Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА ФИЗИКИ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА ФИЗИКИ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информатизация общества / (ИКТ) / дистанционное обучение / интерактивный урок / VR / цифровые обучающие платформы / обучение на расстоянии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаджиева Лала Сабир, Аббасова Гюльтакин Джумшуд, Алиев Эхтирам Зейни

В работе рассматриваются некоторые аспекты преподавания физики в дистанционном формате. Целью статьи является выявление особенностей применения дистанционного обучения на виртуальных цифровых обучающих платформах Microsoft Teams и Blackboard Learn, которые использовались в БГУ. Все разделы дисциплины Физика требуют изучения большого количества материала, в котором преобла¬дают формулы, математически объясняющие физический опыт или природное явление. Чтобы не возникали проблемы при переходе на дистанционный формат, мы использовали электронные образовательные ресурсы, которые можно сочетать с другими компьютерными средствами, например, интерактивной трибуной, презентациями с помощью проектора, тестирующими программами, виртуальными лабораториями и другое. По нашим наблюдениям, практически не было ухудшения понимания материала в дистанционном формате по сравнению с обычным обучением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаджиева Лала Сабир, Аббасова Гюльтакин Джумшуд, Алиев Эхтирам Зейни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА ФИЗИКИ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 372.853; 373.1

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЕ УРОКА ФИЗИКИ В ФОРМАТЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ГАДЖИЕВА ЛАЛА САБИР

Доцент кафедры ОМФ, Бакинский Государственный Университет, Баку, Азербайджан

АББАСОВА ГЮЛЬТАКИН ДЖУМШУД

Доцент кафедры ОМФ, Бакинский Государственный Университет, Баку, Азербайджан

АЛИЕВ ЭХТИРАМ ЗЕЙНИ

Доцент кафедры ОМФ, Бакинский Государственный Университет, Баку, Азербайджан

Аннотация. В работе рассматриваются некоторые аспекты преподавания физики в дистанционном формате. Целью статьи является выявление особенностей применения дистанционного обучения на виртуальных цифровых обучающих платформах Microsoft Teams и Blackboard Learn, которые использовались в БГУ. Все разделы дисциплины Физика требуют изучения большого количества материала, в котором преобладают формулы, математически объясняющие физический опыт или природное явление. Чтобы не возникали проблемы при переходе на дистанционный формат, мы использовали электронные образовательные ресурсы, которые можно сочетать с другими компьютерными средствами, например, интерактивной трибуной, презентациями с помощью проектора, тестирующими программами, виртуальными лабораториями и другое. По нашим наблюдениям, практически не было ухудшения понимания материала в дистанционном формате по сравнению с обычным обучением.

Ключевые слова: информатизация общества, (ИКТ), дистанционное обучение, интерактивный урок, VR, цифровые обучающие платформы, обучение на расстоянии.

Современные этапы развития и обновления в системе образования связаны с внедрением электронного образования и технологическими средствами обучения. Все эти изменения связаны с широким использованием возможностей цифровых обучающих платформ, использованием виртуальных методов проведения лабораторных работ, применением приложений для совместной работы преподавателя и учащегося применением ИКТ, интернет-ресурсов. Повсеместно применять эти возможности начали в период пандемии SARS-CoV-2, на который и приходится распространение дистанционной формы обучения (ДО). В допандемийный период ДО применялось для обучения учащихся с ограниченными возможностями и невозможностью посещения учебного заведения, как способы получения дополнительных знаний или как альтернативная форма обучения на расстоянии. С началом карантина (практически 2-2,5 года), обучение и все виды трудовой деятельности, во всем мире, стали проводиться онлайн, в дистанционном формате. Вот тогда этот форма обучения заняла особое место в системе образования.

Дистанционное обучение — это современная версия заочного обучения, которое представляет собой комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии непосредственно от образовательного учреждения и использующая возможности современных информационных технологи. Под информационно-образовательной средой понимается системно-организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий.

Мы живем в век технологического прогресса. Человечество вступило в новый этап своего развития, в котором информация и информатизация становятся одной из важнейших составляющих жизнедеятельности человека и всего общества. Информатизация - это глобальный социальный процесс, особенностью его состоит в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование информации [1, с. 190]. Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда. Это процесс создания и применения информационных средств и технологий, которые возможно применять во всех сферах деятельности человека: науке, культуру, производства, здравоохранения, образования, военной, оборонной, сельскохозяйственной и другие [2, с.3-18]. В системе образования информатизация — это процесс обеспечения системы теорией и практикой разработки и использования новых информационных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. Глобальная информатизация общества ведет к формированию нового информационного уклада жизни его членов и их профессиональной деятельности. Все эти процессы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного человека [3, с.1246].

Процесс информатизация образовательного учреждения и формирование информационной культуры у всех участников образовательного процесса осуществляется через следующие этапы:

• оснащение образовательного учреждения аппаратными и программными средствами информационных технологий;

• подключение к глобальной сети Интернет;

• реализацию принципов дистанционного обучения для всех категорий обучающихся;

• создание и размещение в сети Интернет информационных ресурсов образовательного назначения;

Новшеством в этом формате обучения стали дистанционные образовательные технологии, позволяющие создать комфортную образовательную среду как для обучающихся, так и для учителей [4, с.465-471]. Дистанционные образовательные технологии являются опорой для реализации сетевого и открытого образования, а также неотъемлемой частью модернизации системы образования. Одна из задач модернизации системы, связана с внедрением ИКТ. Средства ИКТ являются эффективным средством индивидуализации обучения, повышению мотивации и познавательной активности.

У обучающихся развивается умение осуществлять поиск в сети Интернет, классифицировать информацию, критически подходить к ней, сопоставлять, то есть, способствует повышению информационной культуры, что является необходимым качеством современного человека [5, эл.р.].

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

В преподавании гуманитарных дисциплин ДО не требует использование специальных возможностей информационных технологий. Чего не скажешь о преподавании естественных дисциплин. В частности, преподавании химии, биологии, физики, требует демонстрацию опыта и проведение эксперимента. В этом случае целесообразно использовать возможности образовательных платформ, например, fizika.ru, VirtuLab, labs_physics и другие [6, эл.р.,7, эл.р.]

Посредством этих платформ реализуются возможности проведения практических занятий, необходимых для объяснения физических явлений природы. Невыполнимые в домашних условиях физические процессы можно изучать, используя интерактивные и компьютерные модели физических процессов. Например, возможно использовать систему обучающего тестирования в системе дистанционного обучения MOODLE. Огромное количество наглядного материала позволяет ученикам выступать в роли активных участников образовательного процесса.

Применение дистанционной формы обучение позволит с помощью внедрения заданий разного уровня сложности осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения физике. По сравнению с традиционным подходом, в дистанционном образовании большее внимание следует уделить межпредметной направленности процесса обучения физике. Кроме того, дистанционное обучение даёт обучающемуся возможность выбирать индивидуальную образовательную траекторию изучения физики.

Кроме того, в дистанционном обучении вместе с традиционными формами и методами, большое место нужно уделять как групповой, так и индивидуальной, исследовательской и проектной деятельности.

На рисунке 1 приведена схема модели самого процесса дистанционного урока, с применением средств ИКТ, включающая в себя как проведение теоретического, так и проведение практического занятия.

Рис. 1. Схема модели самого процесса дистанционного урока По этой схеме проводились занятия на обоих ступенях обучения: бакалавриата и магистратуры. К примеру, занятие 1 курса на магистерской ступени по дисциплине молекулярная биофизика в онлайн режиме проводилось в три этапа:

• Обсуждение прежде пройденного материала;

• Опрос по заданным темам;

• Изложение нового материала

На всех этапах использовались возможности цифровой платформы и презентации формата PowerPoint, с помощью которых обучающие демонстрировали свою подготовленность к занятиям. На рисунке 2 представлен слайд из презентации студентки 1 курса магистерской ступени по указанной выше дисциплине.

0 о*->«м.»»ам • ♦ »-эк «- О • MMiNMMi'iVKWWftn» 5 I» » » 3 а # 9 Я......-• • a • <— » .—1 .......... ...... —. a —. Г >-'• — •

О a ft ° ® ® © и ••

Watch 'ММ* Г>1ШЙ ф« Шар йипркн» Cctpwwwm вмм Пщшю

Рис.2. Слайд из презентации на тему «Межмолекулярные взаимодействия:

силы притяжения и отталкивания».

Презентации позволяют доносить информацию гораздо нагляднее, визуальные образы лучше запоминаются, текст, объясняющий слайды практически всегда прочитываются. Подобное представление домашнего задания позволяет обучающему самореализоваться и отнестись к процессу подготовки к занятию как научно, так и творчески. Такая методика формирует у обучающихся навыки будущих научных деятелей, умеющих лаконично представить результат своих исследований.

Хотелось бы подчеркнуть, что рабочий офис платформы Microsoft Teams имеет широкие возможности для демонстрации студентами подготовленных ими заданий в формате презентаций, с использованием анимационных эффектов, 3D моделей, использование инфографики, эффекты позволяющие оформить появление, исчезновение и перемещение объектов [8, эл.р.].

На практическом лабораторном занятии по молекулярной физике, проводившемся на 1 курсе бакалавриата в формате ДО, посредством виртуальной интерактивной программы на интернет-платформе студенты выполняли работы по определению удельной теплоемкости металлов и определению КПД тепловой установки превращения льда в пар [9, эл.р.]. В данных работах, возможностями обучающей платформы, на выбор, были представлены несколько вариантов материала для исследования, что дало возможность большему числу студентов интерактивно выполнить исследование [6, эл.р.]. На рисунках 3 и 4 представлены скрин-шоты с интерактивного занятия, выполненные разными группами студентов.

* # .......... т »1 , а • -вЛ

«- - О 3 Il—IIIH llwt.«. о ,t и Ч " ■ I 14 1« !

Определение удельной теплоемкости металлов

Рис. 4. Скрин-шот с дистанционного урока по практикуму по молекулярной

физике, проводимого интерактивно на обучающей платформе в интернете.

• » I WMW. IMW • ♦ - в X

» «J 3 «И1МММЯ t> i II в »»— о — -V— I

Рис.5. Скрин-шот с дистанционного урока по практикуму по определение КПД тепловой установки превращения льда в пар, проводимого интерактивно.

Для лучшего понимания дисциплины «Физика», на практических занятиях проводятся различные эксперименты по пройденным темам. Учитывая стремительный рост новых технологий, возможностей систем ИИ, с этой целью, для модернизации обучающих процессов в ДО создаются возможность применения "У^технологий и виртуальных лабораторий. С их помощью уроки физики будут увлекательными и более доступными, реалистичными. Лабораторные работы по физике в VR становятся доступными и понятными, благодаря геймификации и полному погружению в процесс. Учащиеся взаимодействуют с виртуальными предметами, в точности повторяя все операции и процедуры из реальной жизни.

Какие преимущества могут дать использование "У^технологий? Возможность продемонстрировать учащимся любой научный опыт, а, что более важно, что они могли бы сами участвовать прямо в нем. Виртуальная реальность повышает вовлеченность учащихся в образовательный процесс с помощью подхода геймификации. Преподаватель может просматривать активность учащихся; после прохождения каждого блока, система выдает отчет о проделанной работе.

"У^лаборатории физики являются виртуальными практиками, фактическими возможностями которых являются:

-визуализация вещей на месте, которые трудно увидеть в школьных классах(аудиториях);

-использование электронных ресурсов;

-предоставление результатов оценки по завершении работы;

-управление механизмами и предметами с помощью "У^ прибора (например, шлем); -предоставление обучения маленькой группы; -предоставление обучения дистанционно.

ДО обеспечивает доступ к использованию компьютерных телекоммуникационных технологий для организации и учебного процесса. Выдающейся характеристикой для дистанционного обучения, является способность обучающегося самостоятельно приобретать необходимые знания, используя современные информационные ресурсы, доступные благодаря информационным технологиям. Этот метод позволяет решать многие задачи обучения и повышения квалификации людей, находящихся вдали от учебных центров, и получает все более широкое распространение, поскольку способствует удовлетворению образовательных потребностей общества. Страны, нацеленные на экономическое развитие и повышение качества жизни населения, нуждаются в квалифицированных кадрах. Такая форма обучения, позволяет совершенствовать имеющиеся и получать дополнительные знания без необходимости физического присутствия и не прерывая текущую трудовую деятельность. Образование является нематериальной сферой услуг, которая влияет на макроэкономические показатели страны и внедрение в неё инновационных решений или технологий определяет степень ее экономической и социальной развитости [10, с.50]. Поэтому распространение дистанционной формы обучения, способствует процессам перемен и модернизации в системе образования, и полностью связана с внедрением новых образовательных и ИК технологий. С их помощью, у обучающихся развивается умение осуществлять поиск в интернете, классифицировать информацию, сопоставлять её, что способствует повышению информационной культуры, прививает навыки самообразования, повышает мотивацию и познавательную активность. Благодаря глубокому погружению в учебный процесс и возможности взаимодействия, обучающиеся лучше понимают лекционный материал и проводят практикумы более осознанно. Внедрение в образовательную систему новых технологий - это один из пунктов модернизации системы образования [11, с.52].

Современные образовательные учреждения обязаны готовить своих выпускников к жизни в информационном обществе, где основными продуктами производства являются информация и знания. Одна из ключевых задач, которую необходимо решить, заключается в создании таких образовательных условий, которые позволят обучающимся раскрыть свои потенциалы и подготовиться к существованию в высокотехнологичном мире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пархоменко Е. Применение современных информационных технологий в обучении студентов техническим дисциплинам//Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы Междунар. науч. конф. г. Пермь, май 2012.г.190 с.

2. Кинелев В., Коммерс П., Коцик Б. //Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании//Информационный меморандум, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Институт Юнеско по информационным технологиям в образовании, информационный меморандум, Москва, 2005. с.3-18.

3. Гозиева Д. Е. Использование информационных технологий в процессе обучения, «SCIENTIFIC PROGRESS» Scientific Journal, Volume: 1, ISSUE: 6, с.1246.

4. Demkina E.V., Shebanets E.Yu., Ozeva S.B. Organization of social and pedagogical activities to support children with special educational needs in a remote format// CEUR Workshop Selected Paper of the 5th International Scientific and Practical Conference "Distance Learning Technologies"". Yalta,2021. р. 465-471.

5. Шлыкова А.//Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере// Эл.рес. https://scienceforum.ru/2013/article/2013003529

6. https://efizika.ru/course/view.php?id=49

7. http://www.virtulab.net/

8. https://tenchat.ru/media/1537640-kak-pravilno-ispolzovat-3d-modeli-v-prezentatsii

9. https://efizika.ru/

10. Гаджиев С. Инновации в туризме как фактор социально-экономического развития, Вестник Бакинского Университета, с. социально-политических наук №3, 2023, с.50.

11. Агаев Ф. Анализ ИКТ-образования в Азербайджане: современное состояние, проблемы и перспективы/Открытое образование, Т.23. № 2.2019, с.52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.