Научная статья на тему 'Возможности привлечения инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства в электроэнергетику региона'

Возможности привлечения инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства в электроэнергетику региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
920
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ И ИНВЕСТИРОВАНИЯ ГЕНЕРИРУЮЩИХ МОЩНОСТЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ДОГОВОР НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МОЩНОСТИ / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / DEVELOPMENT AND INVESTMENT MECHANISMS OF GENERATING CAPACITIES / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / POWER INDUSTRY / CONTRACT FOR GRANTING POWER / CONCESSION AGREEMENT / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышев Евгений Анатольевич, Кашурников Антон Николаевич

Показано, что имеется высокая степень изношенности оборудования и энергетическая отрасль испытывает потребность в инвестициях на внедрение новых, модернизацию и техническое перевооружение действующих объектов. В этом случае инвестиции являются эффективным инструментом бизнеса для обеспечения долгосрочного развития, достижения стратегических целей и получения стабильных прибылей на перспективу. Показано, что в конкурентных секторах, прежде всего в тепловой генерации, в основном преобладают частные инвестиции, а в монопольном секторе, который находится в государственной собственности и остается объектом тарифного регулирования, в качестве источника инвестиций используются долгосрочные кредитные ресурсы, бюджетные средства и тарифная выручка. Особенностью российской энергетики в настоящее время является то, что инвестиционные программы большинства генерирующих компаний основаны на применении механизма договора предоставления мощности (ДПМ), что делает данные проекты более привлекательными для инвесторов. Но при реконструкции и модернизации существующих генерирующих компаний данный механизм не используется. Применение механизма государственно-частного партнерства может решить задачу регионального и межрегионального развития энергетической инфраструктуры, что является особенно актуальным для регионов Сибири и Дальнего Востока. Предложена концептуальная схема государственно-частного партнерства в электроэнергетике и обоснованы выгоды от реализации инвестиционных проектов при государственно-частном партнерстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of Investments Attraction with the Use of Mechanisms of State and Private Partnership in the Regional Power Industry

In article it is shown that there is a high degree of equipment wear and the power branch feels some need for investments for introduction of new ones, modernization and technical renovation of functioning objects. In this case investments are the effective instrument of business for ensuring long-term development, achievement of strategic objectives and receiving stable profits in future. It is shown that in competitive sectors, first of all in thermal generation, private investments generally prevail, and in the exclusive sector which is in state ownership and remains the object of tariff regulation, as a source of investments long-term credit resources, budgetary funds and tariff revenue are used. Now the peculiarity of the Russian power is that investment programs of the majority of generation companies are based on the use of the contract mechanism of granting power that does these projects more attractive for investors. But during reconstruction and modernization of the existing generation companies this mechanism isn't used. The use of state-private partnership mechanism can solve a problem of regional and interregional development of power infrastructure that is especially actual for regions of Siberia and the Far East. The conceptual scheme of state-private partnership in power industry is offered and benefits from implementation of investment projects are proved at stateprivate partnership

Текст научной работы на тему «Возможности привлечения инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства в электроэнергетику региона»

УДК 330.332

Малышев Евгений Анатольевич Evgeny Malyshev

Кашурников Антон Николаевич Anton Kashurnikov

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКУ РЕГИОНА

POSSIBILITIES OF INVESTMENTS ATTRACTION WITH THE USE OF MECHANISMS OF STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP IN THE REGIONAL POWER INDUSTRY

Показано, что имеется высокая степень изношенности оборудования и энергетическая отрасль испытывает потребность в инвестициях на внедрение новых, модернизацию и техническое перевооружение действующих объектов. В этом случае инвестиции являются эффективным инструментом бизнеса для обеспечения долгосрочного развития, достижения стратегических целей и получения стабильных прибылей на перспективу. Показано, что в конкурентных секторах, прежде всего в тепловой генерации, в основном преобладают частные инвестиции, а в монопольном секторе, который находится в государственной собственности и остается объектом тарифного регулирования, в качестве источника инвестиций используются долгосрочные кредитные ресурсы, бюджетные средства и тарифная выручка.

Особенностью российской энергетики в настоящее время является то, что инвестиционные программы большинства генерирующих компаний основаны на применении механизма договора предоставления мощности (ДПМ), что делает данные проекты более привлекательными для инвесторов. Но при реконструкции и модернизации существующих генерирующих компаний данный механизм не используется.

Применение механизма государственно-частного партнерства может решить задачу регионального и межрегионального развития энергетической инфраструктуры, что является особенно актуальным для регионов Сибири и Дальнего Востока.

In article it is shown that there is a high degree of equipment wear and the power branch feels some need for investments for introduction of new ones, modernization and technical renovation of functioning objects. In this case investments are the effective instrument of business for ensuring long-term development, achievement of strategic objectives and receiving stable profits in future.

It is shown that in competitive sectors, first of all in thermal generation, private investments generally prevail, and in the exclusive sector which is in state ownership and remains the object of tariff regulation, as a source of investments long-term credit resources, budgetary funds and tariff revenue are used.

Now the peculiarity of the Russian power is that investment programs of the majority of generation companies are based on the use of the contract mechanism of granting power that does these projects more attractive for investors. But during reconstruction and modernization of the existing generation companies this mechanism isn't used.

The use of state-private partnership mechanism can solve a problem of regional and interregional development of power infrastructure that is especially actual for regions of Siberia and the Far East.

The conceptual scheme of state-private partnership in power industry is offered and benefits from implementation of investment projects are proved at stateprivate partnership

Предложена концептуальная схема государственно-частного партнерства в электроэнергетике и обоснованы выгоды от реализации инвестиционных проектов при государственно-частном партнерстве

Ключевые слова: механизмы развития и инвестирования генерирующих мощностей, государственно-частное партнерство, электроэнергетика, договор на предоставление мощности, концессионное соглашение, инвестиции

Key words: development and investment mechanisms of generating capacities, state-private partnership, power industry, contract for granting power, concession agreement, investments

Работа выполнена в рамках госзадания ЗабГУ2020-2014/255 № 2598

Сохранение энергетической независимости является стратегической задачей России. Общеизвестно, что энергетическая отрасль испытывает потребность в инвестициях на внедрение новых, модернизацию и техническое перевооружение действующих объектов. Помимо мер по увеличению объемов выработки электроэнергии необходимо проводить замену устаревшего и изношенного оборудования, которое выработало свой ресурс [8]. Высокая степень изношенности оборудования электростанций приводит к снижению надежности и эффективности его работы. КПД ТЭС в России составляет 36,6 %, в то время как в мире 39...41,5 % [13]. В связи с этим проблема инвестиционного обеспечения строительства новых электростанций и объектов электросетевой инфраструктуры является актуальной.

В ходе реформы электроэнергетическая отрасль разделена на потенциально-конкурентные (генерация и сбыт) и естественно-монопольные (передача, распределение и диспетчеризация) виды деятельности. Такое разделение по видам деятельности позволяет применять специфические для каждого вида инвестиционные механизмы. В конкурентных секторах, прежде всего в тепловой генерации, в основном преобладают частные инвестиции. В монопольном же секторе, который находится в государственной собственности и остается объектом тарифного регулирования, в качестве источника инвестиций

используются долгосрочные кредитные ресурсы, бюджетные средства и тарифная выручка. При этом необходимо учитывать не только отличия предприятий электроэнергетики по видам деятельности, но и по форме собственности (частные и государственные) [13] (рис. 1).

В этом случае инвестиции являются эффективным инструментом бизнеса для обеспечения долгосрочного развития, достижения стратегических целей и получения стабильных прибылей на перспективу. При этом они являются связующим звеном между текущей деятельностью компании и будущим ее развитием и позволяют обеспечивать поступательное развитие за счет трансформации существующих ресурсов в новый капитал, обеспечивающий повышение эффективности хозяйственной деятельности [3].

Особенностью российской энергетики в настоящее время является то, что инвестиционные программы большинства генерирующих компаний основаны на применении механизма ДПМ, что делает данные проекты более привлекательными для инвесторов. Новые энергоблоки и станции, включенные в ДПМ, имеют конкурентное преимущество и с точки зрения продажи электроэнергии, то есть в первую очередь продается энергия самых современных и эффективных станций с наименьшими топливными затратами. Новые энергоблоки гораздо более эффективны, чем существующие мощности, поэтому доход по электроэнергии им фактически гарантирован.

Однако, несмотря на то, что новые объекты электроэнергетики продолжают

вводиться в эксплуатацию, в условиях износа активной части фондов энергетического комплекса, многие из которых уже выработали свой ресурс, также накоплен внушительный долг по обновлению устаревших, энергетических объектов. Именно поэтому в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. [1] предлагается использование механизмов государствен-

но-частного партнерства для достижения необходимого энергетического потенциала, энергетической безопасности, а также развития энергетической инфраструктуры, геологоразведки, подготовки и освоения новых месторождений; поддержания стратегических инициатив при реализации энергетических проектов и обеспечения бюджетной эффективности энергетики [7].

Рис. 1. Механизмы привлечения инвестиций в электроэнергетическую отрасль

Применение механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) может решить задачу регионального и межрегионального развития энергетической инфраструктуры, что является особенно актуальным для регионов Сибири и Дальнего Востока. Привлечение средств частных инвесторов позволит решить проблему замены устаревшего оборудования, более эффективного управления энергетическими инфраструктурными проектами. Однако для успешной реализации проектов на основе государственно-частного партнерства необходимо создать эффективную модель государственно-частного партнерства в рамках действующего федерального и ре-

гионального законодательства, разработать финансовую модель, обеспечивающую возвратность вложенных инвестиций, обеспечить взаимовыгодное сотрудничество органов исполнительной власти и частных инвесторов.

Как форма взаимодействия государственной власти и частного бизнеса государственно-частное партнерство применимо в тех отраслях, где государство, являясь собственником, одновременно стремится привлечь бизнес для реализации общественно значимых инвестиционных проектов. Поэтому электроэнергетика является одной из перспективных отраслей для применения государственно-частного партнерства, так

как, с одной стороны, в данной отрасли есть компании с государственным участием, а с другой, — в электроэнергетике существует высокая потребность в модернизации из-за износа основных фондов. В связи с этим передача некоторых функций частному инвестору в рамках государственно-частного партнерства позволит сократить расходы бюджета путем повышения эффективности и качества предоставления услуг, контроля издержек, обеспечения доступности новых технологий и новаторских методов управления, сокращения

численности административного и управленческого персонала [4].

Сотрудничество государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства требует согласования интересов. Государство, реализуя стратегические планы по развитию энергетической отрасли, заинтересовано в увеличении объемов и улучшении качества услуг. Инвесторы, вкладывая финансовые средства, стремятся стабильно получать прибыль. При этом обе стороны заинтересованы в успешной реализации инвестиционных проектов.

Рис. 2. Организационная схема государственно-частного партнерства

В большинстве случаев механизм государственно-частного партнерства носит инвестиционный характер, что проявляется в специфике целей и форме организации данного партнерства. Поэтому базовыми признаками государственно-частного партнерства являются:

— сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

— взаимодействие сторон заключается на юридической основе;

— взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

— в процессе реализации проектов на основе ГЧП ресурсы и вклады сторон объединяются;

— финансовые риски, затраты и результаты распределяются между сторонами в определенных пропорциях [4, С. 119].

Таким образом, партнерство государства и частных инвестиций позволяет привлечь в государственный сектор экономики дополнительные ресурсы. В этой связи происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов. С одной стороны, государства — в форме его собственности, с другой, бизнеса — в виде применения современных частнопредпринимательских методов хозяйствования, менеджмента, а также привлечения инвестиций и внедрения инноваций. В результате удается повысить эффективность использования государственной собственности [4, С. 117].

Каждая из представленных сторон государственно-частного партнерства вносит свой вклад в реализацию инвестиционного проекта. Бизнес вкладывает финансовые

ресурсы (капитал), эффективный менеджмент, способность к внедрению современных и эффективных методов работы, совершенствованию техники и технологий, развитию новых форм организации производства.

От реализации инновационных проектов при государственно-частном партнерстве все заинтересованные стороны имеют соответствующие преимущества и выгоды (рис. 4).

В научной литературе и в нормативных актах последних лет нет единого определения и понимания государственно-частного партнерства. Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса прямо или косвенно относятся к ГЧП. С правовой точки зрения следует согласиться с определением государственно-частного партнерства, данным М.В. Виллисовым [5, С. 15], который

Государство, имея правомочия собственника, предоставляет бизнесу налоговые и иные льготы и гарантии. Кроме этого, государство имеет возможность осуществлять контроль и регулирование общественных интересов (рис. 3).

представляет государственно-частное партнерство как правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления.

Правомерна и точка зрения М.В. Бор-талевича [4, С. 118], определяющего ГЧП как объединение материальных и нематериальных ресурсов общества ( государства или органов местного самоуправления) и частного сектора на взаимовыгодной основе для создания общественных благ или оказания общественных услуг.

Государственные органы власти

ГОСУДАРСТВО

Государственная

собственность (доля государства в Уставном капитале энергетических компаний)

Регулирование, контроль и надзор

Инвестиции в развитие

инфраструктуры

ГОСУДАРСТВЕН НО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Реализация инвестиционного проекта (строительство энергетического объекта)

Менеджмент

Принципы и методы частнопредпринимательского хозяйствования

Налоговые платежи

Финансовый результат деятельности

Рис. 3. Концептуальная схема государственно-частного партнерства

в электроэнергетике

Рис. 4. Выгоды от реализации инвестиционных проектов при государственно-частном партнерстве

На федеральном уровне в настоящее время еще не принят закон, определяющий понятие «государственно-частное партнерство». Хотя для регионов разработаны модельные законы о государственно-частном партнерстве.

В частности, в 2010 г. принят закон «О государственно-частном партнерстве в Забайкальском крае» с целью правового регулирования ГЧП на региональном уровне, в котором понятие ГЧП определяется как взаимовыгодное сотрудничество Забайкальского края с российскими или

иностранными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, которое осуществляется путем заключения соглашений, направленных на реализацию социально значимых, инвестиционных, инфраструктурных, инновационных проектов и программ в социально-экономической сфере [2].

Эффективность государственно-частного партнерства в Забайкальском крае не установлена, так как существующие проекты находятся на стадии проработки и подписания договоров.

В настоящее время функционирует ОАО «Фонд инвестиционного развития Забайкальского края», предоставляющий займы субъектам малого и среднего предпринимательства, микрофинансовым организациям, а также оказывающий содействие в создании инновационной инфраструктуры края. Фонд разработал механизм реализации инвестиционных проектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований на принципах ГЧП с использованием муниципальных гарантий в качестве обеспечения обязательств между собственником объектов инфраструктуры и обслуживающей организацией. Кроме этого, правительство Забайкальского края постоянно взаимодействует с представителями таких крупных монополий, как ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «ОГК-3», ОАО «Гидро-ОГК» и инвесторов, реализующих на территории края крупные инвестиционные проекты. Государственная поддержка инвесторов в крае осуществляется на основе предоставления налоговых льгот, льгот по аренде имущества, являющегося государственной собственностью Забайкальского края, предоставляется субсидирование за счет средств бюджета края части процентной ставки за пользование кредитом и т.п.

Также в Забайкальском крае нет широкого применения такой актуальной формы государственно-частного партнерства,

Литература_

1. Российская Федерация. Правительство. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030): Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 13.11.2009 г. № 1715-р. Режим доступа: http: //minenergo. gov. ru / aboutminen / energostrategy /

2. Законодательное Собрание Забайкальского края. «О государственно-частном партнерстве в Забайкальском крае»: закон от 7 июня 2010 г. № 374- 33К. Режим доступа: http://docs.pravo.ru/ document/view/15449959/12340434/

3. Бадалов А.Л Развитие методологии управления инвестиционной деятельностью в компаниях топливно-энергетического комплекса: дисс... д-ра экон. наук: 08.00.05. Москва, 2009. 268 с.

как концессионные соглашения. Но, несмотря на трудности внедрения ГЧП в области энергетики, в настоящее время в с. Тупик Тунгиро-Олекминского района Забайкальского края реализуется проект строительства мини-ТЭЦ на древесном топливе, для реализации которого заключено концессионное соглашение между администрацией муниципального района «Тунгиро-Олекмин-ский район» и ООО «Коммунальник» на строительство и эксплуатацию мини-ТЭЦ [6].

При всех положительных сторонах государственно-частного партнерства проектов в этой области недостаточно, что связано с рядом проблем. В частности, законодательство должно определить правовые основы создания экономических зон регионального типа, формы поддержки данных зон на федеральном уровне, предоставить полномочия субъектам РФ по предоставлению налоговых льгот инвесторам, создающим новое производство на территориях регионов, распространить на регионы действие федеральных льгот и преференций. Кроме этого, на федеральном уровне необходимо принять закон о государственно-частном партнерстве, прописывающем права и обязанности каждой из сторон, определяющем позиции относительно собственности, структуру налогообложения и регулирование конфликтов интересов участников [6].

_References

1. Rossiyskaya Federatsiya. Pravitelstvo. En-ergeticheskaya strategiya Rossii na period do 2030: Rasporyazhenie Pravitelstva Ros. Federatsii ot 13.11.2009 g. № 1715-r. (Power strategy of Russia for the period to 2030) Available at: http://minenergo. gov.ru/ aboutminen/energostrategy/

2. Zakonodatelnoe Sobranie Zabaykalskogo kraya. «O gosudarst-venno-chastnom partnerstve v Zabaykalskom krae»: zakon ot 7 iyunya 2010 g. № 374- 33K (About state-private partnership in Zabai-kalsky Krai) Available at: http://docs.pravo.ru/docu-ment/view/l5449959/12340434/

3. Badalov A.L Razvitie metodologii uprav-leniya investitsionnoy deyatelynostiyu v kompaniyah toplivnojenergeticheskogo kompleksa (Development of methodology of investment activity management in

4. Борталевич С.И. Инновационные процессы в энергетике // Вестн. Челябинского гос. ун-та. 2011. № 36 (251). С. 117-123.

5. Виллисов М.В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Сайт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusrand.ru/ vlast/publikac/ partn/.

6. Информация Министерства экономического развития Забайкальского края. «Государственно-частное партнерство как современный инструмент региональной экономической политики: проблемы становления и развития» (Забайкальский край). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// archiv. council. gov. ru/kom_home / ccf_fedst/files/ download/Zabaikalie_gchp.pdf

7. Катеров Ф.В., Ильченко С.М. Развитие государственно-частного партнерства в энергетике России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: матер. междунар. заоч. науч.-практ. конф. (19 июня 2013 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/8306-2013-06-29-00-27-49

8. Леонтьев В.Е., Ахтямова Г.Д., Кагилев А.В. Механизмы привлечения инвестиций в рамках реформы электроэнергетики России // Вестн. Ивановского гос. энергетического ун-та. 2007. Вып. 1.

9. Малышев Е.А., Знаменская И.Р. Российская и зарубежная практика государственно-частного партнерства в сфере эксплуатации региональных систем теплоснабжения // Вестник Заб. гос. ун-та. Чита, 2014. № 3(106). С.132-139.

10. Малышев Е.А., Кашурников А.Н. Механизмы государтсвенно-частного партнерства в электроэнергетике региона // Совершенствование стратегического управления корпорациями и региональная инновационная политика: матер. Росс. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2013. С. 189-192.

11. Малышев Е.А. Теоретико-методологический подход к выбору приоритетов инновационного развития приграничного региона. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2012. 451 с.

12. Татаркин А.И., Романова О. А. Промышленная политика и механизм ее реализации: системный подход // Экономика региона. 2007. № 3. С. 19-31.

the fuel and energy complex companies): diss... doctor econom. sciences: 08.00.05. Moskva, 2009. 268 p.

4. Bortalevich S.I. Vestn. Chelyabinskogo Gos. Unit. (Chelyabinsk State University), 201, no. 36 (251). P.117-123.

5. Villisov M.V. Sait Tsentra problemnogo analiza i gosudarstvenno-upravlencheskogo proektirovani-ya. (Problem analysis Center and state governmental projection site). Available at: http://www.rusrand. ru/vlast/publikac/ partn/.

6. Informatsiya Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya Zabaykalskogo kraya. «Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak sovremenny instrument re-gionalnoy ekonomicheskoy politiki: problemy stanov-leniya i razvitiya» (Zabaykalsky kray). (Information from the Ministry of Economic evelopment of the Transbaikal region. «Public-private partnership as a modern tool of regional economic policy: problems of formation and development» (Transbaikal region). Available at: http://archiv.council.gov.ru/kom_ home/ ccf_fedst/ files/ download/ Zabaikalie_gchp.pdf

7. Katerov F.V., Ilichenko S.M. Ekonomika i sovremenny menedzhment: teoriya i praktika: materi-aly mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-praktiches-koy konferentsii. (19 iyunya 2013 g.) (Economy and modern management theory and practice: materials of the international correspondence scientific-practical conference. (June 19, 2013). Available at: http:// sibac.info/2009-07-01-10-21-16/8306-2013-06-29-00-27-49

8. Leontiev V.E., Akhtyamova G.D., Kagilev A.V. Vestn. Ivanovsk. Gos. energetich. Univ. (Bulletin of the Ivanovo State Power University), 2007. v. 1.

9. Malyshev E.A., Znamenskaya I.R. Vestnik Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2014. no. 3 (106). P. 132-139.

10. Malyshev E.A., Kashurnikov A.N. Sovershen-stvovanie strategicheskogo upravleniya korporatsiya-mi i regionalnaya innovatsionnaya politika:мaterialy Ross. nauch. -prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (Improvement of strategic management by corporations and regional innovative policy: materials of the Russian scientific and practical conference with the international participation). Perm, 2013. P. 189-192.

11. Malyshev E.A. Teoretiko-metodologichesky podhod k vyboru prioritetov innovatsionnogo razvitiya prigranichnogo regiona (Theoretic and methodological approach to a choice of innovative development priorities of the border region). Ekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN. 2012. 451 p.

12. Tatarkin A.I., Romanova O.A. Ekonomika regiona (Regional economy). 2007. no. 3. P. 19-31.

13. Экономика и управление в современной электроэнергетике России: пособие для менеджеров электроэнергетических компаний / Под ред. А.Б. Чубайса. М.: КОНЦ ЕС, 2009. 616 с.

13. Еkonomika i upravlenie v sovremennoy elek-tro-energetike Rossii: posobie dlya menedzherov elek-tro-energeticheskihkompaniy (Economy and management in modern power industry of Russia: manual for managers of energy companies). pod redaktsiey A.B. Chubaysa. M.: NP «KONTs ES», 2009. 616 p.

Коротко об авторах_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Малышев Е.А., д-р экон. наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономика и управление на энергетических предприятиях», Забайкальский государственный университет, Чита, РФ [email protected]

Научные интересы: экономика энергетики, региональная экономика, бизнес-планирование, менеджмент, маркетинг, энергетика

_Briefly about the authors

E. Malyshev, doctor of economic sciences, associate professor, head of the Economy and Management at the Power Enterprises department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: power economy, regional economy, business planning, management, marketing, power

Кашурников А.Н., аспирант, Забайкальский государственный университет, Чита, РФ

Научные интересы: региональная экономика, экономика энергетики, инвестиции

A. Kashurnikov, postgraduate, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: regional economy, economy of power, investment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.