Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ 11-ГО КЛАССА В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ 11-ГО КЛАССА В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болобаева Ольга Сергеевна

В статье рассмотрено применение технологий дистанционного обучения на уроках физики в профильной школе. Указаны преимущества и недостатки данного метода обучения, приведён краткий анализ имеющихся цифровых платформ, используемых для изучения физики в формате дистанционного обучения, а также приведён фрагмент урока по теме «Введение в геометрическую оптику. Законы отражения света».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болобаева Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING IN PHYSICS FOR STUDENTS OF THE 11TH GRADE IN A SPECIALIZED SCHOOL

The article discusses the use of distance learning technologies in physics lessons in a specialized school. The advantages and disadvantages of distance learning are given, the most common Internet resources used to study physics in the format of distance learning are listed, as well as a fragment of a lesson on the topic «Geometric Optics».

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ 11-ГО КЛАССА В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.48-53 (1-751.2) (571.51)

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ УЧАЩИХСЯ 11-ГО КЛАССА В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Болобаева Ольга Сергеевна,

студент

Научный руководитель — С. Л. Гафнер, доктор физико-математических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье рассмотрено применение технологий дистанционного обучения на уроках физики в профильной школе. Указаны преимущества и недостатки данного метода обучения, приведён краткий анализ имеющихся цифровых платформ, используемых для изучения физики в формате дистанционного обучения, а также приведён фрагмент урока по теме «Введение в геометрическую оптику. Законы отражения света».

Ключевые слова: физика, дистанционное обучение, профильное обучение, интерактивность, информационные технологии.

IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING IN PHYSICS FOR STUDENTS OF THE 11th GRADE IN A SPECIALIZED SCHOOL

Bolobaeva Olga Sergeevna,

student

Scientific Supervisor — S. L. Gafner, D. in Physics and Mathematics, Associate Professor Katanov Khakass State University (Abakan)

The article discusses the use of distance learning technologies in physics lessons in a specialized school. The advantages and disadvantages of distance learning are given, the most common Internet resources used to study physics in the format of distance learning are listed, as well as a fragment of a lesson on the topic «Geometric Optics».

Key words: physics, distance learning, profile training, interactivity, informational technologies.

На сегодняшний день в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой все школы вынуждены перейти на дистанционный режим обучения. Продолжительность данного формата всегда меняется и зависит от уровня заболеваемости детей. Учебный процесс не должен прерываться, а учебные программы должны выполняться в полном объеме.

В условиях самоизоляции этого можно достичь только при использовании любых технических возможностей Интернета. Вве-

дение новых образовательных стандартов требует от школы формирования обучающей среды, которая мотивирует обучающихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться ею, то есть ориентироваться в информационном пространстве. Процесс получения знания может осуществляться в любое удобное для учащегося время, в индивидуальном темпе и независимо от его местонахождения [1, с. 15].

В области технологий дистанционного образования отсутствует единство терми-

нологии. В литературе активно используются такие термины, как «дистанционное обучение», «дистанционное образование», «интернет-обучение», «дистанционные образовательные технологии». Чаще всего используется понятие «дистанционное обучение». Данное исследование принимает за основу определение А. А. Андреева: «Дистанционное обучение - это целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе» [2, с. 53].

На старшей ступени вводятся два уровня изучения физики: базовый и профильный. На базовом уровне на изучение физики выделяется 2 часа в неделю, на профильном уровне - 5 часов в неделю. Изучение физики на базовом уровне предполагается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического профилей, а также в классах общеобразовательного профиля. На профильном уровне на сегодняшний день предусмотрено изучение данного предмета в рамках физико-математического, физико-химического, индустриально-технологического направлений [4].

Перечислим самые распространенные Интернет-ресурсы, используемые для изучения физике в формате дистанционного обучения: «Российская электронная школа» (РЭШ), «ЯКласс», «Учи.ру», платформа Google Classroom - «Гугл Класс». На данной платформе представлены учебные предметы, изучаемые в разных школьных параллелях. Здесь есть готовые видеоуроки, контрольные работы, интерактивные учебники, набор задач и тестов по физике, ин-

струкции к лабораторным работам. Учитель имеет возможность использовать как готовые задания, так и разрабатывать собственные. Дополнительные ресурсы позволяют готовиться к Государственной итоговой аттестации (ГИА) и Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Если у детей есть доступ к Интернету, то они могут пользоваться в открытом доступе электронной формой учебника, выполнять задания в интерактивном режиме. К сожалению, этого недостаточно для полноценного изучения физики, так как наиболее важным методом является экспериментальный, и обучающихся необходимо знакомить с ним во время демонстрационного эксперимента, выполняя лабораторные работы и самостоятельные экспериментальные исследования [3].

Приведем пример фрагмента урока по теме «Введение в геометрическую оптику. Законы отражения света» с использованием дистанционных технологий.

Цель данного урока: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению представления о геометрической оптике, её законах.

Урок проходит в онлайн-режиме с использованием интерактивной презентации. В начале урока проводится опрос с целью актуализации знаний (рис. 1). На уроке применяется словесный метод - беседа, при котором учащиеся усваивают учебный материал в вопросно-ответном рассуждении.

На этапе изучения нового материала используется презентация. При помощи оглавления, управляющих кнопок можно переходить от одного блока информации к другому. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) повышает интерес обучающихся за счет наглядности, занимательности, интерактивного изложения учебного материала. При-

мер интерактивной презентации представлен на рисунке 2.

Чтобы проверить, как обучающиеся усвоили материал, был разработан онлайн-тест. Он состоит из 10 вопросов, задания 1 -8 оцениваются в один балл. В заданиях 9 -10 нужно вставить пропущенные слова. Девятое задание оценивается тремя баллами, десятое - 4 баллами. Ниже приведен пример (рис. 3).

После его завершения представляются результаты тестирования. Выводится количество баллов и оценка (рис. 4).

Этап рефлексии проходит через приложение Google. Обучающие заполняют электронную форму и отправляют учителю (рис. 5).

Актуализация знаний

Раздел физики, изучающий световые явления называется механикой. Верно Не верно

Свет проходит расстояние от солнца до земли примерно за 8 минут. Верно Не верно

Лампа является естественным источником света. Верно Не верно

Световой луч это линия, вдоль которой распространяется световая энергия. Верно Не верно

Свет в однородной среде распространяется по окружности. Верно Не верно

Рис. 1. Актуализация знаний

Рис. 2. Фрагмент презентации по теме «Законы геометрической оптики»

00:21

11_Тест "Геометрическая оптика"

1 с™ 1 из 10

Геометрической оптикой называется раздел оптики, в котором:

О изучаются законы распространения в прозрачных средах световой энергии на основе представления о световом луче О изучаются законы распространения в не прозрачных средах световой энергии на основе представления о световом луче О глубоко рассматриваются свойства света и его взаимодействие с веществом

Далее

Автор: Карих Ольга Сергеевна

Завершить

Рис. 3. Фрагмент онлайн-теста

Рис. 4. Результат тестирования

Рефлексия

* Обязательно

Фамилия, Имя *

Мой ответ

Сегодня на уроке я узнал ' Мой ответ

Мне было интересно? * Мой ответ

Больше всего мне понравилось: *

Рис. 5. Рефлексия

Учитель может посмотреть ответ каждого ученика и оценить его качество учебной деятельности на уроке.

Дистанционное обучение позволяет обеспечивать личностную ориентацию образования для каждого обучающегося, даёт учиться в более удобное для него время с учётом его познавательных потребностей. Непрерывно расширяется база контрольных работ, тестовых заданий и аналогичных материалов в различных методических изданиях и в сети Интернет. Образовательные результаты создаются в результате организации учебной деятельности через постановку учеником учебных целей. Ученик поставлен в ситуацию самостоятельного поиска и использования необходимых средств и способов достижения целей, контроля и оценки процесса [4].

Таким образом, изучив литературу, проанализировав данный метод обучения, можно определить преимущества и недостатки.

Преимущества заключаются: в индивидуальной скорости изучения материала (отсутствии временных рамок, один ученик может усвоить материал за час, другой - за 15 минут, при этом не препятствуя друг другу); возможности вернуться к любому этапу урока для повторения или уточнения информации; наличии доступного материала по теме, наглядных пособий.

Недостатки состоят: в отсутствии возможности проконтролировать выполнение работы именно обучающимся; отсутствии коллективной работы, снижении мотивации; отсутствии возможности проведения лабораторных экспериментов.

Нами были разработаны дидактические материалы к уроку «Введение в геометрическую оптику. Законы отражения света»: вопросы для проверки знаний по предыдущей теме; интерактивная презентация; он-лайн-тест; вопросы для обсуждения на этапе рефлексии (электронная форма с использованием возможностей Google сервиса).

Библиографический список

1. Абрамовский А. Л. Дистанционное образование на современном этапе развития российского высшего образования: дис. ...канд. социол. наук. Тюмень, 2014. 203 с.

2. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. М.: МЭСИ, 1997. 254 с.

3. Материалы для организации дистанционного обучения. Физика (10-11 классы). URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/fizika/metodicheskie-materialy/dist-ob-fizika-10-11 .html (дата обращения: 03. 12.2020).

4. Физика.га: Клуб для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей: [сайт]. URL: http://www.fizika.ru (дата обращения: 10.04.2021).

© Болобаева О. С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.