraduate student of the faculty of psychology and pedagogy Zhang Chao

Smolensk State University (Smolensk)

SPECIFICITY OF COUNSELING AND PSYCHOTHERAPY FOR DEPRESSIVE DISORDERS IN ADOLESCENTS

Annotation. The article reflects the features of the study of the development of compulsory health insurance (CHI) in the manifestation of non-psychotic depressive disorders in adolescents. We need it to prevent mental disorders that appear in adolescence. They are characterized by widespread prevalence, the problem of recognition at early stages, high suicidal risk and the lack of an algorithm for effective preventive measures. The purpose of this study is to determine strategic priorities for the development of adolescent CHI and financial risks insurance of treatment of depressive disorders.We determine the relevance and novelty of the research by the need to consider the topic under study and the unprecedented influence of the study of theoretical aspects of CHI in the manifestation of non-psychotic depressive disorders in adolescents.We carried out this work using such methods of scientific research as observation, statistical grouping, system analysis, synthesis, generalization and comparison. Economic support to organizations providing medical services for the correctional maintenance of health and development of adolescents with psychological disorders is the main task of the healthcare industry. The investigated problems of the scientific article allow us to identify the main problems of an economic, psychological nature in the treatment of logical memory features in primary school-age children, adolescents with complex hearing and intelligence disorders. The considered adolescents and primary school children with psychological disorders are the main objects of scientific research.

Key words: health insurance, compulsory health insurance (CHI), health insurance companies, financial support, voluntary health insurance (VHI).

Аннотация. В статье отражены особенности исследования развития обязательного медицинского страхования (ОМС) при проявлении непсихотических депрессивных расстройств у подростков. Данные расстройства характеризуются широкой распространенностью, проблемой распознавания на ранних стадиях, высоким суицидальным риском и отсутствием

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.